Г. Ф. Гендель – «Тезей»
    Первое исполнение в России

    25 апреля 2017, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    Оливия Фермойлен (меццо-сопрано, Нидерланды)
    Анн Халленберг (меццо-сопрано, Швеция)
    Катерина Каспер (сопрано, Украина-Германия)
    Оуэн Уиллеттс (контратенор, Великобритания)
    Константин Дерри (контратенор, Украина-Испания)
    Катарина Рукгабер (сопрано, Германия)
    Игорь Подоплелов (баритон)
    Государственный академический
    камерный оркестр России
    Дирижёр – Федерико Мария Сарделли (Италия)
    В программе:
    Гендель
    «Тезей» – опера в концертном исполнении.
    Первое исполнение в России


    12+

    Абонемент №4:

    Оперные шедевры

    Оливия Фермойлен

    Оливия Фермойлен начала обучение вокалу в 2000 году в Высшей школе музыки в Детмольде (Германия); в 2003 году она переехала в Берлин, где продолжила обучение в Университете искусств у профессора Юлии Кауфманн. Ее дипломной работой по окончании университета была моноопера Франсиса Пуленка «Человеческий голос» в постановке Каролины Грубер. В течение своего обучения она участвовала в мастер-классах таких известных певцов и пианистов, как Дитрих Фишер-Дискау, Андреас Шолль, Рене Якобс, Томас Квастхофф, Ирвин Гэйдж, Вольфрам Ригер и Аксель Бауни.

    В 2006 году Оливия Фермойлен дебютировала в партии Рамиро в опере Моцарта «Мнимая садовница» на сцене музыкального театра города Констанц; в 2008 году заняла II место на Международном конкурсе камерной вокальной лирики La Voce в Мюнхене, проводимом Баварским радио. В этом же году она выступала в Потсдаме в партии Оберто в опере Генделя «Альцина» под управлением Андреа Маркона; этот же спектакль был показан затем в рамках Генделевского фестиваля в Галле. Певица также выступала в Берлинской филармонии, на фестивале «Киссингенское лето» и Днях старинной музыки в Герне (Германия). С 2008 по 2010 год Оливия Фермойлен – солистка берлинской Komische Oper, исполнила партии Церлины («Дон Жуан» Моцарта), Линетты («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), Фениче («Армида» Глюка), Керубино («Свадьба Фигаро» Моцарта) и другие. В 2011 году она с большим успехом дебютировала на сцене Большого театра России в партии Дитя в опере Равеля «Дитя и волшебство» под управлением Бенджамина Пьоннье, позже выступала в Москве в концертах Московского камерного оркестра Musica Viva. В 2015 году Оливия Фермойлен исполнила партию Анния в концертном исполнении оперы Моцарта «Милосердие Тита» под управлением Стефано Монтанари в Концертном зале им. П. И. Чайковского.

    В числе важнейших ангажементов певицы последних трех лет: дебют в Нидерландской опере («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, дирижер Томаш Нетопил), концертное исполнение «Волшебной флейты» Моцарта в Будапеште под управлением Ивана Фишера, концерты духовной музыки Дворжака под управлением Франса Брюггена в амстердамском Concertgebouw, «Страсти по Матфею» Баха в Мюнхенской филармонии с дирижером Энохом Гуттенбергом, сочинения Петера Этвоша под управлением автора в Берлинской филармонии в рамках

    Берлинского музыкального фестиваля, постановка оперы «Ринальдо» Генделя на Генделевских фестивалях в Галле и Карлсруэ, дебют в Берлинской государственной опере под управлением Рене Якобса, концертное турне и запись Большой мессы до минор Моцарта с Маасаки Судзуки, «Сцены из “Фауста” Гете» Шумана с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Дэниела Хардинга. Оливия Фермойлен также сотрудничает с такими выдающимися дирижерами, как Филипп Херревеге, Михаэль Шенвандт, Алессандро де Марки, Кристоф Шперинг, Жереми Рорер и многими другими.


