Сметана – Трнечек
«Влтава» – фантазия
А. Пушкин – «Зимнее утро»,
«Сказка о царе Салтане»
(фрагмент)
Абонемент №225:
Сказки на все времена
С прискорбием сообщаем о невосполнимой потере.
23 января ушла из жизни ведущий лектор-музыковед Московской филармонии Светлана Викторовна Виноградова.
Вся её жизнь была пронизана музыкой. Светлана Викторовна окончила ЦМШ и Московскую консерваторию (по классу композиции). Воспитанница В. Шебалина и А. Александрова, продолжательница самых важных исторических музыкальных традиций, она все свои силы отдала популяризации музыки, воспитанию молодых слушателей, поиску новых смыслов и серьёзных тем, которые она не боялась обсуждать с нами в концертном зале, с экрана телевизора, в записи на пластинке или радиотрансляции… Благодаря Светлане Викторовне профессия лектора-музыковеда стала важной, значимой и заметной, стала настоящим искусством.
Талант, опыт, мастерство — три составляющие
абсолютного успеха Светланы Викторовны Виноградовой — выдающегося
музыканта-просветителя, главного музыкального «сталкера» нашей страны, на
протяжении многих десятилетий ведущего сотни, тысячи слушателей в мир музыки —
загадочный и прекрасный. Просветителя, по В. Далю, «дарующего свет умственный,
научный и нравственный, поучающий истинам и добру, образовывающий ум и сердце».
Этот путь был избран смолоду. Выпускница Московской консерватории по классу
композиции профессора Анатолия Александровича Александрова, яркого
представителя Серебряного века в отечественном музыкальном искусстве, она вышла
на филармоническую сцену и сразу завоевала авторитет и симпатии многочисленной
аудитории Большого зала Московской консерватории и Концертного зала имени
Чайковского, Большого театра, Колонного зала Дома Союзов и Кремлевского дворца
съездов.
Способность к свободному общению с публикой со сцены концертного зала — особый дар, основанный на блестящей эрудиции и несомненном актерском мастерстве, которым в полной мере обладает С. Виноградова. С середины 1970-х годов слушательская аудитория музыканта во сто крат увеличилась благодаря ее сотрудничеству с Центральным телевидением. Светлана Викторовна стала первым музыкальным комментатором на первом канале телевидения. Она представляла трансляции оперных спектаклей из ведущих театров мира — из Италии и Великобритании, Чехословакии, Болгарии и еще многих стран Европы, Америки... Здесь она получила известность как автор многочисленных сценариев к документальным музыкальным фильмам, монографических и тематических программ и циклов.
Более чем полувековая деятельность С. Виноградовой в филармонии связана с таким количеством интереснейших проектов, что даже простое их перечисление заняло бы не одну страницу. Упомянем лишь о некоторых. Концерты абонемента «Сказки для всех» адресованы как юным слушателям, так и их родителям. Абонемент «О прекрасном» объединил музыку, поэзию и живопись, на перекрестке которых встречаются древнегреческие боги и сказочные герои, отраженные в зеркале оперы и балета. На протяжении многих лет С. Виноградова составляла «Красную книгу». Этот абонемент представлял собой не привычную форму концерта с комментариями, а некий диалог со слушателями, приглашение к совместному размышлению об эстетических категориях музыкального искусства, разнообразных национальных традициях и об историческом контексте.
Совершенно новым жанром в филармонической практике стал абонементный цикл «Третьяковская галерея» в Концертном зале имени П. И. Чайковского. Первоначально его концерты сопровождались видеопоказом на экранах художественных полотен из уникальных собраний «Третьяковки» - отсюда цикл получил свое название. Сегодня Светлана Виноградова знакомит публику с шедеврами и из других знаменитых музеев — от парадных портретов крепостных художников до исторических полотен передвижников, от портретного искусства художников Серебряного века до сценографии участников знаменитого кружка «Мир искусства», а также с редкими фотографиями композиторов и их окружения из семейных архивов, представая как безусловный знаток и тонкий ценитель изобразительного искусства. Параллельно идет прослушивание музыкальных произведений, которые являются ровесниками живописных работ.
Одним из новых проектов Светланы Виноградовой является абонементный цикл литературно-музыкальных концертов «Впередсмотрящий». Он проходит в Камерном зале Московской филармонии, особая атмосфера которого способствует исчезновению грани между исполнителями и публикой, — при этом слушатель ощущает себя вовлеченным в происходящее на сцене. В цикле «Впередсмотрящий» Светлана Виноградова представляет широкий диапазон сюжетов и жанров, знакомя с произведениями современной литературы — сочинениями Р. Баха, Х. Мураками, М. Павича, Р. Брэдбери, С. Лема, А. де Сент-Экзюпери, а также включая русскую литературную классику, литературу средневековой Европы и др.
