В продаже абонемент Musica sacra nova
19 мая 2016
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинетПартия органа – Фёдор Строганов
Комментарии к программе концерта – Геннадий Рождественский
Шимановский – Рождественский
«Шехеразада»
Абонемент №18:
Дирижирует Геннадий Рождественский. «Моцарт и...» (Второй год цикла)
Московская филармония представляет персональный абонемент легендарного музыканта — маэстро Геннадия Рождественского. Этот любопытнейший цикл пользуется неизменным спросом у знатоков академической культуры. Но он будет так же интересен и тем, кто редко бывает на концертах классической музыки или даже впервые в жизни придёт в концертный зал. И все потому, что автор идеи и главный герой проекта, Геннадий Рождественский — не только большой музыкант и дирижёр, но человек, который очень увлекательно и ясно рассказывает о музыке и её авторах, открывая, порой, в очевидном — невероятное, и находя параллели и пересечения в, казалось бы, далёких друг от друга явлениях.
В нынешнем сезоне маэстро Рождественский поставил в центр своего исторического экскурса мессы Моцарта и симфонические и инструментальные сочинения композиторов ХХ столетия — Шимановского, Шостаковича, Хиндемита, Прокофьева.
По сложившейся традиции, в исполнении программ цикла примут участие давние творческие партнёры маэстро Рождественского — Государственная академическая симфоническая капелла России под управлением Валерия Полянского, скрипач Александр Рождественский и пианистка Виктория Постникова, а также солисты Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского, где Геннадий Рождественский является музыкальным руководителем.
Государственная академическая симфоническая капелла России – коллектив, объединяющий в своем составе свыше 200 артистов – хор, оркестр и солистов-вокалистов. Госкапелла была образована в 1991 году при слиянии Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого Геннадием Рождественским, и Государственного камерного хора СССР под руководством Валерия Полянского.
Оркестр возник в 1957 году, до 1982 года был творческой единицей в подчинении Всесоюзного радио и телевидения, с 1982 года назывался Государственным симфоническим оркестром Министерства культуры СССР. В разное время им руководили Самуил Самосуд, Юрий Аранович и Максим Шостакович, за пультом выступали Евгений Светланов, Натан Рахлин, Неэме Ярви, Владимир Федосеев и другие выдающиеся дирижеры. Выступления оркестра проходили на самых престижных сценах мира, таких как Карнеги-холл и Линкольн-центр в Нью-Йорке, Кеннеди-центр в Вашингтоне, Музикферайн в Вене, Гевандхаус в Лейпциге, Барбикан-центр в Лондоне, Зал Караяна в Берлинской филармонии, лучшие залы Токио, Тайбея, Хельсинки, Барселоны, Праги и других музыкальных центров мира. Коллектив записал множество пластинок и дисков, по большей части выпущенных фирмами «Мелодия» и Chandos.
Камерный хор был организован Валерием Полянским в 1971 году. В 1975 году коллектив одержал победу на Международном конкурсе имени Гвидо д’Ареццо в Италии, завоевав Золотую медаль в номинации «академическое пение» и «Золотой колокол» – символ лучшего хора конкурса. С 1980 года коллектив получил новый статус и стал именоваться Государственным камерным хором Министерства культуры СССР. Он объездил все республики СССР, стал инициатором фестиваля в Полоцке, в 1986 году по приглашению Святослава Рихтера представил на фестивале «Декабрьские вечера» программу из сочинений Чайковского, в 1994 году – «Всенощное бдение» Рахманинова. Государственный камерный хор и его руководитель завоевали высокое международное реноме успешными выступлениями на фестивалях «Поющий Вроцлав» (Польша), в Мерано и Сполето (Италия), Измире (Турция), Нардене (Нидерланды); BBC Proms в лондонском Альберт-холле (Великобритания), а также в исторических соборах Франции – в Бордо, Амьене и Альби.
