Памяти Евгения Светланова.
    Госоркестр имени Светланова,
    Владимир Юровский,
    Патриция Копачинская

    15 сентября 2015, начало в 19:00

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    В программе:
    Тарнопольский
    «Дыхание исчерпанного времени» (Первое исполнение в России)
    Барток
    Концерт № 2 для скрипки с оркестром
    Рахманинов
    Симфония № 1

    12+

    Абонемент №70:

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф.Светланова

    Персональный абонемент Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова – прекрасный подарок для слушателей всех возрастов. Коллектив топ-уровня, с огромным опытом и славной историей, безупречно владеющий тонкостями исполнения музыки различных стилей и эпох, представляет в сезоне 2015/2016 серию из четырех выступлений в ансамбле с первоклассными дирижерами и солистами.

    Каждый концерт проекта ярко индивидуален. В каждом сразу отмечаешь для себя интереснейшее сочетание произведений композиторов и имен солиста и дирижера, в чьих интерпретациях будет звучать программа. А это, собственно, и говорит о том, что перед нами проект высочайшего качества и безупречного художественного уровня.

    Так давайте проведем великолепный сезон, наполненный прекрасной музыкой, эмоциями и открытиями с Госоркестром России!

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, один из старейших симфонических коллективов страны, отметил 80-летие в 2016 году. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 г. в Большом зале Московской консерватории. 

    В разные годы Госоркестром руководили выдающиеся музыканты Александр Гаук (1936-1941), Натан Рахлин (1941-1945), Константин Иванов (1946-1965) и Евгений Светланов (1965-2000). 27 октября 2005 г. коллективу было присвоено имя Евгения Светланова. В 2000-2002 гг. оркестр возглавлял Василий Синайский, в 2002-2011 гг. – Марк Горенштейн. 24 октября 2011 года художественным руководителем коллектива назначен Владимир Юровский, всемирно известный дирижер, сотрудничающий с крупнейшими оперными театрами и симфоническими оркестрами мира. С сезона 2016/17 главный приглашенный дирижер Госоркестра – Василий Петренко.

    Концерты оркестра проходили на самых известных концертных площадках мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского и Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве. 

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Шарль Мюнш, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский, Валерий Гергиев, Александр Лазарев, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Ион Марин, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский и другие замечательные дирижеры. 

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин. В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Надежды Гулицкой, Екатерины Кичигиной, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Станислав Кочановский, Андрис Пога, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм. 

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах. 

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской 

    симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей». 

    В недавнем времени Госоркестр выступил на фестивалях в Графенегге (Австрия), Kissinger Sommer в Бад-Киссингене (Германия), «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, VI фестивале Мстислава Ростроповича в Москве, III симфоническом форуме России в Екатеринбурге, Платоновском фестивале искусств в Воронеже; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, а также российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского и I Международном конкурсе молодых пианистов Grand Piano Competition; четырежды представил ежегодный цикл просветительских концертов «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает»; трижды участвовал в фестивале актуальной музыки «Другое пространство»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Чили, Германии, Испании, Турции, Китая. 

    В сентябре 2015 года Владимир Юровский объявил о долгосрочном проекте «80 премьер», в рамках которого отметивший 80-летие коллектив на протяжении нескольких сезонов исполняет восемьдесят премьер – мировых, российских и московских. С января 2016 года Госоркестр реализует специальный проект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» стал Александр Вустин. 

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006 и 2011 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации.

    Владимир Юровский

    Родился в 1972 году в Москве. Представитель российской музыкальной династии: сын дирижера Михаила Юровского, внук композитора Владимира Юровского, правнук дирижера Давида Блока (создателя Государственного симфонического оркестра кинематографии). Музыкальное образование получил в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, Дрезденской Высшей школе музыки имени Вебера и Берлинской Высшей школе музыки имени Эйслера.

    Дирижированию обучался у своего отца, затем у Александра фон Брюка, Рольфа Ройтера и сэра Колина Дэвиса, был ассистентом Геннадия Рождественского. В 1995 году с триумфом дебютировал на международной сцене – в рамках оперного фестиваля в Уэксфорде (опера «Майская ночь» Римского-Корсакова). С тех пор сотрудничает с крупнейшими театрами, среди которых Ковент-Гарден (Лондон), Опера Бастий (Париж), Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Комише Опер (Берлин), Ла Фениче (Венеция), Ла Скала (Милан), Большой театр России и другие. Выступает с ведущими симфоническими коллективами: филармоническими оркестрами Берлина, Вены и Нью-Йорка, Филадельфийским, Кливлендским, Чикагским и Бостонским симфоническими оркестрами, Государственной капеллой Дрездена, оркестрами Гевандхауса, Консертгебау, Баварского радио и многими другими. В 2001-2013 гг. – музыкальный руководитель оперного фестиваля в Глайндборне. В 2005-2009 гг. – главный приглашенный дирижер Российского национального оркестра. С 2007 – главный дирижер Лондонского филармонического оркестра и один из трех постоянных дирижеров Оркестра Эпохи Просвещения (наряду с сэром Саймоном Рэттлом и Иваном Фишером), с которыми провел фестивали «Открывая Чайковского», «Меж двух миров» (к 75-летию со дня рождения Шнитке) и другие. С 2009 сотрудничает с Камерным оркестром Европы. С 2017 года – художественный руководитель Фестиваля имени Энеску в Бухаресте, главный дирижер Оркестра Берлинского радио.

