К 100-летию начала Первой мировой войны. Госоркестр России имени Светланова, Владимир Юровский, Лилианна Петрусенко, Людовит Лудга, Даниэль Хоуп : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    К 100-летию начала Первой мировой войны.
    Госоркестр России имени Светланова,
    Владимир Юровский,
    Лилианна Петрусенко,
    Людовит Лудга, Даниэль Хоуп

    13 сентября 2014

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Лядов
    «Скорбная песнь»
    Симфоническая картина «Из Апокалипсиса»
    Яначек
    «Вечное Евангелие» – кантата для тенора, сопрано, хора и оркестра
    Дебюсси
    «Героическая колыбельная»
    Мясковский
    Симфония № 4

    Г. Прокофьев
    Концерт №1 (1914) для скрипки с оркестром

    (к 100-летию со дня начала Первой мировой войны)
    (Первое исполнение в России)



    При поддержке Министерства культуры
    Российской Федерации

          

    12+

    Абонемент №10:

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    С появлением в Москве Владимира Юровского концертная жизнь заметно оживилась. Художественный руководитель и главный дирижер Госоркестра России имени Светланова каждый свой выход на сцену продумывает тщательно, используя в качестве инструментов великолепную логику и отменный музыкальный вкус. Столичная аудитория уже привыкла к тому, что можно не вчитываться в афишу концертов с участием маэстро, а просто покупать билет и идти: будет интересно, бескомпромиссно качественно, и обязательно узнаешь что-то новое. А если изучить, например, список сочинений, заявленный Юровским в программе концерта 13 сентября, то обнаружится созвездие изумительных по красоте, с ювелирной точностью подобранных редкостей.

    Соединяя в одной программе музыку Лядова, Мясковского, Дебюсси и Яначека, автор идеи отнюдь не стремится шокировать нас эклектизмом. Напротив, каждое сочинение как нельзя лучше отражает общий дух программы, посвященной 100-летию со дня начала Первой мировой войны. Есть в этой программе и сюрприз – российская премьера Скрипичного концерта английского композитора Габриэля Прокофьева, который посвящает свой опус именно этой дате. Композитор в интервью газете «Известия» так сформулировал свой подход к сочинению: «Я всегда ориентируюсь на формы классической музыки. Мой подход — соединять академическую традицию с теми звуками, которые я слышу вокруг, с народной музыкой моего времени. А мой фольклор — это хип-хоп, техно, электромузыка. (…) Композиторы привыкли, что всякая их прихоть должна быть удовлетворена, и пишут музыку, которую совершенно невозможно сыграть. Я хочу, чтобы исполнители чувствовали себя частью музыки, а не машинами для ее воспроизведения. Пожалуй, нам стоит вернуться назад, к выразительности, к эмоциям и не зацикливаться на академизме». Донести до слушателей замысел Прокофьева доверено известному британскому скрипачу Даниэлю Хоупу, а Владимир Юровский, вне сомнения, создаст для музицирования самые комфортные условия, тем более, что маэстро уже исполнял музыку Габриэля на знаменитом фестивале BBC Proms.

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    В 2021 году Госоркестру России имени Е. Ф. Светланова, одному из старейших симфонических коллективов страны, исполнилось 85 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.

    В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). В 2005 г. коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. С 2021 года пост почетного дирижера занимает Владимир Юровский.

    Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин. 

    В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова, Кристофа Барати, Юлиана Рахлина, Пинхаса Цукермана. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Димитрис Ботинис, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Андрей Гугнин, Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, Никита Мндоянц, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм.

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

    В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве и «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.

    С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году премии Gramophone удостоен диск с записью скрипичных концертов Шостаковича, сделанной Госоркестром под управлением Владимира Юровского (солистка – Алина Ибрагимова).

