Джаз для любимых женщин

    7 марта 2017, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    Михаил Иванов (фортепиано)
    Андрей Иванов (контрабас)
    Аркадий Шилклопер (валторна, альпийский рог)
    Леонид Винцкевич (фортепиано)
    Николай Винцкевич (саксофон)
    Александр Зингер (ударные)
    София Курлович (фортепиано)
    Московский камерный оркестр
    Musica Viva
    Дирижёр – Леонид Казаков

    Перукуа (вокал, Австралия)

    Мария Климова (колесная лира)

    В программе:

    С.Нестико, М.Дэвис, М.Шмитц, Перукуа, А.Шилклопер, Н.Винцкевич

    12+

    Абонемент №55:

    Симфоджаз братьев Ивановых.
    И классика, и джаз

    Михаил Иванов

    Братья Андрей и Михаил Ивановы - заслуженные артисты России, лауреаты престижных конкурсов и фестивалей. Контрабасист Андрей и пианист Михаил впервые выступили под брендом «Братья Ивановы» на сцене Ростовской филармонии в рамках джазового абонемента профессора Кима Назаретова. Ансамбль, в котором также участвовал перкуссионист Гедион Пейсахов, получил название «Ростов-трио» и вскоре стал лауреатом I премии на Всероссийском конкурсе молодых джазовых исполнителей в Ростове-на-Дону (1988). Уже в следующем году ансамбль стал обладателем Гран-при «Европейского джазового конкурса» (The Europe Jazz Contest) в Брюсселе, получив возможность выступать на самых престижных сценах мира наравне с выдающимися джазовыми музыкантами. Их приглашали участвовать в фестивалях North Sea Jazz Festival (Нидерланды, 1991), Montreal Jazz Festival (Канада, 1992), Montreux Jazz Festival (Швейцария), Belga Jazz Festival (Бельгия, 1994).

    Прожив шесть лет в Европе, братья дали около 200 концертов, которые имели неизменный успех. В 1997 году музыканты вернулись в Россию. Творческий стиль Ивановых можно определить как «гиперклассицизм в джазе». Воспитанные не только на классическом академизме, но и на веяниях прогрессивного джаза и рока, музыканты синтезируют эти влияния в своих концертных программах, превращая каждую из них в самобытное музыкальное действо. Такой подход дает им возможность задействовать в своих проектах музыкантов самых разных направлений. Среди их партнеров по сцене были: Георгий Гаранян, Сергей Мазаев, Аркадий Шилклопер, Денис Мацуев, Игорь и Олег Бутманы, Алексей Уткин и Камерный ансамбль «Эрмитаж», Камерный оркестр «Виртуозы Москвы» п/р Владимира Спивакова, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» п/р Юрия Башмета, Валерий Пономарев, Давид Голощекин, Франк Ваганэ (Бельгия), Шенда Рул (США), Арли Леонард (США) и другие артисты.

    Андрей и Михаил Ивановы не только много выступают, но и уделяют время преподавательской и продюсерской деятельности, возглавляя их совместное Международное продюсерское агентство ARTOLYMP.

    В 2003 году совместно с Московской филармонией был создан персональный абонемент «Симфоджаз братьев Ивановых» в Концертном зале им. П. И. Чайковского. В рамках абонемента была представлена Симфоническая поэма «Мое русское сердце» Михаила Иванова, за которую братья Ивановы в 2010 году были удостоены Премии Москвы в области литературы и искусства. Для исполнения своего сочинения музыкант совместно с художником-дизайнером Сергеем Лошаковым придумали и сконструировали единственный в своем роде инструмент, не имеющий аналогов в мире – русскую звонницу. Названная в честь дочери Михаила «София», она звучит подобно настоящим колоколам. Замена больших колоколов на плоские позволила уменьшить размеры звонницы. Эргономичное решение управления процессом позволяет соединить традиционную звонарскую технику с перкуссионной, включающей колотушки и педальный привод. Колокол – самый богатый по тембру инструмент. Настройка между собой нескольких колоколов и объединение их в один инструмент, управляемый одним исполнителем, как и изобилие новых акустических возможностей, делает его уникальным. Стиль Михаила Иванова–композитора зарубежные критики причисляют и к гиперклассицизму, и к симфоджазу, и к неоклассицизму. Удачное смешение жанров, виртуозные импровизации, характерные для джаза, но органично включенные композитором в симфонию, и колокольные звоны, - все это требует высокого мастерства оркестрантов и солистов.

