В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
17 ноября 2015
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаПри поддержке Министерства культуры Российской Федерации | ||
При финансовой поддержке Министерства культуры и национального достояния Республики Польши |
Абонемент №5:
Европа музыкальная.
Лучшие оркестры Польши
Оркестр Sinfonia Varsovia был организован в 1984 году на базе Польского камерного оркестра. Основателем коллектива выступил Францишек Выбраньчик (1934-2006), занявший пост директора оркестра. Главным приглашенным дирижером стал легендарный скрипач и дирижер Иегуди Менухин.
Вскоре после возникновения оркестр Sinfonia Varsovia был приглашен выступить с концертами с США и Канаде, за этим последовали ангажементы из Германии, Франции, Италии, Испании, Австрии, Финляндии, Португалии, Бельгии, Нидерландов, Великобритании, Швейцарии, Греции. Позднее коллектив также выступал в Аргентине, Бразилии, Чили, Гонконге, Японии, Корее, на Тайване.
Оркестр Sinfonia Varsovia играл на сценах наиболее знаменитых концертных залов мира, включая Карнеги-холл в Нью-Йорке, Театр Елисейских полей в Париже, Барбикан-центр в Лондоне, Музикферайн в Вене, Театр Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холл в Токио и Геркулес-холл в Мюнхене, а также на знаменитых фестивалях: в Зальцбурге, Гштаде (фестиваль Иегуди Менухина), в Экс-ан-Провансе, Монтрё, Ла Рок д’Антероне, Шлезвиг-Гольштейне, на фестивале Пабло Казальса, фестивалях в Вюрцбурге, Франкфурте-на-Майне (в Альте Опер), на фестивале Бетховена в Бонне, фестивале Балтийского моря в Стокгольме и многих других.
Фестиваль La Folle Journée ежегодно приглашает оркестр для участия в своих программах. Каждый год фестиваль выбирает новую тему и перемещается в новый город. За последние годы форум побывал в Нанте, Бильбао, Токио и Рио-де-Жанейро. В июне 2010 года оркестр Sinfonia Varsovia участвовал в организации фестиваля La Folle Journée в Варшаве – под названием Chopin Open, – в котором приняли участие музыканты из 15 стран мира.
Репертуар оркестра исключительно велик – от произведений XVIII века до сочинений современных композиторов. Коллектив осуществил польские и мировые премьеры сочинений Дж.Адамса, В.Лютославского, П.Мыкетына, Кш.Пендерецкого, М.Пташиньской, П.Шиманьского и многих других авторов.
Оркестр Sinfonia Varsovia сотрудничал со многими выдающимися дирижерами, среди которых: К.Аббадо, Г.Альбрехт, Ш.Шютуа, Р.Фрюбек де Бургос, В.Гергиев, Х.Граф, Л.Хагер, Я.Каспшик, К.Корд, Я.Кренц, Э.Кривин, В.Лютославский, П.МакКриш, Е.Максимюк, И.Менухин, М.Минковски, Г.Новак, Кш.Пендерецкий, М.Плассон, М.Ростропович, Ф.Шмидт-Гертенбах, Е.Семков, Г.Тчитчинадзе, К.Уоррен-Грин, А.Вит и Б.Вит. Аккомпанировал таким знаменитым солистам, как С.Аккардо, П.Андершевский, М.Андре, М.Аргерих, Ю.Башмет, Б.Березовский, Т.Берганца, Р.Блехач, А.Брендель, Х.Каррерас, С.Чанг, Х.Кура, П.Доминго, А.Дюме, Н.Фрейре, сэр Дж.Голуэй, С.Граф, Ф.Цонг, Ш.Кам, К.Те Канава, Н.Кеннеди, Г.Кремер, А. де Ларроча, Е.Леонская, К.Людвиг, Р.Лупу, А.Майер, М.Майский, И.Менухин, Ш.Минц, О.Мустонен, А.-С.Муттер, П.Палечный, О.Пасечник, М.Перайя, М.Ж.Пиреш, И.Погорелич, Ж.-П.Рампаль, В.Репин, К.Риччарелли, М.Ростропович, Г.Шифф, Г.Шелли, Г.Шеринг, М.Венгеров, А.Фолленвайдер, К.Захариас, Ф.П.Циммерман, Т.Циммерман и Г.Жислин. Sinfonia Varsovia часто выступает на главных музыкальных мероприятиях Польши, в том числе на фестивале «Шопен и его Европа», Пасхальном фестивале имени Бетховена, фестивалях «Вроцлавские кантаты», «Варшавская осень», Польского радио, фестивале Витольда Лютославского Chain.
