17 декабря 2016
«Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова
схема проездаДжазовые обработки тем Рахманинова, Скрябина, Глинки, Грига, Верди, Чайковского, Бизе, Прокофьева
Ф.Гульда
Концерт для виолончели и духового оркестра
С.Скотт
«В
стране лотоса»
Дж.Гершвин
Прелюдия, Парафраз на две темы из оперы
«Порги и Бесс»
Абонемент №127:
Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема
В последнее время программы, созданные на стыке различных жанров, приобретают все большую популярность. И это отнюдь не случайно: всегда интересно, как один стиль «отзовется» в другом, какие неожиданные переплетения могут возникнуть между ними.
Для джаз-оркестра имени Олега Лундстрема
сотрудничество с музыкантами академической школы – давняя добрая традиция. В
числе проведенных коллективом концертов – совместные проекты со звездами
российской и мировой сцены Николаем Петровым и Любовью Казарновской.
Нынешние партнеры джазменов давно заняли собственную нишу в музыкальном мире. И не только в области классики. Известные в первую очередь как блестящие интерпретаторы академического репертуара различных эпох, Граф Муржа и Борис Андрианов с удовольствием экспериментируют во многих жанрах. Так что предстоящая программа станет новым интересным опытом для всех ее участников и преподнесет немало музыкальных сюрпризов публике.
Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема – старейший в мире джазовый оркестр, коллектив с уникальной историей. Он был организован в Харбине (Манчжурия, Китай) в 1934 году молодыми энтузиастами, единодушно избравшими лидером 18-летнего пианиста Олега Лундстрема. В первый состав оркестра входили девять музыкантов: два альт-саксофона, тенор-саксофон, две трубы, тромбон, фортепиано, банджо и контрабас в одном лице и барабаны.
В 1936 году любительский оркестр переехал в Шанхай и стал профессиональным. Постепенно он добился большой популярности и разросся до состава полного биг-бэнда. В 1947 году оркестр в полном составе с семьями приехал в СССР, в Казань, где через год многие музыканты поступили в консерваторию имени Н. Г. Жиганова и получили работу в оркестрах кинотеатров и оперных театров. В свободное время музыканты записывали для радио и грампластинок джазовые пьесы советских композиторов, а с 1955 года, когда все музыканты получили дипломы, началась постоянная концертная деятельность коллектива.
1 октября 1956 года приказом Министра культуры РСФСР коллектив был преобразован в Концертно-эстрадный оркестр в системе Всероссийского гастрольно-концертного объединения (позже – Росконцерта) под управлением Олега Лундстрема. В конце того же года состоялось первое выступление оркестра в Москве.
В репертуар оркестра со временем вошли джазовые пьесы многих советских композиторов, в том числе Андрея Эшпая, Мурада Кажлаева, Игоря Якушенко, Гиви Гачечиладзе, Николая Капустина, Уно Найссоо и др. Особо плодотворно сотрудничал с коллективом известный джазовый композитор и аранжировщик Виталий Долгов. Оркестр Олега Лундстрема принимал участие в крупных международных джазовых фестивалях во многих республиках СССР, в Польше, Чехословакии, Болгарии, Нидерландах, Индии, Франции, Финляндии, Германии, США; затем стал постоянным участником российских фестивалей «Усадьба-джаз», «Джазовая провинция», «Музыкальная осень в Твери», Black Sea в Сочи и многих других.
В 1994 году коллектив был внесен в Книгу рекордов Гиннесса как старейший в мире непрерывно действующий джазовый оркестр. В ноябре 1998 года он первым из джазовых оркестров выступил в Большом зале Московской консерватории.
После смерти Олега Лундстрема в 2005 году оркестру было присвоено имя его основателя. В 2003–2006 годах главным дирижером оркестра был выдающийся саксофонист, композитор и дирижер Георгий Гаранян. В 2007 году коллектив возглавил известный джазовый пианист и бэндлидер, народный артист России Борис Фрумкин.
За годы своего существования Камерный джазовый оркестр имени Олега Лундстрема дал более 10000 концертов, которые посетили сотни тысяч зрителей, миллионы слушали их по радио и смотрели по телевидению. Для фирмы «Мелодия», помимо ряда грампластинок популярно-танцевальной музыки, оркестром записано 10 долгоиграющих пластинок джазовой музыки (с пьесами отечественных композиторов и джазовой классикой в аранжировках оркестра), несколько компакт-дисков. Последняя запись – джазовая сюита «12 месяцев» Бориса Фрумкина – вышла на «Мелодии» в 2017 году.
