Международный День Музыки. 25 лет национальной газете «Музыкальное обозрение». Юбилейный концерт : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Международный День Музыки.
    25 лет национальной газете
    «Музыкальное обозрение».
    Юбилейный концерт

    1 октября 2014

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Академический симфонический оркестр
    Московской филармонии
    Юрий Симонов, дирижёр
    Мирослав Култышев (фортепиано)
    Хор Академии хорового искусства
    имени В. С. Попова
    Государственный академический Московский областной хор имени А. Д. Кожевникова

    Анастасия Сидоркина (орган)

    Ведущие концерта:
    Андрей Устинов, Дмитрий Вдовин

    Видеохудожник — Александра Комарова

    Режиссёр — Екатерина Василёва

    В программе:
    Россини
    Увертюра к опере «Газета»
    Григ
    Концерт для фортепиано с оркестром (написан в 25 лет)
    Шопен
    Этюды для фортепиано, соч. 25
    № 1 ля-бемоль мажор
    № 12 до минор
    Р. Штраус
    Симфоническая поэма «Дон Жуан» (написана в 25 лет)
    Бодров
    Kyrie eleison для хора, симфонического оркестра и органа (написано к юбилею газеты «Музыкальное обозрение») (Мировая премьера)
    Хренников
    Адажио из музыки балета «Гусарская баллада», соч. 25

    (Организаторы концерта посвящают памяти Тихона Хренникова, Петра Меркурьева и Бориса Диментмана)

    Шуман — Лист
    «Посвящение» из вокального цикла «Мирты», соч. 25 № 1
    (транскрипция для фортепиано)

    Алюшина, Васильев, Сюмак,
    Буканов, Бочихина, Новикова, Бодров

    «Посвящение» (к 100-летию Д.Д.Шостаковича),
    коллективное сочинение для симфонического оркестра.
    Проект газеты «Музыкальное обозрение»

    12+

    История и миссия

    Национальная газета «Музыкальное обозрение» — ведущее российское издание, посвященное классической и современной академической музыке.На протяжении четверти века является лидером на рынке информации о классической и современной академической музыке.

    Газета основана в 1989 году как информационное издание Союза композиторов СССР. Одним из ее основателей был первый секретарь Союза композиторов СССР Т. Н. Хренников.

    За 25 лет выпущено 370 номеров газеты — почти 6000 полос формата А3. Летопись событий, фактов, персон, тенденций и проблем рубежа веков музыкальной России. История, многотомная энциклопедия российской музыкальной жизни.

    География «МО» — вся Россия.

    Содержание «МО» — все жанры и направления профессии академического музыканта.

    В газете представлены важнейшие события современной музыкальной России: фестивали, конкурсы, концерты, гастроли, оперные и балетные премьеры; культурная политика федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти; крупнейшие персоны российского и мирового музыкального искусства; памятные даты музыкальной истории; строительство и реконструкция театров и концертных залов; жизнь филармоний, симфонических и камерных оркестров, театров оперы и балета, музыкальных театров, консерваторий и других учебных заведений культуры и искусства; практически все книжные новинки в области музыкального искусства; новости столиц, регионов, зарубежья.

    Темы публикаций «МО» — история и современность, хроника, факты, события музыкальной жизни в столицах и регионах: оперные театры, симфонические и камерные оркестры, филармонии и вузы, фестивали, конкурсы, книги и ноты, юбилеи, памятные даты, госполитика в области культуры.

    Герои публикаций «МО» — выдающиеся артисты и молодые таланты, музыканты и музыкальные деятели России и зарубежья, прошлого и настоящего.

    Читатели газеты — студенты и профессора, ректоры и директора, режиссеры и дирижеры, композиторы и исполнители, профессионалы и любители музыкального искусства, менеджеры и министры, губернаторы и депутаты.

    Газета не только информирует о событиях музыкальной жизни и не только фиксирует, отражает, анализирует эту жизнь. Она ее формирует и активно в ней участвует, создавая, инициируя, воплощая в жизнь культурные и музыкальные проекты.

    «Музыкальное обозрение» — это уникальный холдинг, включающий десятки направлений деятельности: продюсерские, выставочные, издательские, композиторские проекты, разработка и внедрение уникального курса по музыкальной журналистике, подготовка и проведение теле- и радиопрограмм на ведущих каналах (телеканал «Культура», «Радио России», радиостанция «Орфей»), работа в сфере музыкальных конкурсов.

    Четверть века она выполняет свою главную миссию, которая заключается в создании единого музыкально-информационного пространства на территории нашей страны. Она информирует и побуждает к размышлению. Она — радость и утешение для тысяч и десятков тысяч музыкантов огромной России: всех возрастов, во всех регионах. Газета стала для них пристанищем, участником их деятельности, проводником и проповедником важнейших идей.

    «МО» — создатель музыкально-информационного пространства.