    Анн Халленберг

    Анн Халленберг, признанная одной из ведущих певиц современности в барочном и классическом репертуаре, выступала в таких театрах, как миланский La Scala, венецианский La Fenice, генуэзский Teatro Carlo Felice, мадридский Teatro Real, венский Theater an der Wien, Цюрихская опера, Парижская опера и Театр на Елисейских Полях, Лионская опера, Нидерландская опера, Баварская государственная опера, дрезденская Semperoper, Норвежская национальная опера, брюссельский театр La Monnaie, Шведская Королевская опера, оперные театры Страсбурга, Бордо, Штутгарта, Монако, Антверпена.

    Певица регулярно работает с лучшими дирижерами, специализирующимися на музыке барокко и венских классиков – в их числе Уильям Кристи, Филипп Херревеге, Марк Минковски, Джон Элиот Гардинер, Ларс Ульрик Мортенсен, Фабио Бьонди, Джованни Антонини, Айвор Болтон, Диего Фазолис, Пол Маккриш, Роджер Норрингтон, Эмманюэль Хайм, Жан-Кристоф Спинози, Оттавио Дантоне, Кристоф Руссе, Алессандро де Марки, Кристофер Мулдс и Стефано Монтанари. В классическом и романтическом репертуаре она также выступала с Риккардо Мути, Кентом Нагано, Лотаром Загрошеком, Альберто Дзеддой и Дэвидом Стерном.

    Репертуар Анн Халленберг простирается от кантатно-ораториальных сочинений Баха, Перселла и Телемана и опер Монтеверди, Генделя и Вивальди до сочинений Бизе, Массне, Брамса и Шоссона. Анн Халленберг выступает в лучших концертных залах Лондона, Берлина, Парижа, Вены, Милана, Стокгольма, на фестивалях в Зальцбурге, Вене, Халле, Стамбуле. В сезоне 2010/11 Анн Халленберг приняла участие в постановке «Итальянки в Алжире» Россини в оперном театре Готенбурга, «Семирамиды» Россини во Фламандской опере в Антверпене, исполнила

    сольные партии в Альтовой рапсодии Брамса в Амстердаме и Кракове, Большой мессе до минор Моцарта в Риме и дала сольный концерт из арий Генделя и Скарлатти на Гайдновском фестивале в Эстерхази (Австрия). Российский дебют певицы с огромным успехом состоялся в Концертном зале им. П. И. Чайковского в Москве в 2011 году – певица исполнила заглавную партию в опере Генделя «Ариодант» (первое исполнение оперы в России) под управлением Кристофера Мулдса. С участием Анн Халленберг выпущены записи опер Генделя «Именей» (CPO), «Сирой» (Harmonia Mundi France), «Аэций» и «Птолемей» (Deutsche Grammophon/Archiv Productions), опер Вивальди «Тит Манлий», «Неистовый Роланд» (Naive) и «Мессинский оракул» (Virgin Classics); на DVD выпущены записи опер Генделя «Ариодант» (спектакль фестиваля в Сполето) и «Ксеркс» (спектакль дрезденской Semperoper), а также Большой мессы до минор Моцарта (концерт в Стокгольме под управлением Джона Элиота Гардинера). В конце 2012 года увидел свет первый сольный альбом певицы – арии для итальянской примадонны Мариэтты Марколини (Naive). Её последующие альбомы с виртуозными ариями, созданными для Фаринелли, с Les Talens Lyriques под управлением Кристофа Руссе, и «Агриппина» Генделя с ансамблем Il pomo d'oro под управлением Риккардо Минази, были удостоены блестящих отзывов прессы и международных наград.

    Среди самых заметных выступлений Анн Халленберг последних сезонов – главные роли в опере Генделя «Агриппина» в Опере Гента, Опере Антверпена и парижском Theatre du Chatelet, в опере Вивальди «Фарнак» под управлением Федерико Марии Сарделли в флорентийском Teatro Comunale, в опере Генделя «Тамерлан» в брюссельском театре La Monnaie, партии альта в «Страстях по Матфею» и «Страстях по Иоанну» Баха с оркестром Академии Santa Cecilia в Риме и Антонио Паппано, Stabat Mater Перголези с оркестром Les Talens Lyriques и Кристофом Руссе. Её сольные проекты включали концерт из арий Оффенбаха под управлением Марка Минковски, программу «Арии для Фаринелли» с оркестром Les Talens Lyriques и Кристофом Руссе в Лондоне и Экс-ан-Провансе, арии Генделя с Ларсом Ульриком Мортенсеном на Генделевском фестивале в Карлсруэ, а также выступления с Джоном Элиотом Гардинером, Фабио Бьонди, Филиппом Херревеге, Полом Маккришем, Эланом Кертисом и Николаусом Арнонкуром.

