Закрыть

Уважаемые слушатели! В продаже абонементы сезона 2018-2019.
Перейти к списку абонементов.

    Государственный академический
    камерный оркестр России,
    Фредерик Кемпф, Алексей Уткин

    10 марта 2018

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Гендель
    Концерт для органа с оркестром соль минор (переложение для фортепиано с оркестром)
    Й. Гайдн
    Симфония № 49 (Passion)
    Концерт для гобоя с оркестром
    Бетховен
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром

    12+

    Абонемент №36:

    Государственный академический камерный оркестр России

    Государственный академический камерный оркестр России

    Оркестр создан всемирно известным альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, созданный по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса). Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 5 марта 1956 года в Малом зале Московской консерватории, в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии.

    «Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», — писал Дмитрий Шостакович. 

    В 1950-60-х годах в оркестре под руководством Рудольфа Баршая играли такие известные солисты, как скрипачи Борис Шульгин (первый концертмейстер МКО), Лев Маркиз, Владимир Рабей, Андрей Абраменков, альтист Генрих Талалян, виолончелисты Алла Васильева, Борис Доброхотов, контрабасист Леопольд Андреев, флейтисты Александр Корнеев и Наум Зайдель, гобоист Альберт Зайонц, валторнист Борис Афанасьев, органист и клавесинист Сергей Дижур… 

    Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (некоторые из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных авторов: Николая Ракова, Юрия Левитина, Георгия Свиридова, Кара Караева, Мечислава Вайнберга, Александра Локшина, Германа Галынина, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Витаутаса Баркаускаса, Яана Ряэтса, Альфреда Шнитке и других. Многие композиторы создавали музыку специально для Московского камерного оркестра. Так, Дмитрий Шостакович посвятил ему Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде. 

    После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009). В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический». Сегодня ГАКО – одиз из ведущих камерных коллективов России. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. 

    В разное время с оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Фредерик Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты, ансамбли и дирижеры. 

    Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и в студии, охватывающая самый широкий репертуар — от музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Сhandos, Philips и других. К 50-летнему юбилею коллектива на студии Delos выпущена серия из 30 CD. 

    В январе 2010 года художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин. За годы его руководства произошло значительное обновление оркестра, существенно расширился репертуар. В программах коллектива Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с композициями на темы рок-групп, музыкой в стиле этно и саундтреками. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал участникам второго тура XIV и XV Международных конкурсов имени Чайковского (специальность «фортепиано»). 

    В программах сезона 2017/18 оркестр сотрудничает с такими выдающимися музыкантами, как Андрес Мустонен, Давид Грималь, Стефано Монтанари, Альбрехт Майер, Хансйорг Альбрехт. Несколько концертов пройдут совместно со скрипачом и дирижером Жан-Кристофом Спинози – в Москве, Париже и Бресте (Нормандия). Ярким завершением сезона станет исполнение оперы Генделя «Оттон» с участием зарубежных солистов и дирижера Кристофера Мулдса.

    Фредерик Кемпф

    Фредерик Кемпф – один из самых успешных пианистов нашего времени. Его концерты собирают полные залы во всем мире. Исключительно одарённый, с необычайно широким репертуаром, Фредерик имеет уникальную репутацию физически мощного и смелого исполнителя со взрывным темпераментом, оставаясь при этом вдумчивым и глубоко чувствующим музыкантом.

    Пианист сотрудничает со многими известными дирижёрами – такими как Шарль Дютуа, Василий Петренко, Эндрю Дэвис, Василий Синайский, Рикардо Шайи, Максим Тортелье, Вольфганг Заваллиш, Юрий Симонов и многими другими. Он выступает с престижными оркестрами, среди которых ведущие британские коллективы (Лондонский филармонический, Ливерпульский филармонический, Шотландский симфонический оркестр Би-би-си, «Филармония», Бирмингемский симфонический), Гётеборгский симфонический оркестр, Шведский камерный оркестр, оркестры Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Государственный академический камерный оркестр России, а также оркестры Филадельфии и Сан-Франциско, Филармонический оркестр Ла Скала, Тасманский симфонический (Австралия), оркестр NHK (Япония), Дрезденский филармонический и многие другие коллективы. 

