Большой симфонический оркестр
    имени П. И. Чайковского,
    Владимир Федосеев, Дмитрий Ситковецкий.
    Цикл концертов
    «Бетховен. Письма к тебе…»
    Концерт первый

    4 декабря 2016, начало в 14:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Бетховен
    Симфонии № 1 (фрагменты)
    Концерт для скрипки с оркестром
    Интродукция из музыки балета «Творения Прометея»
    Романс из музыки к «Рыцарскому балету»
    Симфония № 5


    12+

    Абонемент №13:

    В воскресенье, после полудня...
    «Бетховен, письма к тебе…»
    Артисты драматических театров Москвы

    В трех концертах цикла «Бетховен. Письма к тебе…» сквозь призму эпистолярного наследия и музыки представлены различные грани жизни и творчества великого композитора Людвига ван Бетховена: его философия и творческое кредо, уникальный характер и неповторимый юмор, восприятие любви и дружбы, оценка крупных исторических событий и современных художественных явлений, взаимоотношения с венской аристократией и родственниками, потеря слуха и тернистый путь к славе. Помимо знаменитых, часто цитируемых текстов («Гейлигенштадтское завещание», «Бессмертной возлюбленной») артисты московских драматических театров исполнят фрагменты малоизвестных писем композитора братьям Карлу и Иоганну, поэту Иоганну Вольфгангу Гёте, сыну императора Леопольда II австрийскому эрцгерцогу Рудольфу, графиням Жозефине Дейм и Марии Эрдёди, князьям Карлу Лихновскому, Францу Лобковицу, Николаю Эстергази и Николаю Голицыну, графу Морицу Лихновскому, владельцу издательской фирмы «Брейткопф и Гертель» Готфриду Кристофу Гертелю, английскому фольклористу Джорджу Томсону, ученику и другу Фердинанду Рису, скрипачу и музыкальному критику Антону Шиндлеру и многим другим современникам, в общении с которыми складывались черты характера композитора и зарождались идеи будущих шедевров музыкального искусства. В первом концерте, который состоится 4 декабря 2016 года, в исполнении БСО им. П. И. Чайковского под управлением маэстро Владимира Федосеева прозвучат Пятая симфония и Скрипичный концерт композитора (солист — Дмитрий Ситковецкий). Во втором, 12 февраля 2017 года, Владимир Федосеев представит с оркестром Шестую симфонию, а также знаменитые бетховенские симфонические увертюры. 26 марта, в третьем концерте, за дирижерский пульт встанет Денис Лотоев; в программе — Седьмая симфония и сочинения для хора с оркестром, которые будут исполнены при участии вокального ансамбля «Intrada».

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского основан в 1930 году как первый симфонический оркестр Советского Союза. Он не раз доказывал свое право называться одним из лучших оркестров мира – право, завоеванное историей, тщательнейшей работой у микрофонов и интенсивной концертной деятельностью.

    Высокая репутация оркестра в мире – результат плодотворного сотрудничества с замечательными русскими дирижерами: А. Орловым, Н. Головановым, А. Гауком, Г. Рождественским. БСО доверяли первое исполнение своих сочинений Н. Мясковский, С. Прокофьев, А. Хачатурян, Г. Свиридов, Д. Шостакович, Б. Чайковский. С 1974 года и по сей день бессменным художественным руководителем и главным дирижером коллектива является Владимир Федосеев. 

    В летопись оркестра вписаны имена дирижеров: Л. Стоковского и Г. Абендрота, Л. Маазеля и К. Мазура, Е. Мравинского и К. Цекки, солистов прошлого: С. Рихтера, Д. Ойстраха, А. Неждановой, С. Лемешева, И. Архиповой, Л. Паваротти, Н. Гяурова, а также современных исполнителей: В. Третьякова, П. Цукермана, Ю. Башмета, О. Майзенберга, Е. Леонской, А. Князева. В свое время именно Владимир Федосеев и БСО открыли миру имена Е. Кисина, М. Венгерова, В. Репина. И сейчас оркестр продолжает сотрудничать с лучшими солистами разных стран. 

    В 1993 году оркестру было присвоено великое имя Петра Ильича Чайковского – за подлинную, глубокую интерпретацию его сочинений. 

    Записи огромнейшего репертуара оркестра от Моцарта, Бетховена, Чайковского, Брамса, Малера до современной музыки выпущены фирмами Sony, Pony Сanyon, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия». 

