Закрыть

Уважаемые слушатели! Абонементы сезона 2016-2017 в продаже до 20 октября
перейти к списку абонементов

    К 100-летию начала Первой мировой войны.
    Госоркестр России имени Светланова,
    Владимир Юровский,
    Лилианна Петрусенко,
    Людовит Лудга, Даниэль Хоуп

    13 сентября 2014, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Лядов
    «Скорбная песнь»
    Симфоническая картина «Из Апокалипсиса»
    Яначек
    «Вечное Евангелие» – кантата для тенора, сопрано, хора и оркестра
    Дебюсси
    «Героическая колыбельная»
    Мясковский
    Симфония № 4

    Г. Прокофьев
    Концерт №1 (1914) для скрипки с оркестром

    (к 100-летию со дня начала Первой мировой войны)
    (Первое исполнение в России)



    При поддержке Министерства культуры
    Российской Федерации

          

    12+

    Абонемент №10:

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    С появлением в Москве Владимира Юровского концертная жизнь заметно оживилась. Художественный руководитель и главный дирижер Госоркестра России имени Светланова каждый свой выход на сцену продумывает тщательно, используя в качестве инструментов великолепную логику и отменный музыкальный вкус. Столичная аудитория уже привыкла к тому, что можно не вчитываться в афишу концертов с участием маэстро, а просто покупать билет и идти: будет интересно, бескомпромиссно качественно, и обязательно узнаешь что-то новое. А если изучить, например, список сочинений, заявленный Юровским в программе концерта 13 сентября, то обнаружится созвездие изумительных по красоте, с ювелирной точностью подобранных редкостей.

    Соединяя в одной программе музыку Лядова, Мясковского, Дебюсси и Яначека, автор идеи отнюдь не стремится шокировать нас эклектизмом. Напротив, каждое сочинение как нельзя лучше отражает общий дух программы, посвященной 100-летию со дня начала Первой мировой войны. Есть в этой программе и сюрприз – российская премьера Скрипичного концерта английского композитора Габриэля Прокофьева, который посвящает свой опус именно этой дате. Композитор в интервью газете «Известия» так сформулировал свой подход к сочинению: «Я всегда ориентируюсь на формы классической музыки. Мой подход — соединять академическую традицию с теми звуками, которые я слышу вокруг, с народной музыкой моего времени. А мой фольклор — это хип-хоп, техно, электромузыка. (…) Композиторы привыкли, что всякая их прихоть должна быть удовлетворена, и пишут музыку, которую совершенно невозможно сыграть. Я хочу, чтобы исполнители чувствовали себя частью музыки, а не машинами для ее воспроизведения. Пожалуй, нам стоит вернуться назад, к выразительности, к эмоциям и не зацикливаться на академизме». Донести до слушателей замысел Прокофьева доверено известному британскому скрипачу Даниэлю Хоупу, а Владимир Юровский, вне сомнения, создаст для музицирования самые комфортные условия, тем более, что маэстро уже исполнял музыку Габриэля на знаменитом фестивале BBC Proms.

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф.Светланова

    5 октября 2016 г. Госоркестру России имени Е. Ф. Светланова, одному из старейших симфонических коллективов страны, исполняется 80 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением А. Гаука и Э. Клайбера, состоялось 5 октября 1936 г. в Большом зале Московской консерватории.

    В разные годы Госоркестром руководили выдающиеся музыканты Александр Гаук (1936—1941), Натан Рахлин (1941—1945), Константин Иванов (1946—1965) и Евгений Светланов (1965—2000). 27 октября 2005 г. коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. В 2000—2002 гг. оркестр возглавлял Василий Синайский, в 2002—2011 гг. — Марк Горенштейн.

    24 октября 2011 г. художественным руководителем коллектива назначен Владимир Юровский, всемирно известный дирижер, сотрудничающий с крупнейшими оперными театрами и симфоническими оркестрами. С сезона 2016/17 г. главным приглашенным дирижером Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова является Василий Петренко.

    Концерты оркестра проходили на самых известных концертных площадках мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского и Государственном Кремлевском дворце в Москве, Carnegie Hall в Нью-Йорке, Kennedy Center в Вашингтоне, Musikverein в Вене, Albert Hall в Лондоне, Pleyel в Париже, Национальном оперном театре Colon в Буэнос-Айресе, Suntory Hall в Токио. В 2013 г. оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

    За дирижерским пультом коллектива стояли Г. Абендрот, Э. Ансерме, Л. Блех, Н. Голованов, К. Зандерлинг, О. Клемперер, К. Кондрашин, Л. Маазель, К. Мазур, Н. Малько, И. Маркевич, Е. Мравинский, Ш. Мюнш, М. Ростропович, С. Сондецкис, И. Стравинский, А. Янсонс, А. Борейко, А. Ведерников, В. Гергиев, Ш. Дютуа, А. Лазарев, И. Марин, Г. Ринкявичюс, Г. Рождественский, А. Сладковский, Л. Слаткин, Ю. Темирканов, М. Юровский и другие замечательные дирижеры.

