Антон Рубинштейн. «Демон».
    Госоркестр России имени Е.Ф.Светланова,
    Дмитрий Хворостовский

    30 января 2015, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    А. Рубинштейн
    К 140-летию первой постановки
    «Демон» – в трех действиях (семи картинах)
    Либретто П.А.Висковатова
    по одноименной поэме М.Ю.Лермонтова


    12+

                                                                                                                                                

    Дмитрий Хворостовский

    «Лучший баритон мира», «один из величайших певцов современности», «обладатель самого прекрасного и изысканного голоса», «звезда первой величины…». Так пресса разных стран характеризует российского певца Дмитрия Хворостовского, за 25 лет блистательной карьеры покорившего своим искусством весь мир.

    Феноменальный успех Дмитрия Хворостовского на лучших оперных и концертных сценах мира — результат сложения многих качеств: выдающегося таланта и упорного труда, мастерства и вдохновения, исключительных внешних данных и редкого артистизма, поистине магнетического дара воздействия на аудиторию.

    Дмитрий Хворостовский родился 16 октября 1962 году в Красноярске. Его родители (отец — инженер-химик, мать — врач), большие любители вокального искусства, передали эту любовь сыну, чей певческий талант проявился весьма рано. В 20 лет Дмитрий поступил на вокальный факультет Красноярского института искусств (ныне Академия музыки и театра) в класс профессора Е. К. Иофель. В 1985–1990 годах был солистом Красноярского государственного театра оперы и балета.

    В 1987 году молодой певец стал победителем Всесоюзного конкурса вокалистов имени Глинки. Спустя год выиграл Международный вокальный конкурс в Тулузе (Франция).

    В 1989 году Дмитрий Хворостовский одержал триумфальную победу на престижном вокальном конкурсе BBC в Кардиффе, на котором присваивается неофициальный титул «лучшего голоса мира». Именно с этого успеха началась его международная карьера. Уже в то время критики отмечали его высочайшую вокальную культуру, врожденное чувство фразировки и потрясающее легато.

    После дебюта в «Пиковой даме» Чайковского в Опере Ниццы Хворостовский получил постоянные ангажементы на самых великих оперных сценах мира — таких, как Королевская опера «Ковент Гарден», «Метрополитен-опера», Парижская опера, Баварская и Венская Государственные оперы, Ла Скала, Лирическая опера Чикаго, и на самых престижных фестивалях, включая Зальцбургский.

    В его репертуаре — центральные партии в операх «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Демон» Рубинштейна, «Травиата», «Дон Карлос», «Риголетто», «Симон Бокканегра» и «Отелло» Верди, «Фаворитка», «Любовный напиток» Доницетти, «Пуритане» Беллини, «Сельская честь» Масканьи, «Паяцы» Леонкавалло, «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан» Моцарта, «Севильский цирюльник» Россини, «Фауст» Гуно… В этих и многих других ролях Хворостовский раскрылся как многогранный артист с мощным драматическим потенциалом, редким для западной сцены предпочтением тонкости и психологизма внешнему вокальному эффекту.

    Дмитрий Хворостовский — непревзойденный мастер камерного и кантатно-ораториального жанров, превосходный исполнитель романсов русских и зарубежных композиторов (Глинка, Чайковский, Бородин, Римский-Корсаков, Рахманинов, А. Рубинштейн, Шостакович, Свиридов, Равель, Брамс, Малер…); барочных арий западноевропейских композиторов XVI–XVII веков; русских народных песен; духовной музыки русских композиторов.

    В качестве концертирующего солиста Дмитрий Хворостовский выступает в лучших залах, в числе которых Вигмор-холл в Лондоне, Куинс-холл в Эдинбурге, Карнеги-холл в Нью-Йорке, театры Ла Скала в Милане и Лисеу в Барселоне, Концертный зал имени П. И. Чайковского и Большой зал консерватории в Москве, Сантори-холл в Токио, Музикферайн в Вене.

    Обладая широчайшим репертуаром, Дмитрий Хворостовский уделяет огромное внимание исполнению русской классической и современной музыки. Его сольные концертные программы и записи признаны в числе наивысших достижений в мировой интерпретации русской музыки.

    Особое место в репертуаре Хворостовского занимает музыка Г. В. Свиридова, Дмитрий является первым исполнителем его вокальной поэмы «Петербург» на стихи Блока, написанной в 1995 году и посвященной певцу.

