В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
10 июня 2016
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проезда
Абонемент №42:
Камерные вечера
Николай Луганский родился в 1972 году в Москве. Окончил Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс Татьяны Кестнер), затем консерваторию, где его наставниками были профессора Татьяна Николаева и Сергей Доренский. Далее продолжил образование в МГК как ассистент-стажер в классе профессора Сергея Доренского. С 1998 года начал в консерватории преподавательскую деятельность (в настоящее время профессор).
Лауреат VIII Международного конкурса имени И. С. Баха в Лейпциге (II премия, 1988), Всесоюзного конкурса имени С. В. Рахманинова в Москве (II премия, 1990), Международной летней академии университета Моцартеум (Зальцбург, 1992), Х Международного конкурса имени П. И. Чайковского (II премия, 1994; Iпремия не присуждена).
Выступает на лучших сценах Амстердама, Лондона, Парижа, Вены, Милана, Мюнхена, Мадрида, Лос-Анджелеса, Нью-Йорка, Токио и других музыкальных столиц мира. Участник фестивалей в Ла-Рок-д’Антероне, Кольмаре, Монпелье и Нанте (Франция), Руре и Шлезвиг-Гольштейне (Германия), Вербье и Гштааде (Швейцария), Зальцбурге и Графенегге (Австрия). Среди его партнеров по камерному ансамблю – Вадим Руденко, Вадим Репин, Леонидас Кавакос, Изабель Фауст, Алена Баева, Александр Рудин, Александр Князев, Миша Майский, Готье Капюсон, Анна Нетребко.
Сотрудничает с лучшими оркестрами мира; выступал более чем с 240 дирижерами, в числе которых Евгений Светланов, Геннадий Рождественский, Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Михаил Плетнёв, Владимир Спиваков, Александр Лазарев, Николай Алексеев, Лев Маркиз, Василий Синайский, Саулюс Сондецкис, Александр Дмитриев, Франс Брюгген, Курт Мазур, Риккардо Шайи, Кент Нагано, Владимир Ашкенази, Пааво Берглунд, Неэме Ярви, Чарльз Макеррас, Шарль Дютуа, Леонард Слаткин, Андрис Нелсонс, Владимир Юровский, Сакари Орамо, Марк Минковски, Джанандреа Нозеда, Андрей Борейко, Осмо Вянскя, Эса-Пекка Салонен. Музыкант активно гастролирует по России, а также в странах Европы, Японии, США, Сингапуре, Южной Корее.
Николай Луганский дает около ста концертов в год. В его репертуаре – более 50 фортепианных концертов, произведения разных эпох и стилей. Записи музыканта, вышедшие в России, Японии, Нидерландах и Франции, получили высокие оценки в прессе и множество призов. Среди них Международная премия имени Теренса Джадда, «Золотой камертон года» (трижды), ECHO Klassik (трижды), Chocdu Mondedela Music, Премия немецких критиков звукозаписи (Preis der Deutschen Schallplattenkritik), BBC Music Magazine Award (за запись сонат для скрипки и фортепиано Франка, Грига и Яначека с Вадимом Репиным). В июне 2015 года запись концертов Шопена с оркестром Sinfonia Varsovia под управлением Александра Ведерникова была удостоена Гран-при VIII Международного конкурса записей музыки Шопена. В 2020 году Николай Луганский записал для лейбла Harmonia Mundi два диска – с музыкой Франка и сонатами Бетховена. В 2022-м вышел еще один альбом бетховенских сонат, в 2023-м – запись Этюдов-картин Рахманинова, в 2024-м – диск, посвященный транскрипциям сцен из опер Вагнера.
Музыкант удостоен почетного звания «Народный артист России» (2013), Международной премии имени Сергея Рахманинова (2016) и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства «за вклад в развитие отечественной и мировой музыкальной культуры» (2019).
Леонидас Кавакос родился в 1967 году в Афинах. Обучался в Греческой консерватории у Стелиоса Кафантариса, совершенствовался у Джозефа Гингольда в Университете Индианы (Блумингтон, США) и у Ференца Радоша в Академии имени Ференца Листа (Будапешт). В 1985 году выиграл Международный конкурс имени Яна Сибелиуса в Хельсинки, в 1988 году – Наумбурговский конкурс в Нью-Йорке и Международный конкурс имени Никколо Паганини в Генуе, где был удостоен чести сыграть на знаменитой скрипке Il Cannone работы Гварнери «дель Джезу» (1743), принадлежавшей Паганини.
