Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Владимир Федосеев, Дмитрий Ситковецкий. Цикл концертов «Бетховен. Письма к тебе…» Концерт первый : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»

    Большой симфонический оркестр
    имени П. И. Чайковского,
    Владимир Федосеев, Дмитрий Ситковецкий.
    Цикл концертов
    «Бетховен. Письма к тебе…»
    Концерт первый

    4 декабря 2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    В программе:
    Бетховен
    Симфонии № 1 (фрагменты)
    Концерт для скрипки с оркестром
    Интродукция из музыки балета «Творения Прометея»
    Романс из музыки к «Рыцарскому балету»
    Симфония № 5

    12+

    Абонемент №13:

    В воскресенье, после полудня...
    «Бетховен, письма к тебе…»
    Артисты драматических театров Москвы

    В трех концертах цикла «Бетховен. Письма к тебе…» сквозь призму эпистолярного наследия и музыки представлены различные грани жизни и творчества великого композитора Людвига ван Бетховена: его философия и творческое кредо, уникальный характер и неповторимый юмор, восприятие любви и дружбы, оценка крупных исторических событий и современных художественных явлений, взаимоотношения с венской аристократией и родственниками, потеря слуха и тернистый путь к славе. Помимо знаменитых, часто цитируемых текстов («Гейлигенштадтское завещание», «Бессмертной возлюбленной») артисты московских драматических театров исполнят фрагменты малоизвестных писем композитора братьям Карлу и Иоганну, поэту Иоганну Вольфгангу Гёте, сыну императора Леопольда II австрийскому эрцгерцогу Рудольфу, графиням Жозефине Дейм и Марии Эрдёди, князьям Карлу Лихновскому, Францу Лобковицу, Николаю Эстергази и Николаю Голицыну, графу Морицу Лихновскому, владельцу издательской фирмы «Брейткопф и Гертель» Готфриду Кристофу Гертелю, английскому фольклористу Джорджу Томсону, ученику и другу Фердинанду Рису, скрипачу и музыкальному критику Антону Шиндлеру и многим другим современникам, в общении с которыми складывались черты характера композитора и зарождались идеи будущих шедевров музыкального искусства. В первом концерте, который состоится 4 декабря 2016 года, в исполнении БСО им. П. И. Чайковского под управлением маэстро Владимира Федосеева прозвучат Пятая симфония и Скрипичный концерт композитора (солист — Дмитрий Ситковецкий). Во втором, 12 февраля 2017 года, Владимир Федосеев представит с оркестром Шестую симфонию, а также знаменитые бетховенские симфонические увертюры. 26 марта, в третьем концерте, за дирижерский пульт встанет Денис Лотоев; в программе — Седьмая симфония и сочинения для хора с оркестром, которые будут исполнены при участии вокального ансамбля «Intrada».

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского (первоначально Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения) основан в 1930 году как первый оркестр Советского Союза. «Игра БСО, относящегося к числу самых лучших оркестров, отличается совершенно неповторимым звучанием, своеобразным “певучим” колоритом»,– говорил о коллективе композитор Георгий Свиридов, наряду с которым оркестру доверяли премьеры своих сочинений Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Арам Хачатурян, Дмитрий Шостакович, Борис Чайковский.

    БСО в разные годы возглавляли Александр Орлов, Николай Голованов, Александр Гаук, Геннадий Рождественский, с коллективом выступали дирижеры Леопольд Стоковский, Герман Абендрот, Лорин Маазель, Курт Мазур, Евгений Мравинский, Карло Цекки. С 1974 года художественным руководителем оркестра является Владимир Федосеев, сформировавший особенный, узнаваемый почерк, который принес БСО международную известность.

    В числе блистательных музыкантов с мировым именем, сотрудничавших с оркестром, – Святослав Рихтер, Давид Ойстрах, Антонина Нежданова, Сергей Лемешев, Ирина Архипова, Лучано Паваротти, Виктор Третьяков, Юрий Башмет, Елизавета Леонская, Александр Князев, Евгений Кисин, Максим Венгеров, Вадим Репин и многие другие. БСО с успехом выступает в крупнейших залах мира и одновременно ведет активную просветительскую деятельность, организуя вечера музыки в музеях и вузах. Записи БСО, многие из которых стали историческими, выпущены фирмами Sony, Pony Саnуоn, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия».