    В последние годы Ф. Кемпф часто появляется на сцене и как дирижёр. В 2011 году в Великобритании с Лондонским Королевским филармоническим оркестром музыкант осуществил новый для себя проект, выступив сразу в роли пианиста и дирижёра: в течение двух вечеров были исполнены все фортепианные концерты Бетховена. В дальнейшем артист продолжил это интересное начинание с другими коллективами – с ЗКР Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Корейским симфоническим оркестром, Новозеландским симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром о. Кюсю (Япония) и оркестром Sinfónica Portoguesa. 

    Среди недавних выступлений Кемпфа – концерты с Тайваньским национальным симфоническим оркестром, симфоническим оркестром радио и телевидения Словении, Бергенским филармоническим оркестром, масштабный тур с оркестром Московской филармонии по городам Великобритании, после которого пианист получил высочайшие оценки прессы. 

    Сезон 2017-18 Фредди начал с выступления с Новозеландским симфоническим оркестром и недельными гастролями по стране. Он сыграл Второй концерт Рахманинова в Бухаресте с Симфоническим оркестром Румынского радио. Третий концерт Бетховена с Государственной академической симфонической капеллой России под управлением Валерия Полянского. Впереди – исполнение Третьего концерта Бартока с оркестром Польского радио в Катовице и Концерта Грига с Симфоническим оркестром Бирмингема. 

    Сольные концерты пианиста проходят в самых известных аудиториях, включая Большой зал Московской консерватории, Берлинский концертный зал, Варшавскую филармонию, консерваторию имени Верди в Милане, Букингемский дворец, Royal Festival Hal в Лондоне, Bridgewater Hall в Манчестере, Сантори-холл в Токио, Сиднейский City Hall. В нынешнем сезоне Ф. Кемпф впервые выступит в серии фортепианных концертов Фрибургского университета в Швейцарии (в числе других участников этого цикла – Вадим Холоденко, Йол Юм Сон), даст сольный концерт в Большом зале Московской консерватории и несколько клавирабендов в Великобритании. 

    Фредди записывается исключительно для фирмы BIS Records. Его последний альбом с произведениями Чайковского вышел осенью 2015 года и имел большой успех. В 2013 году пианист записал сольный диск с музыкой Шумана, тепло встреченный критикой. До этого сольный альбом пианиста с сочинениями Рахманинова, Баха/Гуно, Равеля и Стравинского (запись 2011 года) получил высокую оценку музыкального журнала BBC за «прекрасную нежную игру и тонкое чувство стиля». Запись Второго и Третьего фортепианных концертов Прокофьева с Бергенским филармоническим оркестром под управлением Эндрю Литтона, осуществленная в 2010 году, была номинирована на престижную премию «Граммофон». Успешное сотрудничество музыкантов продолжилось в работе над записью произведений 

    Гершвина для фортепиано с оркестром. Диск, выпущенный 2012 году, был назван критикой «красивым, стильным, легким, элегантным и... великолепным». 

    Кемпф родился в Лондоне в 1977 году. Начав обучаться игре на фортепиано в возрасте четырех лет, в восемь он уже дебютировал с Лондонским Королевским филармоническим оркестром. В 1992 году пианист одержал победу на ежегодном конкурсе молодых музыкантов, проводимом корпорацией Би-би-си: именно эта награда принесла юноше известность. Однако мировое признание пришло к Кемпфу спустя несколько лет, когда он стал лауреатом XI Международного конкурса имени П. И. Чайковского (1998). Как писала газета International Herald Tribune, тогда «молодой пианист покорил Москву». 

    Фредерик Кемпф награжден престижной премией Classical Brit Awards как лучший молодой британский исполнитель классической музыки (2001). Артисту также присвоено звание Почётного доктора музыки Университета Кент (2013).

