Закрыть

Уважаемые слушатели! В продаже абонементы сезона 2017-2018
Перейти к списку абонементов

    Большой симфонический оркестр
    имени П. И. Чайковского,
    Владимир Федосеев, Дмитрий Ситковецкий.
    Цикл концертов
    «Бетховен. Письма к тебе…»
    Концерт первый

    4 декабря 2016, начало в 14:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    Большой симфонический оркестр
    имени П.И.Чайковского
    Дирижер – Владимир Федосеев
    Дмитрий Ситковецкий (скрипка, Великобритания)

    Письма Бетховена читает Алексей Гуськов

    В программе:
    Бетховен
    Симфонии № 1 (фрагменты)
    Концерт для скрипки с оркестром
    Интродукция из музыки балета «Творения Прометея»
    Романс из музыки к «Рыцарскому балету»
    Симфония № 5


    12+

    Абонемент №13:

    В воскресенье, после полудня...
    «Бетховен, письма к тебе…»
    Артисты драматических театров Москвы

    В трех концертах цикла «Бетховен. Письма к тебе…» сквозь призму эпистолярного наследия и музыки представлены различные грани жизни и творчества великого композитора Людвига ван Бетховена: его философия и творческое кредо, уникальный характер и неповторимый юмор, восприятие любви и дружбы, оценка крупных исторических событий и современных художественных явлений, взаимоотношения с венской аристократией и родственниками, потеря слуха и тернистый путь к славе. Помимо знаменитых, часто цитируемых текстов («Гейлигенштадтское завещание», «Бессмертной возлюбленной») артисты московских драматических театров исполнят фрагменты малоизвестных писем композитора братьям Карлу и Иоганну, поэту Иоганну Вольфгангу Гёте, сыну императора Леопольда II австрийскому эрцгерцогу Рудольфу, графиням Жозефине Дейм и Марии Эрдёди, князьям Карлу Лихновскому, Францу Лобковицу, Николаю Эстергази и Николаю Голицыну, графу Морицу Лихновскому, владельцу издательской фирмы «Брейткопф и Гертель» Готфриду Кристофу Гертелю, английскому фольклористу Джорджу Томсону, ученику и другу Фердинанду Рису, скрипачу и музыкальному критику Антону Шиндлеру и многим другим современникам, в общении с которыми складывались черты характера композитора и зарождались идеи будущих шедевров музыкального искусства. В первом концерте, который состоится 4 декабря 2016 года, в исполнении БСО им. П. И. Чайковского под управлением маэстро Владимира Федосеева прозвучат Пятая симфония и Скрипичный концерт композитора (солист — Дмитрий Ситковецкий). Во втором, 12 февраля 2017 года, Владимир Федосеев представит с оркестром Шестую симфонию, а также знаменитые бетховенские симфонические увертюры. 26 марта, в третьем концерте, за дирижерский пульт встанет Денис Лотоев; в программе — Седьмая симфония и сочинения для хора с оркестром, которые будут исполнены при участии вокального ансамбля «Intrada».

    Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского

    Первый симфонический коллектив Советского Союза, Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского основан в 1930 году. Его высокая репутация на родине и за рубежом – результат плодотворного сотрудничества с дирижерами Александром Орловым, Николаем Головановым, Александром Гауком, Геннадием Рождественским. БСО доверяли первое исполнение своих сочинений Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Николай Мясковский, Арам Хачатурян, Георгий Свиридов, Борис Чайковский. С 1974 года художественный руководитель и главный дирижер коллектива – Владимир Федосеев. В 1993 году оркестру присвоено имя Петра Ильича Чайковского – за глубокую интерпретацию его сочинений.

    В летопись оркестра вписаны имена дирижеров Леопольда Стоковского и Германа Абендрота, Лорина Маазеля и Курта Мазура, Евгения Мравинского и Карло Цекки, солистов Святослава Рихтера, Давида Ойстраха, Антонины Неждановой, Сергея Лемешева, Ирины Архиповой, Лучано Паваротти, Николая Гяурова, Миреллы Френи, Виктора Третьякова, Пинхаса Цукермана, Юрия Башмета, Олега Майзенберга, Елизаветы Леонской, Александра Князева. В свое время именно Владимир Федосеев и БСО открыли миру имена Евгения Кисина, Максима Венгерова, Вадима Репина. И сейчас оркестр продолжает сотрудничать с лучшими солистами мира. Записи огромнейшего репертуара оркестра от Моцарта, Бетховена, Чайковского, Брамса, Малера до современной музыки выпущены фирмами Sony, Pony Сanyon, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия».