Днем рождения Госкапеллы считается 27 декабря 1991 года: в Большом зале Московской консерватории в исполнении коллектива под управлением Геннадия Рождественского прозвучала кантата Дворжака «Свадебные рубашки». В 1992 году художественным руководителем и главным дирижером ГАСК России стал Валерий Полянский.
Деятельность хора и оркестра капеллы осуществляется как в совместных выступлениях, так и параллельно. Коллектив и его главный дирижер – желанные гости на лучших площадках Москвы, постоянные участники абонементов Московской филармонии, Московской консерватории и Московского международного Дома музыки. Капелла гастролировала в США, многих странах Европы и Юго-Восточной Азии. В Японии оркестром ГАСК были записаны диски с симфониями Чайковского и Пятой симфонией Шостаковича.
Основу репертуара коллектива составляют кантатно-ораториальные жанры: мессы, оратории, реквиемы всех эпох и стилей – Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Берлиоза, Листа, Верди, Дворжака, Рахманинова, Регера, Стравинского, Бриттена, Шостаковича, Шнитке, Эшпая. Валерий Полянский регулярно проводит монографические симфонические циклы, посвященные творчеству Бетховена, Брамса, Рахманинова, Малера и других великих композиторов.
С капеллой сотрудничают многие известные российские и зарубежные исполнители. Особо тесная и многолетняя творческая дружба связывала коллектив с Геннадием Рождественским, который много лет представлял с Госкапеллой России свой персональный филармонический абонемент.
С 2009 года капелла проводит в Тарусе фестиваль «Сентябрьские вечера» (совместно с фондом Святослава Рихтера), знакомит с шедеврами симфонической и хоровой музыки жителей Торжка, Твери, Калуги. В 2011 году в Ельце с участием ГАСК прошла мировая премьера оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» в постановке режиссера Георгия Исаакяна.
В репертуарной политике Госкапеллы находят отражение и важнейшие даты мировой истории. К 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года состоялось концертное исполнение оперы «Война и мир» Прокофьева (в Торжке и Калуге), к 400-летию династии Романовых была приурочена мировая премьера оратории «Государево дело» Александра Чайковского (2013, Липецк, Москва), а на Новой сцене Большого театра России прозвучала опера «Жизнь за царя» Глинки. Концертное исполнение силами Госкапеллы оперы «Семен Котко» Прокофьева в 2014 году на Новой сцене Большого театра и в Центральном академическом театре Российской армии было приурочено к 100-летию начала Первой мировой войны. На этих же площадках коллектив отметил 70-летие Великой Победы исполнением оперы Кирилла Молчанова «Зори здесь тихие», а сезон 2019/20 открыл концертной версией оперы «Отелло» Верди.
В октябре 2016 года оркестр и хор приняли участие в IV Симфоническом форуме России в Екатеринбурге, исполнив «Сонное видение парубка» из «Сорочинской ярмарки» Мусоргского, его же «Картинки с выставки» в оркестровке Равеля, оркестровую версию «Свадебки» и «Симфонию псалмов» Стравинского. На гастрольной карте особое место занимает Калининград, где Госкапелла неоднократно выступала в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны»: в 2018 году хор под управлением Валерия Полянского исполнил «Всенощное бдение» Рахманинова, в 2020 году на сцене Калининградского областного драматического театра прозвучала опера «Евгений Онегин» Чайковского в концертном исполнении. В первой половине 2020 года Госкапелла провела онлайн-трансляции наиболее значимых проектов прошлых лет, в частности к 75-летию окончания Великой Отечественной войны была показана запись Седьмой симфонии Шостаковича из Большого зала Московской консерватории.
1931 – 2018
Геннадий Рождественский – гордость отечественной музыкальной культуры. Блестящий симфонический и театральный дирижер, пианист, педагог, композитор, автор книг и статей, исследователь, реставратор партитур, ценитель живописи и литературы, страстный коллекционер, эрудит.
