10
февраля 2014 года в Концертном зале имени П.И. Чайковского состоится
третий концерт филармонического абонемента Московского камерного
оркестра Musica Viva «Шедевры и премьеры». В этот вечер за дирижерским
пультом оркестра впервые будет прославленный немецкий маэстро Петер
Нойман – руководитель Кёльнского камерного хора и оркестра Collegium
Cartusianum, один из самых авторитетных в мире интерпретаторов музыки
Генделя, Баха и Моцарта.
Предстоящий концерт станет всего лишь
четвертым выступлением 73-летнего дирижера в российской столице. Дважды
Нойман приезжал с возглавляемыми им коллективами: в 2005 году в рамках
Московского Пасхального фестиваля он представил премьеру «Страстей по
Иоанну» И.С. Баха в редакции 1725 года, а в 2009 году под его
руководством состоялось исполнение оратории «Мессия» Г.Ф. Генделя. В
апреле 2013 года Нойман продирижировал оперой «Ацис и Галатея» Генделя с
российскими солистами, оркестром Pratum Integrum и вокальным ансамблем
Intrada в Московском Международном доме музыки. На сей раз перед
московской публикой Нойман впервые выступит с моцартовской программой,
которую исполнит вместе с оркестром Musica Viva. В первом отделении
прозвучит Симфония № 38 («Пражская»), во втором – знаменитый Реквием.
Для
исполнения Реквиема вместе с оркестром и вокальным ансамблем Intrada на
сцену выйдет блестящий интернациональный состав солистов. Это известный
немецкий бас-баритон Вольф Маттиас Фридрих, ранее уже принимавший
участие в проектах Musica Viva – исполнении оратории «Сотворение мира»
(2007) и вечере к 300-летию Джованни Перголези (2010), и российская
дебютантка, шведское сопрано Мария Кеохане, чрезвычайно востребованная в
барочном репертуаре. Также в исполнении примут участие молодые, но уже
зарекомендовавшие себя на профессиональной сцене российские певцы –
меццо-сопрано Дарья Телятникова и тенор Алексей Неклюдов.
Для
оркестра Musica Viva исторически-достоверное исполнение музыки барокко и
раннего классицизма является одним из основных направлений творческой
деятельности. В разные годы коллектив осуществил проекты, получившие
высокую оценку публики и критиков. Так, в концертах были представлены
оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», опера Моцарта
«Идоменей», оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди и «Минин и
Пожарский, или освобождение Москвы» Дегтярева. В сотрудничестве с
британским маэстро Кристофером Мулдсом были осуществлены российские
премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и оратории «Геркулес».
Уникальной музыкально-просветительской акцией стал концерт
«Классик-кавалькада» (2006), когда впервые на российской сцене был
представлен симфонический оркестр, все музыканты которого играли на
исторических инструментах времен Гайдна и Бетховена. Сотрудничество с
ведущими музыкантами мира, специализирующимися на исторически
достоверном исполнении музыки XVIII столетия, также стало одним из
«фирменных знаков» оркестра, за пультом которого в разные годы стояли
такие прославленные мастера как Кристофер Хогвуд и Роджер Норрингтон.
Первый совместный концерт с Петером Нойманом продолжит эту традицию.
Исполнение сочинений Моцарта под его управлением обещает стать большим
художественным событием в культурной жизни столицы.
Петер
Нойман – руководитель Кёльнского камерного хора и оркестра Collegium
Cartusianum, известный интерпретатор Генделя, Баха и Моцарта. Нойман
родился в 1940 году в Карлсруэ. Учился игре на органе у Михаэля Шнайдера
в Берлине, а затем совершенствовал мастерство у Гастона Литэза (ученика
Марселя Дюпре и Луи Вьерна), а также Оливье Мессиана в Парижской
консерватории. Оркестровому дирижированию обучался у Серджиу Челибидаке.
Обладатель многочисленных премий, в том числе Gramophone и Diapason
d’Or, Нойман выступает с ведущими коллективами мира, является участником
крупнейших международных фестивалей.