    С оркестром выступали выдающиеся музыканты, в числе которых певцы И. Архипова, Г. Вишневская, С. Лемешев, Е. Образцова, М. Гулегина, П. Доминго, М. Кабалье, Й. Кауфман, Д. Хворостовский, пианисты Э. Гилельс, В. Клиберн, Г. Нейгауз, Н. Петров, С. Рихтер, М. Юдина, В. Афанасьев, Б. Березовский, Э. Вирсаладзе, Е. Кисин, Н. Луганский, Д. Мацуев, Г. Соколов, скрипачи Л. Коган, И. Менухин, Д. Ойстрах, М. Венгеров, В. Пикайзен, В. Репин, В. Спиваков, В. Третьяков, альтист Ю. Башмет, виолончелисты М. Ростропович, Н. Гутман, А. Князев, А. Рудин. В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов В. Майер, А. Нетребко, Х. Герзмавы, А. Пендачанской, И. Абдразакова, Д. Корчака, В. Ладюка, Р. Папе, пианистов М. Учиды, Р. Бухбиндера, скрипачей Л. Кавакоса, П. Копачинской, Ю. Фишер, Д. Хоупа, Н. Цнайдера. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры С. Кочановский, А. Пога, М. Стравинский, Ф. Чижевский, пианисты Л. Дебарг, Ф. Копачевский, Я. Лисецкий, Д. Маслеев, А. Романовский, скрипачи А. Баева, А. Притчин, В. Соколов, П. Милюков, виолончелист А. Рамм.

    Впервые побывав за рубежом в 1956 г., оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и компакт-дисков, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от М. Глинки до И. Cтравинского (дирижер — Е. Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

    В недавнем времени Госоркестр выступил на фестивалях в Графенегге (Австрия), Kissinger Sommer в Бад-Киссингене (Германия), «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, VI фестивале Мстислава Ростроповича в Москве, III симфоническом форуме России в Екатеринбурге, Платоновском фестивале искусств в Воронеже; осуществил мировые премьеры сочинений А. Вустина, С. Слонимского, А. Батагова, А. Семёнова и Ю. Шерлинга, а также российские премьеры произведений Л. ван Бетховена — Г. Малера, В. Сильвестрова, Р. Щедрина, Дж. Тавенера, А. Скрябина — А. Немтина, К. Орфа, Г. Гладкова, В. Тарнопольского, Ж.-Д. Бонтемпу; принял участие в XV Международном конкурсе имени П. И. Чайковского и I Международном конкурсе молодых пианистов Grand Piano Competition; четырежды представил ежегодный цикл просветительских концертов «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Чили, Германии, Испании, Турции, Китая.

    С января 2016 г. Госоркестр реализует особый проект по поддержке профессионального композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество коллектива с современными российскими авторами. Первым в истории «композитором в резиденции» оркестра стал Александр Вустин.

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 г. носит почетное звание «академический», в 1986 г. он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006 и 2011 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации.

    Владимир Юровский

    Родился в 1972 г. в Москве. Представитель российской музыкальной династии: сын дирижера Михаила Юровского, внук композитора Владимира Юровского, правнук дирижера Давида Блока (создателя Государственного симфонического оркестра кинематографии). Музыкальное образование получил в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, Дрезденской Высшей школе музыки им. К.-М. фон Вебера и Берлинской Высшей школе музыки им. Г. Эйслера.

