В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
19 декабря 2015
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаХудожественный руководитель
–
Мира Кольцова
Витали – Шарлье
Чакона
Бизе – Ваксман
«Кармен-фантазия»
Тернявский
«Путешествие в юность» – фантазия для фортепиано с оркестром
З. де Аберу
«Тико-тико» (Переложение для хора и солистки К.Бодрова)
Альбенис – Крейслер
Танго. Стихи В.Маяковского
Кальман – Мнацаканов
Парафраз на темы оперетт
Абонемент №38:
Bravissimo! Популярные мелодии разных эпох от камерных оркестров
Камерный оркестр «Московия»
был создан в 1990 году выдающимся скрипачом, профессором Московской
консерватории Эдуардом Грачом на базе своего класса. «Однажды я "увидел" свой класс как единый коллектив, как
камерный оркестр», – признавался музыкант в одном из интервью.
Дебют оркестра состоялся 27 декабря 1990 года в Малом зале консерватории на концерте, посвященном 100-летию со дня рождения А. И. Ямпольского (1890–1956), учителя Э. Грача.
Уникальность «Московии» в том, что все скрипачи – представители одной школы, при этом все они – яркие, самобытные солисты. Участие в каждой концертной программе нескольких солистов из состава оркестра, сменяющих друг друга и аккомпанирующих коллегам, – явление крайне редкое в исполнительстве.
Несмотря на то, что основу коллектива составляют студенты Московской консерватории, а состав его по объективным причинам постоянно меняется, с самых первых своих выступлений «Московия» покорила публику «лица необщим выраженьем» и снискала славу высокопрофессионального коллектива единомышленников. Высочайшее мастерство солистов и непревзойденный уровень ансамбля, абсолютное взаимопонимание дирижера и оркестрантов, единство исполнительской манеры, полнокровное восприятие жизни и романтический порыв, виртуозная слаженность и красота звука, импровизационная свобода и постоянный поиск нового – таковы главные черты творческого почерка и стиля Эдуарда Грача и его учеников – музыкантов камерного оркестра «Московия», постоянным партнером которых является талантливая пианистка, заслуженная артистка России Валентина Василенко.
В разные годы в оркестре «Московия» обрели бесценный опыт как сольного, так и ансамблевого музицирования молодые музыканты, воспитанники Э. Грача – лауреаты престижных международных конкурсов: К. Акейникова, А. Баева, Н. Борисоглебский, Е. Гелен, Е. Гречишников, Ю. Игонина, Г. Казазян, Э. Куперман, А. Притчин, С. Поспелов, Е. Рахимова, О. Сидарович, Л. Солодовников, М. Тертерян, Н. Токарева, М. Хохолков и многие другие.
Эдуард Грач и артисты камерного оркестра «Московия» из года в год радуют любителей музыки новыми яркими творческими и исполнительскими свершениями. Ежегодные филармонические абонементы оркестра – по традиции одни из самых популярных среди меломанов. И оркестр щедро благодарит своих многочисленных поклонников, на каждом концерте даря слушателям радость общения с Большой музыкой.
Разнообразный репертуар «Московии» включает в себя произведения Вивальди, Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Мендельсона, Паганини, Брамса, И. Штрауса, Грига, Сен-Санса, Чайковского, Крейслера, Сарасате, Венявского, Малера, Шёнберга, Шостаковича, Бизе-Щедрина, Эшпая, Шнитке; концертные миниатюры Гаде и Андерсона, Чаплина и Пьяццоллы, Керна и Джоплина; многочисленные обработки и переложения популярной музыки.
Талантливый коллектив хорошо известен как у нас в стране, так и за рубежом. Оркестр неоднократно выступал в Санкт-Петербурге, Туле, Пензе, Орле, Петрозаводске, Мурманске и других городах России; гастролировал в странах СНГ, Бельгии, Вьетнаме, Германии, Греции, Египте, Израиле, Италии, Китае, Корее, Македонии, Польше, Сербии, Франции, Хорватии, Эстонии, на Кипре. Оркестр «Московия» – участник фестивалей «Русская зима» в Москве, «Белые ночи» в Архангельске, Гаврилинского фестиваля в Вологде, имени М. И. Глинки в Смоленске, «Магия юных» в Портогруаро (Италия).
В качестве дирижеров с оркестром «Московия» выступали выдающиеся скрипачи Шломо Минц и Максим Венгеров.
Оркестром записано множество компакт-дисков. Российское телевидение осуществило запись ряда концертных программ оркестра в Большом зале консерватории и Концертном зале имени П. И. Чайковского.
В 2015 году камерный оркестр «Московия» отмечает свое 25-летие.
Эдуард Давидович Грач – выдающийся музыкант, скрипач,
альтист, дирижер, педагог, солист Московской государственной академической
филармонии, профессор и заведующий кафедрой скрипки Московской консерватории.
Эдуард Грач родился в 1930 году в Одессе. Обучение музыке начинал в знаменитой Школе Петра Столярского у профессора П. С. Столярского и профессора В. З. Мордковича. В Новосибирске, куда во время войны эвакуировалась его семья, он учился у профессора И. А. Гутмана. Там же в 1944 году молодой скрипач дал свой первый концерт.
На концерте тогда присутствовали Евгений Мравинский, Курт Зандерлинг, Абрам Стасевич, участники Квартета имени Глазунова. После успешного выступления многие музыканты рекомендовали Эдуарду Грачу продолжить обучение в Москве, и в том же 1944 году он поступил в Центральную музыкальную школу в класс А. И. Ямпольского. У него же совершенствовал мастерство в Московской консерватории (1948–1953) и аспирантуре (1953–1956; после смерти Ямпольского окончил аспирантуру у Д. Ф. Ойстраха).
Первую победу Э. Грач одержал в 1949 году на международном конкурсе музыкантов-исполнителей II фестиваля молодежи и студентов в Будапеште, после чего начал активно концертировать. Затем он стал лауреатом престижных конкурсов: имени М. Лонг и Ж. Тибо в Париже (1955, Гран-при города Парижа) и имени П. И. Чайковского в Москве (1962). «Я всю жизнь буду помнить ваш звук», – сказал прославленный скрипач Генрик Шеринг молодому исполнителю после его выступления на парижском конкурсе. Об игре Э. Грача высоко отзывались такие корифеи музыкального исполнительства, как Ф. Крейслер, Ж. Сигети, Е. Цимбалист, И. Стерн, Э. Гилельс.
С 1953 года Э. Грач – солист Москонцерта, с 1975 – Московской филармонии.
В репертуаре музыканта более 700 произведений – от виртуозных миниатюр до масштабных полотен, от шедевров барокко до новейших опусов. Он стал первым интерпретатором многих сочинений современных авторов. Ему посвящены все скрипичные произведения А. Эшпая, а также концерты и пьесы И. Акбарова, Л. Афанасьева, А. Бабаджаняна, Ю. Крейна, Н. Ракова, И. Фролова, К. Хачатуряна, Р. Щедрина и других композиторов.
Хорошо известен Э. Грач и как камерный исполнитель. В разные годы его партнерами были пианисты Г. Гинзбург, В. Горностаева, Б. Давидович, С. Нейгауз, Е. Светланов, Н. Штаркман, виолончелист С. Кнушевицкий, клавесинист А. Волконский, органисты А. Гедике, Г. Гродберг и О. Янченко, гитарист А. Иванов-Крамской, гобоист А. Любимов, певица З. Долуханова.