    Катерина Каспер

    Катерина Каспер училась в Донецкой консерватории у профессора Раисы Колесник и благодаря стипендии Немецкой службы академических обменов продолжила свое обучение в высших школах Нюрнберга и Франкфурта у Эдит Винс и Хедвиг Фассбендер. В настоящее время она является солисткой Франкфуртской оперы, где её репертуар включает партии Софи («Кавалер розы» Р. Штрауса), Сюзанны («Свадьба Фигаро» Моцарта), Гретель («Гензель и Гретель» Хумпердинка), Антониды («Жизнь за царя» Глинки), Нанетты («Фальстаф» Верди) и Памины («Волшебная флейта» Моцарта). В партии Белинды в опере Перселла «Дидона и Эней» Катерина Каспер дебютировала на Эдинбургском фестивале и в Опере Лос-Анджелеса; ее дебют на Брегенцском фестивале состоялся в опере Петера Этвоша «Золотой дракон».

    Певица активно выступает в концертно-ораториальном и камерном репертуаре. Среди важнейших ангажементов последних лет можно назвать выступления с Филармоническим оркестром Турку, на Международном оперном фестивале в Савонлинне (Финляндия), в Токио в Musashino Civic Cultural Hall, с Лондонским филармоническим оркестром в Ройял Фестивал Холл, на фестивале «Гейдельбергская весна», Генделевском фестивале в Карлсруэ, Фестивале Телемана в Магдебурге и на сцене Alte Oper во Франкфурте. Она основала свой собственный ансамбль барочной музыки Théâtre sans rideau. Катерина Каспер является лауреатом различных международных конкурсов, в их числе: Международный конкурс им. Мирьям Хелин в Хельсинки (2014, I премия), Международный конкурс вокалистов в Хертогенбосе (Нидерланды, 2010) и Международный конкурс им. королевы Сони в Осло (2011).


    Оуэн Уиллеттс

    Один из самых перспективных молодых контратеноров Великобритании, Оуэн Уиллеттс учился в Королевской академии музыки в Лондоне. Вскоре после окончания обучения он начал активную исполнительскую деятельность, будучи одинаково востребованным как в оперном, так и в концертно-ораториальном жанре.

    В числе его ангажементов – партии Андроника («Тамерлан» Генделя) на Бакстонском фестивале; Нарцисса («Агриппина» Генделя) на Геттингенском генделевском фестивале, в Театре Ольденбурга и на барочном фестивале в Брисбене (Австралия). Уиллеттс исполнял партии Птолемея («Юлий Цезарь» Генделя) в оперном театре Бонна; Туллия («Арминий» Генделя) на Генделевском фестивале в Карлсруэ и в венском Theater an der Wien; заглавные роли в операх Генделя «Орландо» в оперных театрах Галле и Хайльбронна и «Юлий Цезарь» в Финской национальной опере; партии Арсаче в «Партенопе» Генделя и Орфея в «Орфее и Эвридике» Глюка на фестивале Boston Baroque (США), Stabat Mater Перголези с Оркестром века Просвещения, постановка оперы Монтеверди «Возвращение Улисса на родину» в Opera North, концертное турне с оркестром «Музыканты Лувра». 

    Он также принимал участие в постановках Глайндборнского оперного  фестиваля, Фестиваля старинной музыки в Ванкувере (Канада) и нидерландской Reiseopera. Оуэн Уиллеттс выступал с такими дирижерами, как Марк Минковски, Эммануэль Хаим, Джордж Петру, Кристиан Кёрнан, Лоуренс Каммингс, Мартин Перльман и Рафаэль Пишон.