    Владимир Юровский

    Родился в 1972 году в Москве. Представитель российской музыкальной династии: сын дирижера Михаила Юровского, внук композитора Владимира Юровского, правнук дирижера Давида Блока (создателя Государственного симфонического оркестра кинематографии). Музыкальное образование получил в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, Дрезденской Высшей школе музыки имени Карла Марии фон Вебера и Берлинской Высшей школе музыки имени Ханса Айслера.

    Дирижированию обучался у своего отца, затем у Александра фон Брюка, Рольфа Ройтера и сэра Колина Дэвиса, был ассистентом Геннадия Рождественского. В 1995 году с триумфом дебютировал на международной сцене – в рамках оперного фестиваля в Уэксфорде (опера «Майская ночь» Римского-Корсакова). С тех пор сотрудничает с крупнейшими театрами, среди которых Ковент-Гарден (Лондон), Опера Бастий (Париж), Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Комише Опер (Берлин), Ла Фениче (Венеция), Ла Скала (Милан), Большой театр России и другие. Выступает с филармоническими оркестрами Берлина, Вены и Нью-Йорка, Филадельфийским, Кливлендским, Чикагским и Бостонским симфоническими оркестрами, Государственной капеллой Дрездена, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), оркестрами лейпцигского Гевандхауса, Баварского радио, Камерным оркестром Европы и многими другими.

    Владимир Юровский занимал должности музыкального руководителя оперного фестиваля в Глайндборне (2001–2013), главного приглашенного дирижера Российского национального оркестра (2005–2009), главного дирижера Лондонского филармонического оркестра (2007–2021, с 2021 года – почетный дирижер), художественного руководителя Фестиваля Джордже Энеску в Бухаресте (2017–2021). C 2001 года – один из постоянных дирижеров Оркестра Эпохи Просвещения. С 2017 года – главный дирижер и художественный руководитель Симфонического оркестра Берлинского радио. С сезона 2021/22 – музыкальный руководитель Баварской государственной оперы.

    В 2011–2021 гг. – художественный руководитель Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова (с 2021 года – почетный дирижер). Выступал с коллективом на фестивалях «Другое пространство» (Москва) и «Площадь искусств» (Санкт-Петербург), на III Cимфоническом форуме России (Екатеринбург), в концертах для студентов Московского университета и Российской академии музыки имени Гнесиных, в городах России, Австрии и Германии; осуществил мировые премьеры «Песни Лукерьи», «Песни восхождения» и «Трех стихотворений Ольги Седаковой» Вустина, AGES Подгайца, «Наваждения» Прокофьева в оркестровке Геннадия Гладкова, российские премьеры Симфонии № 3 Сильвестрова, «Гейлигенштадтского завещания Бетховена» Щедрина, Симфоний №№ 3, 5 и 9 Бетховена в редакции Малера, оперы «Прометей» Орфа, «Групп» Штокхаузена, оперы-оратории El Niño («Младенец Христос»)Адамса, «Пасторальной симфонии» Дина, новой редакции мюзикла «Обыкновенное чудо» Гладкова, полной версии «Предварительного действа» Скрябина – Немтина и ряда других сочинений.

    По инициативе дирижера в 2012 году возрождена традиция посвящения в студенты первокурсников Академического музыкального колледжа при Московской консерватории (в Музее-заповеднике Чайковского в Клину). В 2017 году с Концертным симфоническим оркестром Московской консерватории Владимир Юровский представил московскую премьеру «Погребальной песни» Стравинского. В 2021 году в Зале Чайковского в восьмой раз прошел ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром».