В 1960-х – 1980-х годах с большим успехом Э. Грач выступал в составе трио с пианистом Е. Малининым и виолончелисткой Н. Шаховской. С 1990 г. постоянным партнером Э. Грача является пианистка, заслуженная артистка России Валентина Василенко.
Эдуард Грач выступал с лучшими отечественными и зарубежными оркестрами под управлением всемирно известных дирижеров: Курта Зандерлинга, Константина Иванова, Джансуга Кахидзе, Дмитрия Китаенко, Франца Конвичного, Кирилла Кондрашина, Курта Мазура, Натана Рахлина, Геннадия Рождественского, Самуила Самосуда, Евгения Светланова, Юрия Темирканова, Тауна Ханникайнена, Карло Цекки, Максима Шостаковича, Неэме Ярви.
Эдуард Грач записал свыше 100 пластинок. С усовершенствованием технологий звукозаписи многие виниловые пластинки были оцифрованы и изданы на компакт-дисках. С 1989 года Э. Грач преподает в Московской консерватории (с 1990 – профессор), много лет заведует кафедрой скрипки. Развивая традиции своих великих наставников, он создал собственную скрипичную школу и воспитал блестящую плеяду учеников – лауреатов многочисленных международных конкурсов, среди которых А. Баева, Н. Борисоглебский, Е. Гелен, Е. Гречишников, Ю. Игонина, Г. Казазян, Квун Хюк Чжу, Пань Ичун, С. Поспелов, А. Притчин, Е. Рахимова, Л. Солодовников, Н. Токарева.
Экспертной комиссией газеты «Музыкальное обозрение» Э. Грач признан «Педагогом года» в России в 1995, 2002 и 2003 гг. В 2005 году музыкант был назван лучшим педагогом в Южной Корее. Эдуард Грач – Почетный профессор Высшей школы музыки Республики Саха (Якутия), Шанхайской и Сычуаньской консерваторий в Китае, Университета «Индианаполис» в Афинах (Греция), мастер-классов «Кешет Эйлон» (Израиль), академик Итальянской академии музыки Monti Azzuri.
Проводит мастер-классы в Москве и городах России, в Англии, Венгрии, Германии, Голландии, Египте, Италии, Израиле, Китае, Корее, Польше, Португалии, Словакии, США, Франции, Чехии, Югославии, Японии, на Кипре, Тайване.
В 1990 году на базе своего консерваторского класса Э. Грач создал Камерный оркестр «Московия», с которым тесно связана его творческая деятельность уже более 20 лет. Под руководством Э. Грача оркестр завоевал репутацию одного из лучших камерных коллективов России и поистине мировую славу.
Эдуард Грач – Президент и председатель жюри Международного конкурса имени А. И. Ямпольского, Вице-президент Международного конкурса имени А. Курчи в Неаполе, председатель жюри Юношеского конкурса имени П. И. Чайковского, конкурсов «Новые имена», «Юношеские ассамблеи искусств», «Скрипка Севера» в Якутске, конкурса имени В. Гумля в Загребе (Хорватия), имени Л. ван Бетховена в Чехии. Член жюри международных конкурсов имени П. И. Чайковского, имени Г. Венявского в Познани, имени М. Лонг и Ж. Тибо в Париже, имени Н. Паганини в Генуе и Москве, имени Й. Иоахима в Ганновере (Германия), имени П. Владигерова в Болгарии, имени Й. Сигети и Ё. Хубаи в Будапеште, имени К. Нильсена в Оденсе (Дания), конкурсов скрипачей в Сеуле (Южная Корея), Клостер-Шёнтале (Германия), I Международного конкурса скрипачей в Буэнос-Айресе (Аргентина), IV Московского Международного конкурса скрипачей имени Д. Ф. Ойстраха, Международных конкурсов скрипачей в Астане (Казахстан) и ряда других. В 2014 году Эдуард Грач работал в жюри Международного конкурса имени М. Лонг и Ж. Тибо. «Невероятная ностальгия – сидеть в зале Гаво и невольно вспоминать 1955 год, когда я сам играл на этом конкурсе. Сейчас в Оргкомитете работал сотрудник, который меня слушал полвека назад – очень волнительное событие! И я счастлив, что мой ученик Айлен Притчин победил на этом конкурсе, завоевал Гран-при», – говорит Маэстро.
В 2015 году произошло знаменательное событие – Эдуард Грач в числе выдающихся учеников Школы Столярского вновь вышел на знаменитую сцену Одесского национального академического театра оперы и балета в программе Международного фестиваля «Золотые скрипки Одессы».
В 2002 и 2010 гг. Эдуард Грач получил благодарность Президента Российский Федерации В. В. Путина «За большой вклад в развитие музыкального искусства». В 2004 г. он стал лауреатом премии Правительства Москвы в области литературы и искусства. В 2009 г. удостоен Государственной премии Республики Саха (Якутия). Награжден медалью Международного фонда Эжена Изаи.
Эдуард Грач – Народный артист СССР (1991), кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV (1999) и III (2005) степеней, Ордена Почета (2011). В 2000 году его именем названа звезда в созвездии Стрелец (сертификат 11 № 00575). В 2015 году он награжден Почетной грамотой и дипломом Московской городской думы «За заслуги перед городским сообществом», удостоен Императорского ордена Святой Анны. В феврале 2017 года Указом Президента РФ Э. Д. Грач награжден орденом «За заслуги перед отечеством» II степени за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и многолетнюю плодотворную деятельность.
Алёна Баева родилась в 1985 году в семье музыкантов. Начала учиться игре на скрипке с пяти лет в Алма-Ате у преподавателя Ольги Даниловой. Затем обучалась в Центральной музыкальной школе (1995–2002) и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (2002–2007) в классе профессора Эдуарда Грача. По приглашению Мстислава Ростроповича в 2003 году стажировалась во Франции, с 2007 года совершенствовала мастерство в Академии Сейдзи Озавы в Швейцарии.
Начиная с 1994 года скрипачка неоднократно становилась лауреатом российских и международных конкурсов. Победительница состязаний скрипачей в Новосибирске, Варшаве, Клостер-Шёнтале, имени Генрика Венявского в Познани. Удостоена Гран-при II Московского Международного конкурса скрипачей имени Никколо Паганини (2004) с правом в течение года играть на скрипке работы Антонио Страдивари, принадлежавшей Генрику Венявскому. В 2007 году стала обладательницей золотой медали и приза зрительских симпатий на III Международном конкурсе в Сендае (Япония). В том же году ей была присуждена российская молодежная премия «Триумф».
Алёна Баева выступает на самых престижных сценах мира, среди которых Большие залы Московской консерватории и Санкт-Петербургской филармонии, Сантори-холл в Токио, Зал Верди в Милане, Концертный зал Лувра, Зал Гаво, Театр Елисейских Полей и зал штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже, Виктория-холл в Женеве, Карнеги-холл в Нью-Йорке и многие другие.
Принимала в крупнейших европейских музыкальных фестивалях, выступала с оркестром Мариинского театра, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, musicAeterna, лондонским Королевским филармоническим оркестром, Национальным оркестром Лилля, Веймарской государственной капеллой, Фрайбургским филармоническим, Дюссельдорфским симфоническим, Люксембургским филармоническим оркестрами, Израильской камератой, кёльнским Гюрцених-оркестром, Национальным симфоническим оркестром Итальянского радио (RAI), Варшавским филармоническим оркестром и другими.
