В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
21 декабря 2012
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проезда
Абонемент №7:
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф.Светланова п/у Владимира Юровского
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова – один из старейших симфонических коллективов страны: в 2024 году ему исполнилось 88 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.
В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). В 2005-м коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. В 2024 году художественным руководителем оркестра стал Филипп Чижевский.
Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.
За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.
С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Вэн Клайберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.
Госоркестр впервые представил публике многие произведения отечественных композиторов: Симфонию № 25 Мясковского, симфонию «Памяти Чайковского» Гречанинова, Симфонию № 5, сюиту «1941 год» и «Балладу о мальчике, оставшемся неизвестным» Прокофьева, симфонии №№ 8 и 11, Концерт № 2 для виолончели с оркестром Шостаковича, Симфонию № 1 Мурадели, «Молдавскую рапсодию» Вайнберга, Симфонию № 4 Пейко, Симфонию № 3 Шебалина, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Хренникова, Симфонию № 2 и «Карпатскую рапсодию» для скрипки с оркестром Бойко, «Автопортрет» Щедрина и другие.
В последние годы список музыкантов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами дирижеров Димитриса Ботиниса, Михаила Грановского, Фёдора Леднёва, Михаила Татарникова, Дмитрия Юровского, певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Юлии Лежневой, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Элизабет Кульман, Александрины Пендачанской, Альбины Шагимуратовой, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Хосе Куры, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Рудольфа Бухбиндера, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Симона Трпчески, Мицуко Учиды, скрипачей Кристофа Барати, Ильи Грингольца, Алины Ибрагимовой, Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Сергея Крылова, Неманьи Радуловича, Юлиана Рахлина, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Томаса Цетмайра, Николая Цнайдера, Пинхаса Цукермана, альтиста Максима Рысанова.
Значительное внимание уделяется также совместной работе с новымпоколением талантливых исполнителей, среди которых дирижеры Иван Никифорчин, Алексей Рубин, Арсентий Ткаченко, пианисты Иван Бессонов, Сергей Давыдченко, Александр Ключко, Филипп Копачевский, Дмитрий Маслеев, скрипачи Равиль Ислямов, Павел Милюков, Иван и Михаил Почекины, виолончелисты Нарек Ахназарян, Мария Зайцева, Александр Рамм и Василий Степанов.
Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.
Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».
В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, на фестивалях «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Валерия Воронова, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.
С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.
За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году удостоен премии Gramophone за диск с записью скрипичных концертов Шостаковича (солистка – Алина Ибрагимова, дирижер – Владимир Юровский).
Родился в 1972 году в Москве. Представитель российской музыкальной династии: сын дирижера Михаила Юровского, внук композитора Владимира Юровского, правнук дирижера Давида Блока (создателя Государственного симфонического оркестра кинематографии). Музыкальное образование получил в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, Дрезденской Высшей школе музыки имени Карла Марии фон Вебера и Берлинской Высшей школе музыки имени Ханса Айслера.
Дирижированию обучался у своего отца, затем у Александра фон Брюка, Рольфа Ройтера и сэра Колина Дэвиса, был ассистентом Геннадия Рождественского. В 1995 году с триумфом дебютировал на международной сцене – в рамках оперного фестиваля в Уэксфорде (опера «Майская ночь» Римского-Корсакова). С тех пор сотрудничает с крупнейшими театрами, среди которых Ковент-Гарден (Лондон), Опера Бастий (Париж), Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Комише Опер (Берлин), Ла Фениче (Венеция), Ла Скала (Милан), Большой театр России и другие. Выступает с филармоническими оркестрами Берлина, Вены и Нью-Йорка, Филадельфийским, Кливлендским, Чикагским и Бостонским симфоническими оркестрами, Государственной капеллой Дрездена, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), оркестрами лейпцигского Гевандхауса, Баварского радио, Камерным оркестром Европы и многими другими.