    Дирижированию обучался у своего отца, затем у Александра фон Брюка, Рольфа Ройтера и сэра Колина Дэвиса, был ассистентом Геннадия Рождественского. В 1995 г. с триумфом дебютировал на международной сцене – в рамках оперного фестиваля в Уэксфорде (опера «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова). В дальнейшем сотрудничал с крупнейшими театрами, в том числе: Covent Garden (Лондон), Opéra Bastille (Париж), Metropolitan Opera (Нью-Йорк), Komische Oper (Берлин),Teatro La Fenice (Венеция), Teatro alla Scala (Милан) и Большим театром России. Выступал с ведущими симфоническими коллективами: филармоническими оркестрами Берлина, Вены и Нью-Йорка, Филадельфийским, Кливлендским, Чикагским и Бостонским симфоническими оркестрами, Государственной капеллой Дрездена, оркестрами Гевандхауза, Консертгебау и Баварского радио и многими другими. В 2001–2013 гг. – музыкальный руководитель оперного фестиваля в Глайндборне. В 2005–2009 гг. – главный приглашенный дирижер Российского национального оркестра. С 2007 г. – главный дирижер Лондонского филармонического оркестра и один из трех постоянных дирижеров Оркестра Эпохи Просвещения (наряду с сэром Саймоном Рэттлом и Иваном Фишером). С 2009 г. сотрудничает с Камерным оркестром Европы.

    С 2011 г. – художественный руководитель Государственного академического симфонического оркестра России им. Е. Ф. Светланова. Выступал с коллективом на фестивалях «Площадь искусств» (Санкт-Петербург) и «Другое пространство» (Москва), в концертах, посвященных памяти Е. Светланова, 200-летию со дня рождения Р. Вагнера и 100-летию начала Первой мировой войны, в симфонических собраниях для студентов Московского университета и Российской академии музыки им. Гнесиных, в городах России и Германии; осуществил российские премьеры Симфонии № 3 В. Сильвестрова, «Гейлигенштадтского завещания Бетховена» Р. Щедрина, Симфонии № 9 Л. ван Бетховена в редакции Г. Малера, «Прометея» К. Орфа, мюзикла «Обыкновенное чудо» Г. Гладкова в редакции для солистов, хора и симфонического оркестра и полной версии «Предварительного действа» А.Скрябина – А.Немтина; провел концертные исполнения музыки балета «Спящая красавица» П. Чайковского и оперы «Саломея» Р. Штрауса. По инициативе дирижера в 2012 г. была возрождена традиция посвящения в студенты первокурсников Академического музыкального колледжа при Московской консерватории (в Доме-музее П. Чайковского в Клину). В 2015 г. в Концертном зале им. П. И. Чайковского в третий раз прошел ежегодный цикл просветительских концертов «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает».

    В. Юровский осуществил музыкальное руководство постановками опер «Дон Жуан» и «Волшебная флейта» В.-А. Моцарта, «Тристан и Изольда», «Нюрнбергские майстерзингеры» и «Парсифаль» Р. Вагнера, «Отелло», «Фальстаф» и «Макбет» Дж. Верди, «Борис Годунов» М.Мусоргского, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. Чайковского, «Ариадна на Наксосе» и «Женщина без тени» Р. Штрауса, «Приключения лисички-плутовки» Л. Яначека, «Похождения повесы» И. Стравинского, «Моисей и Аарон» А. Шёнберга, «Воццек» А. Берга, «Vita Nuova» В. Мартынова и других.

    Дискография Юровского включает, в частности, записи симфоний № 4 и 7 Л. ван Бетховена, всех симфоний И. Брамса, Сюиты № 3, симфоний № 1, 4, 5 и 6, а также симфонии «Манфред» П. Чайковского, «Симфонических танцев» С. Рахманинова, Симфонии № 2 Г. Малера, симфоний № 1, 6 и 14, фортепианных концертов Д. Шостаковича, Симфонии № 3 А. Шнитке, кантаты «Exil» Г. Канчели, симфонических произведений Й. Гайдна, Р. Вагнера, Р. Штрауса, М. Равеля, Г. Холста, А. Онеггера, Б. Бриттена, опер «Гензель и Гретель» Э. Хумпердинка, «Золушка» Дж. Россини, «Северная звезда» Дж. Мейербера, «Вертер» Ж. Массне, «Джанни Скикки» Дж. Пуччини, «Скупой рыцарь» С. Рахманинова и «Обручение в монастыре» С. Прокофьева, оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса, фрагментов цикла «Двадцать семь опер» А. Семёнова.

    В 2000 г. Владимир Юровский стал обладателем ''Abbiati Prize'' как «лучший дирижер года», в 2015 г. – ''BBCMusicMagazineAward'' за запись оперы «Нюрнбергские майстерзингеры» Р.Вагнера; в 2007 г. отмечен Королевским филармоническим обществом Великобритании как «дирижер года», в 2012 и 2014 гг. назван российской газетой «Музыкальное обозрение» «персоной года», в 2013 г. номинирован на премию ''Grammy''. Критика отмечает масштабность творческих замыслов и отточенность интерпретаций музыканта, просветительскую направленность его деятельности.