    В 1993 году в 100-летнюю годовщину со дня смерти Чайковского Большому симфоническому оркестру было присвоено имя великого композитора – за заслуги в области развития музыкальной культуры, выдающиеся интерпретации творческого наследия Чайковского в нашей стране и во всем мире; за рубежом оркестр известен под названием Tchaikovsky Symphony Orchestra.

    В 2023 году Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского был удостоен премии BraVo в номинации «Оркестр года».

    Владимир Федосеев

    Владимир Федосеев родился в 1932 году в Ленинграде. Образование получил в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки) и аспирантуре Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Лео Гинзбурга).

    Карьеру симфонического дирижера начал в Заслуженном коллективе России оркестре Ленинградской филармонии по приглашению Евгения Мравинского. В Ленинграде состоялся и театральный дебют Владимира Федосеева – в Государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинском), где им была поставлена «Царская невеста» Римского-Корсакова.

    В 1980–1990-е годы в парижском зале Плейель под управлением Владимира Федосеева были представлены в концертном исполнении оперы «Евгений Онегин» Чайковского, «Снегурочка» Римского-Корсакова и «Алеко» Рахманинова; также под его управлением в Осло, Стокгольме и Мюнхене с участием Международного фестивального хора и выдающихся солистов Кэрол Ванесс, Флоренс Квивар, Лучано Паваротти и Роберто Скандьюцци прозвучал Реквием Верди.

    Дирижером были осуществлены постановки опер и балетов в крупнейших театрах Европы: миланском Ла Скала («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Пиковая дама», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» Чайковского), Венской государственной опере («Кармен» Бизе, «Борис Годунов» Мусоргского, «Чудесный мандарин» Бартока), Опере Цюриха («Жизнь за царя» Глинки, «Демон» Рубинштейна, «Аттила» Верди). В январе 2017 года Владимир Федосеев дирижировал на премьерных показах оперы «Турандот» Пуччини в московской «Геликон-опере», после чего был приглашен в театр на должность музыкального руководителя.

    Владимир Федосеев – художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского (с 1974 года), главный дирижер Венского симфонического оркестра (1997–2005); постоянный приглашенный дирижер Оперы Цюриха (с 1997 года), первый приглашенный дирижер Токийского филармонического оркестра (с 2000 года); приглашенный дирижер Симфонического оркестра Баварского радио, Филармонического оркестра Радио Франс, Симфонического оркестра Финского радио, Берлинского симфонического и Дрезденского филармонического оркестров, симфонических оркестров Штутгарта, Эссена, Кливленда и Питтсбурга.

    Центральное место в творческой биографии Владимира Федосеева занимает работа с Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, художественным руководителем и главным дирижером которого маэстро является уже полвека. Под руководством дирижера оркестр укрепил свою международную известность, осуществил множество премьер сочинений современных композиторов, развивая творческие контакты с русскими и западными авторами (Дмитрием Шостаковичем, Георгием Свиридовым, Кшиштофом Пендерецким, Дэвидом Роузом, Рагнаром Сёдерлиндом, Владимиром Рубиным, Романом Леденёвым).

    Первыми крупными работами дирижера с БСО стали концертные исполнения, а также записи в фонд радио и на пластинки опер «Сельская честь» Масканьи, «Черевички» Чайковского, «Снегурочка» и «Майская ночь» Римского-Корсакова. Многие записи Владимира Федосеева, в том числе все симфонии Бетховена и Чайковского, симфонии Малера и Танеева, стали бестселлерами. Пластинка «Майская ночь» получила премию «Золотой Орфей» Французской академии звукозаписи (L'Académie du disque lyrique) и была признана лучшей оперной записью 1976 года. В дискографии дирижера также представлены все симфонии Брамса и Глазунова, симфонии Шостаковича.

    Владимир Федосеев – народный артист СССР, народный артист Российской Федерации, лауреат Государственных премий СССР и РФ, Премии Правительства РФ в области культуры, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», почетный профессор Московской консерватории.

    Маэстро удостоен множества других российских и международных наград, среди которых орден Святого Владимира, орден преподобного Сергия Радонежского I степени, орден Почета, орден Святого благоверного князя Даниила Московского I степени, Командорский крест II степени почетного знака «За заслуги перед Австрийской Республикой», орден Славы и чести I степени, орден «За заслуги в культуре и искусстве», золотая медаль Российской академии художеств, золотая медаль Международного общества Густава Малера, Серебряный приз телерадиокомпании «Асахи» в Японии (за программы, включающие сочинения Чайковского и Шостаковича), российская национальная театральная премия «Золотая маска» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства», Европейская премия «Треббия». В 2023 году Владимир Федосеев стал лауреатом Международной профессиональной музыкальной премии BraVo в номинации «Дирижер года».

