Закрыть

Уважаемые слушатели! В продаже абонементы сезона 2017-2018
Перейти к списку абонементов

    Госоркестр имени Е.Ф.Светланова,
    Александр Лазарев, Жан-Ив Тибоде

    24 апреля 2017, начало в 19:00

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    В программе:
    П. И. Чайковский
    «Буря» – симфоническая фантазия
    Сен-Санс
    Концерт № 5 для фортепиано с оркестром
    Р. Штраус
    «Так говорил Заратустра» – симфоническая поэма


    12+

    Купить билеты

    Абонемент №74:

    Госоркестр имени
    Е. Ф. Светланова.
    К 80-летию оркестра

    Жан-Ив Тибоде – один из наиболее востребованных и успешных пианистов нашего времени, во всём мире признанный одним из лучших интерпретаторов французской музыки. Нередко его называют «наследником Равеля».Музыкальность, глубина интерпретаций и прирожденная харизма обеспечили Тибоде мировое признание. Он обладает редкой способностью сочетать в своём искусстве поэтику, чувственность, тонкость и колорит, особый подход к каждому исполняемому произведению и блистательную технику.«Каждая его нота — это жемчужина… Радость, блеск и артистичность его исполнения невозможно не заметить» (газета The New York Times). Известный своей элегантностью как на сцене, так и вне её, Жан-Ив Тибоде тесно связан с миром моды: его концертный гардероб создан известным лондонским дизайнером Вивьен Вествуд. Он снимается в фильмах, занимается благотворительностью.

    24 апреля пианист выступит с Государственным академическим симфоническим оркестром России им. Е.Ф. Светланова под управлением одного из ведущих дирижеров России Александра Лазарева. С его именем прочно связана одна из лучших глав в истории Большого театра России, где с 1987 по 1995 гг. он занимал пост художественного руководителя и главного дирижёра.В это время в репертуаре театра появилось несколько ярких оперных постановок. Сегодня маэстро в качестве приглашенного дирижера работает с ведущими симфоническими оркестрами и оперными коллективами.  


    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф.Светланова

    Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, один из старейших симфонических коллективов страны, отметил 80-летие. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 г. в Большом зале Московской консерватории.

    В разные годы Госоркестром руководили выдающиеся музыканты Александр Гаук (1936-1941 гг.), Натан Рахлин (1941-1945 гг.), Константин Иванов (1946-1965 гг.) и Евгений Светланов (1965-2000 гг.). 27 октября 2005 г. коллективу было присвоено имя Евгения Светланова. В 2000-2002 гг. оркестр возглавлял Василий Синайский, в 2002-2011 гг. – Марк Горенштейн. 24 октября 2011 года художественным руководителем коллектива назначен Владимир Юровский, всемирно известный дирижер, сотрудничающий с крупнейшими оперными театрами и симфоническими оркестрами мира. С сезона 2016/17 главный приглашенный дирижер Госоркестра – Василий Петренко.

    Концерты оркестра проходили на самых известных концертных площадках мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского и Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Шарль Мюнш, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский, Валерий Гергиев, Александр Лазарев, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Ион Марин, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский и другие замечательные дирижеры.

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин. В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Надежды Гулицкой, Екатерины Кичигиной, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Станислав Кочановский, Андрис Пога, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм.

    Впервые отправившись в зарубежные гастроли в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

    В недавнем времени Госоркестр выступил на фестивалях в Графенегге (Австрия), Kissinger Sommer в Бад-Киссингене (Германия), «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, VI фестивале Мстислава Ростроповича в Москве, III симфоническом форуме России в Екатеринбурге, Платоновском фестивале искусств в Воронеже; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, а также российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского и I Международном конкурсе молодых пианистов Grand Piano Competition; четырежды представил ежегодный цикл просветительских концертов «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает»; трижды участвовал в фестивале актуальной музыки «Другое пространство»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Чили, Германии, Испании, Турции, Китая.

    В сентябре 2015 года Владимир Юровский объявил о долгосрочном проекте «80 премьер», в рамках которого отметивший 80-летие коллектив на протяжении нескольких сезонов исполняет восемьдесят премьер – мировых, российских и московских. С января 2016 года Госоркестр реализует специальный проект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» стал Александр Вустин. 