    Под управлением Юровского осуществлены мировые премьеры опер Vita Nuova Владимира Мартынова, «Любовь и другие демоны» Петера Этвёша, «Король Лир» Сергея Слонимского, «Гамлет» Бретта Дина, «Влюбленный дьявол» Александра Вустина, а также постановки опер Моцарта, Вагнера, Верди, Мусоргского, Чайковского, Глинки, Р. Штрауса, Стравинского, Шёнберга, Берга, Прокофьева, Шрекера, Шостаковича. В дискографии Юровского – записи симфоний Бетховена, Брамса, Листа, Чайковского, Малера, Воан-Уильямса, Онеггера, Энеску, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке, Денисова, Сильвестрова, оркестровых и хоровых произведений Гайдна, Мендельсона, Вагнера, Р. Штрауса, Метнера, Цемлинского, Равеля, Шимановского, Стравинского, Холста, Бриттена, Хиндемита, Блоха, Казеллы, Канчели, Лигети, Мартынова, Джулиана Андерсона, Мишеля ван дер Аа, Марка-Энтони Тернеджа, опер Моцарта, Глинки, Хумпердинка, Россини, Мейербера, Массне, Пуччини, Яначека, Рахманинова, Прокофьева, Берга, Стравинского и других композиторов.

    В 2000 году Юровский стал обладателем Abbiati Prize как «лучший дирижер года», в 2015 – BBC Music Magazine Award за запись оперы «Нюрнбергские майстерзингеры» Вагнера; в 2007 году отмечен Королевским филармоническим обществом Великобритании как «дирижер года», в 2012 и 2014 гг. назван российской газетой «Музыкальное обозрение» «персоной года», в 2013-м номинирован на премию «Грэмми». В 2016 году Юровский удостоен званий почетного доктора лондонского Королевского колледжа музыки и почетного профессора Московского государственного университета. В 2021 году награжден Золотой медалью Королевского филармонического общества (Лондон).

    Даниэль Хоуп

    Британский скрипач-виртуоз Даниэль Хоуп родился в 1973 году в г. Дурбан (Южно-Африканская Республика). Переехав в Лондон, он обучался в Highgate School и в Королевской академии музыки у Захара Брона. Уже в 10 лет он выступил на британском телевидении, а в 11 — получил приглашение от сэра Иегуди Менухина исполнить с ним дуэты Б. Бартока на телевидении Германии. Это стало началом многолетнего артистического партнерства двух музыкантов, сыгравших вместе более 60 концертов. В 1999 году Хоуп, будучи уже всемирно известным исполнителем, участвовал в последнем концерте И. Менухина, сыграв с оркестром под его управлением Скрипичный концерт А. Шнитке. 

    Музыкант необычайно разносторонний, Хоуп выступает как солист, камерный исполнитель, дирижер. Он известен своей исключительной креативностью, а также приверженностью гуманитарным принципам. Лондонская Observer назвала Хоупа «самым восхитительным британским исполнителем на струнных со времен Жаклин дю Пре», а New York Times в недавнем обзоре так суммировала его уникальные качества: «...скрипач всепроникающего интеллекта и непререкаемого стиля... В деле, в котором ценятся аккуратно подписанные ящички и коробочки с точным названием содержимого, британский скрипач Даниэль Хоуп не подходит ни под одну формальную категорию».

    В своем творчестве Хоуп обращается как к классическому репертуару, так и к новой музыке, раге, джазу, помещая классическую музыку в самый разнообразный контекст: не только музыкальный, но и общекультурный, связанный с литературой, историей, драматургией, представляя музыку как отражение всеобщего культурного и исторического пространства.

    Более 20 лет Даниэль Хоуп с огромным успехом гастролирует по всему миру. Как солист и дирижер Даниэль Хоуп постоянно выступает с камерными оркестрами (включая такие, как Камерный оркестр Европы, оркестр Камерата Зальцбург, струнный оркестр Люцернского фестиваля) и ансамблями (среди которых немецкий L'arte del mondo). Хоуп принимал участие в BBC Proms, Hollywood Bowl, фестивалях в Аспене, Люцерне, Равинии, Зальцбурге, Шлезвиг-Гольштейне и Тэнглвуде. Он играл в самых престижных залах мира с ведущими оркестрами США (Бостонский, Чикагский, Лос-Анджелесский, Далласский, Детройтский), Канады (симфонический оркестр Торонто), Израиля, оркестрами Берлина, Бирмингема, Дрездена, Лондона, Москвы, Осло, Парижа, Стокгольма, Гетеборга, Вены и такими дирижерами, как Мстислав Ростропович, Ханс Граф, Даниэль Хардинг, Томас Хенгельброк, Курт Мазур, Кент Нагано, сэр Роджер Норрингтон, Сакари Орамо, Мишель Плассон, Леонард Слаткин, Кристиан Тилеман.

