Голос. Перцепция через звук : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Голос. Перцепция через звук

    8 апреля 2023

    «Филармония-2». Новый зал

    схема проезда
    В программе:

    Звук человеческого голоса –
    это музыка для человеческого слуха.
    Виктор Гюго

    Кавалли
    Ария Аполлона Misero Apollo («Несчастный Аполлон») из оперы «Любовь Аполлона и Дафны»

    Гендель
    Дуэт прощания Корнелии и Секста Son nata a lagrimar («Я рожден для плача») из оперы «Юлий Цезарь»

    Мухаметрахимова
    «Шесть слов» для скрипки, бас-флейты, аккордеона и сопрано

    Монтеверди
    Мадригал Zefiro torna e di soavi accenti «Возвращение Зефира» 

    Вивальди
    Ария Персея Sovente il sole («Часто солнце сияет на небе») из серенаты-пастиччио «Освобождённая Андромеда»
    Ария Вагуса Armate face et anguibus («С копьями и змеями придите во мрачное и пустынное царство») из оратории «Торжествующая Юдифь» 

    Соллима
    Lamentatio для виолончели соло

    Курляндский
    Две песни на стихи Насти Родионовой для голоса и ансамбля (на английском языке)

    Машо
    Виреле Je Vivroie Liement

    Концерт в одном отделении. Обращаем ваше внимание, что в зале свободная рассадка

    12+

    Абонемент №120:

    Фестиваль «Перцепция». Голос, Цветотекст, Танец

    Государственный академический камерный оркестр России

    Оркестр создан всемирно известным альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, созданный по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса). Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 2 апреля 1956 года в Малом зале Московской консерватории, в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии.

    «Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», – писал Дмитрий Шостакович.

    В 1950–60-х годах в оркестре под руководством Рудольфа Баршая играли такие известные солисты, как скрипачи Борис Шульгин (первый концертмейстер МКО), Лев Маркиз, Владимир Рабей, Андрей Абраменков, альтист Генрих Талалян, виолончелисты Алла Васильева, Борис Доброхотов, контрабасист Леопольд Андреев, флейтисты Александр Корнеев и Наум Зайдель, гобоист Альберт Зайонц, валторнист Борис Афанасьев, органист и клавесинист Сергей Дижур, а также многие другие.

    Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (многие из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных авторов: Николая Ракова, Юрия Левитина, Георгия Свиридова, Кара Караева, Мечислава Вайнберга, Александра Локшина, Германа Галынина, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Витаутаса Баркаускаса, Яана Ряэтса, Альфреда Шнитке и других. Многие композиторы создавали музыку специально для Московского камерного оркестра, в частности Дмитрий Шостакович – Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде.

    После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009). В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический».

    Сегодня ГАКО – один из ведущих камерных коллективов России. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. Его концерты проходили на таких престижных сценах, как Консертгебау в Амстердаме, Альте Опер во Франкфурте, Шаушпильхаус в Берлине, Зал королевы Елизаветы в Лондоне, зал Плейель в Париже, Карнеги-холл в Нью-Йорке, Дэвис-холл в Сан-Франциско, Сантори-холл в Токио. Коллектив представлял Россию на Международном фестивале в честь 50-летия образования ООН (1995) и на Международном экономическом форуме в Давосе (1998).

    С оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Фредди Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков, Гаспар Кассадо, Антонио Менезес; арфистка Ольга Эрдели; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг, Роберто Аланья, Дмитрий Хворостовский; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй; саксофонист Федерико Мондельчи; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты, ансамбли и дирижеры.

    Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и в студии, охватывающая самый широкий репертуар – от музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Chandos, Philips и других. К 50-летию коллектива на студии Delos выпущена серия из 30 CD.

    В январе 2010 года художественным руководителем оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин. За годы его руководства произошло значительное обновление оркестра, существенно расширился репертуар. В программах коллектива «Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с современной академической музыкой, композициями на темы рок-групп, этно-музыкой и саундтреками. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал пианистам – участникам второго тура Международного конкурса имени П. И. Чайковского. В 2021 году оркестр участвовал в фестивале Московской филармонии «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний» (оперы «Роделинда», «Тамерлан» и «Юлий Цезарь в Египте» в концертном исполнении) со всемирно известными солистами и дирижером Кристофером Мулдсом.