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006 и 2011 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации.


    Александр Лазарев

    Александр Лазарев — один из ведущих дирижеров России, народный артист России (1982). Он учился у Лео Гинзбурга в Московской консерватории. В 1971 году завоевал I премию на Всесоюзном конкурсе дирижеров, а в следующем году получил I премию и золотую медаль на конкурсе имени Г. фон Караяна в Берлине.

    С 1973 по 1995 годы  Александр Лазарев работал в Большом театре, причем последние восемь лет был одновременно художественным руководителем и главным дирижером театра. Период его правления в Большом театре был отмечен насыщенной гастрольной деятельностью, включающей выступления в Токио, театре Ла Скала в Милане, на Эдинбургском фестивале и в Нью-Йоркском театре Метрополитен-опера. В 1978 году он основал Ансамбль солистов Большого театра, важной частью деятельности которого была популяризация современной музыки советских и зарубежных авторов. В 1986 г. он был удостоен Государственной премии РСФСР за концертные программы и спектакли Большого театра.

    В Большом театре маэстро дирижировал операми: «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Каменный гость» А. Даргомыжского, «Иоланта», «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. Чайковского, «Царская невеста», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и «Моцарт и Сальери»  «Садко» Н. Римского-Корсакова, «Борис Годунов» и «Хованщина» М. Мусоргского,  «Обручение в монастыре» С. Прокофьева, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Риголетто», «Травиата» и  «Дон Карлос»  Дж. Верди, «Фауст» Ш. Гуно,  «Тоска» Дж. Пуччини; балетами «Весна священная» И. Стравинского, «Анна Каренина» Р. Щедрина, «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева.

    Александр Лазарев осуществил постановки опер «Зори здесь тихие» К. Молчанова, «Похищение Луны» О. Тактакишвили, «Жизнь за царя» М. Глинки, «Снегурочка», «Млада», «Сказка о царе Салтане» и «Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова, «Игрок» и «Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева, «Орлеанская дева» П. Чайковского, «Князь Игорь» А. Бородина, «Скупой рыцарь» и «Алеко» С. Рахманинова; балетов «Чайка» и «Дама с собачкой» Р. Щедрина. Несколько постановок театра («Жизнь за царя», «Орлеанская дева», «Млада») были записаны на видео, а оркестр театра осуществил множество записей для фирмы Erato, включая такие эпохальные сочинения русского симфонизма, как Вторая симфония С. Рахманинова и Восьмая симфония Д. Шостаковича.

    Среди оркестров, с которыми сотрудничал дирижер, – Лондонский, Берлинский и Мюнхенский филармонические оркестры, Королевский оркестр «Консертгебау», Филармонический оркестр Ла Скала, Оркестр Национальной академии Санта-Чечилия в Риме, Национальный оркестр Франции, Филармонический оркестр Осло, Симфонический оркестр Шведского радио, Симфонический оркестр NHK (Япония), симфонические оркестры Кливленда и Монреаля.  Также он выступал с оперными труппами брюссельского Королевского театра La Monnaie, Арена ди Верона, Оперы Бастий, Женевского оперного театра, Баварской государственной оперы и Лионской национальной оперы.

    Дебютировав в Лондоне в 1987 году, А. Лазарев стал постоянным гостем в Великобритании. В 1992-1995 гг. он — главный приглашенный дирижер Симфонического оркестра Би-Би-Си, с 1994 — главный приглашенный, с 1997 по 2005 г. —  главный дирижер Королевского Шотландского национального оркестра, а сейчас почетный дирижер этого коллектива. Результатом работы маэстро с британскими оркестрами стала запись всех симфоний Шостаковича, Прокофьева и Рахманинова, выступления на фестивале BBC Proms и насыщенная гастрольная деятельность.

    В 2008 году А. Лазарев стал главным дирижером Японского филармонического оркестра. В настоящее время с этим коллективом маэстро готовит запись всех симфоний Прокофьева (Octavia Records).

    Репертуар дирижера охватывает произведения от XVIII века до авангарда. Александр Лазарев осуществил множество записей. Помимо работ с оркестром Большого театра для звукозаписывающей компании «Эрато», им записаны свыше 35 альбомов на фирмах «Мелодия», Virgin Classics; с оркестром BBC – на Sony Classical, с Лондонским филармоническим оркестром - на Hyperion и BMG, с Королевским Шотландским национальным оркестром на BIS и Linn Records, с японским симфоническим оркестром Йомиури – на Octavia Records.