    Артист сотрудничает с ведущими оркестрами мира, в том числе с Нью-Йоркским и Роттердамским филармоническими. Он выступал с выдающимися дирижерами недавнего прошлого и наших дней: Бернардом Хайтинком, Джеймсом Ливайном, Зубином Метой, Майклом Тилсоном Томасом, Сейдзи Одзава, Юрием Темиркановым, Валерием Гергиевым, Владимиром Спиваковым, Владимиром Федосеевым, Клаудио Аббадо, Лорином Маазелем, Евгением Колобовым и многими другими.

    Будучи востребованным во всем мире — от Дальнего до Ближнего и Среднего Востока, от Австралии до Южной Америки, — Дмитрий Хворостовский всегда поддерживал и продолжает поддерживать тесные личные и творческие контакты с Россией. Его гастрольные маршруты простираются по всей стране: от Санкт-Петербурга до Абакана, от Белгорода до Южно-Сахалинска. Он был первым оперным певцом, давшим сольный концерт с хором и симфоническим оркестром на Красной площади в Москве; этот концерт транслировался более чем в 25 странах мира. В Москве и Санкт-Петербурге он регулярно выступает с концертами в организованном им цикле «Дмитрий Хворостовский и друзья», в котором по приглашению выдающегося русского артиста пели звезды мировой сцены: Рене Флеминг, Барбара Фриттоли, Суми Чо, Сондра Радвановски, Екатерина Сюрина, Екатерина Губанова, Йонас Кауфман, Ильдар и Аскар Абдразаковы, Рамон Варгас, Марчелло Джордани, Чарльз Кастроново.

    В обширной дискографии Хворостовского — многочисленные сольные концерты и оперные спектакли. Большинство записей 1990-х годов сделаны на лейбле Philips («Сельская честь», «Евгений Онегин», «Дон Карлос», «Царская невеста», «Иоланта»). С 2000 певец активно сотрудничает со звукозаписывающей компанией Delos, с 2012 — с лейблом Ondine. Среди последних записей на Ondine: CD «Этой лунной ночью» (романсы Чайковского и Танеева, «Песни и пляски смерти» Мусоргского); «Романсы Рахманинова» — оба с пианистом Ивари Ильей; «Колокола рассвета» (русская духовная музыка и народные песни с хором «Мастера хорового пения»); полуторачасовой фильм-опера «Рене Флеминг и Дмитрий Хворостовский. Музыкальная одиссея в Петербурге»; запись на DVD концерта с Анной Нетребко на Красной площади; «Трубадур» из «Метрополитен-опера». Все эти записи получили восторженные отзывы музыкальных критиков.

    В ноябре 2015 года на Ondine вышел новый альбом певца в содружестве с Ивари Ильей, на котором записаны «Сюита на стихи Микельанджело» Шостаковича и Сонеты Петрарки» Листа.

    Дмитрий Хворостовский исполнил партии Дон Жуана и Лепорелло в фильме «Дон Жуан без маски» (студия Rhombus Media, 2000 год), снятом на основе оперы Моцарта и завоевавшем несколько наград.

    В последние годы певец серьезно занялся проектами в области неакадемической музыки. В 2005 году в честь 60-летия Победы певец по приглашению президента Владимира Путина совершил тур по России, выступив перед многотысячными аудиториями в память о павших солдатах Великой Отечественной войны. С тех пор артист постоянно выступает в городах России с программой песен военных лет. Дмитрий Хворостовский успешно сотрудничает с популярным композитором Игорем Крутым. Их совместные концерты прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и Нью-Йорке.

    В первой половине 2015 года Дмитрий Хворостовский выходил на сцену «Ковент Гарден» («Бал-Маскарад»), Венской оперы («Травиата», «Дон Карлос»), «Метрополитен-опера» («Бал-Маскарад»). 2 и 5 февраля он исполнил заглавную партию в опере «Демон» на сценах Концертного зала им. П. И. Чайковского и Концертного зала им. С. В. Рахманинова «Филармонии-2» (режиссер Дмитрий Бертман, дирижер Михаил Татарников).

    9 мая 2015 года на ВДНХ в Москве Хворостовский дал грандиозный концерт «Песни военных лет» в честь 70-летия Великой Победы. Выступления артиста, посвященные празднику Победы, состоялись в этом году также в Тюмени, Екатеринбурге, Ереване, Санкт-Петербурге, Красноярске.

    25 сентября Дмитрий Хворостовский исполнил партию графа Ди Луна в спектакле «Трубадур» в театре «Метрополитен-опера». Каждый выход певца на сцену сопровождался нескончаемыми овациями. Его горячо приветствовали партнеры, среди которых была Анна Нетребко.

    Минувшей осенью в Государственном Кремлевском Дворце прошел концерт из цикла «Дмитрий Хворостовский и друзья», в котором вместе с прославленным российским баритоном выступила латвийская певица Элина Гаранча. 2 ноября певец принял участие в концерте-открытии реставрированной исторической сцены театра «Геликон-опера».

