В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
16 января 2015
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаСоло в оркестре:Екатерина Назарова (скрипка)Илья Пашинцев (виолончель)Александра Коренева (клавесин)
При поддержке Министерства культуры
Российской Федерации
Абонемент №1:
Оперные шедевры
Инга Кална родилась в Риге, окончила Музыкальную школу им. Э. Дарзиньша, после чего поступила в Латвийскую академию музыки по специальности «музыковедение». Занятия вокалом она начала в Риге и продолжила в Королевской академии музыки в Лондоне. После удачного дебюта в роли Памины («Волшебная флейта» Моцарта) она была приглашена в штат Латвийской национальной оперы, где исполняла такие роли, как Мими («Богема» Пуччини), Джильда («Риголетто» Верди) и заглавные партии в операх «Альцина» Генделя и «Лючия ди Ламмермур» Доницетти.
В 1999 году Инга Кална стала солисткой Международной оперной студии при Гамбургской государственной опере. В последующие годы она существенно расширила свой репертуар, который пополнился такими партиями, как Олимпия, Стелла и Антония («Сказки Гофмана» Оффенбаха), Адина («Любовный напиток» Доницетти), Ксения («Борис Годунов» Мусоргского), Виолетта («Травиата» Верди), Фиорилла («Турок в Италии» Россини), Донна Анна («Дон Жуан» Моцарта) и многими другими. Певица чрезвычайно востребована в старинном репертуаре, исполняла ведущие роли в операх Рейнхарда Кайзера, Георга Фридриха Генделя, Франческо Конти, Антонио Вивальди с такими дирижерами, как Рене Якобс, Гарри Биккет, Андреа Маркон и Алан Кертис в рамках Фестиваля старинной музыки в Инсбруке, фестиваля Радио Франции в Монпелье, Дрезденского музыкального фестиваля. Певица также выступала в таких театрах, как Нидерландская опера, брюссельский La Monnaie, барселонский Liceu, а также на Зальцбургском фестивале. Инга Кална сотрудничала с такими дирижерами, как Колин Дэвис, Риккардо Мути, Инго Метцмахер, Михаил Плетнев, Маурицио Бенини, Марк Сустро, Герд Альбрехт.
В Москве Инга Кална выступала в рамках Большого фестиваля Российского национального оркестра и в концертных исполнениях опер «Идоменей» Моцарта (дирижер Александр Рудин, декабрь 2009 года) и «Мария Стюарт» Доницетти (дирижер Джулиан Рейнольдс, сентябрь 2012 года) в рамках оперного абонемента Московской филармонии.
В течение последних театральных сезонов ангажементы Инги Кална включают выступления в барселонском театре Liceu («Люций Сулла» Моцарта), Гамбургской государственной опере («Так поступают все» Моцарта), Берлинской государственной опере («Триумф времени и правды» Генделя) и Женевской опере («Травиата» Верди); в текущем сезоне она дебютирует на сцене миланского театра La Scala («Люций Сулла» Моцарта), выступает в Гамбургской государственной опере («Свадьба Фигаро» Моцарта), Латвийской национальной опере («Виллисы» Пуччини и мировая премьера оперы А. Матскаса «Валентина»).
В числе записей с участием Инги Кална – «Ринальдо» Генделя и «Волшебная флейта» Моцарта с Фрайбургским барочным оркестром под управлением Рене Якобса для Harmonia Mundi France, «Монтесума» Вивальди c оркестром Il Complesso Barocco под руководством Алана Кертиса для Deutsche Grammophon и «Художник Матис» Хиндемита с оркестром Гамбургской государственной оперы под управлением Симоны Янг для лейбла Oehms.
Вивика Жено родилась в 1969 году в Фэрбанксе на Аляске. Профессиональный дебют певицы состоялся в 1994 году на сцене Флорентийской оперы в партии Изабеллы («Итальянка в Алжире» Россини). В этой роли она в дальнейшем выступала в Парижской опере, Опере Сан-Франциско, Опере Миннесоты, Королевском театре в Турине и др. Партии Анджелины в «Золушке», Розины в «Севильском цирюльнике», Малколма в «Деве озера» Россини открыли для нее двери нью-йоркской Метрополитен-оперы, Баварской и Венской государственных опер, Вашингтонской оперы, Большого театра Женевы, Нидерландской оперы, Театра Елисейских Полей в Париже, дрезденской Земпер-оперы, Муниципального театра Сантьяго, Новой Израильской оперы, Оперы Цюриха и других крупных театров мира.
