
Л. ван Бетховен. Балет «Творения Прометея»
Если кто из композиторов и ассоциируется в нашем сознании с
образом героя-бунтаря Прометея, то это Людвиг ван Бетховен. Обладатель поистине
титанического духа, не сломленного в борьбе с постигшими его невзгодами,
Бетховен открыто выступал против сильных мира и законов современного ему
общества. В то же время он свято верил в силу искусства, способного «высекать
огонь из человеческих сердец».
Неслучайно музыка Бетховена открывает и завершает абонемент,
посвященный мифу о Прометее.
«Творения Прометея, или Власть музыки и танца» —
единственный балет Бетховена и его первое произведение для музыкального театра.
Прометей у Бетховена — это создатель людей. Он лепит их из глины и оживляет с
помощью похищенного с Олимпа божественного огня. Затем, видя, что его творения
неразумны и бесчувственны, Прометей с помощью Аполлона и его муз знакомит их с
музыкой, танцем, пантомимой и театром — благодаря чему люди обретают разум, а
также различные чувства и эмоции. Балет завершается всеобщим ликованием,
прославляющим животворящую силу искусства.
Карл Орф. «Прометей»
Свою «античную трилогию» — «Антигону», «Эдипа» и «Прометея» — Орф писал в
течение тридцати лет. Сам композитор называл ее «переводом классических
произведений Софокла и Эсхила на язык современности».
«Прометей» — наиболее радикальная из трех «античных» работ Орфа. Если в
первых двух композитор использовал немецкие переводы текстов, то в
«Прометее» он взял за основу оригинальный, без каких-либо сокращений,
древнегреческий текст Эсхила и попытался пересказать современным ему
звуковым языком музыкальную часть античной драмы. Автор перевода либретто на русский язык - известный российский драматург Юрий Димитрин.
По
традиции античный «оркестр» подчеркивал драматические моменты действия и
изображал природные катаклизмы. Это попытался сделать и Орф. В его
оркестре используется расширенная духовая группа (по шесть флейт,
гобоев, труб, валторн и кларнетов) и трехкратно усиленная ударная группа
(одиннадцать музыкантов играют на самых разнообразных инструментах,
включая древние и экзотические), четыре рояля, орган и четыре арфы. Из
струнной группы в исполнении участвуют только 9 контрабасов.Полное исполнение «Прометея» Вы можете услышать на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского 21 ноября 2014 года в рамках IV Международного фестиваля актуальной музыки «Другое пространство».