Госкапелла России, Валерий Полянский, Михаил Петухов (фортепиано) : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Госкапелла России, Валерий Полянский, Михаил Петухов (фортепиано)

    30 ноября 2012

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Чайковский
    «Франческа да Римини», симфоническая фантазия
    Рахманинов
    Концерт № 4 для фортепиано с оркестром
    Прокофьев
    «Ромео и Джульетта», фрагменты из музыки балета

    12+

    Абонемент №15:

    Симфонические шлягеры

    Государственная академическая симфоническая капелла России

    Государственная академическая симфоническая капелла России – коллектив, объединяющий в своем составе свыше 200 артистов – хор, оркестр и солистов-вокалистов. Госкапелла была образована в 1991 году при слиянии Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого Геннадием Рождественским, и Государственного камерного хора СССР под руководством Валерия Полянского. 

    Оркестр возник в 1957 году, до 1982 года был творческой единицей в подчинении Всесоюзного радио и телевидения, с 1982 года назывался Государственным симфоническим оркестром Министерства культуры СССР. В разное время им руководили Самуил Самосуд, Юрий Аранович и Максим Шостакович, за пультом выступали Евгений Светланов, Натан Рахлин, Неэме Ярви, Владимир Федосеев и другие выдающиеся дирижеры. Выступления оркестра проходили на самых престижных сценах мира, таких как Карнеги-холл и Линкольн-центр в Нью-Йорке, Кеннеди-центр в Вашингтоне, Музикферайн в Вене, Гевандхаус в Лейпциге, Барбикан-центр в Лондоне, Зал Караяна в Берлинской филармонии, лучшие залы Токио, Тайбея, Хельсинки, Барселоны, Праги и других музыкальных центров мира. Коллектив записал множество пластинок и дисков, по большей части выпущенных фирмами «Мелодия» и Chandos.

    Камерный хор был организован Валерием Полянским в 1971 году. В 1975 году коллектив одержал победу на Международном конкурсе имени Гвидо д’Ареццо в Италии, завоевав Золотую медаль в номинации «академическое пение» и «Золотой колокол» – символ лучшего хора конкурса. С 1980 года коллектив получил новый статус и стал именоваться Государственным камерным хором Министерства культуры СССР. Он объездил все республики СССР, стал инициатором фестиваля в Полоцке, в 1986 году по приглашению Святослава Рихтера представил на фестивале «Декабрьские вечера» программу из сочинений Чайковского, в 1994 году – «Всенощное бдение» Рахманинова. Государственный камерный хор и его руководитель завоевали высокое международное реноме успешными выступлениями на фестивалях «Поющий Вроцлав» (Польша), в Мерано и Сполето (Италия), Измире (Турция), Нардене (Нидерланды); BBC Proms в лондонском Альберт-холле (Великобритания), а также в исторических соборах Франции – в Бордо, Амьене и Альби. 

    Днем рождения Госкапеллы считается 27 декабря 1991 года: в Большом зале Московской консерватории в исполнении коллектива под управлением Геннадия Рождественского прозвучала кантата Дворжака «Свадебные рубашки». В 1992 году художественным руководителем и главным дирижером ГАСК России стал Валерий Полянский. 

    Деятельность хора и оркестра капеллы осуществляется как в совместных выступлениях, так и параллельно. Коллектив и его главный дирижер – желанные гости на лучших площадках Москвы, постоянные участники абонементов Московской филармонии, Московской консерватории и Московского международного Дома музыки. Капелла гастролировала в США, многих странах Европы и Юго-Восточной Азии. В Японии оркестром ГАСК были записаны диски с симфониями Чайковского и Пятой симфонией Шостаковича. 

    Основу репертуара коллектива составляют кантатно-ораториальные жанры: мессы, оратории, реквиемы всех эпох и стилей – Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Берлиоза, Листа, Верди, Дворжака, Рахманинова, Регера, Стравинского, Бриттена, Шостаковича, Шнитке, Эшпая. Валерий Полянский регулярно проводит монографические симфонические циклы, посвященные творчеству Бетховена, Брамса, Рахманинова, Малера и других великих композиторов. 

    С капеллой сотрудничают многие известные российские и зарубежные исполнители. Особо тесная и многолетняя творческая дружба связывала коллектив с Геннадием Рождественским, который много лет представлял с Госкапеллой России свой персональный филармонический абонемент. 