Среди дирижеров, с которыми выступала скрипачка, – Владимир Федосеев, Валерий Гергиев, Владимир Юровский, Михаил Плетнёв, Александр Лазарев, Теодор Курентзис, Пааво Ярви, Томас Зандерлинг, Кшиштоф Пендерецкий, Пабло Эрас-Касадо, Андрей Борейко, Яцек Каспшик, Роберт Тревиньо, Томаш Нетопил, Джон Уилсон, Сакари Орамо и Казуки Ямада. Большое внимание Алёна Баева уделяет камерному музицированию: ее партнерами по ансамблю были Юрий Башмет, Марта Аргерих, Стивен Иссерлис, Николай Луганский, Миша Майский, Гай Браунштейн, Дайсин Касимото, Лоуренс Пауэр, Юлиан Штекель, Йол Юм Сон. Более десяти лет играет в дуэте с пианистом Вадимом Холоденко.
В сезоне 2021/22 скрипачка выступает с Государственным симфоническим оркестром Литвы, Филармоническим оркестром Южных Нидерландов, Ольстерским и Тосканским оркестрами, Дуйсбургским филармоническим оркестром, кёльнским Гюрцених-оркестром, Симфоническим оркестром Мюнстера, Тонкюнстлероркестром, Филармоническим оркестром имени Леоша Яначека в Остраве, оркестром японской вещательной корпорации NHK и многими другими, гастролирует в странах Южной Америки с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова.
В обширном репертуаре артистки – более 40 скрипичных концертов. Наряду с классическими сочинениями она исполняет менее известную музыку, в том числе концерты Гражины Бацевич, Кара Караева и Мечислава Карловича. В дискографии скрипачки – концерты Чайковского, Бруха, Бартока, Шостаковича, Прокофьева, Шимановского, сонаты Пуленка, Прокофьева, Дебюсси. Она осуществила ряд фондовых записей на радио и телевидении России, Бельгии, Германии, Португалии, Польши, Израиля, Японии и США. Концерты Алёны Баевой транслировались телеканалами «Культура», «ТВ-Центр», Mezzo, Arte, радио Би-би-си. В 2018 году записала Концерт Карловича с лондонским Королевским филармоническим оркестром (дирижер – Гжегож Новак) и Концерт Чайковского с Лондонским филармоническим оркестром (дирижер – Владимир Юровский).
Летом 2020 года на фирме «Мелодия» вышел новый альбом Алёны Баевой с концертами Мендельсона и Шумана, записанный с оркестром «Персимфанс».
Играет на скрипке работы Джузеппе Гварнери «дель Джезу» 1738 года.
Никита Борисоглебский родился в 1985 году в Волгодонске. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и ассистентуру-стажировку МГК (класс профессора Эдуарда Грача и доцента Татьяны Беркуль), затем совершенствовался под руководством Огюстена Дюмэ в Брюсселе и Анны Чумаченко в Кронберге. Участвовал в мастер-классах Шломо Минца и Иды Гендель в рамках международного скрипичного семинара Keshet Eilon в Израиле.
Победитель и лауреат многих международных состязаний, среди которых конкурсы имени Абрама Ямпольского в Пензе (2002, III премия), в Клостер-Шёнтале (2003, I премия), имени Йозефа Иоахима в Ганновере (2006, I премия), имени Давида Ойстраха в Москве (2007, I премия), имени П. И. Чайковского в Москве (2007, II премия и пять спецпризов), имени королевы Елизаветы в Брюсселе (2009, V премия). В 2010 году музыкант завоевал первые премии на конкурсах имени Фрица Крейслера в Вене и имени Яна Сибелиуса в Хельсинки, III премию на конкурсе в Монреале, в 2013-м стал обладателем Гран-при конкурса Monte Carlo Violin Masters в Монако.
Удостоен ряда наград различных фондов и Правительства России, в 2009 году отмечен наградой «Скрипач года» Международного фонда Майи Плисецкой и Родиона Щедрина (США), в 2011 году – премией Virtuoso итальянской Академии струнных инструментов и Общества Антонио Страдивари (Кремона), медалью Яна Сибелиуса от Фонда Сибелиуса в Финляндии.
Гастролирует по России, в странах Европы, Азии и СНГ; сотрудничал с известными оркестрами и выдающимися дирижерами, в числе которых Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Кшиштоф Пендерецкий, Юрий Симонов, Сакари Орамо, Давид Афкам, Ханну Линту, Василий Синайский, Лионель Бренгье, Дмитрий Лисс, Окко Каму, Юн Стургордс, Михаил Юровский, Клаус Мякеля, Дима Слободенюк и другие.
В числе партнеров скрипача по ансамблю были Родион Щедрин, Наталия Гутман, Юрий Башмет, Андраш Шифф, Борис Березовский, Александр Князев, Огюстен Дюмэ, Давид Герингас, Ловро Погорелич, Вадим Репин, Александр Рудин, Николай Луганский, Денис Кожухин, Максим Рысанов, Мао Фудзита. С 2017 года выступает в составе квартета «Атриум» (первая скрипка).
Принимал участие в фестивалях в Зальцбурге, Рейнгау, Дубровнике, «Декабрьских вечерах Святослава Рихтера», Бетховенском фестивале в Бонне, фестивалях «Звезды белых ночей» и «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, фестивале Олега Кагана в Кройте, Il Violino Magico в Италии, Crescendo Дениса Мацуева, Vivacello Бориса Андрианова, La Folle Journee в Нанте, Токио и Екатеринбурге, в Турку, камерной музыки в Кухмо и многих других.
Особое внимание уделяет музыке современных авторов и композиторов ХХ века; первый исполнитель ряда сочинений Родиона Щедрина, Александра Чайковского, Кузьмы Бодрова.
В 2018 году на лейбле Profil (Германия) вышла антология сочинений Николая Метнера для скрипки и фортепиано в исполнении Никиты Борисоглебского и Екатерины Державиной, высоко оцененная международной критикой. В 2022 году на фирме «Мелодия» вышел записанный с участием Борисоглебского альбом камерной музыки Прокофьева и Вайнберга. В числе последних релизов – запись недавно найденного Скрипичного концерта Изаи с Королевским филармоническим оркестром Льежа под управлением Жан-Жака Канторова, вошедшая в альбом A Tribute to Ysaÿe, удостоенный французской премии Diapason d’Or.
В сезоне 2023/24 Никита Борисоглебский продолжил сотрудничать с венским Концертхаусом в качестве артиста в резиденции, представляя абонемент камерной музыки совместно с виолончелистом Нареком Ахназаряном и пианистом Георгием Чаидзе. Состоялись дебюты скрипача с Симфоническим оркестром Тенерифе, Венским камерным оркестром, Стамбульским государственным симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Барселоны и Национальным оркестром Каталонии. Совместно с Уральским академическим филармоническим оркестром и Симфоническим хором Свердловской филармонии под управлением Дмитрия Лисса Никита Борисоглебский выступил в Санкт-Петербурге, Москве, Ульяновске, Нижнем Новгороде, Кирове и Перми. В мае 2024 года скрипач дебютировал на сцене нью-йоркского Карнеги-холла.