    Александр Лазарев активно сотрудничает с ведущими симфоническими коллективами Москвы: Российским национальным оркестром, Национальным филармоническим оркестром России, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия».В 2009 году Александр Лазарев вернулся в Большой театр России в качестве постоянного приглашенного дирижера. В 2010 году дирижер награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В 2016 году получил Премию Москвы в области литературы и искусства за постановку спектакля «Хованщина» в МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко.

    Среди его недавних работ — постановка оперы «Чародейка» Чайковского в Большом театре, исполнение опер «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева в парижской «Опера Бастий», «Леди Макбет» Шостаковича в Женевском театре, «Похождения повесы» и «Поцелуй феи» Стравинского в оперных театра Лиона и Бордо, исполнение 8-й симфонии Шостаковича с Датским национальным симфоническим оркестром.

    Жан-Ив Тибоде

    Один из наиболее востребованных и успешных солистов нашего времени, Жан-Ив Тибоде обладает редкой способностью сочетать в своём искусстве поэтику и чувственность, тонкость и колорит, особый подход к каждому исполняемому произведению и блистательную технику. «Каждая его нота — это жемчужина… Радость, блеск и артистичность его исполнения невозможно не заметить», — восклицает рецензент газеты The New York Times.

    Музыкальность, глубина интерпретаций и прирожденная харизма обеспечили Тибоде мировое признание. Его карьера длится уже 30 лет, он выступает по всему миру, с лучшими  оркестрами и дирижерами. Пианист родился в 1961 году во французском Лионе, где в 5 лет начал заниматься на фортепиано, а уже в 7 лет впервые сыграл на публичном концерте. В 12 лет он поступил в Парижскую консерваторию, где учился у Альдо Чикколини и Люсетт Декав, дружившей и сотрудничавшей с М. Равелем. В 15 лет он выиграл первый приз на конкурсе Парижской консерватории, а спустя три года — состязание молодых концертирующих музыкантов в Нью-Йорке и получил вторую премию на конкурсе пианистов в Кливленде.

    Жан-Ив Тибоде записал около 50 альбомов на Decca, которые были отмечены премиями Schallplattenpreis, Diapason d'Or, Chocdu Mondedela Musique,  Gramophone, Echo (дважды) и Edison. Весной 2010 года Тибоде выпустил альбом с музыкой Гершвина,  включающий «Рапсодию в стиле блюз», вариации на тему песни I Got Rhythm и Концерт фа мажор с Балтиморским симфоническим оркестром под управлением Мэрин Олсоп, в аранжировках для джаз-оркестра. На диске 2007 года, номинированном на Grammy, Тибоде исполняет два концерта Сен-Санса (№№ 2 и 5)в сопровождении Оркестра Французской Швейцарии под управлением Шарля Дютуа. Другой релиз 2007 — Aria – Opera Without Words («Опера без слов») — включает транскрипции оперных арий Сен-Санса, Р. Штрауса, Глюка, Корнгольда, Беллини, И. Штрауса-сына, П. Грейнджера и Пуччини. Часть транскрипций принадлежит самому Тибоде. Среди других записей пианиста — полное собрание фортепианных сочинений Э. Сати и два джазовых альбома: Reflectionson Duke и Conversations With Bill Evans — приношения двум великим джазменам ХХ века Д. Эллингтону и Б. Эвансу.

    Известный своей элегантностью как на сцене, так и вне её, Жан-Ив Тибоде тесно связан с миром моды и кинематографа, занимается благотворительностью. Его концертный гардероб создан известным лондонским дизайнером Вивьен Вествуд. В ноябре 2004 года пианист стал президентом  фонда Hospicesde Beaune (Hôtel-Dieu de Beaune), который существует с 1443 года и ежегодно проводит благотворительный аукцион в Бургундии. В качестве самого себя он появился в художественном фильме Брюса Бересфорда об Альме Малер «Невеста ветра» (Brideofthe Wind), и его игра включена в саундтрек фильма. Также пианист солировал в саундтреке фильма «Искупление» (Atonement, режиссёр Джо Райт), который получил  «Оскар» за лучшую музыку и два «Золотых глобуса», и в фильме «Гордость и предубеждение» (Prideand Prejudice), также номинировавшемся на «Оскар». В 2000 году Тибоде участвовал в особом проекте Piano Grand!, организованном Билли Джоэлом в честь 300-летия изобретения фортепиано.