    Среди его партнеров по сцене — пианисты Менахем Пресслер, Катя и Мишель Лабек, Себастьян Кнауэр, Кристиан Безуиденхут, Ву Хан, Джеффри Кахане, скрипач Хайме Ларедо, альтисты Юрий Башмет, Табея Циммерманн, виолончелисты Линн Харрелл, Дэвид Финкель, контрабасист Эдгар Мейер, тенор Марк Пэдмор, пианист, дирижер и композитор Томас Адес, Стинг. 

    В своем творчестве Хоуп уделяет значительное внимание современной музыке. Он тесно сотрудничал с такими композиторами, как София Губайдулина, Альфред Шнитке, Кшиштоф Пендерецкий¸ Дьердь Куртаг, Марк-Энтони Тэрнедж, Карл Хайнц Грубер. В марте 2008 года Хоуп и Стюарт Коупленд, основатель и бывший барабанщик группы The Police, исполнили оркестровую композицию Коупленда Celeste для скрипки и ударных на фестивале в Саванне.

    С 2007 года Даниэль Хоуп — эксклюзивный артист Deutsche Grammophon (ранее записывался на Warner Classics и Nimbus). Он был многократно номинирован на премии Grammy, Classical BRIT, Deutsche Schallplattenpreis и пять раз — на ECHO Klassik Prizes. Среди его записей — сочинения Баха, Бриттена, Элгара, Мендельсона, Моцарта, Пендерецкого, Шнитке, Шостаковича, Вайля, английских композиторов XX века Финци, Фоулдса, Айрлэнда, Типпета, Уолтона. Диск с произведениями Мендельсона (Deutsche Grammophon), на котором записаны Скрипичный концерт и Октет, был назван газетой New York Times «одной из самых совершенных записей Мендельсона». Недавно вышедший на Deutsche Grammophon диск стал посвящением великому скрипачу и композитору Йозефу Иоахиму (1831–1907),  оказавшему огромное влияние на развитие скрипичного искусства. «Ядром» этого CD стал Концерт Бруха — сочинения, которое во многом ассоциируется именно с творчеством Иоахима. Концерт записан в сопровождении Стокгольмского королевского филармонического оркестра под управлением Сакари Орамо.

    В 2010 году Хоуп представил мировую премьеру и дебютную  запись своей редакции Скрипичного концерта Альбана Берга. Рецензент газеты Sunday Telegraph писал по поводу этого CD: «Думаю, что я никогда не слышал лучшую версию Концерта Берга: исполнение не только технически совершенное, но и в полной мере передающее обостренный эмоциональный контекст этого сочинения». Журнал Gramophone Magazine назвал запись этого концерта «лучшей записью всех времен».

    В последнем релизе Deutsche Grammophon из серии Recomposed, представляющей видение классических шедевров современными авторами, Даниэль Хоуп солирует в мировой премьере британского композитора Макса Рихтера Four Seasons Recomposed («Воссозданные “Времена года” Вивальди») с берлинским камерным оркестром Konzerthaus под управлением Андре де Риддера.

    В начале 2013 года на Deutsche Grammophon вышел релиз «Сферы» — собственный проект Хоупа: коллекции сочинений, объединенных идеей о том, что движение планет создает особый вид музыки. Эта идея, впервые высказанная Пифагором, в течение многих веков восхищает и привлекает математиков, философов и музыкантов. На диске записана музыка различных стилей, от барокко до минимализма: Баха, Форе, современных мастеров, таких как Арво Пярт и Майкл Найман, и более молодых, специально сочинивших сочинения для Хоупа, основываясь на идее музыки сфер: Габриэля Прокофьева (внука великого композитора), Людовико Эйнауди, Алекса Барановского и Алексея Игудесмана. Хоуп записал этот диск с хором Берлинского радио под управлением Саймона Хелси.

