Маттиас Гёрне, Фрайбургский барочный оркестр : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Маттиас Гёрне,
    Фрайбургский барочный оркестр

    19 февраля 2017

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Фрайбургский барочный оркестр
    Готфрид фон дер Гольц, дирижёр и солист (скрипка)
    Маттиас Гёрне (бас-баритон)
    Катарина Арфкен (гобой, Германия)
    Кристина Ротерберг (сопрано, Германия)
    Изабель Рейяль (меццо-сопрано, Германия)
    Флориан Фет (тенор)
    В программе:
    И. С. Бах
    Симфония к Кантате "Am Abend aber desselbigen Sabbats", BWV 42
    Кантата "Ich will den Kreuzstab gerne tragen", BWV 56
    Кантата "Der Friede sei mit Dir", BWV 158
    Концерт для гобоя, скрипки, струнных и basso continuo ре минор, BWV 1060R
    Кантата «Ich habe genug», BWV 82


    Обращаем ваше внимание на абонементы №2 и №3
    «Вершины мастерства. Барокко» сезона 2017-2018

    12+

    Абонемент №3:

    Вершины мастерства.
    Барокко

    Фрайбургский барочный оркестр

    Фрайбургский барочный оркестр имеет более чем 30-летнюю чрезвычайно успешную и насыщенную творческую биографию. Коллектив был основан в 1985 году студентами и выпускниками Фрайбургской высшей школы музыки, а спустя два года дал первый концерт.

    Оркестр специализируется на исполнении музыки барокко и венских классиков в аутентичной манере (И. С. Бах, Гендель, Вивальди, Телеман, Моцарт, Гайдн и их современники, редко исполняемые сочинения И. Й. Фукса, И. Г. Шмельцера, И. К. Баха). Помимо этого, оркестр исполняет на традиционных инструментах музыку эпохи романтизма, XX–XXI веков.

    До 1997 года оркестр возглавлял Томас Хенгельброк. С 1997 года оркестром попеременно дирижируют скрипачи-концертмейстеры Петра Мюллеянс и Готфрид фон дер Гольц. Под их руководством, а также под управлением выдающихся приглашенных маэстро Фрайбургский барочный оркестр ежегодно дает более 100 концертов в различных составах, сочетаниях инструментов, жанрах — от камерного ансамбля до оперного оркестра.

    Коллектив выступает в самых известных концертных залах и оперных театрах: от Фрайбурга и других городов Германии (Берлинская филармония, Лидерхалле в Штуттгарте) до Дальнего Востока. Оркестр гастролировал в парижском Театре Елисейских полей и амстердамском Консертгебау; неоднократно участвовал в крупных международных музыкальных фестивалях: ВВС Proms, Зальцбургском, Донауэшингенском, «Баховской неделе» в Ансбахе, фестивале старинной музыки в Инсбруке, барочном фестивале в Амброне.

    Стилистически безупречная и в то же время эмоционально захватывающая и воодушевляющая публику манера игры, глубина постижения и интерпретации каждого произведения в сочетании с максимальной выразительностью исполнения — таково неизменное кредо Фрайбургского барочного оркестра.

    Все это относится и к выступлениям оркестрантов в сольных программах, требующих высокого индивидуального мастерства.

    «Фрайбургский барочный оркестр — бриллиант чистой воды. Своим техническим мастерством и одухотворенностью музыканты доказывают жизнеспособность исторического исполнительства.Их исполнение — живое и чистое, прозрачное и ясное, утонченное по фразировке и артикуляции, лишенное чрезмерного пафоса — позволяет уловить все детали целого, как музыкального космоса, во всем его безграничном богатстве и полноте. Вот как должна звучать  музыка!» (SalzburgerNachrichten).

    Фрайбургский барочный оркестр постоянно сотрудничает с такими известными исполнителями, как Чечилия Бартоли, Томас Квастхофф, Кристиан Герхайер, Изабель Фауст, Пабло Херас Касадо, Андреас Штайер, Мария Кристина Кир, «Ардитти-квартет», с Оркестром века Просвещения, фрайбургским Ensemble Recherche; крупнейшими музыкантами-аутентистами современности Тревором Пинноком, Рене Якобсом, Тоном Копманом, Николасом Макгеганом, Айвором Болтоном и многими другими.

