Закрыть

Уважаемые слушатели! В продаже абонементы сезона 2018-2019.
Перейти к списку абонементов.

    IV Международный фестиваль
    вокальной музыки «Опера априори»

    23 апреля 2017

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    схема проезда
    В программе:
    Сибелиус
    «Дева в башне», опера в концертном исполнении
    (российская премьера)
    Римский-Корсаков
    «Кащей Бессмертный»,
    опера в концертном исполнении

    Уважаемые слушатели, приглашаем вас на лекцию «Дева и Кащей», которая состоится в 18.00 в фойе Концертного зала. Ознакомиться с программой лекции и зарегистрироваться можно по ссылке.  


    Организатор концерта
    Агентство Apriori Arts

         

    12+

    Информация предоставлена организатором концерта

    Заключительный концерт Фестиваля представит российскую премьеру единственной, известной лишь узкому кругу специалистов, оперы финского композитора Яна Сибелиуса «Дева в башне» (1896) вместе с нечасто звучащей оперой его современника, русского композитора Николая Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный» (1902). Единственная попытка показать очевидную культурологическую и музыкальную связь этих одноактных опер, созданных в одно время на рубеже веков, была предпринята на фестивале в Бакстоне в 2012 году, где обе оперы были соединены в одну постановку,  прошедшую с огромным успехом. «Дева в башне» и «Кащей Бессмертный» имеют идентичные характеры персонажей и сказочные сюжеты в основе своего либретто: красавицу, похищенную злодеем (Фогт и Кащей), спасает её возлюбленный при участии «добрых помощников». Характерно меняются только мужские роли – у Сибелиуса положительный персонаж – тенор, а отрицательный – баритон, а у Римского-Корсакова – наоборот. В обеих операх есть властный женский персонаж – Хозяйка Замка и Кащеевна, одна – спасительница и заступница, вторая – трансформирующийся в процессе действа характер, собственной гибелью дарующий искупление и освобождение. Во второй опере появляется пятый персонаж – Буря-Богатырь (бас), который помогает герою освободить красавицу. Такие аллюзии вдвойне интересны, когда партии в обеих операх могут спеть одни и те же голоса в концертном исполнении из двух отделений (опера Сибелиуса длится около сорока минут, Римского-Корсакова – чуть больше часа). 

    Солисты – ведущие певцы двух московских театров: Наталья Мурадымова (Дева/Царевна),  Артём Сафронов (Возлюбленный) из МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко, Станислав Мостовой (Кащей) и Пётр Мигунов (Буря-Богатырь) из Большого театра. Партии Фогта и Ивана-Королевича исполнит Маркус Ниеминен (баритон, Финляндия). 

    Государственная хоровая капелла им. А.А. Юрлова, уже дважды выступавшая в фестивале «Опера априори» в 2014 и 2015 гг., исполнит партию хора в обеих операх. 

    Вести солистов, хор и Московский камерный оркестр Musica Viva – orchestra in residence Фестиваля, будет известный финский музыкант с мировым именем – пианист, композитор и дирижёр Олли Мустонен. Маэстро впервые за 120 лет с момента исполнения «Девы в башне», находившейся в забвении до 1981 года, сделал редакцию партитуры по рукописям Сибелиуса, хранящимся в Финской Национальной библиотеке. 

    «Дева в башне» будет исполнена на языке оригинала – шведском, родном языке композитора. Нотный материал предоставлен издательством WILHELM HANSEN AS, KØBENHAVN.

    Концерт пройдёт при поддержке компании «Фортум» и Посольства Финляндии в России в рамках празднования Столетия Независимости Финляндии.  

    Наталья Мурадымова

    Наталья Мурадымова – солистка Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. 

    Окончила Уральскую консерваторию (2003, класс Н. Н. Голышева), и уже в годы учёбы была солисткой Екатеринбургского театра оперы и балета, на сцене которого исполняла партии Иоланты в одноимённой опере, Татьяны в «Евгении Онегине», Марии в «Мазепе», Памины в «Волшебной флейте», Мими в «Богеме», Микаэлы в «Кармен».