    Газета проводит круглые столы и конференции, посвященные актуальным проблемам современной музыкальной культуры; разрабатывает и открывает интернет-сайты (Союза композиторов РФ, Ассоциации музыкальных конкурсов России и др.). На базе «МО» работают пресс-центры престижных конкурсов (в том числе Конкурса им. П.И. Чайковского), других важнейших мероприятий (в частности, Съездов композиторов России).

    Специальные номера газеты (более 40 за 25 лет, от 4 до 20 полос) во всей полноте представляют регионы, концертные организации, театры, яркие события музыкальной жизни России. На страницах спецномеров были представлены Москва и Санкт-Петербург, Вологда и Ханты-Мансийский автономный округ, Новосибирск и Омск, Самара и Нижний Новгород, Пермский край и Башкортостан, Саратов и Тюмень, Екатеринбург и Петропавловск-Камчатский, Карелия и Татарстан, Белгород и Челябинск, Красноярский край и Кавказские минеральные воды, Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. Глинки, ведущие оперные театры, филармонии, симфонические оркестры, вузы страны…

    Рейтинг «МО»

    С 1995 «Музыкальное обозрение» публикует рейтинг «Персоны и события года». Это единственная в России профессиональная награда в области академической музыки. Лауреаты газеты — элита музыкальной России. В их числе: М. Ростропович, И. Архипова, Г. Вишневская, В. Гергиев, Ю. Темирканов, В. Спиваков, Ю. Башмет, В. Федосеев, М. Плетнев, Р. Щедрин, А. Эшпай, А. Чайковский, А. Князев, А. Рудин, Д. Лисс и многие другие выдающиеся музыканты; руководители музыкальных организаций, общественные деятели, руководители регионов, внесшие значительный вклад в развитие музыкальной культуры.

    Персоны, события, организации, проекты, отмеченные в рейтинге «МО» — золотой фонд нашей культуры.

    Музыкальные конкурсы

    «МО» — информационный партнер Ассоциации музыкальных конкурсов России, объединяющей свыше 140 конкурсов более чем из 50 городов, практически все реально существующие в стране музыкальные состязания.

    АМКР создана в 2000 году. За прошедшие годы проведено пять конференций АМКР, выпущено три справочника «Музыкальные конкурсы России» и готовится к выпуску четвертый. Проведен ряд Круглых столов для организаторов конкурсов, в том числе в 2011 году во время XIV Конкурса им. Чайковского — «Музыкальные конкурсы: бизнес или искусство?» с участием ведущих специалистов конкурсного дела.

    В 1998 и 2002 на базе «МО» был организован пресс-центр Международного конкурса им. Чайковского (руководитель А. Устинов).

    АМКР предоставляет полный пакет услуг по организации и проведению музыкальных конкурсов в России: разработка условий, формирование программы и репертуара, регламент работы жюри, сценарий проведения конкурса, консультации организаторов конкурсов по всем вопросам.

    Проведено пять конференций АМКР (2002, 2003, 2008, 2011 — Москва; 2006 — Краснодар).

    Выпущено три сборника «Музыкальные конкурсы России», готовится к выпуску четвертый сборник.

    Главный редактор А. Устинов и журналисты газеты были членами жюри более 40 всероссийских и международных конкурсов, руководили пресс-центрами многих состязаний.

    В последние годы газеты «Музыкальное обозрение» по поручению Министерства культуры РФ проводит ежегодный мониторинг состояния конкурсного движения в России.

    Оркестровая карта России

    Начиная с 2003 года, газета «Музыкальное обозрение» ежегодно печатает отчеты об итогах концертного сезона симфонических и камерных оркестров России — мониторинг российского оркестрового движения.

    Публикуется информация о репертуаре, концертных программах, солистах и дирижерах, выступавших с оркестром в течение сезона и количестве концертов, проведенных каждым дирижером, гастролях в России и за рубежом, специальных проектах, звукозаписях, званиях и наградах, полученных оркестрантами.

    По итогам сезона 2012–2013 гг. в мониторинге участвовали 53 симфонических и 32 камерных оркестра — подавляющее большинство реально действующих оркестровых коллективов России.

    Продюсерские проекты

    За 25 лет газета организовала и провела десятки музыкальных фестивалей, конкурсов, филармонических абонементов, концертов, презентаций. Такие проекты, как «Дни МО», юбилейные фестивали газеты («Музыкальное обозрение»–2004 и «Музыкальное обозрение–ХХ» в 2009), охватывали практически всю Россию — от Петрозаводска до Петропавловска-Камчатского.

    Первым проектом «МО» стал фестиваль в Душанбе, в 1991, в последний год существования СССР. Широкий резонанс получили фестиваль «Мир музыки Всеволода Мейерхольда» на родине великого режиссера в Пензе в 1999 (в год его 125-летия), фестивали камерной музыки в Иваново и Костомукше, Конкурс пианистов им. Балакирева «Русская музыка» в Краснодаре (2006).