    В 2016 г. В. Юровский был удостоен званий почётного доктора Королевского колледжа музыки (Лондон) и почётного профессора Московского государственного университета.

    Материал предоставлен пресс-службой ГАСО

    Даниэль Хоуп

    Британский скрипач-виртуоз Даниэль Хоуп родился в 1973 году в г. Дурбан (Южно-Африканская Республика). Переехав в Лондон, он обучался в Highgate School и в Королевской академии музыки у Захара Брона. Уже в 10 лет он выступил на британском телевидении, а в 11 — получил приглашение от сэра Иегуди Менухина исполнить с ним дуэты Б. Бартока на телевидении Германии. Это стало началом многолетнего артистического партнерства двух музыкантов, сыгравших вместе более 60 концертов. В 1999 году Хоуп, будучи уже всемирно известным исполнителем, участвовал в последнем концерте И. Менухина, сыграв с оркестром под его управлением Скрипичный концерт А. Шнитке. 

    Музыкант необычайно разносторонний, Хоуп выступает как солист, камерный исполнитель, дирижер. Он известен своей исключительной креативностью, а также приверженностью гуманитарным принципам. Лондонская Observer назвала Хоупа «самым восхитительным британским исполнителем на струнных со времен Жаклин дю Пре», а New York Times в недавнем обзоре так суммировала его уникальные качества: «...скрипач всепроникающего интеллекта и непререкаемого стиля... В деле, в котором ценятся аккуратно подписанные ящички и коробочки с точным названием содержимого, британский скрипач Даниэль Хоуп не подходит ни под одну формальную категорию».

    В своем творчестве Хоуп обращается как к классическому репертуару, так и к новой музыке, раге, джазу, помещая классическую музыку в самый разнообразный контекст: не только музыкальный, но и общекультурный, связанный с литературой, историей, драматургией, представляя музыку как отражение всеобщего культурного и исторического пространства.

    Более 20 лет Даниэль Хоуп с огромным успехом гастролирует по всему миру. Как солист и дирижер Даниэль Хоуп постоянно выступает с камерными оркестрами (включая такие, как Камерный оркестр Европы, оркестр Камерата Зальцбург, струнный оркестр Люцернского фестиваля) и ансамблями (среди которых немецкий L'arte del mondo). Хоуп принимал участие в BBC Proms, Hollywood Bowl, фестивалях в Аспене, Люцерне, Равинии, Зальцбурге, Шлезвиг-Гольштейне и Тэнглвуде. Он играл в самых престижных залах мира с ведущими оркестрами США (Бостонский, Чикагский, Лос-Анджелесский, Далласский, Детройтский), Канады (симфонический оркестр Торонто), Израиля, оркестрами Берлина, Бирмингема, Дрездена, Лондона, Москвы, Осло, Парижа, Стокгольма, Гетеборга, Вены и такими дирижерами, как Мстислав Ростропович, Ханс Граф, Даниэль Хардинг, Томас Хенгельброк, Курт Мазур, Кент Нагано, сэр Роджер Норрингтон, Сакари Орамо, Мишель Плассон, Леонард Слаткин, Кристиан Тилеман.

    Среди его партнеров по сцене — пианисты Менахем Пресслер, Катя и Мишель Лабек, Себастьян Кнауэр, Кристиан Безуиденхут, Ву Хан, Джеффри Кахане, скрипач Хайме Ларедо, альтисты Юрий Башмет, Табея Циммерманн, виолончелисты Линн Харрелл, Дэвид Финкель, контрабасист Эдгар Мейер, тенор Марк Пэдмор, пианист, дирижер и композитор Томас Адес, Стинг. 

    В своем творчестве Хоуп уделяет значительное внимание современной музыке. Он тесно сотрудничал с такими композиторами, как София Губайдулина, Альфред Шнитке, Кшиштоф Пендерецкий¸ Дьердь Куртаг, Марк-Энтони Тэрнедж, Карл Хайнц Грубер. В марте 2008 года Хоуп и Стюарт Коупленд, основатель и бывший барабанщик группы The Police, исполнили оркестровую композицию Коупленда Celeste для скрипки и ударных на фестивале в Саванне.

    С 2007 года Даниэль Хоуп — эксклюзивный артист Deutsche Grammophon (ранее записывался на Warner Classics и Nimbus). Он был многократно номинирован на премии Grammy, Classical BRIT, Deutsche Schallplattenpreis и пять раз — на ECHO Klassik Prizes. Среди его записей — сочинения Баха, Бриттена, Элгара, Мендельсона, Моцарта, Пендерецкого, Шнитке, Шостаковича, Вайля, английских композиторов XX века Финци, Фоулдса, Айрлэнда, Типпета, Уолтона. Диск с произведениями Мендельсона (Deutsche Grammophon), на котором записаны Скрипичный концерт и Октет, был назван газетой New York Times «одной из самых совершенных записей Мендельсона». Недавно вышедший на Deutsche Grammophon диск стал посвящением великому скрипачу и композитору Йозефу Иоахиму (1831–1907),  оказавшему огромное влияние на развитие скрипичного искусства. «Ядром» этого CD стал Концерт Бруха — сочинения, которое во многом ассоциируется именно с творчеством Иоахима. Концерт записан в сопровождении Стокгольмского королевского филармонического оркестра под управлением Сакари Орамо.

    В 2010 году Хоуп представил мировую премьеру и дебютную  запись своей редакции Скрипичного концерта Альбана Берга. Рецензент газеты Sunday Telegraph писал по поводу этого CD: «Думаю, что я никогда не слышал лучшую версию Концерта Берга: исполнение не только технически совершенное, но и в полной мере передающее обостренный эмоциональный контекст этого сочинения». Журнал Gramophone Magazine назвал запись этого концерта «лучшей записью всех времен».

    В последнем релизе Deutsche Grammophon из серии Recomposed, представляющей видение классических шедевров современными авторами, Даниэль Хоуп солирует в мировой премьере британского композитора Макса Рихтера Four Seasons Recomposed («Воссозданные “Времена года” Вивальди») с берлинским камерным оркестром Konzerthaus под управлением Андре де Риддера.

    В начале 2013 года на Deutsche Grammophon вышел релиз «Сферы» — собственный проект Хоупа: коллекции сочинений, объединенных идеей о том, что движение планет создает особый вид музыки. Эта идея, впервые высказанная Пифагором, в течение многих веков восхищает и привлекает математиков, философов и музыкантов. На диске записана музыка различных стилей, от барокко до минимализма: Баха, Форе, современных мастеров, таких как Арво Пярт и Майкл Найман, и более молодых, специально сочинивших сочинения для Хоупа, основываясь на идее музыки сфер: Габриэля Прокофьева (внука великого композитора), Людовико Эйнауди, Алекса Барановского и Алексея Игудесмана. Хоуп записал этот диск с хором Берлинского радио под управлением Саймона Хелси.

    Хоуп входит в Директорат музыкального фестиваля в Саванне (штат Джорджия, США; в 2013 году фестиваль прошел в 11-й раз) и является артистическим директором летнего фестиваля в Мекленбурге (Германия). Он — автор успешных концептуальных проектов, сценарист, теле- и радиоведущий, участвует в театральных постановках, увлекается индийской музыкой и джазом. Также музыкант опубликовал три книги, ставшие бестселлерами. Одна из них — «Когда можно аплодировать?», представляющая собой путеводитель для любителей классической музыки, выпушена издательством АСТ в 2010 году.

    Сезон 2013-2014 Хоуп начал концертами в странах Европы и Азии со своим постоянным партнером пианистом Себастьяном Кнауэром. 9 ноября 2013 года, в 75-ю годовщину трагической «хрустальной ночи» (ставшей фактически началом Холокоста), он выступил со специальным концертом в Paul Löbe Haus(здание германского парламента) в Берлине. В декабре концертом в Зале камерной музыки Линкольн-центра в Нью-Йорке Хоуп отметил 90-летие выдающегося пианиста Менахема Пресслера, с которым играл в составе Beaux Arts Trio (скрипач выступал в этом ансамбле в последние 6 лет его деятельности и стал самым молодым участником Beaux Arts Trio за всю его историю, длившуюся с 1955 по 2008 годы).

    В течение прошедшего сезона Хоуп выступал в сопровождении ведущих оркестров, среди которых Цюрихский камерный оркестр, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, оркестр Финского радио, Бергенский филармонический (Норвегия), Национальный оркестр Испании, филармонический оркестр Канагава (Япония).

    В числе ярких событий сезона — февральский тур с Лондонским Королевским филармоническим оркестром, представивший проект The Hollywood Sound (релиз выходит в 2014 году на Deutsche Grammophon); новые выступления с оркестром Lucerne Festival Strings, главным приглашенным солистом которого Хоуп является в последние годы. 

    Даниэль Хоуп играет на скрипке “ex-Lipiński” Гварнери дель Джезу (1742), предоставленной в его распоряжение семьей из Германии, пожелавшей остаться  неизвестной. Инструмент носит имя одного из своих бывших владельцев, польского скрипача XIX века Кароля Липиньского, который выступал вместе с Паганини, Шуманом и Листом.