В 2001 году Францишек Выбраньчик, являвшийся продолжительное время директором оркестра, инициировал уникальный проект – фестиваль «Sinfonia Varsovia – своему городу». Цель фестиваля – продемонстрировать величайшие творения музыкальной литературы, которые звучат в исполнении оркестра Sinfonia Varsovia и знаменитых дирижеров и солистов. Доступный всем категориям публики, фестиваль приобрел репутацию любимого форума варшавских меломанов.
Каждый год в конце лета оркестр также дает бесплатные концерты на множестве площадок польской столицы. Эти концерты проходят в общественных центрах, церквях и на открытом воздухе под управлением выдающихся польских дирижеров, включая Е.Максимюка, Я.Каспшика, Я.Кренца и Кш.Пендерецкого, а также представителей молодого поколения артистов, среди которых В.Родек, Л.Борович и М.Дворзиньский.
В 2010 году оркестр Sinfonia Varsovia посвятил большую часть времени выступлениям, связанным с празднованием 200-летия Ф.Шопена. Оркестр представил 361 связанный с Шопеном проект в Польше и других странах мира, охватив аудиторию в 140 тысяч слушателей.
Оркестр уделяет большое время продвижению наиболее талантливых молодых музыкантов Польши: выступал с дирижерами И.Совиньской, В.Родеком и Кш.Урбаньским, скрипачами А.Шимчевской, Я.Яковичем, М.Патырой, А.Бухолц и А.Гутовской, певицами И.Соботкой и А.Кужак, пианистами Б.Билиньской и Я.Лисецким.
Дискография оркестра составляет более 200 альбомов, записанных на знаменитых международных лейблах: Decca, Denon Nippon Columbia, Deutsche Grammophon, EMI, Naxos, Sony, Virgin Classics, а также на польских лейблах, включая BeArTon, CD Accord, DUX, Polskie Nagrania и Polskie Radio. Многие из этих записей были удостоены престижных наград, включая Diapason d’Or, Diapason Découverte, Grand Prix du Disque, Echo Klassik и Fryderyk. Среди наиболее знаменитых записей оркестра: «Польская симфоническая музыка XIX века», сочинения Баха и Генделя, записанные с немецким гобоистом-виртуозом А.Майером, «Марта Аргерих – концерт в Большом театре в Варшаве», «Генрик Гурецкий. Симфония № 3», «Фортепианные концерты Моцарта» с пианистом П.Андершевским, диск с сочинениями К.Шимановского под управлением Е.Максимюка и «Романтический кларнет» с кларнетисткой Ш.Кам. Диск «Польский дух» расценивается как один из наиболее успешных дисков коллектива в деле популяризации польской музыки (скрипичные концерты М.Карловича и Э.Млынарского, дирижер Н.Кеннеди). Дискография оркестра также включает ряд записей, выполненных с И.Менухиным в качестве дирижера. Среди них симфонии Бетховена и Шуберта, записанные в 1996 году на IMG Records в ознаменование 80-летнего юбилея маэстро. Коллектив также сделал множество записей на радио и телевидении.
В ознаменование 25-й годовщины со дня основания (2009) оркестр был удостоен награды «За выдающиеся заслуги перед городом Варшавой».
С 2003 года художественным руководителем коллектива является знаменитый польский композитор и дирижер Кшиштоф Пендерецкий (с 1997 года он являлся музыкальным директором оркестра). Оркестр исполняет многие сочинения композитора, как в Польше, так и за рубежом. Кшиштоф Пендерецкий сделал множество записей с оркестром, включая альбом, целиком состоящий из его сочинений. В июне 2008 года пост музыкального директора оркестра занял знаменитый французский дирижер Марк Минковский.
