Закрыть

Уважаемые слушатели! В продаже абонементы сезона 2018-2019.
Перейти к списку абонементов.

    125 лет со дня рождения
    Сергея Прокофьева

    23 апреля 2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Денис Кожухин (фортепиано)
    Леонидас Кавакос (скрипка)
    Игорь Морозов (тенор)
    Симфонический оркестр Мариинского театра
    Дирижёр – Валерий Гергиев

    Государственный хор 
    Московский областной филармонии 

    В программе:
    Прокофьев
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
    Симфония № 1 («Классическая»)
    Симфония № 2
    Концерт № 1 для скрипки с оркестром
    Кантата «Семеро их» для тенора, хора и оркестра
    Скифская сюита «Ала и Лоллий»

    12+

    Леонидас Кавакос

    Леонидас Кавакос признан во всем мире как исполнитель, обладающий исключительным мастерством, редкой виртуозностью, покоряющий публику и специалистов превосходной музыкальностью и цельностью интерпретаций.

    Скрипач родился в 1967 году в Афинах в семье музыкантов и свои первые шаги в музыке сделал под руководством родителей. Затем обучался в Греческой консерватории у Стелиоса Кафантариса, которого считает одним из своих трех главных наставников, наряду с Джозефом Гингольдом и Ференцем Радошем.

    К 21 году Кавакос уже был победителем трех престижных международных конкурсов: в 1985 году он выиграл конкурс имени Сибелиуса в Хельсинки, а в 1988-м — конкурс имени Паганини в Генуе и Наумбурговский конкурс в США. Эти достижения принесли молодому скрипачу мировую славу, как и последовавшая вскоре запись — первая в истории — оригинальной редакции Концерта Я. Сибелиуса, отмеченная призом журнала Gramophone. Музыкант был удостоен чести сыграть на знаменитой скрипке Il Cannone работы Гварнери дель Джезу, принадлежавшей Паганини.

    За годы сольной карьеры Кавакосу довелось выступать с самыми известными оркестрами и дирижерами мира, такими как Берлинский филармонический оркестр и сэр Саймон Рэттл, Королевский оркестр Консертгебау и Марис Янсонс, Лондонский симфонический оркестр и Валерий Гергиев, лейпцигский Гевандхаус-оркестр и Риккардо Шайи. В сезоне 2012/13 он был артистом-резидентом Берлинского филармонического и Лондонского симфонического оркестров, участвовал в юбилейном туре оркестра Консертгебау и М. Янсонса с Концертом № 2 для скрипки с оркестром Бартока (это сочинение оркестр исполнял впервые).

    В сезоне 2013/14 Кавакос дебютировал с Венским филармоническим оркестром под управлением Р. Шайи. В США он регулярно выступает с филармоническими оркестрами Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, симфоническими оркестрами Чикаго и Бостона, Филадельфийским оркестром.

    В сезоне 2014/15 скрипач являлся артистом-резидентом Королевского оркестра Консертгебау. Сотрудничество началось с нового турне по городам Европы под руководством маэстро Мариса Янсонса. Также в прошедшем сезоне Кавакос был артистом-резидентом Национального симфонического оркестра США в Вашингтоне.

    В январе 2015 года Л. Кавакос исполнил Скрипичный концерт Сибелиуса с Берлинским филармоническим оркестром под управлением сэра Саймона Рэттла, в феврале представил его в Лондонском зале «Барбикан».

    Будучи «человеком мира», Кавакос сохраняет и поддерживает тесные связи со своей родиной — Грецией. В течение 15 лет он патронировал цикл концертов камерной музыки в Концертном зале «Мегарон» в Афинах, на которых выступали музыканты — его друзья и постоянные партнеры: Мстислав Ростропович, Генрих Шифф, Эмануэль Акс, Николай Луганский, Юджа Ванг, Готье Капюсон. Он курирует ежегодные мастер-классы по скрипке и камерному музицированию в Афинах, привлекая скрипачей и ансамбли со всего мира и демонстрируя глубокую приверженность к распространению музыкальных знаний и традиций.