    В настоящее время Даниэль Хоуп проживает в Вене.

    Лилианна Петрусенко

    Лилианна Петрусенко родилась в 1980 году в Москве. В 1997–2002 гг. училась на дирижерско-хоровом и вокальном факультетах Киевского государственного высшего музыкального училища имени Р. М. Глиэра, в 2002–2006 гг. – на факультете сольного пения в Национальной музыкальной академии имени П. И. Чайковского в Киеве. Л. Петрусенко совершенствовала вокальное мастерство под руководством выдающихся певиц, среди которых Народная артистка Украины В. А. Кочур, Народная артистка Украинской ССР, народная артистка СССР, профессор Д. И. Петриненко, Народная артистка РСФСР, профессор И. И. Масленникова, Народная артистка СССР Г. П. Вишневская.

    По окончании учебы Лилианна Петрусенко была солисткой киевских театров – Муниципального академического театра оперы и балета для детей и юношества (2006–2007) и Национального академического театра оперетты (2007–2009). В 2009–2011 гг. выступала в Центре оперного пения Галины Вишневской (Москва).

    Среди партий, исполненных артисткой в разное время: Марфа («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, Оперная студия Киевской консерватории, 2004–2006 гг.), Цыганка Аза («Марица» И. Кальмана, Киевский театр оперетты), Фраскита («Кармен» Ж. Бизе, Центр оперного пения Галины Вишневской), а также партии в оратории В. А. Моцарта и «Страстях по Матфею» И. С. Баха.

    Помимо этого в репертуаре певицы партии Микаэлы («Кармен» Ж. Бизе), Джильды («Риголетто» Дж. Верди), Виолетты («Травиата» Дж. Верди), Донны Анны («Дон Жуан» В. А. Моцарта), Розины («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Людмилы («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Мисс Дулиттл («Моя прекрасная леди» Ф. Лоу), Виолетты («Фиалка Монмартра» И. Кальмана).

    Лилианна Петрусенко является обладательницей I премии международного конкурса «Воронцовские встречи» в Алупке (2007), приза зрительских симпатий международного конкурса «Зорепад-2001» на Украине, дипломантом Конкурса имени А. С. Караманова в Москве (2009).

    Людовит Лудга

    Людовит Лудга окончил музыкальный факультет Высшей школы исполнительских искусств в Братиславе. Во время учебы стал победителем конкурса учащихся университетов искусств Чехословакии.

    Оперный дебют певца состоялся на Зальцбургском фестивале, где он исполнил партию Аарона в опере «Моисей и Аарон» А. Шёнберга (дирижер — Джеймс Ливайн, режиссер — Жан-Пьер Поннель). С 1988 года Людовит Лудга — ведущий солист оперной труппы Словацкого национального театра в Братиславе. На его сцене исполнил множество партий в операх В. А. Моцарта — «Так поступают все» (Феррандо), В. Беллини — «Сомнамбула» (Эльвино), Г. Доницетти — «Дочь полка» (Тонио), Дж. Верди — «Дон Карлос» (Дон Карлос), «Травиата» (Альфред), «Риголетто» (Герцог), «Макбет» (Макдуф) и «Набукко» (Измаил), Ш. Гуно — «Фауст» (Фауст), Дж. Пуччини — «Богема» (Рудольф), «Мадам Баттерфляй» (Пинкертон) и «Виллисы» (Роберто), А. Бойто — «Мефистофель» (Фауст), М. Мусоргского — «Борис Годунов» (Шуйский), П. Чайковского — «Евгений Онегин» (Ленский) и «Пиковая дама» (Чекалинский), Н. Римского-Корсакова — «Золотой петушок» (Звездочет), Б. Сметаны — «Проданная невеста» (Еник), А. Дворжака — «Русалка» (Принц), Л. Яначека — «Катя Кабанова» (Борис), Ф. Легара — «Веселая вдова» (Камилл) и другие.

