К 95-летию со дня рождения Давида Самойлова. «Мне выпало счастье быть русским поэтом» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    К 95-летию
    со дня рождения Давида Самойлова.
    «Мне выпало счастье
    быть русским поэтом»

    2 июня 2015

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Елена Камбурова

    Елена Камбурова – народная артистка России, певица, актриса, основатель и художественный руководитель московского театра Музыки и Поэзии. Окончила эстрадное отделение Государственного училища циркового и эстрадного искусства (ГУЦЭИ), затем факультет эстрадной режиссуры ГИТИСа имени А. Луначарского, работает в жанре театральной и поэтической песни, в которой считает одинаково важными все три составляющие — музыку, текст и драматургическое начало.

    В репертуаре Камбуровой музыкальные интерпретации вершин русской поэзии (стихов М. Цветаевой, А. Ахматовой, О. Мандельштама, А. Блока, В. Маяковского, И. Бродского и др.), а также лучшие образцы авторской песни – Булата Окуджавы, Юлия Кима, Владимира Высоцкого. Многие композиторы пишут музыку специально для Камбуровой, с учетом ее творческой индивидуальности, вокальных особенностей и актерского диапазона . В частности, рассчитывая на ее исполнение, Владимир Дашкевич написал «Реквием» на стихи Анны Ахматовой, сочинение для певицы, хора и симфонического оркестра и вокальный цикл «Сохрани мою речь…» на стихи Осипа Мандельштама (обе премьеры состоялись на сцене Концертного зала имени Чайковского) 

    Русскоязычный репертуар сочетается с песнями на французском, английском, польском, испанском, греческом языках, иврите.

    Елена Камбурова много работает в кино – ее голос звучит более чем в ста кинофильмах и мультфильмах. Среди самых известных работ в кино – «Раба любви», «Дульсинея Тобосская», «Небеса обетованные», «Нас венчали не в церкви», «Приключения Электроника», «Ералаш» «Мой нежно любимый детектив», «Приходи на меня посмотреть» и др.

    Елена Камбурова – народная артистка России (1995), Лауреат Царскосельской Художественной премии (1999), Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства (2000), Лауреат Премии Владимира Высоцкого «Своя колея» (2013), лауреат Международной премии Станиславского (2013).

    Юлий Ким

    Юлий Ким родился в 1936 году в семье переводчика с корейского языка и учительницы русского языка. Окончил историко-филологический факультет Московского государственного педагогического института (1959). В студенческие годы обратился к песенному творчеству, аккомпанируя себе на семиструнной гитаре. Первые его концерты прошли в Москве в начале 1960-х годов, молодой автор быстро обрел популярность в СССР.

    По окончании учебы Юлий Ким преподавал. В эти же годы начал писать и разыгрывать с учащимися авторские песенные композиции с интермедиями и вокальными сценами, в которых были все элементы мюзикла.

    С 1968 года стал профессионально заниматься сочинением песен и пьес для театра и кино. Будучи участником диссидентского движения, долгое время появлялся в титрах кинофильмов и афишах спектаклей под псевдонимом «Ю. Михайлов». С середины 70-х стал работать над собственными пьесами. В 1985 году отказался от использования псевдонима и начал публиковаться под своим именем. Тогда же вышел первый диск с его песнями – «Рыба-кит». В настоящее время дискография Юлия Кима насчитывает более 20 дисков. Он является автором около пятисот песен (многие из них звучат в кинофильмах и спектаклях), трех десятков пьес и десятка книг.

    Многие песни созданы Юлием Кимом в соавторстве с композиторами Владимиром Дашкевичем, Геннадием Гладковым, Алексеем Рыбниковым. Они звучат в 50 фильмах, среди которых «Засекреченный город», «Красавец-мужчина», «Короли и капуста», «Ярославна, королева Франции», «Голубой карбункул», «Там, на неведомых дорожках…», «Пеппи Длинныйчулок», «Собачье сердце», «Тень, или Может быть, все обойдется», «Обыкновенное чудо», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви» и другие киноленты.

    В 2002 году Юлий Ким перевел на русский язык мюзикл «Собор Парижской Богоматери».