    18 ноября Хворостовский выступил в Уфе: в Башкирском театре оперы и балета состоялся благотворительный концерт «Дмитрий Хворостовский и друзья — детям», все средства от которого (почти 35 миллионов рублей) направлены на лечение детей, страдающих онкологическими заболеваниями.

    12 октября указом Президента Российской Федерации Владимира Путина Дмитрий Хворостовский был награжден Орденом Александра Невского.

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, один из старейших симфонических коллективов страны, отметил 80-летие в 2016 году. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 г. в Большом зале Московской консерватории. 

    В разные годы Госоркестром руководили выдающиеся музыканты Александр Гаук (1936-1941), Натан Рахлин (1941-1945), Константин Иванов (1946-1965) и Евгений Светланов (1965-2000). 27 октября 2005 г. коллективу было присвоено имя Евгения Светланова. В 2000-2002 гг. оркестр возглавлял Василий Синайский, в 2002-2011 гг. – Марк Горенштейн. 24 октября 2011 года художественным руководителем коллектива назначен Владимир Юровский, всемирно известный дирижер, сотрудничающий с крупнейшими оперными театрами и симфоническими оркестрами мира. С сезона 2016/17 главный приглашенный дирижер Госоркестра – Василий Петренко.

    Концерты оркестра проходили на самых известных концертных площадках мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского и Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве. 

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Шарль Мюнш, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский, Валерий Гергиев, Александр Лазарев, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Ион Марин, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский и другие замечательные дирижеры. 

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин. В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Надежды Гулицкой, Екатерины Кичигиной, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Станислав Кочановский, Андрис Пога, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм. 

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах. 

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской 

    симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей». 

    В недавнем времени Госоркестр выступил на фестивалях в Графенегге (Австрия), Kissinger Sommer в Бад-Киссингене (Германия), «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, VI фестивале Мстислава Ростроповича в Москве, III симфоническом форуме России в Екатеринбурге, Платоновском фестивале искусств в Воронеже; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, а также российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского и I Международном конкурсе молодых пианистов Grand Piano Competition; четырежды представил ежегодный цикл просветительских концертов «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает»; трижды участвовал в фестивале актуальной музыки «Другое пространство»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Чили, Германии, Испании, Турции, Китая. 

    В сентябре 2015 года Владимир Юровский объявил о долгосрочном проекте «80 премьер», в рамках которого отметивший 80-летие коллектив на протяжении нескольких сезонов исполняет восемьдесят премьер – мировых, российских и московских. С января 2016 года Госоркестр реализует специальный проект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» стал Александр Вустин. 

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006 и 2011 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации.

    Хор Московского музыкального театра «Геликон-опера»

    Хор Московского музыкального театра «Геликон-опера»
    под руководством Дмитрия Бертмана
    Главный хормейстер — Евгений Ильин

    Хор Московского музыкального театра «Геликон-опера» был создан в 1991 году выпускницей Российской академии музыки имени Гнесиных Татьяной Громовой. В его состав вошли выпускники РАМ имени Гнесиных и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Появление в творческом коллективе театра высокопрофессионального хора, тогда насчитывавшего двадцать человек, сыграло огромную роль в его судьбе, дав возможность перейти от камерных оперных постановок к масштабным.

    Сегодня в составе хора 60 артистов в возрасте от 20 до 35 лет. Обширный оперный репертуар хора включает более 30 произведений, среди которых «Евгений Онегин», «Мазепа», «Пиковая дама» и «Ундина» П. Чайковского, «Царская невеста», «Моцарт и Сальери», «Золотой петушок», «Кащей бессмертный» Н. Римского-Корсакова, «Кармен» Ж. Бизе, «Аида», «Травиата», «Макбет» и «Бал-маскарад» Дж. Верди, «Сказки Гофмана» и «Прекрасная Елена» Ж. Оффенбаха, «Летучая мышь» И. Штрауса, «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича, «Диалоги кармелиток» Ф. Пуленка и другие.

    В концертных программах хора «Геликон-оперы» звучат светские и духовные сочинения разных веков и музыкальных направлений, от барокко до современности — произведения Алябьева, Даргомыжского, Чайковского, Рахманинова, Свиридова, Щедрина, Сидельникова, Перголези, Вивальди, Моцарта, Верди, Форе и других.
    С хором театра  работают выдающиеся певцы и дирижеры: Роберто Аланья, Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко, Мария Гулегина, Хосе Кура, Геннадий Рождественский, Владимир Понькин, Евгений Бражник, Сергей Стадлер, Ричард Брэдшоу, Энрике Маццола и другие.

