Александр Чайковский Юбилейный авторский вечер : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Александр Чайковский
    Юбилейный авторский вечер

    29 марта 2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    В программе:
    А. Чайковский
    «Этюды в простых тонах» (Концерт № 2) для альта, симфонического оркестра и солирующего фортепиано (посвящается Юрию Башмету)
    Концерт для двух фортепиано с оркестром
    Симфония № 4 для оркестра, хора и солирующего альта (к 60-летию Великой Победы)

    12+

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом. 

    Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошел в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижеров. Первым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вэна Клайберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.

    Кирилл Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998). 

    За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижерский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Даниил Шафран, Яков Флиер, Николай Петров, Мстислав Ростропович, Владимир Крайнев, Маурицио Поллини, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман и многие другие. Оркестр записал более 350 пластинок и CD, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор. 

    Новый этап в истории оркестра Московской филармонии начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни, часто выступает в городах России (за последние десять лет они дали концерты в более чем 40 городах), успешно гастролирует в Великобритании, Германии, Испании, Японии, Гонконге, Китае, Корее. 

    В последние десятилетия с оркестром выступали выдающиеся музыканты современности: Марк-Андре Амлен, Валерий Афанасьев, Юрий Башмет, Борис Березовский, Юйцзя Ван, Максим Венгеров, Штефан Владар, Хибла Герзмава, Давид Герингас, Барри Дуглас, Лилия Зильберштейн, Суми Чо, Лора Клейкомб, Александр Князев, Сергей Крылов, Джон Лилл, 

    Николай Луганский, Константин Лифшиц, Олег Майзенберг, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Виктория Муллова, Даниэль Поллак, Вадим Репин, Сергей Ролдугин, Дмитрий Ситковецкий, Виктор Третьяков; дирижеры Лучано Акочелла, Семен Бычков, Александр Ведерников, Михаэль Гюттлер, Александр Дмитриев, Марко Замбелли, Томас Зандерлинг, Александр Лазарев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Бенжамин Пьоннье, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Саулюс Сондецкис, Антонино Фольяни, Марис Янсонс и многие другие. 

    Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» коллектив сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов. Оркестр – неизменный участник международных и Всероссийских мастер-курсов для молодых дирижеров Юрия Симонова, организованных Московской филармонией. 

    Деятельность маэстро Симонова и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звезд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Валерий Баринов, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Ирина Пегова, Юлия Пересильд, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Григорий Сиятвинда, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Евгений Стычкин, Виктория Толстоганова, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер и оркестр». 

    В последние годы коллектив представил ряд московских, российских и мировых премьер. Прозвучали сочинения Андрея Эшпая, Бориса Тищенко, Кшиштофа Пендерецкого, Филипа Гласса, Александра Чайковского, Сергея Слонимского, Валентина Сильвестрова, Эдуарда Артемьева, Геннадия Гладкова, Софии Губайдулиной, Алексея Рыбникова, Ефрема Подгайца, Кузьмы Бодрова и других композиторов.

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова – всемирно известный российский хор, один из старейших художественных коллективов Москвы.

    Предыстория коллектива восходит к 1900 году, когда регент Иван Юхов организовал в подмосковном городе Щелково семейный хоровой ансамбль. На рубеже XIX–XX веков в Москве активно открывались новые творческие объединения: Московский художественный театр, Народный хор Пятницкого. Любительский хор Юхова задолго до революционных событий 1917 года также приобрел широкую известность, исполняя духовную музыку, народные песни, хоровые, вокально-симфонические произведения русских и западноевропейских композиторов.

    После революции хор был национализирован советской властью, а в январе 1919 года получил статус Первого государственного хора. Его популярность продолжает расти: коллектив не только ведет активную концертную деятельность, но и принимает участие в культурных проектах молодого советского государства, в том числе, в озвучивании знаменитых кинолент «Веселые ребята», «Цирк», «Мы из Кронштадта», «Волга-Волга».

    Судьбоносное событие в истории коллектива – назначение в 1958 году на должность его руководителя Александра Юрлова (1927–1973). В 1960-х годах под началом выдающегося дирижера Капелла выдвигается в ряды лучших музыкальных коллективов страны. Хор сотрудничает с прославленными русскими композиторами Свиридовым и Шостаковичем, становится первым исполнителем сочинений Рубина, Щедрина. Александру Юрлову принадлежит заслуга возрождения традиции концертного исполнения русской духовной музыки. Преемниками Юрлова стали талантливые музыканты, дирижеры-хормейстеры Юрий Ухов, Станислав Гусев, приумножившие славу хорового коллектива.