    В перечне стран, в которых выступал Большой симфонический оркестр, отражена едва ли не вся карта мира. Но важнейшим направлением деятельности БСО являются концерты в городах России – Смоленске и Вологде, Череповце и Магнитогорске, Челябинске и Сарове, Перми и Великом Новгороде, Тюмени и Екатеринбурге. В репертуаре оркестра – монографические циклы, проекты для детей, благотворительные мероприятия, а также концерты, объединяющие музыку и слово. Наряду с выступлениями в крупнейших залах мира БСО продолжает вести активную просветительскую деятельность, организуя вечера музыки в Третьяковской галерее и МГУ имени М. В. Ломоносова. 

    В сезоне 2015/2016 Большой симфонический оркестр отметил свое 85-летие, исполнив яркие концертные программы в Москве, городах Германии, Австрии, Голландии, Италии и Швейцарии с участием выдающихся музыкантов. С большим успехом был представлен проект «Моцарт. Письма к тебе…», в котором творчество композитора рассматривалось в тесной взаимосвязи с его личностью, окружением и событиями из жизни. Этот формат оркестр продолжил в аналогичных циклах, посвящённых творчеству Бетховена и Чайковского. 

    Творчество Бетховена продолжает быть центральной темой выступлений и в сезоне 2017/2018. Композитору, ушедшему из жизни 190 лет назад, оркестр посвятил целый фестиваль. Основу этих проектов составляют инструментальные концерты и крупные симфонические произведения композитора. Кроме того, оркестром подготовлены программы к 145-летию со дня рождения Рахманинова, а также новый цикл концертов «Музыка для всех: оркестр и орган», приуроченный к открытию органа Большого зала Московской консерватории после реставрации. 

    По-прежнему насыщенна и гастрольная деятельность Большого симфонического оркестра и его художественного руководителя Владимира Федосеева. В ноябре 2017 года музыканты отправятся в Японию, затем выступят в Линце и Праге. В феврале состоятся концерты в 

    Регенсбурге, Мюнхене и Зальцбурге. Кроме того, БСО выступит на закрытии IX Международного фестиваля Мстислава Ростроповича. 

    Владимир Федосеев

    Владимир Федосеев родился в 1932 году в Ленинграде. Музыкальное образование получил в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных) и в аспирантуре Московской консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Лео Гинзбурга). Карьеру симфонического дирижёра начал в оркестре Ленинградской филармонии по приглашению Е. А. Мравинского. В Ленинграде состоялся и дирижерский дебют Владимира Федосеева – в Государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинском театре), где им была поставлена «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова.

    В 80-е и 90-е годы в парижском зале «Плейель» под управлением Владимира Федосеева были представлены в концертном исполнении оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова и «Алеко» С. Рахманинова. В исполнении Международного фестивального хора и выдающихся солистов Кэрол Ванесс, Флоренс Квивар, Лучано Паваротти, Роберто Скандуцци в Осло, Стокгольме и Мюнхене прозвучал «Реквием» Дж. Верди. Кроме того, в это время дирижером были осуществлены постановки опер и балетов в крупнейших театрах Европы: «Ла Скала» («Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, 1988; «Пиковая дама» и «Спящая красавица» П. Чайковского, 1989), Венской опере («Кармен» Ж. Бизе, 1993; «Борис Годунов» М. Мусоргского, 1994; «Волшебный мандарин» Б. Бартока, 1995), цюрихском “Opernhaus” («Жизнь за царя» М. Глинки, 1996; «Демон» А. Рубинштейна, 1999; «Аттила» Дж. Верди, 1998). 

    Сотрудничество с крупнейшими театрами продолжается и сегодня: в 2015 году Владимир Федосеев дирижировал в «Ла Скала» в новых постановках балетов «Щелкунчик» (хореограф – Начо Дуато) и «Спящая красавица» П. И. Чайковского (хореограф – Алексей Ратманский). А в 2017 году он дирижировал в премьерных показах оперы «Турандот» Дж. Пуччини в «Геликон-опере», после чего был приглашён в театр на должность музыкального руководителя. 