Владимир Юровский занимал должности музыкального руководителя оперного фестиваля в Глайндборне (2001–2013), главного приглашенного дирижера Российского национального оркестра (2005–2009), главного дирижера Лондонского филармонического оркестра (2007–2021, с 2021 года – почетный дирижер), художественного руководителя Фестиваля Джордже Энеску в Бухаресте (2017–2021). C 2001 года – один из постоянных дирижеров Оркестра Эпохи Просвещения. С 2017 года – главный дирижер и художественный руководитель Симфонического оркестра Берлинского радио. С сезона 2021/22 – музыкальный руководитель Баварской государственной оперы.
В 2011–2021 гг. – художественный руководитель Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова (с 2021 года – почетный дирижер). Выступал с коллективом на фестивалях «Другое пространство» (Москва) и «Площадь искусств» (Санкт-Петербург), на III Cимфоническом форуме России (Екатеринбург), в концертах для студентов Московского университета и Российской академии музыки имени Гнесиных, в городах России, Австрии и Германии; осуществил мировые премьеры «Песни Лукерьи», «Песни восхождения» и «Трех стихотворений Ольги Седаковой» Вустина, AGES Подгайца, «Наваждения» Прокофьева в оркестровке Геннадия Гладкова, российские премьеры Симфонии № 3 Сильвестрова, «Гейлигенштадтского завещания Бетховена» Щедрина, Симфоний №№ 3, 5 и 9 Бетховена в редакции Малера, оперы «Прометей» Орфа, «Групп» Штокхаузена, оперы-оратории El Niño («Младенец Христос»)Адамса, «Пасторальной симфонии» Дина, новой редакции мюзикла «Обыкновенное чудо» Гладкова, полной версии «Предварительного действа» Скрябина – Немтина и ряда других сочинений.
По инициативе дирижера в 2012 году возрождена традиция посвящения в студенты первокурсников Академического музыкального колледжа при Московской консерватории (в Музее-заповеднике Чайковского в Клину). В 2017 году с Концертным симфоническим оркестром Московской консерватории Владимир Юровский представил московскую премьеру «Погребальной песни» Стравинского. В 2021 году в Зале Чайковского в восьмой раз прошел ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром».
Под управлением Юровского осуществлены мировые премьеры опер Vita Nuova Владимира Мартынова, «Любовь и другие демоны» Петера Этвёша, «Король Лир» Сергея Слонимского, «Гамлет» Бретта Дина, «Влюбленный дьявол» Александра Вустина, а также постановки опер Моцарта, Вагнера, Верди, Мусоргского, Чайковского, Глинки, Р. Штрауса, Стравинского, Шёнберга, Берга, Прокофьева, Шрекера, Шостаковича. В дискографии Юровского – записи симфоний Бетховена, Брамса, Листа, Чайковского, Малера, Воан-Уильямса, Онеггера, Энеску, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке, Денисова, Сильвестрова, оркестровых и хоровых произведений Гайдна, Мендельсона, Вагнера, Р. Штрауса, Метнера, Цемлинского, Равеля, Шимановского, Стравинского, Холста, Бриттена, Хиндемита, Блоха, Казеллы, Канчели, Лигети, Мартынова, Джулиана Андерсона, Мишеля ван дер Аа, Марка-Энтони Тернеджа, опер Моцарта, Глинки, Хумпердинка, Россини, Мейербера, Массне, Пуччини, Яначека, Рахманинова, Прокофьева, Берга, Стравинского и других композиторов.
В 2000 году Юровский стал обладателем Abbiati Prize как «лучший дирижер года», в 2015 – BBC Music Magazine Award за запись оперы «Нюрнбергские майстерзингеры» Вагнера; в 2007 году отмечен Королевским филармоническим обществом Великобритании как «дирижер года», в 2012 и 2014 гг. назван российской газетой «Музыкальное обозрение» «персоной года», в 2013-м номинирован на премию «Грэмми». В 2016 году Юровский удостоен званий почетного доктора лондонского Королевского колледжа музыки и почетного профессора Московского государственного университета. В 2021 году награжден Золотой медалью Королевского филармонического общества (Лондон).
Евгений Миронов – актер театра и кино, сценарист и продюсер. Народный артист России, дважды лауреат Государственной премии РФ.
