В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
26 января 2013
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаТекст читают Василий Лановой, Светлана Иванова
Цемлинский
Лирическая симфония в семи песнях для сопрано, баритона и оркестра по стихотворениям Рабиндраната Тагора
Абонемент №7:
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф.Светланова п/у Владимира Юровского
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова – один из старейших симфонических коллективов страны: в 2024 году ему исполнилось 88 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.
В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). В 2005-м коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. В 2024 году художественным руководителем оркестра стал Филипп Чижевский.
Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.
За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.
С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Вэн Клайберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.
Госоркестр впервые представил публике многие произведения отечественных композиторов: Симфонию № 25 Мясковского, симфонию «Памяти Чайковского» Гречанинова, Симфонию № 5, сюиту «1941 год» и «Балладу о мальчике, оставшемся неизвестным» Прокофьева, симфонии №№ 8 и 11, Концерт № 2 для виолончели с оркестром Шостаковича, Симфонию № 1 Мурадели, «Молдавскую рапсодию» Вайнберга, Симфонию № 4 Пейко, Симфонию № 3 Шебалина, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Хренникова, Симфонию № 2 и «Карпатскую рапсодию» для скрипки с оркестром Бойко, «Автопортрет» Щедрина и другие.
В последние годы список музыкантов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами дирижеров Димитриса Ботиниса, Михаила Грановского, Фёдора Леднёва, Михаила Татарникова, Дмитрия Юровского, певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Юлии Лежневой, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Элизабет Кульман, Александрины Пендачанской, Альбины Шагимуратовой, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Хосе Куры, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Рудольфа Бухбиндера, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Симона Трпчески, Мицуко Учиды, скрипачей Кристофа Барати, Ильи Грингольца, Алины Ибрагимовой, Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Сергея Крылова, Неманьи Радуловича, Юлиана Рахлина, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Томаса Цетмайра, Николая Цнайдера, Пинхаса Цукермана, альтиста Максима Рысанова.
Значительное внимание уделяется также совместной работе с новымпоколением талантливых исполнителей, среди которых дирижеры Иван Никифорчин, Алексей Рубин, Арсентий Ткаченко, пианисты Иван Бессонов, Сергей Давыдченко, Александр Ключко, Филипп Копачевский, Дмитрий Маслеев, скрипачи Равиль Ислямов, Павел Милюков, Иван и Михаил Почекины, виолончелисты Нарек Ахназарян, Мария Зайцева, Александр Рамм и Василий Степанов.
Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.
Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».
В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, на фестивалях «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Валерия Воронова, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XVII Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.
С 2016 года Госоркестр реализовывал спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.
За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году удостоен премии Gramophone за диск с записью скрипичных концертов Шостаковича (солистка – Алина Ибрагимова, дирижер – Владимир Юровский).
Родился в 1972 году в Москве. Представитель российской музыкальной династии: сын дирижера Михаила Юровского, внук композитора Владимира Юровского, правнук дирижера Давида Блока (создателя Государственного симфонического оркестра кинематографии). Музыкальное образование получил в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, Дрезденской Высшей школе музыки имени Карла Марии фон Вебера и Берлинской Высшей школе музыки имени Ханса Айслера.
Дирижированию обучался у своего отца, затем у Александра фон Брюка, Рольфа Ройтера и сэра Колина Дэвиса, был ассистентом Геннадия Рождественского. В 1995 году с триумфом дебютировал на международной сцене – в рамках оперного фестиваля в Уэксфорде (опера «Майская ночь» Римского-Корсакова). С тех пор сотрудничает с крупнейшими театрами, среди которых Ковент-Гарден (Лондон), Опера Бастий (Париж), Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Комише Опер (Берлин), Ла Фениче (Венеция), Ла Скала (Милан), Большой театр России и другие. Выступает с филармоническими оркестрами Берлина, Вены и Нью-Йорка, Филадельфийским, Кливлендским, Чикагским и Бостонским симфоническими оркестрами, Государственной капеллой Дрездена, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), оркестрами лейпцигского Гевандхауса, Баварского радио, Камерным оркестром Европы и многими другими.
Владимир Юровский занимал должности музыкального руководителя оперного фестиваля в Глайндборне (2001–2013), главного приглашенного дирижера Российского национального оркестра (2005–2009), главного дирижера Лондонского филармонического оркестра (2007–2021, с 2021 года – почетный дирижер), художественного руководителя Фестиваля Джордже Энеску в Бухаресте (2017–2021). C 2001 года – один из постоянных дирижеров Оркестра Эпохи Просвещения. С 2017 года – главный дирижер и художественный руководитель Симфонического оркестра Берлинского радио. С сезона 2021/22 – музыкальный руководитель Баварской государственной оперы.
