Закрыть

Уважаемые слушатели! В продаже абонементы сезона 2016-2017
перейти к списку абонементов

    Леонид Десятников.
    Юбилейный концерт

    16 октября 2015, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    Оркестр Большого театра России
    Дирижер – Александр Ведерников
    Анна Аглатова (сопрано)
    Игорь Морозов (тенор)
    Ансамбль Дмитрия Покровского

    Екатерина Сергеева (меццо-сопрано)

    Светлана Крючкова (художественное слово)

    Хор Государственной академической симфонической капеллы России

    В программе:
    Десятников
    «Пинежское сказание о дуэли и смерти Пушкина», кантата для ансамбля солистов и камерного оркестра
    Эскизы к «Закату» для симфонического оркестра
    'The Rite of Winter 1949' («Зима священная 1949 года»),
    симфония для солистов, хора и оркестра


    12+

    Леонид Десятников — один из самых исполняемых российских композиторов. Его музыка входит в репертуар прославленных симфонических оркестров, звучит на фестивалях в Москве («Декабрьские вечера»), Перми («Дягилевский фестиваль»), в Европе (фестивали в Гштааде, Локенхаузе). Сенсацией стала премьера его оперы «Дети Розенталя» в Большом театре; на его музыку в Большом танцуют балеты «Утраченные иллюзии» и «Русские сезоны», а в театре Ла Скала – балет «Опера». Десятников написал музыку к полутора десяткам кинофильмов, среди которых «Москва», «Мания Жизели», «Олигарх», «Мишень».

    Владея многими средствами современной композиторской техники, Леонид Десятников формулирует свое кредо как «эмансипация консонанса, преображение банального, минимализм с человеческим лицом». В его произведениях часто слышны отзвуки разных культур и стилей, однако в них постоянно присутствует очень личная и доверительная интонация.

    Юбилейный авторский концерт композитора пройдет в день его рождения. 16 октября 2015 года Леониду Аркадьевичу Десятникову исполняется 60 лет.

    «Я не мог не стать композитором. Просто родился такой человек — недоношенный, склонный к одиночеству, ребенком боявшийся дворовых знакомств. Был бы я другим, выбрал бы более публичную профессию. Но это она меня выбрала» (Леонид Десятников).

    Оркестр Большого театра России

    Оркестр Большого театра — старейший русский музыкальный коллектив и один из крупнейших симфонических оркестров в мире.

    В 1776 году, когда образовалась артистическая труппа будущего Большого театра, оркестр состоял из музыкантов, выкупленных у помещиков, а также из иностранцев и других вольных людей. Будучи участником всех музыкально-драматических и оперных спектаклей театра, оркестр исполнял музыку русских композиторов — Соколовского, Пашкевича, Матинского, Фомина. В конце XVIII века с появлением в программах театра первых балетных спектаклей состав оркестра увеличился, а на афишах появились имена Верстовского, Алябьева, Варламова. Репертуар продолжал расширяться: XIX век подарил оркестру сочинения Глинки, Даргомыжского, Серова, Чайковского, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Глазунова, Моцарта, Доницетти, Верди, Вагнера, Бизе, Пуччини и других композиторов. Уже в конце XIX века коллектив начал выступать с симфоническими концертами.

    В 20-30-е годы ХХ столетия в оркестре собираются лучшие исполнительские силы страны. Коллектив активно работает над разнообразным концертным репертуаром и становится одним из самых популярных отечественных симфонических оркестров.

    Исполнительский стиль оркестра Большого театра складывался на протяжении двух веков. В его формирование внесли свою лепту многие выдающиеся дирижеры: Сергей Рахманинов, Вячеслав Сук, Николай Голованов, Арий Пазовский, Самуил Самосуд, Александр Мелик-Пашаев, Борис Хайкин, Евгений Светланов, Геннадий Рождественский, Юрий Симонов, Александр Лазарев, Марк Эрмлер. Последние годы Большой театр сотрудничал с группой постоянных приглашенных дирижеров, представляющих отечественное музыкальное искусство во всем мире: Василием Синайским, Михаилом Юровским, Владимиром Юровским, Кириллом Петренко, Теодором Курентзисом. В феврале 2014 года главным дирижером и музыкальным руководителем Большого театра стал Туган Сохиев.

    С оркестром Большого театра работали и известнейшие зарубежные маэстро — Бруно Вальтер, Оскар Фрид, Альберт Коутс, Фриц Штидри, Зденек Халабала, Герман Абендрот, Риккардо Мути, — которые неизменно отмечали высокий профессиональный уровень коллектива.

    За годы творчества у оркестра Большого театра сложилась прекрасная международная репутация, связанная как с его участием в гастролях театра, так и с концертной деятельностью. В 1989 году оркестр Большого театра был удостоен высшей музыкальной премии Италии — медали «Золотой Виотти» как лучший оркестр года.