    Андрей Иванов

    Братья Андрей и Михаил Ивановы - заслуженные артисты России, лауреаты престижных конкурсов и фестивалей. Контрабасист Андрей и пианист Михаил впервые выступили под брендом «Братья Ивановы» на сцене Ростовской филармонии в рамках джазового абонемента профессора Кима Назаретова. Ансамбль, в котором также участвовал перкуссионист Гедион Пейсахов, получил название «Ростов-трио» и вскоре стал лауреатом I премии на Всероссийском конкурсе молодых джазовых исполнителей в Ростове-на-Дону (1988). Уже в следующем году ансамбль стал обладателем Гран-при «Европейского джазового конкурса» (The Europe Jazz Contest) в Брюсселе, получив возможность выступать на самых престижных сценах мира наравне с выдающимися джазовыми музыкантами. Их приглашали участвовать в фестивалях North Sea Jazz Festival (Нидерланды, 1991), Montreal Jazz Festival (Канада, 1992), Montreux Jazz Festival (Швейцария), Belga Jazz Festival (Бельгия, 1994).

    Прожив шесть лет в Европе, братья дали около 200 концертов, которые имели неизменный успех. В 1997 году музыканты вернулись в Россию. Творческий стиль Ивановых можно определить как «гиперклассицизм в джазе». Воспитанные не только на классическом академизме, но и на веяниях прогрессивного джаза и рока, музыканты синтезируют эти влияния в своих концертных программах, превращая каждую из них в самобытное музыкальное действо. Такой подход дает им возможность задействовать в своих проектах музыкантов самых разных направлений. Среди их партнеров по сцене были: Георгий Гаранян, Сергей Мазаев, Аркадий Шилклопер, Денис Мацуев, Игорь и Олег Бутманы, Алексей Уткин и Камерный ансамбль «Эрмитаж», Камерный оркестр «Виртуозы Москвы» п/р Владимира Спивакова, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» п/р Юрия Башмета, Валерий Пономарев, Давид Голощекин, Франк Ваганэ (Бельгия), Шенда Рул (США), Арли Леонард (США) и другие артисты.

    Андрей и Михаил Ивановы не только много выступают, но и уделяют время преподавательской и продюсерской деятельности, возглавляя их совместное Международное продюсерское агентство ARTOLYMP.

    В 2003 году совместно с Московской филармонией был создан персональный абонемент «Симфоджаз братьев Ивановых» в Концертном зале им. П. И. Чайковского. В рамках абонемента была представлена Симфоническая поэма «Мое русское сердце» Михаила Иванова, за которую братья Ивановы в 2010 году были удостоены Премии Москвы в области литературы и искусства. Для исполнения своего сочинения музыкант совместно с художником-дизайнером Сергеем Лошаковым придумали и сконструировали единственный в своем роде инструмент, не имеющий аналогов в мире – русскую звонницу. Названная в честь дочери Михаила «София», она звучит подобно настоящим колоколам. Замена больших колоколов на плоские позволила уменьшить размеры звонницы. Эргономичное решение управления процессом позволяет соединить традиционную звонарскую технику с перкуссионной, включающей колотушки и педальный привод. Колокол – самый богатый по тембру инструмент. Настройка между собой нескольких колоколов и объединение их в один инструмент, управляемый одним исполнителем, как и изобилие новых акустических возможностей, делает его уникальным. Стиль Михаила Иванова–композитора зарубежные критики причисляют и к гиперклассицизму, и к симфоджазу, и к неоклассицизму. Удачное смешение жанров, виртуозные импровизации, характерные для джаза, но органично включенные композитором в симфонию, и колокольные звоны, - все это требует высокого мастерства оркестрантов и солистов.