Музыкальный диапазон, к которому апеллирует С. Виноградова в своих концертах, кажется поистине необъятным. Если попытаться представить себе образ некоего гипотетического слушателя всех абонементов С. Виноградовой, получится, что он познакомился едва ли не со всем многовековым опытом музыкального искусства — от духовных песнопений и фольклора народов мира до сложнейших оркестровых и хоровых партитур композиторов XX столетия. В программах, которые предлагала С. Виноградова аудитории, участвовали многие ведущие оркестры и известные солисты. Среди композиторов и исполнителей, с которыми Светлана Викторовна сотрудничала в разные годы, — Д. Шостакович и Г. Свиридов, Т. Хренников и К. Караев, Д. Кабалевский и А. Пахмутова, А. Эшпай и В. Гаврилин, Р. Щедрин и Э. Артемьев, К. Кондрашин и В. Дударова, Д. Ойстрах и Е. Светланов, Э. Гилельс и Р. Баршай, И. Архипова и В. Атлантов, Е. Образцова и Е. Нестеренко, А. Ведерников и Ю. Темирканов, А. Рудин и многие другие замечательные артисты — гордость отечественной музыкальной культуры.
За свою многолетнюю плодотворную музыкально-просветительскую деятельность С. Виноградова неоднократно удостаивалась почетных премий и высоких наград. Она — заслуженный деятель искусств России, лауреат Премии Правительства Москвы, обладатель Ордена Дружбы и ордена «Знак Почета», в 2006 году газетой «Музыкальное обозрение» объявлена «Музыкантом года».
Родился 3 августа 1979 года. Детство и юность провёл в подмосковном Загорске (ныне Сергиев Посад).
После окончания средней школы поступил в Школу-студию МХАТ на курс Евгения Лазарева и Дмитрия Брусникина. На четвёртом курсе дебютировал на малой сцене МХАТ имени А. П. Чехова в спектакле Аллы Покровской «Бабье Царство».
В этом же году состоялся дебют Ивана в кинематографе. Он снялся в эпизодической роли в культовом кинофильме Алексея Балабанова «Брат-2».
Окончив Школу-студию МХАТ, был призван в ряды вооруженных сил. Находясь на службе в армии, Ивану удалось сняться в двух картинах: «Звезда» режиссёра Николая Лебедева и «Займёмся любовью» Дениса Евстигнеева.
Вернувшись из армии, Иван сыграл одну из главных ролей (Немого) в фильме режиссёра Бахтиера Худойназарова «Шик», который получил два приза на Международном кинофестивале в Токио.
Поворотным моментом в творческой карьере актёра стал 2005 год. Именно тогда в прокат вышел фильм Фёдора Бондарчука «9 рота», где Иван сыграл одну из главных ролей – рядового Чугайнова. Эта кинолента получила много различных призов и наград.
Ивану Кокорину посчастливилось работать с такими режиссёрами, как Михаил Козаков, Зиновий Ройзман, Алла Сурикова, Светлана Дружинина, Владимир Наумов. В фильмографии актёра более 60 работ, среди них особо важные для Ивана (кроме указанных выше): «Джокеръ» режиссёра М. Козакова; «Последний бронепоезд» З. Ройзмана; «От любви до кохання» Н. Гейко; «Карамазовы» Ю. Мороза; «Судьбы загадочное завтра» В. Москаленко; «Дом Солнца» Г. Сукачёва; «Я дождусь» И. Соловова; «Откровения» А. Красовского; «Чкалов» И. Зайцева; «Упакованные» П. Гладилина; «Истребители-2» З. Ройзмана.
В творческой работе Ивану помогают занятия спортом. Монологи для спектаклей, тексты для чтецких программ, роли в кино – учатся и хорошо запоминаются им на бегу. Родители с ранних лет привили любовь к спорту: горные лыжи, большой теннис, бег. Иван – участник телевизионных проектов Первого канала: «Большие гонки», «Король ринга». Факелоносец эстафеты Олимпийского огня в Сочи (2014).
В 2012 году прошёл по конкурсу в Литературную дирекцию Московской филармонии и начал выступать с чтецкими программами для детей. Причём ему действительно нравится выступать именно для школьников от 7 до 13 лет! Для них он подготовил и с удовольствием читает сказки Сергея Козлова в программе «Берегите погоду» и рассказ Юрия Сотника «Кинохроника». На эту программу он приезжает с настоящим старым киноаппаратом и после концерта разрешает маленьким зрителям потрогать его и даже покрутить ручку.