Геннадий Рождественский родился 4 мая 1931 года в Москве. Закончил Московскую государственную консерваторию как пианист (класс Льва Оборина) и дирижер (класс Николая Аносова), а также аспирантуру МГК.
Много ярких страниц творческой биографии Рождественского связано с Большим театром. Еще студентом он дебютировал в стенах театра балетом Чайковского «Спящая красавица», проведя весь спектакль без партитуры. В 1951 году был принят балетным дирижером театра и проработал в этом качестве до 1960 года. Дирижировал балетами «Бахчисарайский фонтан», «Лебединое озеро», «Золушка», «Сказ о каменном цветке» и другими спектаклями, участвовал в постановке балета Щедрина «Конек-Горбунок» (1960).
В 1965–1970 гг. Рождественский был главным дирижером Большого театра, где его репертуар охватывал около 40 опер и балетов. Принимал участие в постановках балетов «Щелкунчик» Чайковского (1966), «Кармен-сюита» Бизе – Щедрина (1967), «Спартак» Хачатуряна (1968) и других; впервые на российской сцене поставил оперы «Человеческий голос» Пуленка, «Сон в летнюю ночь» Бриттена (обе – 1965). В 1978 году возвратился в Большой театр, где работал до 1983 года; среди постановок этих лет – «Катерина Измайлова» Шостаковича (1980) и «Обручение в монастыре» Прокофьева (1982). В юбилейном 225-м сезоне Большого театра Геннадий Рождественский стал генеральным художественным руководителем ГАБТа (с сентября 2000-го по июнь 2001 года), за это время разработал для театра ряд концептуальных проектов и подготовил мировую премьеру оперы «Игрок» Прокофьева в первой авторской редакции.
В 1950-е имя Геннадия Рождественского стало хорошо известно и поклонникам симфонической музыки. За более чем полувековую творческую деятельность маэстро стоял за пультом практически всех прославленных российских и зарубежных симфонических коллективов. В 1961–1974 гг. был главным дирижером и художественным руководителем Большого симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио. В 1981 году создал Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР.
С 1974 по 1985 гг. Рождественский – музыкальный руководитель Московского камерного музыкального театра, где вместе с режиссером Борисом Покровским возродил к новой жизни оперы «Нос» Шостаковича и «Похождения повесы» Стравинского, провел ряд премьер.
Крупнейший интерпретатор музыки ХХ века, Рождественский познакомил отечественную публику с рядом сочинений Шёнберга, Хиндемита, Бартока, Мартину, Мессиана, Мийо, Онеггера, Стравинского. Под его управлением прозвучали премьеры произведений (в том числе посвященных Рождественскому) Щедрина, Слонимского, Эшпая, Тищенко, Канчели, Шнитке, Губайдулиной, Денисова. Значителен и вклад дирижера в освоение наследия Прокофьева и Шостаковича. Выступая с ведущими оркестрами мира, он исполнил более 300 сочинений впервые в России и более 150 – впервые в мире.
С 1974 по 1977 гг. Геннадий Рождественский возглавлял Стокгольмский филармонический симфонический оркестр, позднее руководил Симфоническим оркестром Би-Би-Си (1978–1981) и Венским симфоническим (1980–1982). Выступал с Берлинским филармоническим оркестром, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), симфоническими оркестрами Лондона, Чикаго, Кливленда, Токио и другими коллективами. Рождественским записаны свыше 700 пластинок и CD, в том числе все симфонии Прокофьева, Шостаковича, Малера, Глазунова, Брукнера, многие произведения Шнитке. Записи дирижера удостоены наград: Гран-при фирмы Lе Chant Du Mondе, диплома Академии Шарля Кро в Париже (за записи всех симфоний Прокофьева, 1969).
Много времени и творческих сил Рождественский отдавал педагогической деятельности. С 1974 года преподавал на кафедре оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории, с 1976 – профессор, с 2001 г. – заведующий кафедрой. Воспитал целую плеяду талантливых дирижеров, среди которых народные артисты России Валерий Полянский и Владимир Понькин, а также Максим Шостакович, Александр Анисимов, Мурад Аннамамедов, Вячеслав Валеев, Михаил Грановский, Мария Максимчук, Филипп Чижевский, Иван Великанов, Валентин Урюпин и другие.