Выступает как солист и дирижер со многими известными оркестрами, часто совмещая на сцене оба творческих амплуа. Среди коллективов, с которыми сотрудничал Кавакос, – Венский филармонический и Венский симфонический оркестры, Королевский оркестр Консертгебау (Амстердам), Лондонский филармонический и Лондонский симфонический, Симфонический оркестр Баварского радио, Берлинский, Мюнхенский, Роттердамский, Нью-Йоркский, Израильский, Чешский филармонические, кёльнский Гюрцених-оркестр, Бамбергский симфонический, Будапештский фестивальный оркестр, оркестр Национальной академии Санта-Чечилия в Риме, Национальный симфонический оркестр Дании, Королевский филармонический оркестр Стокгольма, оркестры Итальянского и Финского радио, Романдской Швейцарии, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Симфонический оркестр Сингапура, оркестры Сан-Франциско, Бостона, Вашингтона, Кливленда, Хьюстона, Камерный оркестр Европы. В 2007–2009 годах Леонидас Кавакос руководил оркестром Camerata Salzburg.
Его партнерами по сцене были Марис Янсонс, Кристоф Эшенбах, Зубин Мета, Даниэле Гатти, Герберт Блумстедт, Джанандреа Нозеда, Пааво Ярви, Стефан Денев, Майкл Тилсон Томас, Алан Гилберт, Дэниел Хардинг, Андрис Нелсонс, Юрий Темирканов, Владимир Юровский и другие знаменитые дирижеры. Летом 2019 года Кавакос дирижировал Фестивальным камерным оркестром на фестивале в Вербье и Бостонским симфоническим оркестром на Тэнглвудском фестивале. В качестве «звезды» (Artiste Etoile) Люцернского фестиваля выступал с оркестрами под управлением Янника Незе-Сегена, Валерия Гергиева и Андреса Ороско-Эстрады, а также дал сольный концерт с Юйцзя Ван. Среди недавних ангажементов артиста – концерты с Йо-Йо Ма и Эмануэлем Аксом в Карнеги-холле, с Симфоническим оркестром Сингапура и Филармоническим оркестром Сеула в ходе гастролей по Азии, с Филармоническим оркестром Радио Франс под управлением Филиппа Херревеге и Филармоническим оркестром Люксембурга (дирижер – Густаво Химено).
После победы на конкурсе в Хельсинки скрипач записал концерт Сибелиуса в двух версиях – оригинальной 1903 года (первая запись в истории) и финальной 1905 года с Симфоническим оркестром Лахти под управлением Осмо Вянскя (Bis, диск удостоен премии «Концерт года» от журнала Gramophone, 1991). Позднее выпустил под различными лейблами скрипичные концерты Берга, Хиндемита, Шумана, сонаты Изаи, 24 каприса Паганини, сочинения Баха, Крейслера, Равеля, Франка, Форе, Сен-Санса, Энеску и Стравинского.
В 2012 году артист подписал эксклюзивный контракт с фирмой Decca Classics, и его дебютный релиз – полное собрание скрипичных сонат Бетховена с пианистом Энрико Паче – принес Кавакосу премию ECHO Klassik в категории «Инструменталист года» (2013) и номинацию на премию «Грэмми». С 2018 года Кавакос – эксклюзивный артист компании Sony Classical, с которой ранее выпустил записи концертов Мендельсона (премия ECHO Klassik, 2009) и Моцарта с Camerata Salzburg, а также все трио Брамса с Йо-Йо Ма и Эмануэлем Аксом. Два последних релиза приурочены к 250-летию со дня рождения Бетховена: в 2019 году вышел диск с записью скрипичного концерта и септета (с Симфоническим оркестром Баварского радио); в 2020 году – все сонаты для скрипки и фортепиано (с Энрико Паче).
Кавакос много работает с молодыми музыкантами, ежегодно проводит мастер-классы для скрипачей и камерных ансамблей в Афинах.
Удостоен премии «Артист года» от журнала Gramophone (2014) и высшей музыкальной награды Дании – Премии Леони Соннинг (2017). Играет на скрипке Willemotte работы Антонио Страдивари (1734), владеет коллекцией скрипок известных современных мастеров.
Готье Капюсон – один из наиболее харизматичных и востребованных виртуозов современности, которого называют «послом виолончели в XXI веке». Он родился в Шамбери в 1981 году. Обучался в Высшей национальной консерватории музыки и танца в Париже у Анни Коше-Закин и Филиппа Мюллера, совершенствовался у Генриха Шиффа в Вене.
Будучи артистом Молодежного оркестра Европейского союза и Молодежного оркестра имени Густава Малера (1997–1998), Готье Капюсон оттачивал свое мастерство под руководством выдающихся дирижеров: Бернарда Хайтинка, Кента Нагано, Пьера Булеза, Даниэле Гатти, Сейдзи Озавы и Клаудио Аббадо.
В 1999 году завоевал I премию Музыкальной академии имени Мориса Равеля в Сен-Жан-де-Люз, II премию на Международном конкурсе в Крайстчерче (Новая Зеландия) и I премию на конкурсе имени Андре Наваррá в Тулузе. В 2001 году был удостоен французской премии Victoires de la Musique в номинации «Открытие года». В 2004 году получил премию Фонда Борлетти – Буитони.