    Во время учёбы неоднократно становилась лауреатом вокальных конкурсов: имени М. И. Глинки (1999), имени А. Дворжака в Карловых Варах (2000), «Санкт-Петербург» (2003). 

    С 2003 года – солистка МАМТа, где выступает в партиях Елизаветы («Тангейзер»), Мими («Богема»), Чио-Чио-сан («Мадам Баттерфляй»), Тоски и Сократа в одноимённых операх, Фьордилиджи («Так поступают все женщины»), Микаэлы («Кармен»), Марцелины («Фиделио»), Милитрисы («Сказка о царе Салтане»), Лизы («Пиковая дама»), Татьяны («Евгений Онегин»), Тамары («Демон»), Сусанны («Хованщина»), Фаты Морганы («Любовь к трём апельсинам»). Огромный успех и высочайшую оценку музыкальных критиков принесла Наталье партия Медеи в одноимённой опере Керубини в 2015 году – певица была удостоена за неё российской оперной премии “Casta Diva”. 

    Наталья Мурадымова гастролировала в Италии, Нидерландах, Германии, Эстонии, Южной Корее, на Кипре. В числе ярких событий её творческой жизни – участие в мировой премьере оперы «Пассажирка» Вайнберга (партия Марты); выступление в проекте «Хворостовский и друзья» на сцене Большого зала Московской консерватории. Весной 2016 года она дебютировала в партии принцессы Турандот в одноимённой опере Пучини в Государственном театре оперы и балета Удмуртской Республики в Ижевске. Выступает с камерными программами старинной музыки в проектах органистки Анастасии Черток. 

    Певица принимала участие в Международном фестивале вокальной музыки «Опера априори». В заключительном концерте II фестиваля, который проходил в Большом зале Консерватории при участии Российского национального оркестра и дирижёра Александра Сладковского, она исполнила партии пяти оперных героинь Чайковского – Татьяны из «Евгения Онегина», Марии из «Мазепы», Оксаны из «Черевичек», Ундины и Иоланты из одноимённых опер. На IV фестивале выступила в партиях Девы и Царевны в операх «Дева в Башне» Сибелиуса (российская премьера) и «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова под управлением Олли Мустонена. 

    Сотрудничество с Александром Сладковским и возглавляемым им Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан продолжилось на V Международном фестивале современной музыки Concordia в Казани (2015) – певица исполнила партию сопрано в Симфонии № 14 Шостаковича, а через год приняла участие в записи этого произведения (для фирмы «Мелодия»). В июне 2017 года Наталья Мурадымова выступила на закрытии VII Международного фестиваля имени Рахманинова «Белая сирень» в Казани.

    Евгения Сегенюк

    Евгения Сегенюк родилась в Москве в семье музыкантов. С отличием окончила дирижёрско-хоровой (1994), а затем вокальный (1996) факультет Российской академии музыки имени Гнесиных. В годы учёбы была стипендиатом фонда «Знание». В 1998 году с отличием окончила ассистентуру-стажировку вокального факультета РАМ имени Гнесиных (педагог – Л. И. Дударева). 

    В 1997 году Евгения была приглашена в стажёрскую труппу Большого театра, а в 1999 году вошла в основной состав оперной труппы.

