В продаже абонемент Musica sacra nova
9 марта 2019
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проезда
Абонемент №3:
«Вершины мастерства. Барокко». Часть первая
Лидеры мирового аутентичного исполнительства – дирижер Марк Минковски и его оркестр «Музыканты Лувра» – 9 марта представят уникальную программу в Концертном зале имени Чайковского: музыку балета «Дон Жуан» Кристофа Виллибальда Глюка и «Воображаемую симфонию», составленную оркестром из фрагментов инструментальной музыки Жана-Филиппа Рамо.
Марк Минковски и его коллектив известны как непревзойденные интерпретаторы музыки барокко, что подтверждается блестящими концертными программами, десятками записей сочинений Монтеверди, Перселла, Люлли, Баха, Генделя, Рамо, Шарпантье. Столичной публике Марк Минковски известен также как дирижер-постановщик оперы «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси в Московском академическом Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко (2007). Спектакль награжден премией «Золотая Маска» в номинациях «Лучший спектакль в опере» и «Лучшая работа дирижера». «Музыканты Лувра» приезжают в Москву впервые за четверть века: за прошедшее время коллектив сделал множество новых записей, расширил репертуар, принял участие в ряде оперных постановок на крупных фестивалях и заслужил репутацию одного из лучших барочных оркестров мира.
Оркестр «Музыканты Лувра» основан в 1982 году в Париже дирижером Марком Минковски. C самого начала целью коллектива было возрождение интереса к музыке барокко во Франции и ее исторически корректное исполнение на инструментах соответствующей эпохи. За несколько лет оркестр завоевал репутацию одного из лучших интерпретаторов музыки барокко и классицизма, сумев привлечь к ней огромное внимание слушателей во всем мире. Репертуар «Музыкантов Лувра» поначалу составляли сочинения Шарпантье, Люлли, Рамо, Маре, Муре, затем его пополнили оперы Глюка и Генделя, в том числе редко исполняемые тогда («Тезей», «Амадис Гальский», «Ричард Первый» и др.), позже – музыка Моцарта, Россини, Берлиоза, Оффенбаха, Бизе, Вагнера, Форе, Чайковского, Стравинского.
В 1992 году при участии «Музыкантов Лувра» состоялось открытие Фестиваля музыки барокко в Версале («Армида» Глюка), в 1993 году – открытие обновленного здания Лионской оперы («Фаэтон» Люлли). Тогда же оратория «Святой Иоанн Креститель» Страделлы, записанная оркестром под управлением Марка Минковски с участием международной команды солистов, была отмечена журналом Gramophone как «лучшая вокальная запись музыки барокко». В 1999 году в сотрудничестве с фотографом и кинорежиссером Уильямом Кляйном «Музыканты Лувра» создали киноверсию оратории «Мессия» Генделя; дебютировали с оперой «Платея» Рамо в Зальцбурге (Фестиваль на Пятидесятницу), где в последующие годы представляли сочинения Генделя («Ариодант», «Ацис и Галатея»), Глюка («Орфей и Эвридика»), Оффенбаха («Перикола»).
В 2005 году оркестр впервые выступил на летнем Зальцбургском фестивале («Митридат, царь Понтийский» Моцарта), куда позже неоднократно возвращался с крупными произведениями Генделя, Моцарта, Гайдна. В том же году создана «Мастерская "Музыкантов Лувра"» – масштабный просветительский проект для привлечения молодой публики на концерты академической музыки – и выпущен CD «Воображаемая симфония» с оркестровой музыкой Рамо: эта программа «Музыкантов Лувра» стала одной из самых востребованных. В 2009–2013 гг. действовал эксклюзивный контракт коллектива с фирмой Naïve, выпустившей записи «Лондонских симфоний» Гайдна, всех симфоний Шуберта, «Летучего голландца» Вагнера, сочинений Пёрселла, Генделя, Берлиоза.
Оперные постановки и концертные исполнения опер с участием «Музыкантов Лувра» пользуются огромным успехом. Среди них «Коронация Поппеи» Монтеверди и «Похищение из сераля» Моцарта (Экс-ан-Прованс), «Так поступают все женщины» Моцарта и «Орфей и Эвридика» Глюка (Зальцбург), «Альцеста» и «Ифигения в Тавриде» Глюка, «Кармен» Бизе, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Феи» Вагнера (Париж), трилогия Моцарта – да Понте (Версаль), «Армида» (Вена), «Летучий голландец» (Версаль, Гренобль, Вена, Барселона). В 2010 году «Музыканты Лувра» стали первым в истории Венской государственной оперы оркестром, приглашенным для участия в спектакле («Альцина» Генделя).