    В последнее десятилетие интенсивно развивается карьера Кавакоса-дирижера. C 2007 года он руководит Камерным оркестром Зальцбурга (Camerata Salzburg), сменив на этом

    посту сэра Роджера Норрингтона. В Европе он дирижировал Немецким симфоническим оркестром Берлина, Камерным оркестром Европы, оркестром Национальной академии Санта Чечилия, Венским симфоническим оркестром, Королевским филармоническим оркестром Стокгольма, оркестром Финского радио и Роттердамским филармоническим оркестром; в США — симфоническими оркестрами Бостона, Атланты и Сент-Луиса. В прошедшем сезоне музыкант вновь выступал с Бостонским симфоническим оркестром, Будапештским фестивальным оркестром, Гётеборгским симфоническим оркестром и оркестром Maggio Musicale Fiorentino, дебютировал за пультом Лондонского симфонического оркестра и Филармонического оркестра Радио Франс.

    С 2012 года Леонидас Кавакос — эксклюзивный артист Decca Classics. Его дебютный релиз на этом лейбле — полное собрание скрипичных сонат Бетховена с Энрико Паче — был удостоен награды «Инструменталист года» в 2013 году по версии ECHO Klassik Awards, а также номинирован на премию “Grammy”. В сезоне 2013/14 Кавакос и Паче представили полный цикл бетховенских сонат в нью-йоркском Карнеги-холле и в странах Дальнего Востока.

    На втором диске скрипача на Decca Classics, вышедшем в октябре 2013 года, записан Концерт для скрипки с оркестром Брамса с Гевандхаус-оркестром (дирижер Риккардо Шайи). Третий диск на этом же лейбле (сонаты для скрипки фортепиано Брамса с Юджа Ванг) вышел весной 2014 года. В ноябре 2014 музыканты исполнили цикл сонат в Карнеги-холле (концерт транслировался в США и Канаде), а в 2015 году представляют программу в крупнейших городах Европы.

    Вслед за Концертом Сибелиуса и рядом других ранних записей на лейблах Dynamic, BIS и ECM, Кавакос много записывался на Sony Classical, включая пять скрипичных концертов и Симфонию № 39 Моцарта с оркестром Camerata Salzburg и Концерт Мендельсона (в 2009 году эта запись удостоена премии ECHO Klassik).

    В 2014 году скрипач был удостоен премии Gramophone и назван «артистом года».

    Летом 2015 года он принял участие в крупнейших международных фестивалях: «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, в Вербье, Эдинбурге, Анси. Среди его партнеров в этих концертах были оркестр Мариинского театра с Валерием Гергиевым и Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии с Юрием Темикановым, Израильский филармонический оркестр с Джанандреа Нозеда.

    В июне 2015 года Леонидас Кавакос был членом жюри состязания скрипачей XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского.

    Сезон 2015/2016 насыщен яркими событиями в карьере музыканта. Среди них: гастроли в России (концерты в Казани с Государственным симфоническим оркестром Татарстана под управлением Александра Сладковского и в Москве с Государственным академическим симфоническим оркестром России под управлением Владимира Юровского); концерты в Великобритании и турне по Испании с Лондонским филармоническим оркестром (дирижер В. Юровский); два длительных тура по городам США (Кливленд, Сан-Франциско, Филадельфия в ноябре 2015; Нью-Йорк, Даллас в марте 2016); концерты с оркестрами Баварского радио (дирижер Марис Янсонс), Лондонским симфоническим оркестром (Саймон Рэттл), Венским симфоническим оркестром (Владимир Юровский), Датским национальным симфоническим оркестром и Национальным оркестром Лиона (Юкка-Пекка Сарасте), Оркестром де Пари (Пааво Ярви), оркестром театра Ла Скала (Дэниэль Хардинг), Филармоническим оркестром Люксембурга (Густаво Химено), Государственной капеллой Дрездена (Робин Тиччиати) и рядом других ведущих коллективов Европы и США; выступления в качестве дирижера и солиста с Камерным оркестром Европы, Сингапурским симфоническим оркестром, Филармоническим оркестром Радио Франции, Оркестром Академии Санта Чечилия, Бамбергским симфоническим оркестром, Датским национальным симфоническим оркестром, оркестром Нидерландского радио, Роттердамским филармоническим, Венским симфоническим; камерные концерты, в которых партнерами музыканта выступят пианисты Энрико Паче и Николай Луганский, виолончелист Готье Капюсон.

