Элмар Ленен, Государственный академический камерный оркестр, Алексей Уткин : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже абонемент Musica sacra nova

    Элмар Ленен,
    Государственный академический камерный оркестр, Алексей Уткин

    8 февраля 2018

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    В программе:
    Гендель
    Концерт для органа с оркестром фа мажор («Кукушка и соловей»)
    Моцарт
    Церковная соната ре мажор, KV 144
    Форе
    Симфония для струнных и органа фа мажор
    Гильман
    Элегический марш для органа с оркестром

    Ф. К. Брикси
    Концерт № 3 для органа с оркестром ре мажор

    М. Э. Босси
    Концерт для органа с оркестром ля минор

    12+

    Абонемент №47:

    Музыка для органа с оркестром

    Элмар Ленен

    Элмар Ленен – немецкий органист из земли Северный Рейн-Вестфалия. Последние 17 лет его деятельность связана с работой в католической церкви Marienbasilika в городе Келевар, что недалеко от Дюссельдорфа. Этот собор славится уникальным органом начала ХХ века работы немецкого мастера Эрнста Зейферта. Инструмент состоит из 4 мануалов, педальной клавиатуры и насчитывает 135 регистров. Огромные возможности органа рассчитаны на самый разнообразный репертуар, но особенно ярко в исполнении Элмара Ленена звучит музыка романтиков и транскрипции симфонических произведений (например, фрагменты из «Парсифаля» Вагнера, «Альпийской симфонии» Штрауса, «Весны священной» Стравинского). Наряду с интенсивной деятельностью церковного органиста Э. Ленен является руководителем цикла концертов, которые получили широкую известность в регионе. Ежегодно музыканты из разных стран приезжают в г. Келевар, чтобы выступить на великолепном органе собора.

    Элмар Ленен родился в 1965 году в г. Хинсбек (земля Северный Рейн-Вестфалия). Первые уроки игры на органе получил у Вольфганга Зайена (ныне – профессора Университета искусств в Берлине). Продолжил образование в церковной школе Аахена, где помимо игры на органе занимался хоровым дирижированием. Затем он поступил в парижскую Schola Cantorum к профессору Жану-Полю Имберу и окончил её с отличием в 2001 году. В 1997 году стал лауреатом конкурса органистов в г. Коршенбройх (Германия). 

    В течение 10 лет Элмар Ленен был органистом церкви Св. Анны в г. Мёнхенгладбах, где проводил фестиваль духовных концертов. С 2004 года руководил молодёжным хором KaLoBrHi г. Неттеталь, с которым исполнял реквиемы и мессы Моцарта, Бетховена и Верди. 

    В 2000 году он занял должность органиста Базилики Св. Марии в г. Кевелар, в 2008–2012 гг. был музыкальным руководителем прихода – возглавлял хор, струнный оркестр и духовой ансамбль. 

    Элмар Ленен ведёт активную концертную деятельность, выступает на радио и телевидении, осуществляет записи на компакт-диски (в качестве органиста и хорового дирижёра). 

    Среди его записей – диски с рождественскими композициями, с импровизациями на темы гимнов Деве Марии, с транскрипциями симфонических произведений (совместно с International Brass Ensemble), альбом «Реквием для органа и тромбона» (с Хансйоргом Финком), включающий музыку в стиле фьюжн.

    Государственный академический камерный оркестр России

    Оркестр создан всемирно известным альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, созданный по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса). Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 2 апреля 1956 года в Малом зале Московской консерватории, в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии.

    «Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», – писал Дмитрий Шостакович.

    В 1950–60-х годах в оркестре под руководством Рудольфа Баршая играли такие известные солисты, как скрипачи Борис Шульгин (первый концертмейстер МКО), Лев Маркиз, Владимир Рабей, Андрей Абраменков, альтист Генрих Талалян, виолончелисты Алла Васильева, Борис Доброхотов, контрабасист Леопольд Андреев, флейтисты Александр Корнеев и Наум Зайдель, гобоист Альберт Зайонц, валторнист Борис Афанасьев, органист и клавесинист Сергей Дижур, а также многие другие.

    Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (многие из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных авторов: Николая Ракова, Юрия Левитина, Георгия Свиридова, Кара Караева, Мечислава Вайнберга, Александра Локшина, Германа Галынина, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Витаутаса Баркаускаса, Яана Ряэтса, Альфреда Шнитке и других. Многие композиторы создавали музыку специально для Московского камерного оркестра, в частности Дмитрий Шостакович – Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде.

    После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009). В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический».

    Сегодня ГАКО – один из ведущих камерных коллективов России. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. Его концерты проходили на таких престижных сценах, как Консертгебау в Амстердаме, Альте Опер во Франкфурте, Шаушпильхаус в Берлине, Зал королевы Елизаветы в Лондоне, зал Плейель в Париже, Карнеги-холл в Нью-Йорке, Дэвис-холл в Сан-Франциско, Сантори-холл в Токио. Коллектив представлял Россию на Международном фестивале в честь 50-летия образования ООН (1995) и на Международном экономическом форуме в Давосе (1998).

    С оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Фредди Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков, Гаспар Кассадо, Антонио Менезес; арфистка Ольга Эрдели; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг, Роберто Аланья, Дмитрий Хворостовский; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй; саксофонист Федерико Мондельчи; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты, ансамбли и дирижеры.

    Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и в студии, охватывающая самый широкий репертуар – от музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Chandos, Philips и других. К 50-летию коллектива на студии Delos выпущена серия из 30 CD.

    В январе 2010 года художественным руководителем оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин. За годы его руководства произошло значительное обновление оркестра, существенно расширился репертуар. В программах коллектива «Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с современной академической музыкой, композициями на темы рок-групп, этно-музыкой и саундтреками. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал пианистам – участникам второго тура Международного конкурса имени П. И. Чайковского. В 2021 году оркестр участвовал в фестивале Московской филармонии «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний» (оперы «Роделинда», «Тамерлан» и «Юлий Цезарь в Египте» в концертном исполнении) со всемирно известными солистами и дирижером Кристофером Мулдсом.

    В сезоне 2023/24 коллектив принимает участие в концертах абонементов «Язык музыки», «Бах. Гендель», «Вечера органной музыки», «Семейство струнных», «Музыкальные проделки» и других. С оркестром выступают дирижеры Филипп Чижевский, Екатерина Антоненко, пианисты Константин Емельянов, Филипп Копачевский, скрипач Даниил Коган, виолончелисты Александр Рамм, Нарек Ахназарян, органист Александр Фисейский, вокальный ансамбль Intrada и другие известные исполнители.

    Алексей Уткин

    Алексей Уткин родился в 1957 году в Москве. Учился в Центральной музыкальной школе. Окончил Московскую консерваторию (1980) и аспирантуру (1983) по классу гобоя у Анатолия Петрова. Школа, которую прошел молодой гобоист в камерном оркестре «Виртуозы Москвы», блестящее музыкальное образование, природное дарование – все это сделало его заметной фигурой в музыкальном мире. Уткин – один из музыкантов, которым довелось вывести гобой в качестве сольного инструмента на мировую сцену.

    Исполнив большинство сольных сочинений, написанных для гобоя, Уткин стал расширять диапазон и возможности инструмента за счет переложений. В репертуаре Уткина – сочинения Баха и Гайдна, Вивальди и Моцарта, Рихарда Штрауса, Шостаковича, Бруха, Бриттена. Среди сценических партнеров маэстро – Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Хайнц Холлигер, Жан-Кристоф Спинози, Наталия Гутман, Элисо Вирсаладзе, Александр Рудин, Радован Влаткович, Валерий Попов, Елена Образцова, Дэвид Дэниелс, Дмитрий Хворостовский, Кристиан Захариас, Фредерик Кемпф, Борис Березовский, Виктор Третьяков, Давид Фрэ, Игорь Четуев. Уткину аплодировали Карнеги-холл и Эвери Фишер-холл (Нью-Йорк), Консертгебау (Амстердам), Дворец каталонской музыки (Барселона), Национальный концертный зал (Мадрид), Академия Санта-Чечилия (Рим), Театр Елисейских Полей (Париж), зал «Геркулес» (Мюнхен), Бетховенский зал (Бонн). 

