ХV Московский Пасхальный фестиваль. 125 лет со дня рождения Сергея Прокофьева : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    ХV Московский Пасхальный фестиваль.
    125 лет со дня рождения Сергея Прокофьева

    2 мая 2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Прокофьев
    (125 лет со дня рождения)
    «Иван Грозный» – оратория для чтеца, солистов, хора и оркестра

    12+

    Симфонический оркестр Мариинского театра

    Информация предоставлена Пресс-службой Благотворительного фонда «Фонд Валерия Гергиева»

    Оркестр Мариинского театра – уникальный театральный коллектив, ведущий самостоятельную концертную деятельность, включенный в список 20 лучших оркестров мира по результатам опроса ведущих музыкальных критиков крупнейших изданий Европы, Америки и Азии (2008). Умение быстро осваивать новые сложнейшие партитуры, владение всеми жанрами симфонической музыки, гибкость при работе с разными дирижерами и солистами наряду с невероятно насыщенным гастрольным графиком делают петербургский коллектив самым универсальным оркестром в мире.

    История коллектива восходит к первому оркестру Санкт-Петербургской Императорской оперы и насчитывает более двухсот лет. У его истоков стояли Катерино Кавос, руководивший коллективом почти 50 лет, и Константин Лядов. Расцвет оркестра Мариинского театра пришелся на период руководства Эдуарда Направника, который расширил театральный репертуар более чем на 100 спектаклей и вывел оркестр на европейский уровень исполнительского мастерства. Эстафету Направника последовательно приняли выдающиеся дирижеры советского времени: Владимир Дранишников, Евгений Мравинский, начавший в нем свой творческий путь, Арий Пазовский, Сергей Ельцин, Борис Хайкин, Павел Фельдт, Константин Симеонов, Юрий Темирканов. 

    За всю историю оркестра за его пультом стояли Г. Берлиоз, Р. Вагнер, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Малер, Г. фон Бюлов, А. Шёнберг, О. Клемперер, А. Никиш, В. Менгельберг, Б. Вальтер, К. Клайбер. Оркестр Мариинского театра участвовал в бесчисленном количестве первых постановок отечественных, а также первых постановок на русской сцене зарубежных оперных и балетных спектаклей, среди которых оперы М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Серова, А. Рубинштейна, М. Мусоргского, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, оперы и балеты П. Чайковского, С. Прокофьева, Дж. Россини, В. А. Моцарта, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Дж. Пуччини, Р. Вагнера, Р. Штрауса, Д. Обера, Дж. Мейербера, балеты Р. Дриго, Ч. Пуни, Б. Асафьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, В. Соловьева-Седого, А. Петрова

    В 1978 году в Мариинский (Кировский) театр на должность дирижера был приглашен Валерий Гергиев, возглавивший театр в 1996 году. С его приходом репертуар оркестра пополнился гигантским количеством оперных партитур и симфонической музыки и в настоящее время включает в себя все оперы Вагнера, включая тетралогию «Кольцо нибелунга», все оперы Прокофьева и Шостаковича, значительную часть оперного наследия Римского-Корсакова и Чайковского, обе авторские редакции «Бориса Годунова» Мусоргского, оперы Р. Штрауса, Яначека, Моцарта, Пуччини, Доницетти, все симфонии Бетховена, Малера, Прокофьева, Шостаковича, произведения Стравинского, Мессиана, Дютийё, Хенце, Щедрина, Тищенко, Губайдулиной, Канчели, Каретникова и многих других композиторов. Обогащению репертуара и быстрому росту исполнительского уровня способствовали открытие уникального по своей акустике Концертного зала Мариинского театра (2006) и новой сцены Мариинского театра (2013).