Певица сотрудничает с лучшими коллективами и дирижерами, специализирующимися в области исторически ориентированного исполнительства: Фрайбургским барочным оркестром и Рене Якобсом, Les Talens Lyriques и Кристофом Руссе, Europa Galante и Фабио Бьонди, Modo Antiquo и Федерико Марией Сарделли, Le Violon du Roy и Бернаром Лабадье, Il Complesso Barocco и Аланом Кёртисом, Matheus и Жан-Кристофом Спинози, «Музыкантами Лувра» и другими.
Исполняет партии Орсини («Лукреция Борджиа» Доницетти), Хассама («Алахор в Гранаде» Доницетти), Антония, Селима («Антоний и Клеопатра», «Сулейман» Хассе), Юноны («Актеон» Шарпантье), Вечности и Дианы («Каллисто» Кавалли), партии в операх Генделя («Ринальдо», «Орландо», «Родриго», «Юлий Цезарь в Египте», «Арминий» – заглавные роли, «Ариодант» – заглавная роль и Полинесс, «Агриппина» – Нерон, «Альцина» – Брадаманта, «Ксеркс» – Арсамен, «Луций Корнелий Сулла» – Лепид, «Атенаида» – Феодосий), Монтеверди («Возвращение Улисса на родину» – Пенелопа), Вивальди («Баязет» – Ирена, «Катон в Утике» – Эмилия), Глюка («Орфей и Эвридика» – Орфей).
Один из ключевых авторов в репертуаре певицы является Иоганн Адольф Хассе. В 2017 году она исполнила партию Пирама («Пирам и Фисба» Хассе) в Будапеште, Вене и Валенсии. В 2019 году представила программу из музыки Доменико Галло, Генделя, Хассе и Вивальди Sulla Via della Seta с ансамблем La magnifica comunità под управлением Энрико Казаццы. В 2020 году на Фестивале барочной оперы в Байройте с берлинским ансамблем Lautten Compagney исполнила программу «Божественный саксонец (фрагменты из опер Хассе); в венском Театре ан дер Вин приняла участие в концертных исполнениях опер «Меропа» Риккардо Броски, «Родриго» Генделя и «Ирена» Хассе.
В числе других заметных событий последних сезонов – совместный концерт Вивики Жено с меццо-сопрано Анн Халленберг на Генделевском фестивале в Карлсруэ; концерт с ансамблем Bach Consort в венском зале Музикферайн с программой из сочинений Вивальди; цикл концертов в Антверпене и Валетте, посвященных Фаринелли, с ансамблем Concerto de’ Cavalieri под управлением Марчелло Ди Лизы; программа «Порпора vs Гендель» с оркестром «Музыканты Лувра» на барочном фестивале в Валетте; программа «Дрезденский двор» в Мадриде, Овьедо и Барселоне с ансамблем Vespres d’Arnadí; «Пиротехника: от Вивальди до Пьяццолы» – на Фестивале духовной и барочной музыки во Фровилле.
В 2021 году Вивика Жено дебютировала в партии Разочарования в оратории Генделя «Триумф Времени и Разочарования» с венским оркестром Bach Consort в Линце и Парме. В 2022 году она выступит в роли Мегакла в «Олимпиаде» Перголези в Опере Цюриха (дирижер – Оттавио Дантоне), намечены также гастроли в Китае, Германии, Италии, Японии, Испании, Швейцарии и США.
Обширная дискография певицы включает ряд альбомов, отмеченных престижными международными премиями. В их числе записи опер «Ринальдо» и «Арминий» Генделя, «Баязет» и «Атенаида» Вивальди. Огромный резонанс во всем мире получил сольный альбом певицы «Арии для Фаринелли». В рамках сотрудничества с фирмой Virgin Classics Вивика
Жено также записала сборник арий бельканто, ораторию Алессандро Скарлатти «Святая троица», кантаты и оперные арии Генделя, Хассе, Вивальди. В числе ее последних релизов – записи опер «Артаксеркс» Хассе, «Ксеркс» Генделя, двойной альбом Baroque Gender Stories.