    В её репертуаре партии в операх «Жизнь за царя» Глинки (Ваня), «Евгений Онегин» (Ольга), «Пиковая дама» (Полина, Графиня), «Опричник» (Фёдор Басманов) Чайковского, «Снегурочка» (Лель), «Царская невеста» (Любаша), «Кащей Бессмертный» (Кащеевна) Римского-Корсакова, «Игрок» (Мадемуазель Бланш), «Огненный ангел» (Гадалка) и «Любовь к трём апельсинам» (Принцесса Клариче) Прокофьева, «Набукко» Верди (Фенена), «Идиот» Вайнберга (Епанчина), «История Кая и Герды» Баневича (Снежная королева), «Сказка о попе и его работнике Балде» Праведникова (Балда, мировая премьера) и другие роли, а также вокальные партии в «Маленькой Торжественной мессе» Россини, “Stabat Mater” Перголези и Дворжака, Реквиемах Моцарта, Сальери, Верди и Дворжака, в Девятой симфонии и Торжественной мессе Бетховена, кантате «Москва» Чайковского, в симфонии-кантате «Песнь о Земле» Малера (одноименный балет в исполнении балетной труппы театра «Ковент Гарден» во время гастролей в Большом театре), Пять песен на стихи Матильды Везендонк Вагнера и другие сочинения. 

    Евгения Сегенюк участвовала в мировой премьере оперы Л. Десятникова «Дети Розенталя» (партия Вагнера). На IV Фестивале «Опера априори» (2017) приняла участие в российской премьере оперы «Дева в башне» Сибелиуса (партия Хозяйки Замка). Как драматическая актриса сыграла роль Катарите в балете «Тамаши» («Дух») на музыку группы «КОДО» (2012). 

    В соавторстве с Ларисой Голушкиной написала сценарий и осуществила постановку спектакля «Николай Голованов. Сокровенное». В основе постановки – романсы композитора, которые звучат в исполнении Евгении Сегенюк. Специально для певицы композитором Валерией Бесединой написана партия Екатерины Великой в опере «Самозванка» («Государыня»). 

    Евгения Сегенюк выступала под управлением известных дирижёров, среди которых Евгений Светланов, Юрий Башмет, Грэм Бонд, Александр Вилюманис, Михал Клауза, Олли Мустонен, Валерий Полянский, Гинтарас Ринкявичюс, Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев, Марк Эрмлер. Она сотрудничала с режиссёрами Б. Покровским, Е. Арье, Д. Белянушкиным, Л. Додиным, С. Женовачем, Ф. Замбелло, П. Конвичным, Э. Някрошюсом, А. Сокуровым, А. Тителем, Р. Туминаcом, П. Устиновым, В. Фокиным. Участница проекта О. Найденышева «Рок и Опера». 

    Певица имеет обширный камерный репертуар, постоянно выступает с сольными программами; гастролирует в России и за рубежом – в Великобритании, Италии, Греции, Норвегии, Дании, Финляндии, Польше, Словении, Латвии, на Украине, в Марокко, Иордании, Южной Корее, Гонконге, Японии. Она неоднократно принимала участие в авторских концертах Тихона Хренникова и в записи его произведений, получив высокую оценку российских и зарубежных критиков. 

    Евгения Сегенюк преподавала в Российской академии музыки имени Гнесиных. 

    Лауреат премии Попечительского совета Большого театра (2005), победительница Открытого всероссийского конкурса «Лидер года-2007» (в номинации «Лучшая оперная певица»), победительница XVII Международного фестиваля-конкурса Musica classica среди профессиональных певцов (Гран-при, 2015).

    Артём Сафронов

    Артём Сафронов – выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных (2009, класс К. Лисовского). Совершенствовал мастерство в аспирантуре Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс З. Соткилавы).

    Певец – обладатель Гран-при конкурса «Русская культура в Латвии» в номинации «вокал» (2004), лауреат молодежного фестиваля камерной вокальной музыки имени Надежды Юреневой (2009).

    Выступал в партии Ленского («Евгений Онегин» П. Чайковского) в Оперной студии РАМ имени Гнесиных.

    С 2011 года Артём Сафронов – солист Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, на сцене которого исполняет партии Рудольфа («Богема» Дж. Пуччини), Дона Оттавио («Дон Жуан» В. А. Моцарта), Неморино («Любовный напиток» Г. Доницетти), Царевича Гвидона («Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова), Феррандо («Так поступают все женщины, или Школа влюбленных» В. А. Моцарта), Вальтера фон дер Фогельвейде («Тангейзер» Р. Вагнера).