    Леонидас Кавакос страстно увлечен изучением искусства изготовления скрипок и смычков (старинных и современных), считая это искусство великой загадкой и тайной, неразгаданной вплоть до наших дней. Сам он играет на скрипке Abergavenny Страдивари (1724), является обладателем скрипок работы лучших современных мастеров, а также эксклюзивной коллекции смычков.

    Игорь Морозов

    Родился в 1990 году в Рязани. Окончил Хоровое училище имени А. В. Свешникова (2010) и Академию хорового искусства имени В. С. Попова (2016) по специальностям хоровое дирижирование и вокал. В составе хора Академии сотрудничал с такими дирижёрами, как К. Тилеманн, С. Сондецкис, Я. -Л. Кёниг, К. -Д. Мазур, Й. Принц и др. В качестве солиста принимал участие в зарубежных гастролях хора. С сольными концертами выступал в Германии и Франции.

    В 2013 году Игорь дебютировал на оперной сцене, выступив в постановке оперы Р. Штрауса «Кавалер розы» на исторической сцене Большого театра России под управлением Василия Синайского. В настоящее время он является солистом Московского театра «Геликон-опера». 

    В качестве приглашённого артиста Игорь Морозов сотрудничал с Российским национальным оркестром, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, дирижёрами А. Дзеддой, М. Плетнёвым, В. Юровским, М. Замбелли, А. Ведерниковым. Участвовал в исполнении опер «Алеко» Рахманинова, «Саломея» Р. Штрауса, «Анна Болейн» Доницетти, «Эрмиона» Россини, «Демон» Рубинштейна. Спел сольные партии в Реквиемах Моцарта и Сен-Санса, в «Пинежском сказании о дуэли и смерти Пушкина» Л. Десятникова. 

    В 2016 году он дебютировал на сценах Национальной оперы «Эстония», Хорватского национального театра, Муниципального театра Сан-Паулу, бельгийского Ла Монне, в амстердамском Консертгебау. В 2017 году впервые выступил в Оперном театре Ниццы и Муниципальном театре в Сантьяго (Чили). 

    Участвовал в видео-записях спектаклей театра «Геликон-опера» в фонд телеканала «Культура»: «Садко» Римского-Корсакого (партия Садко) и «Евгений Онегин» Чайковского (партия Ленского). 

    Игорь Морозов — лауреат международных конкурсов, Общероссийского конкурса «Молодые дарования России», обладатель премии Елены Образцовой «За яркое начало в искусстве», финалист в номинации «Вокалист года» Российской национальной музыкальной премии 2016 года.

    Симфонический оркестр Мариинского театра

    Информация предоставлена пресс-службой Пасхального фестиваля

    Оркестр Мариинского театра – уникальный театральный коллектив, ведущий самостоятельную концертную деятельность, включенный в список 20 лучших оркестров мира по результатам опроса ведущих музыкальных критиков крупнейших изданий Европы, Америки и Азии (2008). Умение быстро осваивать новые сложнейшие партитуры, владение всеми жанрами симфонической музыки, гибкость при работе с разными дирижерами и солистами наряду с невероятно насыщенным гастрольным графиком делают петербургский коллектив самым универсальным оркестром в мире.

    История коллектива восходит к первому оркестру Санкт-Петербургской Императорской оперы и насчитывает более двухсот лет. У его истоков стояли Катерино Кавос, руководивший коллективом почти 50 лет, и Константин Лядов. Расцвет оркестра Мариинского театра пришелся на период руководства Эдуарда Направника, который расширил театральный репертуар более чем на 100 спектаклей и вывел оркестр на европейский уровень исполнительского мастерства. Эстафету Направника последовательно приняли выдающиеся дирижеры советского времени: Владимир Дранишников, Евгений Мравинский, начавший в нем свой творческий путь, Арий Пазовский, Сергей Ельцин, Борис Хайкин, Павел Фельдт, Константин Симеонов, Юрий Темирканов. 