    С 2009 года капелла проводит в Тарусе фестиваль «Сентябрьские вечера» (совместно с фондом Святослава Рихтера), знакомит с шедеврами симфонической и хоровой музыки жителей Торжка, Твери, Калуги. В 2011 году в Ельце с участием ГАСК прошла мировая премьера оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» в постановке режиссера Георгия Исаакяна. 

    В репертуарной политике Госкапеллы находят отражение и важнейшие даты мировой истории. К 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года состоялось концертное исполнение оперы «Война и мир» Прокофьева (в Торжке и Калуге), к 400-летию династии Романовых была приурочена мировая премьера оратории «Государево дело» Александра Чайковского (2013, Липецк, Москва), а на Новой сцене Большого театра России прозвучала опера «Жизнь за царя» Глинки. Концертное исполнение силами Госкапеллы оперы «Семен Котко» Прокофьева в 2014 году на Новой сцене Большого театра и в Центральном академическом театре Российской армии было приурочено к 100-летию начала Первой мировой войны. На этих же площадках коллектив отметил 70-летие Великой Победы исполнением оперы Кирилла Молчанова «Зори здесь тихие», а сезон 2019/20 открыл концертной версией оперы «Отелло» Верди. 

    В октябре 2016 года оркестр и хор приняли участие в IV Симфоническом форуме России в Екатеринбурге, исполнив «Сонное видение парубка» из «Сорочинской ярмарки» Мусоргского, его же «Картинки с выставки» в оркестровке Равеля, оркестровую версию «Свадебки» и «Симфонию псалмов» Стравинского. На гастрольной карте особое место занимает Калининград, где Госкапелла неоднократно выступала в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны»: в 2018 году хор под управлением Валерия Полянского исполнил «Всенощное бдение» Рахманинова, в 2020 году на сцене Калининградского областного драматического театра прозвучала опера «Евгений Онегин» Чайковского в концертном исполнении. В первой половине 2020 года Госкапелла провела онлайн-трансляции наиболее значимых проектов прошлых лет, в частности к 75-летию окончания Великой Отечественной войны была показана запись Седьмой симфонии Шостаковича из Большого зала Московской консерватории.

    Валерий Полянский

    Валерий Полянский – дирижер, педагог и общественный деятель, народный артист Российской Федерации, дважды лауреат Государственной премии России, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени.

    Родился в 1949 году в Москве. В 1967 году окончил Академическое музыкальное училище при Московской консерватории (класс хормейстера Евстолии Зверевой), в 1972 году – Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по специальности «хоровое дирижирование» (класс профессора Бориса Куликова), в 1973 году – по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (класс Одиссея Димитриади). В 1977 году завершил обучение в аспирантуре МГК под руководством Геннадия Рождественского, оказавшего огромное влияние на дальнейшую творческую деятельность молодого дирижера.

    Важнейшей вехой в жизни Валерия Полянского стал 1971 год, когда он организовал Камерный хор из студентов Московской консерватории. В 1975 году на Международном конкурсе имени Гвидо д’Ареццо в Италии коллектив под управлением Валерия Полянского одержал безоговорочную победу: впервые хор из России получил Золотую медаль в номинации «академическое пение» и «Золотой колокол» – символ лучшего участника. Валерию Полянскому был присужден специальный приз как лучшему дирижеру состязания. 

    В 1971–1977 гг. Валерий Полянский был дирижером Московского театра оперетты. В 1977 году начал работать в Большом театре СССР, где в частности совместно с Геннадием Рождественским ставил оперу «Катерина Измайлова» Шостаковича и в течение трех лет вел другие спектакли. 

    В 1970-е годы началось сотрудничество Полянского с Союзом композиторов: дирижер стал постоянным участником фестиваля современной музыки «Московская осень». Ему посвящали свои сочинения Николай Сидельников, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке, София Губайдулина, Давид Кривицкий, Анатоль Виеру. 

    Валерий Полянский сотрудничал также с ведущими симфоническими коллективами России и зарубежных стран, неоднократно выступал с оркестрами Белоруссии, Исландии, Финляндии, Германии, Нидерландов, США, Тайваня, Турции. Выступил дирижером-постановщиком оперы «Евгений Онегин» Чайковского в Гётеборгском музыкальном театре (Швеция), несколько лет был главным дирижером фестиваля «Оперные вечера» в Гётеборге.

    В 1980 году Камерный хор Московской консерватории под руководством Валерия Полянского был преобразован в Государственный камерный хор Министерства культуры СССР, который впоследствии стал частью Государственной академической симфонической капеллы России. С 1992 года Валерий Полянский – художественный руководитель и главный дирижер Госкапеллы. 