Рождественский – автор книг «Дирижерская аппликатура», «Мысли о музыке», «Треугольники», «Мозаика». В книге «Преамбулы» собраны тексты-пояснения, с которыми он выступал в своих концертах, начиная с 1974 года. Автор нескольких сочинений, среди которых оратория «Заповедное слово русскому народу» для чтеца, солистов, хора и оркестра на слова Алексея Ремизова.
Заслуги Геннадия Рождественского отмечены почетными наградами и званиями: народный артист СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии, Государственной премии России, полный кавалер российского ордена «За заслуги перед Отечеством» (I–IV степени). Почетный член Шведской Королевской академии, Почетный академик Английской Королевской академии музыки, профессор. Среди наград музыканта: болгарский орден Кирилла и Мефодия, японский орден Восходящего Солнца. В 2003 году маэстро получил звание Офицера ордена Почетного легиона Франции, в 2014-м королева Великобритании Елизавета II наградила Рождественского Почетным знаком командора Превосходнейшего ордена Британской империи.
В 2000-е годы возобновилось сотрудничество Рождественского с Камерным музыкальным театром имени Б. А. Покровского (с сентября 2012 года – художественный руководитель). В 2010 году Рождественский дирижировал в театре возобновлением «Похождений повесы» Стравинского, в 2011-м – оперой «Идоменей» Моцарта в редакции Р. Штрауса. В 2013 году выступил в роли музыкального руководителя и дирижера постановок опер Вебера «Три Пинто» в редакции Малера и Бриттена «Блудный сын» (российские премьеры). Также подготовил и осуществил постановки опер «Лазарь, или Торжество Воскрешения» Шуберта – Денисова, «Леонора» Бетховена (первая редакция оперы «Фиделио»), «Лиса-плутовка» Яначека и «Сервилия» Римского-Корсакова. Постановка оперы Римского-Корсакова стала третьей в истории, включая премьеру в Мариинском театре в 1902 году.
4 мая 2016 года Геннадий Рождественский отметил 85-летие концертом в Большом театре. Рождественский предстал во всех ипостасях своей профессии, продирижировав балетом Глазунова «Времена года» в постановке Джона Ноймайера (мировая премьера), III актом оперы Прокофьева «Семен Котко» и симфонией Шостаковича № 9. В декабре 2016 года Рождественский поставил в Камерном музыкальном театре оперу Глюка «Орфей и Эвридика» в редакции Берлиоза.
«Полифония» интересов маэстро в полной мере проявлялась в «режиссуре» его ежегодных абонементных программ с Государственной академической симфонической капеллой России, проводимых Московской филармонией с 2004 по 2016 гг. Среди них – цикл «Семеро их» (Прокофьев, Скрябин, Рахманинов, Стравинский, Мясковский, Шнитке, Шостакович); абонемент «Скандинавская триада» (Нильсен, Григ, Сибелиус); трехлетний абонемент «Туманный Альбион» (музыка английских композиторов); двухлетний цикл «Моцарт и…», где наряду с восьмью мессами Моцарта прозвучали сочинения Хиндемита, Шимановского, Прокофьева, Шостаковича, Лютославского, Пярта, Шнитке, Бартока. В июне 2017 года маэстро открыл летний абонемент Госоркестра России «Исторические программы великих дирижеров»; выступление стало его последним концертом.
Александр Рождественский с отличием окончил Московскую консерваторию, Королевский музыкальный колледж в Лондоне и Парижскую консерваторию. Среди его педагогов – Зинаида Гилельс, Майя Глезарова, Жерар Пуле и Феликс Андриевский. До недавнего возвращения на родину Александр Рождественский жил в Париже.