    Станислав Мостовой

    Родился в 1982 году в Ленинграде. С 1989 по 2000 год обучался в Хоровом училище им. М. И. Глинки, в 2000 году поступил в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова. В Консерватории его педагогами были профессор Валерий Успенский по дирижированию и профессор Михаил Егоров по вокалу. Участвовал в мастер-классах Виргилиуса Норейки, Шерил Штудер, Тамаша Батора, Галины Писаренко. Окончив Консерваторию в 2005 году, Станислав  выступал с такими  мастерами, как Владислав Чернушенко, Николай Корнев, Александр Рудин, Александр Сладковский.

    С 2010 года – солист Центра оперного пения Галины Вишневской. В репертуаре певца «Страсти по Матфею» и «Рождественская оратория» И. С. Баха; «Реквием», Большая и Коронационная мессы и  Литания ре мажор  В. А. Моцарта; «Свадебка», «Пульчинелла» И.  Стравинского, «Экуменическая месса» А. Гречанинова; арии, романсы и песни русских и западноевропейских композиторов. В 2010 году дважды выступил с Московским камерным оркестром MusicaViva: в Большом зале Консерватории (музыка к балету «Пульчинелла» Стравинского) и Московском международном Доме музыки (Большая месса Моцарта).

    С 2012 года Станислав Мостовой – солист Большого театра России. Его первой ролью стал Юродивый в возобновлении исторического спектакля «Бориса Годунова» Мусоргского (режиссер Л. Баратов) на исторической сцене Большого под управлением Василия Синайского. Среди других ролей – Царь Берендей («Снегурочка» Римского-Корсакова), Итальянский певец («Кавалер розы» Р. Штрауса), Бомелий («Царская невеста» Римского-Корсакова), Эльвино («Сомнамбула» Беллини). В 2014 году исполнил партию Юродивого  с оркестром Капитолийского театра Тулузы под управлением Тугана Сохиева. 

    Московский камерный оркестр Musica Viva

    История оркестра ведет отсчет с 1978 года, когда скрипач и дирижер В. Корначев основал музыкальный ансамбль из 9 человек, молодых энтузиастов, недавних выпускников московских музыкальных вузов. В 1988 году ансамбль, к тому моменту выросший в оркестр, возглавил Александр Рудин, который и придумал имя Musica Viva (живая музыка — лат.). Под его руководством оркестр обрел уникальное творческое амплуа и достиг высокого уровня исполнительского мастерства, войдя в число ведущих оркестров России.

    Сегодня Musica Viva — универсальный музыкальный коллектив, свободно чувствующий себя в самых разных стилях и жанрах. В нетривиальных программах оркестра наряду с общепризнанными шедеврами звучат музыкальные редкости. Оркестр, владеющий многими исполнительскими стилями, всегда стремится максимально приблизиться к изначальному облику произведения, подчас уже неразличимому за плотными наслоениями исполнительских штампов. Квинтэссенцией творческих проектов оркестра стал особый концертный цикл в Московской филармонии — «Шедевры и премьеры», в котором музыкальные шедевры предстают в первозданном великолепии, а извлеченные из небытия музыкальные раритеты становятся подлинными открытиями.

    Большое место в репертуаре оркестра занимают незаслуженно забытые произведения: в исполнении коллектива впервые в России прозвучали сочинения Генделя, сыновей И. С. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярева и многих других. Широкий стилевой диапазон оркестра позволяет ему на равно высоком уровне исполнять как музыкальные раритеты, так и произведения современных композиторов. В разные годы оркестр Musica Viva осуществил премьеры сочинений В. Артёмова, А. Пярта, А. Саллинена, В. Сильвестрова и других.