    Коллектив осуществил большое количество записей оперных, балетных и симфонических произведений, многие из которых получили широкое признание и были отмечены наградами.

    Сегодня в составе оркестра Большого театра свыше 250 музыкантов. Среди них лауреаты и дипломанты международных конкурсов, заслуженные и народные артисты России. Концерты солистов и ансамблей оркестра театра проходят в Бетховенском зале — новом концертном зале в Историческом здании Большого театра.

    Московская филармония проводила абонемент Симфонического оркестра и хора Большого театра в Большом зале Московской консерватории. В нем принимали участие дирижеры Александр Ведерников, Гюнтер Хербиг, Леопольд Хагер, Юрий Темирканов, Иржи Белоглавек, Владимир Юровский, Энрике Маццола, Геннадий Рождественский, Владимир Ашкенази, солисты — Николай Луганский (фортепиано), Франк Петер Циммерман (скрипка),Борис Белкин (скрипка), Биргит Реммерт (контральто), Джеральд Финли (баритон), Марина Поплавская (сопрано) и Юлиана Банзе (сопрано). В сезоне 2011/12 состоялись концерты симфонического абонемента оркестра и хора Большого театра в Концертном зале имени П. И. Чайковского. В них прозвучали шедевры французской, немецкой и русской музыки XIX века, симфонические фрагменты и арии из опер русских, итальянских и французских композиторов XIX века, сочинения Моцарта, Бетховена и Малера.

    В прошедшем сезоне на Исторической сцене Большого театра состоялись концерты цикла «Большие дирижеры в Большом». В первом концерте за дирижерский пульт встал Семен Бычков, впервые дирижировавший оркестром Большого театра, во втором — маэстро Геннадий Рождественский.

    Александр Ведерников

    В нынешнем году маэстро Александр Ведерников отметил полувековой юбилей. Он родился 11 января 1964 года в Москве, в семье выдающегося певца, солиста Большого театра, народного артиста СССР Александра Ведерникова (прославившегося исполнением партий Ивана Сусанина, Бориса Годунова и Кутузова в опере Прокофьева «Война и мир») и органистки, профессора Московской консерватории Натальи Гуреевой. Несомненно, решающую роль в его жизни и карьере сыграли как семейные традиции, так и великие традиции русского музыкального искусства.

    В 1988 Александр Ведерников окончил Московскую консерваторию (класс оперно-симфонического дирижирования профессора Леонида Николаева), в 1990-м — аспирантуру.

    В 1988–1990 гг. работал в Московском академическом музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В 1988–1995 гг. — ассистент главного дирижера и второй дирижер Большого симфонического оркестра Гостелерадио СССР (с 1993 года — БСО им. П. И. Чайковского), с которым выступал в России, Австрии, Германии, Греции, Великобритании и Турции. В 1995 году он стоял у истоков оркестра «Русская филармония» (вначале оркестр телекомпании ТВ-6, с 2001 — симфонический оркестр Москвы «Русская филармония») и до 2004 года был его главным дирижером и художественным руководителем.

    С 2001 по 2009 гг. Александр Ведерников занимал пост главного дирижера – музыкального руководителя Большого театра России и внес немалую лепту в достижения театра этих лет. Он был дирижером-постановщиком спектаклей «Адриенна Лекуврер» Чилеа, «Летучий голландец» Вагнера, «Фальстаф» Верди, «Турандот» Пуччини, «Руслан и Людмила» Глинки в оригинальной редакции, «Борис Годунов» в авторской редакции и «Хованщина» Мусоргского,  «Евгений Онегин» Чайковского,  «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова (совместно с Оперным театром г. Кальяри, Италия), «Война и мир», «Огненный ангел» и «Золушка» Прокофьева, «Дети Розенталя» Десятникова.

    Ведерников постоянно дирижировал концертами симфонического оркестра Большого театра, в которых прозвучали сюиты из «Золушки» Прокофьева, «Осуждение Фауста» Берлиоза, Реквием Верди, фрагменты из опер Вагнера, сочинения Р. Штрауса, Берга, Шостаковича, Свиридова. Под управлением Ведерникова оркестр ГАБТ успешно гастролировал в Афинах, Гамбурге и Париже в феврале 2008 года.  Во время гастролей Большого театра в Ковент-Гарден (Лондон, июль 2006 года, с «Огненным ангелом» и «Борисом Годуновым») критики особо отмечали исключительное звучание оркестра. Столь же благоприятными были отзывы о концертах симфонического оркестра во время гастролей ГАБТ в театре Ла Скала.