    На первом диске оркестра, вышедшем в 1990 году, записаны «Гамбургские симфонии» К. Ф. Э. Баха. Ныне в обширной дискографии коллектива — Месса си минор И. С. Баха, «Времена года» Гайдна, «Орфей и «Эвридика» Глюка, «Оттон» Генделя, оркестровые и камерные сочинения Пёрселла, Телемана, Генделя, Гайдна, а также редко звучащие партитуры В. Ф. Баха, И. К. Баха, Я. Д. Зеленки, И. Г. Пизенделя, Г. И. Ф. Бибера, И. Г. Шмельцера, И. Й. Фукса, Л. Г. Дзаватери и других композиторов XVII–XVIII веков.

    Оркестр постоянно делает записи на французской фирме Harmoniamundi. Яркие художественные достижения этого партнерства зафиксированы на многочисленных компакт-дисках, завоевавших такие престижные награды, как Gramophone Award (2011), ECHO Klassik (2007, 2011–2015), DeutschenSchallplattenkritik (2009, 2015), EdisonClassicalMusicAward (2008), ClassicalBritAward (2007).

    Готфрид фон дер Гольц

    Скрипач и дирижер Готфрид фон дер Гольц, представляющий Германию и Норвегию, известен на международной музыкальной арене как выдающийся барочный скрипач и один из арт-директоров Фрайбургского барочного оркестра. Как было принято в XVIII веке, он одновременно является дирижером и концертмейстером оркестра.

    Готфрид фон дер Гольц родился 1 июня 1964 года в Вюрцбурге. Его первыми педагогами были родители. В дальнейшем он профессионально учился музыке в Ганновере, Нью-Йорке и Фрайбурге, а в 21 год стал артистом оркестра Северо-Немецкого радио в Гамбурге. Спустя два года он покинул этот коллектив, решив сосредоточиться на карьере солиста, камерного музыканта и дирижера. 

    Готфрид фон дер Гольц — необычайно разносторонний музыкант, уделяющий основное внимание исполнению камерной музыки в различных составах. Его репертуар простирается от раннего барокко до современной музыки. В частности, он завоевал репутацию непревзойденного знатока и исполнителя музыки т. н. «дрезденского барокко» (Я. Зеленка, И. Д. Хайникен, И. Г. Пизендель, И. И. Кванц и др.), а также сыновей И. С. Баха.

    Значительная часть исполнений запечатлена в обширной дискографии музыканта.

    В течение 20 лет Готфрид фон дер Гольц является руководителем Фрайбургского барочного оркестра. С 1997 по 2004 гг. он был профессором Высшей школы музыки в Вюрцбурге. С октября 2004 года — профессор современной и барочной скрипки в Высшей школе музыки во Фрайбурге.

    Параллельно с руководством Фрайбургским барочным оркестром, Гольц  постоянно выступает  как приглашенный дирижер и солист с ансамблем «Берлинские барочные солисты», Вюртембергским камерным оркестром, Симфоническим оркестром Франкфуртского радио,Канадским барочным оркестром Tafelmusik и другими известными коллективами. Много лет тесно он сотрудничает с Норвежским барочным оркестром в Осло, являясь его артистическим директором.

    Среди увлечений музыканта — плавание в морской воде, а также участие в работе аналитических центров(англ. think tank)—негосударственных научно-исследовательских организаций в области политики, экономики, социологии, права и других направлений гуманитарной деятельности.

    Маттиас Гёрне

    Немецкий бас-баритон Маттиас Гёрне – один из наиболее известных и востребованных певцов современности. Он прославился в первую очередь непревзойденным исполнением камерной вокальной музыки, прежде всего в жанре Lied: песен Шуберта, Шумана, Брамса, Вольфа, Р. Штрауса, Малера, немецких композиторов ХХ века, а также сочинений Шостаковича. Его выступления проходят в самых престижных концертных залах и оперных театрах мира.