    В 2010 году написал стихи на музыку П. И. Чайковского к полнометражному мультфильму Гарри Бардина «Гадкий утенок» (по Г. Х. Андерсену).

    Юлий Ким – член Союза кинематографистов СССР (1987), Союза писателей (1991), литературного Пен-клуба (1997). Лауреат премии «Золотой Остап» (1998), российской Государственной премии имени Булата Окуджавы (2000), Царскосельской художественной премии (2003), литературно-музыкальной премии «Признание-2006» в номинации «Бард года» (2007), Национальной премии «Музыкальное сердце театра» в номинации «Лучший текст песен (автор/перевод)» (2007), Обладатель «Бард-Оскара» (2009).

    Рафаэль Клейнер

    Рафаэль Клейнер – артист-чтец Московской государственной академической филармонии, профессор, народный артист России, лауреат Премии Москвы в области литературы и искусства.

    Мастер художественного слова Рафаэль Клейнер – один из ярких представителей искусства звучащего слова. Творческий путь артиста являет собой пример самоотверженного служения «русскому слову» уже более четырех десятилетий. Тяга к чтецкому искусству у будущего артиста оказалась сильнее его театральных пристрастий. Уже с 1962 года 23-летний студент Новосибирского театрального училища читал «Братскую ГЭС» Евгения Евтушенко и другие поэтические программы. В 1966 году он окончил Новосибирское театральное училище и стал артистом-чтецом Новосибирской областной филармонии. Двумя годами позже начались выступления Р. А. Клейнера в Москве. Вскоре он был принят в Московский театр драмы и комедии на Таганке. Играл в спектакле «Павшие и живые» роль поэта Семена Гудзенко, участвовал в поэтических спектаклях «Пугачев» С. Есенина, «Антимиры» А. Вознесенского. В январе 1969 года, выдержав конкурс, Р. А. Клейнер стал артистом-чтецом Московской филармонии. Репертуар Рафаэля Александровича огромен и представлен, прежде всего, высшими достижениями российской словесности (от А. Пушкина до И. Бродского и ныне пишущих поэтов), речами великих прозаиков и драматургов (И. Тургенев, Ф. Достоевский, А. Островский), прозаической публицистикой Л. Толстого, очерками А. Писемского, дневниками Ф. Достоевского и поэзией советского периода. В творческом багаже артиста более 40 уникальных сольных программ, включающих помимо «золотого фонда» отечественной литературы, также и философские труды. Среди них «Апология Сократа» Платона, «Петр Чаадаев», «Альберт Эйнштейн», программа по философским трудам Мераба Мамардашвили. Образцовая русская речь, которой он владеет, «как мало кто сегодня» (Фазиль Искандер), бережное отношение к авторскому стилю, музыкальность и интонационное богатство, природный темперамент, огромный интеллект, бережное отношение к Слову, постоянная работа над совершенствованием своего мастерства – все это присуще Р. А. Клейнеру. Его концерты – это не просто «художественное чтение» или «рассказывание», а некий особый «монотеатр». Голосом, обладающим богатейшей палитрой речевых красок, жестом и мимикой артист доносит идею произведения, передает переживания героев, стремится сделать слушателей соучастниками описываемых событий, находит отклик в сердцах людей. Около двадцати лет автором и режиссером программ Рафаэля Клейнера был поэт Давид Самойлов. Это единственный опыт в России, когда поэт создавал моноспектакли и режиссировал чтецкие программы. Будучи активным пропагандистом жанра звучащего слова, Р. Клейнер зачастую бескорыстно участвует в концертах, посвященных разным памятным датам и крупнейшим событиям в жизни страны. Также он – желанный гость в творческих союзах Москвы (Домах литераторов, художников, композиторов, работников искусств). Голос чтеца звучит и в Конференц-зале Академии наук, и на Красной площади, и на Поклонной горе, и в учебных заведениях.

