В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
10 ноября 2015
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаПодробнее о произведении Баха Месса си минор
Гельмут Риллинг более 50 лет является ведущим
исполнителем и пропагандистом музыки Иоганна Себастьяна Баха. Он первым записал
полное собрание сочинений композитора и основал Баховские академии во многих
странах мира.
В последние годы профессор Риллинг ограничил число концертных выступлений и сосредоточился на образовательных проектах и мастер-классах, передавая свои безграничные знания творчества И. С. Баха и уникальный опыт исполнения его музыки молодому поколению музыкантов. С этой целью в 2014 году он основал новый «Бах-ансамбль» — коллектив, в который вошли друзья и сподвижники Гельмута Риллинга, артисты ведущих немецких оркестров, специализирующиеся на исполнении произведений Баха. Сотрудничая с молодыми музыкантами всего мира, они играют наиболее значительные произведения Баха и выступают с лекциями-концертами, помогая публике глубже постичь творчество гениального кантора.
В ноябре 2015 года «Бах-ансамбль» Гельмута Риллинга представит Мессу си минор Баха с Академическим хором «Мастера хорового пения» в Москве и Санкт-Петербурге. В декабре — «Рождественскую ораторию» и кантаты Баха в Гонконге, Тайпее и городах Германии. В марте 2016 года вместе с хором Международной хоровой академии в Любеке Риллинг и его ансамбль исполнят «Страсти по Матфею» в городах Польши (Катовице) и Венгрии (Будапешт, Печ). Затем коллектив во главе с Г. Риллингом отправится в Чили, где запланирована серия исполнений «Немецкого реквиема» Брамса.
Состав «Бах-ансамбля»:
Рейчел Риллинг — концертмейстер
Анна Росицка, Мари Гаучи-Анселин, Камилла Гласс, Анне Ротхаупт, Стефан Пинтев, Анне Розер, Фабиан Бишоф, Одиле Биард — скрипки
Сара Риллинг, Алина Санитер, Кристина Лабитцке — альты
Давид Адорьян, Эглантина Латил — виолончели
Альберт Лохил — контрабас
Матье Гаучи-Анселин, Коринна Шульц — флейты
Юлмия Штробель-Бенш, Кирсти Уилсон, Эмили Росс — гобои
Гюнтер Пфитценмайер, Джи-Тинг Хуанг — фаготы
Норберт Шмидт-Лауксманн — литавры
Ханс-Кристиан Мартин — орган
Академический Большой хор был создан в 1928 году, его организатором и первым художественным руководителем стал выдающийся мастер хорового искусства Александр Свешников. В разное время хором руководили Николай Голованов, Иван Кувыкин, Клавдий Птица, Людмила Ермакова.
В 2005 году в Академический Большой хор (получивший название «Мастера хорового пения») на должность художественного руководителя был приглашен народный артист России, профессор Лев Конторович. Под его руководством обновленный состав успешно продолжает традиции, заложенные предшественниками. Само название – «Мастера хорового пения» – предопределило профессионализм и универсальность коллектива, где каждый артист может выступать и как участник хора, и как солист.
За неполное столетие хор исполнил более 15 000 произведений – опер, ораторий, кантат русских и зарубежных композиторов, произведений a cappella, народных песен, духовной музыки. Многие из них составили «золотой фонд» отечественной звукозаписи, получили признание за рубежом (Гран-приконкурса грамзаписей в Париже, Золотая медальв Валенсии).
В 2017 году вышла в свет «Антология симфоний Дмитрия Шостаковича», записанная Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан (художественный руководитель и дирижер – Александр Сладковский), в записи нескольких симфоний принял участие хор. В 2016–2017 гг. были осуществлены записи русской музыки (кантаты «Иоанн Дамаскин» Танеева, «Весна» Рахманинова, опера «Евгений Онегин» Чайковского) в содружестве с Национальным филармоническим оркестром России (художественный руководитель и дирижер – Владимир Спиваков).
