В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
4 декабря 2015
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проезда
Абонемент №22:
Симфонические шлягеры
Виктория Муллова — одна
из первых фигур современного скрипичного исполнительства в мире — окончила
Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, а затем Московскую
государственную консерваторию имени П. И. Чайковского. Ее
исключительный талант привлек к себе внимание музыкальной общественности после
того, как она одержала победу на Международном конкурсе имени Я. Сибелиуса
в Хельсинки (1980), а спустя два года завоевала первую премию и Золотую медаль
Международного конкурса имени П. И. Чайковского в Москве. В 1983 году
артистка покинула СССР. Виктория Муллова выступает с самыми известными
оркестрами и дирижерами, участвует в самых престижных международных фестивалях.
Ее творческие интересы охватывают самые разные стили и жанры — от сочинений
эпохи барокко и классицизма до самых новых музыкальных направлений и
современной экспериментальной музыки.
Ее интерес к аутентичному исполнительству на исторических инструментах привел к сотрудничеству с Оркестром Века Просвещения, итальянским камерным оркестром IlGiardinoArmonico, Венецианским барочным оркестром и британским камерным Революционно-романтическим оркестром. Одной из центральных композиторских фигур в ее творчестве стал И. С. Бах, сочинения которого составляют значительную часть дискографии исполнительницы. Ее интерпретации произведений Баха завоевали всемирную известность. «Слушать, как Муллова играет Баха — это просто одно из величайших потрясений, которые вы можете испытать», — написал музыкальный обозреватель theGuardian Тим Эшли. Ее последний диск с концертами Баха, записанный с итальянским оркестром «Византийская академия» и дирижером Оттавио Дантоне, был высоко оценен критиками. Записи сонат и партит Баха для скрипки соло представляют важную веху в творческой биографии скрипачки, — они получили высшие оценки во всем мире, после чего последовала международная серия выступлений с концертами из произведений Баха для скрипки соло, растянувшаяся на несколько сезонов.
Увлечение скрипачки различными направлениями современной музыки началось в 2000 году с выходом альбома Through the Looking Glass («Через зеркало»), в котором Муллова исполнила этническую, джазовую и популярную музыку в специально созданных для нее аранжировках британского виолончелиста Мэттью Барли. Эту линию творчества продолжил второй альбом ThePeasantGirl («Крестьянская девчонка»), программу которого Виктория Муллова представила в мировом турне совместно с ансамблем Мэттью Барли. Эта работа показала совершенно особую грань личности скрипачки, — здесь она обратилась к своим крестьянским украинским корням, исследуя влияние цыганской музыки на классику и джаз в XX веке. Последний проект Виктории Мулловой в области неклассической музыки получил название «Страдивари в Рио». Он был вдохновлен любовью к классике бразильской популярной музыки — песням таких композиторов, как Антониу Карлос Жобим, Каэтану Велоз и Клаудио Нуччи. Одноименный диск был с энтузиазмом принят меломанами, а в настоящее время Виктория Муллова представляет его программу в рамках европейских концертов. Также она выступает с собственными проектами, в которых исполняет произведения, созданные по ее заказу композиторами Фрейзером Трейнером, Томасом Лархером и Даи Фудзикура.
Концертные проекты Виктории Мулловой были представлены на самых престижных площадках, в их числе — лондонский Саутбэнк-центр, венский Концертхаус, Аудитория Лувра, музыкальные фестивали в Бремене и Хельсинки. В сезоне 2014/15 Виктория Муллова была ArtistinResidence (приглашенная артистка) в Лилле. Среди основных событий прошедшего сезона — концерты с Оркестром Халле, оркестром «Филармония», Камерным оркестром Европы, Национальным оркестром Франции, гастроли с Оркестром Века Просвещения в Нью-Йорке и Великобритании, а также выступления в дуэте с пианисткой Катей Лабек в Европе и Южной Америке.
В обширную дискографию Виктории Мулловой входят диски, выпущенные на лейблах Philips Classics и Onyx Classics. Многие из них были удостоены престижных международных наград. Альбом с концертами Вивальди совместно с ансамблем Il Giardino Armonico под управлением Джованни Антонини был удостоен премии Diapason D’Or за 2005 год, а диск с сонатами Бетховена, записанный совместно с пианистом Кристианом Безуиденхутом, стал лидером мировых экспертных рейтингов. В числе других записей исполнительницы — Октет Шуберта с ансамблем Виктории Мулловой, диск Recital («Сольный концерт») с Катей Лабек, сонаты Баха с Оттавио Дантоне, а также сонаты и партиты Баха для скрипки соло.