    Рафаэль Клейнер охотно передает свой опыт и знания молодежи – артистам, студентам, школьникам, преподавателям русского языка. В течение десяти лет с 1985 года он возглавлял Клуб чтеца ЦДРИ, а с 1999 года является бессменным художественным руководителем школы-студии «Слово Пушкина» при Государственном литературном музее А. С. Пушкина. Каждое третье воскресенье месяца в музее Пушкина на Пречистенке Р. Клейнер проводит уникальные занятия с детьми. Он также является профессором Кафедры культуры и мастерства устной и сценической речи Московского государственного университета культуры и искусства (МГУКИ) и Института гуманитарного образования (ИГУМО). В 2000 году Р. А. Клейнер стал первым чтецом – лауреатом Премии Москвы в области литературы и искусства. В 2011–2013 гг. артист много и успешно гастролировал по странам ближнего (Азербайджан, Армения, Киргизия, Молдавия, Таджикистан) и дальнего зарубежья (Германия, Финляндия, Польша, Болгария, Словакия, Словения, Чехия).

    Евгений Князев

    Евгений Князев родился в 1955 году в Тульской области. В 1982 году окончил Театральное училище имени Бориса Щукина (курс Людмилы Ставской) и был принят в Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова. 

    На сцене театра сыграл более 30 ролей в спектаклях «Роза и крест» (Гаэтан), «Три возраста Казановы» (Молодой Казанова), «Маленькие трагедии» (Дон Гуан), «Зойкина квартира» (Обольянинов), «Дело» (Шило), «Без вины виноватые» (Григорий Незнамов, спектакль отмечен Государственной премией РФ), «Пиковая дама» (Германн), «Воскрешение, или Чудо святого Антония» (Ашиль), «Посвящение Еве» (Эрик Ларсен), «Маскарад» (Арбенин), «Пристань» (Доменико Сориано в пьесе «Филумена Мартурано»), «Улыбнись нам, Господи» (Шмуле-Сендер), «Царь Эдип» (Тиресий), «Война и мир» (князь Николай Болконский), «Анна Каренина», хореографический спектакль на музыку Шнитке, Чайковского, Малера и Форе (Алексей Каренин), «Обыкновенное чудо» (Трактирщик) и др.

    Играл в антрепризах, участвовал в постановках театров, среди которых Государственный театр наций, «Школа современной пьесы», «Независимый театральный проект». 

    В фильмографии артиста – более 60 ролей в фильмах и сериалах «Пятый ангел» (Григорий Плоткин), «Девять жизней Нестора Махно» (Лев Троцкий), «Путешествие с домашними животными» (священник), «Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны» (популярный писатель), «Вольф Мессинг: видевший сквозь время» (заглавная роль), «Однажды в Ростове» (Алексей Львович Калюжный), «Страсти по Чапаю» (Лев Троцкий), «Сын отца народов» (Вольф Мессинг), «Зеркала» (Борис Пастернак), «Орлова и Александров» (Иосиф Сталин), «Мастер и Маргарита» (Берлиоз) и др.

    С 1994 года преподает в Театральном институте имени Щукина (с 2003 года – ректор). В качестве художественного руководителя выпустил два актерских курса (1998, 2004 гг.). Руководит целевым курсом для Московского театра оперетты. 

    Член Правления Центрального дома работников искусств. Член общественного совета Российского еврейского конгресса.

    Народный артист РФ, Республики Северная Осетия – Алания, Республики Абхазия, лауреат Государственной премии РФ. Награжден орденами Почета, «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Почетной грамотой Президента РФ. Удостоен множества других наград и званий, общественных, театральных и кинематографических регалий.

    Константин Райкин

    Константин Райкин – актер театра и кино, режиссер, театральный педагог. Родился в 1950 году в Ленинграде (Санкт-Петербург) в семье актеров Аркадия Райкина и Руфи Райкиной-Иоффе. 

    В 1971 году окончил Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина в Москве (художественный руководитель курса – Юрий Катин-Ярцев) и был приглашен Галиной Волчек в труппу Московского театра «Современник», на сцене которого играл в течение десяти лет. В 1981 году перешел в Ленинградский театр миниатюр под руководством Аркадия Райкина. В 1982 году театр переехал в Москву, где Константин Райкин стал руководителем Государственного театра миниатюр, а с 1988 года – Московского театра «Сатирикон».

    В 1985 году состоялась премьера авторской сольной программы Константина Райкина «Давай, артист!», в которой он выступал как конферансье, актер, певец, собеседник, чтец-декламатор и танцор. Программа была представлена на сотнях площадок по всему СССР.