    Людовит Лудга много гастролирует, сотрудничая со многими оперными театрами мира: Пражским национальным театром, Римской оперой, Театро Комунале в Болонье, Государственным театром Карлсруэ, Оперой Бастий в Париже, национальными операми Нанси и Монпелье, Королевским театром Мадрида, Нидерландской оперой Амстердама, театром Ля Моннэ в Брюсселе, Театром Базеля, Оперой Овьедо, Театро Колон в Буэнос-Айресе, Словенским национальным театром оперы и балета Любляны, театрами Швейцарии, Финляндии, Венгрии, Японии, Бразилии и другими, исполняя партии в операх «Ромео и Джульетта» и «Фауст» Ш. Гуно (Ромео и Фауст), «Богема» Дж. Пуччини (Рудольф), «Ирис» П. Масканьи (Осака), «Травиата» и «Дон Карлос» Дж. Верди (Альфред и Дон Карлос), «Евгений Онегин» и «Иоланта» П. Чайковского (Ленский и Водемон), «Проданная невеста» Б. Сметаны (Еник), «Русалка» А. Дворжака (Принц),  «Средство Макропулоса», «Енуфа», «Судьба», «Катя Кабанова» и «Из мертвого дома» Л. Яначека (партии Витека, Штевы, Живного, Бориса и Фильки Морозова), «Король Рогер» К. Шимановского (Пастух), «Царь Эдип» И. Стравинского (Эдип), «Мертвый город» Э. В. Корнгольда (Поль), «Леди Макбет Мценского уезда» и «Нос» Д. Шостаковича (Зиновий Борисович и Нос) и другие. Принимал участие в престижных фестивалях в Уэксфорде (Ирландия, Осака в «Ирис» П. Масканьи и Цтирад в «Шарке» З. Фибиха), Иерусалиме («Фауст»), Мехико (Дворец изящных искусств, Принц в «Русалке»).

    В дополнение к насыщенному оперному графику, Людовит Лудга много выступает в концертах в сопровождении известных симфонических коллективов. Он пел в Музикферайне и Концертхаусе в Вене и Карнеги-холл в Нью-Йорке, на концертных сценах Зальцбурга, Парижа, Берлина, Лейпцига, Праги, Рима, Милана, Болоньи, Турина, Кальяри, Пармы, Триеста, Равенны, Удине (Италия), Амстердама, Утрехта (Нидерланды), Манчестера, Ливерпуля, Лидса (Великобритания), Лиссабона (Португалия), Будапешта (Венгрия), Братиславы (Словакия), Афин (Греция), Анкары (Турция), Сан-Паулу (Бразилия), Тайбэя (Тайвань). Среди исполненных им сочинений: Реквием и Коронационная месса В. А. Моцарта, Нельсон-месса и «Семь последних слов Спасителя на кресте» Й. Гайдна, кантаты И. С. Баха, Девятая симфония Л. ван Бетховена, StabatMaterДж. Россини, TeDeumГ. Берлиоза, Реквием Дж. Верди, Реквием и StabatMaterА. Дворжака, «Колокола» С. Рахманинова, Te Deum и PsalmusHungaricus З. Кодая, CantataProfanaБ. Бартока, Симфония № 3 К. Шимановского, «Свадебка» И. Стравинского, «Глаголическая месса» и  кантата Amarus Л. Яначека, CarminaBurana К. Орфа.

    Людовит Лудга выступал под управлением многих известных дирижеров, в том числе Мстислава Ростроповича, Владимира Ашкенази, сэра Нэвилла Мэрринера, Марека Яновского, Даниэле Гатти, Шарля Дютуа, Михаэля Андреаса Гилена.

    Певец участвовал в записях сочинений Дворжака, Яначека, Мартину, Респиги, Стравинского, Дзандонаи, Шостаковича, Зеленки, Чимарозы и других авторов (лейблы DECCA, Supraphon, BBC Music, Marco Polo, Opusarte, ArtHausMusic, SĽUK, ORF, Slovak Radio Records).

    В феврале и марте 2014 года Людовит Лудга исполнял партию Зиновия Борисовича в опере Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» на сцене Фламандской оперы Антверпена-Гента (дирижер — Владимир Юровский, режиссер — Каликсто Бьеито). Среди планов на сезон 2014/15 — партия Бабинского в опере Яромира Вайнбергера «Шванда-волынщик» в Театро Массимо в Палермо и партия Зиновия Борисовича в Опере Монте-Карло. В Словацком национальном театре в Братиславе он исполнит партии Рудольфа («Богема»), Альфреда («Травиата»), Макдуфа («Макбет»), Измаила («Набукко»), Герцога («Риголетто») и Ромео («Ромео и Джульетта»).

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова – всемирно известный российский хоровой коллектив, один из старейших художественных коллективов Москвы. Его история восходит к периоду расцвета русского искусства на рубеже XIX–XX веков. Хор был создан талантливым регентом Иваном Юховым в годы, когда в Москве формировались прославленные творческие объединения – Московский художественный театр, Народный хор Митрофана Пятницкого. Еще до революционных событий 1917 года хор Юхова достиг высокого уровня мастерства, исполняя духовную музыку, народные песни, произведения русских и западноевропейских композиторов.