Вивика Жено удостоена премии ARIA (1997), Премии имени Кристофера Кина от Нью-Йоркской городской оперы (2007), Премии меценатов Питтсбургской оперы (2008), Премии имени Генделя от муниципалитета города Галле (2017), Премии имени Хассе от фонда, носящего имя композитора (2019). Певице посвящен документальный фильм «Голос из холодов» (A Voice Out of the Cold, 2007).
Уроженка Дублина Патрисия Бардон обучалась пению в Дублинском колледже музыки и получила широкую известность, став самым юным лауреатом всемирно известного конкурса CardiffSingeroftheWorld за всю его историю. После этой победы она быстро завоевала известность как одна из самых разносторонних и одаренных певиц своего поколения. В числе дирижеров, с которыми она работала – Зубин Мета, Бернард Хайтинк, Клаудио Аббадо, Карло Рицци, Антонио Паппано, Кристоф Эшенбах, Уильям Кристи и Марк Минковский.
Репертуар Патрисии Бардон охватывает несколько столетий – от опер Монтеверди, Генделя и Глюка до сочинений Россини, Бизе, Верди и современных авторов. Среди ее важных ангажементов последних лет – Арзаче («Семирамида» Россини) и заглавная роль в «Танкреде» Россини в венецианском театре LaFenice, главная партия в «Золушке» Россини в брюссельском LaMonnaie и в Лозаннской опере, главная роль в «Кармен» Бизе в Гамбургской государственной опере, Пенелопа («Возвращение Улисса на родину» Монтеверди) во Флоренции, Афинах и на сцене Берлинской государственной оперы. На сцене Уэльской национальной оперы она исполнила роль Азучены («Трубадур» Верди), а в Английской национальной опере – партию Эрды в тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга». Два года назад состоялся ее дебют в Парижской опере в мировой премьере оперы Кайи Сарьяхо “AdrianaMater” под руководством Эсы-Пекки Салонена в постановке Питера Селларса.
Завоевав репутацию одной из лучших генделевских певиц современности, Патрисия Бардон выступала в главной роли в опере «Орландо» на фестивале в Экс-ан-Провансе, в Нью-Йорке, Париже, Лионе и Антверпене; в партии Корнелии («Юлий Цезарь») в Баварской государственной опере в Мюнхене, Дрездене, Монпеллье и на сцене нью-йоркской MetropolitanOpera; в других генделевских ролях в Дроттнинхольмском барочном театре (Швеция), Чикагской Лирической опере, Английской национальной опере, барселонском Liceu, Нидерландской опере и Триесте. Обширная дискография певицы включает записи для лейблов Erato, Decca, Chandos, Opera Rara, Teldec. В числе ее последних выступлений – ангажементы в Амстердаме, Чикаго, Хельсинки, Вене, мадридском TeatroReal и Вашингтонской опере (где ее партнером в «Тамерлане» Генделя был Пласидо Доминго), а также в Английской национальной опере и венском Theater an der Wien («Партенопа» Генделя) и на Глайндборнском оперном фестивале («Юлий Цезарь» Генделя), а также на Большом фестивале Российского национального оркестра («Танкред» Россини под управлением Альберто Дзедды). Певица принимала участие в записи оперы Россини «Эрмиона» для Opera Rara.
Среди важнейших выступлений Патрисии Бардон прошлого сезона и в будущем – «Альцина» Генделя в Парижской национальной опере, «Кольцо нибелунга» Вагнера в нью-йоркской Metropolitan Opera, «Кармен» Бизе в Лос-Анджелесской опере, «Юлий Цезарь» Генделя в Нидерландской опере и мировая премьера оперы Джона Адамса «Евангелие от другой Марии» (режиссер Питер Селларс) в Английской национальной опере.
Анна Девин родилась в Дублине. Обучалась вокалу в Королевской Ирландской академии музыки в Дублине, затем в Высшей школе музыки и драмы Гилдхолл и Национальной оперной студии в Лондоне. В 2010–2012 гг. была участницей молодежной программы Джетт Паркер Королевского оперного театра Ковент-Гарден.