    Многие программы Уткина записаны на CD, в том числе концерты И. С. Баха для гобоя и гобоя д’амур, сочинения Россини, Паскулли, Вивальди, Сальери, «Каприччио» Пендерецкого. В конце 1990-х, продолжая сотрудничать с «Виртуозами Москвы», Уткин начинает самостоятельную карьеру и в 2000 году создает ансамбль «Эрмитаж». С этим коллективом маэстро дал множество концертов и записал 12 CD для лейбла Caro Mitis, в том числе сочинения И. С. Баха, К. Ф. Э. Баха, Моцарта, Гайдна, Р. Штрауса, Шостаковича, Бриттена.

    В 2010 году Уткин возглавил Государственный академический камерный оркестр России. Сохраняя традиции коллектива, Уткин видит себя не только в роли художественного руководителя и дирижера, но и в роли солиста, первого среди равных. Работу в оркестре маэстро начал с расширения стилистического и жанрового диапазона исполняемых произведений. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал пианистам – участникам второго тура Международного конкурса имени П. И. Чайковского. В сезоне 2021/22 оркестр участвовал в фестивале Московской филармонии «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний» (оперы «Роделинда», «Тамерлан» и «Юлий Цезарь в Египте» в концертном исполнении).

    Уткин продолжает работу над переложениями для гобоя известных произведений. За последние годы Уткин побывал с концертами в самых разных уголках нашей страны – от Калининграда до Владивостока. Новые идеи и поиски Уткина нашли отражение в таких программах, как Ost West Fantasy для камерного оркестра, электрогитары, бас-гитары, индийской тростниковой флейты и ударных; «Праздничный дивертисмент-сказка» Андрея Рубцова (для камерного оркестра, детского хора, электрогитары и ударных) и других. Дружба с актером Александром Филиппенко послужила импульсом к созданию программы «Отражение в воде», в основу которой легли «Крохотки» Александра Солженицына и Прелюдии Шостаковича.

    В 2016 году Уткин стал лауреатом Премии Москвы в области литературы и искусства в номинации «Музыкальное искусство» за вклад в развитие отечественного музыкального искусства и популяризацию классической музыки на концертных площадках города Москвы. Заслуженный артист Российской Федерации (2022). Профессор Московской консерватории. Играет на уникальном гобое фирмы «F. LOREE», старейшей фирмы, специализирующейся на производстве гобоев. Этот инструмент специально для музыканта изготовил прославленный французский мастер, владелец фирмы Алан де Гурдон.

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Александр Фисейский,
    Государственный академический
    камерный оркестр России,
    Алексей Уткин

    08.10.2020

    В программе:
    Россини
    Соната № 6 для струнного оркестра
    Респиги
    Сюита соль мажор для органа и струнных
    Гендель
    Концерт для органа, струнных и basso continuo соль минор, соч. 4
    Моцарт
    Четыре церковные сонаты: KV 244, KV 68, KV 328, KV 144

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Ночные концерты Московской филармонии
    «Мама, я меломан»

    Режиссерская версия

    26.10.2019

    В программе:
    Григ
    Сюита «Из времён Хольберга» (избранные части)
    Чайковский
    Andante cantabile. Вальс
    Моцарт
    Дивертисмент ре мажор, К. 136 (II и III части)
    Вивальди
    "Зима" из цикла "Времена года" для скрипки с оркестром (I и III части)
    Морриконе
    Музыка из кинофильма «Миссия»

