Волшебство музыки.
    А. Доде – Ж. Бизе.
    «Арлезианка» – моноспектакль

    12 ноября 2017, начало в 14:00

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:

    А. Доде – Ж. Бизе
    «Арлезианка» – моноспектакль

    12+

    Абонемент №196:

    Волшебство музыки. Воскресные дневные семейные концерты

    Жанна Дозорцева

    Выдающийся российский музыковед Жанна Григорьевна Дозорцева проводит концерты во всех центральных залах Москвы, много гастролирует по России и странам ближнего и дальнего зарубежья. Её выступления отличаются высокой эрудицией, блестящей культурой речи и сценическим обаянием. Творческая дружба связывает ее со всеми выдающимися российскими музыкантами.

    Жанна Дозорцева окончила Ташкентскую Государственную консерваторию в 1958 году по специальности музыковедение. С 1958 по 1959 годы работала на Всесоюзном радио, с 1959 по 1961 – в детской музыкальной школе. С 1961 года является лектором-музыковедом Московской филармонии.

    Жанна Григорьевна осуществляет в Москве огромную просветительскую деятельность среди молодежи и юношества. Концерты абонементных циклов с ее участием – «Музыкальные вечера для юношества» в Колонном зале Дома союзов и «Из залов музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина» – транслировались в 70-80-е годы Центральным телевидением.

    В течение нескольких концертных сезонов с большим успехом проходят ее абонементы «По странам и континентам» в Большом зале консерватории и «Музыка, Живопись, Жизнь» в Концертном зале имени П. И. Чайковского. С 2011 года выступления в Концертном зале имени П. И. Чайковского транслируются в интернете.

    Жанна Дозорцева ведет активную общественную деятельность. Она является вице-президентом Международной академии творчества, членом Союза композиторов России, президентом Российской ассоциации лекторов-музыковедов, вице-президентом Международного Союза музыкальных деятелей. Жанна Григорьевна – вдохновитель и художественный руководитель Всероссийского фестиваля имени М. И. Глинки в Смоленске, ежегодного Международного фестиваля камерной музыки «Бархатный сезон» в Сочи.

    Жанна Дозорцева – заслуженный деятель искусств России, Азербайджана, Киргизстана, лауреат премии Правительства Москвы; награждена Орденом Дружбы и Орденом Почета.

    В 2015 году награждена Государственной премией Азербайджана, в 2016 г. удостоена звания заслуженного деятеля искусств Республики Северная Осетия – Алания.

    Антонина Кузнецова

    Антонина Кузнецова – народная артистка России, лауреат Премии Правительства Москвы в области литературы и искусства, автор и исполнитель чтецких программ, профессор Российской академии театрального искусства, автор статей о Марине Цветаевой, эссеистка.

    В 1966 году она с отличием окончила Ярославское театральное училище и стала артисткой Московского драматического театра имени М. Н. Ермоловой. Актриса вспоминает о том времени: «Я всё время играла девочек, мальчиков, девочек и всё время думала: а где же я-то? Что я скажу? Я уже хотела сказать… Не себя показать, а сказать». Поэтому параллельно А. Кузнецова активно нарабатывала чтецкий репертуар. С детства она была увлечена чтением, интересуясь классической литературой, а также запрещенными в то время книгами («Разговоры с Гете» Эккермана, «Собачье сердце» Булгакова). В 1968 году любовь к чтецкому делу привела ее в Московскую филармонию, где в литературно-чтецком отделе сложился сильный творческий коллектив, куда входили Дмитрий Журавлев, Яков Смоленский, Эммануил Каминка, Сурен Кочарян, Александр Кутепов, Юрий Мышкин. Здесь Антонина Кузнецова работает уже более 45 лет. В течение многих сезонов артистка ведет персональный абонемент в Центральном доме художника, концерты которого собирают аншлаги.

    В настоящее время в репертуаре А. Кузнецовой свыше 30 сольных программ, посвященных зарубежной и отечественной литературе XV–ХX веков. Все программы артистки удивительно разнообразны как по темам, так и по подбору материалов. Объединяет их одно – высочайший вкус и мастерство автора абонемента, предлагающего своим слушателям лучшие образцы мировой литературы. По словам Антонины Кузнецовой, ее «всегда интересовало духовно-душевное существование человека». Именно поэтому в своих программах артистка обращается не только к литературным источникам, но и к историческим и архивным документам – письмам, воспоминаниям. Такое разнообразие придает ее программам глубину и насыщенность.