Среди ангажементов сезона 2024/25 – гастроли в Китае, выступления в Японии с Симфоническим оркестром NHK(дирижер – Дима Слободенюк) и Испании с пианистом Николаем Луганским, дебют в Сеульском центре искусств, концерты с Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии и Иерусалимским симфоническим оркестром под управлением Юлиана Рахлина в венском Концертхаусе.
Музыкант играет на инструменте работы австрийского мастера Мартина Швальба, изготовленном в 2020 году по модели скрипки Гварнери дель Джезу «Уле Булль» 1744 года.
В 2018 году удостоен почетного звания «Заслуженный артист России».
Гайк Казазян родился в 1982 году в Ереване. Обучаться игре на скрипке начал в Ереванской музыкальной школе имени Саят-Новы в классе профессора Левона Зоряна. В 1993–1995 гг. стал лауреатом нескольких республиканских конкурсов, получил Гран-при конкурса «Амадеус-95» и был приглашен в Бельгию и Францию с сольными концертами. В 1996 году переехал в Москву, где продолжил образование в классе профессора Эдуарда Грача в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных, Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и ассистентуре-стажировке МГК.
В 2006–2008 гг. стажировался у профессора Ицхака Рашковского в Королевском колледже музыки в Лондоне. Участвовал в мастер-классах Иды Гендель, Шломо Минца, Бориса Кушнира и Памелы Франк. С 2008 года преподает в Московской консерватории на кафедре скрипки под руководством профессора Эдуарда Грача.
Лауреат международных конкурсов в Клостер-Шёнтале (Германия), имени А. И. Ямпольского, имени Генрика Венявского в Познани, имени П. И. Чайковского в Москве (2002, 2015), в Сьоне (Швейцария), имени Маргерит Лонг и Жака Тибо в Париже, в Тонгёне (Южная Корея), имени Джордже Энеску в Бухаресте.
Выступал в залах Московской консерватории и Московского международного Дома музыки, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Государственном Кремлевском дворце, Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Берлинской филармонии, Виктория-холле в Женеве, Барбикан-холле и Уигмор-холле в Лондоне, Ашер-холле в Эдинбурге, Королевском концертном зале в Глазго, театре Шатле и зале Гаво в Париже.
Участник музыкальных фестивалей в Вербье, Сьоне, Тонгёне, «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, «Кремль музыкальный» в Москве, «Звезды на Байкале» в Иркутске, фестиваля «Крещендо» и других. С 2002 года постоянно выступает в концертах Московской филармонии.
Среди коллективов, с которыми сотрудничал Гайк Казазян, – Российский национальный оркестр, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Симфонический оркестр Мариинского театра, Московский государственный академический симфонический оркестр, Московский симфонический оркестр, Государственный академический камерный оркестр России, камерные оркестры Musica Viva и «Виртуозы Москвы», камерный ансамбль «Солисты Москвы», Чешский филармонический оркестр, Национальный оркестр Франции, Королевский шотландский национальный оркестр, Национальный симфонический оркестр Ирландского радио (RTÉ), Мюнхенский камерный оркестр.
Выступал с известными музыкантами, в числе которых дирижеры Валерий Гергиев, Юрий Башмет, Владимир Федосеев, Александр Лазарев, Джонатан Дарлингтон, Эндрю Литтон, Владимир Зива, Павел Коган, Александр Сладковский, Як ван Стен, Александр Либрайх, Константин Орбелян, Александр Поляничко, Алан Бурибаев; пианисты Элисо Вирсаладзе, Фредди Кемпф, Алексей Любимов, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Вадим Холоденко, Александр Кобрин; виолончелисты Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин, Борис Андрианов, Александр Бузлов.
Айлен Притчин родился в 1987 году в Ленинграде (Санкт-Петербург). Окончил Среднюю специальную музыкальную школу при Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (класс Елены Зайцевой) и Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Эдуарда Грача).
Победитель Международного юношеского конкурса имени П. И. Чайковского (Япония, 2004), международных конкурсов имени А. И. Ямпольского в Москве (2006), имени Панчо Владигерова в Шумене (Болгария, 2007), Роберта Канетти в Кремоне (Италия, 2009), имени Генрика Венявского в Познани (Польша, 2011); лауреат конкурсов имени Тибора Варги в Мартиньи (Швейцария, 2009, III премия), имени Фрица Крейслера в Вене (2010, III премия) и имени Давида Ойстраха в Москве (2010, III премия). В 2014 году завоевал Гран-при Международного конкурса имени Маргерит Лонг, Жака Тибо и Режин Креспен в Париже, где также получил приз французского Общества музыкальных авторов, композиторов и издателей (SACEM) за исполнение современного произведения. В июне 2019 года стал лауреатом IV премии XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского и ежегодного приза Ассоциации музыкальных критиков.
Активно гастролирует по России, в странах Европы, Мексике, Канаде; выступает в известных концертных залах, в числе которых ведущие сценические площадки Москвы и Санкт-Петербурга, венский Концертхаус, амстердамский Консертгебау, зальцбургский Моцартеум, парижский Театр Елисейских Полей, Musikaliska в Стокгольме и другие. Сотрудничал со многими российскими и зарубежными оркестрами под управлением Юрия Симонова, Фабио Мастранджело, Теодора Курентзиса, Шломо Минца, Роберто Бенци, Хироюки Иваки, Корнелиуса Майстера, Дориана Уилсона, Донато Ренцетти, Паскаля Рофе, Кирилла Карабица, Артёма Маркина. Участвовал в Зальцбургском фестивале, московском фестивале камерной музыки «Возвращение», VII Международном фестивале актуальной музыки «Другое пространство», Дягилевском фестивале в Перми, фестивалях «Безумные дни» в Екатеринбурге и камерной музыки в Кухмо (Финляндия).
Высокую оценку российских и зарубежных критиков получили три альбома, записанные скрипачом с пианистами Лукасом Генюшасом, Юрием Фавориным и виолончелистом Александром Бузловым («Мелодия»). Очередной альбом Айлена Притчина вышел в 2019 году под французским лейблом Ad Vitam (произведения для скрипки соло Прокофьева, Бартока, Онеггера, а также премьерная запись Темы с вариациями Франсе). В 2021 году вышел альбом сонат Брамса, записанных Айленом Притчиным и Максимом Емельянычевым на исторических инструментах (Aparté).
Первый исполнитель ряда произведений Армана Гущяна, Сергея Ахунова, Клауса Ланга. Исполняет редко звучащие скрипичные концерты Карла Амадеуса Хартмана, Богуслава Мартину, Юлия Конюса, сонаты Николая Рославца и Самуила Фейнберга. Играет также на альте. Постоянный участник проектов Московской филармонии «Молодые таланты» и «Звезды XXI века».
В сезоне 2021/22 дебютирует с Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля, выступает с Национальным оркестром Капитолия Тулузы, Тайваньским филармоническим оркестром, дает сольные концерты в Испании, Японии и Китае.
Айлен Притчин преподает в консерваториях Антверпена и Дюссельдорфа.
Сергей Поспелов родился в 1990 году в Ростове-на-Дону. Окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и ассистентуру-стажировку консерватории (класс профессора Эдуарда Грача).