В 2011–2021 гг. – художественный руководитель Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова (с 2021 года – почетный дирижер). Выступал с коллективом на фестивалях «Другое пространство» (Москва) и «Площадь искусств» (Санкт-Петербург), на III Cимфоническом форуме России (Екатеринбург), в концертах для студентов Московского университета и Российской академии музыки имени Гнесиных, в городах России, Австрии и Германии; осуществил мировые премьеры «Песни Лукерьи», «Песни восхождения» и «Трех стихотворений Ольги Седаковой» Вустина, AGES Подгайца, «Наваждения» Прокофьева в оркестровке Геннадия Гладкова, российские премьеры Симфонии № 3 Сильвестрова, «Гейлигенштадтского завещания Бетховена» Щедрина, Симфоний №№ 3, 5 и 9 Бетховена в редакции Малера, оперы «Прометей» Орфа, «Групп» Штокхаузена, оперы-оратории El Niño («Младенец Христос»)Адамса, «Пасторальной симфонии» Дина, новой редакции мюзикла «Обыкновенное чудо» Гладкова, полной версии «Предварительного действа» Скрябина – Немтина и ряда других сочинений.
По инициативе дирижера в 2012 году возрождена традиция посвящения в студенты первокурсников Академического музыкального колледжа при Московской консерватории (в Музее-заповеднике Чайковского в Клину). В 2017 году с Концертным симфоническим оркестром Московской консерватории Владимир Юровский представил московскую премьеру «Погребальной песни» Стравинского. В 2021 году в Зале Чайковского в восьмой раз прошел ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром».
Под управлением Юровского осуществлены мировые премьеры опер Vita Nuova Владимира Мартынова, «Любовь и другие демоны» Петера Этвёша, «Король Лир» Сергея Слонимского, «Гамлет» Бретта Дина, «Влюбленный дьявол» Александра Вустина, а также постановки опер Моцарта, Вагнера, Верди, Мусоргского, Чайковского, Глинки, Р. Штрауса, Стравинского, Шёнберга, Берга, Прокофьева, Шрекера, Шостаковича. В дискографии Юровского – записи симфоний Бетховена, Брамса, Листа, Чайковского, Малера, Воан-Уильямса, Онеггера, Энеску, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке, Денисова, Сильвестрова, оркестровых и хоровых произведений Гайдна, Мендельсона, Вагнера, Р. Штрауса, Метнера, Цемлинского, Равеля, Шимановского, Стравинского, Холста, Бриттена, Хиндемита, Блоха, Казеллы, Канчели, Лигети, Мартынова, Джулиана Андерсона, Мишеля ван дер Аа, Марка-Энтони Тернеджа, опер Моцарта, Глинки, Хумпердинка, Россини, Мейербера, Массне, Пуччини, Яначека, Рахманинова, Прокофьева, Берга, Стравинского и других композиторов.
В 2000 году Юровский стал обладателем Abbiati Prize как «лучший дирижер года», в 2015 – BBC Music Magazine Award за запись оперы «Нюрнбергские майстерзингеры» Вагнера; в 2007 году отмечен Королевским филармоническим обществом Великобритании как «дирижер года», в 2012 и 2014 гг. назван российской газетой «Музыкальное обозрение» «персоной года», в 2013-м номинирован на премию «Грэмми». В 2016 году Юровский удостоен званий почетного доктора лондонского Королевского колледжа музыки и почетного профессора Московского государственного университета. В 2021 году награжден Золотой медалью Королевского филармонического общества (Лондон).