    В сезоне 2023/24 коллектив принимает участие в концертах абонементов «Язык музыки», «Бах. Гендель», «Вечера органной музыки», «Семейство струнных», «Музыкальные проделки» и других. С оркестром выступают дирижеры Филипп Чижевский, Екатерина Антоненко, пианисты Константин Емельянов, Филипп Копачевский, скрипач Даниил Коган, виолончелисты Александр Рамм, Нарек Ахназарян, органист Александр Фисейский, вокальный ансамбль Intrada и другие известные исполнители.

    Елене Гвритишвили

    Елене Гвритишвили родилась в Санкт-Петербурге. Окончила дирижерско-хоровое отделение Санкт-Петербургского музыкального училища (класс Фёдора Леднёва и Анны Мейя) и вокальный факультет Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (класс профессора Светланы Горенковой).

    В 2020–2022 годах была солисткой хора musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса. С этим коллективом исполнила множество премьер сочинений современных композиторов (в числе которых Алексей Ретинский, Филип Грейндж, Пол Арчболд, Андреас Мустукис, Вячеслав Круглик, Александр Маноцков, Леонид Резетдинов, Артемий Хаустов, Вигдише Ферхейс); выступала на фестивалях в Зальцбурге и Баден-Бадене, в Парижской филармонии, Большом зале Московской консерватории, Московском концертном зале «Зарядье»,  Санкт-Петербургской академической капелле, Пермском театре оперы и балета и на других сценах.

    С сезона 2022/23 – артистка Молодежной оперной программы Большого театра России, где дебютировала в партиях Тибо («Дон Карлос» Верди) и Бригитты («Иоланта» Чайковского).

    Активно сотрудничает с камерным ансамблем «Солисты Москвы» и Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета, выступает в залах Московской, Санкт-Петербургской и Красноярской филармоний, Зимнем театре в Сочи, ГЭС-2 и на других площадках.

    Принимала участие в исполнении Реквиема Доницетти (дирижер – Дмитрий Корчак) и в программе «Россини-гала» (дирижер – Дмитрий Юровский) в Концертном зале имени П. И. Чайковского. Выступала на XVI Зимнем международном фестивале искусств Юрия Башмета в Сочи, где исполнила партию Папагены в опере «Волшебная флейта» Моцарта. Участвовала в музыкальных перформансах и театральных постановках, в том числе в камерной опере «52» Александра Маноцкова на сцене Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова в Санкт-Петербурге.

    Арина Зверева

    Арина Зверева в 2002 году окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, в которой в 2005–2011 гг. преподавала. Основатель и художественный руководитель вокального ансамбля современной музыки N’Caged. 

    Сотрудничала как хормейстер с оркестром MusicAeterna и Теодором Курентзисом («Дидона и Эней» Пёрселла, «Свадебка» Стравинского, Medeamatherial Дюсапена и «Немецкий реквием» Брамса, запись опер «Так поступают все женщины» и «Свадьба Фигаро» Моцарта для фирмы Sony Classical).

    В качестве музыкального и руководителя и педагога по вокалу тесно сотрудничает с Гоголь-центром (спектакли «Мертвые души», «Обыкновенная история», «Машина.Мюллер», «Барокко»). Совместно с Московским ансамблем современной музыки (МАСМ) в качестве дирижера и музыкального руководителя участвовала в постановках Кирилла Серебренникова в МХТ имени А. П. Чехова («Трехгрошовая опера», «Киже»), в открытии и концертах проекта «Платформа». 

    C 2013 года – руководитель вокального ансамбля Электротеатра Станиславский. Среди многочисленных работ в Электротеатре – спектакль «Проза» (режиссер и композитор – Владимир Раннев), за который была удостоена российской оперной премии Casta Diva. В 2021 году номинировалась на национальную театральную премию «Золотая маска» в категориях «Опера/Лучший дирижер» («Книга Серафима») и «Опера/Лучшая женская роль» (Призрак Агриппины – «Октавия. Трепанация»). По итогам конкурсной программы фестиваля «Золотая маска» удостоена Специальной премии жюри музыкального театра «За глубокое раскрытие музыкально-художественного образа, а также за развитие и расширение современных вокальных техник».

    Илья Мовчан

    Концертмейстер Государственного академического камерного оркестра России.

    Родился в Северодвинске в 1983 году, c семи лет обучался игре на скрипке. Окончил Московскую государственную консерваторию (класс профессора Эдуарда Грача) и аспирантуру Лондонского королевского музыкального колледжа (класс профессора Ицхака Рашковского). Лауреат международных конкурсов скрипачей имени Валерия Гаврилина (Вологда, 2001), имени Карла Флеша (Мошонмадьяровар, 2008), Международного конкурса молодых музыкантов в Великобритании (2009). Стипендиат Международного благотворительного фонда «Новые имена» и Министерства культуры РФ. Принимал участие в различных фестивалях в России и Европе. Выступал как солист с Лондонским симфоническим оркестром, Государственным академическим камерным оркестром России, камерными оркестрами «Московия», Kremlin, ансамблем «Эрмитаж».

    Андрей Забавников

    Андрей Забавников родился в 1999 году в Москве. Учился в Центральной музыкальной школе и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Ары Богданяна). Принимал участие в мастер-классах в рамках международных фестивалей имени Пабло Казальса в Праде (Франция), Schlossfestspiele в Хоэнприснице (Германия), Summit в Плезантвиле (США), Международной академии «Мастера Понлёвуа» (Франция) и Летней академии Санкт-Петербургского Дома музыки в Ялте.

    Победитель Международного конкурса молодых музыкантов в номинации «струнные инструменты» в Москве (2009), международных конкурсов «Ночь в Мадриде» (Испания, 2011, 2012), молодых скрипачей имени Мирослава Лавриновича в Плоцке (Польша, 2013), имени Савелия Орлова в Самаре (2014, Гран-при «Премия имени Шостаковича»), конкурса скрипачей в Ереване (2014) и Schlossfestspiele в Хоэнприснице (Германия, 2018). Стипендиат фонда Владимира Спивакова.

    Принимал участие в проектах Санкт-Петербургского Дома музыки. Гастролировал во многих городах России, в Австрии, Франции, Германии, Испании, Польше, Сербии, Литве, Беларуси, Армении, Израиле, США, Китае и Японии, выступал на Транссибирском Арт-фестивале, фестивалях имени Моцарта в Хемнице и «Дни Чайковского» в Гамбурге. 

    Сотрудничал с Камерным оркестром и Ансамблем скрипачей Большого театра, оркестрами Детского музыкального театра имени Н. И. Сац, Ярославской и Самарской филармоний, Государственным камерным оркестром Республики Беларусь. Выступал в ансамблях с Вадимом Репиным, Евгением Бушковым, Михаилом Цинманом, Алексеем Богорадом, Ильей Мовчаном.

    С 2021 года – артист Государственного академического камерного оркестра России (художественный руководитель – Алексей Уткин).

    Илья Пашинцев

    Илья Пашинцев родился в 1985 году в Петрозаводске. Музыкой начал заниматься с семи лет в Гимназии искусств при Главе Республики Коми имени Ю. А. Спиридонова. В 2005 году окончил Академический музыкальный колледж при Московской консерватории, в 2010 году – Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс виолончели доцента Ольги Галочкиной, класс камерного ансамбля профессора Ирины Кандинской), в 2013 году – аспирантуру МГК (класс виолончели профессора Наталии Шаховской). Получил также степень магистра по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» в Российской академии музыки имени Гнесиных (2021, классы дирижирования профессора Владимира Зивы и доцента Александра Соловьёва). Во время обучения в РАМ занимался инструментовкой в классе доцента Натальи Хондо.

    Лауреат ряда юношеских конкурсов, Московского фестиваля-конкурса камерной музыки «Дни Бетховена в Москве» (2004), международного конкурса в Тольятти (2007), международных конкурсов камерных ансамблей имени Стасиса Вайнюнаса (Вильнюс, 2010), имени Витторио Гуи (Флоренция, 2011, в составе ансамбля «Robert-квинтет»). Обладатель премии фестиваля камерной музыки «Возвращение» (Москва, 2005). Стипендиат Министерства культуры РФ, фонда «Русское исполнительское искусство». 

    Выступал с такими известными исполнителями, как Алексей Уткин, Ирина Кандинская, Александр Фисейский, Татьяна Гринденко, Наталия Гутман, Михаил Воскресенский, Жан-Бернар Помье и др. Участник фестивалей Святослава Рихтера в Москве и Тарусе, «Посвящение Олегу Кагану» в Москве, «Ирина Кандинская и "Персона" приглашают» в Тольятти. 