Родился в 1966 году в Саратове. В 1986 году окончил Саратовское театральное училище имени И. А. Слонова (курс Валентины Ермаковой), в 1990 году – Школу-студию МХАТ (курс Олега Табакова и Авангарда Леонтьева) и сразу был принят в Театр-студию под руководством Олега Табакова. С 2001 года активно сотрудничает с МХТ имени А. П. Чехова. Играл также в спектаклях театра «Современник», Мариинского театра, в постановках Эймунтаса Някрошюса, Петера Штайна, Кирилла Серебренникова, Валерия Фокина и других режиссеров. С 2006 года – художественный руководитель Государственного театра Наций.
В числе театральных ролей артиста – Давид Шварц («Матросская тишина»), Бумбараш («Страсти по Бумбарашу»), Орест («Орестея»), Гамлет («Гамлет»), Иван Карамазов («Карамазовы и ад»), Треплев («Чайка»), Порфирий Головлев («Господа Головлевы»), Самозванец («Борис Годунов»), Лопахин («Вишневый сад»), Жан («Фрекен Жюли»), Калигула («Калигула»), Михаил Горбачев («Горбачев»), Мастер («Мастер и Маргарита»), Джордж («Кто боится Вирджинии Вулф?»). Постоянный участник музыкально-драматических постановок Марины Брусникиной («Петр Чайковский и Надежда фон Мекк. Роман в письмах», «Евгений Онегин», «Гамлет» и другие).
В 1988 году дебютировал в кино, с тех пор снялся более чем в 50 фильмах и сериалах, в числе которых «Любовь» Валерия Тодоровского, «Анкор, еще анкор!» Петра Тодоровского, «Лимита» Дениса Евстигнеева, «Мусульманин» Владимира Хотиненко, «Идиот» Владимира Бортко, «Космос как предчувствие» Алексея Учителя. В числе последних киноработ – «Жанна» Константина Статского (2022), «Нюрнберг» Николая Лебедева (2023).
Артист неоднократно удостаивался премий «Ника», «Золотой орел», «ТЭФИ», «Золотая маска», «Хрустальная Турандот». Среди наград Евгения Миронова – орден Почета, орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, премии фестивалей «Кинотавр», «Созвездие», «Золотая Нимфа» в Монте-Карло, Международная театральная премия Станиславского, Премия Александра Солженицына, Национальная премия «Россиянин года», MTV Russia Movie Awards, Премия имени Андрея Миронова «Фигаро», премия «Импульс добра» – «за личный вклад в развитие социального предпринимательства в сфере культуры», Премия имени Чарли Чаплина и другие.
С 2001 года – член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству. В 2005–2020 гг. – соучредитель и арт-директор ежегодного московского фестиваля «Территория», с 2020 года – попечитель фестиваля. Соучредитель Благотворительного фонда поддержки деятелей искусства «АРТИСТ» и фонда «Жизнь в движении». Входит в попечительский совет благотворительного фонда поддержки слепоглухих «Со-единение».
Татьяна Моногарова родилась в Москве. Окончила факультет музыкального театра ГИТИСа (ныне Российская академия театрального искусства, 1989, класс вокала Т. Янко). В 1989-1991 годах была солисткой театра «Геликон-опера», в 1991-2001 годах — солисткой Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
Первая исполнительница партии Маргариты в опере «Мастер и Маргарита» С. Слонимского (1989, Московский антрепризный театр «Форум», дирижер-постановщик М. Юровский). В рамках того же проекта исполняла эту партию на гастролях в Германии и, позднее, в 2000 году в спектакле, поставленном в театре Ростока (Германия). Регулярно выступает на ведущих оперных сценах мира, где исполняла партии: Ксения («Борис Годунов» М. Мусоргского, театр Ла Фениче, Венеция), Памина («Волшебная флейта» В. А. Моцарта, Латвийская национальная опера; Опера Нанта), Дездемона («Отелло» Дж. Верди, Латвийская национальная опера), Графиня Розина («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, Венская камерная опера), Татьяна («Евгений Онегин» П. Чайковского, Латвийская национальная опера; Венская камерная опера; миланский театр Ла Скала), Мими («Богема» Дж. Пуччини, Латвийская национальная опера), Лиза («Пиковая дама» П. Чайковского, Опера Нанта; Баварская государственная опера, Мюнхен; Театро Комунале, Болонья; театр де ла Моне, Брюссель), Донна Анна («Дон Жуан» В. А. Моцарта, Бернский городской театр), Тамара («Демон» А. Рубинштейна, Латвийская национальная опера), Лисичка-плутовка («Лисичка-плутовка» Л. Яначека, Опера Севильи), Клеопатра («Юлий Цезарь» Г. Ф. Генделя, Бернский городской театр), Мария («Мазепа» П. Чайковского, Уэльская национальная опера). На Глайндборнском фестивале исполняла партию Донны Анны («Дон Жуан») и партию Дездемоны («Отелло»). Неоднократно принимала участие в постановках редких опер в Уэксфорде (Ирландия), исполнила партию Юлии в опере «Якобинец» А. Дворжака, партию Доротки в опере «Шванда-дудак» Я. Вайнбергера.