В исполнении хора впервые прозвучали многие хоровые произведения Прокофьева, Шостаковича, Щедрина, Хачатуряна, Тактакишвили, Агафонникова, Евграфова и других авторов. С коллективом работали такие выдающиеся дирижеры, как Евгений Светланов, Мстислав Ростропович, Владимир Спиваков, Дмитрий Китаенко, Владимир Федосеев, Хельмут Риллинг, Геннадий Рождественский, Альберто Дзедда, Эннио Морриконе, Владимир Юровский, Михаил Плетнёв, Кристоф Эшенбах; певцы Елена Образцова, Ирина Архипова, Николай Гедда, Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко, Мария Гулегина, Динара Алиева, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Роберто Аланья, Анджела Георгиу и многие другие.
В содружестве с Хельмутом Риллингом, оркестром и солистами Баховской академии были исполнены в Москве все крупнейшие сочинения И. С. Баха, а также Месса си минор в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. В рамках Музыкального фестиваля в Кольмаре (Франция) с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Мишеля Плассона была исполнена драматическая легенда «Осуждение Фауста» Берлиоза. В 2008, 2012 и 2018 годах хор принимал участие в церемониях инаугураций Президентов Российской Федерации Д. А. Медведева и В. В. Путина.
Академический Большой хор участвовал в Московском Пасхальном фестивале Валерия Гергиева, Московском Рождественском фестивале (художественные руководители – Владимир Спиваков и митрополит Волоколамский Иларион), Московском Великопостном хоровом фестивале (художественные руководители – Александр Соколов и митрополит Волоколамский Иларион), фестивалях в Кольмаре (Франция), Равелло (Италия), Мстислава Ростроповича в Москве, «Опера Live» Василия Ладюка, Crescendo Дениса Мацуева и многих других.
Академическому Большому хору рукоплескали в крупнейших концертных залах городов России, Китая, Италии, Франции, Германии, Израиля, Болгарии, Чехии, Японии, Коста-Рики, Южной Кореи, Катара, Индонезии и др.
Гельмут Риллинг — всемирно известный немецкий дирижер, педагог, ведущий исследователь и пропагандист творчества Иоганна Себастьяна Баха.
Родился в 1933 году в Штутгарте. В 1954 году основал Гехингенский хор (Gächinger Kantorei Choir), а спустя 11 лет — камерный оркестр Bach Collegium Stuttgart. С тех пор оба коллектива — постоянные партнеры. Именно в то время профессор Риллинг начал свою интенсивную работу по исполнению и изучению музыки Баха, которая продолжается уже более 50 лет.
Маэстро гастролирует в странах Европы, Азии и Латинской Америки, США и Канаде со своими коллективами и как приглашенный дирижер. Выступает с ведущими оркестрами мира, включая Венский филармонический, Нью-Йоркский филармонический, токийский оркестр NHK. Более 30 лет тесно сотрудничает с Израильским филармоническим оркестром.
В 1970 году Гельмут Риллинг стал одним из основателей Баховского фестиваля в Орегоне — одного из самых престижных музыкальных фестивалей США, и до 2013 года был его художественным руководителем.
В 1981 году основал Международную академию имени Баха в Штутгарте, цель которой — содействие распространению музыки И. С. Баха во всем мире. Со временем Академия превратилась в масштабный проект: помимо деятельности коллективов под руководством Риллинга (Гехингенского хора и оркестра Bach Collegium Stuttgart), Академия уделяет огромное внимание музыкальному образованию, организует мастер-классы, симпозиумы, конференции, детские программы.
Работа с молодыми музыкантами всегда была одним из приоритетов маэстро. В 2001-2009 годах в рамках Академии он работал с Фестивальным ансамблем Штутгарта, на основе которого создал в 2011 году молодежный «Бах-ансамбль». Создав всемирную сеть Баховских академий, Риллинг приглашает на свои мастер-классы студентов из разных стран.
Гельмут Риллинг — страстный пропагандист малоизвестной хоровой музыки эпохи романтизма и современной музыки. Он регулярно заказывает новые сочинения самым известным композиторам нашего времени.