    С 2008 года в Вологде и Череповце проводится фестиваль «Кружева», ставший одним из культурных брендов Вологодской области и событием не только всероссийского, но и международного масштаба. В качестве художественного руководителя Форума был приглашен главный редактор «МО» Андрей Устинов. В сентябре 2014 пройдет Пятый юбилейный фестиваль «Кружева».

    В 2012 году состоялся музыкально-информационный форум «“Музыкальное обозрение”. Красноярский край. Специальный выпуск», который представил широчайшую панораму музыкальной жизни одного из крупнейших регионов России, фактически одной из музыкальных столиц Сибири и всей страны (художественный руководитель Андрей Устинов). Проведению форума предшествовал выпуск специального номера «МО» (ноябрь 2011 года).

    Ежегодно, начиная с 2004-го, проводится Всероссийский фестиваль газеты, номер которого соответствует «возрасту» «МО».

    С 2009 года в Камерном зале Московской филармонии проводится абонемент «Персона-композитор» (автор идеи и ведущий — Андрей Устинов). Участниками абонемента были Р. Щедрин, С. Губайдулина, А. Эшпай, В. Казенин, С. Слонимский, А. Чайковский, Ю. Каспаров, В. Тарнопольский, К. Бодров, М. Броннер… — всего около 20 современных российских композиторов разных поколений.

    В сезоне 2013–2014 А. Устинов представил еще два абонемента Московской филармонии: «Игры классиков» к 20-летию ансамбля «Студия новой музыки» и «www.баян.ru».

    На сезон 2014–2015 запланированы абонементы А. Устинова «Персона-композитор» и «Музыка войны. Сталинские премии. Камерная музыка 1941–1945» (к 70-летию Великой Победы)».

    Композиторские проекты

    В 2004 году к 15-летию газеты по заказу и проекту, детально разработанному членами редакции во главе с А. Устиновым, десять ведущих российских композиторов (М. Броннер, Ю. Воронцов, А. Вустин, С. Жуков, Р. Леденёв, С. Павленко, Е. Подгайц, Р. Сабитов, А. Чайковский, А. Эшпай) приняли участие в создании Концерта для симфонического оркестра «10 взглядов на 10 заповедей». Произведение было исполнено во время фестиваля «Музыкальное обозрение-2004» и с тех пор прозвучало более 25 раз в десятках городов России.

    В 2006 году к 100-летию Д. Шостаковича также по инициативе «МО» семь молодых композиторов(О. Алюшина, К. Бодров, О. Бочихина, А. Буканов, А. Васильев, Т. Новикова, А. Сюмак) написали коллективное сочинение «Посвящение». 100-летию Д. Д. Шостаковича». Оно впервые прозвучало в уникальном концерте «Три коллективных сочинения» в Светлановском зале ММДМ 5 декабря 2006 года, наряду с «10 взглядов на 10 заповедей» и сочинением 11 композиторов, написанным в 1966 году к 100-летию Московской консерватории: «Вариации на тему 16-й симфонии Н. Мясковского» (авторы Ан. Александров, С. Баласанян, Е. Голубев, Д. Кабалевский, А. Николаев, Н. Сидельников, В. Фере, М. Чулаки, А. Шнитке, Р. Щедрин, А. Эшпай). Этот концерт также был организован газетой «Музыкальное обозрение».

    Для фестиваля «Кружева» в Вологде написано пять увертюр «Вологодские кружева». Их авторы — А. Чайковский, К. Бодров, А. Васильев (для симфонического оркестра); М. Гоголин (для камерного оркестра и кружевниц); М. Броннер (для фортепианного трио и оркестра русских народных инструментов). Каждый год на концерте-закрытии фестиваля звучит мировая премьера нового сочинения. Это своеобразная музыкальная летопись и энциклопедия знаменитого на весь мир вологодского промысла. 

    Композиторские проекты «МО» — весомый вклад в современную музыку, поддержку и пропаганду современного композиторского творчества.

    Издательские проекты

    1994 — книга Ирины Никольской «Беседы с Витольдом Лютославским». Впервые в истории музыкальной культуры России презентация книги прошла в формате концерта. Он состоялся 29 октября 1994 года в Концертном зале им. Чайковского. На концерт был приглашен сын композитора Мартин Богуславский.

    Прозвучала российская премьера 4-й симфонии Лютославского в исполнении Симфонического оркестра Московской филармонии под управлением В. Понькина. Н. Гутман сыграла Концерт для виолончели с оркестром, В. Ямпольский — Фортепианный концерт. «Вариации на тему Паганини» для фортепиано с оркестром исполнил 19-летний Д. Мацуев, для которого этот концерт оказался дебютным в Московской филармонии.

    2002 — книга «Лев Наумов. Под знаком Нейгауза». Ее презентацию также сопровождал концерт в Зале им. Чайковского, в котором приняли участие 17 пианистов — учеников профессора Л. Н. Наумова. Вел концерт Святослав Бэлза.

    2007 — альбом фотографий и фотоколлажей А. Устинова «Территория музыки. Inventions».