    С 2011 года – художественный руководитель Государственного академического симфонического оркестра России имени Евгения Светланова. Выступал с коллективом на фестивале «Площадь искусств» (Санкт-Петербург), на III симфоническом форуме России (Екатеринбург), в концертах, посвященных памяти Евгения Светланова и 100-летию начала Первой мировой войны, в симфонических собраниях для студентов Московского университета и Российской академии музыки им. Гнесиных, в городах России и Германии; осуществил мировые премьеры оперы «Король Лир» Слонимского, «Песни Лукерьи» и «Песни восхождения» Вустина, «Наваждения» Прокофьева в оркестровке Геннадия Гладкова, российские премьеры Симфонии № 3 Сильвестрова, «Гейлигенштадтского завещания Бетховена» Щедрина, Симфоний №№ 5 и 9 Бетховена в редакции Малера, оперы «Прометей» Орфа, мюзикла «Обыкновенное чудо» Гладкова в редакции для солистов, хора и симфонического оркестра и полной версии «Предварительного действа» Скрябина – Немтина, московскую премьеру «Погребальной песни» Стравинского. По инициативе дирижера в 2012 году возрождена традиция посвящения в студенты первокурсников Академического музыкального колледжа при Московской консерватории (в Музее-заповеднике Чайковского в Клину). В 2016 году в зале имени Чайковского под руководством маэстро прошли четвертый ежегодный цикл просветительских концертов «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает» и пятый фестиваль «Другое пространство».

    Юровский был дирижером-постановщиком опер «Дон Жуан» и «Волшебная флейта» Моцарта, «Тристан и Изольда», «Нюрнбергские майстерзингеры» и «Парсифаль» Вагнера, «Отелло», «Фальстаф» и «Макбет» Верди, «Борис Годунов» Мусоргского, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Руслан и Людмила» Глинки, «Ариадна на Наксосе» и «Женщина без тени» Р. Штрауса, «Приключения лисички-плутовки» Яначека, «Похождения повесы» Стравинского, «Моисей и Аарон» Шёнберга, «Воццек» Берга, «Огненный ангел» Прокофьева, «Любовь и другие демоны» Этвеша, Vita Nuova Мартынова и других.

    В дискографии Юровского – записи симфоний Бетховена, Брамса, Чайковского, Малера, Воана-Уильямса, Шостаковича, Шнитке, симфонических произведений Гайдна, Вагнера, Р. Штрауса, Рахманинова, Равеля, Холста, Онеггера, Бриттена, Джулиана Андерсона, опер Хумпердинка, Россини, Мейербера, Массне, Пуччини, Цемлинского, Рахманинова, Прокофьева, Стравинского, Казеллы, Блоха, Тернеджа, Мишеля ван дер Аа, Андрея Семёнова и других.

    В 2000 году Юровский стал обладателем Abbiati Prize как «лучший дирижер года», в 2015 – BBC Music Magazine Award за запись оперы «Нюрнбергские майстерзингеры» Вагнера; в 2007 году отмечен Королевским филармоническим обществом Великобритании как «дирижер года», в 2012 и 2014 гг. назван российской газетой «Музыкальное обозрение» «персоной года», в 2013 номинирован на премию Grammy. Критика отмечает масштабность творческих замыслов и отточенность интерпретаций музыканта, просветительскую направленность его деятельности. В 2016 году Юровский удостоен званий почетного доктора Королевского колледжа музыки (Лондон) и почетного профессора Московского государственного университета.

    Патриция Копачинская

    Патриция Копачинская родилась в 1977 году в Кишинёве в семье музыкантов. В 1989 году переехала с родителями в Европу, получила образование в Вене и Берне как скрипачка и композитор. В 2000 году она стала лауреатом Международного конкурса иени. Г. Шеринга в Мексике. В сезоне 2002/03 гг. молодая артистка дебютировала в Нью-Йорке и многих европейских странах, представляя Австрию в серии концертов «Восходящие звезды».

    Патриция сотрудничала с известными дирижерами ― А. Борейко, В. Федосеевым, М. Янсонсом, Н. Ярви, П. Ярви, сэром Р. Норрингтоном, С. Орамо, Х. Шиффом, С. Скровачевским и многими оркестрами, среди которых Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского, оркестр Венской филармонии, симфонические оркестры Вены, Берлина, Штутгартского радио, Финского радио, оркестры филармонии Бергена и Театра Елисейских полей, Токийский симфонический NHK, Немецкий камерный филармонический, Австралийский камерный оркестр, Камерный оркестр имени Малера, Камерата Зальцбурга, камерный оркестр Вюртемберга.

