Закрыть

Уважаемые слушатели! В продаже абонементы сезона 2017-2018
Перейти к списку абонементов

    От Баха до Beatles

    27 декабря 2016, начало в 19:00

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    схема проезда
    В программе:
    И. С. Бах
    Концерт для трех скрипок с оркестром ре мажор (переложение для флейты, гобоя и скрипки А.Уткина)
    Пендерецкий
    Каприччио для гобоя и одиннадцати струнных
    Гершвин
    Две прелюдии (переложение для гобоя, фортепиано и контрабаса)

    И. С. Бах – Гроховский
    Концерт для фортепиано, оркестра, контрабаса и ударных ре минор

    Гроховский
    Фрагменты из Сюиты в старинном стиле на темы Beatles

    12+

    Абонемент №113:

    Государственный академический камерный оркестр России. К 60-летию оркестра

    Государственный академический камерный оркестр России

    Оркестр создан известным альтистом, скрипачом, участником первого состава Квартета имени Бородина – Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, который создавался по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса). Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 5 марта 1956 года в Малом зале Московской консерватории, а в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии.

    «Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», – писал Дмитрий Шостакович.

    Как один из выдающихся камерных коллективов характеризовал МКО дирижер, профессор Московской консерватории Лео Гинзбург: «Слушая Московский камерный оркестр, воспринимаешь подлинное творчество прекрасных музыкантов, объединенных единой художественной направленностью…».

    В 1950-х–1960-х годах в оркестре под руководством Р. Баршая играли такие известные солисты, как скрипачи Борис Шульгин (первый концертмейстер МКО), Лев Маркиз, Владимир Рабей, Андрей Абраменков, альтист Генрих Талалян, виолончелисты Алла Васильева, Борис Доброхотов, контрабасист Леопольд Андреев, флейтисты Александр Корнеев и Наум Зайдель, гобоист Альберт Зайонц, валторнист Борис Афанасьев, органист и клавесинист Сергей Дижур…

    Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (некоторые из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных авторов: Николая Ракова, Юрия Левитина, Георгия Свиридова, Кара Караева, Мечислава Вайнберга, Александра Локшина, Германа Галынина, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Витаутаса Баркаускаса, Яана Ряэтса, Альфреда Шнитке и других. Многие композиторы создавали музыку специально для Московского камерного оркестра. Так, Дмитрий Шостакович посвятил ему Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением Р. Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде.

    После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009).

    В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический».

    Сегодня ГАКОР является одним из ведущих камерных коллективов России. Его обширный репертуар включает произведения всех эпох и стилей. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. Его концерты проходили на таких престижных сценах, как Консертгебау в Амстердаме, Альте Опер во Франкфурте, Шаушпильхаус в Берлине, Зал Королевы Елизаветы в Лондоне, зал Плейель в Париже, Карнеги-холл в Нью-Йорке, Дэвис-холл в Сан-Франциско, Сантори-холл в Токио. Коллектив представлял Россию на грандиозном Международном фестивале в честь 50-летия образования ООН (1995) и на Международном экономическом форуме в Давосе (1998).

    Все годы своей деятельности оркестр много гастролирует по городам СССР и России, популяризируя классическую музыку.

    В разное время с оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Владимир Виардо, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Фредерик Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Игорь Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков, Гаспар Кассадо, Антонио Менезес; контрабасист Георг Хёртнагель; арфистка Ольга Эрдели; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг, Роберто Аланья, Дмитрий Хворостовский; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Патрик Галлуа, Джеймс Голуэй; саксофонист Федерико Мондельчи; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты; Копельман-квартет; исполнители джазовой и этнической музыки, Мюнхенский Баховский хор, дирижеры Федерико Мария Сарделли, Стефано Монтанари, Фридер Берниус.

    Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и компакт-дисках, охватывающая самый широкий репертуар – от старинных арий и музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Сhandos, Philips и других. К 50-летнему юбилею коллектива на студии Delos выпущена серия компакт-дисков, состоящая из почти 30 альбомов.