Надежда Гулицкая родилась в Ухте (Республика Коми). Окончила с отличием дирижерско-хоровое отделение Сыктывкарского училища искусств (2000), вокальное и дирижерско-хоровое отделения Академии хорового искусства имени В. С. Попова в Москве (2005). В 2010-м совершенствовала вокальное мастерство под руководством Елизаветы Новиковой – профессора и художественного руководителя Оперного театра-студии имени С. С. Прокофьева. Посещала мастер-классы Анны Маргулис, Яна Латам-Кёнига и Кристы Людвиг. В 2011 году получила Гран-при на III Независимом международном конкурсе оперных исполнителей в Москве.
Работала хормейстером в Оперном театре Московской консерватории, была солисткой Академического Большого хора «Мастера хорового пения» (художественный руководитель – Лев Конторович). С 2008 года – актриса Театра музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой. Принимает участие в спектаклях «Грезы», «Абсент», «Времена… Года…», «Победа. Реквием» (режиссер – Иван Поповски), которые были удостоены театральных премий «Хрустальная Турандот», «Театрал», «Хрустальный гвоздь» и других. Автор сольных концертных программ.
В 2013 году дебютировала в Большом театре России в партии Царицы ночи в опере «Волшебная флейта» Моцарта. В Камерном музыкальном театре имени Б. А. Покровского (ныне – Камерная сцена Большого театра) исполняла партии Цербинетты («Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса), Амура («Орфей и Эвридика» Глюка), Царицы ночи («Волшебная флейта» Моцарта), Фиориллы («Турок в Италии» Россини), Тины Модотти («Фрида и Диего» Калеви Ахо).
Сотрудничает с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова. Выступала на фестивалях «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает» и «Другое пространство». Участвовала в исполнении «Прометея» Орфа, «Предварительного действа» Скрябина – Немтина, «Лулу-сюиты» Берга, оперы «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса, музыки Шостаковича к спектаклю Театра имени Евгения Вахтангова «Гамлет», в мировой премьере оперы «Король Лир» Слонимского, музыкально-литературной композиции «Чайковский и Шекспир» и др. В рамках VII Большого фестиваля Российского национального оркестра (художественный руководитель – Михаил Плетнев) участвовала в концертном исполнении оперы «Семирамида» Россини под управлением Альберто Дзедды.
С 2017 года сотрудничает с Национальным филармоническим оркестром России и Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова, с которыми гастролировала по России и неоднократно выступала в Москве. Среди важнейших событий последних сезонов: участие в фестивале в Пусане (Южная Корея) с Филармоническим оркестром Халиско (Мексика) под управлением Марко Паризотто; исполнение оратории «Жанна д’Арк на костре» Онеггера с ГСО Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского; выступление в Брюсселе с Национальным оркестром Бельгии, хором Венгерского радио и Александром Гиндиным («Предварительное действо» Скрябина – Немтина); дебют в лондонском Royal Festival Hall с лондонским оркестром «Филармония» под управлением Владимира Ашкенази (Концерт для колоратурного сопрано с оркестром Глиэра); концерт памяти жертв Холокоста и к 100-летию со дня рождения Мечислава Вайнберга в Зале имени Чайковского с Национальным филармоническим оркестром России и Станиславом Кочановским; участие в фестивале Дениса Мацуева «Звезды на Байкале».
Тигран Матинян (тенор) родился в 1979 году в Москве. Окончил школу с углубленным изучением музыки и хореографии, параллельно занимался в Музыкальном театре юного актера, где прошел начальный курс вокального и актерского мастерства. В 1996 году поступил на вокальное отделение Академического музыкального училища при Московской консерватории (класс И.Воронова).
В 2000-2005 гг. обучался в Российской академии музыки им. Гнесиных в классе профессора М.Агина. В 1998 года Т.Матинян работает в театре «Ленком» в качестве солиста-вокалиста.
В 2005 году представлял Россию на выставке «ЭКСПО 2005». В мае 2007 года стал обладателем специальной премии на 13 международном конкурсе вокалистов Riccardo Zandonai в Рива дель Гарда (Италия).
С 2001 года Тигран Матинян постоянно выступает в концертах Московской филармонии, проводимых лекторами-музыковедами С. Виноградовой, Ж.Дозорцевой, А.Варгафтиком, участвовал в программах А.Суетина. Сотрудничал с Московским государственным академическим симфоническим оркестром (дирижер Павел Коган), Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии (дирижер Владимир Понькин), Российским государственным оркестром кинематографии (дирижер Сергей Скрипка) и другими коллективами. С 2008 года является солистом Ансамбля «Мадригал» Московской филармонии.
Сергей Байков родился в Самаре. Профессиональное музыкальное образование получил в Москве, закончив в 1982 году Московский музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (ныне РАМ) по классу сольного пения у профессоров Н.А.Вербовой и К.П.Лисовского. Солист Московской государственной академической филармонии. С 2009 года является солистом Московского государственного академического камерного музыкального театра им. Б.А.Покровского.