Татьяна Моногарова родилась в Москве. Окончила факультет музыкального театра ГИТИСа (ныне Российская академия театрального искусства, 1989, класс вокала Т. Янко). В 1989-1991 годах была солисткой театра «Геликон-опера», в 1991-2001 годах — солисткой Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
Первая исполнительница партии Маргариты в опере «Мастер и Маргарита» С. Слонимского (1989, Московский антрепризный театр «Форум», дирижер-постановщик М. Юровский). В рамках того же проекта исполняла эту партию на гастролях в Германии и, позднее, в 2000 году в спектакле, поставленном в театре Ростока (Германия). Регулярно выступает на ведущих оперных сценах мира, где исполняла партии: Ксения («Борис Годунов» М. Мусоргского, театр Ла Фениче, Венеция), Памина («Волшебная флейта» В. А. Моцарта, Латвийская национальная опера; Опера Нанта), Дездемона («Отелло» Дж. Верди, Латвийская национальная опера), Графиня Розина («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, Венская камерная опера), Татьяна («Евгений Онегин» П. Чайковского, Латвийская национальная опера; Венская камерная опера; миланский театр Ла Скала), Мими («Богема» Дж. Пуччини, Латвийская национальная опера), Лиза («Пиковая дама» П. Чайковского, Опера Нанта; Баварская государственная опера, Мюнхен; Театро Комунале, Болонья; театр де ла Моне, Брюссель), Донна Анна («Дон Жуан» В. А. Моцарта, Бернский городской театр), Тамара («Демон» А. Рубинштейна, Латвийская национальная опера), Лисичка-плутовка («Лисичка-плутовка» Л. Яначека, Опера Севильи), Клеопатра («Юлий Цезарь» Г. Ф. Генделя, Бернский городской театр), Мария («Мазепа» П. Чайковского, Уэльская национальная опера). На Глайндборнском фестивале исполняла партию Донны Анны («Дон Жуан») и партию Дездемоны («Отелло»). Неоднократно принимала участие в постановках редких опер в Уэксфорде (Ирландия), исполнила партию Юлии в опере «Якобинец» А. Дворжака, партию Доротки в опере «Шванда-дудак» Я. Вайнбергера.
Также в репертуаре певицы партии: Маддалена («Маддалена» С. Прокофьева), Маргарита («Фауст» Ш. Гуно), Лауретта («Джанни Скикки» Дж. Пуччини), Лия (кантата «Блудный сын» К. Дебюсси), Иоланта («Иоланта» П. Чайковского), Оксана («Черевички» П. Чайковского), Вера Шелога («Боярыня Вера Шелога» Н. Римского-Корсакова), Царевна («Кащей Бессмертный» Н. Римского-Корсакова), Царевна-Лебедь («Сказка о Царе Салтане» Н. Римского-Корсакова), Красавица («Отравленный сад» А. Шапошникова).
Активно концертирует в России и за рубежом. Концертный репертуар певицы включает произведения французской камерной вокальной музыки — Г. Форе, С. Франка, A. Дюпарка. Также участвует в исполнении крупных вокально-симфонических сочинений (Gloria А. Вивальди, Реквием Дж. Верди, Реквием и мотет Exultate, jubilate В. А. Моцарта, Stabat mater Дж. Перголези, Девятая симфония Л. ван Бетховена, Четвертая симфония и вокальный цикл «Волшебный рог мальчика» Г. Малера, произведения С. Губайдулиной и Э. Денисова и другие).
Постоянно сотрудничает с дирижером Владимиром Юровским, и не только на оперных подмостках. Под его управлением принимала участие в исполнении сцен из оперы «Евгений Онегин» с Филармоническим оркестром Осло, Четырнадцатой симфонии Д. Шостаковича, «Колоколов» С. Рахманинова и оперы «Кащей Бессмертный» с Лондонским филармоническим оркестром.
Сотрудничала также с такими известными дирижерами, как В. Федосеев, В. Спиваков, М. Эрмлер, М. Горенштейн, Г. Ринкявичюс, Л. Лангре, Т. Войцеховский и другими.
Гастролировала в Великобритании, Ирландии, Франции, Германии, Швейцарии, Италии, Испании, Австрии, Бельгии, Израиле, Словении, Латвии, США, Бразилии.
В Большом театре исполнила партии: Татьяна («Евгений Онегин» П. Чайковского), Лиза («Пиковая дама» П. Чайковского), Феврония («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова).
Родился в 1966 году в Башкирии. Обучался вокалу в Уфимском государственном институте искусств, затем (с 1988) — в Московской консерватории в классе профессора Евгения Нестеренко. Будучи студентом, стал лауреатом многих международных конкурсов: имени Франсиско Виньяса в Барселоне (1990), имени Марии Каллас в Афинах (1991), конкурса Бельведер в Вене (1991), конкурса Вербье (1991), конкурса CIEM в Женеве (1991) и конкурса Лучано Паваротти в Филадельфии (1992), который принес ему широкую известность.