    Имя Владимира Федосеева связано со многими оркестрами мира. Он – первый приглашённый дирижер оркестра Токийской филармонии (с 2000); приглашённый дирижер оркестра Баварского радио (Мюнхен), Национального филармонического оркестра французского радио (Париж), Симфонического оркестра финского радио, Берлинского симфонического, Дрезденского филармонического, оркестров Штутгарта и Эссена, Кливленда и Питтсбурга. С 1997 по 2006 год Владимир Федосеев являлся главным дирижёром Венского симфонического оркестра, и это десятилетие вошло в историю коллектива триумфальными гастролями по странам центральной Европы, азиатскими турне по Японии, Китаю и Филиппинам; циклом «Все симфонические произведения Бетховена», завершившимся 1 января 2000 года исполнением «Торжественной мессы» Бетховена. 

    При всем многообразии творческой деятельности центральное место в жизни Владимира Федосеева, безусловно, занимает Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, художественным руководителем и главным дирижёром которого он является уже более четырёх десятилетий. За эти годы Владимир Федосеев сформировал особенный, узнаваемый почерк, принесший БСО международную известность, организовал с оркестром множество премьер сочинений современных композиторов, постоянно развивая творческие контакты с русскими и западными авторами: в начале карьеры – с Д. Шостаковичем и Г. Свиридовым, позже – с Ф. Роузом (США), Кш. Пендерецким (Польша), Р. Сёдерлиндом (Норвегия), В. Рубиным и Р. Леденёвым (Россия). 

    Одними из первых крупных работ дирижера с БСО стали концертные постановки, а также записи в фонд радио и на пластинки опер «Сельская честь» П. Масканьи, «Черевички» П. Чайковского, «Снегурочка» и «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова. Многие записи Владимира Федосеева, в числе которых все симфонии Л. Бетховена, симфонии П. Чайковского, Г. Малера и С. Танеева, становились бестселлерами. Пластинка с записью оперы «Майская ночь» получила приз «Золотой Орфей» французской академии грамзаписи «Шан дю Монд» и была признана лучшей оперной записью 1976 года. В дискографии дирижера также представлены все симфонии И. Брамса, выпущенные фирмой Warner Classics & Jazz, симфонии Д. Шостаковича, изданные в Японии компанией Pony Сanyon. 

    Владимир Федосеев – обладатель множества премий и наград, среди которых: Серебряный приз телерадиокомпании «Асахи» в Японии (за программы, включающие сочинения П. Чайковского и Д. Шостаковича), орден «За заслуги перед Отечеством» (IV, III и II степеней), орден Святого Владимира, орден преподобного Сергия Радонежского I степени, Серебряный крест Австрийской республики и орден Почетного Креста I степени за заслуги в культуре Австрии, золотая медаль Международного общества Густава Малера. В марте 2013 года дирижер получил в Праге Европейскую премию «Треббия» за творческую деятельность. В октябре 2013 года в Кремле президент Российской Федерации В. В. Путин наградил маэстро орденом Почета. В 2016 году дирижер стал обладателем почетного звания «Заслуженный деятель музыкальных искусств» и лауреатом премии Союзного государства в области литературы и искусства. А в 2017 году Мэр Москвы Сергей Собянин наградил маэстро Знаком отличия «За заслуги перед Москвой» за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и музыкального искусства. В августе 2017 года Владимир Федосеев отметил свой 85-летний юбилей. 

    «Успех пришел к Владимиру Федосееву естественно, как к человеку выдающегося дарования, много сделавшему для большой музыки и имеющему настоящую творческую жизнь», – писал о дирижере композитор Борис Чайковский. А Тихон Хренников отмечал: «Дирижерское дарование – совершенно особый род музыкального таланта. Как у певца, у дирижера должен быть свой “дирижерский голос”. Федосеев – счастливый обладатель такого голоса. Воля руководителя, темперамент артиста, пластика жестов – во всем слышится этот ясно звучащий дирижерский голос».

    Дмитрий Ситковецкий

    Дмитрий Ситковецкий родился 27 сентября 1954 года в Баку в семье выдающихся музыкантов: его мать — пианистка Белла Давидович, отец — скрипач Юлиан Ситковецкий. Дмитрий учился у легендарных педагогов – Ю. И. Янкелевича и М. С. Глезаровой в ЦМШ, у И. С. Безродного в Московской консерватории. После отъезда в 1977 в США совершенствовался в Джульярдской школе в Нью-Йорке у И. Галамяна. В 1979 году завоевал первую премию на Первом международном конкурсе имени Ф. Крейслера в Вене. В 1983 году он получил гражданство США, с 1987 проживает в Лондоне.