Знаменательными вехами гастрольной деятельности оркестра в 2000-е годы стали тур по Китаю (2003); выступления в Израиле (2004) на фестивале памяти Леонида Утесова; участие в Дне России на «Славянском базаре» в Витебске (2007); концерты в Германии, Молдове, Украине, Индии, Швейцарии, Латвии, Литве и Эстонии.
С оркестром выступали многие представители мировой джазовой элиты. С ним начинали карьеру Николай Капустин, Георгий Гаранян, Игорь Бутман, Геннадий Гольштейн, Алексей Зубов, Константин Носов, Константин Бахолдин, Вагиф Садыхов, Владимир Данилин, Михаил Окунь, Андрей Товмасян, Роман Кунсман, Николай Панов и многие другие выдающиеся джазмены, а также вокалисты, впоследствии ставшие звездами отечественной эстрады, – Валентина Дворянинова, Майя Кристалинская, Алла Пугачева, Ирина Понаровская, Ирина Отиева, Валерий Ободзинский.
Борис Фрумкин родился в 1944 году в семье известного джазового трубача Михаила Фрумкина. Обучался по классу фортепиано в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории и в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Еще в ЦМШ увлекся джазом: творчеством оркестра Гленна Миллера, квартетов Дейва Брубека и Пола Дезмонда, Джерри Маллигана и Чета Бейкера, игрой Оскара Питерсона, Билла Эванса, Херби Хэнкока.
Музыкальную карьеру начал в Концертном эстрадном оркестре Всесоюзного радио и Центрального телевидения под руководством Вадима Людвиковского, где на протяжении многих лет выступал как пианист и аранжировщик, участвовал в джазовых фестивалях.
С 1973 года – пианист и аранжировщик ансамбля «Мелодия», в 1982–1992 гг. – художественный руководитель и дирижер коллектива. В числе ярких событий в истории ансамбля, состоявшихся при участии Бориса Фрумкина, – выступление в советско-американской постановке мюзикла Sophisticated Lady на музыку Дюка Эллингтона (1988/89). Спектакль выдержал 70 представлений в России и более 50 в Оперном театре Кеннеди-центра в Вашингтоне.
Борис Фрумкин – автор музыки к радиоспектаклям и телешоу (в том числе «Утренней почте»), нескольким художественным фильмам («Шофер на один рейс», «Время для размышлений», «Глянец» и др.). Среди самых известных произведений композитора – «Романтический вальс», «Ритмы большого города», «Самарская ярмарка», «Осенняя любовь», «Звезды над головой», «Счастливого пути», «Вспоминая друга». В 2017 году он создал большую сюиту для биг-бэнда «12 месяцев» – своего рода джазовые «Времена года». Сочинение было записано во время премьерного концерта в Московском международном Доме музыки, двойной альбом выпущен фирмой «Мелодия».
С 1996 года жил и работал в Германии, много концертировал, в том числе сольно, участвовал в фестивалях, в частности «Джаз Ралли» (1997, 1999).
В 2006 году, после успешного выступления трио Бориса Фрумкина и камерного ансамбля «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета в Концертном зале имени П. И. Чайковского, музыкант получил предложение от Министерства культуры РФ возглавить Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема. С этого момента исполнительский уровень коллектива постоянно рос, расширялся круг его творческих достижений. Так, Оркестр имени Олега Лундстрема стал единственным джаз-бэндом, выступившим в зале Генеральной Ассамблеи ООН: концерт, посвященный 70-й годовщине Победы во Второй мировой войне, состоялся 6 мая 2015 года.
Борис Фрумкин – заслуженный артист РСФСР (1987), народный артист РФ (2014), член Союза композиторов России (с 1988 года).
Борис Андрианов – известный российский виолончелист, выступающий на крупнейших сценах мира и самых престижных фестивалях. Регулярно гастролируя за рубежом, музыкант придает особое значение выступлениям в России, будь то крупные культурные центры, малые города или отдаленные поселки, где прежде никогда не проводились концерты; является лидером и активным участником ряда международных и национальных проектов, ставящих целью развитие отечественной музыкальной жизни, в частности в регионах страны. Подобные проекты неизменно пользуются огромным успехом, в них наряду с Борисом Андриановым принимают участие артисты с международной известностью из разных стран.