    С 2004 года Капеллу возглавляет Геннадий Дмитряк – народный артист России, профессор, один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижеров. Музыкант большой творческой энергии, Геннадий Дмитряк сегодня решает сложнейшие исполнительские задачи, выступает инициатором уникальных творческих проектов. Под его началом Капелла стала организатором музыкальных фестивалей «Кремли и храмы России», «Любовь святая», возрождающих традиции масштабных просветительских вокально-хоровых программ. Весной 2014 года Капелла принимала активное участие в подготовке и проведении XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в Сочи. 

    В сезоне 2018/19 Капелла отметила 100-летие своей официальной истории, проведя юбилейные концерты в Москве, Севастополе, Кургане, Челябинске, Тюмени, Сургуте, Ханты-Мансийске, а также во Франции. 31 мая 2019 года Капелла удостоена Благодарности Президента Российской Федерации «За заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».

    География гастрольных поездок Капеллы охватывает всю территорию России от Магадана до Калининграда. Огромный успех имели концерты коллектива под руководством Геннадия Дмитряка в Испании, Греции, Великобритании, Республике Беларусь, Армении, Польше, Украине, Северной Корее в странах Прибалтики. Коллектив – постоянный участник крупнейших музыкальных фестивалей. Среди симфонических дирижеров, работавших с Капеллой – Юрий Башмет, Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Дмитрий Юровский, Владимир Юровский, Михаил Плетнёв, Павел Коган, Теодор Курентзис, Сергей Скрипка, Александр Сладковский, Юрий Симонов. Коллектив известен как один из лучших интерпретаторов произведений Бортнянского, Березовского, Кастальского, Гречанинова, Чеснокова, Рахманинова, Свиридова. Репертуар хора включает практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки – от Высокой мессы Баха до сочинений Бриттена, Бернстайна, Шостаковича, Шнитке, Канчели, Тавенера.

    Уникальным проектом Капеллы стала запись антологии хоровых сочинений Свиридова, приуроченная к 100-летию со дня рождения композитора. В 2019 году проект стал обладателем Международной премии в сфере звукозаписи академической музыки «Чистый звук» в номинации «Хоровые произведения». В декабре 2022 года вышел первый альбом антологии хоровой музыки Родиона Щедрина, в который вошли записи 26 хоров a cappella.

    В 2021 году коллектив выступил организатором фестиваля «Славься ты, Русь моя!» к 800-летию Александра Невского, концерты которого прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Переславле-Залесском, Великом Новгороде и Усть-Ижоре. В 2022 году Капелла имени А. А. Юрлова и Государственный хор имени А. В. Свешникова провели в Москве совместный фестиваль «К юбилею Маэстро», приуроченный к 75-летию Геннадия Дмитряка. 

    В 2023 году капелла принимает активное участие в праздновании 150-летия со дня рождения Сергея Рахманинова, выступая в Москве, Ростове-на-Дону, Иркутске, Чите, Самаре, Воронеже, Нижнем Новгороде, Смоленске.

     (Пресс-служба Капеллы)

    Марис Янсонс

    «Вспомните, лет 6-7 тому назад мы думали: культура развалилась. А какой сегодня ренессанс, сколько молодежи замечательной! Театры – переполнены! Концертные залы – переполнены! Видишь совершенно гениальных детей и думаешь – нет, все-таки мы не деградируем. Столько талантливейших ребят, столько народу интересуется культурой, что всё не так плохо». Эти слова Мариса Янсонса, одного из ярчайших дирижеров нашего времени, как нельзя лучше характеризуют его личность – необыкновенно светлую. Наблюдая за ним на близком расстоянии или из зала, этого света невозможно было не почувствовать – даже когда в его интерпретации звучали самые что ни на есть трагические произведения. Марис Янсонс был давним другом Московской филармонии и не забывал о ней даже тогда, когда возглавлял крупнейшие оркестры мира: три года назад маэстро стал за пульт Академического симфонического оркестра Московской филармонии, а в 2018 году дал в Зале Чайковского незабываемый концерт с Симфоническим оркестром Баварского радио. Трудно поверить в то, что мы больше его не увидим и не услышим. Светлая память.