В последние
десятилетия Нойман завоевал международную репутацию как лучший дирижер,
исполняющий произведения Генделя. В 1999 году он открыл в Кельне серию
концертов, которая называлась «250 лет ораториям Генделя». В ней он
исполнял те оратории, которые ровно 250 лет назад были в репертуаре
самого композитора. Цикл продолжался несколько лет и сопровождался
выходом дисков. В обширной дискографии Ноймана представлены также все
мессы и Реквием Моцарта, выпущенные лейблом EMI Classic, духовная музыка
Шумана и Брамса, вторая редакция «Страстей по Иоанну» Баха и другие
произведения.
Мария Кеохане – шведское сопрано, чей
репертуар охватывает широкий спектр музыкальных стилей от барокко до
современности. Она часто выступает в качестве солистки в исполнении
произведений кантатно-ораториального жанра. Певица сотрудничала со
многими известными дирижерами, среди которых Эрик Эриксон, Рой Гудман,
Густав Леонхардт, Якоб Линдберг, Эндрю Манце и другие. Она записала
несколько альбомов, среди которых особого внимания заслуживает запись с
барочным трубачом Никласом Эклундом (Naxos) и альбом фольклорной музыки,
записанный совместно с ансамблем Folkmusik I Frack. Мария Кеохане
является обладательницей ряда наград, среди которых премия Reumert
(2005) за партию Армиды («Ринальдо» Генделя).
Вольф Маттиас
Фридрих – немецкий бас-баритон, специализирующийся на музыке барокко. Он
много выступает с сольными концертами, а также сотрудничает с такими ансамблями как Musica Fiata и Cantus Cölln, ориентированными на исторически достоверное исполнение старинной музыки.
Широкий
диапазон позволяет певцу исполнять сложные оперные арии Генделя
безупречно как с технической, так и с музыкальной точки зрения. В 2008 -
2010 годах он блистал в роли Зороастра в опере «Орландо» на известном
фестивале Генделя в Геттингене, в оперном театре Дроттнингхольм в
Стокгольме и Комической опере в Берлине.
Музыкальность и
актерские способности позволили ему блестяще исполнить ряд моцартовский
партий. Он исполнял партию Публия в опере «Милосердие Тита» в Оперном
театре Праги в сезоне 2006-07 и партию Осмина в опере «Похищение из
сераля» в Оперном театре Кельна в 2010 году. В репертуар певца входит
также романтическая и современная музыка. В его дискографии – ряд
записей, получивших положительные отзывы прессы.
Дарья
Телятникова – меццо-сопрано, лауреат международного конкурса
«Санкт-Петербург в зеркале мировой музыкальной культуры» (2007). В 2010 –
2012 годах была солисткой Академии молодых певцов Мариинского театра. В
2011 году дебютировала в Мариинском театре в партии Николетты («Любовь к
трем апельсинам»), в 2012 году исполнила партию Керубино («Свадьба
Фигаро»). С сезона 2012-13 - артистка Международной оперной студии в
Цюрихе. На сцене Цюрихской оперы она исполнила партии альта («Волнения
на Таити» Бернстайна), Пажа и Цветочной девы («Парсифаль»), Амитты
(«Терпеливый Сократ» Г.Ф. Телемана). В 2013 году певица дебютировала в
Большом театре, исполнив партии Кушетки, Кошки, Белки и Пастуха («Дитя и
волшебство» Равеля).
Алексей Неклюдов – тенор, обучался в
Государственном музыкальном колледже имени Гнесиных и Академии хорового
искусства имени Виктора Попова. В 2007 году молодой исполнитель стал
лауреатом Международного студенческого конкурса вокалистов Bella voce и
Международного конкурса–фестиваля «Современное искусство и образование» в
Москве, а в 2008-м получил награды Международного конкурса-фестиваля
«Надежда, таланты, мастера» в Болгарии и конкурсов «Дельфийские игры» в
Минске и Новосибирске.
В 2010 году Алексей Неклюдов дебютировал
на сцене Большого зала Московской консерватории с Национальным
филармоническим оркестром России под управлением Владимира Спивакова,
исполнив партию тенора в Реквиеме Сен-Санса. С тех пор он постоянно
выступает с этим коллективом, принимал участие в фестивалях «Владимир
Спиваков приглашает» и «Черешневый лес» в Омске и Перми. В 2011 году
певец был удостоен благотворительного гранта НФОР.