    2014 — к своему 25-летию газета начинает выпуск «Библиотеки “МО”», в которую будут включены публикации газеты по самым разным темам и направлениям (оркестр, опера, интервью, конкурсы, фестивали, власть и культура, образование, памятные даты и др.).

    Первый том посвящен Конкурсу им. П. И. Чайковского. В книгу вошли публикации «МО» о X–XIV конкурсах (1994, 1998, 2002, 2007, 2011). Помимо глубоких аналитических статей и материалов, представлена также официальная информация и исчерпывающий массив статистических данных по каждому из названных конкурсов.

    Также в этом году выходит в свет фотоальбом А. Устинова «INSTRUMENTARIUM», в котором представлены уникальные авторские художественные фотографии инструментов симфонического оркестра и роялей.

    Оба издания осуществлены на средства Гранта президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.

    Буклеты и полный пакет издательской продукции более 40 российских фестивалей и конкурсов.

    Выставочные проекты

    Выставка художественных работ главного редактора «МО» Андрея Устинова «Территория музыки. Inventions (I. II. III.)» (компьютерный дизайн, коллаж, фото, инсталляции, перформансы): экспонировалась в Сургуте (1998), Магнитогорске, Магадане, Петропавловске-Камчатском, Владивостоке, Костомукше, Самаре, Кухмо (Финляндия), Саратове (2001), Уфе (2002), Москве, Санкт-Петербурге (2004), Ханты-Мансийске, Краснодаре, Иваново (2005); Уфе (2007), Волгограде, Краснодаре (2006); Саратове (в рамках ХХ Собиновского музыкального фестиваля, 2007). Видеопрезентации состоялись в Челябинске и Уфе (2008).

    В 2009 издан альбом выставки.

    Выставка живописи московской художницы Татьяны Ян «Литании» (Вологда, 2011).

    Концертно-выставочный проект «Семь Слов Спасителя на Кресте»: Й. Гайдн. «Семь Слов Спасителя на Кресте» (переложение для струнного квартета); Т. Ян. Живопись (Вологда, 2011; Красноярск, 2012).

    Выставки фотографий Алексея Колосова в рамках Музыкального фестиваля «Кружева» (2010–2014).

    Теория музыкальной журналистики

    Лекции и мастер-классы по музыкальной журналистике более чем в 20 городах России, курс «Основы музыкальной журналистики» в музыкальных ВУЗах России.

    «МО» и СМИ

    В 2008 году в Вологде, в рамках Первого музыкального фестиваля «Кружева» была проведена конференция «“Музыкальное обозрение” — образ музыкального пространства России на рубеже веков» с участием ведущих музыковедов, докторов и кандидатов искусствоведения, профессоров ведущих музыкальных вузов России, и круглый стол «СМИ и культура».

    В 2012 году состоялся Круглый стол на тему «СМИ и культура: оппозиция или союз?» в Красноярске, в рамках музыкально-информационого форума «“Музыкальное обозрение”. Красноярский край. Специальный выпуск».

    В 1994, 1998 и 2002 А. Устинов вел «Дневники Конкурса им. П. И. Чайковского» на телеканалах «ОРТ» и «Культура». В 2008–2012 на радио «Орфей» еженедельно выходила программа «С красной строки» (авторы проекта А. Устинов и генеральный директор Российского государственного музыкального центра И. Герасимова).

    Круглые столы

    «СМИ м культура» (Вологда, 2008)

    «Народные инструменты на филармонической сцене» (Москва, 2010)

    «Музыкальные конкурсы: бизнес в искусстве или искусство бизнеса?» (Москва, 2011)

    «СМИ и культура: оппозиция или союз?» (Красноярск, 2012)

    Проекты «МО» осуществлены в 60 городах России. В них приняли участие десятки тысяч российских музыкантов.

    Юбилейный фестиваль

    В 2014 году газете исполняется 25 лет. С марта по декабрь проводится Всероссийский фестиваль «Музыкальное обозрение–25». Это самый масштабный фестивальный проект в России. Беспрецедентная акция, в рамках которой музыканты России объединились вокруг уникальной креативной идеи, под эгидой своего профессионального издания.

    В 56 городах России состоится 100 концертов, спектаклей, конференций, других мероприятий с участием коллективов театров оперы и балета, симфонических и камерных оркестров, вузов и других специальных учебных заведений культуры и искусства — всего около 10000 российских музыкантов.

    Основу программ составят сочинения из эксклюзивного проекта «МО» opus 25: помеченные опусом либо номером 25, имеющие в названии цифру 25, написанные композиторами в 25-летнем возрасте.

    Подавляющее большинство концертов состоится 1 октября, в Международный День музыки и юбилейный день рождения газеты. Как День музыки объединяет музыкантов всего мира, так и газета «Музыкальное обозрение» объединяет музыкантов России.

    Соединение этих двух дат символично: оно содействует росту престижа профессии академического музыканта, возвышает музыкантов в глазах общества и властных структур.