    Хоуп входит в Директорат музыкального фестиваля в Саванне (штат Джорджия, США; в 2013 году фестиваль прошел в 11-й раз) и является артистическим директором летнего фестиваля в Мекленбурге (Германия). Он — автор успешных концептуальных проектов, сценарист, теле- и радиоведущий, участвует в театральных постановках, увлекается индийской музыкой и джазом. Также музыкант опубликовал три книги, ставшие бестселлерами. Одна из них — «Когда можно аплодировать?», представляющая собой путеводитель для любителей классической музыки, выпушена издательством АСТ в 2010 году.

    Сезон 2013-2014 Хоуп начал концертами в странах Европы и Азии со своим постоянным партнером пианистом Себастьяном Кнауэром. 9 ноября 2013 года, в 75-ю годовщину трагической «хрустальной ночи» (ставшей фактически началом Холокоста), он выступил со специальным концертом в Paul Löbe Haus(здание германского парламента) в Берлине. В декабре концертом в Зале камерной музыки Линкольн-центра в Нью-Йорке Хоуп отметил 90-летие выдающегося пианиста Менахема Пресслера, с которым играл в составе Beaux Arts Trio (скрипач выступал в этом ансамбле в последние 6 лет его деятельности и стал самым молодым участником Beaux Arts Trio за всю его историю, длившуюся с 1955 по 2008 годы).

    В течение прошедшего сезона Хоуп выступал в сопровождении ведущих оркестров, среди которых Цюрихский камерный оркестр, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, оркестр Финского радио, Бергенский филармонический (Норвегия), Национальный оркестр Испании, филармонический оркестр Канагава (Япония).

    В числе ярких событий сезона — февральский тур с Лондонским Королевским филармоническим оркестром, представивший проект The Hollywood Sound (релиз выходит в 2014 году на Deutsche Grammophon); новые выступления с оркестром Lucerne Festival Strings, главным приглашенным солистом которого Хоуп является в последние годы. 

    Даниэль Хоуп играет на скрипке “ex-Lipiński” Гварнери дель Джезу (1742), предоставленной в его распоряжение семьей из Германии, пожелавшей остаться  неизвестной. Инструмент носит имя одного из своих бывших владельцев, польского скрипача XIX века Кароля Липиньского, который выступал вместе с Паганини, Шуманом и Листом.

    В настоящее время Даниэль Хоуп проживает в Вене.

    Лилианна Петрусенко

    Лилианна Петрусенко родилась в 1980 году в Москве. В 1997–2002 гг. училась на дирижерско-хоровом и вокальном факультетах Киевского государственного высшего музыкального училища имени Р. М. Глиэра, в 2002–2006 гг. – на факультете сольного пения в Национальной музыкальной академии имени П. И. Чайковского в Киеве. Л. Петрусенко совершенствовала вокальное мастерство под руководством выдающихся певиц, среди которых Народная артистка Украины В. А. Кочур, Народная артистка Украинской ССР, народная артистка СССР, профессор Д. И. Петриненко, Народная артистка РСФСР, профессор И. И. Масленникова, Народная артистка СССР Г. П. Вишневская.

    По окончании учебы Лилианна Петрусенко была солисткой киевских театров – Муниципального академического театра оперы и балета для детей и юношества (2006–2007) и Национального академического театра оперетты (2007–2009). В 2009–2011 гг. выступала в Центре оперного пения Галины Вишневской (Москва).

    Среди партий, исполненных артисткой в разное время: Марфа («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, Оперная студия Киевской консерватории, 2004–2006 гг.), Цыганка Аза («Марица» И. Кальмана, Киевский театр оперетты), Фраскита («Кармен» Ж. Бизе, Центр оперного пения Галины Вишневской), а также партии в оратории В. А. Моцарта и «Страстях по Матфею» И. С. Баха.