    Аркадий Шилклопер

    Аркадий Шилклопер — уникальный исполнитель на духовых инструментах, с одинаковым успехом демонстрирующий своё искусство в различных жанрах и стилях.

    Будущий виртуоз родился в Москве 17 октября 1956 года. С 6 лет играл на альтгорне в духовом оркестре при Доме пионеров Кунцевского района Москвы. С 1967 по 1974 гг. — воспитанник Московской военно-музыкальной школы (МВМШ). Службу в рядах Советской Армии проходил в оркестре Военно-политической академии им. Ленина.

    В 1976 – 1981 гг. учился в ГМПИ (ныне РАМ) им. Гнесиных (класс валторны проф., народного артиста РСФСР Александра Рябинина). В 1978 – 1985 гг. А. Шилклопер работал в оркестре Большого театра СССР, с 1985 по 1989 гг. — в Академическом симфоническом оркестре Московской государственной филармонии.

    Успешная карьера академического музыканта не мешала увлечению А. Шилклопера джазом. Параллельно с учёбой в ГМПИ им. Гнесиных в 1976 – 1978 он учился в Московской экспериментальной студии музыкальной импровизации (ныне Московский колледж импровизационной музыки). К 1984 – 1986 гг. относится первый серьезный джазовый опыт в дуэте с контрабасистом Михаилом Каретниковым (в 1986 г. вышла их пластинка «Движение» — первая в дискографии А. Шилклопера, которая к сегодняшнему дню насчитывает более 50 альбомов)

    В 1985 – 1989 гг. А. Шилклопер играл в ансамбле «Три О» вместе с Сергеем Летовым (саксофоны, флейты) и Аркадием Кириченко (туба, вокал).

    Вскоре джаз занял главное место в творчестве Аркадия Шилклопера. Благодаря высочайшему техническому искусству, редкой для исполнителя на духовых инструментах виртуозности, выдающемуся дару импровизатора, мастерству солиста и ансамблиста он выдвинулся в число ведущих отечественных джазменов. Решающую роль сыграло знакомство и начало совместной деятельности с известным джазовым пианистом Михаилом Альпериным.

    Дуэт М. Альперин — А. Шилклопер существует с 1988 года. Их первый альбом Wave Of Sorrow был выпущен в 1989 г. фирмой ECM. Позднее Шилклопер участвовал в записи еще трех альбомов Альперина для ЕСМ: North Story (1997), First Impression (1999), Her First Dance (2008).

    В 1990 г. к дуэту Альперина и Шилклопера присоединился энтузиаст русского аутентичного фольклора Сергей Старостин (вокалист, исполнитель на кларнете, этнических инструментах). Первый концерт ансамбля, получившего название Moscow Art Trio, состоялся 5 июня 1990 года. Трио сразу заявило о себе как об одном из самых интересных и оригинальных этно-джазовых коллективов, завоевав признание публики в России и за рубежом. Moscow Art Trio много гастролирует и записывается на российских фирмах RDM, Boheme Music, Dom Records и на немецком лейбле Jaro.

    С 1992 года Аркадий Шилклопер начинает выступать с сольными программами. Программа Hornology была записана и выпущена в 1996 г. фирмой RDM, а в 1998 г. переиздана Boheme Music. Следующий сольный альбом — Pilatus — был записан и выпущен той же фирмой в мае 2000 г. В начале 2006 г. швейцарская фирма MIGROS Musiques suisses выпускает третий сольный альбом А. Шилклопера — Zum Gipfel und zurück. В 2008 вышел еще один сольный диск музыканта — «Портрет».