    Дирижер стоял за пультом лучших оркестров России, в т. ч. Государственного академического симфонического оркестра и Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. Несколько лет (начиная с 2003) входил в дирижерскую коллегию Российского национального оркестра, с которым гастролировал во Франции, Германии и США. В январе 2004 года во время тура РНО по США Александр Ведерников дебютировал в нью-йоркском Карнеги-холле и вашингтонском Кеннеди-центре.

    В годы руководства Большим театром значительно укрепилась международная репутация дирижера. В качестве приглашенного маэстро он постоянно востребован ведущими оркестрами мира. В их числе оркестры BBC, Радио Франс, Джузеппе Верди в Милане, NHK (Япония), Итальянской Швейцарии (выступления с Мартой Аргерих в ее проекте в Лугано), Нидерландской филармонии и Нидерландского радио, Чешской филармонии, Баварского радио, Бирмингемский симфонический, Лондонский филармонический, Гетеборгский симфонический, Датский национальный симфонический, филармонические оркестры Сиднея, Токио и Китая, Дрезденская Государственная капелла, Монреальский симфонический, Национальный симфонический оркестр США в Вашингтоне и многие другие. Недавно Ведерников дебютировал с Оркестром де Пари и Борнемутским симфоническим оркестром.

    С сентября 2009 года Александр Ведерников — главный дирижер Симфонического оркестра г. Оденсе (Дания).

    В качестве оперного дирижера Ведерников — частый гость в Берлинской комической опере, театрах Италии (миланский Ла Скала, Ля Фениче в Венеции, Театро Коммунале в Болонье, Театро Реджио в Турине, Римская опера), лондонском Ковент-Гарден, Парижской национальной опере. В апреле 2005 года он дебютировал в Опера Бастий как музыкальный руководитель новой постановки «Бориса Годунова» (режиссер Франческа Замбелло). В 2010 году состоялся дебют маэстро в Финской опере («Евгений Онегин»), в сезоне 2012/2013  — в Цюрихской опере («Сельская честь» и «Паяцы»), а в прошедшем сезоне — в Метрополитен опера («Евгений Онегин»).

    Александр Ведерников — признанный мастер исполнения русской музыки. Широко известны его глубокие интерпретации оперных и симфонических  шедевров Глинки, Мусоргского, Чайковского, Танеева, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича. Дирижер постоянно включает в программы своих выступлений сочинения Свиридова, Вайнберга, Бориса Чайковского.

    Записи Ведерникова выпущены звукозаписывающими компаниями EMI, Russian Disk, Agora, ARTS, Triton, Polygram/Universal. В 2003 г. он заключил контракт с голландской фирмой PentaTone Classics, специализирующейся на производстве дисков в формате SuperAudio CD (записаны «Руслан и Людмила» Глинки, «Щелкунчик» Чайковского, фрагменты из опер и сюиты из балетов русских композиторов). В 2007 году записал для лейбла EMI Первый фортепианный концерт Шостаковича (солистка Марта Аргерих).

    В 2007 году Александру Ведерникову было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации».

    Анна Аглатова

    Анна Аглатова – солистка Государственного академического Большого театра России.

    Профессиональное образование певица получила в Российской академии музыки имени Гнесиных в классе профессора Рузанны Лисициан (2004–2009). В самом начале творческого пути, еще будучи студенткой музыкального училища, стала стипендиатом Международного Благотворительного Фонда Владимира Спивакова (2001). Во время обучения в академии победила в конкурсе молодых оперных певцов «Новые голоса» (Neue Stimmen, Германия, 2006).

    Обладая замечательными вокальными данными и незаурядным актерским талантом, еще студенткой академии Анна Аглатова дебютировала в Большом театре в опере «Фальстаф» Дж. Верди (партия Нанетты), а также приняла участие в постановке оперы «Волшебная флейта» В. А. Моцарта (партия Памины). На сцене прославленного российского театра А. Аглатова исполняет ведущие партии сопранового репертуара, среди которых Виолетта («Травиата» Дж. Верди), Сюзанна («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта), Мюзетта и Лю («Богема» и «Турандот» Дж. Пуччини), Лиза («Сомнамбула» В. Беллини), Микаэла («Кармен» Ж. Бизе), Манон («Манон» Ж. Массне), Адель («Летучая мышь» И. Штрауса), Марфа («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Франческа («Франческа да Римини» С. Рахманинова) и другие.

    Анна Аглатова обладает обширным кантатно-ораториальным репертуаром, выступая на лучших сценах мира – в нью-йоркском Линкольн-центре, парижском Плейеле, Сеульском центре искусств, афинском Мегароне.