    Евгений Ильин

    Евгений Ильин родился в Магнитогорске. Окончил Магнитогорский музыкальный колледж и Российскую академию музыки имени Гнесиных по специальности «Дирижер хора» (классы М. М. Никитиной и профессора С. Д. Гусева), а также Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова по специальности «Оперно-симфоническое дирижирование» (класс профессора В. А. Понькина).

    В 1998–2000 годах Евгений Ильин был дирижером Московского областного хора под управлением А. Д. Кожевникова. С 1999 по 2002 год — руководитель и дирижер хора «Восхождение» при Совете ветеранов МИД России. В 2000–2002 годах — хормейстер Государственной академической хоровой капеллы России имени А. А. Юрлова. 

    В 2002 году Евгений Ильин стал хормейстером Московского музыкального театра «Геликон-опера», с 2012 года — главным хормейстером театра. 

    С 2009 года — руководитель и дирижер «Пьеро-ансамбля». В 2010–2011 годах прошел стажировку в Симфоническом оркестре радио «Орфей». 

    Удостоен звания «Почетный деятель искусств г. Москвы» (2015).


    Асмик Григорян

    Родилась в Вильнюсе в 1981 году в семье оперных певцов Ирены Милькявичюте и Гегама Григоряна. Карьеру оперной певицы начала, будучи студенткой вокального отделения Литовской академии музыки и театра, которую окончила в 2006 году (педагог — профессор Ирена Милькявичюте). Посещала мастер-классы Г. Григоряна, В. Прудникова, Б. Майсурадзе и А. Пальяцци.

    Асмик Григорян — солистка Литовского национального театра оперы и балета. Выступала на сценах Мариинского и Михайловского театров Санкт-Петербурга, Комической оперы в Берлине, Латвийской национальной оперы, Польской национальной оперы, Театра Ан-дер-Вин, Гамбургской опере, в оперных театрах Кёльна, Риги, Граца, Висбадена.

    Обладательница высшей театральной награды Литвы — «Золотой сценический крест» за роль Виолетты в опере «Травиата» (2005, за лучший дебют) и за роль Лаветт в мюзикле «Суини Тодд: демон-парикмахер» (2010, за лучшее исполнение) на сцене Литовского национального театра оперы и балета.

    В 2014 году номинировалась на национальную театральную премию «Золотая маска» в номинации «опера/лучшая женская роль» (партия Сенты в спектакле Михайловского театра «Летучий голландец»).

    На сцене Мариинского театра исполняла партии Лизы («Пиковая дама» П. Чайковского), Жоржетты, Сестры Анжелики и Лауретты («Плащ», «Сестра Анжелика» и «Джанни Скикки» Д. Пуччини), Дездемоны («Отелло» Д. Верди), Русалки в одноименной опере Дворжака.

    В репертуаре певицы — Эвридика («Орфей и Эвридика» К. В. Глюка), Армида («Риналдо» Г. Ф. Генделя), Сюзанна («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта), Донна Анна и Донна Эльвира («Дон Жуан» Моцарта), Памина и Папагена («Волшебная флейта» Моцарта), Чио-Чио-cан  («Мадам Баттерфлай» Пуччини), Мюзетта и Мими («Богема» Пуччини), Татьяна («Евгений Онегин» Чайковского), Виолетта («Травиата» Верди),  Недда («Паяцы» Р. Леонкавалло), Микаэла («Кармен» Ж. Бизе), Шарлотта («Вертер» Ж. Массне).

    В феврале 2015 года Асмик Григорян дважды спела партию Тамары в концертном исполнении оперы Антона Рубинштейна «Демон» в залах Московской государственной академической филармонии (постановка Дмитрия Бертмана, в заглавной партии Дмитрий Хворостовский).

    В планах Асмик Григорян на сезон 2015/2016 гг. — Чио-Чио-сан в спектакле Стокгольмской оперы, Татьяна в постановке «Евгения Онегина» в Берлинской Комической опере, главные партии в операх «Плащ» и «Сестра Анжелика» в Римской опере и в Мариинском театре, участие в премьере оперы Х. В. Хенце «Вакханки» (Римская опера).

    Артистка постоянно занята в спектаклях Литовского национального театра оперы и балета.

    В концертном графике певицы — выступления с Дмитрием Хворостовским в Большом театре России в гала-концерте «Оперный бал Елены Образцовой», в Берлинской филармонии, «Тонхалле» (Дюссельдорф), франкфуртской Альте Опер, Зале Сметаны в Праге, концерт в Загребе.