    С середины 1990-х годов Аркадий Шилклопер постоянно сотрудничает с известными зарубежными музыкантами. В 1995 г. образовался международный квартет Pago Libre с участием: А. Шилклопера, швейцарского пианиста Джона Вольфа Бреннана и двух музыкантов из Австрии: скрипача Тшо Тайссинга и контрабасиста Георга Брайншмида. В 1998 – 2002 гг. Шилклопер сотрудничает с Vienna Art Orchestra.

    В 2000 г. Аркадий совместно с Г. Брайншмидом и бразильским гитаристом Алегре Корреа организует трио Mauve. Альбом Mauve, выпущенный австрийской фирмой Quinton, в 2002 г. получил престижную европейскую джазовую премию — Приз Ханса Коллера (Hans Koller Prize) в категории «Лучший альбом года».

    В конце декабря 2003 г. под лейблом Dom Records выходит альбом «Presente para Moscou». В работе над ним, продолжавшейся четыре года, приняло участие целое созвездие отечественных и зарубежных музыкантов: бразильский гитарист и вокалист Алегре Корреа, его соотечественники — перкуссионисты Селиу ди Карвалью, Эдсон «Кафе» да Сильва и басист Ней Консейсау, петербургский контрабасист Владимир Волков, кишиневский барабанщик Олег Балтага, вокалист и мастер игры на уде Дафер Юссеф из Туниса и многие другие.

    Начиная с 1998 г. А. Шилклопер использует в концертах редчайший для импровизационной музыки инструмент — альпийский рог и является одним из немногих джазовых исполнителей на этом инструменте.

    Аркадий Шилклопер выступает с концертами и дает мастер-классы в России, странах СНГ, Европы, в США, Канаде, Китае, Японии, Австралии и многих других странах. Он желанный гость на лучших сценах мира, на фестивалях академической и джазовой музыки, конкурсах и праздничных концертах. Среди его партнёров по сцене — выдающиеся джазовые музыканты наших дней, лучшие академические солисты и коллективы: Денис Мацуев, Даниил Крамер, Сергей Накаряков, Сергей Пронь, Игорь Иванушкин, Владимир Чекасин, братья Ивановы, Борислав Струлёв, Государственный академический симфонический оркестр им. Е. Светланова, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Симфонический оркестр Санкт-Петербургской государственной академической капеллы, филармонические оркестры Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Омска, Ярославля, Ульяновска, Петрозаводска, камерные коллективы «Кремлин», Musica Viva, «Солисты Москвы», «Эрмитаж», «Вивальди-оркестр», «Новосибирская камерата», La Primavera (Казань); оркестры и ансамбли из Германии, Австрии, Дании, Норвегии, Болгарии, Швейцарии, Турции, Украины.

    В последнее время артист принял участие в открытии и заключительном концерте XIII Международного телевизионного конкурса «Щелкунчик» (Москва); дал концерт в Рязани с губернаторским симфоническим оркестром; совершил тур по Германии, Швейцарии и Лихтенштейну с ирландским пианистом Джоном Вольфом Бреннаном и швейцарским мультиинструменталистом Кристианом Цендером; выступил в Краснодаре, Москве, Томске.

    Леонид Винцкевич

    Сегодня имя Леонида Винцкевича известно любителям джаза во многих странах мира. Он выступает с такими мастерами джаза, как Лембит Саарсалу, Элвин Джонс, Лайонел Хэмптон, Кевин Махогани, Валерий Пономарев, Эвелин Уайт, Джон Стоуэлл, Конрад Хервиг, Эва Корнелиус, Дэвид Фризер, Юта Глазер, Ярмо Хеккала и многими другими.

    Заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств России Леонид Винцкевич – бессменный арт-директор и главный организатор Международного фестиваля «Джазовая провинция». Человек, воплотивший в жизнь уникальную идею «музыкального передвижничества» и подаривший фестивалю долгие годы жизни. Великолепный пианист, одинаково органично работающий как в международных, так и в собственных проектах, чутко относящийся к джазовой классике и новым веяниям в современной импровизационной музыке. Именно благодаря «личному взгляду» и собственному чутью музыканта фестиваль из года в год радует любителей джазовой музыки разнообразными и интересными программами.

    Леонид Винцкевич - один из оригинальных джазовых композиторов, ориентированных на европейскую импровизационную музыку и классику ХХ века. Виртуозность и изобретательность пианиста, его нестандартное «взрывчатое» мышление, мощная игра, эмоциональность, глубинно-русский, богатырский размах получили самую высокую оценку слушателей и критиков.

    Музыкант участвует в самых известных фестивалях джазовой музыки Европы, России, Америки, Скандинавии, стран СНГ, среди них - Prague, Jazzbuehne in Berlin, Jazztage in Leipzig, North Sea Jazz Festival in the Hague, Lionel Hampton Chevron Jazz Festival, Jazz in Evropa, Baltic Jazz, Jazz Kaar, Turku Jazz Festival, Kaamus Jazz, Silda Jazz и другие.

    Леонид Винцкевич проводит мастер-классы в университетах США, Академии им. Сибелиуса в Финляндии, на симпозиуме в институте Новой музыки им. Кеннеди в Дармштадте (Германия).

    В 1995 году в Германии им был записан интереснейший альбом Zemlya-Land-Maa («Земля») с певицей Ютой Глазер и саксофонистом Лембитом Саарсалу. Издание этого альбома в России в 2005 году было приурочено к десятилетию фестиваля «Джазовая провинция».

    на Леонидом Винцкевичем и саксофонистом Николаем Винцкевичем записаны альбомы: Notes from Undergraund («Записки из подполья», Англия) совместно с трио Stekpanna; Songs from the Black Earth («Песни черной земли», Англия) совместно с П. Свардом и С. Кершоу и многие другие.симпозиуме в институте Новой музыки им.Кеннеди в Дармштадте

    Николай Винцкевич

    Николай Винцкевич – один из наиболее ярких представителей нового поколения джаза. Выпускник джазового факультета Российской академии музыки им. Гнесиных по классу профессора А. Осейчука, лауреат премии Московской ассоциации джазовых журналистов «Джаз-Ухо-98» в номинации «Музыкант, заслуживающий более широкого признания».

    В 1999 году был удостоен чести играть в Америке с Lionel Hampton Jazz Orchestra и с самим маэстро Лайонелом Хэмптоном.

    Дебютировал в звукозаписи с эйсид-джазовым проектом V&F Project (диск фирмы Boheme Music). Гастролировал во многих странах, где играл с известными музыкантами, такими как –  Льюис Нэш, Грэди Тэйт, Санти Дебриано, Билл Шарлап, Майк Эллис, Даниэль Морено, Слайд Хэмптон, Кенни Баррелл, Ким Назарян, Джей Эшби, Игорь Бутман и другими.

    Участвует в самых известных фестивалях джазовой музыки Европы, России, Америки, Скандинавии, стран СНГ.

    За последние пять лет Николай Винцкевич особенно ярко проявил себя как композитор. В альбомах Notes from Undergraund («Записки из подполья», Англия, 2002), Songs from the Black Earth («Песни черной земли») (Англия, 2007) – почти вся музыка написана им.

    В 2009 году в Англии музыкант играл в составе квинтета с выдающимся cаксофонистом Эдом Джонсом и принимал участие в записи альбома Российско-американского проекта с такими музыкантами, как Марко Мендоза (бас-гитара), Джоуи Хередиа (ударные) и Ренато Нето (клавишные).

    В 2009 году Английская компания Slam записала альбом Леонида и Николая Винцкевичей с Дж. Тейлором и K. Ридом.