Борис Андрианов родился в 1976 году в Москве. Окончил МССМШ имени Гнесиных (класс Веры Бириной), Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Наталии Шаховской) и Высшую школу музыки имени Ханса Айслера в Берлине (класс профессора Давида Герингаса).
Победитель международных конкурсов в Загребе (имени Антонио Янигро), Йоханнесбурге, Ганновере (Classiсa Novaимени Д. Д. Шостаковича, в дуэте с Алексеем Гориболем), Париже (конкурс Мстислава Ростроповича), Южной Корее (имени Исан Юна). Лауреат XI Международного конкурса имени П. И. Чайковского и молодежной премии «Триумф». Заслуженный артист России (2016).
Выступает с ведущими оркестрами и дирижерами, среди которых Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Юрий Симонов, Павел Коган, Кшиштоф Пендерецкий, Александр Ведерников, Джанандреа Нозеда, Дмитрий Лисс, Роман Кофман, Василий Петренко, Штефан Владар, Дмитрий Юровский, Александр Сладковский. Среди партнеров музыканта по камерному ансамблю – Юрий Башмет, Менахем Пресслер, Акико Суванаи, Жанин Янсен, Юлиан Рахлин, Итамар Голан, Денис Мацуев, Сергей Накаряков, Вадим Репин, Максим Венгеров, Алексей Любимов, Татьяна Гринденко и другие.
Участвовал в Шведском Королевском фестивале, фестивалях в Людвигсбурге и Шлезвиг-Гольштейне (Германия), Эдинбурге (Шотландия), Дубровнике (Хорватия), Кольмаре (Франция), Давосе (Швейцария), Иркутске («Звезды на Байкале»), Транссибирском Арт-фестивале и др. Постоянный участник московского фестиваля камерной музыки «Возвращение».
Организатор и руководитель всероссийского проекта «Поколение звезд» (Премия Правительства РФ в области культуры, 2009). Автор идеи и арт-директор международных фестивалей Vivacello и Vivarte в Москве. Художественный руководитель фестиваля «Музыкальная экспедиция», основанного во Владимирской области и ежегодно расширяющего географию (в 2021 году фестиваль охватил шесть регионов России, включая Удмуртию, Вологодскую и Новосибирскую области, Крым и Камчатку).
Борис Андрианов активно сотрудничает с современными композиторами, неоднократно представлял премьеры новых сочинений, в том числе Гии Канчели, Кшиштофа Пендерецкого, Ефрема Подгайца, Майкла Беркли, Ришара Дюбюньона, Александра Розенблата, Джованни Соллимы, Вангелиса, Алексея Рыбникова, Павла Карманова, Самюэля Струка, Алексея Шора и других авторов.
В дискографии артиста – совместный альбом с гитаристом Дмитрием Илларионовым, выпущенный фирмой Delos (вошел в лонг-лист номинантов премии «Грэмми» в разделе «камерный ансамбль», 2003); сонаты Шостаковича и Рахманинова с пианистом Рэмом Урасиным (в сентябре 2007 года отмечены как лучший камерный диск месяца британским музыкальным журналом Gramophone); сонаты для виолы да гамба и клавесина И. С. Баха в транскрипции для виолончели и баяна, записанные с Юрием Медяником («Мелодия», 2015). В 2020–2021 гг. выпущены «Вариации на тему рококо» Чайковского с ГСО Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского (Sony Classics), Виолончельный концерт Габриэля Прокофьева с Уральским академическим филармоническим оркестром под управлением Алексея Богорада (мировая премьера записи) и альбом «Джазовые отражения сюит Баха» с Леонидом и Николаем Винцкевичами, а также записаны все сюиты для виолончели соло И. С. Баха (релиз планируется в 2022 году).
С 2009 года преподает в Московской консерватории. Играет на инструменте работы Карло Бергонци из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов.
Граф Муржа, по всеобщему признанию, является одним из наиболее одаренных, ярких и востребованных европейских скрипачей. Он начал заниматься музыкой в возрасте 3 лет под руководством отца, затем в течение двух лет его педагогом был профессор Уральской консерватории В.Усминский.