Виктория Муллова играет на скрипке Страдивари «Жюль Фальк» 1723 года, а также на инструменте работы Гваданини.
Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом.
Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошел в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижеров. Первым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вэна Клайберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.
Кирилл Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998).
За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижерский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Даниил Шафран, Яков Флиер, Николай Петров, Мстислав Ростропович, Владимир Крайнев, Маурицио Поллини, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман и многие другие. Оркестр записал более 350 пластинок и CD, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор.
Новый этап в истории оркестра Московской филармонии начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни, часто выступает в городах России (за последние десять лет они дали концерты в более чем 40 городах), успешно гастролирует в Великобритании, Германии, Испании, Японии, Гонконге, Китае, Корее.
В последние десятилетия с оркестром выступали выдающиеся музыканты современности: Марк-Андре Амлен, Валерий Афанасьев, Юрий Башмет, Борис Березовский, Юйцзя Ван, Максим Венгеров, Штефан Владар, Хибла Герзмава, Давид Герингас, Барри Дуглас, Лилия Зильберштейн, Суми Чо, Лора Клейкомб, Александр Князев, Сергей Крылов, Джон Лилл,
Николай Луганский, Константин Лифшиц, Олег Майзенберг, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Виктория Муллова, Даниэль Поллак, Вадим Репин, Сергей Ролдугин, Дмитрий Ситковецкий, Виктор Третьяков; дирижеры Лучано Акочелла, Семен Бычков, Александр Ведерников, Михаэль Гюттлер, Александр Дмитриев, Марко Замбелли, Томас Зандерлинг, Александр Лазарев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Бенжамин Пьоннье, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Саулюс Сондецкис, Антонино Фольяни, Марис Янсонс и многие другие.
Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» коллектив сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов. Оркестр – неизменный участник международных и Всероссийских мастер-курсов для молодых дирижеров Юрия Симонова, организованных Московской филармонией.
Деятельность маэстро Симонова и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звезд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Валерий Баринов, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Ирина Пегова, Юлия Пересильд, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Григорий Сиятвинда, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Евгений Стычкин, Виктория Толстоганова, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер и оркестр».
В последние годы коллектив представил ряд московских, российских и мировых премьер. Прозвучали сочинения Андрея Эшпая, Бориса Тищенко, Кшиштофа Пендерецкого, Филипа Гласса, Александра Чайковского, Сергея Слонимского, Валентина Сильвестрова, Эдуарда Артемьева, Геннадия Гладкова, Софии Губайдулиной, Алексея Рыбникова, Ефрема Подгайца, Кузьмы Бодрова и других композиторов.
Дмитрий Ситковецкий – всемирно известный скрипач, дирижер, телеведущий. Родился в 1954 году в Баку в семье прославленных музыкантов – скрипача Юлиана Ситковецкого и пианистки Бэллы Давидович. Обучался в ЦМШ при Московской консерватории у Юрия Янкелевича и Майи Глезаровой. В 1966 году стал победителем первого юношеского конкурса «Концертино Прага».<<ut>>
С 1972 года Ситковецкий учился в Московской консерватории (класс профессора Игоря Безродного). В 1977 году эмигрировал в США, где окончил Джульярдскую школу в Нью-Йорке (класс Ивана Галамяна) и начал сольную карьеру. В 1979 году выиграл конкурс скрипачей имени Фрица Крейслера в Вене. Выступал с крупнейшими коллективами мира, среди которых Берлинский филармонический, Чикагский, Лос-Анджелесский, Венский и Лондонский симфонические оркестры, Королевский оркестр Консертгебау (Амстердам), лондонский оркестр «Филармония» и многие другие, под управлением таких дирижеров, как Клаудио Аббадо, Марис Янсонс, Мстислав Ростропович, Курт Мазур, Риккардо Шайи, Семён Бычков, Юрий Аронович, Дмитрий Китаенко, Юрий Темирканов, Эри Клас, Владимир Ашкенази, Пааво Берглунд, Евгений Светланов, Иегуди Менухин, Колин Дэвис, Нэвилл Марринер.
В репертуаре скрипача – музыка четырех столетий: все сольные сонаты и партиты Баха, все сонаты Брамса, Грига, концерты Моцарта, Прокофьева, Шостаковича, произведения современных композиторов. В обширной дискографии Ситковецкого – концерты Бетховена, Мендельсона, Чайковского, Сибелиуса, Прокофьева, Бартока, Шостаковича, Дютийе, а также ряд камерных программ, записанных в дуэте с Бэллой Давидович.