Неистощимая творческая активность Риллинга отражена в сотнях записей, радио- и телепередачах. Он первым записал все кантаты Баха и стал инициатором проекта Международной Бах-академии по записи полного собрания сочинений Баха. Это уникальное собрание вышло на 172 CD в 2000 году, в год 250-летия со дня смерти Баха, и было высоко оценено критиками. В том же году Риллинг был удостоен премии «Грэмми» за запись Credo К. Пендерецкого, а в 2001 году снова был номинирован на «Грэмми» за запись Deus Passus В. Рима.
Среди последних записей дирижера — сочинения Гайдна, Генделя, Губайдулиной («Страсти и Воскресение Иисуса Христа по Иоанну», получившие премию Echo Klassik Award в 2008 году), концертная запись «Военного реквиема» Бриттена (приз «Выбор редактора» от британского журнала Gramophone), «Реквием» Верди, оратория «Мессия» шведского композитора С.-Д.Сандстрёма, написанная по заказу Риллинга (премьера состоялась в 2009 году на Баховском фестивале в Орегоне под управлением маэстро). В 2013 году вышел CD с записью оратории А. Онеггера «Жанна д’Арк на костре».
Гельмут Риллинг — обладатель Международной музыкальной премии ЮНЕСКО (1994), премии имени первого федерального президента ФРГ Теодора Хойсса в области демократии и защиты гражданских прав (1995), почетный член Американской академии науки и искусства (2003), удостоен медали Отто Хирша (2004), приза Европейской ассоциации церковной музыки и премии Сэнфорда от Школы музыки Йельского университета (2008). По случаю своего 75-летия был награжден золотой медалью Штауфера — высшей наградой земли Баден-Вюртемберг. В 2011 году получил престижную премию имени Герберта фон Караяна за свою уникальную деятельность по пропаганде творчества И. С. Баха, а также за педагогическую работу во всем мире. В 2013 году за свои уникальные достижения был удостоен премии ECHO Klassik от Немецкой академии звукозаписи (German Phono Academy). В 2014 году удостоен Большого Креста за заслуги со звездой ФРГ.
В последние годы Риллинг ограничил число своих концертных выступлений и сосредоточился на образовательных проектах и мастер-классах, передавая свой безграничные знания творчества И. С. Баха и уникальный опыт исполнения его музыки молодому поколению музыкантов. С этой целью в 2014 году он основал новый «Бах-ансамбль» — коллектив, в который вошли друзья и сподвижники Риллинга, артисты ведущих немецких оркестров, специализирующиеся на исполнении произведений Баха. Сотрудничая с молодыми музыкантами всего мира, они исполняют наиболее значительные произведения Баха и выступают с лекциями-концертами, помогая публике глубже постичь творчество гениального композитора.
В прошедшем сезоне Гельмут Риллинг и «Бах-ансамбль» представили в Москве и Санкт-Петербурге Мессу си минор с хором «Мастера хорового пения». Выступали в городах Германии, Гонконге и Тайпее с «Рождественской ораторией» и кантатами Баха. Вместе с хором Международной хоровой академии в Любеке исполнили «Страсти по Матфею» в городах Польши и Венгрии, затем представили «Немецкий реквием» Брамса в Чили. В планах маэстро и коллектива — «Мессия» Генделя в городах Германии.
Мирелла Хаген училась в Карлсруэ у профессора Кристиан Хамп и в Штутгарте у профессоров Ульрики Зоннтаг и Корнелиса Виттхёффта. Принимала участие в мастер-классах Эдит Матис, Ульфа Вёстляйна, Чарльза Спенсера, Хелен Донаф, Хельмута Дойча и других известных педагогов.
Дебютировала в Государственной опере Штутгарта в партии Анхен в получившей широкий резонанс постановке «Вольного стрелка» К.М. фон Вебера (режиссер Ахим Фрайер). В сезоне 2011-2012 выступала на сцене театра Регенсбурга, исполняя парию Гретель в опере Э. Хумпердинка «Гензель и Гретель». В сезоне 2012-2013 сотрудничала со Фламандской королевской оперой в Антверпене, где исполнила партию Первой девушки цветка в «Парсифале» Р. Вагнера (спектакль удостоен OperaAward, режиссер TatjanaGürbaca, дирижер Элиаху Инбал). Также выступала в Опере Дортмунда и Комической опере Берлина.