    Центральный концерт фестиваля — юбилейное действо «OPUS 25» — состоится в Концертном зале им. Чайковского в Москве, с участием Академического симфонического оркестра Московской филармонии (художественный руководитель и главный дирижер народный артист СССР Юрий Симонов), хора Академии хорового искусства им. Попова (художественный руководитель — Алексей Петров), Государственного академического Московского областного хора им. Кожевникова (художественный руководитель — Николай Азаров), солист — Мирослав Култышев (фортепиано). Прозвучат сочинения Дж. Россини, Э. Грига, Ф. Шопена, Р. Шумана-Ф. Листа, Р. Штрауса, коллективное сочинение «“Посвящение”. К 100-летию Д. Д. Шостаковича», Kyrie eleison К. Бодрова для хора, оркестра и органа (сочинение написано в 2014 специально к юбилейному концерту и посвящено 25-летию «МО»).

    Adagio из балета Т. Хренникова «Гусарская баллада» прозвучит памяти основателей «Музыкального обозрения»: Т. Н. Хренникова, Б. С. Диментмана,П. В. Меркурьева.

    В 1999, 2004, 2009 годах с юбилейными датами газету поздравляли М. Горбачев, митрополит Питирим, И. Архипова, М. Ростропович, Ю. Темирканов, В. Гергиев, Ю. Башмет, десятки выдающихся деятелей России. В 2009 году с 20-летием «МО» поздравил президент Д. Медведев.

    В этом году главного редактора и коллектив редакции поздравили руководитель Администрации Президента РФ С. Иванов, Председатель Совета Федерации В. Матвиенко, Министр культуры РФ В. Мединский, исполнительный директор Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества А. Иксанов, член Совета Федерации Н. Дементьева, доктор Л. Рошаль, директор Московской филармонии А. Шалашов, художественный руководитель МГАФ А. Чайковский, ректор Московской консерватории А. Соколов, ректор Санкт-Петербургской консерватории М. Гантварг, директор Департамента культурного наследия Министерства культуры РФ М. Брызгалов, генеральный директор ВМОМК им. Глинки В. Лисенко, генеральный директор РГКК «Содружество» А. Малышев, министры культуры регионов, руководители филармоний, театров оперы и балета, выдающиеся российские музыканты — С. Губайдулина, Ю. Темирканов, М. Плетнев, Ю. Башмет, А. Сладковский, Г. Ринкявичюс, В. Полянский, Э. Серов, Д. Мацуев, Б. Березовский, Н. Луганский, Е. Мечетина, М. Култышев, А. Гиндин, В. Овчинников, Э. Грач, В. Репин, Н. Борисоглебский, А. Князев, Ф. Липс; композиторы, исполнители, музыковеды, ректоры и профессора вузов, директора оперных театров и филармоний, министры культуры регионов, музыкальные деятели, коллеги-журналисты.


    Академический симфонический оркестр Московской филармонии

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом. 

    Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошел в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижеров. Первым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вэна Клайберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.

    Кирилл Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998). 

    За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижерский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Даниил Шафран, Яков Флиер, Николай Петров, Мстислав Ростропович, Владимир Крайнев, Маурицио Поллини, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман и многие другие. Оркестр записал более 350 пластинок и CD, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор. 

    Новый этап в истории оркестра Московской филармонии начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни, часто выступает в городах России (за последние десять лет они дали концерты в более чем 40 городах), успешно гастролирует в Великобритании, Германии, Испании, Японии, Гонконге, Китае, Корее. 

    В последние десятилетия с оркестром выступали выдающиеся музыканты современности: Марк-Андре Амлен, Валерий Афанасьев, Юрий Башмет, Борис Березовский, Юйцзя Ван, Максим Венгеров, Штефан Владар, Хибла Герзмава, Давид Герингас, Барри Дуглас, Лилия Зильберштейн, Суми Чо, Лора Клейкомб, Александр Князев, Сергей Крылов, Джон Лилл, 

    Николай Луганский, Константин Лифшиц, Олег Майзенберг, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Виктория Муллова, Даниэль Поллак, Вадим Репин, Сергей Ролдугин, Дмитрий Ситковецкий, Виктор Третьяков; дирижеры Лучано Акочелла, Семен Бычков, Александр Ведерников, Михаэль Гюттлер, Александр Дмитриев, Марко Замбелли, Томас Зандерлинг, Александр Лазарев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Бенжамин Пьоннье, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Саулюс Сондецкис, Антонино Фольяни, Марис Янсонс и многие другие. 

    Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» коллектив сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов. Оркестр – неизменный участник международных и Всероссийских мастер-курсов для молодых дирижеров Юрия Симонова, организованных Московской филармонией. 

    Деятельность маэстро Симонова и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звезд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Валерий Баринов, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Ирина Пегова, Юлия Пересильд, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Григорий Сиятвинда, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Евгений Стычкин, Виктория Толстоганова, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер и оркестр». 