    Несмотря на ежедневные выступления на трех театральных площадках, оркестру удается сохранять плотный гастрольный график. Под руководством Гергиева Мариинский оркестр выступает на крупнейших оперных сценах и в лучших концертных залах мира. Только за последний год оркестр представил масштабные гастрольные программы во Франции, Испании, на Тайване, в Китае, Италии, Японии, Германии, Австрии, Великобритании. Настоящими «Русскими сезонами» назвал Валерий Гергиев гастроли Мариинского театра в США в январе – феврале 2015 года, где артисты Мариинского оркестра представили программы, полностью составленные из произведений Мусоргского, Чайковского, Рахманинова,  Прокофьева, Шостаковича и  Щедрина.

    Валерий Гергиев

    Валерий Гергиев – ярчайший представитель петербургской дирижерской школы, ученик легендарного профессора Ильи Мусина. Еще студентом Ленинградской консерватории Гергиев одержал победу на конкурсе им. Герберта фон Караяна в Берлине и на Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве, после чего был приглашен в Кировский (ныне Мариинский) театр на место ассистента главного дирижера. Его дирижерским дебютом в театре 12 января 1978 года стала опера Сергея Прокофьева «Война и мир». В 1988 году Валерий Гергиев был избран музыкальным руководителем Мариинского театра, а в 1996-м – его художественным руководителем – директором (он принял руководство оркестром, оперной и балетной труппами). C декабря 2023 года Валерий Гергиев также генеральный директор Большого театра России и сопредседатель Союза театральных деятелей России по музыкальному направлению.

    С приходом Валерия Гергиева в Мариинский театр традицией стали крупные тематические фестивали, приуроченные к юбилеям композиторов. В рамках таких фестивалей звучали не только хорошо известные партитуры, но и редко исполнявшиеся – или вообще прежде не видевшие сцены – сочинения. Традиция юбилейных фестивалей продолжается и в XXI веке: празднованием 100-летия Шостаковича в 2006 году, 175-летия Чайковского в 2015-м, 125-летия Прокофьева в 2016-м, 175-летия Римского-Корсакова в 2019-м, 90-летия Щедрина в 2022-м.

    Усилиями маэстро Гергиева на сцену Мариинского театра вернулись оперы Рихарда Вагнера. В 1997 году прозвучал «Парсифаль», не видевший российской сцены более восьмидесяти лет, в 1999-м возрожден «Лоэнгрин», а к 2003-му целиком поставлена грандиозная оперная тетралогия «Кольцо нибелунга». Это было первое после почти столетнего перерыва полное исполнение тетралогии на российской сцене и первое в России – на языке оригинала. Тетралогия с успехом шла на гастролях Мариинского театра в Москве, а также за границей – в США, Южной Корее, Японии, Великобритании и Испании. В репертуаре театра закрепились постановки «Тристана и Изольды» (2005) и «Летучего голландца» (1998, 2008).

    Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева вышел на новый уровень, освоив не только новые оперные и балетные партитуры, но и обширный симфонический репертуар – все симфонии Бетховена, Брамса, Чайковского, Малера, Сибелиуса, Прокофьева, Шостаковича, сочинения Берлиоза, Брукнера, Римского-Корсакова, Р. Штрауса, Скрябина, Рахманинова, Стравинского, Мессиана, Дютийё, Уствольской, Щедрина, Канчели и многих других композиторов.

    Под руководством Валерия Гергиева Мариинский театр превратился в масштабный театрально-концертный комплекс, не имеющий аналогов в мире. В 2006 году был открыт Концертный зал, в 2013-м – вторая сцена театра (Мариинский-2), с 1 января 2016 года у Мариинского театра появился филиал во Владивостоке (Приморская сцена), а с 2017-го – во Владикавказе. Среди других проектов Валерия Гергиева, реализованных в Мариинском театре, – организация медиавещания, проведение онлайн-трансляций концертов, создание звукозаписывающей студии. В 2009-м начал свою работу лейбл Mariinsky, на котором к настоящему моменту вышло уже более тридцати дисков, получивших признание критики и публики во всем мире: симфонии и фортепианные концерты Чайковского и Шостаковича, оперы Вагнера, Массне, Доницетти и целый ряд других произведений. На DVD выпущены записи сочинений Верди («Аттила»), Чайковского (симфонии), Римского-Корсакова («Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»), Р. Штрауса («Женщина без тени»), Прокофьева («Ромео и Джульетта», «Золушка», «Игрок», «Семен Котко»), Щедрина («Левша»).