    Популярность хора Юхова продолжает расти в годы советской власти – национализированный коллектив не только ведет активную концертную деятельность, но и принимает участие в культурных проектах молодого советского государства, в том числе, в озвучивании знаменитых кинолент «Веселые ребята», «Цирк», «Мы из Кронштадта», «Волга-Волга».

    Судьбоносным событием в истории коллектива стало назначение в 1958 году на должность его руководителя Александра Юрлова (1927–1973). В 1960-х годах под началом выдающегося хормейстера Капелла выдвигается в ряды лучших музыкальных коллективов страны. Хор многие годы сотрудничает с прославленными русскими композиторами Г. В. Свиридовым и Д. Д. Шостаковичем, становится первым исполнителем сочинений В. Рубина, Р. Щедрина. Александру Юрлову принадлежит заслуга возрождения традиции концертного исполнения русской духовной музыки, которая в советские годы находилась под суровым запретом.

    Преемниками Александра Юрлова были талантливые музыканты, дирижеры-хормейстеры – Юрий Ухов и Станислав Гусев, много сделавшие для преумножения славы хорового коллектива.

    С 2004 года Капеллу возглавляет Геннадий Дмитряк – заслуженный деятель искусств России, профессор, один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижеров. Музыкант большой творческой энергии, глубоко и искренне преданный делу развития русского вокально-хорового искусства, Геннадий Дмитряк сегодня решает сложнейшие исполнительские задачи, представляя с Капеллой новейшие сочинения вокально-симфонической и хоровой музыки, выступает инициатором уникальных творческих проектов. Под его началом Капелла стала организатором музыкальных фестивалей «Кремли и храмы России», «Любовь святая», возрождающих традиции просветительских вокально-хоровых концертов. В 2016 году в рамках фестиваля «Кремли и храмы России» прошли концерты Капеллы в Москве, Нижнем Новгороде, Великом Новгороде, Ярославле, Пскове, Костроме.

    Вклад дирижера в развитие отечественной культуры отмечен медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, высокой наградой Русской Православной Церкви – орденом святого благоверного князя Даниила Московского.

    География гастрольных поездок Капеллы сегодня охватывает всю территорию России от Магадана до Калининграда – города Золотого кольца, Поволжья, Урала, Сибири. Огромный успех имели недавние концерты коллектива под руководством Геннадия Дмитряка в Испании, Греции, Великобритании, Белоруссии, Армении, Польше, Украине, Северной Корее, в странах Прибалтики. Коллектив – постоянный участник Московского Пасхального фестиваля, Фестиваля Российского национального оркестра, Международного фестиваля Мстислава Ростроповича, Международного фестиваля «Хоровые ассамблеи», международных фестивалей в Испании, Греции, Польше, Литве и других крупных событий.

    Весной 2014 года Капелла принимала активное участие в подготовке и проведении XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в Сочи.

    Без участия Капеллы сегодня не обходится практически ни одно значимое событие в музыкальной жизни Москвы. Среди симфонических дирижеров, работающих с Капеллой – Ю. Башмет, В. Гергиев, В. Федосеев, Д. Юровский, В. Юровский, М. Плетнев, П. Коган, Т. Курентзис, С. Скрипка, А. Сладковский. Коллектив равно свободно чувствует себя, исполняя хоровые миниатюры и развернутые оперные сцены, народные песни (в классических и современных обработках) и сочинения духовной музыки. Коллектив известен как один из лучших интерпретаторов произведений Д. Бортнянского, М. Березовского, А. Кастальского, А. Гречанинова, П. Чеснокова, С. Рахманинова. Репертуар хора включает практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки – от Высокой мессы И. С. Баха до сочинений Б. Бриттена, Л. Бернстайна, А. Шнитке, Г. Канчели, Дж. Тавенера.

    Уникальным авторским проектом Капеллы стала также приуроченная к 100-летию со дня рождения Георгия Свиридова студийная запись Антологии хоровых сочинений композитора. На студии звукозаписи киноконцерна «Мосфильм» были записаны программы четырех компакт-дисков, объединившие сочинения Георгия Свиридова для хора a cappella. В настоящее время заканчивается работа по записи пятого диска Антологии.

    Став практически универсальным инструментом для исполнения сочинений самых разных стилей и композиторских школ, Капелла сегодня восхищает отечественных и зарубежных слушателей тонкой звукописью, многотембровой красочностью, чарующей силой звучания в сочетании с виртуозным мастерством.

    (Пресс-служба Капеллы)