В качестве солиста он выступал с оркестрами Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Национальным филармоническим оркестром России, Государственной академической симфонической капеллой России, Лондонскими симфоническим, «Филармония» и Королевским филармоническим оркестрами, Национальным симфоническим оркестром Ирландии, Королевским филармоническим оркестром Стокгольма, «Резидент-оркестром» Гааги, оркестром Французского радио и оркестровым Ансамблем Парижа, Пражским симфоническим оркестром, Бамбергским симфоническим оркестром, Немецким симфоническим оркестром Берлинского радио, оркестрами Баварской государственной оперы, Цюрихского «Тонхалле», римской Академии «Санта-Чечилия», миланского «Ла Скала», оркестром фонда Гульбенкяна (Лиссабон), с симфоническими оркестрами Торонто, Бостона и Детройта, Японским симфоническим оркестром «Йомиури», Израильским филармоническим, Национальным симфоническим оркестром Китая...
Музыкант сотрудничал с дирижерами Геннадием Рождественским, Юрием Симоновым, Валерием Полянским, Владимиром Спиваковым, Юрием Башметом, Александром Анисимовым, Джансугом Кахидзе, Джерардом Шварцем, Мартином Зикхардтом, Джузеппе Синополи, Жан-Клодом Касадесюсом, Джоанной Карнейро, Жаком Мерсье, Ави Островским, Стенли Спербером, Лотаром Сейфартом, Верноном Хендли, Джорджем Пехливаняном, Симоном Гауденцом, Антоном Нанутом, Габриелем Кмура, Владимиром Валеком, Луи Лангре …
В камерных программах скрипач выступал с Викторией Постниковой, Михаилом Рудем, Александром Гиндиным, Кун Ву Паиком, Андреем Виеру, Мишелем Порталем, Гари Хоффманом, Стивеном Иссерлисом, Франсом Хельмерсоном.
А.Рождественский принимал участие во многих музыкальных фестивалях, включая «Кремль Музыкальный» и «Крещендо» в Москве, «Променадные концерты» в Лондоне, фестивали в Тэнглвуде, Равинии, Флориде, Шлезвиг-Гольштейне, Базеле, Гштааде, Стамбуле, Кольмаре, Таормине, Локенхаузе, Монтрё, Эспиньо, а также Фламандский и Моцартовский (La Coruna) фестивали.
Его выступлениям в Карнеги-холле (Нью-Йорк), зале Плейель и театре Шатле (Париж), Фестивал-холле (Лондон), Консертгебау (Амстердам), Берлинской филармонии, Большом зале Московской консерватории и Концертном зале им.П.И.Чайковского, Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, Сантори-холле (Токио), Ман аудиториум (Тель-Авив) неизменно сопутствовал успех.
А.Рождественский записал множество скрипичных произведений для фирм Thesis и Chandos, в том числе Concerto Grosso №6 Шнитке с Королевским стокгольмским филармоническим оркестром. Принял участие в первом исполнении этого концерта, специально написанного Альфредом Шнитке для него и Виктории Постниковой.
В 2007 году Александр Рождественский сделал запись Концерта №1 для скрипки с оркестром Шостаковича и Концерта Глазунова с оркестром Государственной симфонической капеллы России под управлением Г.Рождественского.
Репертуар Александра Рождественского включает скрипичные произведения всех эпох и стилей. От Баха, Вивальди и Локателли до Шнитке, Губайдуллиной и Лучано Берио. Его интерес к различным музыкальным жанрам привел к созданию в Париже группы Латиноамериканской музыки Ambar и трио Аргентинского Танго Paris Gotan Trio, недавно выпустившего альбом Champan Rosado.
Александр Рождественский играет на инструментах работы Страдивари и Гварнери, принадлежащих Обществу Страдивари (Чикаго), и является почетным представителем этого общества в России и Европе.