    На протяжении всех этих лет международная деятельность Валерия Гергиева была не менее насыщенна и активна, но сегодня маэстро полностью сконцентрирован на работе дома, в России, и прежде всего – в Мариинском театре. 

    В 1991 году маэстро дебютировал в Баварской государственной опере («Борис Годунов» Мусоргского), в 1993-м – в Ковент-Гардене («Евгений Онегин» Чайковского), в 1994-м – в Метрополитен-опере («Отелло» Верди с Пласидо Доминго в заглавной роли). Работал с Международным оркестром мира (которым руководил с 1997 года, после кончины основателя коллектива – Георга Шолти), с филармоническими оркестрами Берлина, Парижа, Вены, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, симфоническими оркестрами Чикаго, Кливленда, Бостона, Сан-Франциско, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), а также многими другими коллективами. С 1995 по 2008 год Валерий Гергиев занимал пост главного дирижера Роттердамского филармонического оркестра (затем был почетным дирижером этого коллектива), с 2007 по 2015 год – Лондонского симфонического оркестра. В 2015–2022 годах маэстро возглавлял Мюнхенский филармонический оркестр, в 2018–2022 годах – Оркестр Музыкального фестиваля Вербье.

    Валерий Гергиев – основатель престижных международных фестивалей, в числе которых – «Звезды белых ночей» (1993), Московский Пасхальный фестиваль (2002), Гергиев-фестиваль в Роттердаме, Музыкальный фестиваль в Миккели (Финляндия), «360 градусов» в Мюнхене. С 2011-го он возглавляет оргкомитет Международного конкурса им. П. И. Чайковского. Валерий Гергиев уделяет огромное внимание работе с молодыми музыкантами. По его инициативе было возрождено Всероссийское хоровое общество, на базе которого создан Детский хор России, выступавший в Мариинском-2, Концертном зале Мариинского театра, Большом театре России и на закрытии XXII зимних Олимпийских игр в Сочи. С 2013 по 2022 год маэстро руководил Национальным молодежным оркестром США, регулярно выступал с молодежными оркестрами фестиваля в Шлезвиг-Гольштейне, фестиваля в Вербье и Тихоокеанского музыкального фестиваля в Саппоро. С 2015 года в Мариинском театре проходит фестиваль «Мариинский NEXT», в котором участвуют детские и молодежные оркестры Санкт-Петербурга.

    Музыкальная и общественная деятельность Валерия Гергиева отмечена тремя Государственными премиями Российской Федерации (1993, 1998, 2015), званиями народного артиста Российской Федерации (1996) и Героя Труда (2013), орденом «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени (2003, 2008), орденом Александра Невского (2016), премией Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства (2017), высокими государственными наградами Армении, Болгарии, Германии, Италии, Нидерландов, Польши, Франции, Японии.

    Алексей Петренко

    Алексей Петренко – выдающийся российский актер, впечатляющий мощью и силой своего дарования, завораживающий яркой харизмой, искренностью и убедительностью созданных им героев. Театроведы единодушно отмечают поразительную широту его диапазона, способность к глубокому проникновению в суть образа. Режиссер Э. Климов назвал Петренко «не персонажем, а персоной», подразумевая, что порой достаточно лишь одного его присутствия в кадре или на сцене, чтобы зарядить мощной энергетикой все пространство.