    С 2010 года – артист Государственного академического камерного оркестра России, с 2011 года – концертмейстер группы виолончелей. Автор инструментовок ряда сочинений, исполняемых ГАКОР и другими коллективами. Лауреат I Всероссийского конкурса инструментовок (2019, II премия) и I Всероссийского конкурса композиторского творчества, искусства инструментовки и теоретических работ «Современное звучание» в Москве (2020, I степень).

    Екатерина Миронова

    Екатерина Миронова родилась в 1991 году в Кемерове. В 2010 году окончила Республиканский музыкальный колледж при Белорусской государственной академии музыки в Минске, в 2015 году – Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, где училась на Факультете исторического и современного исполнительского искусства в классах Александра Бузлова (современная виолончель) и Павла Сербина (старинная виолончель). Затем продолжила обучение в ассистентуре-стажировке МГК в классах профессоров Наталии Гутман и Андрея Спиридонова.

    Лауреат II Международного конкурса камерных ансамблей имени Н. Г. Рубинштейна (II премия, 2013), обладатель специального приза Международного конкурса имени М. Ельского в Минске (2013). Участница международных и российских молодежных оркестровых проектов (CEI Youth Orchestra, Молодежный белорусско-российский симфонический оркестр и др.), мастер-классов, фестивалей камерной и оркестровой музыки. 

    С 2016 года – артистка Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония», заместитель концертмейстера группы виолончелей. В настоящее время – артистка Государственного академического камерного оркестра России.

    Дарья Гуща

    Дарья Гуща окончила Академическое музыкальное училище при Московской консерватории по классам фортепиано и органа, затем Факультет исторического и современного исполнительского искусства и аспирантуру Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского по специальности «фортепиано» (класс профессора Алексея Любимова) и «исторические клавишные инструменты» (классы профессоров Ольги Мартыновой и Ольги Филипповой). 

    Лауреат I премии и обладатель приза зрительских симпатий конкурса Австрийской барочной академии в Гмундене (2004), лауреат международных конкурсов в Москве (1994, 1996, 2006). В 2006 году была удостоена именной премии Академии Вилькроза (Франция). Принимала участие во многих международных мастер-классах и фестивалях.

    С 2010 года входит в состав концертно-театральной группы Time of Dance, дважды представлявшей Россию на международном фестивале «Театральные дни Карфагена» (Journées Théâtrales de Carthage). В настоящее время в составе этой группы участвует в регулярном абонементе Московской консерватории как музыкант, танцовщица и актриса. 

    В 2017 году завоевала золотую медаль на Чемпионате Европы по артистическому танцу, представив французские танцы эпохи барокко. 

    Выступает с концертными программами и театральными постановками в лучших залах мира, сотрудничает с выдающимися музыкантами, актерами, танцовщиками и художниками. 

    С 2019 года – артистка Государственного академического камерного оркестра России.

    Михаил Шевнин

    Михаил Шевнин родился в 1986 году в Звенигове (Республика Марий Эл). В 2012 году окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Льва Ракова) и продолжил обучение в ассистентуре-стажировке вуза. С 2010 года – солист и концертмейстер группы контрабасов Государственного академического камерного оркестра России под управлением Алексея Уткина.

    Кроме контрабаса, играет на барочной гитаре, бас-гитаре и многих других музыкальных инструментах, а в составе ансамбля ренессансных и барочных духовых инструментов Alta Capella – также на ударных. Участник проекта Digital Orchestra.

    Сотрудничает с Квартетом имени М. С. Вайнберга (Rusquartet) и Копельман-квартетом; выступал в камерных программах с известными музыкантами, в числе которых Николай Петров, Алексей Уткин, Алексей Любимов, Татьяна Гринденко, Роман Минц, Гайк Казазян, Максим Рысанов, Александр Гиндин, Ирина Красотина, Борис Гарлицкий.

    В 2018 году в рамках фестиваля «Другое пространство» принял участие в исполнении сочинения «Акустические пространстве» (Les Espaces Acoustiques) Жерара Гризе в составе ансамбля солистов «Cтудия новой музыки» под руководством Фёдора Леднёва и Владимира Юровского. С 2018 года также участвует в музыкально-театральных проектах «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова и «Театриума на Серпуховке» под руководством Терезы Дуровой.