Ситковецкий был художественным руководителем фестивалей в Сиэтле, Вашингтоне, Баку, Умео (Швеция), Тоскане (Италия), Корсхольме и других городах Финляндии. Более 30 лет занимается дирижированием. В 1990 году основал камерный оркестр New European Strings («Новые европейские струнные»), объединив ведущих европейских оркестрантов и ансамблистов для гастрольных туров, выступлений на фестивалях и звукозаписей. В 2003–2006 гг. NES был ансамблем-резидентом «Фестиваля Солнца» (Festival del Sole) в Тоскане.
В 1996–2001 гг. Ситковецкий был главным дирижером Национального оркестра Северной Ирландии в Белфасте. С 2003 года – художественный руководитель Симфонического оркестра Гринсборо (США), с которым выступают Пинхас Цукерман, Ефим Бронфман, Эммануэль Акс, Гаррик Олссон, Линн Харрелл и другие всемирно известные солисты. С 2004 года в Гринсборо проходит серия концертов «Ситковецкий и друзья». В сезоне 2019/20 среди ее участников – Барри Дуглас, Хайме Ларедо, Шерон Робинсон, Андрес Диас, Лукас Генюшас, солисты оркестра Гринсборо.
Как приглашенный дирижер Ситковецкий сотрудничает с оркестрами Московской филармонии, Сан-Франциско, Миннесоты, Северогерманского радио в Ганновере, Лондонским филармоническим и Королевским филармоническим оркестрами, Токио Метрополитен, Китайским филармоническим и Шанхайским симфоническим, Ensemble Orchestral de Paris, «Виртуозами Москвы», особенно тесно – с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова и Симфоническим оркестром Кастилии и Леона (Испания).
Имя Дмитрия Ситковецкого также связано с искусством транскрипции. Ему принадлежат обработки более 50 сочинений Гайдна, Бетховена, Брамса, Бартока, Чайковского, Шостаковича, Стравинского, Шнитке. Его версия «Гольдберг-вариаций» Баха для струнного трио признана во всем мире, неоднократно записывалась и входит в репертуар выдающихся исполнителей. В декабре 2015 года в нью-йоркском Карнеги-холле состоялась мировая премьера его транскрипции для скрипки с оркестром музыки балета «Поцелуй феи» Стравинского (солист Августин Хаделих и Камерный оркестр Orpheus, по заказу которого сделано переложение). Событием стала мировая премьера транскрипции фантазии «Наварра» Сарасате, сделанной Ситковецким к 25-летию фестиваля в Вербье по его заказу. Ее исполнил звездный состав солистов: Пинхас Цукерман, Леонидас Кавакос, Максим Венгеров, Вадим Репин, Лиза Батиашвили, Табеа Циммерман, Миша Майский и сам Ситковецкий. Это уникальное событие транслировалось на весь мир по каналу Medici.TV.
В 2014 году музыкант записал 11 выпусков авторской программы «В гостях с Дмитрием Ситковецким» для телеканала «Культура». Его собеседниками стали Бэлла Давидович, Марк Тайманов, Нэвилл Марринер, Евгений Кисин, Миша Майский, Барбара Хендрикс, Леонидас Кавакос, Антонио Паппано, Гари Граффман, Александр Антоненко, Ефим Бронфман. В 2016 году эти программы транслировались на канале Medici.tv. В 2017 году беседы были опубликованы в книге «Дмитрий Ситковецкий. Диалоги», вышедшей в издательстве «Музыка».
Дмитрий Ситковецкий сотрудничает с организацией Sphinx, которая занимается поддержкой различных видов искусства и молодых исполнителей. С 2018 года Ситковецкий – член жюри национального конкурса Sphinx в США.
Среди главных событий 2019 года – турне по городам Сибири в рамках Транссибирского Арт-Фестиваля (Новосибирск, Красноярск, Тюмень) и выход CD «Посвящение Крейслеру и Рахманинову» на фирме «Мелодия» (сочинения Бетховена, Грига, Крейслера, Шуберта в дуэте с пианистом Лукасом Генюшасом). В числе ангажементов сезона 2019/20 – выступления с симфоническими оркестрами Гринсборо, Шлезвиг-Гольштейна, Тосканы, Люцерна, «Ирландской камератой». В марте 2020 года маэстро будет дирижировать Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова на концерте-открытии XV фестиваля «Виртуозы гитары».