    В перечне стран, где выступал оркестр, отражена едва ли не вся карта мира. Важнейшим направлением деятельности БСО являются концерты в городах России – Смоленске и Вологде, Череповце и Магнитогорске, Челябинске и Сарове, Перми и Великом Новгороде, Тюмени и Екатеринбурге, Курске и Калуге. В репертуаре оркестра – монографические циклы, проекты для детей, благотворительные мероприятия, концерты, объединяющие музыку и слово. Наряду с выступлениями в крупнейших залах мира БСО продолжает вести активную просветительскую деятельность, проводя вечера музыки в Третьяковской галерее и МГУ имени Ломоносова.

    В сезоне 2015/16 оркестр отметил 85-летие, чему были посвящены концерты в Москве, городах Германии, Австрии, Голландии, Италии, Швейцарии с участием выдающихся музыкантов. В сезоне 2016/17 коллектив представляет программы, приуроченные к юбилеям Прокофьева и Шостаковича, Реквием Верди и оперу Гуно «Фауст» в концертном исполнении, гастролирует в Великобритании и Китае, осуществляет европейскую премьеру реконструированной оперы Чайковского «Ундина» в Золотом зале венского Музикферайна. Помимо европейских и азиатских гастролей, запланированы выступления в российских городах – Ставрополе, Казани, Калининграде, Липецке, Туле, Зарайске, Клину. 

    Наряду с музыкой Чайковского, одной из центральных тем творческой работы БСО остается наследие Бетховена. Более десяти лет назад оркестр посвятил продолжительный цикл его симфониям и инструментальным концертам. Новый цикл программ под названием «Бетховен. Письма к тебе...» также составляют концерты и крупные симфонические произведения; их сопровождают письма композитора в исполнении артистов московских театров. C оркестром выступают певцы Красимира Стоянова, Михаэль Фолле, Анна Аглатова, Алексей Татаринцев, Михаил Казаков, пианисты Денис Мацуев, Борис Березовский, Владимир Овчинников, Вадим Руденко, Андрей Коробейников, Павел Колесников, Филипп Копачевский, скрипачи Дэниел Хоуп, Дмитрий Ситковецкий, Татьяна Гринденко, Никита Борисоглебский, Андрей Баранов, Дженнифер Пайк, виолончелисты Александр Князев и Федор Землеруб.


    Владимир Федосеев

    Владимир Федосеев родился в 1932 году в Ленинграде. Музыкальное образование получил в Ленинградском музыкальном училище имени Мусоргского, Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных) и аспирантуре Московской консерватории (класс профессора Лео Гинзбурга). Возглавлял Оркестр русских народных инструментов Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Карьеру симфонического дирижера начал в оркестре Ленинградской филармонии по приглашению Евгения Мравинского. В Ленинграде дебютировал и как оперный дирижер, поставив «Царскую невесту» Римского-Корсакова в Государственном академическом театре оперы и балета имени Кирова (Мариинском театре).

    Имя Владимира Федосеева связано со многими оркестрами мира. Он – первый приглашенный дирижер оркестра Токийской филармонии (с 2000); сотрудничает с оркестром Баварского радио (Мюнхен), Филармоническим оркестром Радио Франс (Париж), Симфоническим оркестром Финского радио, Берлинским симфоническим, Дрезденским филармоническим, оркестрами Штутгарта и Эссена, Кливленда и Питтсбурга. С 1997 по 2006 год возглавлял Венский симфонический оркестр; за десять лет коллектив провел успешные гастроли по странам Европы, Японии, Китаю и Филиппинам, представил цикл «Все симфонические произведения Бетховена», завершившийся 1 января 2000 года исполнением «Торжественной мессы» Бетховена.