    Всегда интересны концерты Антонины Кузнецовой с симфоническими оркестрами, где звучала музыка Ж. Бизе к пьесе А. Доде «Арлезианка», музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт», музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к поэме А. Пушкина «Метель», музыка С. Прокофьева к неосуществленному спектаклю «Евгений Онегин» по роману А. Пушкина, «Поэма без героя» А. Ахматовой с музыкой И. Стравинского и Д. Шостаковича и другие программы. Главенствующая роль отведена в них слову.

    Со своими моноспектаклями Антонина Кузнецова выступала по всей России – в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Череповце, Вологде, Саратове, Калининграде, Набережных Челнах, Ульяновске, Самаре.

    Много лет А. М. Кузнецова преподает на актерско-режиссерском факультете Российской академии театрального искусства. За время работы на кафедре сценической речи она подготовила многих известных актеров и режиссеров: Сергея Фролова, Олесю Железняк, Агриппину Стеклову, Ксению Караеву, Анну Ардову, Дмитрия Дюжева, Феклу Толстую, Виктора Шамирова, Романа Самгина, Сергея Алдонина.

    Помимо этого Антонина Кузнецова преподает в Международной школе Михаила Чехова, проводит мастер-классы по поэтическому слову в Центре поддержки русских театров за рубежом. Артистка выступала с моноспектаклями и давала мастер-классы в Лондоне, Болонье, Амстердаме, Брно, Париже, Праге, Женеве. В 2011/13 по гастрольному проекту Министерства культуры она успешно выступала в Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Словакии, Франции.

    Симфонический оркестр радио «Орфей»

    Симфонический оркестр радио «Орфей», созданный в 1998 году, – единственный коллектив в России, который сочетает выступления на концертной эстраде с систематической творческой работой в музыкальном радиоэфире. Следуя лучшим традициям музыкальных коллективов радио, оркестр осуществляет популяризацию шедевров мировой классики, а также творчества современных авторов.

    Симфонический оркестр радио «Орфей» участвует в международных фестивалях, выступает в сольных концертах выдающихся исполнителей. Среди них – Аскар Абдразаков, Мария Гаврилова, Мария Гулегина, Елена Заремба, Маквала Касрашвили, Владислав Пьявко, Зураб Соткилава, Марина Шутова и другие известные певцы.

    Коллектив тесно сотрудничает с Фондом Ирины Архиповой и арт-проектом «ТенорА XXI века».

    Прочные творческие контакты связывают оркестр с Академическим Большим хором «Мастера хорового пения». В сезоне 2009–2010 гг. в исполнении этих коллективов прозвучали Реквием В. А. Моцарта (дирижер – Кристиан Лоренс) и «Страсти по Иоанну» И. С. Баха (дирижер – Лев Конторович) в рамках XV Международного фестиваля «Радио ОРФЕЙ представляет…». В сезоне 2010–2011 гг. коллективы выступили в концерте, посвященном 300-летию со дня рождения Дж. Перголези в абонементе Московской филармонии в Концертном зале РАМ имени Гнесиных.

    Оркестр регулярно играет на лучших концертных площадках Москвы: в Большом зале консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Светлановском зале Дома музыки, Государственном Кремлевском Дворце, Концертном зале РАМ имени Гнесиных. В этом году коллектив продолжает выступления на новой сцене Московской филармонии – концертном зале имени С. В. Рахманинова в «Филармонии-2» в Олимпийской деревне.

    Симфонический оркестр радио «Орфей» принимал участие в Фестивале классической музыки в Царицыно, выступал на Международном конкурсе вокалистов имени М. И. Глинки в Большом зале консерватории. С 2008 года коллектив традиционно участвует в конкурсе молодых композиторов «Трибуна современной музыки», который проводится под эгидой «Юнеско».

    В числе ярких событий последних лет: выступление на открытии Крокус Сити Холл в концерте, посвященном памяти Муслима Магомаева (2009); участие в гала-концерте «Оперные страсти» на сцене Государственного Кремлевского Дворца в рамках празднования 20-летия радиостанции «Орфей» РГМЦ (2011); концерт с композитором Эннио Морриконе в Государственном Кремлевском Дворце (2011). Совместно с Фондом Ирины Архиповой в 2012 году были представлены концертные исполнения опер «Кармен» Ж. Бизе на сцене Дворца на Яузе и «Сельская честь» П. Масканьи в Большом зале консерватории.