    Дмитрий Ситковецкий

    Дмитрий Ситковецкий – всемирно известный скрипач, дирижер, телеведущий. Родился в 1954 году в Баку в семье прославленных музыкантов – скрипача Юлиана Ситковецкого и пианистки Бэллы Давидович. Обучался в ЦМШ при Московской консерватории у Юрия Янкелевича и Майи Глезаровой. В 1966 году стал победителем первого юношеского конкурса «Концертино Прага».<<ut>>

    С 1972 года Ситковецкий учился в Московской консерватории (класс профессора Игоря Безродного). В 1977 году эмигрировал в США, где окончил Джульярдскую школу в Нью-Йорке (класс Ивана Галамяна) и начал сольную карьеру. В 1979 году выиграл конкурс скрипачей имени Фрица Крейслера в Вене. Выступал с крупнейшими коллективами мира, среди которых Берлинский филармонический, Чикагский, Лос-Анджелесский, Венский и Лондонский симфонические оркестры, Королевский оркестр Консертгебау (Амстердам), лондонский оркестр «Филармония» и многие другие, под управлением таких дирижеров, как Клаудио Аббадо, Марис Янсонс, Мстислав Ростропович, Курт Мазур, Риккардо Шайи, Семён Бычков, Юрий Аронович, Дмитрий Китаенко, Юрий Темирканов, Эри Клас, Владимир Ашкенази, Пааво Берглунд, Евгений Светланов, Иегуди Менухин, Колин Дэвис, Нэвилл Марринер.

    В репертуаре скрипача – музыка четырех столетий: все сольные сонаты и партиты Баха, все сонаты Брамса, Грига, концерты Моцарта, Прокофьева, Шостаковича, произведения современных композиторов. В обширной дискографии Ситковецкого – концерты Бетховена, Мендельсона, Чайковского, Сибелиуса, Прокофьева, Бартока, Шостаковича, Дютийе, а также ряд камерных программ, записанных в дуэте с Бэллой Давидович.

    Ситковецкий был художественным руководителем фестивалей в Сиэтле, Вашингтоне, Баку, Умео (Швеция), Тоскане (Италия), Корсхольме и других городах Финляндии. Более 30 лет занимается дирижированием. В 1990 году основал камерный оркестр New European Strings («Новые европейские струнные»), объединив ведущих европейских оркестрантов и ансамблистов для гастрольных туров, выступлений на фестивалях и звукозаписей. В 2003–2006 гг. NES был ансамблем-резидентом «Фестиваля Солнца» (Festival del Sole) в Тоскане. 

    В 1996–2001 гг. Ситковецкий был главным дирижером Национального оркестра Северной Ирландии в Белфасте. С 2003 года – художественный руководитель Симфонического оркестра Гринсборо (США), с которым выступают Пинхас Цукерман, Ефим Бронфман, Эммануэль Акс, Гаррик Олссон, Линн Харрелл и другие всемирно известные солисты. С 2004 года в Гринсборо проходит серия концертов «Ситковецкий и друзья». В сезоне 2019/20 среди ее участников – Барри Дуглас, Хайме Ларедо, Шерон Робинсон, Андрес Диас, Лукас Генюшас, солисты оркестра Гринсборо.

    Как приглашенный дирижер Ситковецкий сотрудничает с оркестрами Московской филармонии, Сан-Франциско, Миннесоты, Северогерманского радио в Ганновере, Лондонским филармоническим и Королевским филармоническим оркестрами, Токио Метрополитен, Китайским филармоническим и Шанхайским симфоническим, Ensemble Orchestral de Paris, «Виртуозами Москвы», особенно тесно – с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова и Симфоническим оркестром Кастилии и Леона (Испания).