Виолончелист выступает с ведущими оркестрами мира под управлением таких прославленных дирижеров, как Герберт Блумстедт, Лионель Бренгье, Семен Бычков, Хью Вольф, Валерий Гергиев, Густаво Дудамель, Шарль Дютуа, Филипп Жордан, Мюнг Вун Чунг, Янник Незе-Сеген, Андрес Ороско-Эстрада, Василий Петренко, Леонард Слаткин, Владимир Федосеев, Манфред Хонек, Кристоф Эшенбах, Пааво Ярви, Владимир Спиваков.
Среди его партнеров по ансамблю – пианисты Марта Аргерих, Николас Ангелич, Даниэль Баренбойм, Франк Брале, Элен Гримо, Мишель Дальберто, Жером Дюкро, Лилия Зильберштейн, Катя и Мариэль Лабек, Олег Майзенберг, Габриэла Монтеро, Мюнг Вун Чунг, Михаил Плетнёв, Жан-Ив Тибоде, Даниил Трифонов, Ван Юйцзя; скрипачи Лиза Батиашвили, Максим Венгеров, Леонидас Кавакос, Рено Капюсон, Виктория Муллова, Вадим Репин, Николай Цнайдер, Жанин Янсен; альтисты Юрий Башмет, Жерар Коссе, Табеа Циммерман; флейтист Эммануэль Паю; кларнетист Поль Мейер; квартеты Эжена Изаи, «Артемис», «Эбен».
Виолончелист принимал участие в фестивалях в Дивоне, Ментоне, Сен-Дени, Ла-Рок-д'Антероне, Кольмаре, Страсбурге, Эдинбурге, Давосе, Люцерне, Вербье, Зальцбурге, Рейнгау, Берлине, Иерусалиме, Локенхаусе, Стрезе, Сполето, Сан-Себастьяне, Лугано (фестиваль Марты Аргерих), Mostly Mozart в Лондоне и многих других.
Готье Капюсон регулярно обращается к сочинениям композиторов-современников, неоднократно становился первым исполнителем новой музыки, в том числе написанной специально для него. Он сотрудничал с Кшиштофом Пендерецким, Анри Дютийё, Бруно Мантовани, Вольфгангом Римом, Йоргом Видманом, Каролем Беффа, Филиппом Манури, Лерой Ауэрбах, Эстебаном Бензекри, Николой Кампогранде, Чэнь Циганом, Брайсом Десснером, Жеромом Дюкро. Последний год отмечен работой над новыми сочинениями Мишеля Табачника (виолончельный концерт «Лето»), Дэнни Эльфмана и Тьерри Эскеша.
Готье Капюсон – эксклюзивный артист лейбла Erato (Warner Classics). Его дискография включает множество альбомов с концертными и камерными произведениями классико-романтического репертуара. Многие записи удостаивались премии ECHO Klassik и были отмечены как «выбор редактора» британского журнала Gramophone. В числе недавних выпусков – диск с сонатами Шопена и Франка (в дуэте с Ван Юйцзя) и альбом фортепианных трио Бетховена, записанный с Рено Капюсоном и Франком Брале. В ноябре 2020 года ожидается новый релиз музыканта – сборник миниатюр Emotions (Дебюсси, Дворжак, Чайковский, Шуберт, Сати, Пьяццолла и др.).
На DVD выпущены концерты Капюсона с Берлинским филармоническим оркестром под управлением Густаво Дудамеля; с Лизой Батиашвили и Дрезденской государственной капеллой под управлением Кристиана Тилемана; с Мартой Аргерих, Рено Капюсоном и Оркестром имени Симона Боливара под управлением Густаво Дудамеля на Зальцбургском фестивале.
В октябре 2014 года Готье Капюсон при поддержке Фонда Луи Виттона основал в Париже виолончельные мастер-курсы (Classe d’Excellence de Violoncelle). Он регулярно появляется в качестве гостя на телевидении и в Интернете в шоу Prodiges, Now Hear This и The Artist Academy. С осени 2019 года – приглашенный ведущий на французском Radio Classique.
В числе ангажементов сезона 2020/21 – выступления с Чешским филармоническим оркестром (дирижер Семен Бычков), Мюнхенским филармоническим (Валерий Гергиев), симфоническими оркестрами Чикаго (Осмо Вянскя), Парижа (Якуб Груша), берлинского Концертхауса (Пабло Эрас-Касадо), Оперы Ниццы (Лионель Бренгье), Филадельфийским оркестром и Национальным оркестром Лиона (Стефан Денёв), оркестрами Западногерманского радио (Кристиан Мачелару) и Северогерманского радио в Гамбурге (Алан Гилберт). Намечены европейские турне с Филармоническим оркестром Ла Скала под управлением Риккардо Шайи и Национальным филармоническим оркестром России под управлением Владимира Спивакова; концерты камерной музыки с Ван Юйцзя и кларнетистом Андреасом Оттензамером, Рено Капюсоном и Франком Брале, Жеромом Дюкро, Даниилом Трифоновым, Николаем Луганским, «Хаген-квартетом».
Готье Капюсон играет на виолончели работы Маттео Гоффриллера L'Ambassadeur (1701).