    В последние годы Musica Viva успешно осуществляет крупные проекты — оперы в концертном исполнении и оратории с участием выдающихся зарубежных певцов и дирижеров. Под руководством Александра Рудина в Москве были исполнены мессы Гайдна и его оратории «Сотворение мира» и «Времена года», оперы «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена, Реквием Шумана, оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди и «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярева. В сотрудничестве с британским маэстро Кристофером Мулдсом осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и оратории «Геркулес».

    Погружение в материалы той или иной эпохи привело к ряду почти археологических музыкальных находок. Так появился цикл «Серебряная классика», стартовавший в 2011 году. Его основу составляет музыка, не вошедшая в «золотой» репертуарный фонд. В рамках этого цикла проходит молодежная программа, представляющая лауреатов европейских международных конкурсов, а также ежегодные «Виолончельные ассамблеи», к участию в которых маэстро Рудин приглашает своих коллег-виолончелистов.

    Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, в их числе Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Владимир Юровский, Андраш Адориан, Роберт Левин, Андреас Штайер, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Джулиано Карминьола, Изабель Фауст, Руль Дильтинс, примадонны мировой оперной сцены: Джойс ДиДонато, Анник Массис, Вивика Жено, Дебора Йорк, Сюзан Грэм, Малена Эрнман, Стефани д`Устрак, Хибла Герзмава, Юлия Лежнева и другие. С оркестром выступали всемирно известный хор Collegium Vocale, хор «Латвия».

    Musica Viva — постоянный участник международных музыкальных фестивалей. Оркестр гастролировал в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Бельгии, Японии, Латвии, Чехии, Словении, Финляндии, Турции, Индии, на Тайване. Ежегодно гастролирует по городам России.

    Оркестром записано более двадцати дисков, в том числе для лейблов «Русский Сезон» (Россия-Франция), Olympia и Hyperion (Великобритания), Тudor (Швейцария), Fuga Libera (Бельгия), «Мелодия» (Россия). Последней работой коллектива в области звукозаписи стал альбом с музыкой Дворжака (2013), выпущенный бельгийским лейблом Fuga Libera. 

    Петр Мигунов

    Родился в Ленинграде. Окончил хоровое училище имени М. И. Глинки по специальности «дирижер хора» и вокальное отделение Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (класс В. Лебедя). Там же окончил аспирантуру у профессора Н. Охотникова. 

    Солист Государственной академической певческой капеллы Санкт-Петербурга, с которой исполнил сольные партии в Реквиемах Верди и Моцарта, Симфонии №9 Бетховена, Мессе си минор Баха, «Колоколах» Рахманинова, «Свадебке» Стравинского и многих других кантатно-ораториальных произведениях. Выступает на сцене Государственного театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории, где исполнил партии Мефистофеля («Фауст» Гуно), Короля Рене («Иоланта» Чайковского), Гремина («Евгений Онегин» Чайковского), Собакина («Царская невеста» Римского-Корсакова), Алеко («Алеко» Рахманинова), Дона Бартоло («Свадьба Фигаро» Моцарта), Дона Базилио («Севильский цирюльник» Россини), Иниго («Испанский час» Равеля), Мендозы («Дуэнья» Прокофьева).

    В 2003 году дебютировал в Большом театре России, где исполнил более двадцати сольных партий. Среди них Пимен («Борис Годунов» Mусоргского), Зарастро («Волшебная флейта» Моцарта) Собакин («Царская невеста» Римского-Корсакова), Дед Мороз («Снегурочка» Римского-Корсакова), Кухарка («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), Тимур («Турандот» Пуччини), Фауст («Огненный ангел» Прокофьева), и др. Петр Мигунов – постоянный участник многих премьерных постановок Большого театра: «Фальстаф» Верди (партия Пистолы), «Дети Розенталя» Леонида Десятникова (мировая премьера, Розенталь), «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова (Князь Юрий), «Борис Годунов» Мусоргского (Рангони), «Дон Жуан» Моцарта (Лепорелло), «Воццек» Берга (доктор), «Травиата» Верди (доктор), «Сомнамбула» Беллини (Рудольф), «Князь Игорь» Бородина (Игорь), «Дон Карлос» Верди (Великий инквизитор), «Кармен» Бизе (Цунига), «Иоланта» Чайковского (Рене). Принял участие в концертном исполнении оперы «Пеллеас и Мелизанда» (Король Аркель) на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского. 