    В последние годы коллектив представил ряд московских, российских и мировых премьер. Прозвучали сочинения Андрея Эшпая, Бориса Тищенко, Кшиштофа Пендерецкого, Филипа Гласса, Александра Чайковского, Сергея Слонимского, Валентина Сильвестрова, Эдуарда Артемьева, Геннадия Гладкова, Софии Губайдулиной, Алексея Рыбникова, Ефрема Подгайца, Кузьмы Бодрова и других композиторов.

    Юрий Симонов

    Юрий Симонов родился в 1941 году в Саратове. Окончил Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова в 1965 году по специальности «альт» (класс Юрия Крамарова), в 1969 году – по специальности «симфоническое дирижирование» (класс Николая Рабиновича). В 1966 году стал лауреатом II Всесоюзного конкурса дирижеров в Москве, в 1967-м был назначен главным дирижером оркестра Кисловодской филармонии. В 1968 году завоевал I премию на V Международном конкурсе дирижеров в Риме, организованном Национальной академией Санта-Чечилия, став первым советским дирижером – победителем международного конкурса. В том же году по приглашению Евгения Мравинского был принят ассистентом в Заслуженный коллектив Республики Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии.

    В январе 1969 года дебютировал в Большом театре СССР оперой «Аида» Верди, спустя год, после триумфального выступления на гастролях театра в Париже, был назначен главным дирижером театра и занимал этот пост в течение пятнадцати с половиной лет. Под его управлением состоялись премьеры опер «Руслан и Людмила» Глинки, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Так поступают все женщины» Моцарта, «Кармен» Бизе, «Замок герцога Синяя Борода» Бартока, балетов «Золотой век» Шостаковича, «Анна Каренина» Щедрина, «Деревянный принц» Бартока. В 1979 году им была поставлена опера «Золото Рейна», ознаменовав возвращение творчества Вагнера на сцену ГАБТа после почти 40 лет. В конце 1970-х годов Юрий Симонов организовал Камерный оркестр Большого театра. 

    В 1980-е и 1990-е годы выступал с крупнейшими симфоническими оркестрами Европы, США, Канады, Японии. Участвовал во многих международных фестивалях, осуществил ряд оперных постановок в крупнейших театрах мира. В 1982 году дебютировал с оперой «Евгений Онегин» Чайковского в лондонском Королевском театре Ковент-Гарден, четыре года спустя там же поставил «Травиату» Верди. Далее последовали «Аида» в Бирмингеме, «Дон Карлос» Верди в Лос-Анджелесе и Гамбурге, «Сила судьбы» Верди в Марселе, «Так поступают все женщины» Моцарта в Генуе, «Саломея» Р. Штрауса во Флоренции, «Хованщина» Мусоргского в Сан-Франциско, «Евгений Онегин» в Далласе, «Пиковая дама» Чайковского в Праге, Будапеште и Париже (Опера Бастий), оперы Вагнера в Будапеште. 

    В начале 1990-х годов Юрий Симонов был главным приглашенным дирижером Филармонического оркестра Буэнос-Айреса, в 1994–2002 гг. – музыкальным директором Бельгийского национального оркестра в Брюсселе (ONB). В 2001 году основал оркестр «Лист – Вагнер» в Будапеште. Более 30 лет был постоянным приглашенным дирижером Венгерского государственного оперного театра, в котором поставил десять музыкальных драм Вагнера, включая тетралогию «Кольцо нибелунга», а также «Пиковую даму» Чайковского. Кроме того, в 1994–2008 гг. проводил летние международные мастер-курсы (Будапешт и Мишкольц), которые посетили более 100 молодых дирижеров из 30 стран мира. Венгерское телевидение посвятило Юрию Симонову три фильма. 

    Дискография маэстро представлена альбомами, выпущенными фирмами «Мелодия», EMI, Collins Classics, Cypres, Hungaroton, Le Chant du Mondе, Pannon Classic, Sonora, Tring International, а также видеозаписями спектаклей Большого театра (Kultur, США). 

    С 1998 года Юрий Симонов – художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Московской филармонии. Под его управлением коллектив исполнил около трехсот программ в Москве, состоялись многочисленные гастроли оркестра по России, США, Великобритании, Германии, Испании, Китаю, Южной Корее, Японии и другим странам. Восторженная зарубежная пресса отмечала: «…Визит оркестра Московской филармонии стал бесспорным триумфом, когда музыканты с наслаждением исполняли музыку их родины и демонстрировали свои лучшие качества, а выразительное дирижирование Юрия Симонова отражало его страсть и погружение в эту музыку. Ошеломляющее выступление русских исполнителей – оркестра мирового класса – и два часа величия музыкального идеала». 

    4 марта 2021 года Юрий Симонов отметил 80-летие концертом в Зале имени П. И. Чайковского, где оркестром Московской филармонии вместе с маэстро дирижировали его молодые коллеги и ассистенты Игорь Манашеров, Димитрис Ботинис, Алексей Рубин, Николай Цинман и Андрей Колясников. 