    Марис Янсонс по праву занимает место среди самых выдающихся дирижеров нашего времени. Он родился в 1943 году в Риге. С 1956 года жил и учился в Ленинграде, где его отец, известный дирижер Арвид Янсонс, был ассистентом Евгения Мравинского в Заслуженном коллективе России академическом симфоническом оркестре Ленинградской филармонии. Янсонс-младший учился игре на скрипке, альте и фортепиано в средней специальной музыкальной школе при Ленинградской консерватории. Окончил Ленинградскую консерваторию с отличием по специальности «дирижирование» у профессора Николая Рабиновича. Затем совершенствовался в Вене у Ханса Сваровски и в Зальцбурге у Герберта фон Караяна. В 1971 стал победителем конкурса дирижеров Фонда Герберта фон Караяна в Западном Берлине.

    Как и его отец, Марис Янсонс многие годы работал с ЗКР АСО Ленинградской филармонии: был ассистентом легендарного Евгения Мравинского, который оказал большое влияние на его становление, затем приглашенным дирижером, регулярно гастролировал с этим коллективом. С 1971 по 2000 гг. преподавал в Ленинградской (Санкт-Петербургской) консерватории.

    В 1979–2000 гг. маэстро занимал должность главного дирижера Филармонического оркестра Осло и вывел этот коллектив в число лучших в Европе. Помимо этого, он был главным приглашенным дирижером Лондонского филармонического оркестра (1992–1997) и музыкальным директором Питтсбургского симфонического оркестра (1997–2004). С этими двумя оркестрами Янсонс побывал с гастрольными

     турами в крупнейших музыкальных столицах мира, выступал на фестивалях в Зальцбурге, Люцерне, Би-Би-Си Промс и других музыкальных форумах.

    Дирижер сотрудничал со всеми ведущими оркестрами мира, включая Венский, Берлинский, Нью-Йоркский и Израильский филармонические, Чикагский, Бостонский, Лондонский симфонические, Филадельфийский, цюрихский Тонхалле-оркестр, Дрезденскую государственную капеллу. В 2016 году он дирижировал оркестром Московской филармонии на юбилейном вечере Александра Чайковского.

    С 2003 года Марис Янсонс – главный дирижер хора и симфонического оркестра Баварского радио. Он – пятый главный дирижер хора и симфонического оркестра Баварского радио (после Ойгена Йохума, Рафаэля Кубелика, сэра Колина Дэвиса и Лорина Маазеля). Его контракт с этими коллективами действует до 2021 года.

    С 2004 по 2015 год Янсонс одновременно был главным дирижером Королевского оркестра Консертгебау в Амстердаме: шестым за 130-летнюю историю коллектива – после Виллема Кеса, Виллема Менгельберга, Эдуарда ван Бейнума, Бернарда Хайтинка и Риккардо Шайи. По окончании контракта оркестр Консертгебау назначил Янсонса своим дирижером-лауреатом.

    Будучи главным дирижером оркестра Баварского радио, Янсонс постоянно стоит за пультом этого коллектива в Мюнхене, городах Германии и за границей. Где бы ни выступали маэстро и его оркестр – в Нью-Йорке, Лондоне, Токио, Вене, Берлине, Москве, Санкт-Петербурге, Амстердаме, Париже, Мадриде, Цюрихе, Брюсселе, на самых престижных фестивалях – везде их ожидает восторженный прием публики и высочайшие оценки прессы.

    Осенью 2005 года коллектив из Баварии совершил первое в своей истории турне по Японии и Китаю. Японская пресса отметила эти концерты как «Лучшие концерты сезона». В 2007 году Янсонс дирижировал хором и оркестром Баварского радио в концерте для Папы Римского Бенедикта XVI в Ватикане. В 2006 и 2009 гг. Марис Янсонс дал несколько триумфальных концертов в нью-йоркском Карнеги-холле.

    Под управлением маэстро симфонический оркестр и хор Баварского радио являются ежегодными резидентами Пасхального фестиваля в Люцерне.

    Не менее триумфально проходили по всему миру выступления Янсонса с Королевским оркестром Консертгебау, в том числе на фестивалях в Зальцбурге, Люцерне, Эдинбурге, Берлине, Промс в Лондоне. Выступления в Японии во время гастрольного тура 2004 года были названы японской прессой «Лучшими концертами сезона».

