Концерт посвящается памяти Михаила Банка. Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Концерт посвящается памяти Михаила Банка.
    Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»

    27 мая 2014

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Канчели
    «Оплаканный ветром» – литургия для солирующего альта и большого симфонического оркестра (Памяти Гиви Орджоникидзе. Посвящается Юрию Башмету)
    Орф
    Carmina Burana («Бойернские песни») – сценическая кантата на средневековые тексты для солистов, хора и оркестра

    12+

    Абонемент №9:

    Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»

    Михаил Григорьевич Банк (1929-2013)

    Сегодняшний концерт был приурочен к 85-летнему юбилею пианиста Михаила Банка. Музыкант планировал исполнить впервые в России Концерт для фортепиано с оркестром немецкого композитора Бернхарда Ставенхагена. Но жизнь внесла свои коррективы. В октябре 2013 года пианиста не стало.

    Михаил Банк до последних дней своей жизни выступал на концертной эстраде. Он был внесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый возрастной концертирующий пианист. Вопреки всем физическим законам, ему удавалось подчинить себе время и на долгие годы сохранить изначальную ясность мысли, художественную волю и профессиональное техническое совершенство.

    Он реализовал свой талант в различных сферах музыкального искусства: пианист, концертмейстер, ансамблист, дирижер, педагог... Любой, кто встречался с ним на сцене, раз и навсегда попадал под обаяние его личности. Его партнерство одинаково ценили вокалисты и артисты балета. Пианисту были подвластны и классическая, и джазовая музыка. И все он исполнял эстетически убедительно, технически совершенно, с безукоризненным вкусом и чувством стиля.

    Музыкант окончил в 1951 году Ленинградскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова (класс профессора С. И. Савшинского). Еще в студенческие годы он составил себе репутацию пианиста-революционера, сумевшего не только открыть слушателям немало нового в творчестве таких композиторов, как Рахманинов, Прокофьев, Аренский, Григ, но и выступать с рискованными в те годы программами, посвященными музыке Джорджа Гершвина. «Трудно найти новое в Гершвине, но Михаилу Банку это удалось!» — говорил Евгений Светланов. Позднее великий дирижер подчеркивал: «Тот объем работы, который осуществлен Вами в течение многих и многих лет в разных амплуа, и в первую очередь - служение Большой Музыке в качестве пианиста и дирижера, - поистине трудно переоценить. Я был счастлив сотрудничать с Вами!»

    В качестве пианиста-концертмейстера Михаил Банк принимал участие более чем в 15 международных конкурсах: имени Чайковского в Москве, конкурса вокалистов в Верчелли (Италия), конкурсах артистов балета в Москве, Токио, Париже, Варне, Джексоне. На каждом из них он удостаивался дипломов «За лучший аккомпанемент». В 1958 году он получил звание лауреата Всесоюзного конкурса.

    Пианист был партнером выдающихся мастеров отечественного оперного искусства, среди которых Иван Козловский, Бэла Руденко, Максим Михайлов, Галина Калинина,  Александр Ворошило, Сергей Лейферкус, Зураб Соткилава.

    Многие годы своей деятельности М. Банк посвятил балету. Он работал в Большом театре (1960-1963, 1973-1978), участвовал в постановках многих балетных спектаклей.  Его творчество высоко ценили Касьян Голейзовский, Василий Вайнонен, Леонид Якобсон, Леонид Лавровский, Юрий Григорович и другие знаменитые балетмейстеры. В 1967-1968 годах он работал главным дирижером Национального балета Кубы под руководством Алисии Алонсо; в 1977-1979 годах — главным дирижером Государственного театра балета СССР.  Участвовал в постановках  балетов «Сотворение мира» А. Петрова, «Гаянэ» А. Хачатуряна, оригинальной концертной программы «Из фондов мировой классики», неоднократно выступал в России и за рубежом со звездами нашего балета – Майей Плисецкой, Ольгой Лепешинской, Надеждой Павловой, Ириной Колпаковой, Натальей Бессмертновой, Александром Годуновым, Вадимом Писаревым, Екатериной Максимовой, Владимиром Васильевым, Марисом Лиепой.

    За время концертной деятельности Михаил Банк выступил более чем в 60 странах мира. Он сотрудничал с ведущими российскими и зарубежными дирижерами и оркестрами. Достаточно назвать такие имена, как Евгений Светланов, Константин Иванов, Джансуг Кахидзе, Юрий Башмет, Дмитрий Китаенко, Василий Синайский, Марис Янсонс, Владимир Понькин.

    Особые творческие и дружеские отношения сложились у пианиста с Юрием Башметом, который говорил о нем: «...Я не перестаю восхищаться Михаилом Банком и завидовать ему. Этот музыкант ярко проявляет себя в различных областях: ему одинаково подвластна классическая музыка и джазовая, его партнерство одинаково ценят вокалисты и артисты балета. Находясь в блестящей пианистической форме, он отличается творческой неуемностью и неподвластен возрасту. Своей энергией он заражает всех своих соратников. Единожды встретясь с ним в жизни или на сцене, человек навсегда попадает под обаяние его личности. Безусловно, такая человеческая привлекательность особенно располагает к нему коллег по искусству».

    В сольном репертуаре пианиста особое место занимали произведения С. Рахманинова, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Э. Грига, Дж. Гершвина. Михаил Банк — первый исполнитель в России Второй рапсодии Дж. Гершвина, фортепианных концертов А. Копленда и М. Мошковского, Симфонической рапсодии для фортепиано и струнных Х. Турины.

    Михаил Банк был организатором и главным дирижером Всесоюзного фестиваля «3везды советского балета», с успехом проходившего в Ялте, Сочи, Севастополе, Ульяновске;  также он был художественным руководителем Фестиваля имени Прокофьева на родине композитора, в селе Сонцовка  Донецкой области.

    С 1968 по 1978 год Михаил Григорьевич Банк вел класс концертмейстерского мастерства в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. 

    Народный артист России Михаил Банк был награжден орденами Почета (1999) и Дружбы (2006), удостоен Благодарности Президента РФ.

    Музыкант знал секрет вечной молодости в искусстве, но время неумолимо, звук его рояля смолк и растворился в вечности…