Ансамбль Collegium Vocale Gent, Филипп Херревеге : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Ансамбль Collegium Vocale Gent,
    Филипп Херревеге

    28 января 2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Ансамбль Collegium Vocale Gent
    Филипп Херревеге, дирижёр
    Дамьен Гийон (контратенор, Германия)
    Томас Хоббс (тенор, Германия)
    В программе:
    И. С. Бах
    Кантата Ihr werdet weinen und heulen, BWV 103
    Кантата Mache dich, mein Geist, bereit, BWV 115
    Букстехуде
    Кантата Nimm von uns, Herr, du treuer Gott, BuxWV 78
    И. С. Бах
    Кантата Nimm von uns, Herr, du treuer Gott, BWV 101

    12+

    Абонемент №3:

    Грани бессмертия. И. С. Бах
    (330 лет со дня рождения)

    Ансамбль Collegium Vocale Gent

    В 2020 году ансамбль Collegium Vocale Gent отметил 50-летие творческой деятельности. Коллектив был основан в 1970 году группой студентов Гентского университета по инициативе Филиппа Херревеге. Ансамбль одним из первых начал исполнять вокальные произведения эпохи барокко в соответствии с практикой музицирования того времени. Это принесло ему мировую известность. Он выступал на крупнейших концертных площадках и музыкальных фестивалях стран Европы, Южной Америки, США, России, Японии, Гонконга и Австралии. С 2017 года ансамбль проводит собственный летний фестиваль Collegium Vocale Crete Senesi в Тоскане (Италия).

    За прошедшие годы Collegium Vocale Gent освоил обширный репертуар, охватывающий самые разные эпохи и стили. Музыка эпохи Возрождения исполняется небольшой группой солистов ансамбля. Оратории XIX–XXI вв. исполняются капеллой, в составе которой выступают 80 исполнителей – оркестр и хор. Визитной карточкой коллектива стали шедевры немецкого барокко, в особенности кантаты, оратории и пассионы И. С. Баха. 

    Collegium Vocale Gent сотрудничает также с другими инструментальными ансамблями аутентичного направления, в числе которых Оркестр Елисейских Полей, Фрайбургский барочный оркестр и Берлинская академия старинной музыки; выступает с известными симфоническими оркестрами, в том числе Симфоническим оркестром Антверпена, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), Будапештским фестивальным оркестром, Саксонской государственной капеллой, Камерным оркестром Европы, ансамблем современной музыки Ictus. Наряду с Филиппом Херревеге коллективом дирижировали Айвор Болтон, Маркус Крид, Рейнберт де Леу, Иван Фишер, Рене Якобс, Янник Незе-Сеген, Каспар Путниньш, Йос ван Иммерсел, Пол ван Невель, Джеймс Вуд и многие другие. 

    Под руководством Филиппа Херревеге ансамбль создал обширную дискографию, насчитывающую более 100 записей (большинство выпущено под лейблами Harmonia Mundi France и Virgin Classics). В 2010 году Филипп Херревеге совместно с продюсерской компанией Outhere Music основал собственный звукозаписывающий лейбл φ («Фи»). К настоящему моменту на нем вышло около 20 новых дисков с вокальными произведениями И. С. Баха, Бетховена, Брамса, Дворжака, Джезуальдо, Гайдна и Томаса Луиса де Виктории. Среди последних релизов – «Страсти по Иоанну» И. С. Баха, Те Deum и Вторая месса Брукнера. Кроме того, коллектив записал ораторию «Крестный путь» Листа с Рейнбертом де Леу для лейбла ά. 

    Ансамбль Collegium Vocale Gent пользуется финансовой поддержкой фламандского сообщества, муниципалитета Гента и Национальной лотереи Бельгии.

    Филипп Херревеге

    Филипп Херревеге – один из самых именитых и востребованных музыкантов наших дней, видный представитель исторически ориентированного исполнительства. 

    Родился в 1947 году в Генте. Обучался в Гентской консерватории по классу фортепиано у Марселя Газелля. В те же годы начал заниматься дирижированием. 

    В 1970 году основал ансамбль Collegium Vocale Gent. Благодаря новаторскому подходу к исполнению барочной музыки коллектив быстро приобрел известность, на него обратили внимание мастера исторически ориентированного исполнительства Николаус Арнонкур и Густав Леонхардт, пригласившие коллектив из Гента во главе с Херревеге принять участие в записи полного собрания кантат И. С. Баха.