Победитель конкурсов имени Гнесиных (2003), имени Давида Ойстраха (2006), «Концертино Прага» (2007), имени Альберто Курчи в Неаполе (2008) и имени А. И. Ямпольского (2012). Лауреат премии оркестра «Новая Россия», учрежденной фондом Юрия Башмета (2006); был стипендиатом фондов Мстислава Ростроповича и «Русское исполнительское искусство»; принимал участие в программах Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова.
В 11 лет дебютировал с оркестром на сцене Ростовской филармонии. Гастролирует по России и за рубежом – в Беларуси, Армении, Израиле, Италии, Франции, Германии, Польше, Чехии, Румынии, Латвии, США, Японии, Китае. Выступал в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, залах Московского международного Дома музыки, Музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки, Государственной академической капелле Санкт-Петербурга, Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, Театре оперы и балета имени Александра Спендиаряна в Ереване, Опере Тель-Авива, Большом театре Бордо, Театре Массимо в Палермо, Театре Сан-Карло в Неаполе, Концертном зале Пекина, Центре искусств в Сеуле.
Играл с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Московским государственным академическим симфоническим оркестром, РГСО кинематографии, Уральским академическим филармоническим оркестром и Уральским молодежным симфоническим оркестром, Новосибирским академическим симфоническим оркестром, Президентским оркестром Российской Федерации, Симфоническим оркестром Чешского радио, оркестрами театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, Театра оперы и балета в Ереване и неаполитанского Театра Сан-Карло, Симфоническим оркестром Московской консерватории, Томским, Дальневосточным, Ростовским и Кубанским симфоническими оркестрами, камерными оркестрами Musica Viva, «Московия», «Арпеджионе», LaPrimavera, Pluri Art, ансамблем «Солисты Москвы» и другими коллективами.
Сотрудничал с известными музыкантами, среди которых Юрий Башмет, Владимир Понькин, Шломо Минц, Эдуард Грач, Сергей Скрипка, Станислав Кочановский, Карен Дургарян,Антон Орлов, Ариф Дадашев, Николай Хондзинский,Михаил Грановский, Антон Шабуров, Илья Дербилов, Юрий Ботнарь, Валентин Урюпин, Рудольф Кёльман, Владимир Овчинников, Борис Андрианов, Екатерина Мечетина, Алексей Лундин, Артём Дервоед, Арнальдо Феличе, Андрей Ярошинский, Илья Гофман, Фёдор Амосов, Юрий Медяник, Филипп Копачевский, Александр Рамм, Арсений Тарасевич-Николаев, Даниил Коган, Лука Гаделия.
В 2022–2023 гг. принимал участие в Транссибирском Арт-Фестивале, фестивалях Bach-festи «Безумные дни» в Екатеринбурге. С 2023 года участвует в программе Министерства культуры Российской Федерации и Московской филармонии «Всероссийские филармонические сезоны», выступая в российских регионах.
С 2017 года занимается дирижированием под руководством отца.В том же году создал «Московский камерный оркестр». С 2019-го – дирижер Дубненского симфонического оркестра.
Преподает в Московской консерватории на кафедре скрипки под руководством Эдуарда Грача. Дает мастер-классы в России и за рубежом.
Сергей Поспелов играет на скрипке итальянского мастера Андреа Гальяно (1754).
В декабре 2023 года артист был удостоен премии «440 герц» в номинации «соло с оркестром» за программу «Скрипичные концерты ХХ века» (совместно с Дубненским симфоническим оркестром под управлением Николая Хондзинского).
Лев Солодовников родился в 1987 году в Нижнем Тагиле. Окончил Екатеринбургский музыкальный лицей. Его первыми педагогами были Л.В. Козлова, И.М. Мезрина и профессор В.В. Рева. С 2004 года Лев учится в классе профессора Э.Д. Грача: в его классе в 2006 оканчивает ЦМШ при МГК им. П.И. Чайковского, а в 2011 — Московскую консерваторию. В настоящее время Лев Солодовников — аспирант и ассистент Э.Д. Грача.
В творческом багаже музыканта — лауреатские звания престижных международных и Всероссийских конкурсов, в их числе: Юношеские Ассамблеи Искусств (1999, Москва, IV премия), Демидовский Международный юношеский конкурс скрипачей (2000, Екатеринбург, II премия), «Новые Имена» (2004, Ханты-Мансийск), Международный конкурс скрипачей в Kloster Schöntal (Германия, 2005, I премия), XIII Международный конкурс скрипачей им. Г.Венявского в Познани (Польша, 2006, IV премия), XLII Международный конкурс скрипачей им. Й.Хубаи и Й.Сигети (Венгрия, 2007, I премия), IX Международный конкурс скрипачей им. Вацлава Хумла (Хорватия, 2009, I премия) и другие.
Лев стажировался на международных мастер-классах Keshet Eilon (Израиль), в Abbaye royale de Celles sur Belle (Франция) и в Дубровнике (Хорватия), где проходит Международный фестиваль камерной музыки Юлиана Рахлина.
Лев Солодовников выступает в различных залах Москвы, в том числе залах Консерватории и Филармонии, активно гастролирует в других городах России и в странах Европы. Является артистом Камерного оркестра «Московия», выступал с Камерным оркестром "BACH", Симфоническим оркестром Уральской государственной филармонии, Симфоническим оркестром Будапештской филармонии, Симфоническим оркестром Хорватского радио и другими коллективами.
Екатерина Мечетина родилась в Москве в семье музыкантов. Начала заниматься музыкой с четырехлетнего возраста. Обучалась в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории (класс Тамары Колосс) и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс Владимира Овчинникова), затем продолжила образование в ассистентуре-стажировке МГК (класс профессора Сергея Доренского). В годы учебы была стипендиатом фондов Владимира Спивакова и Мстислава Ростроповича, по приглашению последнего в 2004 году проходила стажировку в Париже.
Лауреат семи международных конкурсов пианистов, среди которых конкурс имени Ферруччо Бузони в Больцано (Италия) и Всемирный конкурс пианистов в Цинциннати (США, I премия и Золотая медаль). С 2007 года – солистка Московской филармонии.
Выступления пианистки проходят на всемирно известных сценах, среди которых зал Консертгебау (Амстердам), Ямаха-холл и Казальс-холл (Токио), Театр Елисейских Полей и Зал Гаво (Париж), Большой зал Миланской консерватории и Аудиториум (Милан), Зал Сесилии Мейрелес (Рио-де-Жанейро), Зал Элис Талли (Нью-Йорк) и другие (всего более 40 стран). Пианистка также активно концертирует в Москве и городах России.
В обширном репертуаре Екатерины Мечетиной – более 60 концертов для фортепиано с оркестром и множество сольных и камерных программ. Среди дирижеров, с которыми она сотрудничала, – Мстислав Ростропович, Владимир Спиваков, Владимир Федосеев, Саулюс Сондецкис, Юрий Симонов, Павел Коган, Владимир Понькин, Дмитрий Лисс, Юрий Башмет, Максим Венгеров, Константин Орбелян, Дмитрий Ситковецкий, Александр Сладковский, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Скульский, Лоуренс Фостер, Кристиан Бадеа, Барри Дуглас, Фабио Мастранджело.
В камерном ансамбле выступала с Родионом Щедриным, Владимиром Спиваковым, Дмитрием Ситковецким, Алексеем Уткиным, Александром Князевым, Александром Гиндиным, Борисом Андриановым, Александром Раммом и другими известными исполнителями. В 2007 году с Никитой Борисоглебским и Сергеем Антоновым Екатерина Мечетина организовала Трио солистов Московской филармонии.