    В 2001 году пианист был удостоен почётного звания Кавалера Ордена искусств и литературы Французской республики, а в 2002-м награждён Премией Пегаса на фестивале в г. Сполето (Италия) за художественные достижения и многолетнее сотрудничество с этим фестивалем.

    В 2007 году музыканту присуждена ежегодная французская премия Victoiresdela Musique в её высшей номинации Victoired' Honneur («Почётная победа»).

    18 июня 2010 года Тибоде был введён в Зал Славы Hollywood Bowl за выдающиеся музыкальные достижения. В 2012 году удостоен титула Офицера Ордена искусств и литературы Франции.

    В сезоне 2014/2015 гг. Жан-Ив Тибоде представляет самые разнообразные программы в сольных, камерных концертах и выступлениях с оркестром. Репертуар сезона включает как широко известные, так и малознакомые публике сочинения, в т.ч. современных композиторов. Летом 2014 года пианист совершил тур с Марисом Янсонсом и оркестром Концертгебау (концерты в Амстердаме, на фестивалях в Эдинбурге, Люцерне и Любляне). Затем он исполнил сочинения Гершвина и фортепианный концерт “Er Huang” китайского композитора Чень Цигана в сопровождении Китайского филармонического оркестра под управлением Лонг Ю на концерте-открытии филармонического сезона в Пекине и повторил эту программу в Париже с Оркестром де Пари. Тибоде неоднократно играет Фортепианный концерт Хачатуряна (с Филадельфийским оркестром под управлением Янника Незет-Сегена, Немецким симфоническим оркестром Берлина под управлением Тугана Сохиева в туре по городам Германии и Австрии, оркестром Дрезденской филармонии под управлением Бертрана де Бийи). В этом сезоне Тибоде выступал в сопровождении таких коллективов, как симфонические оркестры Штутгартского и Берлинского радио, филармонический оркестр Осло, кёльнский Гюрцених-оркестр. 

    Особенно часто в нынешнем сезоне пианиста можно услышать в США, с ведущими оркестрами: Сент-Луиса и Нью-Йорка (под управлением Стефана Денева), Атланты и Бостона (под управлением Бернарда Хайтинка), Сан-Франциско (дирижер Майкл Тилсон Томас), Нэйплса (Андрей Борейко), Лос-Анджелеса (Густаво Дудамель), Чикаго (Эса-Пекка Салонен), Кливленда.

    В Европе Тибоде выступит с Национальным оркестром Капитолия Тулузы (дирижер Туган Сохиев), оркестром Франкфуртской оперы и Музеуморкестра (дирижер Марио Венцаго), Мюнхенской филармонии (Семён Бычков), примет участие в исполнении Фантазии для фортепиано, хора и оркестра Бетховена с оркестром Парижской оперы под управлением Филиппа Жордана.

    В ближайших планах пианиста также концерты в Валенсии и других городах Европы, на фестивалях в Экс-ан-Провансе (Франция), Гштааде (Швейцария), Людвигсбурге (Германия). По приглашению Вадима Репина Тибоде принимает участие во Втором Транссибирском Арт-фестивале, где дает два концерта: с Новосибирским симфоническим оркестром под управлением Гинтараса Ринкявичюса (31 марта в Новосибирске) и с Вадимом Репиным и Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония» под управлением Дмитрия Юровского (3 апреля в Москве).

    Жан-Ив Тибоде продолжает свою деятельность по воспитанию нового поколения исполнителей: в 2015 и в последующие два года он — артист-резидент Школы Колбурн в Лос-Анджелесе, одного из ведущих музыкальных учебных заведений США.

    Другие концерты этого абонемента
    Большой зал Консерватории
    6 сентября в 19:00
    Большой зал Консерватории
    5 октября в 19:00
    Большой зал Консерватории
    16 декабря в 19:00