    Московский камерный оркестр Musica Viva

    История оркестра ведет отсчет с 1978 года, когда скрипач и дирижер В. Корначев основал музыкальный ансамбль из 9 человек, молодых энтузиастов, недавних выпускников московских музыкальных вузов. В 1988 году ансамбль, к тому моменту выросший в оркестр, возглавил Александр Рудин, который и придумал имя Musica Viva (живая музыка — лат.). Под его руководством оркестр обрел уникальное творческое амплуа и достиг высокого уровня исполнительского мастерства, войдя в число ведущих оркестров России.

    Сегодня Musica Viva — универсальный музыкальный коллектив, свободно чувствующий себя в самых разных стилях и жанрах. В нетривиальных программах оркестра наряду с общепризнанными шедеврами звучат музыкальные редкости. Оркестр, владеющий многими исполнительскими стилями, всегда стремится максимально приблизиться к изначальному облику произведения, подчас уже неразличимому за плотными наслоениями исполнительских штампов. Квинтэссенцией творческих проектов оркестра стал особый концертный цикл в Московской филармонии — «Шедевры и премьеры», в котором музыкальные шедевры предстают в первозданном великолепии, а извлеченные из небытия музыкальные раритеты становятся подлинными открытиями.

    Большое место в репертуаре оркестра занимают незаслуженно забытые произведения: в исполнении коллектива впервые в России прозвучали сочинения Генделя, сыновей И. С. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярева и многих других. Широкий стилевой диапазон оркестра позволяет ему на равно высоком уровне исполнять как музыкальные раритеты, так и произведения современных композиторов. В разные годы оркестр Musica Viva осуществил премьеры сочинений В. Артёмова, А. Пярта, А. Саллинена, В. Сильвестрова и других.

    В последние годы Musica Viva успешно осуществляет крупные проекты — оперы в концертном исполнении и оратории с участием выдающихся зарубежных певцов и дирижеров. Под руководством Александра Рудина в Москве были исполнены мессы Гайдна и его оратории «Сотворение мира» и «Времена года», оперы «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена, Реквием Шумана, оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди и «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярева. В сотрудничестве с британским маэстро Кристофером Мулдсом осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и оратории «Геркулес».

    Погружение в материалы той или иной эпохи привело к ряду почти археологических музыкальных находок. Так появился цикл «Серебряная классика», стартовавший в 2011 году. Его основу составляет музыка, не вошедшая в «золотой» репертуарный фонд. В рамках этого цикла проходит молодежная программа, представляющая лауреатов европейских международных конкурсов, а также ежегодные «Виолончельные ассамблеи», к участию в которых маэстро Рудин приглашает своих коллег-виолончелистов.

    Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, в их числе Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Владимир Юровский, Андраш Адориан, Роберт Левин, Андреас Штайер, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Джулиано Карминьола, Изабель Фауст, Руль Дильтинс, примадонны мировой оперной сцены: Джойс ДиДонато, Анник Массис, Вивика Жено, Дебора Йорк, Сюзан Грэм, Малена Эрнман, Стефани д`Устрак, Хибла Герзмава, Юлия Лежнева и другие. С оркестром выступали всемирно известный хор Collegium Vocale, хор «Латвия».

    Musica Viva — постоянный участник международных музыкальных фестивалей. Оркестр гастролировал в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Бельгии, Японии, Латвии, Чехии, Словении, Финляндии, Турции, Индии, на Тайване. Ежегодно гастролирует по городам России.

    Оркестром записано более двадцати дисков, в том числе для лейблов «Русский Сезон» (Россия-Франция), Olympia и Hyperion (Великобритания), Тudor (Швейцария), Fuga Libera (Бельгия), «Мелодия» (Россия). Последней работой коллектива в области звукозаписи стал альбом с музыкой Дворжака (2013), выпущенный бельгийским лейблом Fuga Libera.