    В 1977 году в Париже Филипп Херревеге организовал ансамбль La Chapelle Royale с целью продвижения редко звучащей французской и фламандской хоровой музыки эпохи барокко (сочинений Дюмона, Люлли, Рамо, Шарпантье, Кампрá). В 1980–1990-х годах создал еще несколько коллективов, в их числе Ensemble Vocal Européen, специализировавшийся на ренессансной хоровой полифонии (музыке Палестрины, Лассо, Джезуальдо, Монтеверди, Кардозо и др.), и Оркестр Елисейских Полей, изначально исполнявший произведения композиторов эпохи романтизма. 

    Музыка Ренессанса и барокко находится в центре внимания Филиппа Херревеге на протяжении более 50 лет. Особую известность маэстро получил благодаря интерпретациям сочинений И. С. Баха. При этом он постоянно обращается к музыке более позднего времени, исполняя шедевры разных эпох – от Моцарта, Бетховена, Шуберта и Берлиоза до Малера, Брукнера, Дебюсси, Стравинского и Шёнберга. В 1998–2002 гг. Херревеге был главным дирижером Королевского филармонического оркестра Фландрии (в настоящее время – почетный дирижер). Выступал с Королевским оркестром Консертгебау, оркестрами лейпцигского Гевандхауса и цюрихского Тонхалле, Роттердамским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром Франкфуртского радио, Малеровским камерным и Шотландским камерным оркестрами. В 1982–2002 гг. был художественным руководителем летнего фестиваля «Музыкальные академии» в Сенте (Франция). С 2001 года возглавляет международный фестиваль «Академия» в Крете-Сенези, Италия (с 2017 года – фестиваль Collegium Vocale). 

    Дискография Филиппа Херревеге насчитывает более 120 записей, выполненных с разными коллективами и выпущенных под лейблами Harmonia Mundi France, Virgin Classics и PentaTone. Среди них – Lagrime di San Pietro («Слезы святого Петра») Лассо, сочинения Шютца, мотеты Рамо и Люлли, «Страсти по Матфею», Месса си минор и другие хоровые сочинения И. С. Баха, полные циклы симфоний Бетховена и Шумана, реквиемы Моцарта и Форе, оратории Мендельсона, «Немецкий реквием» Брамса, «Волшебный рог мальчика» Малера и его же «Песнь о земле» (в камерной редакции Шёнберга – Рина), «Лунный Пьеро» Шёнберга, «Симфония псалмов» Стравинского, «Берлинский реквием» Вайля. 

    В 2010 году Филипп Херревеге совместно с бельгийской компанией Outhere Music создал лейбл φ (PHI), которым на сегодняшний день выпущено около 30 альбомов. Среди недавних релизов – «Вечерня Девы Марии» Монтеверди, «Страсти по Иоанну» и лейпцигские кантаты И. С. Баха, Пятая книга мадригалов Джезуальдо (с Collegium Vocale Gent), Месса № 2 и Te Deum Брукнера (с Collegium Vocale Gent и Оркестром Елисейских Полей), симфонии Шуберта (с Симфоническим оркестром Антверпена). 

    За выдающиеся творческие достижения Филипп Херревеге удостоен многих наград. В 1990 году европейские критики признали его «Музыкальной персоной года». В 1993 году Херревеге и Collegium Vocale Gent были названы «Культурными посланниками Фландрии». Кроме того, маэстро Херревеге – кавалер ордена Искусств и литературы Бельгии (1994) и французского ордена Почетного легиона (2003), награжден «Медалью Баха» Лейпцига (2010) и Премией Баха от Королевской академии музыки в Лондоне (2016), почетный доктор Лёвенского католического университета (1997) и Гентского университета (2017), Почетный гражданин Сента (Франция, 2015). 

    В июле 2021 года Филипп Херревеге, Collegium Vocale Gent и Оркестр Елисейских Полей выступили на Зальцбургском фестивале, исполнив Реквием Форе, «Погребальную песнь» Брамса и «Симфонию псалмов» Стравинского. В числе событий сезона 2021/22 – концерты на Бременском фестивале с вручением специальной премии Херревеге за заслуги в искусстве; выступления в городах Швейцарии, Нидерландов, Бельгии и Германии с Большой мессой до минор Моцарта; концерты с Венским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром римской Академии Санта-Чечилия, Мюнхенским филармоническим оркестром, Дрезденской государственной капеллой, Филармоническим оркестром Радио Франс, оркестром «Филармония» (Лондон) и Симфоническим оркестром Антверпена. Кроме того, маэстро будет работать со студентами Академии Малеровского камерного оркестра. В мае 2022 года по случаю своего 75-летия Филипп Херревеге исполнит в разных городах Европы «Песнь о земле» Малера с Оркестром Елисейских Полей.