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Томас Троттер,
    Государственный академический
    камерный оркестр России,
    Алексей Уткин

    19.02.2020

    В программе:
    И. К. Бах
    Концерт для клавира и струнных ре мажор, соч. 1 № 6
    Гендель
    Концерт для органа с оркестром, соч. 7 № 4
    Пуленк
    Концерт для органа с оркестром соль минор

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Элисо Вирсаладзе,
    Государственный академический
    камерный оркестр России,
    Алексей Уткин

    28.02.2020

    В программе:
    Моцарт
    Симфония № 13
    Концерт № 23 для фортепиано с оркестром
    Анданте для гобоя с оркестром
    Концерт № 24 для фортепиано с оркестром

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Паоло Веронезе. И эпоха барокко

    03.03.2019

    В программе:
    Гендель
    Ария Альмирены из оперы «Ринальдо»
    Вивальди
    Аллилуйя из Мотета «В ярости сжигающего гнева»
    Альбинони
    Адажио для камерного оркестра
    Вивальди
    Концерт для скрипки, виолончели, струнных и basso continuo
    Корелли
    Concerto grosso («Рождественский») для двух скрипок, виолончели, струнных и basso continuo
    Телеман
    Концерт для флейты, гобоя, струнных и basso continuo

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Государственный академический
    камерный оркестр России,
    Фредерик Кемпф, Алексей Уткин

    10.03.2018

    В программе:
    Гендель
    Концерт для органа с оркестром соль минор (переложение для фортепиано с оркестром)
    Гайдн
    Симфония № 49 (Passion)
    Концерт для гобоя с оркестром
    Бетховен
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Государственный академический
    камерный оркестр России,
    Андрес Мустонен, Алексей Уткин

    17.01.2018

    В программе:
    И. С. Бах
    Месса соль мажор BWV 236
    Концерт для гобоя д’ амур с оркестром ля мажор
    Шарпантье
    Te Deum — мотет для солистов, хора и оркестра
    Гендель
    Dixit Dominus — псалом для солистов, хора и оркестра

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Роман с гобоем. Алексей Уткин

    Режиссерская версия

    11.10.2016

    В программе:
    И. С. Бах
    Концерт для гобоя д'амур с оркестром
    Мендельсон
    Симфония № 12 для струнного оркестра соль минор
    Моцарт
    Симфония № 40

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Хансйорг Альбрехт, Александр Фисейский
    Государственный академический камерный оркестр

    18.04.2018

    В программе:
    Гендель
    Концерт для органа, струнных и basso continuo си-бемоль мажор, соч. 7, №1, HWV 306
    И. С. Бах
    Концерт для двух клавиров, струнных и basso continuo до минор, BWV 1060 (переложение для органа и клавесина)
    К. Ф. Э. Бах
    Концерт для органа, струнных и basso continuo ля минор, H 430
    Вивальди
    Концерт для скрипки, гобоя, органа, струнных и basso continuo до мажор, RV 554
    Моцарт
    Церковная соната для органа и струнных до мажор, KV 336
    Пуленк
    Концерт для органа, струнных и литавр соль минор (1938)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Арно Хартман,
    Государственный академический камерный оркестр,
    Алексей Уткин

    03.03.2018

    В программе:
    Гендель
    Концерт для органа с оркестром фа мажор, соч. 4 № 5
    ди Сейшас
    Концерт для органа и струнного оркестра ля мажор
    Гайдн
    Концерт для органа с оркестром до мажор
    Гильман
    Adoration («Восхищение») для органа и струнных
    Элгар
    Sospiri («Вздохи») – адажио для струнных, арфы и органа
    Респиги
    Сюита в старинном стиле для струнных и органа соль мажор
    Дорогие слушатели!
    Доступна новая версия сайта Московской филармонии.
    В ближайшие месяцы вы сможете пользоваться любой из версий, в следующем году мы полностью перейдем на новый дизайн.