    Талант Дмитрия Ситковецкого многогранен и универсален. Скрипач, дирижер, аранжировщик, автор проектов, руководитель фестивалей – уже более четырех десятилетий он успешно реализует себя во многих сферах музыкальной жизни. Исполнительское искусство Д. Ситковецкого запечатлено в десятках записей, в которые вошли практически все репертуарные скрипичные концерты и огромный камерный репертуар. В числе последних по времени записей – все сонаты для скрипки и фортепиано  Моцарта с А. Паппано и К. Лифшицем (для лейбла HänsslerClassic),  L'ArbredesSonges («Древо мечтаний») А. Дютийе с оркестром Concertgebouw (дирижёр М. Янсонс).

    Репертуар музыканта включает огромное количество произведений разных эпох, постоянно возрастает его интерес к современной музыке. Он — первый исполнитель скрипичных концертов, написанных для него Дж. Каскиным и К. Мейером; часто играет сочинения Дютийе, Пендерецкого, Шнитке, Пярта и Щедрина.

    Д. Ситковецкий известен как мастер транскрипций для струнного оркестра и ансамблей. Первой из них были «Гольдберг-вариации» Баха для скрипки, альта и виолончели (в конце 1980-х гг.). С тех пор музыкант сделал более 40 переложений (в основном для струнного оркестра) сочинений Баха, Гайдна, Бетховена, Брамса, Донаньи, Бартока, Чайковского, Шостаковича, Стравинского и Шнитке, которые опубликованы издательствами Doblinger, Sikorski и Schirmer. В 2013 году канал Medici TV транслировал концерт с фестиваля в Вербье, где прозвучали Прелюдии Шопена в транскрипции Д. Ситковецкого, созданные специально к 20-летию фестиваля. В числе исполнителей были Юрий Башмет, Леонидас Кавакос, Мартин Фрост, Михаил Плетнёв и другие звезды. В том же году в Карнеги-холле прозвучала другая транскрипция Ситковецкого – «Поцелуй феи» Стравинского в переложении для скрипки с оркестром (исполнители – Камерный оркестр «Орфей» и Августин Хаделих). 

    С 1990 года Дмитрий Ситковецкий выступает как дирижер и на этом поприще также сделал блестящую карьеру. В 1996–2001 гг. он был главным дирижером и художественным руководителем Ольстерского симфонического оркестра (Национальный оркестр Северной Ирландии в Белфасте). В 2002–2005 гг. — главный приглашенный дирижер Государственного академического симфонического оркестра России имени Е. Ф. Светланова. С 2003 г. — музыкальный директор Симфонического оркестра Гринсборо (США). В 2006–2009 гг. — артист-резидент Симфонического оркестра Кастилии и Леона (Испания). В 1990 году он основал и возглавил Камерный оркестр «Новые европейские струнные», объединив талантливых музыкантов из ведущих европейских оркестров для исполнения и записи специальных проектов. Оказывая поддержку молодым талантам, Д. Ситковецкий выступал со Швейцарским молодежным оркестром в Люцерне и Базеле и с оркестром «Сфинкс» на фестивале del Sole  в Тоскане.

    В качестве приглашенного маэстро Ситковецкий в последнее время сотрудничал с Симфоническим оркестром Монреаля, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Токийским Метрополитен-оркестром, Китайским филармоническим и многими другими коллективами. В течение многих лет Дмитрий Ситковецкий был артистическим директором Корсхольмского музыкального фестиваля в Финляндии, а также фестивалей в Швеции в г. Умео, в США (в Сиэтле и Вашингтоне), в Баку («Шёлковый путь музыки»).

    Стремясь приобщить к классическому искусству максимально широкую аудиторию, Дмитрий Ситковецкий создал серию программ на телеканале «Культура», в которых представлял выдающихся музыкантов мира. Его гостями стали Барбара Хендрикс, Евгений Кисин, Миша Майский, Белла Давидович, Невилл Марринер, Ефим Бронфман, Антонио Паппано и другие артисты. В 2016 году программы транслировались на канале Medici. Большой резонанс вызвали проекты Ситковецкого в сотрудничестве с американским актером Питером Койоти, с которым были исполнены «Путеводитель по оркестру» Б. Бриттена, «Портрет Линкольна» А. Копленда, «Пер Гюнт» Э. Грига.