Артистка принимала участие в крупных международных фестивалях, среди которых «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Московская осень», Crescendo, фестиваль музыки Родиона Щедрина, «Русская зима» и Benois de la danse в Москве, «Звезды на Байкале» в Иркутске, фестиваль в Дубровнике (Хорватия), фестиваль Consonances и фестиваль в Лилле (Франция), Europalia в Бельгии.
Активно сотрудничает с современными композиторами – Родионом Щедриным (доверившим ей мировую премьеру Шестого фортепианного концерта), Алексеем Рыбниковым, Александром Чайковским, Толибхоном Шахиди, Ефремом Подгайцем, Кузьмой Бодровым, Олегом Пайбердиным и многими другими. Екатерине Мечетиной посвящен ряд сочинений для фортепиано соло, фортепиано с оркестром, камерных ансамблей.
С 2009 года преподает в Московской консерватории (с 2020 года – доцент), с 2016 года – в Центральной музыкальной школе при МГК. Регулярно проводит мастер-классы в разных городах и странах, в том числе в Летней творческой школе ЮНЕСКО «Новые имена» в Суздале. Член жюри российских и международных конкурсов (в том числе телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик», Международных Дельфийских игр, конкурсов в Астане и Сеуле). Автор передач «Дневник пианистки» и «Музыкальная азбука с Екатериной Мечетиной» на Радио «Орфей».
Записи пианистки выпущены фирмами Fuga Libera (сольный альбом музыки Рахманинова, 2005), «Империя музыки» (произведения Щедрина и Шахиди, 2008), «Мелодия» (фортепианные пьесы Чайковского, Рахманинова и Мусоргского, 2013; произведения Шопена и Скрябина, 2018). В 2019 году записала в Московской консерватории альбом «Авторская сюита» с пьесами Чайковского. В 2021 году фирма «Мелодия» выпустила диск с концертами Равеля и Гершвина в исполнении Екатерины Мечетиной и Красноярского академического симфонического оркестра под управлением Владимира Ланде.
Екатерина Мечетина удостоена молодежной премии «Триумф», независимой премии «Парабола» Фонда имени Андрея Вознесенского, Премии Министерства иностранных дел РФ и фонда «Российские музы – миру», Премии Президента России для молодых деятелей культуры. В 2011 году вошла в состав Совета по культуре и искусству при Президенте России. Активно участвует в общественной жизни, выступая защитником традиционной системы отечественного художественного образования.
С 2013 года – президент Международного молодежного фестиваля искусств «Зеленый шум» (Сургут). С 2021 года – художественный руководитель фестиваля «Притяжение музыки» (Нижнекамск, Альметьевск).
Награждена почетным знаком Республики Саха (Якутия) «За укрепление мира и дружбы» (2015). Лауреат международного культурного фестиваля «Русский Рим» в номинации «За продвижение культуры в мире в области музыки» (2017). Удостоена почетных званий «Заслуженный деятель музыкального искусства» (2016) и «Заслуженная артистка Российской Федерации» (2018). В 2021 году журнал «Музыкальная жизнь» назвал Екатерину Мечетину «Персоной года».
Автор учебно-методического пособия о Втором фортепианном концерте Рахманинова и сборника пьес «Тетрадь Екатерины Мечетиной – Авторская сюита» (издательство «Композитор. Санкт-Петербург», 2022).
Заслуженная артистка России
Валентина Василенко окончила Ленинградскую консерваторию (класс
профессора В. В. Нильсена). С 1979 года работает в Московской
консерватории имени П. И. Чайковского. Дипломант многих международных
конкурсов, в том числе – конкурса имени П. И. Чайковского.
В качестве солистки выступала со многими российскими и зарубежными оркестрами. Участвует в международных мастер-классах в США, Англии, Франции, Италии, Германии, Китае, Южной Корее и других странах. С 1990 года является постоянным сценическим партнером Эдуарда Грача, работает концертмейстером в его консерваторском классе, а также является солисткой Камерного оркестра «Московия». Вместе с Эдуардом Грачом и его коллективом записала несколько компакт-дисков.
Заслуженный деятель искусств России, член Академии Российского телевидения Валентин Тернявский много лет посвятил телевидению, совмещая творческую работу автора, сценариста, редактора, комментатора, ведущего программ, был членом жюри Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик». Одновременно он – выпускник Центральной музыкальной школы и Московской консерватории (фортепианный и теоретико-композиторский факультеты) – всегда оставался увлеченным пианистом, выступал в концертах.
Валентин Тернявский стоял у истоков новых радио- и телевизионных программ, а также телеканалов: был одним из основателей телеканала «Культура», первым руководителем Студии музыкальных программ.
Среди его телефильмов «Жизнь и смерть Чайковского», «Светланов. Воспоминание», «Страсти по Щедрину», «Концерт с ноты Re» (о Рахманинове), «Круговорот жизни – Эдуард Грач». В. Г. Тернявский предложил идею цикла концертов и выступал в них как пианист («Музыка на все времена», «Весна, музыка и фантазия», «Музыка и поэзия старого Арбата», «1001-й концерт «Вивальди-оркестра», «Шлягеры уходящего века»). В них принимали участие «Вивальди-оркестр» под управлением Светланы Безродной, «Московия» под управлением Эдуарда Грача, Государственный симфонический оркестр России, которым тогда руководил Евгений Светланов.
Творческая дружба с Э. Д. Грачом сложилась еще в годы учебы. В начале 1945 года Студия документальных фильмов снимала фильм о ЦМШ. Во время съемок ученик 4 класса Валентин Тернявский впервые оказался под впечатлением игры ученика 7 класса Эдуарда Грача, который вскоре стал настоящей «звездой» школы, консерватории, а потом – страны и мира.
Валентин Григорьевич говорит: «Эдуард Давидович Грач сыграл, пожалуй, решающую роль в моей «фортепианной» жизни. Недаром говорят, что случайность – обратная сторона закономерности. Однажды мы с Эдуардом Давидовичем на нейтральной почве начали импровизировать дуэтом на тему пьесы Джерома Керна «Дым». Получилось интересно. Мы записали эту пьесу на телевидении, сыграли на вечере в Болгарском Посольстве, а вскоре произошло главное: Э. Грач пригласил меня участвовать в его концерте в БЗК в январе 1996 года. С тех пор я имел честь несколько раз выступать с Камерным оркестром «Московия». С «легкой руки» Эдуарда Грача я играл Концерт Грига с В. Дударовой, с Госоркестром под управлением Е. Ф. Светланова – «Рапсодию в стиле блюз» Дж. Гершвина. И это было счастье!»
Именно поэтому фантазия, которую В. Тернявский исполнит с камерным оркестром «Московия» называется «Путешествие в юность».
Евгения Кривицкая – органистка, педагог, музыкальный критик. Доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, главный редактор журнала «Музыкальная жизнь», член Совета Союза композиторов РФ. Совмещает педагогическую, научную, исполнительскую и продюсерскую деятельность. Активно концертирует в России и за рубежом, играет в крупнейших российских залах.