    Маттиас Гёрне родился в Веймаре в 1967 году. Обучался в Лейпциге у Ханса-Иоахима Бейера, затем у Элизабет Шварцкопф и Дитриха Фишера-Дискау. Лауреат вокальных конкурсов имени Роберта Шумана в Цвиккау и имени Хуго Вольфа в Штутгарте. В репертуаре певца – заглавные партии в «Воццеке» Берга и «Художнике Матисе» Хиндемита, партии Вольфрама в «Тангейзере», Амфортаса в «Парсифале», Короля Марка и Курвенала в «Тристане и Изольде», Вотана в «Золоте Рейна» и «Валькирии» Вагнера, Ореста в «Электре» и Иоканаана в «Саломее» Р. Штрауса, Папагено в «Волшебной флейте» Моцарта, Пизарро в «Фиделио» Бетховена, Зигфрида в «Геновеве» Шумана, Марселя в «Богеме» Пуччини, Жермона в «Травиате» Верди и другие. Он также поет в редко исполняемых операх композиторов конца XIX–XX веков – Эжена д’Альбера, Вальтера Браунфельса, Ханса Вернера Хенце, Ариберта Раймана. 

    Маттиас Гёрне сотрудничает со знаменитыми оркестрами. Участвует в исполнении масштабных кантатно-ораториальных сочинений, включая Мессу си минор и пассионы Баха, Девятую симфонию Бетховена, оратории «Илия» и «Павел» Мендельсона, «Лазарь» Шуберта, Реквием Форе, «Немецкий реквием» Брамса и «Военный реквием» Бриттена. Выступал со знаменитыми дирижерами, в том числе с Куртом Мазуром, Кентом Нагано, Кристофом Эшенбахом, Манфредом Хонеком и Кириллом Петренко. Среди его партнеров по камерным программам – известные пианисты-аккомпаниаторы и выдающиеся солисты: Лейф Ове Андснес, Антонио Паппано, Кристоф Эшенбах, Хельмут Дойч, Александр Шмальц, Эрик Шнайдер, Андреас Хефлигер, Мартин Хельмхен, Маркус Хинтерхойзер, Даниил Трифонов, Сон Чжин Чо, Инго Мецмахер и Ян Лисецкий. 

    Искусство Маттиаса Гёрне запечатлено на множестве компакт-дисков. Эталонными стали записи циклов «Зимний путь» Шуберта с Альфредом Бренделем (2004) и «Круг песен» Шумана с Владимиром Ашкенази (2005), выпущенные под лейблом Universal Music. В течение шести лет (2008–2014) певец записал 12 CD с избранными песнями Шуберта для лейбла Harmonia Mundi. Среди последних релизов Гёрне – песни Брамса, «Десять ранних песен» Малера в оркестровке Лучано Берио с Симфоническим оркестром Би-би-си и кантаты Баха с Фрайбургским барочным оркестром. Также он принял участие в записях опер «Валькирия» и «Зигфрид» Вагнера с Гонконгским филармоническим оркестром под управлением Япа ван Зведена. В апреле 2019 года вышел альбом с циклами «Любовь поэта» и «Двенадцать стихотворений Ю. Кернера» Шумана (партия фортепиано Лейф Ове Андснес). Записи Маттиаса Гёрне высоко оценены международной музыкальной критикой. Певец удостоен четырех номинаций на премию «Грэмми», премий International Classical Music Award, Gramophone Award, BBC Music Magazine Vocal Award и Diapason d’or / Arte. В 2017 году получил награду ECHO Klassik в категории «Певец года». 

    В сезоне 2018/19 Маттиас Гёрне был «артистом в резиденции» Нью-Йоркского филармонического оркестра. Выступал с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром и Симфоническим оркестром Хьюстона. Исполнял партию Курвенала («Тристан и Изольда») в спектакле Парижской национальной оперы. Его сольные концерты прошли в Берлинской и Парижской филармониях, Карнеги-холле, венском Концертхаусе, Дворце музыки в Барселоне и Сантори-холле в Токио. Летом 2019 года Гёрне выступил на фестивалях в Чикаго («Равиния») и Вербье, а также на Зальцбургском фестивале, где участвовал в исполнении 14-й симфонии Шостаковича с Венским филармоническим оркестром под управлением Франца Вельзера-Мёста. 