Евгений Либерман родился в Москве. Окончил Академию хорового искусства имени В. С. Попова (2005, педагоги – Павел Кудрявченко и Борис Ляшко). В 2007–2008 годах обучался вокалу в Академии оперного искусства (Accademia d’Arte Lirica) в Озимо, Италия (педагоги – Серджо Сегалини, Уильям Матеуцци, Райна Кабайванска). Участвовал в мастер-классах Паоло Кони, Вериано Лукетти.
Лауреат международного конкурса в Болонье (Италия, 2008, II премия), конкурса теноров Фонда Елены Образцовой «Хосе Каррерас Гран-при» (2018, II премия и специальный приз имени Зураба Соткилавы). Дипломант международных конкурсов в Италии, Австрии, Галины Вишневской в Москве.
Сольную карьеру начал в 2006 году как баритон, исполнив партию Иисуса в «Страстях по Иоанну» И. С. Баха в Большом зале Московской консерватории. В 2012 году принимал участие в цикле концертов Геннадия Рождественского «Туманный Альбион», исполнив партию баритона в «Пяти Тюдоровских портретах» Воан-Уильямса и оратории «Пир Валтасара» Уолтона.
Первое выступление в теноровом репертуаре состоялось в 2013 году – в партии Мелота в опере «Тристан и Изольда» Вагнера (Концертный зал имени П. И. Чайковского, дирижер – Владимир Юровский). В 2016 году под управлением Юровского исполнил партию Эдмонда в мировой премьере оперы Слонимского «Король Лир». Выступал в оперных театрах Нанси и Меца (Франция). Много лет сотрудничает с Государственной академической симфонической капеллой России под управлением Валерия Полянского.
С 2014 года – солист Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В числе исполненных теноровых партий – Эдип («Царь Эдип» Стравинского), Штева («Енуфа» Яначека), Паоло («Франческа да Римини» Рахманинова), Герман, Водемон («Пиковая дама», «Иоланта» Чайковского), Орфей («Сказание об Орфее» Казеллы – российская премьера), Церемониймейстер («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), Норманн («Лючия ди Ламмермур» Доницетти), Горо («Мадам Баттерфляй» Пуччини), Натанаэль («Сказки Гофмана» Оффенбаха), Макдуф, Малькольм («Макбет» Верди) и другие.
С 2021 года возобновил выступления как баритон. В баритоновом репертуаре певца – Роберт и Эбн-Хакиа, Князь Елецкий («Иоланта», «Пиковая дама» Чайковского), Фра Мелитоне, Ренато, Граф ди Луна («Сила судьбы», «Бал-маскарад», «Трубадур» Верди), Никита («Портрет» Вайнберга) и другие партии.
Кирилл Филин родился в 1977 году. Окончил Академическое музыкальное училище при Московской консерватории (2002) и Российскую академию музыки имени Гнесиных (2007, класс Алексея Мочалова). Обладатель первой премии I Всероссийского открытого конкурса вокалистов Валентины Левко, лауреат и дипломант вокальных конкурсов Bella voce, Галины Вишневской (Москва) и имени Л. П. Александровской (Минск).
С 2007 года – солист Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского (в настоящее время – Камерная сцена имени Б. А. Покровского Большого театра России). В его репертуаре партии: Базилио («Севильский цирюльник» Россини), Лепорелло, Командор и Мазетто («Дон Жуан» Моцарта), Коллен и Бетто («Богема» и «Джанни Скикки» Пуччини), Филипп II и Спарафучиле («Дон Карлос» и «Риголетто» Верди), Борис Годунов и Пимен («Борис Годунов» Мусоргского), Собакин («Царская невеста» Римского-Корсакова), Фарлаф и Светозар («Руслан и Людмила» Глинки), Гремин («Евгений Онегин» Чайковского), Кутузов («Война и мир» Прокофьева) и многие другие.
Ведет активную концертную деятельность. Сотрудничает с Государственной академической симфонической капеллой России под управлением Валерия Полянского, фондом «Таланты мира», Народным клубом любителей русских басов и другими концертными организациями.