Выступал с ведущими российскими и зарубежными творческими коллективами, такими как Токийский симфонический и Токийский камерный оркестр, Берлинский камерный оркестр, Оркестр французского радио, Варшавский симфонический оркестр, Литовский симфонический и Литовский камерный оркестр, Российский национальный оркестр, оркестры Московской и Санкт-Петербургской филармоний, камерный оркестр «Виртуозы Москвы» и ансамбль «Солисты Москвы».
В репертуаре певца большое количество произведений отечественной и зарубежной классики: ведущие партии в операх «Фальстаф» Верди, «Так поступают все женщины» и «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Севильский цирюльник» Россини, «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, вокальные партии в Реквиемах Моцарта, Верди, Брамса, Мессе си-минор Баха, «Мессии» Генделя, «Торжественной мессе» Россиии, 13 и 14 симфониях Шостаковича, «Колоколах» Рахманинова...
С. Байков гастролировал во Франции, Италии, Испании, Греции Португалии, Германии, Швеции, Голландии, Швейцарии, Англии, Северной и Южной Корее, Японии, Китае, ЮАР, Мексике, США и других странах. В 1994 году удостоен звания Народный артист России.
Ариадна Анчевская родилась в 1971 году в г. Орджоникидзе (ныне – Владикавказ) в семье профессиональных музыкантов. С 5 лет начала учиться игре на скрипке у профессора Л. В. Анчевской. Закончила с отличием Владикавказское училище искусств, Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского (класс профессора Эдуарда Грача) и аспирантуру при ней.
После окончания была приглашена в качестве ассистента Э. Грача, а с 1999 года ведет собственный класс в Московской консерватории. Почти все её студенты – победители различных международных конкурсов.
Впервые А. Анчевская победила на Республиканском конкурсе в возрасте 10 лет, затем неизменно завоевывала первые места на национальных конкурсах скрипачей, среди них: Первый Всероссийский конкурс скрипачей в Новосибирске (1989), Международный конкурс скрипачей в г. Дуэ (Франция, 1993), Первый Всероссийский открытый конкурс камерных ансамблей им. С И. Танеева в Калуге (1999). В 2004 году Ариадна Анчевская завоевала Золотой Кубок Международного фестиваля в Корее.
С 1990 по 2003 г. Аридна Анчевская играла в составе Камерного оркестра «Московия» (с 1996 года была концертмейстером оркестра), а также выступала с коллективом как солистка. В последние годы в творческом союзе с пианистом Алексеем Стародубровским ею были подготовлены и с большим успехом более 15 различных концертных программ. Концерты скрипачки с большим успехом проходили в лучших концертных залах России и Европы, а также в Корее, Вьетнаме, Израиле, Египте, Китае и других странах.
Богатый репертуар артистки включает более 30 концертов для скрипки с оркестром и другие произведения. Она постоянно выступает с российскими и зарубежными симфоническими коллективами с такими дирижерами, как В. Гергиев, М. Эрмлер, Д. Орлов, Д. Алексеев, В. Зива, В. Понькин, Ф. Мансуров, А. Ведерников, А. Дмитриев, Л. Николаев, К. Кримец и др. В творческой биографии скрипачки – работа с Вероникой Дударовой, Евгением Светлановым, Иваном Шпиллером, Арнольдом Кацем, Павлом Ядыхом, дирижерами из Польши, Франции, Греции, Египта, Италии, США.
В 2003 году Ариадна Анчевская удостоена звания «Заслуженная артистка России».
Александра Тихонова окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского в 2018 году. Стажировалась в Кёртисовском институте музыки в Филадельфии (класс профессора Элизабет Хайнен, 2019) и Мюнхенской высшей школе музыки (класс профессора Кристины Бьянки, 2021). Была стипендиатом благотворительных фондов Владимира Спивакова, Юрия Розума, «Новые имена», программы Hyundai.
Лауреат двадцати международных и всероссийских конкурсов, в числе которых конкурсы арфистов в Лилле (Франция), имени Веры Дуловой (Москва), имени Петара Конёвича (Сербия), в Сегеде (Венгрия), «Молодые Виртуозы» (Болгария), Альберта Мамриева (Германия), имени Франца Иосифа Райнля (Австрия), «Золотая арфа» (Санкт-Петербург), в Мехико (Мексика), Порту (Португалия), II Всероссийский музыкальный конкурс (Москва) и другие.
Ведет насыщенную концертную деятельность по всей России, является приглашенной солисткой российских филармоний. Выступала с Российским национальным оркестром, Казанским камерным оркестром La Primavera, симфоническими оркестрами Владимира, Тулы, Ижевска, Курска, камерным оркестром «Московия».