    В следующих сезонах Асмик Григорян предстоит исполнить партии Чио-Чио-сан в «Мадам Баттерфлай» и Федоры в одноименной опере У. Джордано в Королевской Шведской опере, Русалки в опере Дворжака (Комическая опера Берлина), главные партии в операх «Средство Макропулоса» Л. Яначека и «Игрок» С. Прокофьева в Фламандской опере (Антверпен, Бельгия). Певица дебютирует в театрах «Ла Монне» (Брюссель), «Лисеу» (Барселона) и Франкфуртской опере. 

    Лариса Костюк

    Родилась в городе Кузнецке Пензенской области, получила образование в музыкальном училище имени Гнесиных (1993) и Московском государственном университете культуры (1997). Обладательница двух золотых медалей в номинации «Опера» Первого Всемирного чемпионата искусств в Лос-Анджелесе (США, 1996).

    В обширном оперном репертуаре артистки – более 40 ролей, среди которых практически все ведущие партии для меццо-сопрано: Азучена, Амнерис, Фенена, Миссис Квикли («Трубадур», «Аида», «Набукко», «Фальстаф» Дж. Верди), Кармен («Кармен» Ж. Бизе), Никлаус («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха), Графиня, Ольга («Пиковая дама», «Евгений Онегин» П. Чайковского), Марина Мнишек («Борис Годунов» М. Мусоргского), Любаша, Амелфа («Царская невеста», «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова), Сонетка («Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича), Мадам де Круасси («Диалоги кармелиток» Ф. Пуленка) и другие партии.

    Яркое и самобытное творчество Л. Костюк широко востребовано в России и за рубежом. Певица много гастролирует как в составе труппы театра, так и в качестве приглашенной солистки. Она выступала в Австрии, Великобритании, Германии, Италии, Испании, Ирландии, Франции, Швеции, США, Канаде, Китае, Ливане, Израиле. Певица принимала участие в Уэксфордском фестивале в Ирландии, фестивале KlangBogen в Вене (постановка оперы «Иоланта» П. Чайковского, дирижер Владимир Федосеев), Международном музыкальном фестивале в Бейруте, Шаляпинском фестивале в Казани, Оперном фестивале имени М. Д. Михайлова в Чебоксарах и других. Выступала на сценах лучших театров мира – Большого театра России, парижской Оперы Бастий, Шведской королевской оперы, театров Вены и Торонто.

    Первая исполнительница главной партии в моноопере И. Барданашвили «Ева». Спектакль был удостоен Национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Новация» (1998/99).

    В 2006 году в рамках фестиваля к 75-летию Родиона Щедрина она исполнила заглавную роль в его опере «Боярыня Морозова». После московской премьеры этот спектакль был показан также на фестивале в Италии. В 2009 году Лариса Костюк спела партию императрицы Екатерины Великой в опере Д. Тухманова «Царица», премьера которой прошла на сцене Александринского театра Санкт-Петербурга, а затем прозвучала в Кремлевском дворце в Москве, в Краснодаре, Уфе и на сцене Большого театра.

    Наряду с оперным творчеством, певица исполняет кантатно-ораториальные произведения, выступает с сольными программами.


    Вадим Волков

    Вадим Волков родился в Краснодаре. Окончил Краснодарский музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова (класс А. А. Губаревой). В настоящее время является студентом I курса факультета музыкального театра Российского университета театрального искусства (ГИТИС) в мастерской Д. А. Бертмана.

    Дипломант Международного конкурса имени С. В. Рахманинова.В октябре 2014 года дебютировал на сцене Московского музыкального театра «Геликон-опера» в роли Ореста в спектакле «Прекрасная Елена» Ж. Оффенбаха.

    Василий Ефимов

    Василий Ефимов родился в 1980 году в Москве. Обучался в Академии хорового искусства имени В. С. Попова и в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, где занимался у известных педагогов, артистов Большого театра Евгения Кибкало и Александра Ворошило. В оперной студии консерватории исполнил более 10 разнообразных теноровых партий (Берендей, Баян, Тамино, Индийский гость, Тамино, Пеллеас). В годы учебы принимал участие в международных мастер-классах таких педагогов, как Сезар Уллоа, Верена Келлер, Люси Арнер, Джоанн Дорнеманн, Рената Аккерманн, Алессандра Альтхофф, Поль Сперри, Франко Пальяцци.

    В 2005 году стал победителем Международного конкурса вокалистов имени Принцессы Катарины в Милане (Гран-при), а через год был принял в труппу Московского музыкального театра «Геликон-опера».