В 2013 году дебютировала на Генделевском фестивале в Геттингене в опере «Фарамонд» (Клотильда). В последующие годы стала одной из ведущих европейских исполнительниц партий в операх и ораториях Генделя, участницей Генделевских фестивалей в Лондоне, Геттингене и Карлсруэ. В 2015 году за исполнение партии Клотильды в опере «Фарамонд» с ансамблем Brisbane Baroque в Австралии певица была удостоена премии Helpmann Awards в категории «лучшая роль второго плана».
Анна Девин поет в Королевском театре Ковент-Гарден, Ирландской национальной опере, Королевском театре в Мадриде, Опере Цюриха, Шотландской опере, Валлийской национальной опере, миланском театре Ла Скала, нью-йоркском Карнеги-холле, лондонском Уигмор-холле; выступает на Глайндборнском фестивале и фестивале BBC Proms в Лондоне, Баховском фестивале в Лозанне, Брайтонском фестивале старинной музыки, фестивале в Белфасте, фестивалях «Гарсингтонская опера», «Неделя Моцарта» в Зальцбурге, фестивале камерной музыки в Вест-Корке. Сотрудничала с компаниями Early Opera, Opera Collective.
С концертными программами выступает в Европе и США, исполняя разнообразный репертуар, который включает в себя широкий спектр духовных и светских произведений. Сотрудничала с Венским филармоническим оркестром, Оркестром Халле (Манчестер), Национальным симфоническим оркестром Ирландского радио (RTÉ), симфоническими оркестрами Хьюстона, Сиэтла, Миннесоты, Санкт-Петербургской филармонии, Royal Northern Sinfonia, Королевским филармоническим оркестром (Лондон), Ирландским камерным оркестром, Ирландским барочным оркестром, оркестром The English Concert под управлением Гарри Бикета, Борнмутским симфоническим оркестром под управлением Лоуренса Каммингса, оркестром «Музыканты Лувра» под управлением Марка Минковски. Также среди дирижеров, с которыми выступала певица, – Уильям Кристи, Кристиан Кёрнин, Оттавио Дантоне, Айвор Болтон, Колин Дэвис, Янник Незе-Сеген, Антонио Паппано.
В репертуаре Анны Девин – Мелхола, Моргана, Семела, Туснельда, Клеопатра, Галатея и Поппея («Саул», «Альцина», «Семела», «Арминий», «Юлий Цезарь в Египте», «Ацис и Галатея» и «Агриппина» Генделя), Церлина, Сюзанна, Целия, Илия и Памина («Дон Жуан», «Свадьба Фигаро», «Луций Сулла», «Идоменей» и «Волшебная флейта» Моцарта), Сильвия («Необитаемый остров» Гайдна), Графиня Адель («Граф Ори» Россини), Мари («Дочь полка» Доницетти), Розана («Истина в испытании» Вивальди), Каллисто в одноименной опере Кавалли, Гретель («Гензель и Гретель» Хумпердинка), Нанетта («Фальстаф» Верди), Лауретта («Джанни Скикки» Пуччини), Софи («Вертер» Массне), Пастушка/Летучая мышь («Дитя и волшебство» Равеля), Гувернантка («Поворот винта» Бриттена) и другие партии.
В сезоне 2019/20 Анна Девин выступила в роли Альмирены («Ринальдо» Генделя) в гастрольной программе Глайндборнского фестиваля, Мелхолы («Саул») в парижском Театре Шатле, Ифисы («Иеффай» Генделя) в берлинской Комише Опер. Дебютировала с оркестром La Scintilla в Опере Цюриха с программой из арий Яна Дисмаса Зеленки. Летом 2021 года исполнила партию Мелиссы в опере «Амадис Галльский» Генделя на фестивале «Гарсингтонская опера». В числе ангажементов сезона 2021/22 – Генделевский фестиваль в Москве (Роделинда в одноименной опере), «Амадис Галльский» в Аудитории Барселоны, «Мария Стюарт» Доницетти (Елизавета) в Ирландской национальной опере.
В дискографии Анны Девин – полные записи опер «Арминий» и «Фарамонд» (с Генделевского фестиваля в Геттингене), «Король-пастух» и «Митридат, царь Понтийский» Моцарта, сборник арий, записанный с ансамблем Arcangelo.