Выдающийся музыкант современности, давно уже ставший классиком — композитор, дирижер, педагог, общественный деятель — Кшиштоф Пендерецкий родился 23 ноября 1933 года в г. Дембице, недалеко от Кракова. К занятиям музыкой его привлек отец — юрист и скрипач-любитель, страстный меломан. В 18 лет будущий композитор поступил в Ягеллонский университет, где изучал философию, историю искусств и историю литературы. Одновременно занимался по классам скрипки и теории музыки в Государственной высшей школе музыки (консерватории) в Кракове. С 1954 года обучался там же композиции. В 1958 году, окончив курс, был приглашен в консерваторию на должность профессора.
В 1959 году 25-летний Пендерецкий получил главный приз на Втором конкурсе молодых польских композиторов в Варшаве, проводимом Союзом композиторов Польши. Годом позже пресса приветствовала и высоко оценила его пьесу Anaklasis для 42 струнных инструментов и ударных. Вслед за этим последовал ряд сочинений, получивших признание и удостоенных таких престижных наград, как Приз ЮНЕСКО, Гран-при земли Северный Рейн-Вестфалия (ФРГ) и Приз Италии за «Страсти по Луке».
С 1966 по 1968 год Пендерецкий преподавал в Фольквангской высшей школе искусств в Эссене (Германия), где начал работать над своей первой оперой «Дьяволы из Лудена» по мотивам одноименного романа Олдоса Хаксли. Премьера оперы состоялась в Гамбурге в 1969 году, после чего ее с успехом ставили в оперных театрах всего мира. В последующие годы Пендерецкий создал еще три оперы: «Потерянный рай» по мотивам поэмы Джона Милтона (1978), «Черная маска» по мотивам драмы Герхарда Гауптмана (1986) и «Король Убю» по мотивам драмы Альфреда Жарри (1991).
С 1972 по 1987 год композитор был ректором Краковской государственной высшей школы музыки. В 1973-1978 годах — профессор Йельского университета в Нью-Хэйвене.
Начиная с 1970-х годов, К. Пендерецкий много гастролирует как дирижер и завоевал репутацию одного из выдающихся маэстро современности.
В 1968 году Кшиштоф Пендерецкий получил стипендию DAAD (Германская служба академических обменов), в 1970-м был награжден премией Союза композиторов Польши. В последующие десятилетия композитор был удостоен бессчетного числа премий, званий и наград. Среди них: Национальная премия Польши, премия Артюра Онеггера, премия Сибелиуса от Фонда Вихури, премия Вольфа (Израиль), приз Гравемайера (от Университета Луисвилла) в области музыкальной композиции, музыкальная премия г. Дуйсбурга, премия Cannes Classical Award «Композитору года» (2000), приз Принца Астурийского в области искусств (2001), приз Романо Гуардини от Католической академии Баварии (2002), Императорская премия от Японской художественной ассоциации (2004), приз Международного музыкального совета ЮНЕСКО.
Кшиштоф Пендерецкий — командор Большого креста Ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия», офицер ордена «За заслуги перед Итальянской республикой», кавалер почетного знака «За науку и искусство» (Австрия), «Ордена культурных заслуг» Княжества Монако, Большого креста Мальтийского ордена, государственных наград Польши, Латвии, Литвы, Эстонии, Армении.
В 1995 и 1996 годах он был удостоен премии Primetime Emmy Лос-Анджелесской академии телевизионных искусств и наук.
Пендерецкий занимает почетные должности во многих научных и учебных заведениях США, Испании, Италии, Швеции, Швейцарии, Великобритании, Германии, Австрии, Литвы, Латвии, Армении, Кореи, Китая, Гонконга, Аргентины и многих других стран.
В 2003 году Кшиштоф Пендерецкий был избран почетным профессором Санкт-Петербургского университета. Он является почетным профессором Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.