    Значительное внимание Марис Янсонс уделяет работе с молодыми музыкантами. Он дирижировал Молодежным оркестром Густава Малера в европейском турне и работал с оркестром института Аттерзее в Вене, с которым выступал на Зальцбургском фестивале. В Мюнхене он постоянно дает концерты с юношескими коллективами Академии симфонического оркестра Баварского радио.

    Дирижер – артистический директор конкурса современной музыки в Лондоне. Он является почетным доктором музыкальных академий в Осло (2003), Риге (2006) и Королевской академии музыки в Лондоне (1999).

    1 января 2006 года Марис Янсонс впервые дирижировал традиционным Новогодним концертом в Венской филармонии. Этот концерт транслировало более 60 телекомпаний, его посмотрело более 500 миллионов телезрителей. Концерт был записан на CD и DVD на лейбле DeutscheGrammophon. CD с этой записью достиг статуса «дважды платинового», а DVD– «золотого». Еще дважды – в 2012 и 2016 гг. – Янсонс дирижировал Новогодними концертами в Вене. Релизы этих концертов также имели исключительный успех.

    В дискографии дирижера – записи произведений Бетховена, Брамса, Брукнера, Берлиоза, Бартока, Бриттена, Дюка, Дворжака, Грига, Гайдна, Хенце, Онеггера, Малера, Мусоргского, Прокофьева, Рахманинова, Равеля, Респиги, Сен-Санса, Шостаковича, Шенберга, Сибелиуса, Стравинского, Р. Штрауса, Щедрина, Чайковского, Вагнера, Веберна, Вайля на ведущих мировых лейблах: EMI, DeutscheGrammophon, SONY, BMG, Chandos и Simax, а также на фирменных лейблах Баварского радио (BR-Klassik) и Королевского оркестра Консертгебау.

    Многие из записей дирижера считаются эталонными: например, цикл произведений Чайковского, Пятая и Девятая симфонии Малера с Филармоническим оркестром Осло, Шестая симфонии Малера с Лондонским симфоническим.

    Записи Мариса Янсонса неоднократно удостаивались премий Diapasond’Or, PreisderDeutschenSchallplattenkritik (Приз немецких критиков в области звукозаписи), ECHOKlassik, CHOC du Monde de la Musique, Приза Эдисона, «Новой академии диска», PenguinAward, ToblacherKomponierhäuschen.

    В 2005 году Марис Янсонс завершил запись полного цикла симфоний Шостаковича для EMI Classics, в которой приняли участие несколько лучших оркестров мира. Запись Четвертой симфонии была награждена несколькими призами, среди которых Diapason d’Or и Приз немецких критиков. Записи Пятой и Восьмой симфоний получили в 2006 году приз ECHO Klassik. Запись Тринадцатой симфонии в 2005 году удостоена «Грэмми» за лучшее оркестровое исполнение и в 2006 году – ECHO Klassik Prize за лучшую запись симфонической музыки.

    Релиз полного собрания симфоний Шостаковича вышел в 2006 году, к 100-летию композитора. В том же году это собрание было удостоено награды «Приз года» от немецких критиков и Le Monde de la Musique, а в 2007 г. отмечено как «Запись года» и «Лучшая симфоническая запись» на MIDEM (Международной музыкальной ярмарке в Каннах).

    Согласно рейтингам ведущих мировых музыкальных изданий (французский “Monde de la musique”, британский “Gramophone”, японские “Record Geijutsu” и “Mostly Classic”, немецкий “Focus”), оркестры под руководством Мариса Янсонса непременно входят в число лучших коллективов планеты. Так, в 2008 по опросу британского журнала “Gramophone” оркестр Консертгебау занял первое место в списке 10 лучших оркестров мира, оркестр Баварского радио – шестое. Спустя год “Focus” в своем рейтинге лучших оркестров мира отдал этим коллективам два первых места.