    Выступал со многими выдающимися дирижерами Валерием Гергиевым, Геннадием Рождественским, Михаилом Плетневым, Юрием Темиркановым, Владимиром Юровским, Михаилом Юровским, Иегуди Менухиным, Владиславом Чернушенко, Александром Ведерниковым и др. Сотрудничал с режиссерами Юрием Любимовым, Эймунтасом Някрошюсом, Александром Сокуровым, Дмитрием Черняковым, Грэмом Виком, Франческой Замбелло, Пьером-Луиджи Пицци, Сергеем Женовачом и др. 

    Выступал в США, Голландии, Бельгии, Швейцарии, Германии, Франции, Испании, Португалии, Польше, Словении, Хорватии, Югославии, Греции, Южной Корее, Японии. В 2003 г. дебютировал в нью-йоркских Карнеги-Холле и Линкольн-центре, а в 2004 г. – в Концертгебау (Амстердам). 

    Лауреат Международного конкурса молодых исполнителей в Токио (I премия), конкурса имени Г. В.Свиридова в Курске (I премия), XXI конкурса им. М. И. Глинки (II премия и специальный приз), конкурса имени Моцарта в Зальцбурге (специальная премия), дипломант конкурсов в Кракове, «Вердиевские голоса» в Буссето (Италия), конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой в Санкт-Петербурге (специальный приз).

    Олли Мустонен

    Олли Мустонен – универсальный музыкант нашего времени: композитор, пианист, дирижер. Родился в 1967 году в Хельсинки. В 5 лет начал брать уроки игры на фортепиано и клавесине, а также композиции. Занимался у Ральфа Готони, затем продолжил занятия по фортепиано у Ээро Хейнонена и по композиции у Эйноюхани Раутаваары. В 1984 году стал лауреатом конкурса молодых исполнителей академической музыки «Евровидение» в Женеве.

    Как солист выступал с оркестрами Берлина, Мюнхена, Нью-Йорка, Праги, Чикаго, Кливленда, Атланта, Мельбурна, Королевским оркестром Консертгебау, Шотландским симфоническим оркестром BBC, Австралийским камерным оркестром и такими дирижерами, как Владимир Ашкенази, Даниэль Баренбойм, Герберт Блумстедт, Мартин Браббинс, Пьер Булез, Мюнг Вун Чунг, Шарль Дютуа, Кристоф Эшенбах, Николаус Арнонкур, Курт Мазур, Кент Нагано, Эса-Пекка Салонен, Юкка-Пекка Сарасте, Пааво Ярви, Юрий Башмет и другие. Дирижировал большинством оркестров Финляндии, Камерным оркестром Немецкой филармонии в Бремене, Веймарской Штаатскапеллой, оркестрами Западногерманского радио в Кёльне, «Камерата Зальцбург», «Северная симфония» (Великобритания), Шотландским камерным оркестром, Национальным симфоническим оркестром Эстонии, Большим симфоническим оркестром имени Чайковского, японским NHK и др. Основатель Фестивального оркестра Хельсинки.

    Многие годы существует творческий союз Мустонена с оркестром Мариинского театра и Валерием Гергиевым. В 2011 году пианист участвовал в концерте-закрытии Х Московского Пасхального фестиваля. Также Мустонен сотрудничает с Родионом Щедриным, который посвятил пианисту Пятый фортепианный концерт и пригласил его исполнить это сочинение на своих юбилейных концертах к 70-летию, 75-летию и 80-летию. В августе 2013 года Мустонен сыграл Концерт № 4 Щедрина на Фестивале Балтийского моря в Стокгольме с оркестром Мариинского театра. Под управлением Мустонена записан диск сочинений Щедрина – виолончельный концерт Sotto voce и сюита из балета «Чайка».