С 1982 года Г. Муржа учился в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории (класс профессора И. Бочковой), затем окончил Московскую консерваторию (1997) и ассистентуру-стажировку (1999) также под руководством И. Бочковой. Был награжден именной стипендией Президента Б.Н. Ельцина за выдающиеся результаты в учебе. В этот же период окончил аспирантуру Королевской академии музыки в Лондоне с наивысшим баллом за всю историю академии. Был удостоен премии Hattory fondation в Лондоне за выдающиеся достижения в учебе.
Еще в возрасте 16 лет Граф Муржа стал лауреатом и победителем двух известнейших международных конкурсов: имени Н.Паганини в Генуе (1990) и имени Вианна да Мотта в Лиссабоне (1991), где ему также была присуждена специальная премия за исполнение Чаконы Б. Бартока. В годы учебы в консерватории Г. Муржа стал лауреатом и победителем множества международных конкурсов, среди которых: Демидовский международный конкурс скрипачей в Екатеринбурге (1993), Х Международный конкурс имени П.И.Чайковского в Москве (1994), конкурс имени Жака Тибо в Париже (1996), имени Пабло Сарасате в Памплоне (1997, Испания), конкурс имени Родольфо Липицера (2000, Гориция, Италия), на котором скрипач получил 4 специальных приза (за лучшее исполнение концертов И. Стравинского, Я. Сибелиуса, Р. Липицера и специальный приз публики); международный конкурс UNISA (2002, Претория, ЮАР) и другие. В 1994 году Г. Мурже была присуждена премия Совета Европы.
С 1990 года скрипач регулярно выступает с сольными концертами и с симфоническими оркестрами России и Европы в крупнейших концертных залах: Большом и Малом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П.И. Чайковского, Большом и Малом залах Санкт-Петербургской консерватории, Gaveau, Theatre de la Ville, Arsenal (Франция), Concertgebow (Голландия), HYPERLINK "http://www.pba-lille.fr/" Palais des Beaux Arts (Бельгия), La Chaux-De-Fonds (Швейцария), Liszt Budapest academy (Венгрия), Casals hall (Япония) и других. Г. Муржа сотрудничал с такими дирижерами, как Е. Светланов, Е. Максимюк, М. Эрмлер, А. Вакульский, А. Дмитриев, Д. Алексеев, М. Яновский, Ю. Садо, А. Михайлов, И. Новак, В.Полянский, Ю. Симонов.
В репертуаре скрипача свыше 30 концертов, среди них редко исполняемые произведения Э. Донаньи, Х. Бадингса, Г. Дмитриева, М. Носырева, Б. Бартока.
С 2007 года скрипач является художественным руководителем фестиваля «Скрипка-бродяга» в Екатеринбурге, где наряду с классической музыкой, исполняется этническая, клезмерcкая музыка и джаз.
Граф Муржа записал 3 компакт-диска для фирмы Harmonia Mundi, неоднократно сотрудничал с фирмами Alpha, Integral, Naxos, Chant du Monde, Classical Records. Сейчас скрипач работает над двумя проектами для бельгийской фирмы Fuga Libera.
Сценическими партнерами скрипача являются пианисты Петр Андржевски, Барри Дуглас, Бруно Канино, Кристиан Захариас, Александр Таро, Денис Мацуев, Александр Гиндин, альтисты Нобуко Имаи, Лиза Берту, Лоуренс Пауэр, виолончелисты Андрес Диас, Француаз Гробен, Марк Коппе, Мари Эленк, Ксавье Филипс, кларнетисты Мишель Летьек, Роналд ван Спандон, валторнисты Эрве Жулен, Ричард Уоткинс, Франсис Орваль и другие известные артисты. Значительную часть гастрольных концертов музыкант играет со своим постоянным партнером Натальей Гусь (фортепиано).
Граф Муржа ведет активную преподавательскую работу в Московской консерватории. Мастер-классы скрипача проходят в России, Великобритании, Франции, Швейцарии, Бельгии и Нидерландах. С 2005 года Г. Муржа приглашается в состав жюри международных и российских конкурсов.
В 2004 году Г. Мурже было присуждено звание «Заслуженный артист России».
В июне 2010 года скрипач завоевал Гран-при и золотую медаль на престижнейшем конкурсе скрипачей Violin Masters в Монте-Карло.