С годами творческая активность композитора ничуть не ослабевает. В числе сочинений, написанных уже в новом веке — Кончерто гроссо для трех виолончелей и оркестра (2001), Фортепианный концерт (2002), 8-я симфония «Песни мимолетности» (2007), Концерт для валторны и оркестра «Зимний путь», Струнный квартет № 3 и «Три китайские песни» для баритона и оркестра (2008), «Кадиш» для солистов, смешанного хора и оркестра (2009), вокальный цикл «Повеяло на меня море снов» для сопрано, меццо-сопрано, баритона, смешанного хора и оркестра (2010).
Недавние премьеры сочинений Пендерецкого: Двойной концерт для скрипки и альта с оркестром (22 октября 2012 года, Музикферайн, Вена, солисты Жанин Янсен и Юлиан Рахлин), Missa Brevis (написана по заказу Баховского Архива в Лейпциге и впервые исполнена 6 января 2013 года хором церкви Св. Фомы), опера «Дьяволы из Лудена» в новой редакции (12 февраля 2013 года в Копенгагене), La Follia для скрипки соло, написанная специально для Анне-Софи Муттер (премьера в нью-йоркском Карнеги-холле 13 декабря 2013 года).
Кшиштоф Пендерецкий по-прежнему активно выступает как дирижер. Он часто гастролирует в России (декабрь 2006 — Ростов-на-Дону; октябрь 2010 — Ярославль, Новосибирск, Екатеринбург; июнь 2011 — выступление с оркестром Sinfonia Varsovia на VI Фестивале симфонических оркестров мира и концерт с оркестром «Концерто Будапешт» в Государственном Кремлевском дворце; февраль 2013 — концерт в Санкт-Петербурге с Заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии; январь 2014 — Москва, с Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского).
В 2011 году композитор был членом жюри XIV Международного конкурса имени П. И. Чайковского (по специальности «виолончель») и написал для конкурса обязательное произведение Violoncello totale для виолончели соло.
В декабре 2012 года в усадьбе Люславице, знаменитой еще со времен Ренессанса, которую композитор купил в 1970-х годах и отреставрировал за свой счет, был открыт Европейский центр музыки Кшиштофа Пендерецкого. Цель Центра — помочь наиболее талантливым молодым музыкантам всего мира достичь артистических высот. «Это мой памятник для будущего», — говорит Пендерецкий.
В 2013 году Кшиштоф Пендерецкий отметил 80-летие. С юбилеем его поздравили королева Великобритании, король Испании, король Бельгии, король Нидерландов, принц Монако, канцлер Германии, президенты Польши, Финляндии, Франции, Бразилии, Хорватии, Армении, лидеры многих других стран.
По случаю юбилея в течение всего 2013 года проходили концерты из произведений композитора: в Санкт-Петербурге, Вроцлаве, Вильнюсе, Львове, Кракове, Кошице, Берлине, Бонне, Ганновере, Будапеште, Минске, Праге, Нью-Йорке, Бостоне, Сеуле, Каракасе, Ереване; на фестивалях в Кухмо (Финляндия), Пабло Казальса в Прадесе (Испания), Шлезвиг-Гольштейне (Германия), Охриде (Македония), Мальборо (США), Эмилия-Романье (Италия), Пекине, Йельском университете…
С 17 по 23 ноября 2013 года в Варшаве прошел юбилейный фестиваль музыки Пендерецкого. В нем приняли участие дирижеры В. Гергиев, Л. Маазель, Ш. Дютуа, Л. Фостер, Р. Пайяре, Х. Лопес-Кобос, М. Яновский, Лонг Ю, Л. Слаткин, А. Либрих, Е. Максимюк, Я. Каспшик, К. Урбанский, Г. Хмура; солисты — пианист Б. Дуглас, скрипачи А.-С. Муттер, Ю. Рахлин, Ф. Миюра, альтист Ю. Башмет, виолончелисты Д. Ишизака, К. Бохоркез-Вальдес, А. Норас, И. Монигетти, Д. Мюллер-Шотт, Шанхайский струнный квартет и многие другие выдающиеся исполнители современности.