Один из ведущих теноров Великобритании Бенджамин
Хьюлетт учился в GuildhallSchoolofMusicandDrama в
Лондоне и в Новом колледже в Оксфорде. На протяжении нескольких лет Бенджамин
Хьюлетт является штатным солистом Гамбургской государственной оперы, где его
репертуар включает партии Тамино («Волшебная флейта» Моцарта), Жакино
(«Фиделио» Бетховена), Оронта («Альцина» Генделя), Арбаса («Идоменей» Моцарта),
Арнальты («Коронация Поппеи» Монтеверди). Ангажементы в других оперных театрах
включают роли Оронта («Альцина» Генделя в Баварской государственной опере),
Феррандо («Так поступают все» Моцарта в GrangeParkOpera), Джокондо («Пробный камень» Россини во Фрайбургской
опере), Дона Оттавио («Дон Жуан» Моцарта в Уэльской национальной опере). Он
также выступал в Нидерландской опере, Лондонской Королевской опере Covent
Garden, парижском Theatre du Chatelet и Римской опере.
На концертной эстраде Бенджамин Хьюлетт сотрудничал с такими дирижерами, как Саймон Рэттл, Эндрю Дэвис, Роджер Норрингтон, Филипп Херрвег, Владимир Юровский, Джон Элиот Гардинер, Фридер Берниус, Кристофер Хогвуд, Джеффри Тейт, Джеймс Конлон и Фабио Бьонди. Его выступления проходили на фестивале BBC Proms в Лондоне, Генделевском фестивале в Халле, в амстердамском Concertgebouw, лейпцигском Gewandhaus, а также в концертных залах Мадрида, Рима, Гранады, Роттердама, Мюнхена и Зальцбурга. Помимо концертного и оперного репертуара певец уделяет большое внимание камерным программам, которые представлял на Бакстонском фестивале, в Гамбургской государственной опере, Национальной портретной галерее и Wigmore Hall в Лондоне.
Ангажементы певца последних нескольких лет включают несколько спектаклей в Гамбургской государственной опере («Так поступают все» и «Волшебная флейта» Моцарта), а также выступления в амстердамском Concertgebouw («Армида» и «Времена года» Гайдна с дирижером Бруно Вайлем), венском Musikverein (заглавная роль в оратории Гайдна «Возвращение Товия»), концерты с Венецианским барочным оркестром («Поединок Танкреда и Клоринды» Монтеверди) и Гамбургским симфоническим оркестром (Серенада для тенора Бриттена). В этом сезоне он выступает в Уэльской национальной опере («Волшебная флейта» Моцарта), амстердамском Concertgebouw («Страсти по Иоанну» Баха с Королевским оркестром Concertgebouw), дебютирует на Глайндборнском оперном фестивале («Саул» Генделя), поет в венском зале Musikverein («Саул» Генделя с Николаусом Арнонкуром).
Бенджамин Хьюлетт принимал участие в записях ораторий Генделя «Мессия» (с Штутгартским барочным оркестром) и «Оживленный, задумчивый и умеренный» (с оркестром Collegium Cartusianum), песен Вольфа, вокальных сочинений Тернеджа, Кнуссена и Суэйна и серенады Джона Экклса «Суд Париса» (с оркестром EarlyOperaCompany).
Алина Яровая родилась в Луганске. Окончила Донецкую государственную музыкальную академию имени Прокофьева. Совершенствовалась под руководством мэтров мировой сцены, в числе которых Лора Клейкомб, Евгений Нестеренко, Джоан Роджерс, Дайана Зола, Елена Образцова, Монтсеррат Кабалье, Эрмонела Яхо и др. Участвовала в Моцартовской академии в Экс-ан-Провансе (Франция). Стажировалась в Центре оперного пения Галины Вишневской и Баховской академии в Бохуме (Германия).
Дипломант Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой (Санкт-Петербург, 2009), лауреат III премии Международного вокального конкурса имени Шаляпина «Голоса над Волгой» (Плёс, 2010). Лауреат молодежной премии «Триумф» (2010). Заслуженная артистка Республики Дагестан (2014).