    Помимо этого в репертуаре певицы партии Микаэлы («Кармен» Ж. Бизе), Джильды («Риголетто» Дж. Верди), Виолетты («Травиата» Дж. Верди), Донны Анны («Дон Жуан» В. А. Моцарта), Розины («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Людмилы («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Мисс Дулиттл («Моя прекрасная леди» Ф. Лоу), Виолетты («Фиалка Монмартра» И. Кальмана).

    Лилианна Петрусенко является обладательницей I премии международного конкурса «Воронцовские встречи» в Алупке (2007), приза зрительских симпатий международного конкурса «Зорепад-2001» на Украине, дипломантом Конкурса имени А. С. Караманова в Москве (2009).

    Людовит Лудга

    Людовит Лудга окончил музыкальный факультет Высшей школы исполнительских искусств в Братиславе. Во время учебы стал победителем конкурса учащихся университетов искусств Чехословакии.

    Оперный дебют певца состоялся на Зальцбургском фестивале, где он исполнил партию Аарона в опере «Моисей и Аарон» А. Шёнберга (дирижер — Джеймс Ливайн, режиссер — Жан-Пьер Поннель). С 1988 года Людовит Лудга — ведущий солист оперной труппы Словацкого национального театра в Братиславе. На его сцене исполнил множество партий в операх В. А. Моцарта — «Так поступают все» (Феррандо), В. Беллини — «Сомнамбула» (Эльвино), Г. Доницетти — «Дочь полка» (Тонио), Дж. Верди — «Дон Карлос» (Дон Карлос), «Травиата» (Альфред), «Риголетто» (Герцог), «Макбет» (Макдуф) и «Набукко» (Измаил), Ш. Гуно — «Фауст» (Фауст), Дж. Пуччини — «Богема» (Рудольф), «Мадам Баттерфляй» (Пинкертон) и «Виллисы» (Роберто), А. Бойто — «Мефистофель» (Фауст), М. Мусоргского — «Борис Годунов» (Шуйский), П. Чайковского — «Евгений Онегин» (Ленский) и «Пиковая дама» (Чекалинский), Н. Римского-Корсакова — «Золотой петушок» (Звездочет), Б. Сметаны — «Проданная невеста» (Еник), А. Дворжака — «Русалка» (Принц), Л. Яначека — «Катя Кабанова» (Борис), Ф. Легара — «Веселая вдова» (Камилл) и другие.

    Людовит Лудга много гастролирует, сотрудничая со многими оперными театрами мира: Пражским национальным театром, Римской оперой, Театро Комунале в Болонье, Государственным театром Карлсруэ, Оперой Бастий в Париже, национальными операми Нанси и Монпелье, Королевским театром Мадрида, Нидерландской оперой Амстердама, театром Ля Моннэ в Брюсселе, Театром Базеля, Оперой Овьедо, Театро Колон в Буэнос-Айресе, Словенским национальным театром оперы и балета Любляны, театрами Швейцарии, Финляндии, Венгрии, Японии, Бразилии и другими, исполняя партии в операх «Ромео и Джульетта» и «Фауст» Ш. Гуно (Ромео и Фауст), «Богема» Дж. Пуччини (Рудольф), «Ирис» П. Масканьи (Осака), «Травиата» и «Дон Карлос» Дж. Верди (Альфред и Дон Карлос), «Евгений Онегин» и «Иоланта» П. Чайковского (Ленский и Водемон), «Проданная невеста» Б. Сметаны (Еник), «Русалка» А. Дворжака (Принц),  «Средство Макропулоса», «Енуфа», «Судьба», «Катя Кабанова» и «Из мертвого дома» Л. Яначека (партии Витека, Штевы, Живного, Бориса и Фильки Морозова), «Король Рогер» К. Шимановского (Пастух), «Царь Эдип» И. Стравинского (Эдип), «Мертвый город» Э. В. Корнгольда (Поль), «Леди Макбет Мценского уезда» и «Нос» Д. Шостаковича (Зиновий Борисович и Нос) и другие. Принимал участие в престижных фестивалях в Уэксфорде (Ирландия, Осака в «Ирис» П. Масканьи и Цтирад в «Шарке» З. Фибиха), Иерусалиме («Фауст»), Мехико (Дворец изящных искусств, Принц в «Русалке»).

