«У Свиридова музыка — это всегда некая икона, к которой
человек должен стремиться. Такую музыку нельзя играть каждый день. И нельзя
слушать каждый день... Эта музыка должна
звучать как откровение» (Владимир Минин).
Отмечая 100-летие со дня рождения композитора, невольно
задумываешься, насколько велика эта единица в отношении одного человека и
насколько она мала в истории. Лишь по прошествии веков определяется, что было
истинным и вечным, а что модным и сиюминутным. Однако уже сейчас можно сказать,
что музыка Свиридова — «проверена временем». Композитор был чужд новомодных
течений и экспериментов, он писал музыку искреннюю и правдивую, доступную
простому слушателю и интересную знатоку-профессионалу. Писал не для славы, а
«во славу» – во славу России, русского человека, русской культуры.
Единомышленниками Свиридова были многие выдающиеся музыканты, литераторы,
артисты, – все те, кому небезразличны судьба нашей страны.
Большой симфонический оркестр
имени П. И. Чайковского, его художественный руководитель и главный
дирижер Владимир Федосеев осуществили премьеры всех оркестровых произведений
Георгия Свиридова, и их сотрудничество стало примером подлинного сотворчества. «Бог дал мне возможность
встретиться с Георгием Васильевичем Свиридовым, видеться с ним, слушать его, —
рассказывает дирижер. — Это уникальная школа, так как он был человеком
необыкновенных знаний, предвидений. Он видел всё вперед, и стал для меня
учителем жизни. Конечно же, он прежде всего композитор, но не только. Он был
Личностью. Нашему оркестру удалось сыграть почти всю его музыку. И она
действует на любую публику потрясающе».
В январе 1998 года, когда
пришла печальная весть о кончине Георгия
Свиридова, Владимир Федосеев, не задумываясь, изменил программу
очередного концерта в Большом зале консерватории и полностью посвятил его
памяти композитора. А через год передал в дар Большому залу Московской
консерватории бюст Георгия Васильевича работы Михаила Аникушина — автора
знаменитого памятника Пушкину в Петербурге.