    Артистка играла в крупнейших концертных залах мира, среди которых Карнеги-холл и Линкольн-центр в Нью-Йорке, Вигмор-холл и Ройял-фестивал-холл в Лондоне, Берлинская филармония, Мюзикферайн в Вене, Моцартеум в Зальцбурге, Консертгебау в Амстердаме, Сантори-холл в Токио. Она ежегодно выступает на ведущих европейских музыкальных фестивалях: в Люцерне, Гштааде, Зальцбурге, Вене, Людвигсбурге, Хейдельберге, Монпелье и многих других.

    В обширном репертуаре Патриции Копачинской ― произведения композиторов от эпохи барокко до наших дней. Скрипачка постоянно включает в программы  сочинения современников, в том числе написанные специально для нее композиторами Р. Карриком, В. Ланном, В. Динеску, М. Иконому, Ф. Караевым, И. Соколовым, Б. Иоффе.

    В сезоне 2014/15гг. Патриция Копачинская дебютировала с оркестром Берлинской филармонии на Musikfest в Берлине, с симфоническим оркестром Баварского радио на фестивале MusicaViva в Мюнхене, цюрихским Тонхалле-оркестром, оркестром «Академия старинной музыки» Берлина (дирижер ― Рене Якобс) и ансамблем MusicaAeterna (дирижер ― Теодор Курентзис). Состоялись выступления с Роттердамским филармоническим оркестром, оркестром Штутгартского радио под управлением сэра Роджера Норрингтона и лондонским оркестром «Филармония» под управлением Владимира Ашкенази; состоялся дебют скрипачки в качестве партнера Камерного оркестра Сент-Пола и сольный концерт на «Диалог-фестивале» в зальцбургском Моцартеуме. Будучи в этом сезоне артисткой-резидентом Симфонического оркестра Франкфуртского радио, она выступила с этим коллективом под управлением Роланда Клуттига (концерты Форума новой музыки), Филиппа Херревеге и Андреса Ороско-Эстрады.

    Весной 2015 года артистка совершила гастрольные туры по Швейцарии с Королевским филармоническим оркестром Стокгольма под управлением Сакари Орамо, по Нидерландам и Франции с оркестром Елисейских Полей под управлением Филиппа Херревеге. В ходе большого европейского турне с оркестром Северогерманского радио под руководством Томаса Хенгельброка она исполнила Концерт для скрипки с оркестром “Offertorium” С. Губайдулиной.

    Она также выступила на заключительных концертах фестиваля MostlyMozart в Линкольн-центре и с Лондонским филармоническим оркестром под управлением Владимира Юровского на фестивалях в Эдинбурге и Сантандере.

    Большое внимание скрипачка уделяет исполнению камерной музыки. Она постоянно выступает в ансамблях с виолончелисткой Соль Габеттой, пианистами Маркусом Хинтерхойзером и Полиной Лещенко. Копачинская — одна из основательниц и примариус Quartet-lab — струнного квартета, в котором ее партерами являются Пекка Куусисто (2-я скрипка), Лилли Майяла (альт) и Питер Виспельвей (виолончель). Осенью 2014 года Quartet-lab совершил тур по городам Европы, дав концерты в венском Концертхаусе, лондонском Вигмор-холле, амстердамском Консертгебау и Концертхаусе Дортмунда. 

    Патриция Копачинская осуществила множество записей. В 2009 году она получила приз ECHOKlassik в номинации «Камерная музыка» за запись сонат Бетховена, Равеля и Бартока, сделанную в дуэте с турецким пианистом Фазилем Саем. Среди недавних релизов — Концерты Прокофьева и Стравинского с Лондонским филармоническим оркестром под управлением Владимира Юровского, а также CD с концертами Бартока, Лигети и Этвеша с оркестром Франкфуртского радио и EnsembleModern (Франкфурт), вышедший на лейбле Naive. Этот альбом был удостоен приза «Запись 2013 года» от журнала Gramophone, призов ICMA, ECHOKlassik, а в 2014 году номинировался на «Грэмми». Скрипачка также записала несколько CD с сочинениями композиторов второй половины XX—XXI вв.: Т. Мансуряна, Г. Уствольской, Д. Додерер, Н. Корндорфа, Д. Смирнова, Б. Иоффе, Ф. Сая.

    Патриция Копачинская удостоена премии для молодых артистов от «Международной кредитной Швейцарской группы» (2002), премией «Новый талант» от Европейского радиовещательного союза (2004), премии Немецкого радио (2006). Британское Королевское филармоническое общество назвало ее «Инструменталистом 2014 года» за серию концертов в Великобритании.

    Артистка является послом благотворительного фонда «Планета людей», при помощи которого поддерживает детские проекты на своей родине — Республике Молдова.

    Патриция Копачинская играет на скрипке Джованни Франческо Прессенда (1834).