Оркестр гастролировал в странах Европы, Азии, Южной и Северной Америки. В числе важнейших ангажементов последних лет – концертные исполнения «Сказок Гофмана» в Бремене и Баден-Бадене, постановки «Периколы» в опере Бордо (запись издана на CD) и «Манон» Массне в Опера Комик, европейское турне с оперой «Ариодант» в концертном исполнении, участие в постановке «Мессии» Генделя на зимнем фестивале в Зальцбурге. Среди событий сезона 2021/22 – турне «Воображаемая симфония с голосом» (Гренобль, Тулуза, Москва, Версаль), «Платея» в Парижской национальной опере, «Парижская жизнь» Оффенбаха в Театре Елисейских Полей, концертные программы с сочинениями Вивальди, Генделя, Порпоры, Перголези, Моцарта, Оффенбаха.
В сезоне 1996/97 коллектив переехал в Гренобль, где до 2015 года получал поддержку городского правительства, нося в этот период имя «Музыканты Лувра – Гренобля». Сегодня оркестр по-прежнему базируется в Гренобле, финансовую поддержку ему оказывают департамент Изер региона Овернь – Рона – Альпы, Министерство культуры Франции и Региональное управление культуры региона Овернь – Рона – Альпы.
Дирижер, основатель и бессменный руководитель оркестра «Музыканты Лувра», один из крупнейших представителей исторически информированного исполнительства, кавалер Национального ордена Франции «За заслуги» и ордена Почетного легиона, Марк Минковски родился в 1962 году в Париже. Первоначальное музыкальное образование получил как фаготист, выступал в ансамблях Clemencic Consort, Ricercar Consort, Les Arts Florissants. Обучался дирижированию под руководством Шарля Брюка в Школе имени Пьера Монтё (США). В 1982 году в Париже создал оркестр «Музыканты Лувра», сыгравший значительную роль в повышении интереса к музыке барокко, в первую очередь, французского. В 1984 году стал победителем I Международного конкурса исполнителей старинной музыки в Брюгге, в 1990-м был награжден премией «Золотой Орфей» Французской академии звукозаписи как лучший молодой дирижер.
В 1993 году представил оперу «Фаэтон» Люлли на открытии обновленного здания Лионской оперы. В 1994 году Минковски и «Музыканты Лувра» дебютировали в России, тогда же подписали эксклюзивный контракт с лейблом Archiv Produktion. Их первым релизом стала запись оперы «Ипполит и Арисия» Рамо, впоследствии удостоенная множества наград. Годом позже дирижер впервые выступил в Парижской национальной опере с «Идоменеем» Моцарта, в 1997 году состоялся его триумфальный дебют на летнем Зальцбургском фестивале с «Похищением из сераля». В 1997–1999 гг. был музыкальным руководителем Фламандской оперы, где его репертуар пополнили сочинения XIX века, такие как «Оберон» Вебера и «Золушка» Массне. В 1999 году дирижировал в новой постановке оперы «Коронации Поппеи» Монтеверди на фестивале в Экс-ан-Провансе.
В 2000 году Минковски начал исполнение цикла симфоний Бетховена с Малеровским камерным оркестром, завершив его несколько сезонов спустя. В 2003 году дебютировал за пультом Берлинского филармонического оркестра и стал расширять сотрудничество с симфоническими коллективами – среди них Дрезденская государственная капелла, Венский симфонический оркестр, Оркестр де Пари, Немецкий симфонический оркестр Берлина, оркестр Франкфуртского радио. В 2005–2006 гг. представил оперу «Митридат, царь Понтийский» на Зальцбургском фестивале в рамках полного цикла опер Моцарта, приуроченного к 250-летию со дня рождения композитора. В разные годы здесь под управлением маэстро звучали также опера «Так поступают все женщины» и Месса до минор Моцарта, «Тамерлан» Генделя, «Летучая мышь» И. Штрауса, «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, оратория «Сотворение мира» и избранные симфонии Гайдна, Реквием Форе, сочинения Пёрселла, Генделя, Шуберта, Мендельсона, Бизе, Грига.