На фестивале был представлен широчайший спектр творчества Пендерецкого. В 10 концертах фестиваля было исполнено 37 сочинений композитора: от самых ранних (начала 1950-х годов) до созданных в юбилейном 2013 году. Завершился фестиваль исполнением кантаты Credo для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и оркестра (дирижер В. Гергиев).
В феврале 2014 года Пендерецкий дирижировал серией исполнений «Польского реквиема» с Израильским филармоническим оркестром. В марте того же года он был композитором-резидентом Кёртис-института в Филадельфии.
9 ноября 2014 года в Брюсселе, в рамках концерта «Тысяча голосов за мир», впервые прозвучало новое сочинение Пендерецкого Dies Illa для сопрано, меццо-сопрано, баса, смешанного хора и оркестра, написанное к 100-летию начала Первой мировой войны. 3 и 4 мая 2015 года в Саарбрюккене состоялась премьера Концерта для трубы с оркестром, посвященного венгерскому виртуозу Габору Больдоцки.
Никита Борисоглебский родился в 1985 году в Волгодонске. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и ассистентуру-стажировку МГК (класс профессора Эдуарда Грача и доцента Татьяны Беркуль), затем совершенствовался под руководством Огюстена Дюмэ в Брюсселе и Анны Чумаченко в Кронберге. Участвовал в мастер-классах Шломо Минца и Иды Гендель в рамках международного скрипичного семинара Keshet Eilon в Израиле.
Победитель и лауреат многих международных состязаний, среди которых конкурсы имени Абрама Ямпольского в Пензе (2002, III премия), в Клостер-Шёнтале (2003, I премия), имени Йозефа Иоахима в Ганновере (2006, I премия), имени Давида Ойстраха в Москве (2007, I премия), имени П. И. Чайковского в Москве (2007, II премия и пять спецпризов), имени королевы Елизаветы в Брюсселе (2009, V премия). В 2010 году музыкант завоевал первые премии на конкурсах имени Фрица Крейслера в Вене и имени Яна Сибелиуса в Хельсинки, III премию на конкурсе в Монреале, в 2013-м стал обладателем Гран-при конкурса Monte Carlo Violin Masters в Монако.
Удостоен ряда наград различных фондов и Правительства России, в 2009 году отмечен наградой «Скрипач года» Международного фонда Майи Плисецкой и Родиона Щедрина (США), в 2011 году – премией Virtuoso итальянской Академии струнных инструментов и Общества Антонио Страдивари (Кремона), медалью Яна Сибелиуса от Фонда Сибелиуса в Финляндии.
Гастролирует по России, в странах Европы, Азии и СНГ; сотрудничал с известными оркестрами и выдающимися дирижерами, в числе которых Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Кшиштоф Пендерецкий, Юрий Симонов, Сакари Орамо, Давид Афкам, Ханну Линту, Василий Синайский, Лионель Бренгье, Дмитрий Лисс, Окко Каму, Юн Стургордс, Михаил Юровский, Клаус Мякеля, Дима Слободенюк и другие.
В числе партнеров скрипача по ансамблю были Родион Щедрин, Наталия Гутман, Юрий Башмет, Андраш Шифф, Борис Березовский, Александр Князев, Огюстен Дюмэ, Давид Герингас, Ловро Погорелич, Вадим Репин, Александр Рудин, Николай Луганский, Денис Кожухин, Максим Рысанов, Мао Фудзита. С 2017 года выступает в составе квартета «Атриум» (первая скрипка).
Принимал участие в фестивалях в Зальцбурге, Рейнгау, Дубровнике, «Декабрьских вечерах Святослава Рихтера», Бетховенском фестивале в Бонне, фестивалях «Звезды белых ночей» и «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, фестивале Олега Кагана в Кройте, Il Violino Magico в Италии, Crescendo Дениса Мацуева, Vivacello Бориса Андрианова, La Folle Journee в Нанте, Токио и Екатеринбурге, в Турку, камерной музыки в Кухмо и многих других.