    Актёрский путь Алексея Петренко складывался непросто. Он родился в Черниговской области в крестьянской семье. В театральный институт поступил с третьего раза, до этого освоил несколько рабочих профессий. После окончания в 1961 году Харьковского театрального училища он работал актером в Запорожском музыкально-драматическом театре имени Щорса и Донецком русском драматическом театре в Жданове (Мариуполе). Затем получил приглашение от режиссера Игоря Владимирова в Театр имени Ленсовета в Ленинграде, где играл небольшие, но яркие роли (Бьенделло в «Укрощении строптивой», граф Воронцов из «Пушкина в Одессе», Свидригайлов в инсценировке «Преступления и наказания»). Случайно оказавшись на спектакле с его участием, режиссер Э. Климов пригласил артиста на пробу на роль Распутина в фильме «Агония» (1975) и открыл новое имя для советского кинематографа (по цензурным соображениям эта картина была не доступна широкому зрителю и вышла в прокат лишь в 1985 году). В 70-х годах А. Петренко перебрался в Москву, где играл на разных сценах – Драматическом театре на Малой Бронной, MXАТе, «Школе драматического искусства» под руководством Анатолия Васильева, «Школе современной пьесы». С 1991 года стал штатным актером Киностудии имени М. Горького.

    Любую свою роль, пусть даже второстепенную, Алексей Петренко превращает в нечто значительное. Не потому ли в его фильмографии так много незаурядных личностей, обладающие авторитетом и силой власти над другими? Это Григорий Распутин в фильме «Агония» Э. Климова и Петр Великий в кинокартине А. Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (блистательным партнером Петренко был Владимир Высоцкий), купец Мокий Парменыч в «Жестоком романсе» Э. Рязанова и генерал Радлов в «Сибирском цирюльнике» С. Михалкова, председатель сельсовета в «Прощании» Э. Климова и директор школы в фильме Д. Асановой «Ключ без права передачи», летчик Юрий Строганов из «Двадцати дней без войны» А. Германа и генерал Егоров в картине М. Пташука «В августе 44-го...». В картинах «Пиры Валтасара», «Кооператив «Политбюро» и «Вольф Мессинг» артист перевоплотился в И. В. Сталина.

    Особое взаимоотношение у Алексея Васильевича со словом. Как пишет исследователь, «текст, который он должен донести, для Петренко – одна десятая часть образа. Девять десятых он досочиняет сам. Главное зрителю расскажут пластика, мимика, ритм, интонация, манера речи, дыхание». Петренко часто поручают читать закадровый текст от автора. Уже сами названия таких неигровых картин говорят о многом: «Русская идея», «Время великих обманов».

    Еще одна грань таланта актера — это его любовь к пению, тяга к которому появилась еще с ранних лет. Со временем он начал выступать с песнями в спектаклях, фильмах, концертных программах. В его репертуаре – народные песни, романсы, духовные песнопения, классика. Давнее сотрудничество связывает актера с Владимиром Федосеевым и Большим симфоническим оркестром. По предложению маэстро Алексей Петренко участвовал в исполнении вокального-симфонического цикла В. Гаврилина «Солдатские письма» (1995) и оратории Прокофьева «Иван Грозный» (1997).

    А. В. Петренко - народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РФ, награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, многократно удостаивался призов на различных отечественных и международных кинофестивалях.

    Юлия Маточкина

    Юлия Маточкина – победительница ХV Международного конкурса имени П. И. Чайковского, IX Международного конкурса молодых оперных певцов имени Н. А. Римского-Корсакова в Тихвине (2015) и конкурса вокалистов Собиновского музыкального фестиваля в Саратове (2013).

    Родилась в городе Мирный Архангельской области. Окончила Петрозаводскую государственную консерваторию имени А. К. Глазунова (класс профессора В. Гладченко). В 2008 году стала солисткой Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, на сцене которого дебютировала в роли Керубино из оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта. Сейчас в её репертуаре около 30 партий, в том числе в операх «Евгений Онегин» (Ольга), «Пиковая дама» (Полина и Миловзор), «Хованщина» (Марфа), «Майская ночь» (Ганна), «Снегурочка» (Лель), «Царская невеста» (Любаша), «Война и мир» (Соня), «Кармен» (заглавная партия), «Дон Карлос» (Принцесса Эболи), «Самсон и Далила» (Далила), «Вертер» (Шарлотта), «Фауст» (Зибель), «Дон Кихот» (Дульсинея), «Золото Рейна» (Вельгунда), «Сон в летнюю ночь» (Гермия) и «Зори здесь тихие» (Женька Комелькова). 