    Имя Дмитрия Ситковецкого также связано с искусством транскрипции. Ему принадлежат обработки более 50 сочинений Гайдна, Бетховена, Брамса, Бартока, Чайковского, Шостаковича, Стравинского, Шнитке. Его версия «Гольдберг-вариаций» Баха для струнного трио признана во всем мире, неоднократно записывалась и входит в репертуар выдающихся исполнителей. В декабре 2015 года в нью-йоркском Карнеги-холле состоялась мировая премьера его транскрипции для скрипки с оркестром музыки балета «Поцелуй феи» Стравинского (солист Августин Хаделих и Камерный оркестр Orpheus, по заказу которого сделано переложение). Событием стала мировая премьера транскрипции фантазии «Наварра» Сарасате, сделанной Ситковецким к 25-летию фестиваля в Вербье по его заказу. Ее исполнил звездный состав солистов: Пинхас Цукерман, Леонидас Кавакос, Максим Венгеров, Вадим Репин, Лиза Батиашвили, Табеа Циммерман, Миша Майский и сам Ситковецкий. Это уникальное событие транслировалось на весь мир по каналу Medici.TV. 

    В 2014 году музыкант записал 11 выпусков авторской программы «В гостях с Дмитрием Ситковецким» для телеканала «Культура». Его собеседниками стали Бэлла Давидович, Марк Тайманов, Нэвилл Марринер, Евгений Кисин, Миша Майский, Барбара Хендрикс, Леонидас Кавакос, Антонио Паппано, Гари Граффман, Александр Антоненко, Ефим Бронфман. В 2016 году эти программы транслировались на канале Medici.tv. В 2017 году беседы были опубликованы в книге «Дмитрий Ситковецкий. Диалоги», вышедшей в издательстве «Музыка». 

    Дмитрий Ситковецкий сотрудничает с организацией Sphinx, которая занимается поддержкой различных видов искусства и молодых исполнителей. С 2018 года Ситковецкий – член жюри национального конкурса Sphinx в США. 

    Среди главных событий 2019 года – турне по городам Сибири в рамках Транссибирского Арт-Фестиваля (Новосибирск, Красноярск, Тюмень) и выход CD «Посвящение Крейслеру и Рахманинову» на фирме «Мелодия» (сочинения Бетховена, Грига, Крейслера, Шуберта в дуэте с пианистом Лукасом Генюшасом). В числе ангажементов сезона 2019/20 – выступления с симфоническими оркестрами Гринсборо, Шлезвиг-Гольштейна, Тосканы, Люцерна, «Ирландской камератой». В марте 2020 года маэстро будет дирижировать Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова на концерте-открытии XV фестиваля «Виртуозы гитары». 

    Рекомендуем к просмотру

    Домашний сезон

    Домашний сезон. Трансляция из Концертного зала Чайковского. Симфонический оркестр Баварского радио, Марис Янсонс

    Режиссерская версия

    07.04.2020

    В программе:
    Бетховен
    Симфония № 3 («Героическая»)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Musica Viva, Intrada, Александр Рудин.
    К 250-летию со дня рождения Бетховена

    12.09.2020

    Бетховен Симфония № 9 для солистов, хора и оркестра ре минор, соч. 125

    В программе:
    Бетховен
    Симфония № 9 для солистов, хора и оркестра ре минор, соч. 125

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Большой симфонический оркестр
    имени П. И. Чайковского,
    Денис Лотоев.
    Цикл концертов «Бетховен. Письма к тебе…»

    Режиссерская версия

    26.03.2017

    В программе:
    Бетховен
    Увертюра «Леонора» № 3
    Увертюра «Освящение дома» (фрагмент)
    Симфония № 9 (фрагмент IV части)
    Романс для скрипки с оркестром фа мажор
    Симфония № 9 (фрагмент II части)
    Кантата «Морская тишь и счастливое плавание» для смешанного хора и оркестра
    Торжественная месса (фрагменты)
    Соната № 29 си-бемоль мажор (фрагмент III части)
    Симфония № 7

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Большой симфонический оркестр
    имени П. И. Чайковского,
    Владимир Федосеев.
    Цикл концертов «Бетховен. Письма к тебе…» Письма читает Алексей Гуськов

    Режиссерская версия

    12.02.2017

    В программе:
    Бетховен
    Увертюра «Кориолан» (фрагмент)
    «Эгмонт» – музыка к трагедии И.В.Гёте (фрагменты)
    Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты)
    Струнный квинтет до мажор (фрагмент II части)
    Струнный квинтет № 7 фа мажор, соч. 59 № 1 (фрагмент III части)
    Симфония № 6 («Пасторальная»)