    В дискографии маэстро – свыше 100 записей, выпущенных ведущими фирмами звукозаписи в России и за рубежом. Им записаны произведения Чайковского, Танеева, Глазунова, Скрябина, Брукнера, Дворжака, Регера, Шимановского, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке; все хоровые концерты Бортнянского и многие сочинения Гречанинова, почти не исполнявшиеся в России; все симфонии, оперы и хоровые сочинения Рахманинова. 

    С 2000 года в программах Госкапеллы постоянно появляются оперы в концертном исполнении. За 23 года исполнено свыше 30 опер русских и европейских классиков, в том числе Чайковского, Римского-Корсакова, Верди. Дирижер осуществил с Госкапеллой ряд российских и мировых премьер, среди которых опера «Джезуальдо» Шнитке, «Последние дни Пушкина» Алексея Николаева, «Альберт и Жизель» Александра Журбина, «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» Александра Чайковского и его же оратория «Государево дело». 

    Валерий Полянский – президент Рахманиновского общества; профессор Московской консерватории, заведующий кафедрой оперно-симфонического дирижирования.

    Михаил Петухов

    «Индивидуальность Михаила Петухова определяется поэтичностью и строгостью, ассимиляцией полнокровного арсенала технических средств, уверенностью и пристальным вниманием ко всему, что придает музыкальному звуку ту неуловимую особенность, которая не может оставить нас равнодушными, власти которой мы покоряемся… редкая для такого возраста зрелость», – писала бельгийская газета «Ля либр Бельжик» о молодом русском пианисте, ставшем лауреатом 7-го Международного конкурса имени королевы Елизаветы в Брюсселе.

    Заслуженный артист России Михаил Петухов родился в Варне, в семье геологов, где благодаря высокодуховной атмосфере, рано определились музыкальные привязанности мальчика. Под руководством Валерии Вязовской он совершает свои первые шаги в освоении законов фортепианной игры и уже с 10 лет принимает участие в концертах, часто исполняя и собственные сочинения. Встреча с известным композитором Борисом Лятошинским определила профессиональное будущее мальчика и укрепила в нем уверенность в собственных творческих силах.

    Занимаясь по классу фортепиано и композиции у прекрасных педагогов Киевской специальной музыкальной школы Нины Найдич и Валентина Кучерова, Михаил сближается с представителями композиторского авангарда в лице Валентина Сильвестрова, Леонида Грабовского и Николая Сильванского, а также обретает свое первое европейское признание на 4-м Международном конкурсе пианистов имени Баха в Лейпциге, где завоевывает бронзовую награду. Дальнейшая судьба музыканта неразрывно связана с Московской консерваторией, где он учится в классе выдающейся пианистки и композитора Татьяны Николаевой. Его активная творческая жизнь в разное время обогащается контактами с такими крупнейшими музыкантами современности, как Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Георгий Свиридов, Карл Элиасберг, Александр Свешников, Тихон Хренников, Альберт Леман, Юрий Фортунатов и многие другие. Еще будучи студентом, Петухов создает множество сочинений самых различных жанров и в числе их оперу «Мессинская невеста» на текст Шиллера. Соната для скрипки соло, написанная в 1972 году, получает высокую оценку великого Давида Ойстраха. Крупнейшим событием творческой жизни Петухова стало общение с Дмитрием Шостаковичем, который восторженно отозвался о молодом артисте. Впоследствии известный бельгийский критик Макс Вандермасбрюгге в своем эссе «От Шостаковича к Петухову» писал: «Встречу с музыкой Шостаковича в исполнении Петухова можно рассматривать как продолжение последним творчества Шостаковича, когда старший поощряет младшего настойчивому развитию его мыслей… Сколь велика была бы радость мэтра!»

    Интенсивная концертная деятельность артиста, начавшаяся ещё на школьной скамье, была, к сожалению, в течение длительного времени неизвестна западному миру. Когда после успеха на брюссельском конкурсе последовали многочисленные приглашения из Европы, США и Японии, непреодолимая преграда всем известной политической обстановки в бывшем СССР воспрепятствовала выездам Петухова за рубеж. Международное признание возвращается к нему лишь в 1988 году, когда итальянская пресса называет его одним из наиболее талантливых концертирующих артистов современности. Этой оценке вторит высказывание известного дирижёра Саулюса Сондецкиса: «Игру Петухова отличают не только исполнительская яркость и редкое виртуозное мастерство, но и глубокое понимание музыкальной драматургии и стилистических особенностей исполняемой музыки. Петухов – исполнитель, у которого очень гармонично сочетаются порыв и темперамент виртуоза, спокойствие, мудрость знатока и эрудиция».