    В его репертуаре свыше 20 разнообразных оперных партий: Ленский («Евгений Онегин»), Альфред («Травиата»), Юродивый («Борис Годунов»), Звездочет («Золотой петушок»), Принц («Любовь к трем апельсинам») и многие другие. Помимо участия в гастролях «Геликон-оперы», Василий Ефимов приглашается для выступлений в спектаклях других театров России. Так, в Сыктывкарском театре оперы и балета он с большим успехом исполнил партию Фернандо в опере Доницетти «Фаворитка», в Самарском – партию Герцога в «Риголетто» Верди, в Казанском – партию Тамино в «Волшебной флейте» Моцарта.

    Певец выступал на оперных сценах Парижа (Опера Бастий, Шатле, Опера Комик), в миланском Ла Скала, Королевском театре в Мадриде, в театрах Голландии, Франции, Японии, Канады, Великобритании, где принимал участие в исполнении опер «Хованщина» Мусоргского, «Иоланта» Чайковского, «Обручение в монастыре» и «Игрок» Прокофьева, «Нос» Шостаковича. Спел партию Швондера в мировой премьере оперы А. Раскатова «Собачье сердце», прозвучавшей в Амстердаме (2010), а затем в миланском Ла Скала (2013).

    Василий Ефимов владеет обширным сольным и концертным репертуаром. Ярким событием в его биографии стало исполнение «Пульчинеллы» и «Свадебки» Стравинского с Национальным оркестром Капитолия Тулузы под руководством Тугана Сохиева.

    Василий Ефимов принимал участие в гастролях «Геликон-оперы» в российских городах (Санкт-Петербург, Екатеринбург, Владивосток, Хабаровск, Уфа, Краснодар, Ханты-Мансийск) и в странах ближнего и дальнего зарубежья (Франция, Италия, Испания, Германия, Латвия, Эстония, Израиль).

    Игорь Морозов

    Родился в 1990 году в Рязани. Окончил Хоровое училище имени А. В. Свешникова (2010) и Академию хорового искусства имени В. С. Попова (2016) по специальностям хоровое дирижирование и вокал. В составе хора Академии сотрудничал с такими дирижёрами, как К. Тилеманн, С. Сондецкис, Я. -Л. Кёниг, К. -Д. Мазур, Й. Принц и др. В качестве солиста принимал участие в зарубежных гастролях хора. С сольными концертами выступал в Германии и Франции.

    В 2013 году Игорь дебютировал на оперной сцене, выступив в постановке оперы Р. Штрауса «Кавалер розы» на исторической сцене Большого театра России под управлением Василия Синайского. В настоящее время он является солистом Московского театра «Геликон-опера». 

    В качестве приглашённого артиста Игорь Морозов сотрудничал с Российским национальным оркестром, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, дирижёрами А. Дзеддой, М. Плетнёвым, В. Юровским, М. Замбелли, А. Ведерниковым. Участвовал в исполнении опер «Алеко» Рахманинова, «Саломея» Р. Штрауса, «Анна Болейн» Доницетти, «Эрмиона» Россини, «Демон» Рубинштейна. Спел сольные партии в Реквиемах Моцарта и Сен-Санса, в «Пинежском сказании о дуэли и смерти Пушкина» Л. Десятникова. 

    В 2016 году он дебютировал на сценах Национальной оперы «Эстония», Хорватского национального театра, Муниципального театра Сан-Паулу, бельгийского Ла Монне, в амстердамском Консертгебау. В 2017 году впервые выступил в Оперном театре Ниццы и Муниципальном театре в Сантьяго (Чили). 

    Участвовал в видео-записях спектаклей театра «Геликон-опера» в фонд телеканала «Культура»: «Садко» Римского-Корсакого (партия Садко) и «Евгений Онегин» Чайковского (партия Ленского). 

    Игорь Морозов — лауреат международных конкурсов, Общероссийского конкурса «Молодые дарования России», обладатель премии Елены Образцовой «За яркое начало в искусстве», финалист в номинации «Вокалист года» Российской национальной музыкальной премии 2016 года.

    Александр Цымбалюк

    Александр Цымбалюк родился в 1976 году на Украине. В 2003 году окончил Одесскую консерваторию. Во время учебы Александр стал победителем ряда международных конкурсов: имени М. Шнайдера-Трнавского в Словакии (2000), конкурса молодых певцов Елены Образцовой в Москве (2006), конкурса молодых певцов имени Р. Дзандонаи в Рива дель Гарда, Италия (2007) и XIII Международного конкурса имени П. И. Чайковского в Москве (2007).

    Успешная карьера привела певца на сцены нью-йоркской  Метрополитен-оперы, миланского Ла Скала, лондонского театра Ковент-Гарден, Датской Королевской оперы Копенгагена, Баварской государственной оперы,  Немецкой государственной оперы Берлина, Большого театра России и других прославленных оперных театров. Несколько лет он был солистом Гамбургской государственной оперы и Гамбургской оперной студии.