    Среди ангажементов текущего сезона – концертная версия «Тристана и Изольды» на Люцернском фестивале с Королевским оркестром Консертгебау, выступления на Узедомском фестивале, в Гамбурге и Любеке с Симфоническим оркестром Северогерманского радио (дирижеры Пабло Эрас-Касадо и Ален Альтиноглу), в Парижской филармонии с Питтсбургским симфоническим оркестром под управлением Манфреда Хонека, Большом зале Санкт-Петербургской филармонии с филармоническим оркестром под управлением Юрия Темирканова, Кёльнской, Люксембургской филармониях и Оперном театре Феррары с Малеровским камерным оркестром (дирижер Дэниел Хардинг), сольные концерты на фестивале искусств в Веймаре, в миланском Ла Скала, Мюнхене, Лейпциге, Вене, Париже, Амстердаме, Мадриде и Сеуле. Певец примет участие в исполнении «Парсифаля» в Театре Капитолия Тулузы, «Летучего голландца» в Берлинской государственной опере и «Замка герцога Синяя Борода» в дрезденской Земпер-опере.

    Катарина Арфкен

    Катарина Арфкен, родившаяся на Севере Германии, выбрала для себя основным творческим направлением игру на исторических инструментах с двойной тростью, в частности, на гобое XVIII века.

    Она работала мастером по изготовлению инструментов. В дальнейшем обучалась игре на классическом и барочном гобое в Базельской Schola Cantorum у Мишеля Пиге и в Королевской консерватоории Гааги у Ку Эббинге.

    Является солисткой Фрайбургского барочного оркестра. Сотрудничала с ансамблем «Английские барочные солисты» под управлением Джона Элиота Гардинера, Амстердамским барочным оркестром под управлением Тона Копмана, камерным оркестром «Кончерто Кёльн» и Берлинской Академией старинной музыки. Выступала в странах Европы, в Китае, Японии, Австралии и США. С ансамблем  Alta Ripa (Ганновер) исполнила премьеру Гобойного концерта Франца-Ксавьера Рихтера; с Фрайбургским барочным оркестром записала Концерт для гобоя с оркестром В. А.  Моцарта (для лейбла Harmonia mundi).

    Катарина Арфкен является профессором Базельской Schola Cantorum и проживает в Швейцарии.  Проводит мастер-классы в Германии, Голландии и Великобритании. 

    Кристина Ротерберг

    Кристина Ротерберг родилась в Дрездене, там же окончила Высшую школу музыки имени К. М. фон Вебера. Певческую карьеру начала в качестве солистки Камерного хора RIAS, где работала с 2005 по 2012 г. 

    В качестве солистки вокального ансамбля участвовала в премьерном исполнении Реквиема Т. Мансуряна, в исполнении и записи „Membra Jesu nostri“ Д. Букстехуде и «Страстей по Матфею» И. С. Баха для звукозаписывающей компании Harmonia mundi (дирижер – Рене Якобс). В 2006 году вышла запись оперы „Le vin herbé“ Ф. Мартена (дирижер Даниэль Ройс), где К. Ротенберг спела одну из ролей.

    Кристина сделала имя не только на концертной, но и на оперной сцене. В 2011 г. она исполнила главную роль в театральной постановке «Тень мечты» (на музыку Г. Шютца, И. К. Баха, Г. Бибера) на фестивале барочной музыки в замке Батцдорф  (Саксония).  В 2014 г. ее можно было услышать в опере Э. Кавальери «Представление о душе и теле», поставленной в Берлинской государственной опере (дирижер Рене Якобс), запись вышла в 2015 году. В 2016 году она спела партию Арминды в опере Моцарта «Мнимая садовница», которая исполнялась  в Берлинском  Музее Боде (дирижер Кристоф Хагель).