    В январе 2010 года художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин. За те годы, что он возглавляет коллектив, произошло значительное обновление и омоложение оркестра. Существенно расширился стилистический и жанровый диапазон. В афишах оркестра «Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с композициями на темы рок-группы Led Zeppelin, музыкой в стиле этно и саундтреками. В программах последних лет смело сочетаются самые разные эпохи, стили и направления музыкального искусства: «От Баха до Beatles», «От барокко до джаз-рока», «Итальянская мозаика», «Путешествие в мир оперы».

    В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением А. Уткина аккомпанировал участникам второго тура XIV и XV Международных конкурсов имени П. И. Чайковского (специальность «фортепиано»). В феврале 2017 года коллектив с большим успехом выступил на фестивале Андреса Мустонена (MustonenFest) в Эстонии. В апреле ГАКОР принял участие в премьерном в России исполнении оперы Г. Ф. Генделя «Тезей» с участием зарубежных звезд.

    В программах нового сезона 2017/18, помимо концертов оркестра, будут представлены совместные работы с такими выдающимися музыкантами, как Андрес Мустонен, Давид Грималь, Фредерик Кемпф, Стефано Монтанари, Альбрехт Майер, Хансйорг Альбрехт. В сентябре 2017 года оркестр выступит на фестивале «Безумные дни» в Екатеринбурге, где исполнит шесть программ на различных площадках города. Гастроли коллектива также пройдут в Петрозаводске, Ижевске, Воткинске. Знаковым событием станет участие оркестра в постановке Джона Ноймайера и Гамбургского балета «Страстей по Матфею» на музыку И. С. Баха. Несколько концертов пройдут совместно со скрипачом и дирижером Жаном-Кристофом Спинози –в Москве, Париже и Бресте (Нормандия). Ярким завершением сезона станет исполнение оперы Г. Ф. Генделя «Оттон» с участием зарубежных солистов и дирижера Кристофера Мулдса.

    Алексей Уткин

    Алексей Уткин родился в 1957 году в Москве. Учился в Центральной музыкальной школе. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (1980) и аспирантуру (1983) по классу гобоя А. В. Петрова.

    Сегодня имя Алексея Уткина хорошо известно в России и Европе. Школа работы со Спиваковым, которую прошел молодой гобоист, придя в «Виртуозы Москвы» из Московской консерватории, блестящее музыкальное образование, природное дарование – все это сделало его заметной фигурой в музыкальном мире.

    А. Уткин выступал с такими прославленными музыкантами, как В. Спиваков, Ю. Башмет, Х. Холлигер, Ж.-К. Спинози, Н. Гутман, Э. Вирсаладзе, А. Рудин, Р. Владкович, В. Попов, Е. Образцова, Д. Дэниелс, Д. Хворостовский, К. Захариас, Ф. Кемпф, Б. Березовский, В. Третьяков, Д. Фрэ, И. Четуев и другими звездами классической сцены.

    Его карьера складывается из многочисленных выступлений в самых престижных залах мира: Карнеги-холл и Эвери Фишер-холл, Консертгебау, Академия Санта Чечилия, Театр Елисейских полей, зал «Геркулес» (Мюнхен), Бетховенский зал (Бонн) и др. Многие из сольных программ Алексея Уткина привлекли внимание звукозаписывающих компаний, среди них RCA - BMG (Classics Red Label).

    Алексей Уткин играет на уникальном гобое фирмы F. LOREE, который специально для музыканта изготовил прославленный французский мастер, владелец фирмы Алан де Гурдон.

    Алексею Уткину принадлежит историческая роль в том, что он вывел гобой в качестве сольного инструмента на мировую сцену. Смело начав исполнять все сольные сочинения, написанные для гобоя, Уткин стал расширять диапазон и возможности инструмента за счет специальных переложений. Ярким примером виртуозности музыканта стало исполнение им произведений забытого композитора и гобоиста начала XIX века Антонио Паскулли, носившего в свое время гордое имя «Паганини гобоя».

    В конце 90-х годов, продолжая сотрудничать с ансамблем «Виртуозы Москвы», Алексей Уткин предпринимает успешную попытку начать самостоятельную карьеру, что в 2000 году привело к созданию Ансамбля «Эрмитаж». С этим коллективом было сыграно множество концертов и записано 10 CD с различными программами для известной компании Caro Mitis.