    На концертной сцене певица участвовала в исполнении Реквиемов Моцарта и Верди, Stabat Mater Перголези, Второй и Восьмой симфоний Малера, Девятой симфонии Бетховена, «Ромео и Джульетты» Берлиоза, кантаты «Александр Невский» и оратории «Иван Грозный» Прокофьева, Глаголической мессы Яначека. Юлия – постоянная участница Московского Пасхального фестиваля, фестивалей «Звёзды белых ночей» в Санкт-Петербурге, в Миккели (Финляндия) и Баден-Бадене (Германия). Выступала также на BBC Proms в Лондоне, фестивалях в Эдинбурге и Вербье. С оперной труппой Мариинского театра гастролировала в Австрии, Германии, Великобритании, Франции, Италии, Швейцарии, Финляндии, Швеции, Японии, Китае и США, в 2015 году участвовала в концертном исполнении оперы «Тристан и Изольда» Вагнера в Большом театре «Лисеу» в Барселоне.

    Михаил Петренко

    Михаил Петренко родился в Ленинграде. Окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (класс Булата Минжилкиева). В 1998 году был приглашен в только что открывшуюся Академию молодых оперных певцов Мариинского театра. 

    Лауреат международных конкурсов «Новые вердиевские голоса» имени Марии Каллас в Парме (2000), имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (2002), Елены Образцовой в Санкт-Петербурге (2003), «Опералия» Пласидо Доминго в Лос-Анджелесе (2004).

    С 1998 года – солист Мариинского театра, дебютировал в опере Прокофьева «Семён Котко». В 2004 года началась международная карьера певца – с выступления в Берлинской государственной опере в партии Хундинга («Валькирия» Вагнера) под управлением Даниэля Баренбойма. С этого времени артист выступает в лучших театрах мира: Парижской национальной опере, Метрополитен-опере (Нью-Йорк), театре Ла Скала (Милан), Баварской государственной опере (Мюнхен), Королевском оперном театре Ковент-Гарден (Лондон), Большом театре Женевы, Венской государственной опере и венском Театре ан дер Вин, Нидерландской национальной опере в Амстердаме, Немецкой опере в Берлине, Гамбургской государственной опере, Опере Бильбао, театре Карло Феличе в Генуе, Опере Кёльна и других.

    В 2011 году Михаил Петренко дебютировал в Большом театре России в партии Руслана («Руслан и Людмила» Глинки) на открытии Исторической сцены после реконструкции. В дальнейшем исполнял на сцене ГАБТа партию Дуды («Садко» Римского-Корсакова).

    Артист сотрудничал со многими ведущими оркестрами и выдающимися дирижерами, среди которых Валерий Гергиев, Даниэль Баренбойм, Пьер Булез, Лорин Маазель, Зубин Мета, Риккардо Мути, Янник Незе-Сеген, Саймон Рэттл, Эса-Пекка Салонен, Дэниел Хардинг, Кристоф Эшенбах, Владимир Юровский, Марк Минковски, Джонатан Нотт, Шарль Дютуа, Чон Мён Хун.Принимал участие в фестивалях в Зальцбурге, Вербье, Экс-ан-Провансе, Эдинбурге, Роттердаме, Баден-Бадене, ВВС Promsв Лондоне, фестивале Пуччини в Риме. 