    В сезоне 2014/15 оркестр принимал участие в проекте телеканала «Культура» «Большая опера», где выступал под управлением Фабио Мастранжело. Также в минувшем и текущем сезоне коллектив активно сотрудничает с «Кремлевским балетом», принимает участие в различных фестивалях театра.

    В ноябре 2015 года по заказу Европейского вещательного союза, объявившего сезон «Годом танца», Симфонический оркестр радио «Орфей» подготовил концертную программу «Вальсы русских композиторов», которую представил в Московском международном Доме музыки и в Большом зале консерватории. Запись программы транслировалась в странах Европейского вещательного союза.

    Симфонический оркестр радио «Орфей» успешно гастролирует за рубежом. Его выступления проходили в Италии, Испании, Германии, Венгрии и других странах.

    Одна из самых значительных форм деятельности оркестра – участие в создании уникальной базы записей, выполненных на основе нотного материала библиотеки Российского государственного музыкального телерадиоцентра. Эта библиотека создавалась с 20-х годов ХХ века и принадлежала Всесоюзному Радио. В ее фондах хранятся бесценные партитуры – многие в единственном, рукописном экземпляре. Записи Симфонического оркестра радио «Орфей» регулярно звучат не только в эфире радио «Орфей», но и на радиостанциях Европейского вещательного союза (EBU). В 2012 году EBU назвал запись Симфонического оркестра радио «Орфей» лучшей среди программ, посвященных 150-летию Клода Дебюсси.

    Концертные программы оркестра – «К 150-летию Санкт-Петербургской консерватории» (русская симфоническая музыка), «К 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова», к юбилеям К. Дебюсси и Э. Грига – были выпущены на презентационных дисках радио «Орфей». В рамках проекта радиостанции «Орфей» «Возрождаем наследие русских композиторов» в 2014–2015 гг. была осуществлена запись оперы «Рафаэль» А. Аренского, а также выпущен компакт-диск, включивший в себя никогда ранее не записанные произведения великого русского дирижера и композитора Н. С. Голованова.

    Симфонический оркестр радио «Орфей» является постоянным участником абонементных циклов Московской филармонии. В рамках этих концертов были исполнены Симфония № 1 и «Песни странствующего подмастерья» Густава Малера (цикл «По странам и континентам», автор и ведущая — Жанна Дозорцева), музыка Нино Роты, Эннио Морриконе, Франсиса Ле (абонемент «Музыка кино без границ») и многие другие произведения.

    Возглавляет симфонический оркестр радио «Орфей» яркий представитель молодого поколения российских дирижеров Сергей Кондрашев.

    Владимир Рылов

    Владимир Рылов – известный дирижер, представитель петербургской школы. Он окончил Хоровое училище при Ленинградской государственной академической капелле имени М. И. Глинки и Ленинградскую консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова, где обучался по специальностям «хоровое дирижирование» (в консерватории и в ассистентуре-стажировке) и «симфоническое дирижирование» (1975).

    Творческая деятельность музыканта началась еще в училище: он руководил студенческими хорами, Оперной студией Ленинградского дома учителя. После прохождения срочной службы в Ансамбле песни и пляски Ленинградского военного округа в качестве дирижера-хормейстера, В. Рылов был художественным руководителем и главным дирижером Русского народного оркестра имени В. В. Андреева, а по окончании консерватории – главным дирижером Ленинградского театра музыкальной комедии (1973–1980, в 1993–1995 осуществлял художественное руководство театром).

    С 1980 по 1984 год он – главный дирижер одного из ведущих коллективов России, Пермского академического театра оперы и балета. Многие спектакли театра стали в то время заметными культурными явлениями – так, за постановку авторской редакции оперы «Война и мир» С. Прокофьева маэстро был удостоен Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки.

    После работы в Перми Владимир Рылов два года стажировался в Кировском (Мариинском) театре оперы и балета, где дирижировал операми «Трубадур» и «Аида» Дж. Верди, «Вертер» Ж. Массне, балетами «Жизель» А. Адана и «Ленинградская симфония» на музыку Д. Шостаковича, концертными программами, участвовал в постановках художественного руководителя театра Юрия Темирканова.

    Значительный интерес публики вызвали концертные выступления и сценические постановки, осуществленные В. Рыловым во второй половине 80-х годов с коллективами Бурятского академического театра оперы и балета и Бурятской филармонии. В числе наиболее ярких проектов – Реквием и «Аида» Дж. Верди, «Князь Игорь» А. Бородина, «Жизель» А. Адана и другие работы. Критика тех лет называла Бурятский театр одним из лучших в Сибири.