Репертуар певицы включает партии: Мюзетта («Богема» Дж. Пуччини), Зденка («Арабелла» Р. Штрауса), Папагена («Волшебная флейта» В.А. Моцарта), Валансьенна и Жюльетта Вермон («Веселая вдова» и «Граф Люксембург» Ф. Легара), Воглинда («Золото Рейна» и «Гибель богов» Р. Вагнера) и другие.
Мирелла Хаген выступала на фестивалях в Байрёйте, Любляне, имени Бетховена в Бонне, «Музыкальное лето» в Оберстдорфе, «Неделя Баха» и «Академия Хуго Вольфа» в Штутгарте. В 2014 году Мирелла Хаген дебютировала в Южной Корее и Милане, исполнив мотет Моцарта Exsultate, jubilate и партию сопрано в Магнификате Баха п/у Хельмута Риллинга. Вновь выступила во Фламандской королевской опере, исполнив партию сопрано в до-минорной мессе Моцарта п/у Умберто Бенедетти-Микеланджели.
Среди проектов текущего сезона: дебют в партии Адины в Опере Г. Доницетти «Любовный напиток» и партия Памины («Волшебная флейта» В.А. Моцарта) в Государственной опере Брауншвейга.
Анке Вондунг родилась в 1972 году в г. Шпайер. В 8
лет начала заниматься на фортепиано, в юности увлеклась вокалом и прошла курс
обучения в Высшей школе музыки в Мангейме у профессора Рудольфа Пирнау. В 1995
году дебютировала в Opernschule Мангейма в
партии Нэнси в опере Бриттена «Альберт Херринг».
В 1996–1999 годах Анке Вондунг стала лауреатом престижных конкурсов: «Франц Шуберт и современная камерная музыка» в Граце (Австрия), имени Моцарта в Вюрцбурге, «Новые голоса» (Германия), Роберта Саара в Бад-Киссингене, «Бельведер» имени Ханса Габора в Вене, ARDв Мюнхене и конкурса имени Мендельсона-Бартольди. В 1999 году она получила стипендию от фестиваля «Равиния» в Чикаго.
В 1998 году Анке приняла участие в международном проекте Европейского оперного центра (руководитель — Бригитта Фассбендер), исполнив партию Сесилио в опере Моцарта «Луций Сулла», и была удостоена стипендии от Ассоциации Рихарда Вагнера.
В начале 2000-х годов молодая солистка сотрудничала на постоянной основе с Тирольским театром Инсбрука (Австрия), дрезденской Земпер-опер (в настоящее время она — приглашенная солистка этой труппы), пела в Театре Шатле в Париже (Гензель в «Гензель и Гретель» Хумпердинка), парижской Опера Бастий (Федор в «Борисе Годунове» Мусоргского), Баварской государственной опере в Мюнхене, на Зальцбургском фестивале («Любовь Данаи» и «Елена Египетская» Р. Штрауса), в Зальцбургской опере на «Неделе Моцарта» (Дорабелла в «Так поступают все») и Гранд-театре в Женеве.
В последующие годы (начиная с сезона 2006/07) певица с успехом выступала на лучших оперных сценах Европы и США, включая Метрополитен-опера в Нью-Йорке, Опера Бастий, Немецкую оперу в Берлине, Мюнхенскую государственную оперу, Нидерландскую оперу в Амстердаме, театры Сан-Диего, Монреаля, Палермо, Лиссабона, Порту; на оперных фестивалях в Глайндборне, Мюнхене, Херренкимзее, Рейнгау, Брегенце.