    Центральное место в творческой жизни маэстро занимает Государственный академический Большой симфонический оркестр имени Чайковского, художественным руководителем и главным дирижером которого он является с 1974 года. За сорок с лишним лет Федосеев сформировал узнаваемый почерк коллектива, принесший БСО международную известность; провел ряд мировых и российских премьер сочинений Дмитрия Шостаковича, Георгия Свиридова, Кшиштофа Пендерецкого, Рагнара Сёдерлинда, Владимира Рубина, Романа Леденёва и других.

    Среди первых крупных работ Федосеева и БСО – концертные постановки и записи опер «Сельская честь» Масканьи, «Черевички» Чайковского, «Снегурочка» и «Майская ночь» Римского-Корсакова. Многие записи Федосеева – симфонии Бетховена, Чайковского, Малера, Танеева – становились бестселлерами. Пластинки с записью оперы «Майская ночь» получила приз «Золотой Орфей» французской академии грамзаписи «Шан дю Монд» и была признана лучшей оперной записью 1976 года. В дискографии дирижера также симфонии Брамса и Шостаковича.

    В парижском зале «Плейель» под управлением Федосеева были представлены в концертном исполнении оперы «Евгений Онегин» Чайковского, «Снегурочка» Римского-Корсакова и «Алеко» Рахманинова. В исполнении Международного фестивального хора и солистов Кэрол Ванесс, Флоренс Квивар, Лучано Паваротти, Роберто Скандуцци в Осло, Стокгольме и Мюнхене прозвучал Реквием Верди. Дирижером осуществлены постановки опер и балетов в крупнейших театрах Европы: Ла Скала («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, 1988; «Пиковая дама» и «Спящая красавица» Чайковского, 1989), Венской опере («Кармен» Бизе, 1993; «Борис Годунов» Мусоргского, 1994; «Чудесный мандарин» Бартока, 1995), Цюрихской опере («Жизнь за царя» Глинки, 1996; «Демон» Рубинштейна, 1999; «Аттила» Верди, 1998). Сотрудничество с крупнейшими театрами продолжается: в 2015 году Владимир Федосеев дирижировал в Ла Скала новыми постановками балетов «Щелкунчик» (хореограф – Начо Дуато) и «Спящая красавица» (хореограф – Алексей Ратманский).

    Владимир Федосеев – обладатель множества премий и наград, среди которых Серебряный приз телерадиокомпании «Асахи» в Японии (за программы сочинений Чайковского и Шостаковича), орден «За заслуги перед Отечеством» (IV, III и II степеней), орден Святого Владимира, орден преподобного Сергия Радонежского I степени, Серебряный крест Австрийской республики и орден «Почетного Креста I степени» за заслуги в культуре Австрии, золотая медаль Международного общества Густава Малера. В марте 2013 года дирижер получил в Праге Европейскую премию «Треббия» за творческую деятельность. В октябре 2013 года в Москве награжден орденом Почета. Народный артист РСФСР (1973). Народный артист СССР (1980). Лауреат Государственной премии СССР (1989), Государственной премии РСФСР имени Глинки (1970), Премии Правительства Российской Федерации в области культуры (2010). C 2004 года преподает в Российской академии музыки имени Гнесиных на кафедре оперно-симфонического дирижирования.


    Дмитрий Ситковецкий

    Дмитрий Ситковецкий родился 27 сентября 1954 года в Баку в семье выдающихся музыкантов: его мать — пианистка Белла Давидович, отец — скрипач Юлиан Ситковецкий. Дмитрий учился у легендарных педагогов – Ю. И. Янкелевича и М. С. Глезаровой в ЦМШ, у И. С. Безродного в Московской консерватории. После отъезда в 1977 в США совершенствовался в Джульярдской школе в Нью-Йорке у И. Галамяна. В 1979 году завоевал первую премию на Первом международном конкурсе имени Ф. Крейслера в Вене. В 1983 году он получил гражданство США, с 1987 проживает в Лондоне.