    За всю историю оркестра за его пультом стояли Г. Берлиоз, Р. Вагнер, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Малер, Г. фон Бюлов, А. Шёнберг, О. Клемперер, А. Никиш, В. Менгельберг, Б. Вальтер, К. Клайбер. Оркестр Мариинского театра участвовал в бесчисленном количестве первых постановок отечественных, а также первых постановок на русской сцене зарубежных оперных и балетных спектаклей, среди которых оперы М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Серова, А. Рубинштейна, М. Мусоргского, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, оперы и балеты П. Чайковского, С. Прокофьева, Дж. Россини, В. А. Моцарта, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Дж. Пуччини, Р. Вагнера, Р. Штрауса, Д. Обера, Дж. Мейербера, балеты Р. Дриго, Ч. Пуни, Б. Асафьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, В. Соловьева-Седого, А. Петрова

    В 1978 году в Мариинский (Кировский) театр на должность дирижера был приглашен Валерий Гергиев, возглавивший театр в 1996 году. С его приходом репертуар оркестра пополнился гигантским количеством оперных партитур и симфонической музыки и в настоящее время включает в себя все оперы Вагнера, включая тетралогию «Кольцо нибелунга», все оперы Прокофьева и Шостаковича, значительную часть оперного наследия Римского-Корсакова и Чайковского, обе авторские редакции «Бориса Годунова» Мусоргского, оперы Р. Штрауса, Яначека, Моцарта, Пуччини, Доницетти, все симфонии Бетховена, Малера, Прокофьева, Шостаковича, произведения Стравинского, Мессиана, Дютийё, Хенце, Щедрина, Тищенко, Губайдулиной, Канчели, Каретникова и многих других композиторов. Обогащению репертуара и быстрому росту исполнительского уровня способствовали открытие уникального по своей акустике Концертного зала Мариинского театра (2006) и новой сцены Мариинского театра (2013).

    Несмотря на ежедневные выступления на трех театральных площадках, оркестру удается сохранять плотный гастрольный график. Под руководством Гергиева Мариинский оркестр выступает на крупнейших оперных сценах и в лучших концертных залах мира. Только за последний год оркестр представил масштабные гастрольные программы во Франции, Испании, на Тайване, в Китае, Италии, Японии, Германии, Австрии, Великобритании. Настоящими «Русскими сезонами» назвал Валерий Гергиев гастроли Мариинского театра в США в январе – феврале 2015 года, где артисты Мариинского оркестра представили программы, полностью составленные из произведений Мусоргского, Чайковского, Рахманинова,  Прокофьева, Шостаковича и  Щедрина.

    Валерий Гергиев

    Искусство Валерия Гергиева востребовано во всем мире. Маэстро – ярчайший представитель петербургской дирижерской школы, ученик легендарного профессора Ильи Мусина. Еще студентом Ленинградской консерватории Гергиев одержал победу на конкурсе имени Герберта фон Караяна в Берлине и на Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве, после чего был приглашен в Кировский (ныне Мариинский) театр на место ассистента главного дирижера. Его дебютом в театре стала «Война и мир» Прокофьева (1978). В 1988 году Гергиев был избран музыкальным руководителем Мариинского театра, в 1996 стал его художественным руководителем-директором, приняв руководство оркестром, оперной и балетной труппой.

    С приходом Валерия Гергиева в театр традицией стали крупные тематические фестивали, приуроченные к юбилеям композиторов. В 1989 году прошел фестиваль, посвященный 150-летию Мусоргского, в 1990-м – 150-летию Чайковского, в 1991-м – 100-летию Прокофьева, в 1994-м – 150-летию Римского-Корсакова. В программах фестивалей звучали не только хорошо известные партитуры, но и редко исполнявшиеся или вообще прежде не звучавшие сочинения. Традиция юбилейных фестивалей продолжается и в XXI веке празднованием 100-летия Шостаковича в 2006 году, 175-летия Чайковского в 2015-м, 125-летия Прокофьева – в 2016-м. 