    Певица сотрудничает с известными дирижерами – Михаилом Плетневым, Владимиром Спиваковым, Теодором Курентзисом, Александром Ведерниковым, Тито Чеккерини, Энрике Маццолой, Эммануэлем Жоэль-Орнаком, Стюартом Бэдфордом; режиссерами – Грэмом Виком, Энтони Макдональдом, Валерием Фокиным, Пьером-Луиджи Пицци. Она выступала в концерте со знаменитым исполнителем на армянском дудуке Дживаном Гаспаряном.

    Анна Аглатова награждена Премией Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры за вклад в развитие отечественного музыкального искусства (2014).

    Игорь Морозов

    Родился в 1990 году в городе Рязань. В 2010 году окончил Московское хоровое училище им. А. В. Свешникова, в составе которого неоднократно выступал как солист хора в городах России и за рубежом под управлением профессора В. С. Попова, выпускник Академии хорового искусства им. В. С. Попова (2015). В составе хора Академии выступал с такими дирижерами, как К. Тилеманн, С. Сондецкис, Я. Л. Кёниг, К. Д. Мазур, Й. Принц и другими.

    В 2012 и 2013 годах состоялись сольные концерты во Франции и Германии. В июле 2013 года в качестве приглашенного солиста дебютировал на исторической сцене  Большого театра России в опере Р. Штрауса «Кавалер розы» (дирижер В. Синайский). Лауреат международных конкурсов, приглашенный солист Московского музыкального театра «Геликон-опера». В июне 2014 года дебютировал с Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнева («Алеко» Рахманинова). В апреле 2013 года принял участие в концертном исполнении оперы Р. Штрауса «Саломея» в Концертном зале им. П. И.  Чайковского с Государственным академическим симфоническим оркестром России им. Е. Ф. Светланова под управлением Владимира Юровского в рамках абонемента «Оперные шедевры». В апреле 2014 года в Большом зале Консерватории принял участие в исполнении Реквиема  Моцарта, дирижер Алексей Петров. В октябре 2014 года в Концертном зале имени П. И. Чайковского с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии исполнил партию Харви в опере Г. Доницетти «Анна Болейн» под управлением Марко Замбелли.

    C 2014 года – солист Московского музыкального театра «Геликон-опера». В его репертуаре партии Молодого цыгана («Алеко» Рахманинова), Ленского («Евгений Онегин» Чайковского), Лыкова («Царская невеста» Римского-Корсакова), Чекалинского («Пиковая дама» Чайковского), Шуйского («Борис Годунов» Мусоргского), Искры («Мазепа» Чайковского) и другие.

    Ансамбль Дмитрия Покровского

    Созданный в 1973 году выдающимся музыкантом, ученым-исследователем Дмитрием Покровским (1944–1996) ансамбль стал первым в России коллективом, по-настоящему объединившим научный подход в изучении фольклора с его профессиональным исполнением, традиции народной музыки — с современной музыкальной культурой.

    В этом творческом сообществе сложилась собственная уникальная вокальная школа, в основе которой – приемы традиционного фольклорного пения. Виртуозно владея самыми разными певческими стилями и техниками народной музыки, артисты мастерски сочетают их с современным музыкальным исполнительством. Фольклор в их интерпретации – живая и неотъемлемая часть национальной культуры и музыки, способная и сегодня покорять сердца слушателей и не знающая территориальных границ.

    Ансамбль Дмитрия Покровского работает в самых разных жанрах. В его репертуаре – широчайший спектр крестьянских песен, духовной музыки, а также программы, посвященные календарным крестьянским праздникам, свадебным обрядам, русскому традиционному театру. В исполнении коллектива нередко звучат классические опусы и произведения современных композиторов – И. Стравинского, Г. Свиридова, А. Шнитке, В. Мартынова, В. Дашкевича, А. Батагова, А. Раскатова, И. Юсуповой, В. Николаева, М. Шмотовой и других авторов.

    Ансамбль выступает со многими замечательными дирижерами, исполнителями и коллективами разных жанровых направлений. В их числе – Бирмингемский симфонический оркестр, Синодальный хор, ансамбли «Пол Уинтер Консорт», «Опус Пост» и Татьяна Гринденко, Алексей Айги и ансамбль «4.33», дирижеры Феликс Коробов, Томас Эдис, Майкл Тилсон Томас и другие музыканты.

    Искусство ансамбля ценят за умение самым естественным образом соединить культуру исполнения авторской музыки с фольклорными приемами и неотъемлемым для них элементом импровизации.

    Артисты успешно проявили себя в жанрах театра и кино, коллектив – частый гость телепередач и радиопрограмм.

    С 1998 по 2012 годы Ансамбль Покровского являлся Творческой мастерской Театра на Таганке.

    Ансамбль Дмитрия Покровского хорошо знаком российским слушателям, а также публике Германии, Австрии, Швейцарии, Бельгии, Великобритании, Италии, Испании, Финляндии, Израиля, США, Канады, Японии, Австралии.