Также в репертуаре певицы партии: Маддалена («Маддалена» С. Прокофьева), Маргарита («Фауст» Ш. Гуно), Лауретта («Джанни Скикки» Дж. Пуччини), Лия (кантата «Блудный сын» К. Дебюсси), Иоланта («Иоланта» П. Чайковского), Оксана («Черевички» П. Чайковского), Вера Шелога («Боярыня Вера Шелога» Н. Римского-Корсакова), Царевна («Кащей Бессмертный» Н. Римского-Корсакова), Царевна-Лебедь («Сказка о Царе Салтане» Н. Римского-Корсакова), Красавица («Отравленный сад» А. Шапошникова).
Активно концертирует в России и за рубежом. Концертный репертуар певицы включает произведения французской камерной вокальной музыки — Г. Форе, С. Франка, A. Дюпарка. Также участвует в исполнении крупных вокально-симфонических сочинений (Gloria А. Вивальди, Реквием Дж. Верди, Реквием и мотет Exultate, jubilate В. А. Моцарта, Stabat mater Дж. Перголези, Девятая симфония Л. ван Бетховена, Четвертая симфония и вокальный цикл «Волшебный рог мальчика» Г. Малера, произведения С. Губайдулиной и Э. Денисова и другие).
Постоянно сотрудничает с дирижером Владимиром Юровским, и не только на оперных подмостках. Под его управлением принимала участие в исполнении сцен из оперы «Евгений Онегин» с Филармоническим оркестром Осло, Четырнадцатой симфонии Д. Шостаковича, «Колоколов» С. Рахманинова и оперы «Кащей Бессмертный» с Лондонским филармоническим оркестром.
Сотрудничала также с такими известными дирижерами, как В. Федосеев, В. Спиваков, М. Эрмлер, М. Горенштейн, Г. Ринкявичюс, Л. Лангре, Т. Войцеховский и другими.
Гастролировала в Великобритании, Ирландии, Франции, Германии, Швейцарии, Италии, Испании, Австрии, Бельгии, Израиле, Словении, Латвии, США, Бразилии.
В Большом театре исполнила партии: Татьяна («Евгений Онегин» П. Чайковского), Лиза («Пиковая дама» П. Чайковского), Феврония («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова).
Наталья Борискова — это уникальное явление в современной русской музыкальной культуре. Ее голосу подвластны произведения разных жанров и степени трудности, от фольклора до классики. Что бы ни исполняла певица, ее необыкновенно мощный и величавый и в то же время мягкий голос своей красотой поражает слушателей с первых же минут. Природное обаяние, открытость создают вокруг певицы особую ауру, она покоряет любую аудиторию независимо от возраста.
Наталья Борискова свято чтит лучшие традиции русского народного музыкального искусства. В народной песне для нее раскрывается душа народа, воспеваются красота родной земли и чаяния поколений.
Наталья Борискова родилась в пос. Красково Московской области. В 1974-1977 годах обучалась в Школе-студии имени Т.А. Устиновой при Госхоре имени М.Е. Пятницкого (у Заслуженного деятеля искусств Н.М. Королевой), в 1993-1998 годах обучалась в Российской академии музыки имени Гнесиных (класс профессора Н. К. Мешко). Лауреат XI-ого Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Гаване (1978), победительница Всероссийского конкурса исполнителей советской песни «Сочи-80».