В 2005–2009 гг. – солистка Донецкого национального музыкально-драматического театра. В 2009–2011 гг. – артистка Молодежной оперной программы Большого театра России, в 2014–2015 гг. – солистка труппы. На сцене ГАБТа исполнила более двадцати оперных партий. За главную роль в опере «Дитя и волшебство» Равеля номинировалась на Российскую национальную театральную премию «Золотая маска». В сезоне 2012/13 дебютировала в Королевском театре Мадрида в партии Ксении («Борис Годунов» Мусоргского). С 2017 года – солистка Московской областной филармонии под руководством Максима Дунаевского.
Выступала с Национальным филармоническим оркестром России, Московским государственным академическим симфоническим оркестром под руководством Павла Когана, камерными оркестрами «Виртуозы Москвы», Musica Viva, ансамблем «Солисты Москвы» и другими коллективами под управлением Владимира Спивакова, Юрия Башмета, Александра Рудина, Владимира Андропова, Василия Синайского, Кристофера Мулдса, Фабио Мастранджело, Теодора Курентзиса и др. С Московским государственным академическим камерным хором под управлением Владимира Минина исполняла Реквием Моцарта и «Колокола» Рахманинова.
Принимала участие в благотворительных концертах фондов «Будущее России» и «Добродетель», благотворительных вечерах Каннского фестиваля, различных мероприятиях ООН и ЮНЕСКО, Днях Москвы в Ницце и Монте-Карло.
Родился в 1984 году в Молдове. Окончил Музыкальный колледж имени Штефана Няги в Бельцах, затем кишиневскую Академию музыки, театра и изобразительного искусства (класс профессора Виктории Слюсаревской).
В 2005–2007 гг. участвовал в студенческом фестивале «Мэрцишор» (Кишинев); был солистом Национального театра оперы и балета Республики Молдова. В 2011 году принят в Молодежную оперную программу Большого театра России. Участвовал в мастер-классах Елены Образцовой, Евгения Нестеренко, Ирины Богачевой, Джулио Дзаппы, Алессандро Аморетти. В 2013–2017 г. – солист оперной труппы Большого театра.
Лауреат международных конкурсов «Романсиада» (ΙΙΙ премия, 2008), имени М. И. Глинки (III премия, 2011), «Новые голоса» в Гютерсло, Германия (II премия, 2021), дипломант конкурса имени Хариклеи Даркле в Румынии (2010), лауреат III премии Дельфийский игр в Саратове (2008).
Выступал в Опере Анже и Нанта, Большом театре Варшавы, Опере Ниццы, Михайловском театре в Санкт-Петербурге, на Бакстонском международном фестивале, Россиниевском фестивале в Пезаро, Зимнем фестивале искусств Юрия Башмета в Сочи, Большом фестивале Российского национального оркестра, Рождественском фестивале духовной музыки в ММДМ.
Исполнял партии Гремина («Евгений Онегин» Чайковского) и Императора («Соловей» Стравинского) в Канадской опере, партию Раймондо («Лючия ди Ламмермур» Доницетти) в Опере Монреаля и Опере Цюриха. Принимал участие в исполнении Реквиема Верди с Израильским филармоническим оркестром под управлением Зубина Меты, оперы «Царь Эдип» Стравинского с Симфоническим оркестром Лейпцигского радио под управлением Ристо Йоста, «Нельсон-мессы» Гайдна с Оркестром эпохи Просвещения под управлением Пола Гудвина на фестивале «Декабрьские вечера Святослава Рихтера».
Также в репертуаре певца – Сальери, Малюта/Собакин, Полкан («Моцарт и Сальери», «Царская невеста», «Золотой петушок» Римского-Корсакова), Бартоло, Орой, Орбаццано («Севильский цирюльник», «Семирамида», «Танкред» Россини), Спарафучиле, Банко, Монах («Риголетто», «Макбет», «Дон Карлос» Верди), Король Рене («Иоланта» Чайковского), Публий, Зарастро, Дон Альфонсо, Бартоло/Фигаро («Милосердие Тита», «Волшебная флейта», «Так поступают все женщины», «Свадьба Фигаро» Моцарта), Матвей Виссман, Фарфарелло («Огненный ангел», «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), Анджелотти, Коллен («Тоска», «Богема» Пуччини), Граф Рудольф («Сомнамбула» Беллини), Лейтенант Рэтклифф («Билли Бадд» Бриттена) и другие партии.