    Активную творческую деятельность дирижер сочетает с преподавательской: в 1978–1991 гг. он вел класс оперно-симфонического дирижирования в Московской консерватории (с 1985 года – профессор). С 2006 года преподает в Санкт-Петербургской консерватории, с 2009 года – в ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова. В 2016 году удостоен звания почетного профессора Саратовской консерватории, в 2019 году – Санкт-Петербургской консерватории и ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова. 

    Маэстро проводил дирижерские мастер-классы в разных городах России, а также в Цюрихе, Лондоне, Тель-Авиве, Будапеште, Алма-Ате, Риге; неоднократно делился опытом с молодыми дирижерами на международных и всероссийских мастер-курсах, организованных Московской филармонией. Участвовал в работе жюри конкурсов во Флоренции, Токио, Москве и Будапеште. В 1983 году был председателем жюри V Всесоюзного конкурса дирижеров, в 2011, 2015 и 2019 годах возглавлял жюри по специальности «оперно–симфоническое дирижирование» на Всероссийском музыкальном конкурсе в Москве. 

    Маэстро проводит также мастер-классы для студенческих оркестров консерваторий Санкт-Петербурга, Саратова, Екатеринбурга. В сентябре 2008 года подготовил программу и провел концерты с Молодежным симфоническим оркестром СНГ в Москве, Баку, Душанбе и Алма-Ате. 

    В 2017 году учредил ежегодную премию «Стремись стать рыцарем и защитником классической музыки» для лучшего выпускника саратовской Центральной музыкальной школы, которую сам окончил в 1956 году. С родным городом его также связывают постоянное участие в Собиновских фестивалях и выступления с Академическим симфоническим оркестром Саратовской филармонии. В июле 2021 года удостоен звания «Почетный гражданин Саратова». 

    Юрий Симонов – народный артист СССР (1981), кавалер ордена Почета (2001), удостоен ордена Заслуг Венгерской Республики (офицерский крест, 2001), ордена Звезды Румынии (командор, 2003), ордена Заслуг перед Республикой Польша (1988). Лауреат Премии мэрии Москвы в области литературы и искусства (2008). Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени. В 2016 году Международным союзом музыкальных деятелей удостоен Золотой медали «Заслуженный деятель музыкального искусства».

    Мирослав Култышев

    Мирослав Култышев родился в Ленинграде в 1985 году. Окончил Среднюю специальную музыкальную школу при Санкт-Петербургской консерватории (класс Зоры Цукер), Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова и аспирантуру (класс профессора Александра Сандлера).

    Обладатель II премии XIII Международного конкурса имени П. И. Чайковского в Москве (2007, I премия не присуждалась) и победитель Международного конкурса пианистов в Монте-Карло (Монако, 2012). В сентябре 2021 года завоевал I премию на II Международном конкурсе пианистов Classic Pianoв Дубае. Лауреат Московского международного фестиваля молодых пианистов имени Генриха Нейгауза (1998), Международного музыкального фестиваля «Виртуозы 2000 года» (1999), премии Всероссийской общественной программы «Надежда России» (1999, в 2000 – обладатель Гран-при этой программы). В 2001 году удостоен молодежной премии «Триумф». В 2005 завоевал I место и золотую медаль на Международных молодежных Дельфийских играх в Киеве и был награжден немецким орденом Грифона, учрежденном в XIX веке. Был стипендиатом Международного благотворительного фонда Юрия Башмета, Филармонического общества Санкт-Петербурга (1995–2004), Санкт-Петербургского Дома музыки и Акционерного банка «Россия» (2007–2008).

    Выступает на сцене с шести лет. В десятилетнем возрасте дебютировал в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии в сопровождении оркестра под управлением Юрия Темирканова. Постоянный участник международных форумов в Германии («Киссингенское лето», Фортепианный фестиваль в Руре, Фестиваль земли Мекленбург-Передняя Померания), Швейцарии («Музыкальный сентябрь»), Италии («Эльба – музыкальный остров Европы»), Финляндии, Польше, фестивалей в Санкт-Петербурге («Звезды белых ночей», «Лики современного пианизма») и Москве («Кремль музыкальный» и «Международная неделя консерваторий»). 

    Играет в лучших залах Санкт-Петербурга и Москвы, а также в венском Музикферайне, зальцбургском Моцартеуме, амстердамском Консертгебау, лондонском Уигмор-холле, парижском Гаво, нью-йоркском Эвери Фишер-холле в Линкольн-центре, токийском Сантори-холле. Сотрудничал с дирижерами Николаем Алексеевым, Владимиром Ашкенази, Юрием Башметом, Валерием Гергиевым, Александром Дмитриевым, Сергеем Ролдугиным, Марком Горенштейном, Гинтарасом Ринкявичюсом, Василием Синайским и другими. С 2006 года – постоянный участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки.

    Доцент Санкт-Петербургской консерватории.