В 2007 году маэстро выступил как дирижер-постановщик оперы «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси в Московском академическом Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (режиссер – Оливье Пи), удостоен за эту работу премии «Золотая маска». В 2011 году впервые провел фестиваль «Ре мажор» на французском острове Иль-де-Ре в Атлантическом океане, ставший ежегодным, тогда же выступил в Санкт-Петербурге с оркестром и хором Мариинского театра. В 2016–2022 гг. – генеральный директор Национальной оперы Бордо.
В 2013 году дебютировал за пультом Венского филармонического оркестра. Кроме того, Минковски дирижирует Симфоническим оркестром Би-би-си, Лос-Анджелесским филармоническим, Кливлендским, оркестрами Шведского и Финского радио, Филармоническим оркестром Катара, Токийским столичным симфоническим. В 2008–2012 гг. был музыкальным руководителем оркестра Sinfonia Varsovia. C 2018 года – художественный руководитель оркестра Канадзавы (Япония).
В 2013–2017 гг. был художественным руководителем зимнего зальцбургского фестиваля «Неделя Моцарта», где ежегодно выступал с 2007 года; при его участии поставлены оперы «Идоменей» и «Луций Сулла» Моцарта, «Орфей и Эвридика» Глюка, а также спектакли с участием конного театра Бартабаса – «Кающийся Давид» и «Реквием». В сезоне 2014/15 дебютировал в миланском театре Ла Скала («Луций Сулла», «Дитя и волшебство» и «Испанский час» Равеля) и лондонском Королевском театре Ковент-Гарден («Травиата» Верди, «Идоменей» и «Дон Жуан» Моцарта). В 2015–2017 гг. представил трилогию Моцарта – да Понте в Дроттнингхольме (Швеция), затем в Версале. В январе 2020 года маэстро вернулся в Зальцбург как дирижер-постановщик оратории «Мессия» Генделя в оркестровке Моцарта (режиссер – Роберт Уилсон).
Минковски сотрудничает с крупнейшими фестивалями и оперными театрами Европы: дирижирует в Брюсселе, Экс-ан-Провансе, Цюрихе, регулярно выступает в Парижской опере, Театре Шатле и Опера Комик, в театрах Венеции, Вены и Амстердама. В его репертуаре – несколько десятков опер Рамо, Генделя, Глюка, Моцарта, Бетховена, Россини, Доницетти, Верди, Гуно, Массне, Мейербера, Оффенбаха, Вагнера (под управлением маэстро прошла французская премьера оперы «Феи»), Буальдьё, Дебюсси, Обера, Тома и других композиторов.
Концертный репертуар дирижера включает, помимо музыки барокко, обширный спектр сочинений классико-романтического периода, произведения композиторов ХХ века и наших современников – Джона Адамса, Хенрика Гурецкого, Оливье Грейфа, Кшиштофа Пендерецкого, Филипа Гласса. У дирижера также большая разнообразная дискография; наиболее значительные записи последних лет – «Страсти по Иоанну» И. С. Баха, оперы «Летучий голландец» Вагнера в одноактной авторской версии и «Корабль-призрак» Пьера-Луи Дича на этот же сюжет, все симфонии Шуберта, «Лондонские симфонии» Гайдна, DVD со спектаклями «Луций Сулла», «Реквием», «Кающийся Давид», «Трубадур» и др.
В числе важнейших недавних событий – «Перикола» Оффенбаха, «Севильский цирюльник» Россини и «Манон» Массне в Опере Бордо, «Сказки Гофмана» Оффенбаха в Бремене и Баден-Бадене, «Вольный стрелок» Вебера в Берлинской государственной опере, «Фиделио» Бетховена в Большом театре Люксембурга, «Манон» в парижской Опера Комик, «Перикола» в Королевской опере Версаля и «Гугеноты» Мейербера в Большом театре Женевы.
Среди ангажементов маэстро в сезоне 2021/22 – «Сказки Гофмана» в Валенсии, трилогия Моцарта – Да Понте в театре Лисеу (Барселона) и Опере Бордо, «Платея» Рамо в Парижской опере и «Роберт-дьявол» Мейербера в Опере Бордо, а также выступления с симфоническими оркестрами Юго-Западного радио Германии и Венского радио, Национальным оркестром Испании, Токийским столичным симфоническим оркестром, Базельским камерным оркестром, Российским национальным молодежным симфоническим оркестром.