    Талант Дмитрия Ситковецкого многогранен и универсален. Скрипач, дирижер, аранжировщик, автор проектов, руководитель фестивалей – уже более четырех десятилетий он успешно реализует себя во многих сферах музыкальной жизни. Исполнительское искусство Д. Ситковецкого запечатлено в десятках записей, в которые вошли практически все репертуарные скрипичные концерты и огромный камерный репертуар. В числе последних по времени записей – все сонаты для скрипки и фортепиано  Моцарта с А. Паппано и К. Лифшицем (для лейбла HänsslerClassic),  L'ArbredesSonges («Древо мечтаний») А. Дютийе с оркестром Concertgebouw (дирижёр М. Янсонс).

    Репертуар музыканта включает огромное количество произведений разных эпох, постоянно возрастает его интерес к современной музыке. Он — первый исполнитель скрипичных концертов, написанных для него Дж. Каскиным и К. Мейером; часто играет сочинения Дютийе, Пендерецкого, Шнитке, Пярта и Щедрина.

    Д. Ситковецкий известен как мастер транскрипций для струнного оркестра и ансамблей. Первой из них были «Гольдберг-вариации» Баха для скрипки, альта и виолончели (в конце 1980-х гг.). С тех пор музыкант сделал более 40 переложений (в основном для струнного оркестра) сочинений Баха, Гайдна, Бетховена, Брамса, Донаньи, Бартока, Чайковского, Шостаковича, Стравинского и Шнитке, которые опубликованы издательствами Doblinger, Sikorski и Schirmer. В 2013 году канал Medici TV транслировал концерт с фестиваля в Вербье, где прозвучали Прелюдии Шопена в транскрипции Д. Ситковецкого, созданные специально к 20-летию фестиваля. В числе исполнителей были Юрий Башмет, Леонидас Кавакос, Мартин Фрост, Михаил Плетнёв и другие звезды. В том же году в Карнеги-холле прозвучала другая транскрипция Ситковецкого – «Поцелуй феи» Стравинского в переложении для скрипки с оркестром (исполнители – Камерный оркестр «Орфей» и Августин Хаделих). 

    С 1990 года Дмитрий Ситковецкий выступает как дирижер и на этом поприще также сделал блестящую карьеру. В 1996–2001 гг. он был главным дирижером и художественным руководителем Ольстерского симфонического оркестра (Национальный оркестр Северной Ирландии в Белфасте). В 2002–2005 гг. — главный приглашенный дирижер Государственного академического симфонического оркестра России имени Е. Ф. Светланова. С 2003 г. — музыкальный директор Симфонического оркестра Гринсборо (США). В 2006–2009 гг. — артист-резидент Симфонического оркестра Кастилии и Леона (Испания). В 1990 году он основал и возглавил Камерный оркестр «Новые европейские струнные», объединив талантливых музыкантов из ведущих европейских оркестров для исполнения и записи специальных проектов. Оказывая поддержку молодым талантам, Д. Ситковецкий выступал со Швейцарским молодежным оркестром в Люцерне и Базеле и с оркестром «Сфинкс» на фестивале del Sole  в Тоскане.

    В качестве приглашенного маэстро Ситковецкий в последнее время сотрудничал с Симфоническим оркестром Монреаля, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Токийским Метрополитен-оркестром, Китайским филармоническим и многими другими коллективами. В течение многих лет Дмитрий Ситковецкий был артистическим директором Корсхольмского музыкального фестиваля в Финляндии, а также фестивалей в Швеции в г. Умео, в США (в Сиэтле и Вашингтоне), в Баку («Шёлковый путь музыки»).

    Стремясь приобщить к классическому искусству максимально широкую аудиторию, Дмитрий Ситковецкий создал серию программ на телеканале «Культура», в которых представлял выдающихся музыкантов мира. Его гостями стали Барбара Хендрикс, Евгений Кисин, Миша Майский, Белла Давидович, Невилл Марринер, Ефим Бронфман, Антонио Паппано и другие артисты. В 2016 году программы транслировались на канале Medici. Большой резонанс вызвали проекты Ситковецкого в сотрудничестве с американским актером Питером Койоти, с которым были исполнены «Путеводитель по оркестру» Б. Бриттена, «Портрет Линкольна» А. Копленда, «Пер Гюнт» Э. Грига.

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    12 февраля в 14:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    26 марта в 14:00