    Александр успешно сотрудничал с такими известными дирижерами,  как Зубин Мета, Лорин Мазель, Риккардо Мути, Даниэль Баренбойм, Колин Дэвис, Антонио Паппано, Никола Луизотти, Кент Нагано, Густаво Дудамель и другими.
    Ангажементы сезона 2014/15 включат участие в спектаклях «Риголетто» Верди в  Ковент-Гардене и Большом театре, «Золото Рейна» Вагнера в Сеуле, «Лючия ди Ламмермур» Доницетти и «Турандот» Пуччини в Ла Скала, участие в гала-концерте с Дмитрием Хворостовским в Кремлевском дворце. Он вновь приглашен выступить в «Борисе Годунове» Мусоргского в Баварскую государственную оперу, где впервые выступил в 2013 году, а сейчас будет записывать DVD. А. Цымбалюк споет партию Гудала в концертном исполнении  оперы «Демон» А. Рубинштейна в Москве; дебютирует на сцене Парижской национальной оперы.

    В числе концертных выступлений артиста – исполнение басовых партий в Реквиемах Моцарта и Верди на оперном фестивале «Флорентийский музыкальный май», «Песен Гурре» Шёнберга в Венском Концертхаусе (дирижер З. Мета), участие в концертном исполнении опер «Мефистофель» Бойто с Оркестром Академии Санта Чечилия (дирижер А. Паппано), «Риголетто» Верди в зале Голливуд-боул в Лос-Анджелесе (дирижер Г. Дудамель), «Отелло» Верди с Лондонским симфоническим оркестром в Барбикан-центре (дирижер К. Дэвис). С сольными концертами А. Цымбалюк выступит в Лондонском  St Johns Smith Square, а также примет участие в гала-концерте, посвященном 20-летию Немецкого общества борьбы со СПИДом в Немецкой опере Берлина.

    Дмитрий Скориков

    Дмитрий Скориков родился в городе Руза в 1974 году. Окончил Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке по специальности «сольное пение» в 2002 году. Тогда же стал солистом Московского музыкального театра «Геликон-опера». В репертуаре певца такие партии, как Дон Бартоло, Лепорелло, Публий (в операх «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Милосердие Тита» В.А. Моцарта), Дон Бартоло («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Дон Паскуале («Дон Паскуале» Г. Доницетти), Фальстаф и Рамфис («Фальстаф» и «Аида» Дж. Верди), Кочубей, Гремин и Зарецкий («Мазепа», «Евгений Онегин» П. Чайковского), Водяной («Русалка» А. Дворжака), Борис Годунов и Пимен («Борис Годунов» М. Мусоргского), Сальери и Малюта Скуратов («Моцарт и Сальери», «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Адвокат Каленатый («Средство Макропулоса» Л. Яначека), Федот («Не только любовь» Р. Щедрина), Тимур («Турандот» Дж. Пуччини) и другие.

    Гастролировал во Франции, Испании, Нидерландах, Израиле, Италии, Ливане, Азербайджане, Китае, Южной Корее, Таиланде. Сотрудничает с различными симфоническими оркестрами и оркестрами народных инструментов. Участвовал в проектах со звездами мировой оперной сцены Е. Образцовой, Д. Хворостовским, А. Нетребко, Д. Корчаком, Л. Клейкомб и другими. Сотрудничал с такими дирижерами, как Г. Рождественский, М. Плетнев, В. Понькин, М. Татарников, В. Синайский, Ю. Башмет.

    На сцене Большого театра России исполнил партии: Воевода Полкан («Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова), Маг Челий («Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева). В 2014 году принял участие в VI Большом фестивале Российского национального оркестра, спев партию Писаря в концертном исполнении оперы «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова (дирижер Михаил Плетнев).

    В 2015 году был приглашен в Михайловский театр Санкт-Петербурга для исполнения партий Дона Бартоло в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини, Коллена в «Богеме» Дж. Пуччини и Водяного в «Русалке» А. Дворжака. 


    Ласло Жолт Бордос

    Ласло Жолт  Бордос (псевдоним Bordos.ArtWorks) — венгерский 3D-художник, продюсер, арт-директор.
    Родился в Брашове (Трансильвания, Румыния) в 1977 году. Начинал как ви-джей, участвуя с 2000 года в проектах андеграунда в Будапеште. Обучался в Венгерской академии изящных искусств в Будапеште и медиалаборатории Университета искусств и дизайна в Хельсинки. Живет в Будапеште.

    Бордос принадлежит к первому поколению художников направления видео-мэппинг (представляющего собой 3D-проекцию на физический объект окружающей среды с учетом его геометрии и расположения в пространстве). Впервые он представил подобный проект на выставке Heavent Paris (2007).