    Усилиями маэстро Гергиева на сцену Мариинского театра вернулись оперы Вагнера. В 1997 году прозвучал «Парсифаль», не видевший российской сцены более 80 лет, в 1999мвозрожден «Лоэнгрин», а к 2003 целиком поставлена грандиозная оперная тетралогия «Кольцо нибелунга». Это было первое после почти столетнего перерыва полное исполнение «Кольца» на российской сцене и первое в России – на языке оригинала. Тетралогия с успехом шла на гастролях Мариинского театра в Москве, а также за границей – в США, Южной Корее, Японии, Великобритании и Испании. В репертуаре театра закрепились постановки «Тристана и Изольды» (2005) и «Летучего голландца» (1998, 2008). Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Гергиева вышел на новый уровень, освоив не только новые оперные и балетные партитуры, но и обширный симфонический репертуар – все симфонии Бетховена, Брамса, Чайковского, Малера, Сибелиуса, Прокофьева, Шостаковича, сочинения Берлиоза, Брукнера, Римского-Корсакова, Р. Штрауса, Скрябина, Рахманинова, Стравинского, Мессиана, Дютийё, Уствольской, Щедрина, Канчели и многих других композиторов. 

    Под руководством Валерия Гергиева Мариинский театр превратился в масштабный театрально-концертный комплекс, не имеющий аналогов в мире. В 2006 году открыт Концертный зал, в 2013 году – вторая сцена театра (Мариинский-2). С 1 января 2016 года у Мариинского театра появился филиал во Владивостоке – Приморская сцена, а с апреля 2017– во Владикавказе: Национальный государственный театр оперы и балета Республики Северная Осетия – Алания и Северо-Осетинская государственная академическая филармония. Среди проектов Гергиева, реализованных в Мариинском театре – организация медиавещания, проведение онлайн-трансляций концертов, создание звукозаписывающей студии. В 2009 начал свою работу лейбл «Мариинский», на котором к настоящему моменту вышло уже более 30 дисков, получивших признание критики и публики во всем мире: симфонии и фортепианные концерты Чайковского и Шостаковича, оперы Вагнера, Массне, Доницетти и целый ряд других произведений. Записи балетов Прокофьева «Ромео и Джульетта» и «Золушка» и оперы «Игрок» выпущены на DVD. 

    Международная деятельность Валерия Гергиева не менее насыщенна и активна. Дебютировав в 1992 году в Баварской государственной опере («Борис Годунов» Мусоргского), в 1993 – в Ковент-Гардене («Евгений Онегин» Чайковского), в 1994 – в Метрополитен-опере («Отелло» Верди с Пласидо Доминго в заглавной роли), маэстро успешно продолжает сотрудничать с ведущими 

    оперными театрами и фестивалями мира. Он работает со Всемирным оркестром мира (которым руководит с 1997 года после кончины основателя коллектива Георга Шолти), с филармоническими оркестрами Берлина, Парижа, Вены, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, симфоническими оркестрами Чикаго, Кливленда, Бостона, Сан-Франциско, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), а также многими другими коллективами. С 1995 по 2008 год Валерий Гергиев занимал пост главного дирижера Роттердамского филармонического оркестра (сегодня – почетный дирижер коллектива), с 2007 по 2015 – Лондонского симфонического оркестра. С осени 2015 года маэстро возглавляет Мюнхенский филармонический оркестр. 

    Валерий Гергиев – основатель и руководитель престижных международных фестивалей, в числе которых «Звезды белых ночей» (c 1993), Московский Пасхальный фестиваль (c 2002), «Гергиев-фестиваль» в Роттердаме, фестиваль в Миккели, «360 градусов» в Мюнхене. С 2011 он возглавляет оргкомитет международного конкурса имени Чайковского. Гергиев уделяет огромное внимание работе с молодыми музыкантами. По его инициативе возрождено Всероссийское хоровое общество, на базе которого создан Детский хор России, выступавший в Мариинском-2, Большом театре и на закрытии XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи. С 2013 года маэстро руководит Национальным молодежным оркестром США, регулярно выступает с молодежными оркестрами фестиваля в Шлезвиг-Гольштейне, фестиваля в Вербье и Тихоокеанского музыкального фестиваля в Саппоро. С 2015 года в Мариинском театре проходит ежегодный фестиваль «Мариинский NEXT», в котором участвуют детские и молодежные оркестры Санкт-Петербурга. 

    Музыкальная и общественная деятельность Валерия Гергиева отмечена тремя Государственными премиями Российской Федерации (1993, 1998, 2015), званиями Народного артиста Российской Федерации (1996) и Героя Труда (2013), орденом Александра Невского (2016), высокими государственными наградами Армении, Германии, Италии, Нидерландов, Польши, Франции, Японии.