В 1976-1980 годах - артистка Госхора имени Пятницкого. С 1980 года – артистка ансамбля народных инструментов «Русские узоры» Московской областной филармонии. С 1980 года по настоящее время - солистка Москонцерта. Наталья Борискова объездила с концертами множество городов России и СНГ, выступала во многих зарубежных странах. Ее сольные концерты проходили в Государственном театре Эстрады и Концертном зале имени П.И. Чайковского. Певица – частый гость у воинов российской армии и пограничников, на предприятиях атомной энергии, она выступает с благотворительными концертами перед ветеранами, в госпиталях и детских домах. В составе группы артистов под руководством Иосифа Кобзона выступала во многих горячих точках.
В год 850-летия Москвы вместе с группой деятелей российской культуры Наталья Борискова побывала во Вьетнаме, Камбодже, Китае, Лаосе, где участвовала в мероприятиях, посвященных юбилею российской столицы. Певицей выпущены диски: «Наталья Борискова. Русские песни» («Мелодия», 1998), «Наталья Борискова. Свадьба. Русские песни и обряды» (1999), Наталья Борискова «Русские календарные обрядовые праздники» (2003), «Знаю… помню…Посвящение 60-летию Великой Победы» (2005), «Где Я ЛЮБЛЮ, где отчий дом…» (русские народные песни, произведения русских и советских композиторов, 2004), «Дивный терем» (романсы, оперные арии, русские песни, произведения русских и советских композиторов, 2005).
Щедро делясь своим мастерством в концертах, Наталья Борискова также много времени посвящает работе со своими учениками.
Заслуженная артистка России (1995), обладательница медали «За ратную доблесть» (2002) и медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2010), Золотого знака Минатома (1997), Ветеран боевых действий (2009) и Ветеран труда (2012), Лучший педагог года (2008).
История коллектива берет начало в 1936 году, когда на основе вокального ансамбля при Радиокомитете СССР, организованного легендарным хормейстером Александром Свешниковым, был создан Государственный хор СССР. 26 февраля 1937 года в Колонном зале Дома Союзов состоялся первый концерт коллектива. Первыми руководителями Госхора стали заслуженный артист РСФСР Александр Свешников (1936–1937, 1941–1980) и профессор Московской консерватории Николай Данилин (1937–1939).
В дальнейшем хор возглавляли прославленные дирижеры: Игорь Агафонников (1980–1987), Владимир Минин (1987–1990), Евгений Тытянко (1991–1995), Игорь Раевский (1995–2007), Борис Тевлин (2008–2012), Евгений Волков (2012–2019), Геннадий Дмитряк (2020–2024). С сезона 2024/25 коллектив возглавляет Екатерина Антоненко.
Коллектив неоднократно принимал участие в мировых и российских премьерах сочинений ХХ–XXIвеков, среди которых Мissa Brevis Кодая, Реквием Лигети, Симфония № 2 («ЯОНИМЫ») и Симфония № 3 («Земля») Дранги, опера «Ася» Ипполитова-Иванова. Хор записал компакт-диск «Шедевры отечественной хоровой классики» с произведениями XVIII–XXI веков и «Всенощное бдение» Рахманинова (к 150-летию со дня рождения композитора, совместно с Капеллой России имени А. А. Юрлова).
Госхор представляет сольные программы на лучших концертных сценах страны, сотрудничает с ведущими российскими оркестрами. В октябре 2021 года на сцене Большого зала Московской консерватории состоялся праздничный концерт, посвященный 85-летию коллектива.
Хор активно гастролирует по России. Яркие события последних лет – выступление коллектива у Ржевского мемориала Советскому солдату на церемонии закрытия Международной военно-исторической поисковой экспедиции; участие в торжествах в Волгограде, посвященных 80-й годовщине Сталинградской битвы; выступления на Международном фестивале имени М. Ф. Гривского во Пскове. Коллектив активно сотрудничает с Московским театром «Модерн», где задействован в постановке масштабного спектакля-мистерии Юрия Грымова «Война и мир» по роману Льва Толстого.