    Став широко известным, Бордос начал работать под псевдонимом Bordos.ArtWorks. Со временем псевдоним стал названием компании Bordos ArtWorks,  которая создала первые в Венгрии анимационные шоу в высоком разрешении в 3D: как в помещении, так и на открытом пространстве.

    С 2010 года Ласло Бордос осуществляет проекты под брендом Bordos.ArtWorks and Invited Artists. На сегодняшний день это всемирно признанный лидер в искусстве видео-мэппинга.

    Bordos.ArtWorks and Invited Artists с большим успехом осуществляли панорамные проекции, голографические видеопроекции, сценографические решения театральных постановок, видеошоу и арт-проектов в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Сан-Паулу, Бейруте, Дубае, Париже, Женеве, Кёльне, Риме, Шанхае, Тимишоаре, Ереване, Москве, Будапеште, в которых Бордос выступал не только как 3D-художник, но и как организатор, директор, арт-директор. Среди проектов — Национальный день Венгрии и сценическая проекция для Szeged Contemporary Dance на выставке «Экспо-2010» в Шанхае; постановка оперы Рамо «Ипполит и Арисия» в Будапештской опере (2013); «Ночь света» и «Ночь музеев» в Будапеште; инаугурация Hollywood Tower Hotel в Евродиснейленде в Париже; видео-мэппинг на концерте Аниты Цой в Государственном Кремлевском Дворце в Москве (2011) и множество других.

    Главная цель Bordos.ArtWorks — наполнение индустрии видеопроекции высокого разрешения столь же высоким художественным содержанием.

    Дмитрий Бертман

    Дмитрий Бертман родился в Москве. Окончил РАТИ – ГИТИС по специальности «Режиссер музыкального театра» (курс профессора Г. П. Ансимова). Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1998). Народный артист Российской Федерации (2005). Трижды лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» (1998, 1999, 2001). Трижды лауреат Премии СТД «Гвоздь сезона» (2003, 2004, 2005). Лауреат Премии К. C. Станиславского (2005), Премии правительства Москвы (2007), Государственной премии Эстонии и Премии Эстонского театрального союза (2008). Награжден орденом Дружбы, орденом «Золотая академическая пальмовая ветвь» (офицерская степень), Мальтийским крестом и титулом графа Суверенного ордена святого Иоанна Иерусалимского, рыцарей Родоса и Мальты экуменических, орденом Земли святой Марии.

     Еще студентом Дмитрий Бертман поставил ряд музыкальных и драматических спектаклей в театрах России и Украины, а в 1990 году создал в Москве музыкальный театр «Геликон-опера», который в 1993 году получил статус государственного и вскоре вошел в число известнейших оперных брендов. Театр активно гастролирует в России и за рубежом, осуществляет совместные постановки с крупными оперными компаниями, участвует в фестивалях. Спектакли Дмитрия Бертмана идут на сценах Канадской оперы (Торонто), Шведской королевской оперы (Стокгольм), Мариинского театра (Санкт-Петербург), Латвийской национальной оперы (Рига), Римской оперы (Италия), театра «Эстония» (Таллин), Финской национальной оперы (Хельсинки), Дворца музыки и конгрессов (Страсбург, Франция), Норрланд-оперы (Умео, Швеция), Стамбульской оперы (Турция), Оперы Дижона и Оперы де Масси (Франция), Оперного театра Мальме (Швеция), Национального театра Мангейма и Немецкой оперы на Рейне (Германия), Фолькс-оперы (Вена, Австрия) и других. С 1994 года Дмитрий Бертман преподает в Оперной студии Берна (Швейцария). С 1996 года – художественный руководитель мастерской, с 2003-го – заведующий кафедрой режиссуры и мастерства актера музыкального театра РИТИ – ГИТИСа, профессор. Постоянный член жюри конкурса «Бельведер» (Австрия). Режиссер и участник многих передач телеканала «Культура». 23 октября 2011 года избран секретарем СТД РФ. В сезоне 2015/16 осуществил постановки опер «Садко» Н. А. Римского-Корсакова и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского в «Геликон-опере», «Похождения повесы» И. Ф. Стравинского в Финской национальной опере и «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова в Немецкой опере на Рейне (Германия, Дюссельдорф). С 2016 года – председатель Совета художественных руководителей театров и концертных организаций Москвы. В 2017 году Дмитрию Бертману было присвоено почетное звание «Академик, действительный член Российской Академии искусств». 

    В 2017 году вместе с народным артистом СССР Владимиром Федосеевым осуществил постановку оперы «Турандот» Дж. Пуччини на сцене «Геликон-оперы».