    Хор Академии хорового искусства имени В. С. Попова

    Первое в истории высшее учебное заведение вокально-хорового искусства, Академия хорового искусства, создана в 1991 году на базе Московского хорового училища имени А. В. Свешникова по инициативе и благодаря настойчивым усилиям профессора В. С. Попова. С самого начала работы Академии хорового искусства руководимый В.С. Поповым смешанный хор вуза определился как многофункциональный певческий коллектив, выступающий с обширными сольными программами, а также участвующий вместе с оркестрами в исполнении крупных вокально-симфонических произведений.

    Сводный хор Академии (около 250 певцов) включает в себя хор мальчиков (7-14 лет), хор юношей (16-18 лет), студенческие вокально-хоровые ансамбли (юноши и девушки 18-25 лет) и мужской хор. Отличная музыкальная подготовка, высокая профессиональная компетентность и полнота разновозрастных групп хоров Академии позволяют выполнить художественные задачи любой сложности, включая исполнение многохорных партитур, требующих участия грандиозных певческих составов. Так, хор Академии исполнил треххорную ораторию К.Пендерецкого «Семь врат Иерусалима» на московской премьере сочинения в Московском международном Доме музыки (декабрь 2003). Выдающимся событием в мире музыки стало исполнение в Москве при участии Большого хора Академии монументальной оратории Ф. Листа «Христос» под управлением Е. Светланова в Большом зале консерватории (апрель 2000).

    Хоры Академии регулярно выступают с концертами в России и за ее пределами - в странах Европы, Азии (Япония, Тайвань), США и Канаде. В числе несомненных достижений коллектива - многократное участие в ряде престижных музыкальных фестивалей: в Брегенце (Австрия, 1996, 1997), Кольмаре (Франция, 1997-2009), Рейнгау (Германия, 1995-2010) и, конечно, в Москве («Московская осень», «Московский Пасхальный фестиваль», «Черешневый лес», «Моцариана»).

    С хорами Училища и Академии сотрудничали прославленные российские и зарубежные дирижеры: Г. Абендрот, Р. Баршай, А. Гаук, Т. Зандерлинг, Д. Кахидзе, Д. Китаенко, К. Кондрашин, И. Маркевич, Е. Мравинский, М. Плетнев, Х. Риллинг, А. Рудин, Г. Рождественский, С. Самосуд, Е. Светланов, В. Спиваков, Ю. Темирканов, В. Федосеев. Многие современные композиторы доверяют исполнителям премьеры своих сочинений. Хоры Академии подготовили к исполнению и записали более 40 компакт-дисков.

    Отдельные хоры Академии, периодически объединяемые в Большой хор, представляют собой уникальный по своим исполнительским возможностям и тембровой палитре певческий коллектив, которому под силу яркие, полноценные художественные интерпретации всей классической и современной хоровой литературы. Полнокровная творческая жизнь – отличительная черта Академии хорового искусства, занявшей сегодня достойное место на мировой концертной сцене.

    С 2008 года сводным хором Академии руководит воспитанник Училища и Академии, ученик В. Попова, Лауреат первой премии Первого московского конкурса хоровых дирижеров – Алексей Петров.

    Государственный академический Московский областной хор имени А. Д. Кожевникова

    Государственный академический московский областной хор имени А. Д. Кожевникова был создан в 1956 годународным артистом СССР, профессором Московской консерватории Владиславом Соколовым. В 1988–2011 гг. коллективом руководил народный артист России Андрей Кожевников, чье имя сейчас носит коллектив. После него ансамбль возглавляла Жанна Колотий. С 2014 года хором руководит Николай Азаров.

    Московский областной хор участвовал в премьерных исполнениях многих произведений.  В их числе «Иван Грозный» Прокофьева, Реквием Кабалевского, Литургия Алябьева, духовные концерты Дегтярёва и Титова, Месса бельгийского композитора Жозефа Йонгена, Реквием памяти Леонида Когана Франко Маннино. Значительное место в репертуаре хора занимают народные песни. Многие аудиозаписи коллектива вошли в фонд радио и телевидения и выпущены фирмой «Мелодия».

    Хор активно гастролирует по России и за ее пределами, неоднократно выступал во всех республиках бывшего СССР, а также в Австрии, Швеции, Нидерландах, Германии, Франции, Финляндии, Польше, Румынии, Греции, Корее, Японии.

    В последнее десятилетие ансамбль участвовал во многих крупных культурных событиях, среди которых празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского в Сергиевом Посаде и 200-летия со дня рождения Михаила Лермонтова в усадьбе Серебряково, Международный хоровой фестиваль имени Бориса Тевлина в Большом зале Московской консерватории, юбилей премии «Русский Нобель» в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, Рождественский фестиваль духовной музыки в ММДМ, Пасхальный фестиваль, Международный фестиваль Мстислава Ростроповича и другие.

    Хор сотрудничал с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Национальным филармоническим оркестром России, Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония», с известными дирижерами, в числе которых Владимир Федосеев, Владимир Спиваков, Александр Вакульский, Александр Ведерников, Джанлука Марчиано, Ядер Биньямини.