    В дополнение к насыщенному оперному графику, Людовит Лудга много выступает в концертах в сопровождении известных симфонических коллективов. Он пел в Музикферайне и Концертхаусе в Вене и Карнеги-холл в Нью-Йорке, на концертных сценах Зальцбурга, Парижа, Берлина, Лейпцига, Праги, Рима, Милана, Болоньи, Турина, Кальяри, Пармы, Триеста, Равенны, Удине (Италия), Амстердама, Утрехта (Нидерланды), Манчестера, Ливерпуля, Лидса (Великобритания), Лиссабона (Португалия), Будапешта (Венгрия), Братиславы (Словакия), Афин (Греция), Анкары (Турция), Сан-Паулу (Бразилия), Тайбэя (Тайвань). Среди исполненных им сочинений: Реквием и Коронационная месса В. А. Моцарта, Нельсон-месса и «Семь последних слов Спасителя на кресте» Й. Гайдна, кантаты И. С. Баха, Девятая симфония Л. ван Бетховена, StabatMaterДж. Россини, TeDeumГ. Берлиоза, Реквием Дж. Верди, Реквием и StabatMaterА. Дворжака, «Колокола» С. Рахманинова, Te Deum и PsalmusHungaricus З. Кодая, CantataProfanaБ. Бартока, Симфония № 3 К. Шимановского, «Свадебка» И. Стравинского, «Глаголическая месса» и  кантата Amarus Л. Яначека, CarminaBurana К. Орфа.

    Людовит Лудга выступал под управлением многих известных дирижеров, в том числе Мстислава Ростроповича, Владимира Ашкенази, сэра Нэвилла Мэрринера, Марека Яновского, Даниэле Гатти, Шарля Дютуа, Михаэля Андреаса Гилена.

    Певец участвовал в записях сочинений Дворжака, Яначека, Мартину, Респиги, Стравинского, Дзандонаи, Шостаковича, Зеленки, Чимарозы и других авторов (лейблы DECCA, Supraphon, BBC Music, Marco Polo, Opusarte, ArtHausMusic, SĽUK, ORF, Slovak Radio Records).

    В феврале и марте 2014 года Людовит Лудга исполнял партию Зиновия Борисовича в опере Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» на сцене Фламандской оперы Антверпена-Гента (дирижер — Владимир Юровский, режиссер — Каликсто Бьеито). Среди планов на сезон 2014/15 — партия Бабинского в опере Яромира Вайнбергера «Шванда-волынщик» в Театро Массимо в Палермо и партия Зиновия Борисовича в Опере Монте-Карло. В Словацком национальном театре в Братиславе он исполнит партии Рудольфа («Богема»), Альфреда («Травиата»), Макдуфа («Макбет»), Измаила («Набукко»), Герцога («Риголетто») и Ромео («Ромео и Джульетта»).

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова – всемирно известный российский хор, один из старейших художественных коллективов Москвы.

    Предыстория коллектива восходит к 1900 году, когда регент Иван Юхов организовал в подмосковном городе Щелково семейный хоровой ансамбль. На рубеже XIX–XX веков в Москве активно открывались новые творческие объединения: Московский художественный театр, Народный хор Пятницкого. Любительский хор Юхова задолго до революционных событий 1917 года также приобрел широкую известность, исполняя духовную музыку, народные песни, хоровые, вокально-симфонические произведения русских и западноевропейских композиторов.