    Среди сочинений Мустонена – две симфонии и другие оркестровые произведения, концерты для фортепиано и для трех скрипок с оркестром, многочисленные камерные произведения, вокальный цикл на стихи Эйно Лейно. Ему принадлежат также оркестровки и переложения произведений Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Стравинского, Прокофьева. В 2012 году Мустонен дирижировал премьерой своей Первой симфонии Tuuri для баритона и оркестра, заказанной филармоническим оркестром Тампере. Вторая симфония, Johannes Angelos, создана по заказу Филармонического оркестра Хельсинки и впервые прозвучала под управлением автора в 2014 году.

    Среди записей Мустонена – прелюдии Шостаковича и Алкана (премия Эдисона и приз журнала Gramophone «За лучшую инструментальную запись»). В 2002 году музыкант подписал эксклюзивный контракт с лейблом Ondine, на котором записаны Прелюдии и фуги Баха и Шостаковича, сочинения Сибелиуса и Прокофьева, Соната №1 Рахманинова и «Времена года» Чайковского, альбом фортепианных концертов Бетховена с оркестром Tapiola Sinfonietta. Среди недавних записей – «Концерт в миксолидийском ладу» Респиги с Оркестром Финского радио под управлением Сакари Орамо и диск с сочинениями Скрябина. В 2014 году Мустонен записал свою Сонату для виолончели и фортепиано в дуэте со Стивеном Иссерлисом.

    В 2015 году на фестивале «Шпаннунген» в Хаймбахе в Германии состоялась премьера Фортепианного квинтета Мустонена. Вскоре прошли премьеры Квинтета в Стокгольме и в Лондоне. 15 ноября 2015 года, в день открытия фестиваля Валерия Гергиева «360

    градусов» в Мюнхене, Мустонен принял участие в уникальном марафоне — исполнении всех фортепианных концертов Прокофьева с Мюнхенским филармоническим оркестром под управлением маэстро Гергиева, сыграв Концерт №5. Работает над записью полного цикла фортепианных концертов Прокофьева. Награжден высшей государственной наградой Финляндии для деятелей искусства – медалью Pro Finlandia.

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова – всемирно известный российский хоровой коллектив, один из старейших художественных коллективов Москвы. Его история восходит к периоду расцвета русского искусства на рубеже XIX–XX веков. Хор был создан талантливым регентом Иваном Юховым в годы, когда в Москве формировались прославленные творческие объединения – Московский художественный театр, Народный хор Митрофана Пятницкого. Ещё до революционных событий 1917 года хор Юхова достиг высокого уровня мастерства, исполняя духовную музыку, народные песни, произведения русских и западноевропейских композиторов.

    Популярность хора Юхова продолжает расти в годы советской власти – национализированный коллектив не только ведёт активную концертную деятельность, но и принимает участие в культурных проектах молодого советского государства, в том числе, в озвучивании знаменитых кинолент «Весёлые ребята», «Цирк», «Мы из Кронштадта», «Волга-Волга». 

    Судьбоносным событием в истории коллектива стало назначение в 1958 году на должность его руководителя Александра Юрлова (1927–1973). В 1960-х годах под началом выдающегося хормейстера Капелла выдвигается в ряды лучших музыкальных коллективов страны. Хор многие годы сотрудничает с прославленными русскими композиторами Г. В. Свиридовым и Д. Д. Шостаковичем, становится первым исполнителем сочинений В. Рубина, Р. Щедрина. Александру Юрлову принадлежит заслуга возрождения традиции концертного исполнения русской духовной музыки, которая в советские годы находилась под суровым запретом. 

    Преемниками Александра Юрлова были талантливые музыканты, дирижёры-хормейстеры – Юрий Ухов и Станислав Гусев, много сделавшие для преумножения славы хорового коллектива. 