    В обширном репертуаре певца – более 30 партий, в числе которых Руслан, Кончак / Галицкий («Князь Игорь» Бородина), Гремин, Архиепископ, Король Рене («Евгений Онегин», «Орлеанская дева», «Иоланта» Чайковского), Борис Годунов / Пимен, Иван Хованский («Борис Годунов», «Хованщина» Мусоргского), Инквизитор («Огненный ангел» Прокофьева), Лепорелло, Фигаро, Зарастро («Дон Жуан», «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта» Моцарта), Филипп II, Рамфис, Банко, Якопо Фиеско, Захария, Феррандо («Дон Карлос», «Аида», «Макбет», «Симон Бокканегра», «Набукко», «Трубадур» Верди), Даланд, Генрих Птицелов, Король Марк, Фафнер, Хундинг, Хаген, Титурель/Клингзор («Летучий голландец», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», тетралогия «Кольцо нибелунга», «Парсифаль» Вагнера), Орест, Барак («Электра», «Женщина без тени» Р. Штрауса), Мефистофель («Фауст» Гуно и «Осуждение Фауста» Берлиоза), Синяя Борода («Замок герцога Синяя Борода» Бартока), Лоренцо («Ромео и Джульетта» Гуно), Дон Базилио («Севильский цирюльник» Россини), Дулькамара («Любовный напиток» Доницетти), Креонт («Царь Эдип» Стравинского), Папа Климент VII («Бенвенуто Челлини» Берлиоза) и многие другие, а также кантатно-ораториальные и вокально-симфонические произведения И. С. Баха, Моцарта, Бетховена, Россини, Верди, Дворжака, Мусоргского, Рахманинова, Шостаковича, Яначека, Малера.

    Записи с участием артиста выпущены фирмами Naxos, Opus Arte, Deutsche Grammophon, Mariinsky, Bel Air Classiques, Warner Classics. Видеозапись оперы «Электра» Р. Штрауса завоевала в 2015 году премию Gramophone.

    Михаил Петренко сыграл роль Лепорелло в фильме «Хуан», созданном на основе оперы Моцарта «Дон Жуан». Премьера картины прошла в рамках Гамбургского кинофестиваля (2010).

    Государственный академический Московский областной хор имени А. Д. Кожевникова

    Государственный академический московский областной хор имени А. Д. Кожевникова был создан в 1956 годународным артистом СССР, профессором Московской консерватории Владиславом Соколовым. В 1988–2011 гг. коллективом руководил народный артист России Андрей Кожевников, чье имя сейчас носит коллектив. После него ансамбль возглавляла Жанна Колотий. С 2014 года хором руководит Николай Азаров.

    Московский областной хор участвовал в премьерных исполнениях многих произведений.  В их числе «Иван Грозный» Прокофьева, Реквием Кабалевского, Литургия Алябьева, духовные концерты Дегтярёва и Титова, Месса бельгийского композитора Жозефа Йонгена, Реквием памяти Леонида Когана Франко Маннино. Значительное место в репертуаре хора занимают народные песни. Многие аудиозаписи коллектива вошли в фонд радио и телевидения и выпущены фирмой «Мелодия».

    Хор активно гастролирует по России и за ее пределами, неоднократно выступал во всех республиках бывшего СССР, а также в Австрии, Швеции, Нидерландах, Германии, Франции, Финляндии, Польше, Румынии, Греции, Корее, Японии.

    В последнее десятилетие ансамбль участвовал во многих крупных культурных событиях, среди которых празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского в Сергиевом Посаде и 200-летия со дня рождения Михаила Лермонтова в усадьбе Серебряково, Международный хоровой фестиваль имени Бориса Тевлина в Большом зале Московской консерватории, юбилей премии «Русский Нобель» в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, Рождественский фестиваль духовной музыки в ММДМ, Пасхальный фестиваль, Международный фестиваль Мстислава Ростроповича и другие.

    Хор сотрудничал с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Национальным филармоническим оркестром России, Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония», с известными дирижерами, в числе которых Владимир Федосеев, Владимир Спиваков, Александр Вакульский, Александр Ведерников, Джанлука Марчиано, Ядер Биньямини.