    В 1969 году состоялся дебют Константина Райкина в кино – в фильме «Завтра, третьего апреля…» Игоря Масленникова. Широкую известность артисту принесли роли в фильмах «Много шума из ничего», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Труффальдино из Бергамо», «Остров погибших кораблей». Одна из последних киноработ – роль Эркюля Пуаро в мини-сериале «Неудача Пуаро» Сергея Урсуляка.

    В 2001 году Константин Райкин начал преподавательскую деятельность, став руководителем курса на актерском факультете Школы-студии (института) МХАТ имени Вл. И. Немировича-Данченко при МХТ имени А. П. Чехова. В 2012 году основал Высшую школу сценических искусств.

    Константин Райкин – народный артист Российской Федерации, дважды лауреат Государственной премии Российской Федерации, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV и IIIстепени, четырежды лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска», лауреат премии Международного фонда имени К. С. Станиславского, Премии имени Георгия Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства», премий «Кумир», «Триумф», театральных премий «Хрустальная Турандот», «Чайка», «Звезда Театрала».

    Павел Любимцев

    Павел Любимцев родился 19 июля 1957 года в Москве, в семье известных пианистов, профессоров Института имени Гнесиных (отец — Е. Я. Либерман, мать — Б. Л. Кременштейн). В 1974 году поступил в Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина при театре имени Евгения Вахтангова, на курс профессора А. Г. Бурова. Среди его учителей — А. А. Казанская, А. А. Калягин, В. А. Этуш.

    По окончании Щукинского училища П. Любимцев в течение 1978-1982 гг. работал в Ленинградском Академическом театре комедии, главным режиссером которого в то время был Петр Фоменко (именно он предложил актеру взять псевдоним «Любимцев»).

    Особую роль в творческой судьбе П. Любимцева сыграл его педагог по художественному слову, народный артист России Я. М. Смоленский, который привил начинающему актеру любовь к чтецкому жанру, а впоследствии привлек его к работе в литературно-чтецком отделе Московской государственной академической филармонии.

    За годы работы в филармонии Павел Любимцев подготовил десятки сольных программ по произведениям А. С. Пушкина, М. Булгакова, О. Уайльда, Э. По, П. Ершова, К. Паустовского, И. Андроникова, В. Лакшина и др. Много и увлеченно артист работает для детско-юношеской аудитории, участвует в литературно-музыкальных абонементах Московской филармонии: «Забавный профессор» и «Сказки с оркестром».

    Широкому кругу зрителей П. Любимцев известен, прежде сего, как блистательный рассказчик, автор и телеведущий популярных программ: «Путешествие натуралиста» (программа дважды удостоена премии «ТЭФИ»), «Старая афиша», «Городское путешествие», «Хочу знать», «Тайное становится явным». На основе передач были выпущены книги «Путешествия натуралиста» (в 2 томах) и «Москва с Павлом Любимцевым» (в 3 томах). П. Любимцевым также написаны «Очерки истории чтецкого искусства» и воспоминания «Путешествие по собственной жизни».

    П. Любимцев продолжает выступать на театральной сцене и снимается в кино. Среди последних по времени работ — роли в фильмах «Апофегей», «Черта», «Счастье — это...», «Оскольки хрустальной туфельки». Он играет в спектаклях «Мадемуазель Нитуш» Государственного академического театра имени Евг. Вахтангова (роль Директора Оперетты), «Вишневый сад» компании «LA’ Театр» (роль Симеонова-Пищика), «Принцесса цирка» Московского театра мюзикла (роль Пеликана).

    С 1991 года Павел Евгеньевич преподает в Щукинском училище на кафедре актерского мастерства (с 2005 — заведующий кафедрой, с 2007 — профессор). За эти годы он поставил многие дипломные спектакли. Он является режиссером-постановщиком спектаклей «Ночь ошибок» по О. Голдсмиту в Московском академическом театре Сатиры и «Ханума» А. Цагарели в Кабардинском Государственном драматическом театре имени А. Шогенцукова. Основатель и руководитель Театра-студии «Белый шар» (2014).

    Павел Любимцев – лауреат Всероссийских конкурсов артистов-чтецов имени Н. В. Гоголя и имени А. С. Пушкина. Заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист РФ, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры.