Закрыть

Уважаемые слушатели! В продаже абонементы сезона 2017-2018
Перейти к списку абонементов

    IX Большой фестиваль РНО

    23 сентября 2017, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Прокофьев
    «Сны» – симфоническая картина
    Сен-Санс
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
    Лятошинский
    Симфония № 3


    Генеральный спонсор концерта:




    Уважаемые слушатели, обращаем ваше внимание, что на этот концерт бронирование билетов осуществляться не будет. Вы можете приобрести билеты на сайте или в любой кассе Филармонии.

    12+

    Абонемент №20:

    IX Большой фестиваль РНО

    Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность и безусловное признание публики и критиков. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе журнал о музыке Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр сотрудничал с ведущими исполнителями, такими как Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Гидон Кремер, Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Вадим Репин, Евгений Кисин, Дмитрий Хворостовский, Максим Венгеров, Белла Давидович, Джошуа Белл и многими другими. С РНО выступали лучшие дирижёры современности: Семен Бычков, Инго Метцмахер, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО. «Декабрьский Брамс в исполнении Светланова и Российского национального оркестра звучал как завещание», – писал обозреватель газеты «Коммерсант». Один из выдающихся дирижёров наших дней маэстро Кент Нагано так отзывается об оркестре, с которым ему неоднократно доводилось работать: «У РНО вы чувствуете ярко выраженный характер, своей игрой оркестр напоминает вам о том, что русская культура – одна из самых великих в мире. Да, они играют блестяще, да, они высокие профессионалы, да, в оркестре много отличных солистов, но за этим есть и нечто большее: традиция великой культуры, которая слышна в их игре».

    О весомом вкладе РНО и Михаила Плетнёва в современную российскую культуру свидетельствует тот факт, что оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрёл государственный статус. 

    Оркестр регулярно выступает в лучших залах страны под управлением художественного руководителя Михаила Плетнёва и с приглашёнными дирижёрами. Ежегодно с 2009 года в Москве проходит Большой фестиваль РНО, участие в котором принимают ведущие исполнители современности. За прошедшие годы Большой фестиваль снискал признание и любовь слушателей, завоевав статус события, традиционно открывающего концертный сезон в столице. 

    РНО является участником знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившем там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военной операции натовских войск в Югославии. Подводя итоги года, авторитетный сербский журнал NIN опубликовал рейтинг лучших музыкальных событий, в котором концерт РНО занял вторую строчку – как «один из самых незабываемых концертов, прозвучавших в Белграде за последние несколько сезонов». Весной 2010 года оркестр стал главным участником уникального международного проекта «Три Рима». Инициаторами этой крупнейшей культурно-просветительской акции выступили Русская Православная и Римско-Католическая Церкви. Акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием проекта стал концерт русской музыки, состоявшийся в знаменитом зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане, вмещающем пять тысяч человек, в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI. 

    Последние сезоны были отмечены серией крупных международных проектов с участием оркестра, прошедших как в России, так и за её пределами. В феврале 2014 года концертом РНО под управлением Михаила Плетнёва в Милане официально открылась российская часть перекрестного Года туризма Италии и России. Через два месяца РНО и Московский Синодальный хор выступили в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне, где исполнили «Страсти по Матфею» Митрополита Илариона. В июне 2014 года РНО во главе со своим художественным руководителем и главным дирижёром Михаилом Плетнёвым провёл фестиваль музыки Сергея Рахманинова в музее-усадьбе композитора в деревне Ивановка Тамбовской области. В декабре того же года оркестр стал главным участником масштабного гала-концерта, посвящённого празднованию 200-летия установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в грандиозном концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова с участием большого сводного хора). В сентябре-октябре 2016 года в Ивановке прошел второй фестиваль музыки Сергея Рахманинова. В апреле 2017 года состоялись триумфальные гастроли оркестра в Колумбии в рамках III Международного фестиваля классической музыки в Боготе, программа которого была полностью посвящена русской романтической музыке. «Апогеем “Русской романтики” стали выступления Российского национального оркестра под руководством Михаила Плетнёва» («Российская газета»). 

    Совместно со всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими звукозаписывающими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более восьмидесяти альбомов. Многие работы получили международные награды. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории российских симфонических коллективов, завоевавшим самую престижную музыкальную премию – «Грэмми». Записи оркестра большими тиражами расходятся по всему миру, а также постоянно становятся лидерами экспертных рейтингов. Так, запись вокально-симфонической поэмы «Колокола» Рахманинова была признана авторитетным британским музыкальным изданием Classic FM Magazine «одним из самых прекрасных исполнений, которые когда-либо были представлены в записи». А запись музыки к балету «Спящая красавица», осуществленная Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнёва, по версии Би-би-си является четвёртой в рейтинге самых слушаемых записей классической музыки за последние семьдесят пять лет. Запись Симфонии № 7 Шостаковича под управлением Пааво Ярви, выпущенная в 2015 году, завоевала престижные международные награды, в том числе ежегодную премию Diapason d'Or, а также была номинирована на премию «Грэмми-2016» в категории «Лучший альбом с объёмным звучанием». 

    По мнению многих зарубежных музыкальных критиков на сегодняшний день РНО является лучшим симфоническим коллективом нашей страны: «Больший блеск и рафинированность Российского национального оркестра позволили ему занять место главного симфонического коллектива России» (Chicago Classical Review, 2011).

    Кирилл Карабиц

    Кирилл Карабиц окончил Национальную музыкальную академию Украины имени П. И. Чайковского в Киеве в классе Романа Кофмана и Венский университет музыки и исполнительского искусства в классе Уроша Лайовича.

    Он был дирижёром-ассистентом Будапештского фестивального оркестра и Филармонического оркестра Радио Франции; главным приглашенным дирижёром Страсбургского филармонического оркестра.

    С 2008 года Кирилл Карабиц – главный дирижёр одного из старейших оркестров Великобритании – Борнмутского симфонического. Под его управлением коллектив выступал на множестве британских фестивалей, в том числе BBC Proms в лондонском Альберт-холле; участвовал в концертом исполнении оперы «Саломея» Р. Штрауса, представил все симфонии Л. ван Бетховена. Активно ведётся работа в области звукозаписи. В 2013 году Кирилл Карабиц и Борнмутский симфонический оркестр начали запись симфоний С. Прокофьева на лейбле Onyx. В их архиве – диски с произведениями других русских композиторов: Д. Шостаковича, Р. Щедрина, А. Хачатуряна, П. Чайковского, М. Мусоргского. Осенью 2017 года дирижёр и оркестр выступают с целой серией концертов, в рамках которой представляют самые разные программы: Первую симфонию Л. ван Бетховена, Четвёртую Р. Шумана, До-мажорную Ж. Бизе, «Турангалилу» О. Мессиана, Вариации на тему Гайдна И. Брамса, Концертино для кларнета с оркестром К. М. фон Вебера, Кларнетовый концерт П. Хиндемита.

    С сезона 2016/17 года маэстро занимает пост генерального музыкального директора и главного дирижёра Немецкого национального театра и Государственной капеллы в Веймаре, где в качестве первой работы представил оперу «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера. В числе других проектов – редко исполняемые «Страсти по Иоанну» К. Ф. Э. Баха, симфонические концерты, в том числе новогодние и в гастрольных поездках. В августе 2017 года музыкант выступил на фестивале в Веймаре, где представил прокофьевскую программу – Сергея Сергеевича («Кантата к двадцатилетию Октября») и его внука Габриэля (Концерт для диджея с оркестром). В первой половине сезона наряду с произведениями классиков и романтиков в исполнении веймарского коллектива под управлением К. Карабица звучит музыка ХХ века – Первый скрипичный концерт Белы Бартока (на фестивале в швейцарском Сьоне); Элегия для струнного оркестра Валентина Сильвестрова, который в этом году отмечает 80-летие; Концерт № 4 для фортепиано с оркестром «Диезные тональности» Родиона Щедрина. Из значительных проектов – исполнение на Achava Festspiele в Тюрингии Реквиема Джузеппе Верди в память погибших в Терезиенштадте. На 2018 год запланировано участие Кирилла Карабица в веймарской постановке «Свадьбы Фигаро» В. А. Моцарта и «Тангейзера» Р. Вагнера.

    Дирижёр работает с лучшими коллективами Европы, Азии и Северной Америки, среди которых симфонические оркестры Кливленда, Филадельфии и Сан-Франциско, лондонский оркестр «Филармония», Симфонический оркестр Би-би-си, Роттердамский филармонический, оркестр театра «Ла Фениче», Симфонический оркестр Йомиури. В течение нескольких лет Кирилл Карабиц сотрудничает с Российским национальным оркестром. В числе недавних проектов – тур по США, концерты на Эдинбургском международном фестивале, где в качестве солиста выступил Михаил Плетнёв. Летом 2016 года маэстро впервые встал за пульт Чикагского симфонического оркестра на фестивале Равиния. Осенью 2017 года он выступает с Дрезденским филармоническим оркестром – в программах произведения В. Сильвестрова, К. Пендерецкого и М. Мусоргского.

    Кирилл Карабиц постоянно сотрудничает со многими видными музыкантами – пианистами Николаем Луганским, Аркадием Володосем, Алексеем Володиным, Жан-Ивом Тибоде, Элен Гримо, Полом Льюисом, Симоном Трпчески, Иво Погореличем, скрипачами Рено Капюсоном, Юлианом Рахлиным и Сергеем Хачатряном, альтистом Юрием Башметом, виолончелистом Готье Капюсоном.

    Успешно развивается оперная карьера дирижёра, важными вехами которой стали выступления на Глайндборнском фестивале с «Богемой» Дж. Пуччини и «Евгением Онегиным» П. Чайковского; «Дон Жуан» В. А. Моцарта в Английской национальной опере; ряд постановок Большого театра России и Большого театра Женевы, Гамбургской государственной оперы, Рейнской, Лионской и Норвежской национальных опер. В сезоне 2016/17 музыкант принял участие в проектах Немецкой оперы в Берлине и Государственной оперы Штутгарта.

    Кирилл Карабиц уделяет серьёзное внимание молодым талантам. Он дирижировал финальными турами конкурса премии Би-би-си «Молодой музыкант года» (BBC Young Musician, 2012, 2014 гг.). Будучи художественным руководителем польского молодёжного оркестра I, CULTURE, дирижёр гастролировал с ним по Европе со скрипачкой Лизой Батиашвили (2015).

    В 2013 году Кирилл Карабиц был удостоен высшей британской награды в области классической музыки – премии для дирижёров от Королевского филармонического общества.

    Михаил Плетнёв

    Михаил Плетнёв сочетает в себе незаурядные таланты пианиста, дирижёра и композитора. Музыкант родился в 1957 году в Архангельске. В шестнадцать лет он стал лауреатом Международного юношеского фортепианного конкурса в Париже. С 1974 по 1979 год обучался в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского в классе профессора Якова Флиера, а после его смерти – в классе профессора Льва Власенко (у него же в 1981 году закончил аспирантуру). В 1977 году пианист завоевал первую премию на Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде, в 1978 году – первую премию и Золотую медаль VI Международного конкурса имени П. И. Чайковского. С этого времени начинается интенсивная концертная деятельность артиста.