    Марис Янсонс удостоен множества международных премий, орденов, званий и других почетных наград Германии, Латвии, Франции, Нидерландов, Австрии, Норвегии и других стран. Среди них:

    «Орден Трех звезд» – высшая награда Латвийской Республики и «Большая музыкальная премия» – высшая награда Латвии в области музыки;

    «Орден Максимилиана в области науки и искусства» и Орден «За заслуги» Баварии;

    приз «За заслуги перед Баварским радио»;

    Большой крест ордена «За Заслуги перед Федеративной Республикой Германии со звездой» за выдающееся служение немецкой культуре (при награждении было отмечено, что как дирижер лучших оркестров мира и благодаря поддержке современной музыки и молодых талантов Марис Янсонс принадлежит к великим артистам нашего времени);

    звания «Командора Королевского норвежского ордена заслуг», «Командора ордена искусств и литературы» Франции, «Рыцаря Ордена Нидерландского льва»;

    европейская дирижерская премия от Фонда “Pro Europa”;

    приз «Балтийские звезды» за развитие и укрепление гуманитарных связей между народами Балтийского региона.

    Он не раз был назван «Дирижером года» (в 2004 г. Лондонским Королевским филармоническим обществом, в 2007 – «Немецкой академией звука» (German Phono Academy), в 2011 – журналом “Opernwelt” за исполнение оперы «Евгений Онегин» с оркестром Консертгебау) и «Артистом года» (в 1996 EMI, в 2006 – MIDEM).

    В январе 2013 г., в честь 70-летия Мариса Янсонса, ему был присужден “Ernst-von-Siemens-Musikpreis” – одна из самых значительных наград в области музыкального искусства.

    В ноябре 2017 года выдающийся дирижер стал 104-м обладателем Золотой медали Королевского филармонического общества. Он присоединился к списку обладателей этой награды, в числе которых Дмитрий Шостакович, Игорь Стравинский, Сергей Рахманинов, Герберт фон Караян, Клаудио Аббадо и Бернард Хайтинк.

    В марте 2018 года маэстро Янсонс был удостоен еще одной исключительно престижной музыкальной награды:Премии Леони Соннинг, присуждаемой с 1959 года крупнейшим музыкантам современности. В числе ее обладателей – Игорь Стравинский, Дмитрий Шостакович, Леонард Бернстайн, Витольд Лютославский, Бенджамин Бриттен, Иегуди Менухин, Дитрих Фишер-Дискау, Мстислав Ростропович, Святослав Рихтер, Исаак Стерн, Юрий Башмет, София Губайдулина, Анне-Софи Муттер, Чечилия Бартоли, Арво Пярт, сэр Саймон Рэттл и многие другие выдающиеся композиторы и исполнители.

    Марис Янсонс – народный артист России. В 2013 году дирижер был награжден «Медалью за заслуги перед Санкт-Петербургом» от Администрации города. 

    Юрий Башмет

    Юрий Башмет – один из крупнейших музыкантов современности, получивший всемирное признание, альтист, дирижер, общественный деятель. Родился в 1953 году в Ростове-на-Дону. В 1971 году окончил Львовскую среднюю специальную музыкальную школу и поступил в Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, где его наставниками были профессора Вадим Борисовский и Федор Дружинин. 

    Еще в студенческие годы Юрий Башмет стал лауреатом международных конкурсов в Будапеште (1975, II премия) и ARDв Мюнхене (1976, Гран-при). Он вывел свой инструмент на новый уровень: сыграл в Большом зале консерватории первую в истории сольную альтовую программу, стал первым исполнителем многочисленных сочинений для альта, написанных композиторами-современниками. В частности для Башмета писали Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, Микаэл Таривердиев, София Губайдулина, Джон Тавенер, Гия Канчели, Александр Чайковский, Александр Раскатов; ему посвящено в общей сложности более 50 произведений. Он выступал как солист со многими ведущими оркестрами мира.

    В 1982 году начал дирижировать, в 1986-м организовал и возглавил камерный ансамбль «Солисты Москвы». В 1992 году состав ансамбля полностью обновился: его участниками стали талантливые выпускники и аспиранты Московской консерватории. В 2008 году коллектив завоевал премию «Грэмми» за записи музыки Стравинского и Прокофьева, став первым в истории обладателем этой награды среди российских камерных ансамблей.

    С 2002 года Юрий Башмет – художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия». 