    Репертуар Михаила Петухова, состоящий из множества сольных программ и свыше 50 концертов для фортепиано с оркестром, простирается от музыки доклассического периода до самых новейших сочинений. При этом любой из авторов находит в интерпретации пианиста оригинальную, свежую, но всегда стилистически достоверную трактовку.

    Мировая пресса единодушна в своих высказываниях, отмечая у артиста « сочетания величия и сокровенного лиризма в Бахе, возвышенную простоту в Моцарте, сказочную технику в Прокофьеве, утонченность и волнующее исполнительское совершенство в Шопене, великолепный дар колориста в Мусоргском, широту мелодического дыхания в Рахманинове, стальной удар в Бартоке, ослепительную виртуозность в Листе».

    Концертная деятельность Петухова, продолжающаяся уже почти 40 лет, вызывает огромный интерес во всём мире. Его восторженно принимает публика Европы, Азии, США, и Латинской Америки. Трудно перечислить все крупнейшие мировые сцены, на которых пианист давал сольные концерты или выступал в качестве солиста с крупнейшими оркестрами мира под управлением многих знаменитых дирижеров. Среди них – Большой театр, Берлинская и Варшавская филармонии, Гевандхаус в Лейпциге, Миланская и Женевская консерватории, Национальная Аудитория Мадрида, Дворец Изящных Искусств в Брюсселе, Театр Эродиум в Афинах, Театр Колон в Буэнос-Айресе, Ашер-Холл в Эдинбурге, Лидер-Хале в Штутгарте, токийский Сантори-Холл, Будапештская и Филадельфийская музыкальные Академии.

    За свою творческую жизнь музыкант дал около 2000 концертов. М. Петухов имеет многочисленные записи на радио и телевидении разных стран. Он также записал 15 компакт-дисков для фирм Pavane (Бельгия), MonoPoly (Корея), Sonorа (США), Opus (Словакия), Pro Domino (Швейцария), Melopea (Аргентина), Consonance (Франция). Среди них такие весьма престижные записи, как Первый и Второй концерты Чайковского из Театра Колон и Третий концерт Рахманинова из Большого театра.

    Михаил Петухов является профессором Московской консерватории, в которой преподает более 30 лет. Он также проводит ежегодные мастер-классы во многих странах мира и участвует в работе жюри различных международных конкурсов.

    Весьма обширно также композиторское творчество Михаила Петухова, автора сочинений самых различных жанров: для оркестра – «Севастопольская сюита», симфоническая поэма «Воспоминание о Брюгге», Чакона «Монумент Шостаковичу», Ноктюрн «Грезы Белых ночей», Фортепианный и скрипичный концерты; камерно-инструментальных : «Романтическая элегия» для фортепианного трио, Соната-фантазия «Лукреция Борджиа» (по В.Гюго) для фагота и фортепиано, Струнный квартет, Фортепианная соната памяти Шостаковича, « Аллегории» для контрабаса соло, « Три полотна Леонардо» для ансамбля флейт; вокальных – романсы на стихи Гёте для сопрано и фортепиано, Триптих для баса-баритона и духовых инструментов; хоровых произведений – Два эскиза памяти Лятошинского, японские миниатюры «Исэ моногатари», Молитва, 50-й Псалом Давида, Триптих Николаю Чудотворцу, Четырех Духовных концертов, Божественной Литургии оп Иоанна Златоуста.

    Музыка Петухова неоднократно исполнялась в рамках крупных фестивалей стран СНГ, а также в Германии, Австрии, Италии, Бельгии, Франции, Испании, Португалии, Японии, Республике Корея, с участием таких знаменитых музыкантов современности, как Ю.Симонов, С.Сондецкис, М.Горенштейн, С.Гиршенко, Ю.Башмет, Дж.Бретт, А.Дмитриев, Б.Тевлин, В.Чернушенко, С.Калинин, Ж..Окторс, Э.Гантер. Бельгийская фирма Pavane выпустила диск «Петухов играет Петухова».

    Обладатель премии Napoli Cultural Classic 2009 в номинации «Лучший музыкант года».