Дебютировал на оперной сцене в партии Энрико в опере Доницетти «Лючия ди Ламмермур» в Дублинской опере в 1991 году. С тех пор он выступал в гамбургской Staatsoper, берлинской Deutsche Oper, Штутгартской опере, Баварской Staatsoper, Дрезденской опере, Королевской Шведской опере в Стокгольме, оперных театрах Лиона, Бордо, парижских Theatre des Champs Elysеes, Theatre du Chatelet и Opera Bastille в Париже, Римской опере, Teatro Massimo в Палермо, Teatro Lirico в Кальяри, Teatro Carlo Felice в Генуе, Teatro Comunale в Болонье, Teatro di San Carlo в Неаполе, Амстердамской опере, театре La Monnaie в Брюсселе, Teatro Municipal в Сантьяго (Чили), в Токио в составе труппы Венской Staatsoper, театре Liceu в Барселоне, Teatro Real в Мадриде, Grand Teatro в Лиссабоне, миланском La Scala...
Альберт Шагидуллин пел на фестивалях в Зальцбурге (1994, 1998), Брегенце (1995, 1996), Уэксфорде, оперном фестивале в Глайндборне.
Певец выступал под управлением таких выдающихся дирижеров современности, как Клаудио Аббадо, Зубин Мета, Геннадий Рождественский, Мюнг-Вун Чунг, Джеймс Конлон, Кент Нагано, Валерий Гергиев, Кристофер Хогвуд, Риккардо Мути, Владимир Юровский, Марчелло Виотти, Рафаэль Фрюбек де Бургос, Нелло Санти, Хесус Лопес Кобос и многих других. Сотрудничал с режиссерами Грэмом Виком, Джонатаном Миллером, Гербертом Вернике, Франческой Замбелло...
Репертуар певца широк и многообразен, охватывает различные стили и творчество многих композиторов. Среди партий его «русского» репертуара — Евгений Онегин, князь Елецкий в «Пиковой даме», Шакловитый в «Хованщине». Он также известен как баритон бельканто — Фигаро в «Севильском цирюльнике», Граф Ноттингем в «Роберто Деверо» Доницетти, Эрнесто в «Пирате» и Риккардо в «Пуританах» Беллини. Весьма востребован как вердиевский баритон (Жермон в «Травиате», Граф ди Луна в «Трубадуре», Маркиз де Поза в «Дон Карлосе», Фальстаф...). Кроме того, певец исполнял партии Альберта в «Вертере» Массне (под управлением Мишеля Плассона), Вольфрама в «Тангейзере» Вагнера, в опере «Орфей, или Душа философа» Гайдна...
Альберт Шагидуллин с успехом пел в лучших залах мира: Гамбургской, Кельнской и Берлинской филармоний, филармонии Осло, Большом зале венского Musikverein, зале Гарнье (Париж), Symphony Hall (Бирмингем), NHK Hall (Токио), Большом зале Консерватории и Концертном зале имени П. И. Чайковского в Москве, амстердамском Concertgebouw, Королевском Albert Hall (Лондон), лейпцигском Gewandhaus, Бременской опере, BG Hall (Люксембург) и других.
Обширная дискография Альберта Шагидуллина включает партии Щелкалова в «Борисе Годунове» (дирижер Клаудио Аббадо, Sony Classical, 1994), Андрея в «Трех сестрах» Этвеша (дирижер Кент Нагано, Deutsche Grammophon, 1998), Дона Карлоса в опере Верди (Королевская опера Валлонии, Льеж, дирижер Фридрих Плейер, 1998), Императора в «Соловье» Стравинского (дирижер Джеймс Конлон, EMI Classics, 1999), Черта в «Черевичках» (дирижер Геннадий Рождественский, Dynamic, 2000); диск с записью романсов Чайковского (живая запись из Theatre du Chatelet, Luxphone, 2000), «Военный реквием» Бриттена с оркестром Gewandhaus под управлением Джуна Маркла (2009).
Певец участвовал в многочисленных спектаклях, записанных на DVD для лейблов DGG, Sony, Virgin / EMI: «Борис Годунов» (запись с Зальцбургского фестиваля), «Евгений Онегин» (заглавная партия) из Амстердамской оперы, «Дон Карлос» из Королевской оперы Валлонии (Льеж), «Фиделио» с фестиваля в Брегенце, «Черевички» из Teatro Lirico в Кальяри, «Золотой петушок» и «Три сестры» из Theatre du Chatelet, «Соловей» из Парижской оперы, «Скупой рыцарь» Рахманинова с фестиваля в Глайндборне, «Роберто Деверо» из Баварской Staatsoper (с Эдитой Груберовой, 2006) и ряде других.