    Дамьен Гийон

    Занятия музыкой Дамьен Гийон начал в восьмилетнем возрасте в детском хоре Maîtrisede Bretagne под управлением Жана-Мишеля Ноэля. В детстве он постоянно выступал в качестве солиста (сопрано) во многих барочных ораториях, пел в опере «Волшебная флейта» Моцарта в Оперном театре г. Ренна.

    С 1998 по 2001 год Дамьен Гийон учился в Центре барочной музыки в Версале под руководством Оливье Шнебели. Здесь молодой певец углубленно изучал барочную вокальную технику и искусство интерпретации старинной музыки у Ховарда Крука, Жерома Корреа, Алена Бюэ и Ноэля Баркера. С 2014 года он обучается в музыкальной академии Schola Cantorum в Базеле у известного немецкого контратенора Андреаса Шолля.

    Благодаря своему таланту и мастерству Дамьен Гийон получил приглашения выступить в концертах многих мэтров барочного исполнительства, среди которых Масааки Судзуки, Венсан Дюместр, Эрве Нике, Филипп Пьерло, Пьер Антай, Жан-Клод Мальгуар, Кристоф Руссе, Филипп Херревеге, Жорди Саваль, Пол Маккриш и Уильям Кристи.

    В репертуаре певца — оратории и оперы барокко («Коронация Поппеи» и «Возвращение Улисса на родину» Монтеверди, «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», Месса си минор, «Рождественская оратория» и другие сочинения Баха, «Мессия», «Тесей», «Ринальдо», «Аталия», «Юлий Цезарь» Генделя, «Король Артур» и «Дидона и Эней» Перселла, «Святой Алексей» Ланди и другие), английские песни эпохи Возрождения.

    В последнее время артист часто выступает в качестве дирижера. В частности, он дирижировал ораторией Антонио Кальдары «Магдалина у ног Христа» с ансамблем LesMusiciensduParadis (Париж, руководитель Ален Бюэ), «Магнификатом» Баха с французским ансамблем Café Zimmermann и камерным хором г. Руана, кантатами Баха с Collegium VocaleGent на фестивале в Санте (Франция).

    В 2009 году Дамьен Гийон основал ансамбль старинной музыки Le Banquet Céleste, в состав которого вошли певцы и инструменталисты, специально обучавшиеся исполнению барочной музыки.

    В настоящее время Дамьен Гийон работает над новыми программами, в числе которых «Рождественские кантаты» Баха, Lamentations and Respons Я. Д. Зеленки, сценическая версия оперы Генделя «Ацис и Галатея». В марте 2016 года ожидается выпуск новой записи Псалма № 51 Баха (ранее имела большой успех запись баховских кантат с соло альта).

    Недавно певец принял участие в исполнении «Страстей по Матфею» Баха с CollegiumVocaleGent под управлением Филиппа Херревеге (в Линкольн-центре в Нью-Йорке, Дворце каталонской музыки в Барселоне и на фестивале в Баден-Бадене), с оркестром Консертгебау, ансамблем Les Violonsdu Roy под управлением Бернара Лабади (в Palais Montcalm в Квебеке и Карнеги-холле в Нью-Йорке), Salve Regina Вивальди с оркестром New World Symphony под управлением Бернара Лабади (на Майами).

    В ближайшее время Дамьен Гийон вновь будет выступать с Филиппом Херревеге (Рождественские кантаты, «Страсти по Матфею», «Рождественская оратория»), а также с ансамблями Nederlandse Bach Society (кантаты Баха), Café Zimmermann (кантаты Баха для альта соло), Collegium 1704 под управлением Вацлава Лукса («Страсти по Иоанну» Алессандро Скарлатти). В концертах европейского турне с ансамблем Ensemble Pygmalion под управлением Рафаэля Пишона с участием певца прозвучат «Страсти по Матфею» Баха.

    Томас Хоббс

    Томас Хоббс — один из самых востребованных в Европе и США исполнителей музыки XVI–XVIII веков. Он постоянно выступает как солист с ведущими ансамблями барочной и ранней музыки, включая прославленный Collegium Vocale Gent во главе с Филиппом Херревеге и Ensemble Pygmalion под управлением Рафаэля Пишона.