    Многолетняя дружба и творческое сотрудничество связывали Юрия Башмета и Святослава Рихтера. После смерти пианиста, на протяжении 16 лет возглавлявшего легендарные «Декабрьские вечера», Башмет стал его преемником. Маэстро возглавляет также фестиваль «Эльба – музыкальный остров Европы» (Италия), Зимний фестиваль классической музыки в Сочи, проводит именные фестивали в Минске, Ярославле, Челябинске, Хабаровске и Пензе, Фестиваль камерных оркестров мира в Омске.

    С 1976 года Юрий Башмет преподает в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, с 1978 года – в консерватории (с 1988 года – доцент, с 1996 – профессор), где в 1996 году организовал и возглавил Экспериментальную кафедру альта. С 1980 года проводит мастер-классы в разных странах мира, преподает на летних курсах в Академии Киджи в Сиене (Италия) и в Туре (Франция).

    Основатель и председатель жюри первого и единственного в России Международного конкурса альтистов (проводится в Москве). Руководитель Детской музыкальной академии стран СНГ в Новокуйбышевске и Молодежной музыкальной академии стран СНГ во Львове. В 2012 году выступил инициатором создания и возглавил Всероссийский юношеский симфонический оркестр, в состав которого вошли музыканты в возрасте от 10 лет до 21 года из многих городов России.

    Юрий Башмет – участник многих крупнейших благотворительных акций мирового значения, сборы от которых были направлены в фонды помощи пострадавшим от стихийных бедствий в Армении, Японии, фонды помощи детям-инвалидам. Созданный Башметом Международный благотворительный фонд учредил Международную премию имени Д. Д. Шостаковича за выдающиеся достижения в области мирового искусства.

    Кино- и телекомпаниями разных стран (Англия, Франция, Россия) снято несколько фильмов о жизни и творчестве музыканта. 

    Юрий Башмет – народный артист СССР, народный артист России, Герой труда Российской Федерации; лауреат Государственной премии СССР и четырех Государственных премий Российской Федерации, Премии Правительства РФ. Удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» (III, IV и II степени), ордена Почета, ордена Дружбы, высших орденов Литвы, Италии, Франции (в том числе ордена Почетного легиона), Украины, Армении, Беларуси и многих других почетных наград и званий.

    Борис Березовский

    Борис Березовский родился в 1969 году в Москве. Обучался в Московской государственной консерватории в классе Элисо Вирсаладзе и частным образом у Александра Саца. В 1987 году завоевал IV премию Международного конкурса пианистов в Лидсе (Великобритания), в 1990 году – I премию и Золотую медаль IX Международного конкурса имени П. И. Чайковского в Москве. 

    С этого момента начинается международная карьера пианиста. Он выступал с лучшими оркестрами мира, такими как Королевский оркестр Консертгебау (Амстердам), Нью-Йоркский филармонический оркестр, оркестр «Филармония» (Лондон), Филадельфийский симфонический оркестр, Национальный оркестр Франции, Мюнхенский филармонический оркестр, Российский национальный оркестр, Национальный филармонический оркестр России, Новый Японский филармонический оркестр, Гюрцених-оркестр (Кёльн), Национальный оркестр Капитолия Тулузы и другие; под управлением выдающихся дирижеров, в числе которых Курт Мазур, Шарль Дютуа, Вольфганг Заваллиш, Эндрю Литтон, Антонио Паппано, Лоранс Экильбе, Владимир Ашкенази, Валерий Гергиев, Юрий Симонов, Александр Лазарев, Леонард Слаткин, Михаил Плетнёв, Юрий Башмет, Туган Сохиев, Дмитрий Китаенко, Александр Рудин, Дмитрий Лисс, Александр Ведерников, Томас Даусгор и многие другие. Среди партнеров пианиста по камерному ансамблю – Вадим Репин, Дмитрий Махтин, Александр Князев, Яна Иванилова, Акико Суванаи, Хэмиш Милн.

    Сольные концерты Бориса Березовского проходят в лучших залах мира, таких как Берлинская филармония, амстердамский Консертгебау, лондонский Ройял Фестивал-холл, Театр Елисейских Полей и концертный зал Лувра в Париже, венский Концертхаус, Дворец изящных искусств в Брюсселе, Мегарон в Афинах, Большой зал Московской Консерватории, Концертный зал имени П. И. Чайковского. 