    После революции хор был национализирован советской властью, а в январе 1919 года получил статус Первого государственного хора. Его популярность продолжает расти: коллектив не только ведет активную концертную деятельность, но и принимает участие в культурных проектах молодого советского государства, в том числе, в озвучивании знаменитых кинолент «Веселые ребята», «Цирк», «Мы из Кронштадта», «Волга-Волга».

    Судьбоносное событие в истории коллектива – назначение в 1958 году на должность его руководителя Александра Юрлова (1927–1973). В 1960-х годах под началом выдающегося дирижера Капелла выдвигается в ряды лучших музыкальных коллективов страны. Хор сотрудничает с прославленными русскими композиторами Свиридовым и Шостаковичем, становится первым исполнителем сочинений Рубина, Щедрина. Александру Юрлову принадлежит заслуга возрождения традиции концертного исполнения русской духовной музыки. Преемниками Юрлова стали талантливые музыканты, дирижеры-хормейстеры Юрий Ухов, Станислав Гусев, приумножившие славу хорового коллектива.

    С 2004 года Капеллу возглавляет Геннадий Дмитряк – народный артист России, профессор, один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижеров. Музыкант большой творческой энергии, Геннадий Дмитряк сегодня решает сложнейшие исполнительские задачи, выступает инициатором уникальных творческих проектов. Под его началом Капелла стала организатором музыкальных фестивалей «Кремли и храмы России», «Любовь святая», возрождающих традиции масштабных просветительских вокально-хоровых программ. Весной 2014 года Капелла принимала активное участие в подготовке и проведении XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в Сочи. 

    В сезоне 2018/19 Капелла отметила 100-летие своей официальной истории, проведя юбилейные концерты в Москве, Севастополе, Кургане, Челябинске, Тюмени, Сургуте, Ханты-Мансийске, а также во Франции. 31 мая 2019 года Капелла удостоена Благодарности Президента Российской Федерации «За заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».

    География гастрольных поездок Капеллы охватывает всю территорию России от Магадана до Калининграда. Огромный успех имели концерты коллектива под руководством Геннадия Дмитряка в Испании, Греции, Великобритании, Республике Беларусь, Армении, Польше, Украине, Северной Корее в странах Прибалтики. Коллектив – постоянный участник крупнейших музыкальных фестивалей. Среди симфонических дирижеров, работавших с Капеллой – Юрий Башмет, Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Дмитрий Юровский, Владимир Юровский, Михаил Плетнёв, Павел Коган, Теодор Курентзис, Сергей Скрипка, Александр Сладковский, Юрий Симонов. Коллектив известен как один из лучших интерпретаторов произведений Бортнянского, Березовского, Кастальского, Гречанинова, Чеснокова, Рахманинова, Свиридова. Репертуар хора включает практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки – от Высокой мессы Баха до сочинений Бриттена, Бернстайна, Шостаковича, Шнитке, Канчели, Тавенера.

    Уникальным проектом Капеллы стала запись антологии хоровых сочинений Свиридова, приуроченная к 100-летию со дня рождения композитора. В 2019 году проект стал обладателем Международной премии в сфере звукозаписи академической музыки «Чистый звук» в номинации «Хоровые произведения». В декабре 2022 года вышел первый альбом антологии хоровой музыки Родиона Щедрина, в который вошли записи 26 хоров a cappella.

    В 2021 году коллектив выступил организатором фестиваля «Славься ты, Русь моя!» к 800-летию Александра Невского, концерты которого прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Переславле-Залесском, Великом Новгороде и Усть-Ижоре. В 2022 году Капелла имени А. А. Юрлова и Государственный хор имени А. В. Свешникова провели в Москве совместный фестиваль «К юбилею Маэстро», приуроченный к 75-летию Геннадия Дмитряка. 

    В 2023 году капелла принимает активное участие в праздновании 150-летия со дня рождения Сергея Рахманинова, выступая в Москве, Ростове-на-Дону, Иркутске, Чите, Самаре, Воронеже, Нижнем Новгороде, Смоленске.

     (Пресс-служба Капеллы)