    Константин Дерри

    Уроженец Украины, Константин Дерри начал свою музыкальную карьеру как пианист в своем родном городе Кривом Роге, а незадолго до окончания учебы по классу фортепиано в Консерватории стал брать уроки вокала. Чтобы продолжить учебу уже как вокалист, он поступил в Национальную музыкальную академию имени П. И. Чайковского в Киеве. В 2009 году Константин поступил в Консерваторию Валенсии (Испания), где обучался под руководством Анны Луизы Чобы и Карлеса Будо; в то же время он брал уроки барочного вокала у Дэвида Мэнсона и Ричарда Левита. В 2013 году получил высшее образование и в 2014 году – степень магистра в Консерватории Валенсии. В 2015 году завоевал II премию на VI Международном конкурсе барочного вокала им. Антонио Чести в Инсбруке (Австрия).

    Среди его недавних ангажементов – партия Духа в опере «Дидона и Эней» Перселла в Королевском театре Мадрида, Auditorio Валенсии, в Театре Ideal Каcтельон-де-ла-Рибера, в театре  Катаррохи и Гран-театре Шативы;  партия Скорбио в мировой премьере оперы «Свадьба во сне» Чести на Фестивале стариной музыки в Инсбруке, партия Фаринелли в спектакле «Фаринелли, кастрат короля Филиппа» Г. Тамбашио в Teatros del Canal в Мадриде, партия Птолемея в опере «Юлий Цезарь» Генделя в Гамбургской камерной опере, партия Орфея в опере «Орфей и Эвридика» Глюка в Киеве, в зале Хоакина Родриго в Валенсии и в Аудитории Ribarroja, а также партия Ринальдо в опере «Ринальдо» Генделя в зале Riba-Roja и зале Хоакина Родриго в Валенсии.

    В ближайших планах певца – исполнение партии Птолемея в опере «Юлий Цезарь» Генделя во Фрайбургском театре, Колдуна и Духа в опере «Дидона и Эней» Перселла в Королевском театре Мадрида и Театре Малаги, Арсамена в опере «Ксеркс» Генделя в Камерной опере Гамбурга, участие в сценической кантате «Кармина Бурана» Орфа в Национальной филармонии Мадрида.

    Катарина Рукгабер

    Катарина Рукгабер родилась в Мюнхене, училась в Баварской театральной академии и Высшей школе музыки и театра . Еще во время обучения она дебютировала на сцене мюнхенского Театра на Гертнерплатц и под руководством дирижера Ульфа Ширмера с Симфоническим оркестром Мюнхенского радио и Камерным оркестром Мюнхена (партия Серпетты в «Мнимой садовнице» Моцарта). В 2012 году дебютировала на Бамбергской биеннале с Симфоническим оркестром Бамберга под руководством Айнарса Рубикиса. В студенческие годы она исполняла партии Анны («Виндзорские проказницы» Николаи), Сервилии («Милосердие Тита» Моцарта) и Гувернантки («Поворот винта» Бриттена).

    В сезоне 2013/14 певица дебютировала в опере Телемана «Орфей» в партии Эвридики во Франкфуртской опере, после чего была приглашена в оперную студию театра, где впоследствии принимала участие в спектаклях «Гензель и Гретель» Хумпердинка, «Русалка» Дворжака, «Эврианта» Вебера. В прошедшем сезоне она дебютировала на сцене Франкфуртской оперы в партиях Сюзанны («Свадьба Фигаро» Моцарта), Лесной птички («Зигфрид» Вагнера) и Фраскиты («Кармен» Бизе).

    Помимо оперного репертуара, Катарина Рукгабер уделяет много внимания камерной вокальной музыке: она представляла свои камерные программы с пианистом Хельмутом Дойчем в Штутгарте и с Гюрцених-квартетом в Кельне.

    Игорь Подоплелов

    Родился 9 апреля 1993 года в городе Кирове. С 2009 по 2013 год учился в Музыкальном колледже имени А. Н. Скрябина. В настоящее время студент Академии хорового искусства имени В. С. Попова (класс профессора Н. Б. Никулиной). Артист хора Московского музыкального театра «Геликон-опера». Лауреат международных конкурсов. В 2015 году на российском конкурсе вокалистов «Серебряный голос» стал обладателем II премии. В октябре 2015 года певец принял участие в концертном исполнении оперы «Гамлет» Тома в Концертное зале

    Чайковского с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии под управлением Бенджамина Пьоннье.