    В 1989–1991 гг. В. Рылов – главный дирижер Государственного академического театра классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василёва (Москва). С 1991 года музыкант выступает в программах Московской филармонии.

    Помимо работы в «серьезных» академических жанрах дирижер принял участие в записи музыки к популярным музыкальным фильмам, в числе которых «Летучая мышь» Яна Фрида по оперетте Иоганна Штрауса, «Труффальдино из Бергамо» Владимира Воробьева, «Трое в лодке, не считая собаки» Наума Бирмана, «Благочестивая Марта» Яна Фрида. В начале 90-х годов он также осуществлял художественное руководство Государственным симфоническим оркестром кинематографии.

    В начале нового тысячелетия В. Рылов сотрудничал с крупнейшими российскими театрами: в качестве главного дирижера с Башкирским и Самарским оперными, в качестве художественного руководителя – с Волгоградским музыкальным театром.

    В настоящее время он – художественный руководитель и главный дирижер Симфонического оркестра Государственной филармонии Алтайского края (с 1999 года), главный приглашенный дирижер Харбинского симфонического оркестра в Китае (с 2014-го).

    В качестве приглашенного дирижера Владимир Рылов выступал с известными отечественными и зарубежными коллективами, среди которых Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Государственный академический симфонический оркестр России, Академические симфонические оркестры Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Лондонский фестивальный оркестр, оркестры Сегеда и Будапешта (Венгрия). На протяжении нескольких лет маэстро работал с ведущими китайскими коллективами: Национальным симфоническим оркестром и Национальным оперным театром, оркестром Шанхайской филармонии, симфоническими оркестрами Гуанчжоу и Шэньчжэня и другими.

    Владимир Рылов гастролировал в Великобритании, Австрии, Германии, Франции, Испании, Македонии, Дании, Швеции, Египте, Корее, Китае, Таиланде, США. В своих зарубежных программах дирижер уделяет самое пристальное внимание русской музыке. Он впервые исполнил Седьмую («Ленинградскую») симфонию Д. Шостаковича в 1991 году в Берлине после объединения Германии. В 1995-м маэстро впервые представил это произведение в Китае, повторив его здесь через 20 лет в 2015 году. В Национальном театре Македонии он поставил оперу «Жизнь за царя» М. И. Глинки.

    Музыкант постоянно принимает участие в различных международных фестивалях – имени Ф. Шаляпина в Казани, имени Р. Нуриева в Казани и Уфе, «Стерх» в Якутске, «Болдинская осень» в Нижнем Новгороде и других событиях.

    Круг творческих интересов маэстро не ограничивается дирижированием. Он осуществил редакции звучавших под его управлением произведений (балет «Золотая орда» Р. Ахияровой в Казани, «Данте-симфония» Ф. Листа в Омске, Барнауле и Петербурге); создал новые либретто к операм «Травиата» Дж. Верди, «Фауст» Ш. Гуно (Волгоград) и «Кавказский пленник» Ц. Кюи (Красноярск); выполнил перевод литературных программ и текстов к симфонической поэме «Идеалы» Ф. Листа и Четвертой симфонии Г. Малера.

    В числе ярких событий последних лет – постановки балета «Спартак» А. Хачатуряна в Петербургском Михайловском театре и в Татарском театре оперы и балета (сезон 2007/08); оперетты «Сильва» И. Кальмана в Алтайском государственном театре музыкальной комедии с участием солистов театра «Московская оперетта» (2014); исполнение с Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии Четвертой симфонии С. Танеева (2015), не звучавшей в залах филармонии более тридцати лет.

    Владимир Рылов записал на радио «Культура» цикл передач «Контурная карта» и роман «Мой лейтенант» Д. Гранина (в качестве чтеца).

    В 90-е годы дирижер был главным специалистом Управления музыкального искусства Министерства культуры РФ.

    В 2010 году В. А. Рылов получил благодарность президента РФ «За многолетнюю плодотворную творческую деятельность». Он – народный артист Республики Бурятия, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, член Международной академии науки, образования, промышленности и искусства (Калифорния, США), почетный профессор Восточно-Сибирского государственного института культуры.

    Другие концерты этого абонемента
    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова
    4 марта в 14:00
    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова
    29 апреля в 14:00