Одним из значительных событий музыкальной жизни Москвы стал открывшийся в 2022 году Фестиваль двух хоров, организованный совместно Госхором имени А. В. Свешникова и Госкапеллой России имени А. А. Юрлова под руководством Геннадия Дмитряка.
Академический Большой хор был создан в 1928 году, его организатором и первым художественным руководителем стал выдающийся мастер хорового искусства Александр Свешников. В разное время хором руководили Николай Голованов, Иван Кувыкин, Клавдий Птица, Людмила Ермакова.
В 2005 году в Академический Большой хор (получивший название «Мастера хорового пения») на должность художественного руководителя был приглашен народный артист России, профессор Лев Конторович. Под его руководством обновленный состав успешно продолжает традиции, заложенные предшественниками. Само название – «Мастера хорового пения» – предопределило профессионализм и универсальность коллектива, где каждый артист может выступать и как участник хора, и как солист.
За неполное столетие хор исполнил более 15 000 произведений – опер, ораторий, кантат русских и зарубежных композиторов, произведений a cappella, народных песен, духовной музыки. Многие из них составили «золотой фонд» отечественной звукозаписи, получили признание за рубежом (Гран-приконкурса грамзаписей в Париже, Золотая медальв Валенсии).
В 2017 году вышла в свет «Антология симфоний Дмитрия Шостаковича», записанная Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан (художественный руководитель и дирижер – Александр Сладковский), в записи нескольких симфоний принял участие хор. В 2016–2017 гг. были осуществлены записи русской музыки (кантаты «Иоанн Дамаскин» Танеева, «Весна» Рахманинова, опера «Евгений Онегин» Чайковского) в содружестве с Национальным филармоническим оркестром России (художественный руководитель и дирижер – Владимир Спиваков).
В исполнении хора впервые прозвучали многие хоровые произведения Прокофьева, Шостаковича, Щедрина, Хачатуряна, Тактакишвили, Агафонникова, Евграфова и других авторов. С коллективом работали такие выдающиеся дирижеры, как Евгений Светланов, Мстислав Ростропович, Владимир Спиваков, Дмитрий Китаенко, Владимир Федосеев, Хельмут Риллинг, Геннадий Рождественский, Альберто Дзедда, Эннио Морриконе, Владимир Юровский, Михаил Плетнёв, Кристоф Эшенбах; певцы Елена Образцова, Ирина Архипова, Николай Гедда, Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко, Мария Гулегина, Динара Алиева, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Роберто Аланья, Анджела Георгиу и многие другие.
В содружестве с Хельмутом Риллингом, оркестром и солистами Баховской академии были исполнены в Москве все крупнейшие сочинения И. С. Баха, а также Месса си минор в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. В рамках Музыкального фестиваля в Кольмаре (Франция) с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Мишеля Плассона была исполнена драматическая легенда «Осуждение Фауста» Берлиоза. В 2008, 2012 и 2018 годах хор принимал участие в церемониях инаугураций Президентов Российской Федерации Д. А. Медведева и В. В. Путина.
Академический Большой хор участвовал в Московском Пасхальном фестивале Валерия Гергиева, Московском Рождественском фестивале (художественные руководители – Владимир Спиваков и митрополит Волоколамский Иларион), Московском Великопостном хоровом фестивале (художественные руководители – Александр Соколов и митрополит Волоколамский Иларион), фестивалях в Кольмаре (Франция), Равелло (Италия), Мстислава Ростроповича в Москве, «Опера Live» Василия Ладюка, Crescendo Дениса Мацуева и многих других.
Академическому Большому хору рукоплескали в крупнейших концертных залах городов России, Китая, Италии, Франции, Германии, Израиля, Болгарии, Чехии, Японии, Коста-Рики, Южной Кореи, Катара, Индонезии и др.