    С 2004 года Капеллу возглавляет Геннадий Дмитряк – народный артист России, профессор, один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижёров. Музыкант большой творческой энергии, глубоко и искренне преданный делу развития русского вокально-хорового искусства, Геннадий Дмитряк сегодня решает сложнейшие исполнительские задачи, представляя с Капеллой новейшие сочинения вокально-симфонической и хоровой музыки, выступает инициатором уникальных творческих проектов. Под его началом Капелла стала организатором музыкальных фестивалей «Кремли и храмы России», «Любовь святая», возрождающих традиции просветительских вокально-хоровых концертов. В 2016 году в рамках фестиваля «Кремли и храмы России» прошли концерты Капеллы в Москве, Нижнем Новгороде, Великом Новгороде, Ярославле, Пскове, Костроме. В 2017 году фестиваль «Любовь святая» посвящен 90-летию со дня рождения А. А. Юрлова. 

    Вклад дирижёра в развитие отечественной культуры отмечен медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, высокой наградой Русской Православной Церкви – орденом святого благоверного князя Даниила Московского. 

    География гастрольных поездок Капеллы сегодня охватывает всю территорию России от Магадана до Калининграда – города Золотого кольца, Поволжья, Урала, Сибири. Огромный успех имели недавние концерты коллектива под руководством Геннадия Дмитряка в Испании, Греции, Великобритании, Белоруссии, Армении, Польше, Украине, Северной Корее, в странах Прибалтики. Коллектив – постоянный участник Московского Пасхального фестиваля, Фестиваля Российского национального оркестра, Международного фестиваля Мстислава Ростроповича, Международного фестиваля «Хоровые ассамблеи», международных фестивалей в Испании, Греции, Польше, Литве и других крупных событий. 

    Капелла принимала активное участие в культурной программе Паралимпиады Сочи-2014. 

    Без участия Капеллы сегодня не обходится практически ни одно значимое событие в музыкальной жизни Москвы. Среди симфонических дирижёров, работающих с Капеллой – Ю. Башмет, В. Гергиев, В. Федосеев, Д. Юровский, В. Юровский, М. Плетнёв, П. Коган, Т. Курентзис, С. Скрипка, А. Сладковский. Коллектив равно свободно чувствует себя, исполняя хоровые миниатюры и развёрнутые оперные сцены, народные песни (в классических и современных обработках) и сочинения духовной музыки. Коллектив известен как один из лучших интерпретаторов произведений Д. Бортнянского, М. Березовского, А. Кастальского, А. Гречанинова, П. Чеснокова, С. Рахманинова. Репертуар хора включает практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки – от Высокой мессы И. С. Баха до сочинений Б. Бриттена, Л. Бернстайна, А. Шнитке, Г. Канчели, Дж. Тавенера. 

    Уникальным авторским проектом Капеллы стала также приуроченная к 100-летию со дня рождения Георгия Свиридова студийная запись Антологии хоровых сочинений композитора. На студии звукозаписи киноконцерна «Мосфильм» были записаны программы четырёх компакт-дисков, объединившие сочинения Георгия Свиридова для хора a cappella. В настоящее время заканчивается работа по записи пятого диска Антологии. 

    Уникальным авторским проектом Капеллы стала приуроченная к 100-летию со дня рождения Георгия Свиридова студийная запись Антологии хоровых сочинений композитора. На студии звукозаписи киноконцерна «Мосфильм» были записаны программы пяти компакт-дисков, объединившие сочинения Георгия Свиридова для хора a cappella. 20 сентября 2017 года состоялась презентация Антологии на торжественном концерте, посвящённом 90-летию со дня рождения Александра Юрлова. 

    Став практически универсальным инструментом для исполнения сочинений самых разных стилей и композиторских школ, Капелла сегодня восхищает отечественных и зарубежных слушателей тонкой звукописью, многотембровой красочностью, чарующей силой звучания в сочетании с виртуозным мастерством. 

    (Пресс-служба Капеллы)