Особое внимание уделяет музыке современных авторов и композиторов ХХ века; первый исполнитель ряда сочинений Родиона Щедрина, Александра Чайковского, Кузьмы Бодрова.
В 2018 году на лейбле Profil (Германия) вышла антология сочинений Николая Метнера для скрипки и фортепиано в исполнении Никиты Борисоглебского и Екатерины Державиной, высоко оцененная международной критикой. В 2022 году на фирме «Мелодия» вышел записанный с участием Борисоглебского альбом камерной музыки Прокофьева и Вайнберга. В числе последних релизов – запись недавно найденного Скрипичного концерта Изаи с Королевским филармоническим оркестром Льежа под управлением Жан-Жака Канторова, вошедшая в альбом A Tribute to Ysaÿe, удостоенный французской премии Diapason d’Or.
В сезоне 2023/24 Никита Борисоглебский продолжил сотрудничать с венским Концертхаусом в качестве артиста в резиденции, представляя абонемент камерной музыки совместно с виолончелистом Нареком Ахназаряном и пианистом Георгием Чаидзе. Состоялись дебюты скрипача с Симфоническим оркестром Тенерифе, Венским камерным оркестром, Стамбульским государственным симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Барселоны и Национальным оркестром Каталонии. Совместно с Уральским академическим филармоническим оркестром и Симфоническим хором Свердловской филармонии под управлением Дмитрия Лисса Никита Борисоглебский выступил в Санкт-Петербурге, Москве, Ульяновске, Нижнем Новгороде, Кирове и Перми. В мае 2024 года скрипач дебютировал на сцене нью-йоркского Карнеги-холла.
Среди ангажементов сезона 2024/25 – гастроли в Китае, выступления в Японии с Симфоническим оркестром NHK(дирижер – Дима Слободенюк) и Испании с пианистом Николаем Луганским, дебют в Сеульском центре искусств, концерты с Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии и Иерусалимским симфоническим оркестром под управлением Юлиана Рахлина в венском Концертхаусе.
Музыкант играет на инструменте работы австрийского мастера Мартина Швальба, изготовленном в 2020 году по модели скрипки Гварнери дель Джезу «Уле Булль» 1744 года.
В 2018 году удостоен почетного звания «Заслуженный артист России».
Максим Рысанов родился в 1978 году в Краматорске. Обучался игре на альте в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории (класс Марии Ситковской) и Высшей школе музыки и драмы Гилдхолл в Лондоне (класс Джона Гликмана). Искусство дирижирования осваивал под руководством Алана Хэзелдайна. Участвовал в мастер-классах Геннадия Рождественского, Йормы Панулы и Олега Каэтани.
Лауреат международных конкурсов имени Валентино Букки (1995), имени Лайонела Тёртиса (2003), конкурса альтистов в Женеве (2005). В 2008 году удостоен премии Gramophone Classical Music Award в категории «Молодой артист года». В 2007–2009 годах – участник программы по продвижению молодых артистов New Generation Artists британского радио BBC 3.
Мировую славу Максиму Рысанову принесло выступление на закрытии фестиваля BBC Proms в Лондоне (2010), где он исполнил Вариации на тему рококо Чайковского в собственном переложении для альта с Симфоническим оркестром Би-би-си под управлением Иржи Белоглавека.
Как альтист выступал с такими коллективами и дирижерами, как Симфонический оркестр Би-би-си и Иржи Белоглавек, Симфонический оркестр Мариинского театра и Валерий Гергиев, Российский национальный оркестр и Михаил Плетнёв, Симфонический оркестр Сиэтла и Андрей Борейко, Немецкий симфонический оркестр Берлина и Туган Сохиев, оркестр Московской филармонии и Юрий Симонов, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского и Владимир Федосеев, Sinfonia Varsovia и Кшиштоф Пендерецкий, оркестр Кастилии и Леона и Василий Петренко, кёльнский Гюрцених-оркестр и Марк Элдер, оркестр Франкфуртского радио и Филипп Херревеге, Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан и Александр Сладковский, а также многими другими.