Камерный хор Московской консерватории был создан по инициативе профессора А. С. Соколова в декабре 1994 года выдающимся хоровым дирижёром, Народным артистом России, профессором Б. Г. Тевлиным. Коллектив – лауреат Гран-при и обладатель двух золотых медалей Международного конкурса хоров в Рива-дель-Гарда (Италия, 1998), лауреат I премии и обладатель золотой медали I Международного конкурса хоров имени Брамса в Вернигероде (Германия, 1999), победитель I Всемирной хоровой Олимпиады в Линце (Австрия, 2000), лауреат Гран-при XXII Международного конкурса православной церковной музыки «Хайнувка» (Польша, 2003).
В 2008 году запись русской хоровой оперы «Боярыня Морозова» Р. Щедрина, выполненная Камерным хором под управлением Бориса Тевлина, была удостоена престижной премии Echo klassik в категории «Лучшее оперное исполнение года» (номинация «Опера XX-XXI века»).
С августа 2012 года художественным руководителем Камерного хора Московской консерватории является лауреат Премии Москвы, профессор кафедры современного хорового исполнительского искусства Александр Соловьёв.
Среди знаковых проектов с участием хора последних лет: российская премьера концертного исполнения оперы Б. Бриттена «Смерть в Венеции» под руководством Геннадия Рождественского и российская премьера Третьей симфонии Н. Корндорфа под управлением Александра Лазарева с Симфоническим оркестром Московской консерватории; мюзикл Г. Гладкова «Обыкновенное чудо», «Прометей» К. Орфа, «Свадьба Прометея» К. Сен-Санса и «Поэтория» Р. Щедрина с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова (дирижёр – Владимир Юровский), опера «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова и Реквием А. Дворжака с Российским национальным оркестром (дирижёр – Михаил Плетнёв), «Буря» Алябьева с Камерным оркестром Московской консерватории (дирижёр – Феликс Коробов), «Глаголическая месса» Л. Яначека с оркестром театра «Новая опера» (дирижёр – Ян Латам-Кёниг), Восьмая симфония Г. Малера с Государственной академической симфонической капеллой России (дирижёр – Валерий Полянский), балет «Симфония псалмов» на музыку И. Стравинского на исторической сцене Большого театра (дирижёр – Павел Клиничев), выступление на фестивале «Зеркало в зеркале» (дирижёр – Андрес Мустонен).
Хор регулярно гастролирует по городам России и за рубежом. Является участником Всероссийских и международных фестивалей, среди которых Московский Пасхальный фестиваль, «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Голоса православной России», «Московская осень», «Другое пространство» и многие другие.
С Камерным хором выступали выдающиеся музыканты нашего времени, в их числе Валерий Гергиев, Михаил Плетнёв, Геннадий Рождественский, Юрий Башмет, Валерий Полянский, Юрий Симонов, Владимир Юровский, Теодор Курентзис, Юстус Франтц, Эрик Эриксон, Гарри Гродберг, Владимир Крайнев, Николай Петров, Даниил Крамер, Иван Монигетти, Сергей Лейферкус, Вероника Джиоева, Лора Клейкомб, Иен Бостридж, Симона Кермес, Патриция Чьофи, Иосиф Кобзон.
Главное творческое направление коллектива – исполнение произведений современных отечественных и зарубежных композиторов.
Дискография хора включает сочинения С. Рахманинова, Д. Шостаковича, А. Шнитке, Р. Щедрина, С. Губайдулиной, Р. Леденёва, Кш. Пендерецкого, Дж. Тавенера; программы «Русская духовная музыка», антологию шедевров западной и отечественной хоровой музыки «Исполнительское искусство Бориса Тевлина», «А. Скрябин. Симфония № 1» (совместно с Российским национальным оркестром под руководством М. Плетнёва, Pentatone) и другие.
В 2014 году Камерный хор во главе с А. Соловьёвым завоевал три золотые медали на Всемирных хоровых играх в Риге, в 2015 году стал обладателем Гран-при, четырёх званий лауреата I премии и 4 специальных призов на XI Международном конкурсе хоровых коллективов и вокальных ансамблей имени Ю. Фалика «Поющий мир» в Санкт-Петербурге.
Хормейстеры коллектива: Мария Челмакина, Тарас Ясенков, Дарья Ерёмина, Алексей Вязников.