В 2020 году компания PentaToneвыпустила запись 13-й симфонии Шостаковича («Бабий Яр») в исполнении Олега Цыбулько и Российского национального оркестра под управлением Кирилла Карабица. Певец сотрудничал также с такими известными дирижерами, как Василий Синайский, Геннадий Рождественский, Алан Бурибаев, Альберто Дзедда, Антонино Фольяни, Михаэль Гюттлер, Кристофер Мулдс, Лоран Кампеллоне, Джулиан Рейнольдс, Федерико Мария Сарделли, Уильям Лэйси, Туган Сохиев, Энрике Маццола, Василий Петренко, Энтони Уокер, Александр Ведерников.
Оркестр создан всемирно известным альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, созданный по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса). Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 2 апреля 1956 года в Малом зале Московской консерватории, в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии.
«Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», – писал Дмитрий Шостакович.
В 1950–60-х годах в оркестре под руководством Рудольфа Баршая играли такие известные солисты, как скрипачи Борис Шульгин (первый концертмейстер МКО), Лев Маркиз, Владимир Рабей, Андрей Абраменков, альтист Генрих Талалян, виолончелисты Алла Васильева, Борис Доброхотов, контрабасист Леопольд Андреев, флейтисты Александр Корнеев и Наум Зайдель, гобоист Альберт Зайонц, валторнист Борис Афанасьев, органист и клавесинист Сергей Дижур, а также многие другие.
Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (многие из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных авторов: Николая Ракова, Юрия Левитина, Георгия Свиридова, Кара Караева, Мечислава Вайнберга, Александра Локшина, Германа Галынина, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Витаутаса Баркаускаса, Яана Ряэтса, Альфреда Шнитке и других. Многие композиторы создавали музыку специально для Московского камерного оркестра, в частности Дмитрий Шостакович – Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде.
После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009). В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический».
Сегодня ГАКО – один из ведущих камерных коллективов России. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. Его концерты проходили на таких престижных сценах, как Консертгебау в Амстердаме, Альте Опер во Франкфурте, Шаушпильхаус в Берлине, Зал королевы Елизаветы в Лондоне, зал Плейель в Париже, Карнеги-холл в Нью-Йорке, Дэвис-холл в Сан-Франциско, Сантори-холл в Токио. Коллектив представлял Россию на Международном фестивале в честь 50-летия образования ООН (1995) и на Международном экономическом форуме в Давосе (1998).
С оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Фредди Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков, Гаспар Кассадо, Антонио Менезес; арфистка Ольга Эрдели; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг, Роберто Аланья, Дмитрий Хворостовский; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй; саксофонист Федерико Мондельчи; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты, ансамбли и дирижеры.
Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и в студии, охватывающая самый широкий репертуар – от музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Chandos, Philips и других. К 50-летию коллектива на студии Delos выпущена серия из 30 CD.
В январе 2010 года художественным руководителем оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин. За годы его руководства произошло значительное обновление оркестра, существенно расширился репертуар. В программах коллектива «Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с современной академической музыкой, композициями на темы рок-групп, этно-музыкой и саундтреками. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал пианистам – участникам второго тура Международного конкурса имени П. И. Чайковского. В 2021 году оркестр участвовал в фестивале Московской филармонии «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний» (оперы «Роделинда», «Тамерлан» и «Юлий Цезарь в Египте» в концертном исполнении) со всемирно известными солистами и дирижером Кристофером Мулдсом.
В сезоне 2023/24 коллектив принимает участие в концертах абонементов «Язык музыки», «Бах. Гендель», «Вечера органной музыки», «Семейство струнных», «Музыкальные проделки» и других. С оркестром выступают дирижеры Филипп Чижевский, Екатерина Антоненко, пианисты Константин Емельянов, Филипп Копачевский, скрипач Даниил Коган, виолончелисты Александр Рамм, Нарек Ахназарян, органист Александр Фисейский, вокальный ансамбль Intrada и другие известные исполнители.
Вокальный ансамбль Intrada основан в 2006 году выпускницей Московской консерватории Екатериной Антоненко. Он принимал участие во многих резонансных проектах в российской столице и за рубежом и зарекомендовал себя как один из наиболее универсальных и высокопрофессиональных певческих коллективов.