    Кристина выступала с известными колективами и дирижерами, среди которых Ханс-Кристоф Радеманн, Рене Якобс, Ринальдо Алессандрини, Сигвардс Клява, Каспар Рутниньш. Она постоянно сотрудничает с Берлинской Академией старинной музыки, камерным оркестром  «Кончерто Кёльн» и оркестром Берлинского Концертхауса.

    В 2014/2015 получила стипендию фонда Walter-Kaminsky для молодых оперных певцов.

    Изабель Рейяль

    Изабель Рейяль обучалась вокалу в Берлинской Высшей школе музыки имени Г. Эйслера и в Консерватории имени Л. Керубини во Флоренции у профессоров Томаса Квастхоффа и Каролы Носсек. Посещала мастер-классы Кристины Шефер, Герда Уэкера, Петера Шрайера, Букхарда Керинга, Хельмута Риллинга и других музыкантов. Во время учебы неоднократно удостаивалась призов на конкурсах молодых исполнителей, включая «Смотр талантов» Хора Берлинской филармонии (2012) и Международный конкурс  Musica Sacra в Риме (2014).

    Сценический дебют певицы состоялся в Дармштадском государственном театре. Она спела партии в мини-опере Карстена Хеннига «Самопознание» и в пьесе Патриции Мартинс «Замерзшая девочка», которые были показаны в рамках международного конкурса музыкального театра. В 2016 году она выступила в Опере Халле в проекте «Произведения будущего». Среди исполненных ею партий –  Рамиро в «Мнимой садовнице» Моцарта, Зита  в «Джанни Скикки» Пуччини,  Нутриче в «Коронации Поппеи» Монтеверди.

    Не менее успешно Изабель Рейяль зарекомендовала себя на концертной сцене.

    В 2017 году она совершает турне с Баховской программой совместно с Фрайбургским барочным оркестром и Маттиасом Герне.  В начале 2018 года запланировано ее участие в исполнении 9 симфонии Бетховена с  Симфоническим оркестром  AnimaEterna г. Брюгге.

    Репертуар певицы включает музыку нескольких веков, начиная с эпохи барокко до опусов современных композиторов. В 2014 году в Берлинской филармонии она участвовала в премьерном исполнении сочинения «Счастье» Гельмута Цапфа, транслировавшемся немецким радио. Среди других ангажементов – участие в Генделевском фестивале, Баховских фестивалях в Тюрингии и Штутгарте, сотрудничество с Гамбургским симфоническим оркестром, оркестром Берлинского Концертхауса, Лейпцигским барочным оркестром, Мюнхенским ансамблем  L'arpaFestante, Хором Берлинской филармонии и другими коллективами. 

    Большое место в ее репертуаре отведено камерной музыке. Изабель представила много премьер опусов малоизвестных композиторов. Вокальные вечера певицы проходили в Берлинской филармонии, в Лирическом салоне Веймара и на фестивале Курта Вайля в Дессау. 

    Флориан Фет

    Флориан Фет, уроженец земли Пфальц, начал обучаться пению в Майнце. В 2012 году окончил Высшую школу музыки Франкфурта в классе профессора Томаса Хейера. Посещал мастер-классы Хельмута Дойча, Герда Тюрка и Хельмута Риллинга. Первые профессиональные выступления певца состоялись на сценах Театра Кобленца и Франкфуртской оперы.

    В 2013 году он участвовал в исполнении оперы „Cantio“  литовского композитора Викинтаса Балтакаса в Берлинском Концертхаусе. В 2014 году был занят в опере Кавальери «Представление о душе и теле», поставленной в Берлинской государственной опере (дирижер Рене Якобс).  Через год выступил на фестивале в Баден-Бадене под управлением дирижера Пабло Эрас-Касадо и в Берлинской опере в «Орфее» Монтеверди (дирижер Торстен Йоханн, режиссер Саша Вальц).  В 2016 году в рамках проекта «Потсдамская зимняя опера» исполнил теноровую партию в оратории Генделя «Израиль в Египте» (дирижер Конрад Юнгхенель, режиссер Верена Штойбер).

    С большим увлечением Флориан Фет выступает в хоровых и камерных ансамблях. Постоянно приглашается в концерты Амстердамского барочного хора, Вокального консорта Берлина и Камерного хора RIAS.