    В составе оркестра играл под управлением Владимира Юровского, Жан-Кристофа Спинози, Владимира Ашкенази, Федерико Марии Сарделли, Стефано Монтанари, Кристофера Мулдса, Лоуренса Каммингса, Максима Емельянычева, Филиппа Чижевского, Хансйорга Альбрехта, Андреса Мустонена, Хайнца Холлигера, Андрея Рубцова и других известных дирижеров.

    Принимал участие в музыкальных фестивалях «Черешневый лес», «Московская осень», «Возвращение», «Безумные дни в Екатеринбурге», фестивале Фонда Святослава Рихтера в Тарусе и других. 

    Александра Тельманова

    Александра Тельманова в 2010 году окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс альта доцента Романа Балашова, класс камерного ансамбля профессора Ирины Кандинской), в 2013 году – аспирантуру консерватории под руководством профессора Юрия Башмета. 

    В 2013 году стала победителем III Международного конкурса исполнителей на струнных смычковых инструментах имени Михаила Ельского в Минске и лауреатом VII Международного конкурса альтистов Юрия Башмета (III премия). В составе «Роберт-квинтета» завоевала II премию (I премия не присуждалась) Международного конкурса камерных ансамблей имени Стасиса Вайнюнаса в Вильнюсе (2010) и III премию Международного конкурса камерных ансамблей имени Витторио Гуи во Флоренции (2011).

    Принимала участие в различных фестивалях и мастер-классах, в числе которых фестиваль в Вербье (Швейцария, 2009–2012), Margess International (Швейцария, 2007), Marktoberdorf Summer Academy (Германия, 2013). В 2013 году получила стипендию на обучение в летней академии фестиваля в Вербье. 

    С 2013 года – артистка оркестра Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, с 2014 года – помощник концертмейстера группы альтов. В 2017–2020 годах преподавала в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных. 

    В настоящее время – артистка Государственного академического камерного оркестра России (концертмейстер группы альтов) и преподаватель Российской академии музыки имени Гнесиных.

    Анна Тончева

    Анна Тончева – коллекционер и профессиональный исполнитель на струнных и духовых инструментах Средневековья, Ренессанса и раннего барокко. На протяжении многих лет сотрудничает с ведущими профессиональными музыкантами-коллекционерами Москвы, среди которых Борис Базуров и Роман Ломов (исторические русские инструменты), Марк Пекарский и Андрей Байрамов (перкуссия), Анатолий Гринденко (смычковые струнные инструменты), Владимир Лазерсон (волынки и исторические духовые), Маргарита Еськина (орган портатив, орган, клавесин, спинет).

    Принимала участие в постановке оперы «Орфей» Монтеверди в Пермском театре оперы и балета имени П. И. Чайковского (спектакль удостоен Национальной театральной премии «Золотая маска»). Выступает в «Театриуме на Серпуховке» под руководством Терезы Дуровой (в спектаклях «Принц и нищий», «Аладдин», «Спящая красавица»), Московском государственном академическом Детском музыкальном театре имени Н. И. Сац (в том числе в первой российской постановке барочной оперы Хуана Идальго де Поланко «Любовь убивает» и спектакле «Игра о душе и теле» Кавальери, удостоенном премии «Золотая маска»), театре «Инклюзион» (спектакль «Здесь больше, чем просто селедка» на музыку Владимира Мартынова, удостоен Гран-при Международного театрального фестиваля «Башня» в Калининграде) и театре «Собор» под руководством Любови Толкалиной. 

    Автор и ведущая музыкально-просветительских абонементов «Соединяя времена», «Дыхание вечности», «Коллекционеры» и «Слово, музыка, игра – в филармонию пора!» в Камерном зале Московской филармонии. Выступает также в музыкально-литературных композициях для детей с использованием песочной анимации. В 2001–2017 годах была солисткой ансамбля старинной музыки «Мадригал». В настоящее время активно сотрудничает с ансамблем «Академия старинной музыки» Московской филармонии (художественный руководитель – Татьяна Гринденко). Ведет семейный абонемент в Мемориальной квартире Святослава Рихтера. Принимает участие в программах радио «Орфей», Радио Москвы, телеканалов «Культура» и «Карусель».

    Обладая редким навыком расшифровки старинных табулатур, Анна Тончева активно вводит в концертно-исполнительскую практику ранее не исполнявшиеся произведения старинных композиторов. Так, она впервые представила российскому слушателю творения Доменико Обицци – ученика Клаудио Монтеверди, а также познакомила публику с творчеством шотландского композитора Джеймса Освальда, автора сборника «Гербарий».