В репертуаре Анке Вондунг, помимо названных ролей — партии в операх Генделя (Юлий Цезарь в «Юлии Цезаре в Египте»), Моцарта (Керубино в «Свадьбе Фигаро», Секст в «Милосердии Тита», Идамант в «Идоменее»), Россини (Розина в «Севильском цирюльнике», Анджелина в «Золушке»), Вагнера (Фрика в «Золоте Рейна»), Бизе (заглавная партия в «Кармен»), Р. Штрауса (Клэрон в «Каприччио», Октавиан в «Кавалере розы»), Берлиоза (Маргарита в «Осуждении Фауста»).
Кроме многочисленных театральных ангажементов, Анке Вондунг постоянно выступает в концертах с лучшими симфоническими оркестрами и дирижерами, среди которых Джеймс Ливайн, Джеймс Конлон, Кент Нагано, Эдо де Ваарт, Гельмут Риллинг, Филипп Херревеге, Армин Жордан, Манфред Хонек, Маркус Штенц, Филипп Жордан, Иван Фишер, Рене Якобс, Петер Шрайер, Герд Альбрехт, Фабио Луизи, Марек Яновски, Ховард Арман, Лотар Загрошек, сэр Роджер Норрингтон.
Высоких оценок критиков удостоены ее исполнения сочинений Брамса, Шумана и особенно Баха (многие из которых записаны на CD: в частности, «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею», Месса си минор, избранные кантаты под управлением Г. Риллинга).
В сезоне 2013/14 Анке Вондунг спела партию Дульсинеи в опере Массне «Дон Кихот» в оперном театре Сан-Диего (заглавную роль исполнил Ферруччо Фурланетто). В 2014/15 она пела в «Кармен» и «Севильском цирюльнике» на сцене Земпер-опер, в музыкальной драме Э. фон Хорвата «Истории Венского леса» (театр Ан дер Вин), концертировала в городах США (Вашингтон, Миннеаполис) и Европы.
В июне – июле 2016 года певица дебютирует в партии Ольги в «Евгении Онегине» Чайковского на сцене дрезденской Земпер-опер (постановщик Д. Боте, дирижер П. Инкинен).
Лотар Одиниус обучался вокалу в Берлинском университете искусств (проф. Анке Эггерс). Посещал мастер-классы Дитриха Фишер-Дискау, Ингрид Бьёнер, Альфредо Крауса. С 2000 года регулярно берет уроки у Гундулы Хинтц и Нийла Семера.
Л. Одиниус получил международную известность как исполнитель широкого профиля, владеющий репертуаром от барокко до современности. Певец выступает на известных международных фестивалях и в крупнейших концертных залах мира от Вены, Берлина, Милана и Лондона до Нью-Йорка. Сотрудничал с такими известными дирижерами, как Николаус Арнонкур, Томас Хенгельброк, Филипп Херревеге, Нэвилл Мэрринер, Кирилл Петренко, Гельмут Риллинг, Андраш Шифф, Петер Шрайер, Кристиан Тилеманн, Франц Вельзер-Мёст, Ивор Болтон, Адам Фишер, Эммануэль Хайм, Эндрю Манце, Ханц-Кристоф Радеманн, Андреас Шперинг. Участвовал в многочисленных записях на радио и CD.
Среди концертных постановок, в которых пел Одиниус: «Король Олаф» Элгара (Штутгарт), «Сотворение мира» Гайдна (Будапешт), «Рай и Пери» Шумана (Лахти, Финляндия), «Альфонсо и Эстрелла» Шуберта (Вена, Цюрих), Месса си-минор И. С. Баха (Люцернский фестиваль), Страсти по Матфею и Страсти по Иоанну И. С. Баха (Амстердам, Берлин, Бонн, Дижона, Дрезден), «Байка про лису, петуха, кота да барана» Стравинского (оперный театр Торонто), «Ниоба, царица Фив» А. Стеффани (фестиваль в Шветцингене).
Наряду с концертными выступлениями, Лотар Одиниус реализуется и как оперный исполнитель. Особенно удаются ему лирические моцартовские персонажи. Партию Тамино («Волшебная флейта») он исполнил на Глайндборнском фестивале и в Королевской опере «Ковент-Гарден» (дирижер Колин Дэвис); партию Луция Суллы (в одноименной опере) на фестивале «Неделя Моцарта» в Маннгейме. В Парижской национальной опере спел Абраса («Идоменей»), в партиях Тамино и Тита («Милосердие Тита») выступил на сцене Кёльнской оперы. Недавно дебютировал в заглавной партии в опере «Идоменей» Моцарта в театре Клагенфурта.