Intrada регулярно сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными коллективами и музыкантами. В их числе камерный ансамбль «Солисты Москвы» и Юрий Башмет, Российский национальный молодежный симфонический оркестр, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан и Александр Сладковский, Lе Poème Harmonique и Венсан Дюместр, Il Giardino Armonico и Джованни Антонини, The Tallis Scholars и Питер Филлипс, VOCES8, I Fagiolini и Роберт Холлингворт, Оркестр эпохи Просвещения, Фридер Берниус, Стивен Лэйтон, Ханс-Кристоф Радеман, Петер Нойман, Жан-Кристоф Спинози и другие. Ансамбль неоднократно принимал участие в «Декабрьских вечерах Святослава Рихтера» в ГМИИ имени А. С. Пушкина.
Ансамбль с успехом выступал на престижных европейских музыкальных фестивалях, таких как Дрезденский культурный форум (2015), Дрезденский музыкальный фестиваль (2017, 2019), Musikfest Erzgebirge (2016), концертная серия немецкого радио «Культура» в замке Вартбург (2018), Интернациональный конгресс хоровых дирижеров в Париже (2016), Фестиваль в Лаузице (2019), Live From London (2021), Штутгартский музыкальный фестиваль (2021). В 2022 году коллектив дебютировал на сцене Берлинской филармонии.
Вокальный ансамбль Intrada неоднократно становился первым исполнителем музыки XX–XXI веков, в том числе сочинений Клауса Ланга, Франка Кристофа Езникяна, Владимира Раннева, Ильи Демуцкого, Алексея Сысоева, Армана Гущяна, Ивана Муди. Он представил российские премьеры произведений Стива Райха, Мередит Монк, Дэвида Лэнга, Джулии Вольф, Майкла Гордона, Кэролайн Шо и др. В 2014 году Intrada и Питер Филлипс выступили инициаторами проведения в Москве фестиваля памяти Джона Тавенера: на заключительном концерте в Большом зале Московской консерватории состоялось второе в мире исполнение Requiem Fragments Тавенера при участии ансамблей The Tallis Scholars, Intrada и сопрано Юлии Лежневой.
Флейтист, дирижер, музыковед, художник, публицист и писатель Федерико Мария Сарделли родился в 1963 году в Ливорно (Италия). Изучал философию в Университете Пизы. В 1984 году основал оркестр старинных инструментов Modo Antiquo, с которым на протяжении многих лет выступает на известных европейских фестивалях и в самых престижных залах мира. Как приглашенный дирижер регулярно выступает с такими коллективами, как оркестр лейпцигского Гевандхауса, Государственная капелла Галле, Камерная академия Потсдама, Королевский филармонический оркестр Галисии, оркестры фестивалей «Флорентийский музыкальный май» и Арена ди Верона, Камерный оркестр Мантуи. С 2006 года – главный приглашенный дирижер Филармонического оркестра Турина.
В дискографии маэстро – более сорока записей, выпущенных фирмами Deutsche Grammophon, Naïve, Sony, Brilliant Classics, Tactus, CPO; дважды номинировался на премию «Грэмми». Международными призами отмечены многие записи Сарделли из полной антологии сочинений Вивальди (Naïve). В частности им впервые исполнены и записаны оперы Вивальди «Арсильда, королева Понтийская», «Неистовый Роланд» (редакция 1714 года), «Тит Манлий», «Монтесума» и «Атенаида».
Среди ангажементов дирижера в последние сезоны – постановка «Дидоны и Энея» Пёрселла в Королевском театре Турина, выступления на фестивале Доницетти в Бергамо, концертное исполнение опер «Альцина» и «Тезей» Генделя, а также «Неистовый Роланд» Вивальди в рамках абонемента Московской филармонии «Оперные шедевры», программа сочинений Гайдна с Российским национальным оркестром, постановки опер «Сон Сципиона», «Король-пастух» и «Милосердие Тита» Моцарта на фестивале «Флорентийский музыкальный май».
Дирижер уделяет много времени музыковедческой деятельности, является автором научных публикаций и книг, входит в научный комитет Итальянского института Антонио Вивальди, с 2007 года возглавляет издание каталога его сочинений. В 2009 году удостоен почетного знака Gonfalone d'Argento (Серебряный гонфалон), присуждаемого правительством Тосканы за выдающийся вклад в науку и искусство.