Закрыть

Уважаемые слушатели! В продаже билеты
на Фестиваль новогодних каникул «Ёлка»

    Кристоф Виллибальд Глюк.
    «Орфей и Эвридика»,
    опера в концертном исполнении

    22 мая 2014, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    Московский камерный оркестр
    Musica Viva
    Дирижер – Уильям Лейси (Великобритания)
    Колин Ли (тенор, Великобритания)
    Дебора Йорк (сопрано, Великобритания)
    Софи Юнкер (сопрано, Бельгия)
    Вокальный ансамбль «Интрада»
    В программе:
    Глюк
    (к 300-летию со дня рождения)
    «Орфей и Эвридика» (Парижская версия 1774 года) – опера в концертном исполнении


    12+

    Абонемент №1:

    Оперные шедевры

    Кристоф Виллибальд Глюк

    Творчество великого оперного реформатора Кристофа Виллибальда Глюка, чьё 300-летие со дня рождения отмечается нынче во всём мире, находится на грани эпох барокко и классицизма. Будучи великолепным мелодистом, композитор мог бы снискать себе славу в традиционных музыкальных формах, но природная любознательность и желание не останавливаться на достигнутом побудили его к поискам новых художественных форм и, в конце концов, привели к сознательному реформированию оперного искусства. Ещё в годы обучения на философском факультете Пражского университета, Глюк брал уроки у композитора Богуслава Черногорского, пел в церковном хоре, выступал в ансамблях бродячих музыкантов, играя на скрипке и виолончели и знакомясь с чешской народной музыкой. В дальнейшем, где бы Глюк ни был, он стремится открыть для себя что-то новое, чтобы затем воплотить в своём творчестве. Он насыщает жанр итальянской оперы-сериа, превратившейся на тот момент в застывший «концерт в костюмах», состоящий из виртуозных арий, динамизмом французской комической оперы, простыми и выразительными интонациями английской и немецкой песни.

    Вместе с операми «Орфей и Эвридика» (1762, и, особенно, её переработанной парижской версией 1774 года), а также «Альцестой» (1767) рождается новый тип глюковской оперной эстетики. Её главная мысль – подчинение всех музыкальных средств драматическому действию, синтез музыки и драмы. «Я ставил себе цель избежать тех излишеств, которые с давних пор были введены в итальянскую оперу благодаря недомыслию и тщеславию певцов и чрезмерной угодливости композиторов, которые превратили её из самого пышного и прекрасного зрелища в самое скучное и смешное, – пишет композитор. – Я хотел свести музыку к её истинному назначению – сопутствовать поэзии».

    К. В. Глюк прожил насыщенную творческую жизнь: дирижёр и композитор венского двора, кавалер папского ордена «Золотой шпоры» (с тех пор за ним закрепилось звание «Кавалер Глюк»), учитель и любимый композитор Марии Антуанетты. После его реформы стало невозможным писать оперы «для солистов». Принципы Глюка воплотили в своём творчестве Саккини и Сальери, глюковской драматургией восхищался Глинка, Берлиоз отдал дань маэстро в своей дилогии «Троянцы», идею синтеза музыки и драмы по-своему воплотил Вагнер.