Особое место в творчестве альтиста занимает камерная музыка. Его партнеры по камерному ансамблю – Лейф Ове Аннснес, Кристина Блаумане, Борис Бровцын, Максим Венгеров, Огюстен Дюмэ, Яков Кацнельсон, Гидон Кремер, Сергей Крылов, Элис Кут, Миша Майский, Денис Мацуев, Роман Минц, Виктория Муллова, Эльдар Небольсин, Алексей Огринчук, Вадим Репин, Мартин Фрост и Вадим Холоденко.
Постоянный участник фестиваля камерной музыки «Возвращение» в Москве и фестиваля Crescendo. Выступал также на Транссибирском Арт-Фестивале в Новосибирске, фестивале современной музыки Concordia имени Софии Губайдулиной в Казани и московском Фестивале немецкой камерной музыки. Участник фестивалей в Лондоне, Эдинбурге, Зальцбурге, Вербье, Берлине, Нью-Йорке, Дубровнике, Пекине, Стамбуле, Гонконге.
Первый исполнитель ряда сочинений Добринки Табаковой, Ришара Дюбюньона, Валентина Бибика, Петериса Васкса, Сергея Ахунова, Алексея Курбатова; с музыкантом сотрудничали композиторы Гия Канчели, Беньямин Юсупов, Леонид Десятников, Кшиштоф Пендерецкий, Артём Васильев, Елена Лангер. На 2021 год запланирована премьера концерта-гибрида для солиста-дирижера известного британского композитора Габриэля Прокофьева.
Как дирижер выступал с Базельским симфоническим оркестром, оркестрами Кастилии и Леона, Испанского радио и телевидения, Российским национальным оркестром, Национальным симфоническим оркестром Грузии, Musica Viva, камерными оркестрами Danubia (Будапешт), Sinfonietta Riga, Литовским камерным оркестром и другими коллективами. Максим часто сочетает в концертах два амплуа. В сезоне 2018/19 выступил в качестве альтиста и дирижера с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова в зале
«Зарядье», с ГСО Республики Татарстан на фестивале «Рахлинские сезоны» в Казани и с миланским Симфоническим оркестром имени Джузеппе Верди.
Первый сольный альбом Рысанова был отмечен журналом Gramophone как лучший диск месяца. Среди наиболее успешных записей артиста – совместный альбом с Жанин Янсен с инвенциями Баха, два диска с виолончельными сюитами Баха в переложении для альта, камерные ансамбли Брамса, произведения Бриттена и Мартину. В 2014 году альбом музыки Добринки Табаковой (ECM), записанный с участием Рысанова в качестве альтиста и дирижера, номинировался на «Грэмми». В 2017 году под лейблом Onyx вышел двойной диск музыканта «В компании Шуберта» с произведениями Шуберта, Ахунова, Десятникова и Табаковой, ставший «выбором года» критиков журнала Gramophone. Последний по времени релиз Рысанова – новый альбом с музыкой Петериса Васкса (2020), записанный с оркестром Sinfonietta Rīga.
В начале сезона 2020/21 Максим Рысанов выступил с Гамбургским симфоническим оркестром под управлением Сильвена Камбрелена. В дальнейших планах музыканта – европейское турне в составе квартета с Никитой Борисоглебским, Нареком Ахназаряном и Николаем Луганским (венский Концертхаус, Национальная аудитория в Мадриде, Концерт-холл в Женеве, Концертный зал имени П. И. Чайковского в Москве, Консертгебау в Амстердаме), концерт камерной музыки в Академии музыки имени Листа в Будапеште (в составе трио с Вадимом Холоденко и Дорой Кокаш); выступления с Камерным оркестром Мантуи, Danubia Orchestra Óbuda (Дунайский оркестр Обуды, Будапешт), Бетховенским оркестром в Бонне, оркестром Кобленца, Ольстерским оркестром в Белфасте, Воронежским молодежным симфоническим оркестром (в МКЗ «Зарядье) и другими коллективами, а также участие в фестивале Arte Amanti в Брюсселе.
Максим Рысанов играет на инструменте работы Джузеппе Гваданини (1780), предоставленном артисту Фондом Элизы Матильды.