    В репертуаре исполнителя – фортепианные концерты Бетховена (в 2001 году он представил все пять его концертов в один вечер с оркестром Musica Viva в Большом зале Московской Консерватории), Моцарта, Шопена, Листа, Брамса, Рахманинова, Чайковского, Бартока, Стравинского, Шостаковича, Хачатуряна, циклы этюдов Листа и Шопена, пьес Шумана, прелюдий Рахманинова, сочинения Пауля Хиндемита, Дьёрдя Лигети, Александра Чайковского, Кароля Беффа, Джорджа Крама, Джона Адамса. В последние годы выступает с оркестрами без дирижера. 

    В обширной дискографии пианиста – около 40 CD и DVD. Под лейблом Teldec он выпустил записи произведений Шопена, Шумана, Рахманинова, Мусоргского, Балакирева, Метнера, Равеля и все «Трансцендентные этюды» Листа. Для фирмы Mirare записал все прелюдии и фортепианные концерты Рахманинова (с Уральским академическим филармоническим оркестром под управлением Дмитрия Лисса) и его же сочинения для двух фортепиано (в ансамбле с Брижит Анжерер). Многие записи Березовского удостоены премий Diapason d'Or, ECHO Klassik, Choc de la Musique, многократно отмечены журналами Le Monde de la Musique и Gramophone. В 2006 году музыкант был удостоен премии BBC Music Magazine. 

    Участник крупнейших международных фестивалей в России, Германии (Рур, Рейнгау), Франции (Ла-Рок-д'Антерон, Нант, Канн, Монпелье и др.), Швейцарии (Вербье), Австрии (Зальцбург), Словакии (Братислава), Японии (Саппоро), США («Равиния» в Чикаго, Аспен). 

    Активно гастролирует по России, проводит авторские фестивали, в том числе Фестиваль Бориса Березовского в Екатеринбурге (2012, 2014), идею которого артист определил как «музыкально-географическое путешествие». Схожими идеями вдохновлен и проект пианиста «Музыка Земли» (2014, 2016, 2017). В 2006–2011 гг. по инициативе Березовского в Москве, Екатеринбурге и Владимире проводился «Метнер-фестиваль». 

    В 2015 году музыкант участвовал в работе жюри пианистов XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского. На телеканале «Культура» вел программу «Вспоминая великие страницы», посвященную конкурсным выступлениям пианистов прежних лет. 

    Борис Березовский – лауреат премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Персона года» (2013). Удостоен Премии города Москвы в номинации «Музыкальное искусство» (2015), почетного звания «Заслуженный артист Российской Федерации» (2016).

    Дарья Чайковская

    Дарья Чайковская (фортепиано) родилась в Москве, в семье профессиональных музыкантов. В 7 лет поступила в Среднюю специальную музыкальную школу имени Гнесиных (класс А. Григорьевой), с 1992 года продолжила музыкальное образование в консерватории г. Любека (Германия). На протяжении ряда лет её наставниками были выдающиеся пианисты и педагоги: Владимир Крайнев (консерватория Ганновера, Германия), Игорь Благодатов (Безансон, Франция), Арбо Валдма (консерватория Кёльна, Германия) и Борис Петрушанский (Пианистическая академия Имолы, Италия). В классе профессора Павла Гилилова Дарья Чайковская окончила аспирантуру Кёльнской консерватории.

    Дарья — неоднократная победительница всегерманских и международных конкурсов. В послужном списке пианистки — победы на Международном юношеском конкурсе «Steinway» в Гамбурге (Германия), Международном конкурсе на Ибице (Испания), Международном конкурсе В. Беллини (Италия), Международном конкурсе в Гориции (Италия) и других музыкальных состязаний.

    Её сольные концерты, выступления с оркестрами и камерными ансамблями проходили в городах России, Европы и Японии на таких известных сценах, как Кёльнская филармония, Концертный зал Laeiszhalle в Гамбурге, Konzerthaus в Берлине, Tonhalle в Дюссельдорфе, Рахманиновский и Малый залы Московской консерватории, Камерный зал Московской филармонии.

    Молодая пианистка участвует в известных фестивалях: земли Шлезвиг-Гольштейн, земли Мекленбург-Передняя Померания, «Киссингерское лето» и «Киссингерская фортепианная олимпиада», «Euregio» (Германия), «Музыкальная неделя в Каннах» (Франция), музыкальном фестивале в Ставангере и Григовском фестивале в Трольдхаугене (Норвегия).