    В 2010 году Алексей Уткин возглавил Государственный академический камерный оркестр России, став его художественным руководителем и дирижером. Сохраняя традиции оркестра, заложенные его основателем Рудольфом Баршаем, Уткин видит себя в оркестре не только в роли художественного руководителя и дирижера, но и в роли солиста и вдохновляющего лидера. За последние годы Алексей Уткин побывал с концертами в самых разных уголках нашей страны – от Калининграда до Владивостока.

    Работу в коллективе новый художественный руководитель начал с расширения стилистического и жанрового диапазона исполняемых произведений. Новые идеи и творческие поиски Алексея Уткина нашли отражение в программах последних лет, таких как Ost West Fantasy на музыку Пёрселла, Махавишну, Кларка, МакКэндлеса (для камерного оркестра, электрогитары, бас гитары, индийской тростниковой флейты и ударных); «Праздничный дивертисмент-сказка» молодого композитора Андрея Рубцова (для камерного оркестра, детского хора, электрогитары и ударных). Дружба с актером Александром Филиппенко послужила импульсом к созданию программы «Отражение в воде», в основу которой легли «Крохотки» Александра Солженицына и «Прелюдии» Дмитрия Шостаковича.

    Работу в ГАКОР музыкант совмещает с преподавательской деятельностью, являясь профессором Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

    В 2016 году Алексей Уткин стал лауреатом Премии Москвы в области литературы и искусства в номинации «Музыкальное искусство» за вклад в развитие отечественного музыкального искусства и популяризацию классической музыки на концертных площадках города Москвы.

    Валерий Гроховский

    Валерий Гроховский родился в 1960 году в Москве, в семье известного композитора  и дирижера Александра Гроховского. Окончил фортепианный факультет Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Во время учебы серьезно занимался изучением джаза – его теории и практических основ, исполняя, наряду с классическими произведениями, большой репертуар джазовых пьес. Широкую известность Валерию Гроховскому принесло участие в 1989 году в престижном конкурсе пианистов им. Ф. Бузони в г. Больцано (Италия), где он получил звания лауреата и был удостоен внимания авторитетных  музыкальных кругов. Последовавшее в 1991 году приглашение из Техасского университета в Сан-Антонио (США) на должность профессора фортепиано стало подтверждением высокого профессионализма музыканта.

    Помимо яркой пианистической карьеры, творчество В. Гроховского тесно связано с работой в кино. Его музыка в фильмах «Созерцатели» (США), «Афродизия» (Франция), «Моя Градива» (Россия – США), «Институт брака» (США – Россия – Коста-Рика) – яркое свидетельство блестящей многогранности Валерия, его таланта как композитора и аранжировщика.

    На сегодняшний день В. Гроховским записано более 20 альбомов классической и джазовой музыки; некоторые из них выпущены на знаменитой фирме “NaxosRecords”. В 2008 году на всемирно известной звукозаписывающей студии “Metropolis” в Лондоне была осуществлена запись концертной программы Гроховского в содружестве с легендарными американскими джазовыми музыкантами – контрабасистом Роном Картером и барабанщиком  Билли Кобамом.

    В декабре 2013 года состоялся рождественский концерт Валерия Гроховского в Карнеги-холле в Нью–Йорке. Кроме выступлений в странах Запада, где имя музыканта известно уже давно, пианист все чаще появляется на сценах российских городов, где его искрометную виртуозную игру, своеобразную манеру исполнения также успели полюбить поклонники классической и джазовой музыки.

    В. Гроховский совмещает активную концертную деятельность с преподаванием. С 2013 года он является заведующим кафедры «Инструментального джазового исполнительства» Российской академии музыки им. Гнесиных.

    Мария Чепурина

    Мария Чепурина (флейта) окончила ЦССМШ, Московскую консерваторию и аспирантуру в классе профессора Ю. Н. Должикова. В годы учёбы стала лауреатом многих юношеских исполнительских конкурсов.

    Как солистка и участница камерных ансамблей сотрудничала с такими известными музыкантами, как Владимир Спиваков, Дмитрий Хворостовский, Алексей Уткин, Михаил Мильман, Григорий Ковалевский, Валерий Гроховский, Елена Образцова, Любовь Казарновская. 