    Плетнёв выступал на лучших сценах мира с сольными программами, а также вместе с известнейшими коллективами: филармоническими оркестрами Берлина, Лондона, Мюнхена, Израиля, Чехии, симфоническими оркестрами Сан-Франциско, Питтсбурга, Берлина, Национальным оркестром Франции и многими другими. Он играл под управлением выдающихся дирижёров современности, среди которых Клаудио Аббадо, Карло Мария Джулини, Бернард Хайтинк, Лорин Маазель, Зубин Мета, Курт Зандерлинг, Леонард Слаткин, Неэме Ярви, Риккардо Шайи, Рудольф Баршай. Публику, коллег и профессиональных критиков неизменно восхищают его безупречная техника, тонкое чувство стиля, свежесть исполнительской трактовки. По мнению издания BBC Music Magazine, Михаил Плетнёв «исполняет каждое сочинение как своё собственное, его интерпретации поразительны – подобное вряд ли под силу любому другому пианисту». 

    В 1980 году Михаил Плетнёв дебютировал как дирижёр. Взлёт его дирижёрской карьеры пришёлся на 90-е годы, когда музыкант основал Российский национальный оркестр (1990). Дирижёрская деятельность Михаила Плетнёва насыщенна и разнообразна. Помимо плодотворного сотрудничества с Российским национальным оркестром, он выступает в качестве приглашённого дирижёра с такими музыкальными коллективами, как Малеровский камерный оркестр, Королевский оркестр Консертгебау, Токийский филармонический оркестр, Лондонский филармонический оркестр, Симфонический оркестр Бирмингема, Филармонический оркестр Лос-Анджелеса, Симфонический оркестр NHK. 

    В октябре 2007 года состоялся дебют Плетнёва в качестве оперного дирижёра на сцене Большого театра с оперой Чайковского «Пиковая дама». В ноябре того же года на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского была осуществлена концертная постановка опер Рахманинова «Алеко» и «Франческа да Римини». В мае 2008 года в музее-усадьбе «Архангельское» была представлена опера Римского-Корсакова «Майская ночь», а в феврале 2009 года в Концертном зале имени П. И. Чайковского с большим успехом была исполнена опера Бизе «Кармен». «Оперная линия» получила продолжение и в рамках Большого фестиваля РНО. На первом фестивале, прошедшем в сентябре 2009 года, под управлением Михаила Плетнёва состоялось концертное исполнение оперы Моцарта «Волшебная флейта», в 2010 году фестивальной публике было представлено концертное исполнение оперы Россини «Золушка», одной из кульминаций четвертого смотра стало концертное исполнение оперы Чайковского «Евгений Онегин». В сентябре 2014 года в зале Чайковского под руководством маэстро вновь прозвучала «Майская ночь» с участием известных российских и зарубежных солистов, в сентябре 2015-го – опера Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный», на фестивале 2016 года – «Иоланта» Чайковского. 

    В 2006 году музыкант создал Фонд поддержки национальной культуры Михаила Плетнёва. Целью Фонда, наряду с обеспечением жизнедеятельности Российского национального оркестра, является также поддержка наиболее важных культурных и социально-значимых проектов самого высокого уровня, таких как Волжское турне или Мемориальный концерт РНО в Беслане для матерей и родственников жертв трагедии. В 2014 году Михаил Плетнёв выступил инициатором первого фестиваля музыки Сергея 

    Рахманинова. В июне четыре концерта форума прошли в музее-усадьбе композитора в деревне Ивановка Тамбовской области. 

    Михаил Плетнёв – народный артист России, кавалер Орденов «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени, лауреат множества государственных и международных премий, включая премии «Грэмми» и «Триумф». В 2007 году музыкант был удостоен Премии Президента РФ, Ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени, Ордена Даниила Московского, пожалованного Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. В 2013 году он стал обладателем Платоновской премии – за глубину и гармоничность интерпретации мирового музыкального наследия. 

    Основатель, художественный руководитель и главный дирижёр Российского национального оркестра, входящего, согласно международным рейтингам, в двадцатку лучших оркестров мира.

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    14 сентября в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    19 сентября в 19:00