    В репертуаре певца — все самые знаменитые сочинения эпохи барокко.Он исполнял партию Евангелиста в «Страстях по Матфею» и «Страстях по Иоанну» Баха с хором Королевского колледжа Кембриджа, ансамблем Le Concert Lorrain и Ensemble Pygmalion, арии из «Страстей» с ансамблями Academy of Ancient Music, Collegium Vocale Gent и Ex Cathedra. Солировал в произведениях Баха: Мессе си минор с Collegium Vocale Gent, Le Concert Lorrain, «Академией старинной музыки» (Берлин), «Бах-академией» Штутгарта и Баховским хором Фрайбурга, «Магнификате» с ансамблем De Nederlandse Bachverenigning, «Оратории на Вознесение» с Collegium Vocale Gent, «Рождественской оратории» с Австралийским камерным оркестром. Исполнял партии в ораториях Генделя: «Иисус Навин» с «Академией старинной музыки» и Камерным хором Берлинского радио (заглавная партия), «Израиль в Египте» с хором Королевского колледжа Кембриджа, «Мессия» с ансамблем Le Concert Lorrain.

    Томас Хоббс востребован и как исполнитель произведений венских классиков. В частности, он спел партию тенора в Реквиеме Моцарта с ансамблем Dunedin Consort и Мессе до мажор Бетховена со Штутгартским камерным хором.

    Недавно певец дебютировал с камерным оркестром «Северная симфония» (Ньюкасл), Королевским Шотландским национальным симфоническим оркестром, Борнемутским и Бирмингемским симфоническими оркестрами, а также с ансамблем Accademia Bizantina под управлением Оттавио Дантоне.

    Среди оперных партий, спетых им за последнее время, — Телемах в «Возвращении Улисса на родину» Монтеверди (новая постановка Английской национальной оперы), Аполлон и Пастух в «Орфее» Монтеверди (концертно-сценическая версия с ансамблем Academy of Ancient Music под управлением Ричарда Эгарра), Феррандо в «Так поступают все» Моцарта, заглавная партия в «Альберте Херринге» Бриттена.

    В сольных концертах, с которыми Томас Хоббс выступает в лучших залах и на крупных фестивалях в разных странах, он исполнял  циклы «Прекрасная мельничиха» Шуберта, «Круг песен» Шумана, «На краю Уэнлока» Воан-Уильямса (в сопровождении Эдинбургского струнного квартета), «Зимние песни» Бретта Дина на фестивале в Челтнеме, английские и немецкие песни на фестивале Accademia delle Crete Senesi в Тоскане, организованном Филиппом Херревеге, песни Моцарта в лондонском Kings Place, песни  Вольфа на фестивале немецкой Lied в Оксфорде. На фестивале в Райдейле Томас Хоббс дал сольный концерт с пианистом Кристофером Глинном.

    В обширной дискографии артиста — Месса си минор Баха с Collegium Vocale Gent и Dunedin Consort, мотеты, Лейпцигские кантаты и «Рождественская оратория» Баха с Collegium Vocale Gent; опера «Ацис и Галатея» и оратория «Эсфирь» Генделя с Dunedin Consort, Месса до мажор Бетховена со Штутгартским камерным хором. Последние по времени записи — Chandos Anthems Генделя с Оркестром Века Просвещения под управлением Стивена Лейтона и Реквием Моцарта с Dunedin Consort под руководством Джона Батта — получили высокие оценки критики и были удостоены премии Gramophone за лучшую хоровую запись (2014).

    В числе недавних и ближайших ангажементов певца — гастроли с Collegium Vocale Gent, «Ацис и Галатея» Генделя (партия Дэймона) с ансамблем Dunedin Consort, кантаты Баха с ансамблями De Nederlandse Bachverenigning и Ensemble Pygmalion, «Рождественская оратория» Баха с Тонкюнстлер-оркестром Нижней Австрии, оркестром Тонхалле Цюриха и ансамблем Le Concert Lorrain.

    Томас Хоббс — уроженец г. Эксетер (графство Девоншир, Великобритания). Обучался в Королевском колледже музыки у Нейла Мак Ки, где был удостоен стипендий Питера Пирса и Мэйсона, и в Королевской академии музыки у знаменитого тенора Райланда Дэвиса. В годы учебы в Академии получил нескольких престижных стипендий.

    Томас Хоббс также награждался стипендией Сьюзен Чилкотт, сотрудничал с Королевским филармоническим обществом и Classical Opera Company в Лондоне, специализирующейся на постановках опер Моцарта и его современников. Принимал участие в престижной Академии на фестивале в Экс-ан-Провансе, где выступал с оркестром Камерата Зальцбург под управлением Луи Лангре.