    Неоднократно выступала с камерными оркестрами «Виртуозы Москвы» под управлением В. Спивакова, "Musica Viva" под управлением А. Рудина и Государственным академическим камерным оркестром России под управлением А. Уткина. С 2001 года - солистка ансамбля «Эрмитаж», с которым участвовала в записях дисков с сочинениями И. С. Баха, К. Ф. Э. Баха, В. А. Моцарта, Д. Шостаковича (на лейбле "Caro Mitis"). 

    Мария Чепурина — участница фестивалей в Испании, Франции, Польше, Латвии, Турции и России, где её исполнительскому мастерству и профессиональному вкусу была дана высокая оценка.

    В настоящее время М. А. Чепурина совмещает концертную деятельность с преподаванием в Московской консерватории. Неоднократно проводила мастер-классы в России, Испании, Португалии и других странах.

    Илья Мовчан

    Илья Мовчан родился в Северодвинске. Окончил Московскую консерваторию (класс профессора Э. Д. Грача) и аспирантуру Лондонского Королевского колледжа музыки (класс  И. Рашковского). Лауреат международных конкурсов скрипачей имени В. Гаврилина в Вологде (2001), имени К. Флеша в Венгрии (2008), конкурса молодых музыкантов в Великобритании (2009). Стипендиат Международного благотворительного фонда «Новые имена» и Министерства культуры РФ.

    Принимал участие в различных фестивалях в России и Европе. Выступал в качестве солиста с Лондонским симфоническим оркестром, Государственным академическим камерным оркестром России, с камерными оркестрами «Московия», «Кремлин», «Эрмитаж».

    Михаил Шевнин

    Михаил Шевнин (контрабас) родился в 1986 году г. Звенигово (республика Марий Эл). Учился в музыкальной школе подмосковного города Рошаль и Коломенском музыкальном училище. Окончил Московскую консерваторию у профессора Льва Ракова, продолжает совершенствоваться в аспирантуре.

    Лауреат VII Международного фестиваля «Москва встречает друзей». В 2010 году стал дипломантом Первого международного музыкального турнира «Тerem Crossover» (Санкт-Петербург).

    С 2006 по 2008 год работал в Коломенской филармонии, неоднократно гастролировал по России и за рубежом. В 2007 году выступал концертах Белорусско–российского молодежного симфонического оркестра (концертмейстер группы контрабасов).

    Ежегодно участвует в фестивалях Святослава Рихтера в Тарусе, «Арт – ноябрь», «Черешневый лес», «Вселенная звука», «Кремль музыкальный», «Шереметьевские сезоны» в Москве. В 2009 году выступил на X Международном театральном фестивале «Радуга» (Санкт-Петербург). Участвует в проектах джазовой и традиционной индийской музыки, в том числе играя на бас–гитаре.

    С 2008 года Солист Ансамбля солистов «Эрмитаж» (художественный руководитель — Александр Гиндин) С 2010 года - артист Государственного академического камерного оркестра России под управлением Алексея Уткина.

    Павел Тимофеев

    Павел Тимофеев – исполнитель на ударных инструментах.

    Выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных. Стажировался в институте Дэйва Брубека (2009, Калифорния, США).

    Лауреат всероссийских и международных джазовых конкурсов.

    Постоянный участник джазовых фестивалей в России и за рубежом. Павел Тимофеев выступал со звездами мирового джаза, среди которых Дейв Брубек, Майкл Брекер, Джалил Шоу, играл с российскими музыкантами Давидом Голощекиным, Владимиром Данилиным, Валерием Пономаревым, Игорем Брилем, Валерием Гроховским, Борисом Фрумкиным, Алексеем Кузнецовым, Григорием Файном, Александром Осейчуком, с Биг-бэндом Игоря Бутмана, ансамблями Георгия Гараняна, Анатолия Кролла, «Аллегро» Николая Левиновского.

    В 2014 году создал собственный джазовый проект «Квинтет Павла Тимофеева».

    Другие концерты этого абонемента
    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова
    16 марта в 19:00
    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова
    18 мая в 19:00