    Государственный академический камерный оркестр России

    Оркестр создан всемирно известным альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, созданный по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса). Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 5 марта 1956 года в Малом зале Московской консерватории, в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии.

    «Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», — писал Дмитрий Шостакович. 

    В 1950-60-х годах в оркестре под руководством Рудольфа Баршая играли такие известные солисты, как скрипачи Борис Шульгин (первый концертмейстер МКО), Лев Маркиз, Владимир Рабей, Андрей Абраменков, альтист Генрих Талалян, виолончелисты Алла Васильева, Борис Доброхотов, контрабасист Леопольд Андреев, флейтисты Александр Корнеев и Наум Зайдель, гобоист Альберт Зайонц, валторнист Борис Афанасьев, органист и клавесинист Сергей Дижур… 

    Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (некоторые из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных авторов: Николая Ракова, Юрия Левитина, Георгия Свиридова, Кара Караева, Мечислава Вайнберга, Александра Локшина, Германа Галынина, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Витаутаса Баркаускаса, Яана Ряэтса, Альфреда Шнитке и других. Многие композиторы создавали музыку специально для Московского камерного оркестра. Так, Дмитрий Шостакович посвятил ему Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде. 

    После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009). В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический». Сегодня ГАКО – одиз из ведущих камерных коллективов России. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. 

    В разное время с оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Фредерик Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты, ансамбли и дирижеры. 

    Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и в студии, охватывающая самый широкий репертуар — от музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Сhandos, Philips и других. К 50-летнему юбилею коллектива на студии Delos выпущена серия из 30 CD. 

    В январе 2010 года художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин. За годы его руководства произошло значительное обновление оркестра, существенно расширился репертуар. В программах коллектива Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с композициями на темы рок-групп, музыкой в стиле этно и саундтреками. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал участникам второго тура XIV и XV Международных конкурсов имени Чайковского (специальность «фортепиано»). 

    В программах сезона 2017/18 оркестр сотрудничает с такими выдающимися музыкантами, как Андрес Мустонен, Давид Грималь, Стефано Монтанари, Альбрехт Майер, Хансйорг Альбрехт. Несколько концертов пройдут совместно со скрипачом и дирижером Жан-Кристофом Спинози – в Москве, Париже и Бресте (Нормандия). Ярким завершением сезона станет исполнение оперы Генделя «Оттон» с участием зарубежных солистов и дирижера Кристофера Мулдса.

    Федерико Мария Сарделли

    Флейтист, дирижер, музыковед, художник, публицист и писатель в одном лице, Федерико Мария Сарделли основал в 1984 году оркестр старинных инструментов Modo Antiquo, с которым на протяжении многих лет регулярно даёт концерты. Он также активно выступает как приглашённый дирижер с такими оркестрами, как лейпцигский Gewandhaus, Государственная капелла Галле, Камерная академия Потсдама, Королевский филармонический оркестр Галисии, оркестр театра Maggio Musicale Fiorentino, оркестр оперного фестиваля Arena di Verona, Камерный оркестр Мантуи. С 2006 года он является главным приглашённым дирижером Филармонического оркестра Турина.

    Записи Федерико Марии Сарделли выходили на лейблах Naive и Deutsche Grammophon; Он дважды был номинирован на премию Grammy. С участием дирижера появилось много записей, отмеченных международных призами критики в рамках издания всех сочинений Вивальди на лейбле Naive – Vivaldi Edition. Им записаны оперы Вивальди «Арсильда, королева Понтийская», «Неистовый Роланд», «Тит Манлий», «Монтесума» и «Атенаида». Среди его последних ангажементов – постановка «Дидоны и Энея» Перселла в туринском Teatro Regio, выступления на фестивале Гаэтано Доницетти в Бергамо, концертное исполнение «Альцины» Генделя в рамках абонемента Московской филармонии «Оперные шедевры» и программа сочинений Гайдна с Российским национальным оркестром.

    Федерико Мария Сарделли уделяет много времени музыковедческой деятельности. Он входит в научный комитет Итальянского института Антонио Вивальди, ему принадлежат научные публикации и книги. Он является редактором критических изданий музыки Вивальди. В ноябре 2009 года он был удостоен почетной медали Gonfalone d'Argento, присуждаемой правительством Тосканы за выдающийся вклад в науку и искусство.