Сотрудничает с известными коллективами, среди которых Камерный хор Московской консерватории, Российский национальный оркестр, Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан, Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан и другие; с такими солистами, как Никита Борисоглебский, Алёна Баева, Алексей Бруни, Венера Гимадиева, Вероника Джиоева, Светлана Шилова. Участвовала в международных фестивалях «Осенние гармонии» в Париже, Органном фестивале на Мальте, «Фрау Орган» в Челябинске, Зимнем международном фестивале искусств Юрия Башмета в Сочи, Транссибирском Арт-Фестивале в Новосибирске, фестивале «Владимир Спиваков приглашает...» в Перми, Сахаровском фестивале в Нижнем Новгороде, фестивале «Звезды на Байкале» в Иркутске.
В 2010 году в рамках проекта «Открытая сцена» Департамента культуры г. Москвы выступила арт-директором мировой премьеры балета «Лаура» Давида Кривицкого; в 2012 году, к 75-летию со дня рождения композитора, провела фестиваль «Дни музыки Давида Кривицкого». В 2013 году принимала участие как эксперт в приемке органа Большого театра России и в концерте-открытии органа на Исторической сцене театра. Куратор проектов органных гала в Большом театре. В 2016 году инициировала серию органных концертов «Магия барокко» в Московском музыкальном театре «Геликон-опера». С 2020 года – куратор программы Международного органного фестиваля в Казани, организованного Госоркестром Татарстана и его главным дирижером Александром Сладковским.
Художественный руководитель мировой премьеры оперы «Буря» Алябьева на фестивалях «Английские сезоны в Царицыно» и «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в рамках перекрестного Года культуры Великобритании и России. В содружестве с актером и режиссером Петром Татарицким работает над созданием концертов-спектаклей, среди которых камерные программы («Лики Шекспира», «Именем Мадонны», «Призрак оперы», «Киномания») и масштабные проекты с участием симфонического и народного оркестров – мультикультурный цикл «Сказки Пушкина», постановки «Сказание об Александре Невском», «За Русь Святую», «Великое посольство Петра Первого».
Записи Евгении Кривицкой транслируются на радио «Орфей» и телеканале «Культура». В 2008 году она получила грант от фонда «Русское исполнительское искусство» на издание учебного пособия «Из истории мировой органной культуры», в 2011 и 2015 годах – Президентские гранты на выпуск энциклопедий «Органная культура России» и «Музыкальные музеи России». В числе научных работ – монография «История французской органной музыки», «Музыка Франции: век двадцатый», более 400 статей.
Лауреат Премии Москвы (2016) и Министерства обороны РФ (2017), отмечена Благодарностью Президента РФ (2020).
Надежда Гулицкая родилась в Ухте (Республика Коми). Окончила с отличием дирижерско-хоровое отделение Сыктывкарского училища искусств (2000), вокальное и дирижерско-хоровое отделения Академии хорового искусства имени В. С. Попова в Москве (2005). В 2010-м совершенствовала вокальное мастерство под руководством Елизаветы Новиковой – профессора и художественного руководителя Оперного театра-студии имени С. С. Прокофьева. Посещала мастер-классы Анны Маргулис, Яна Латам-Кёнига и Кристы Людвиг. В 2011 году получила Гран-при на III Независимом международном конкурсе оперных исполнителей в Москве.
Работала хормейстером в Оперном театре Московской консерватории, была солисткой Академического Большого хора «Мастера хорового пения» (художественный руководитель – Лев Конторович). С 2008 года – актриса Театра музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой. Принимает участие в спектаклях «Грезы», «Абсент», «Времена… Года…», «Победа. Реквием» (режиссер – Иван Поповски), которые были удостоены театральных премий «Хрустальная Турандот», «Театрал», «Хрустальный гвоздь» и других. Автор сольных концертных программ.
В 2013 году дебютировала в Большом театре России в партии Царицы ночи в опере «Волшебная флейта» Моцарта. В Камерном музыкальном театре имени Б. А. Покровского (ныне – Камерная сцена Большого театра) исполняла партии Цербинетты («Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса), Амура («Орфей и Эвридика» Глюка), Царицы ночи («Волшебная флейта» Моцарта), Фиориллы («Турок в Италии» Россини), Тины Модотти («Фрида и Диего» Калеви Ахо).
Сотрудничает с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова. Выступала на фестивалях «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает» и «Другое пространство». Участвовала в исполнении «Прометея» Орфа, «Предварительного действа» Скрябина – Немтина, «Лулу-сюиты» Берга, оперы «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса, музыки Шостаковича к спектаклю Театра имени Евгения Вахтангова «Гамлет», в мировой премьере оперы «Король Лир» Слонимского, музыкально-литературной композиции «Чайковский и Шекспир» и др. В рамках VII Большого фестиваля Российского национального оркестра (художественный руководитель – Михаил Плетнев) участвовала в концертном исполнении оперы «Семирамида» Россини под управлением Альберто Дзедды.
С 2017 года сотрудничает с Национальным филармоническим оркестром России и Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова, с которыми гастролировала по России и неоднократно выступала в Москве. Среди важнейших событий последних сезонов: участие в фестивале в Пусане (Южная Корея) с Филармоническим оркестром Халиско (Мексика) под управлением Марко Паризотто; исполнение оратории «Жанна д’Арк на костре» Онеггера с ГСО Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского; выступление в Брюсселе с Национальным оркестром Бельгии, хором Венгерского радио и Александром Гиндиным («Предварительное действо» Скрябина – Немтина); дебют в лондонском Royal Festival Hall с лондонским оркестром «Филармония» под управлением Владимира Ашкенази (Концерт для колоратурного сопрано с оркестром Глиэра); концерт памяти жертв Холокоста и к 100-летию со дня рождения Мечислава Вайнберга в Зале имени Чайковского с Национальным филармоническим оркестром России и Станиславом Кочановским; участие в фестивале Дениса Мацуева «Звезды на Байкале».
Этери Бериашвили – российская и грузинская певица, исполняющая джаз, поп, соул, фанк, грузинские народные песни, французский шансон и многое другое. Композитор и педагог.
Родилась в Грузии. Окончила музыкальную школу по классу скрипки, пробовала также играть на других инструментах от ударной установки до бас-гитары. Получила образование в Московской медицинской академии имени И. М. Сеченова (1996), затем решила окончательно посвятить себя музыке и поступила на вокальное отделение Государственного училища эстрадно-джазового искусства.
С 1997 года начала сотрудничать с Неаполитанским ансамблем имени Н. Д. Мисаилова как скрипачка и вокалистка. В 1997–2002 гг. выступала также с вокальной группой Cool & Jazzy. Став дипломантом телеконкурса молодых исполнителей «Лестница в небо», была замечена лучшими московскими джазменами. В частности, в 2005 году с Леонидом Агутиным и гитаристом Элом Ди Меолой участвовала в джазовом фестивале в Монтрё.
Огромную роль в творческой жизни Этери сыграло сотрудничество с группой A’cappella ExpreSSS (2002–2011), в которой она пела партию альта и делала аранжировки мировых хитов. В 2006 году певица организовала собственную группу Eteri Jazz, а также продолжила выступать с другими музыкантами – трио Евгения Борца, проектом «Джазовые трансформации» Андрея Макаревича, пианистом Александром Лосевым. В числе известных артистов, с которыми сотрудничала Этери, – Игнат Кравцов, Андрей Красильников, Антон Ревнюк, Артур Газаров, Ирина Томаева, Тамара Гвердцители, Лайма Вайкуле, Георгий Меликишвили, Владимир Галактионов, Андрей Никонов, Алексей Балабанов, Юрий Луценко, Брендон Стоун и другие.