    Алексей Уткин

    Алексей Уткин родился в 1957 году в Москве. Учился в Центральной музыкальной школе. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (1980) и аспирантуру (1983) по классу гобоя А. В. Петрова.

    Сегодня имя Алексея Уткина хорошо известно в России и Европе. Школа работы со Спиваковым, которую прошел молодой гобоист, придя в «Виртуозы Москвы» из Московской консерватории, блестящее музыкальное образование, природное дарование – все это сделало его заметной фигурой в музыкальном мире.

    А. Уткин выступал с такими прославленными музыкантами, как В. Спиваков, Ю. Башмет, Х. Холлигер, Ж.-К. Спинози, Н. Гутман, Э. Вирсаладзе, А. Рудин, Р. Владкович, В. Попов, Е. Образцова, Д. Дэниелс, Д. Хворостовский, К. Захариас, Ф. Кемпф, Б. Березовский, В. Третьяков, Д. Фрэ, И. Четуев и другими звездами классической сцены.

    Его карьера складывается из многочисленных выступлений в самых престижных залах мира: Карнеги-холл и Эвери Фишер-холл, Консертгебау, Академия Санта Чечилия, Театр Елисейских полей, зал «Геркулес» (Мюнхен), Бетховенский зал (Бонн) и др. Многие из сольных программ Алексея Уткина привлекли внимание звукозаписывающих компаний, среди них RCA - BMG (Classics Red Label).

    Алексей Уткин играет на уникальном гобое фирмы F. LOREE, который специально для музыканта изготовил прославленный французский мастер, владелец фирмы Алан де Гурдон.

    Алексею Уткину принадлежит историческая роль в том, что он вывел гобой в качестве сольного инструмента на мировую сцену. Смело начав исполнять все сольные сочинения, написанные для гобоя, Уткин стал расширять диапазон и возможности инструмента за счет специальных переложений. Ярким примером виртуозности музыканта стало исполнение им произведений забытого композитора и гобоиста начала XIX века Антонио Паскулли, носившего в свое время гордое имя «Паганини гобоя».

    В конце 90-х годов, продолжая сотрудничать с ансамблем «Виртуозы Москвы», Алексей Уткин предпринимает успешную попытку начать самостоятельную карьеру, что в 2000 году привело к созданию Ансамбля «Эрмитаж». С этим коллективом было сыграно множество концертов и записано 10 CD с различными программами для известной компании Caro Mitis.

    В 2010 году Алексей Уткин возглавил Государственный академический камерный оркестр России, став его художественным руководителем и дирижером. Сохраняя традиции оркестра, заложенные его основателем Рудольфом Баршаем, Уткин видит себя в оркестре не только в роли художественного руководителя и дирижера, но и в роли солиста и вдохновляющего лидера. За последние годы Алексей Уткин побывал с концертами в самых разных уголках нашей страны – от Калининграда до Владивостока.

    Работу в коллективе новый художественный руководитель начал с расширения стилистического и жанрового диапазона исполняемых произведений. Новые идеи и творческие поиски Алексея Уткина нашли отражение в программах последних лет, таких как Ost West Fantasy на музыку Пёрселла, Махавишну, Кларка, МакКэндлеса (для камерного оркестра, электрогитары, бас гитары, индийской тростниковой флейты и ударных); «Праздничный дивертисмент-сказка» молодого композитора Андрея Рубцова (для камерного оркестра, детского хора, электрогитары и ударных). Дружба с актером Александром Филиппенко послужила импульсом к созданию программы «Отражение в воде», в основу которой легли «Крохотки» Александра Солженицына и «Прелюдии» Дмитрия Шостаковича.

    Работу в ГАКОР музыкант совмещает с преподавательской деятельностью, являясь профессором Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

    В 2016 году Алексей Уткин стал лауреатом Премии Москвы в области литературы и искусства в номинации «Музыкальное искусство» за вклад в развитие отечественного музыкального искусства и популяризацию классической музыки на концертных площадках города Москвы.