Летом 2011 года Лотар Одиниус успешно дебютировал на Байрейтском фестивале в опере «Тангейзер» Вагнера (Вальтер фон дер Фогельвейде), дирижер Т. Хенгельброк. В этой же роли выступал и на следующих фестивалях с дирижерами К. Тилеманном и К. Петренко. В сезоне 2013/14 на фестивале также выступил в опере «Золото Рейна» Вагнера.
Тобиас Берндт начал заниматься музыкой в знаменитом дрезденском хоре мальчиков «Кройцкор». Позднее учился в Высшей школе музыки и театра имени Ф. Мендельсона в Лейпциге и Университете музыки и исполнительского искусства в Мангейме. Участвовал в мастер-классах Дитриха Фишера-Дискау, Томаса Квастхоффа, Тео Адама, Вольфрама Ригера, Норманна Шетлера, Ирвина Гейджа, Акселя Бауни, Юлии Варади.
Тобиас Берндт — лауреат международных конкурсов Брамса в Пёртшахе, имени Шуберта в Граце, конкурсов камерной музыки в Берлине, Байрёйте, Штутгарте и Дортмунде. Был удостоен многих стипендий и других наград.
Репертуар певца включает множество произведений кантатно-ораториального жанра XVII—XX веков, в том числе Мессу си минор и «Страсти» Баха, «Вечерню Пресвятой Девы Марии» Монтеверди, оратории Генделя, Гайдна, Мендельсона, Реквиемы Моцарта, Брамса, Брукнера, Форе, Бриттена, а также оперы Генделя, Телемана, Пёрселла, Моцарта, Вагнера, Доницетти, Россини, Пуччини, Римского-Корсакова, Чайковского.
Тобиас Берндт выступал во многих странах Европы, Азии, Южной Америки, в США и ЮАР. Сотрудничал с Симфоническим оркестром Берлинского радио, оркестрами лейпцигского Гевандхауза и берлинского Концертхауса, Collegium Vocale Gent, барочными оркестрами La Cetra, The English Concert, L’arpa festante, Хором Церкви Святого Фомы, Дрезденским хором мальчиков и другими коллективами под управлением известных дирижеров, среди которых Марек Яновский, Филипп Херревеге, Гельмут Риллинг, Андреа Маркон, Ханс Кристоф Радеманн, Маркус Крид, Андрей Борейко, Теодор Курентзис, Людвиг Гюттлер, Петер Шрайер, Ховард Арман. Его выступления проходили в лучших залах мира, среди которых Берлинская филармония и амстердамский Консертгебау, цюрихский Тонхалле, Геркулес-холл в Мюнхене, Музикферайн в Вене, на фестивалях И. С. Баха в Лейпциге и Г. Ф. Генделя в Халле, Зальцбургском фестивале, фестивалях в Люцерне, Рейнгау, Дрездене, Штутгарте, Баден-Бадене, Бергене, Гейдельберге, Ла Шез-Дьё, Праге, имени Дягилева в Перми. Певец сотрудничал с оперными театрами Карлсруэ, Лейпцига, Познани, Праги, Перми и другими.
Тобиас Берндт много исполняет камерную музыку — песни Бетховена, Шуберта, Шумана, Мендельсона, Брамса, Малера, Вольфа, Равеля, Пуленка, Р. Штрауса, Регера, Шёнберга, Веберна, Эйслера.
Искусство артиста представлено в обширной дискографии. Первые CD с его участием как солиста дрезденского хора мальчиков «Кройцкор» вышли в начале 1990-х годов. В числе записей певца разных лет — сочинения композиторов XVII—XVIII веков (Д. Скарлатти, А. Лотти, Ф. Фео, Г. Хомилиуса), мессы Ф. Шуберта, духовные сочинения Ф. Мендельсона.