В 2012 году Этери Бериашвили дебютировала в мюзикле Mamma Mia в роли Рози, год спустя приняла участие во втором сезоне музыкального телепроекта «Голос» на Первом канале. В 2019 году выступила экспертом на вокальном шоу «Ну-ка, все вместе!» на телеканале «Россия-1». В настоящее время – преподаватель кафедры эстрадно-джазового пения Московского государственного института культуры.
Камерный хор Московской консерватории был создан по инициативе профессора А. С. Соколова в декабре 1994 года выдающимся хоровым дирижёром, Народным артистом России, профессором Б. Г. Тевлиным. Коллектив – лауреат Гран-при и обладатель двух золотых медалей Международного конкурса хоров в Рива-дель-Гарда (Италия, 1998), лауреат I премии и обладатель золотой медали I Международного конкурса хоров имени Брамса в Вернигероде (Германия, 1999), победитель I Всемирной хоровой Олимпиады в Линце (Австрия, 2000), лауреат Гран-при XXII Международного конкурса православной церковной музыки «Хайнувка» (Польша, 2003).
В 2008 году запись русской хоровой оперы «Боярыня Морозова» Р. Щедрина, выполненная Камерным хором под управлением Бориса Тевлина, была удостоена престижной премии Echo klassik в категории «Лучшее оперное исполнение года» (номинация «Опера XX-XXI века»).
С августа 2012 года художественным руководителем Камерного хора Московской консерватории является лауреат Премии Москвы, профессор кафедры современного хорового исполнительского искусства Александр Соловьёв.
Среди знаковых проектов с участием хора последних лет: российская премьера концертного исполнения оперы Б. Бриттена «Смерть в Венеции» под руководством Геннадия Рождественского и российская премьера Третьей симфонии Н. Корндорфа под управлением Александра Лазарева с Симфоническим оркестром Московской консерватории; мюзикл Г. Гладкова «Обыкновенное чудо», «Прометей» К. Орфа, «Свадьба Прометея» К. Сен-Санса и «Поэтория» Р. Щедрина с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова (дирижёр – Владимир Юровский), опера «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова и Реквием А. Дворжака с Российским национальным оркестром (дирижёр – Михаил Плетнёв), «Буря» Алябьева с Камерным оркестром Московской консерватории (дирижёр – Феликс Коробов), «Глаголическая месса» Л. Яначека с оркестром театра «Новая опера» (дирижёр – Ян Латам-Кёниг), Восьмая симфония Г. Малера с Государственной академической симфонической капеллой России (дирижёр – Валерий Полянский), балет «Симфония псалмов» на музыку И. Стравинского на исторической сцене Большого театра (дирижёр – Павел Клиничев), выступление на фестивале «Зеркало в зеркале» (дирижёр – Андрес Мустонен).
Хор регулярно гастролирует по городам России и за рубежом. Является участником Всероссийских и международных фестивалей, среди которых Московский Пасхальный фестиваль, «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Голоса православной России», «Московская осень», «Другое пространство» и многие другие.
С Камерным хором выступали выдающиеся музыканты нашего времени, в их числе Валерий Гергиев, Михаил Плетнёв, Геннадий Рождественский, Юрий Башмет, Валерий Полянский, Юрий Симонов, Владимир Юровский, Теодор Курентзис, Юстус Франтц, Эрик Эриксон, Гарри Гродберг, Владимир Крайнев, Николай Петров, Даниил Крамер, Иван Монигетти, Сергей Лейферкус, Вероника Джиоева, Лора Клейкомб, Иен Бостридж, Симона Кермес, Патриция Чьофи, Иосиф Кобзон.
Главное творческое направление коллектива – исполнение произведений современных отечественных и зарубежных композиторов.
Дискография хора включает сочинения С. Рахманинова, Д. Шостаковича, А. Шнитке, Р. Щедрина, С. Губайдулиной, Р. Леденёва, Кш. Пендерецкого, Дж. Тавенера; программы «Русская духовная музыка», антологию шедевров западной и отечественной хоровой музыки «Исполнительское искусство Бориса Тевлина», «А. Скрябин. Симфония № 1» (совместно с Российским национальным оркестром под руководством М. Плетнёва, Pentatone) и другие.
В 2014 году Камерный хор во главе с А. Соловьёвым завоевал три золотые медали на Всемирных хоровых играх в Риге, в 2015 году стал обладателем Гран-при, четырёх званий лауреата I премии и 4 специальных призов на XI Международном конкурсе хоровых коллективов и вокальных ансамблей имени Ю. Фалика «Поющий мир» в Санкт-Петербурге.
Хормейстеры коллектива: Мария Челмакина, Тарас Ясенков, Дарья Ерёмина, Алексей Вязников.
Хореографический ансамбль «Березка» был создан в 1948 году талантливым
хореографом Надеждой Надеждиной. Получил название от своей первой сценической
постановки – русского девичьего хоровода под мелодию песни «Во поле березка
стояла». Так определилась главная творческая линия коллектива. Хореографические
номера художественного руководителя, народной артистки СССР
Н. С. Надеждиной, в числе которых «Цепочка», «Лебедушка», «Цветы
полевые», «Сударушка», «Прялица», «Балагуры», «Ямщики» и другие, стали новым
словом в хореографии и в сценическом воплощении русского народного танца.
Преемницей Надеждиной стала в 1980 году ведущая солистка ансамбля Мира Кольцова, возглавлявшая коллектив до 2022 года. Сохранив его лучшие традиции, она обогатила их новой образностью и современным звучанием. Среди наиболее ярких ее хореографических постановок – «Колокольцы», «Кружевницы», «Реченька», «Осенний хоровод», «Комарик», «Петрушка». Важная роль в создании творческого образа «Березки» принадлежала также художнику по костюмам. Первым художником была Любовь Силич, которая передала традиции Григорию Белову и Татьяне Шаминой.
В составе ансамбля «Березка» – оркестр русских народных инструментов. Большая часть репертуара создана композиторами Евгением Кузнецовым, Виктором Темновым, Владимиром Корневым, Евгением Дербенко, Филиппом Кольцовым. С 1995 года оркестром руководит Леонид Смирнов. Он начал работать в ансамбле в 1967 году как солист-баянист, участвовал как танцор-баянист во многих сценических постановках. В 2002 году удостоен звания народного артиста России.
Выступления ансамбля неизменно сопровождаются триумфальным успехом. «Не надо читать 200 томов о России, достаточно посмотреть один концерт “Березки”, и вы увидите, что такое русский нрав, русский характер, русское начало», – писала французская пресса после гастролей коллектива в Париже.
В 1959 году Всемирный совет мира присудил «Березке» Золотую медаль за вклад в укрепление дружбы между народами.
Народная артистка СССР Мира Кольцова, занимавшая пост художественного руководителя и главного балетмейстера ансамбля на протяжении более чем 40 лет, сформулировала его творческое кредо: «Мы отличаемся от всех фольклорных коллективов тем, что основатель коллектива, Надежда Сергеевна Надеждина, создала жанр авторских произведений, которые используют текст, хореографию, мысль, русскую идею. У нас нет танца ради танца. Наши артисты должны мыслить, они должны быть интеллектуалами, добиваясь при минимальном жесте максимального выражения чувств».