    Ксения Башмет

    Ксения Башмет получила музыкальное образование в МССМШ имени Гнесиных (педагоги Елена Эфрусси, Татьяна Зеликман), Московской консерватории (класс профессора Льва Наумова) и аспирантуре Консерватории (класс доцента Ирины Кирилловой и профессора Тиграна Алиханова). Дипломант Международного фестиваля «Виртуозы 2000 года» (Санкт-Петербург, 1994), лауреат I Международного конкурса камерных ансамблей имени Танеева (Калуга) и XVIII Международного конкурса камерных ансамблей в Кальтаниссетте (Италия). Дважды удостаивалась спецпризов Международного конкурса альтистов Юрия Башмета: «Лучшему иллюстратору (концертмейстеру)» в 2010 году и «За великолепное музыкальное сопровождение» в 2013-м. Лауреат Молодежной премии «Триумф» (2004), премии «Золотой нотный стан» (Флоренция, 2005).

    Участница международных фестивалей в Роландсеке (Германия), Туре (Франция), Вербье (Швейцария), Тэнглвуде (США), на острове Эльба (Италия), а также российских музыкальных форумов: «Молодые звезды ХХI века» (Самара), «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Московская осень», «Возвращение», Ars Longa, Vivacello (Москва), фестивалей Юрия Башмета в Сочи, Ярославле и Хабаровске.

    Гастролирует в России и за рубежом. Ее концерты проходили в Европе, Японии, США, Израиле, в том числе в залах New Tokyo Opera City Hall, Музикферайн (Вена), Бетховенский зал (Бонн), Тонхалле (Цюрих). Как солистка выступала с Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан, Камерным ансамблем «Солисты Москвы», Ансамблем солистов «Концертино», Берлинским и Гамбургским камерными оркестрами, филармоническими коллективами Сочи, Тольятти, Самары, Красноярска, Воронежа. Среди сценических партнеров Ксении Башмет – Гидон Кремер, Наталия Гутман, Виктор Третьяков, Юрий Башмет, Кристоф Барати, Юлиан Рахлин, Александр Князев, дирижеры Марис Янсонс, Саулюс Сондецкис, Дмитрий Лисс, Александр Сладковский, Фабио Мастранджело.

    Пианистка выпустила два CD на лейбле Quartz, один из которых, Piano Collection Майкла Наймана, был назван «диском недели» на английском радио Classic FM. Ксения Башмет – первая исполнительница сочинений Артема Васильева, Елены Лангер, М. Ковалевой, Александра Чайковского. Приняла участие в записях диска «24 прелюдии и фуги Всеволода Задерацкого» и альбома к юбилею Александра Чайковского, осуществленных фирмой «Мелодия». С 2016 года – директор и педагог Открытой школы музыки при Башмет-центре.

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Новая музыка: диалог цивилизаций

    08.04.2022

    В программе:
    Адамс
    Концерт для скрипки с оркестром
    Канчели
    Симфония № 2 («Песнопения»)
    И. С. Бах
    Чакона ре минор из Партиты № 2 для скрипки соло (оркестровка Сергея Горчакова)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Вещь в себе: Гия Канчели – «Стикс»
    Автор и ведущий – Ярослав Тимофеев

    Режиссерская версия

    19.02.2022

    В программе:
    Канчели
    «Стикс» для солирующего альта, хора и оркестра

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Александр Чайковский.
    Юбилейный авторский концерт.
    Юрий Башмет, Валентин Урюпин,
    Борис Березовский, Екатерина Мечетина и другие

    Режиссерская версия

    01.03.2021

    В программе:
    А. Чайковский
    Концерт для гитары с оркестром
    Соната для домры и фортепиано
    Симфония № 7 («Карантинная») (Московская премьера)
    «Из жизни петербургской актрисы» – пять романсов из вокального цикла для меццо-сопрано и фортепиано на стихи С.Есенина, И.Бродского, Б.Ахмадулиной, А.Блока, Н.Зиновьева
    Dancing – сюита для фортепиано
    «Маленькие кубанские вариации» на две народные темы для камерного оркестра
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (Посвящается Борису Березовскому) (Московская премьера)

    Камерный зал Филармонии

    Александр Чайковский

    28.03.2016

    В программе:
    А. Чайковский
    Струнный квартет № 3
    Струнный квартет № 4
    Струнный квартет № 5
    Квинтет для фортепиано и струнного квартета