Закрыть

Уважаемые слушатели! В продаже абонементы сезона 2016-2017
перейти к списку абонементов

    Musica Viva,
    Александр Рудин

    24 октября 2014, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    К. Ф. Э. Бах
    Страстная кантата «Последние страдания Спасителя» для солистов, хора и оркестра (Первое исполнение в России)


    12+

    Абонемент №34:

    «Шедевры и премьеры». Московский камерный оркестр Musica Viva

    Абонементный цикл  «Шедевры и премьеры» – один из титульных проектов Московского камерного оркестра Musica Viva, отражающий основные направления творческой деятельности коллектива. Программы цикла формируются по принципу сочетания признанных образцов классического музыкального искусства и произведений, редко исполняемых на отечественных сценах, а то и вовсе забытых раритетов, воссоздающих музыкальную историю той или иной эпохи во всей ее полноте и разнообразии. За многие годы существования в рамках цикла была сформулирована и еще одна художественная задача, а именно представление отечественной публике зарубежных исполнителей – солистов и дирижеров, завоевавших признание на Западе, но пока что мало известных нашим слушателям. 

    В предстоящем сезоне 2014/2015 серия «Шедевры и премьеры» – это четыре концерта, каждый из которых претендует на уникальный художественный статус. Два из них представят масштабные сочинения кантатно-ораториального и оперного жанров с участием интернационального состава солистов и постоянного партнера оркестра Musica Viva вокального ансамбля Intrada, еще два будут посвящены инструментальной музыке западноевропейских композиторов. 

    Абонемент откроется российской премьерой кантаты Карла Филиппа Эммануила Баха Die letzten Leiden des Erlösers («Последние страдания Спасителя») 24 октября 2014 года. Творческое наследие второго из пяти сыновей Иоганна Себастьяна Баха, при жизни завоевавшего полное признание, но уже в XIX веке практически полностью забытого, весьма внушительно. Его перу принадлежат 3 клавесинных концерта, 19 симфоний, 30 трио, около 200 сонат, кантаты и оратории, в том числе Магнификат. В России его произведения сегодня исполняются все еще достаточно редко, а кантатно-ораториальное творчество известно меломанам лишь по записям.  В разные годы оркестр MusicaViva включал симфонии и концерты этого композитора, являющегося непосредственным предшественником венских классиков,  в свои концертные программы,  а теперь слушателей ждет премьера и одной из масштабных кантат композитора, в исполнении которой примут участие четыре солиста, хор и оркестр под управлением художественного руководителя Musica Viva Александра Рудина. 

    Московский камерный оркестр Musica Viva

    История оркестра ведет отсчет с 1978 года, когда скрипач и дирижер В. Корначев основал музыкальный ансамбль из 9 человек, молодых энтузиастов, недавних выпускников московских музыкальных вузов. В 1988 году ансамбль, к тому моменту выросший в оркестр, возглавил Александр Рудин, который и придумал имя «Musica Viva» (живая музыка — лат.). Под его руководством оркестр обрел уникальное творческое амплуа и достиг высокого уровня исполнительского мастерства, войдя в число ведущих оркестров России.

    Сегодня Musica Viva — универсальный музыкальный коллектив, свободно чувствующий себя в самых разных стилях и жанрах. В нетривиальных программах оркестра наряду с общепризнанными шедеврами звучат музыкальные редкости. Оркестр, владеющий многими исполнительскими стилями, всегда стремится максимально приблизиться к изначальному облику произведения, подчас уже неразличимому за плотными наслоениями исполнительских штампов. Квинтэссенцией творческих проектов оркестра стал особый концертный цикл в Московской филармонии — «Шедевры и премьеры», в котором музыкальные шедевры предстают в первозданном великолепии, а извлеченные из небытия музыкальные раритеты становятся подлинными открытиями.

    Большое место в репертуаре оркестра занимают незаслуженно забытые произведения: в исполнении коллектива впервые в России прозвучали сочинения Генделя, сыновей И. С. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярева и многих других. Широкий стилевой диапазон оркестра позволяет ему на равно высоком уровне исполнять как музыкальные раритеты, так и произведения современных композиторов. В разные годы оркестр Musica Viva осуществил премьеры сочинений В. Артёмова, А. Пярта, А. Саллинена, В. Сильвестрова и других.

    В последние годы Musica Viva успешно осуществляет крупные проекты — оперы в концертном исполнении и оратории с участием выдающихся зарубежных певцов и дирижеров. Под руководством Александра Рудина в Москве были исполнены мессы Гайдна и его оратории «Сотворение мира» и «Времена года», оперы «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена, Реквием Шумана, оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди и «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярева. В сотрудничестве с британским маэстро Кристофером Мулдсом осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и оратории «Геркулес».

    Погружение в материалы той или иной эпохи привело к ряду почти археологических музыкальных находок. Так появился цикл «Серебряная классика», стартовавший в 2011 году. Его основу составляет музыка, не вошедшая в «золотой» репертуарный фонд. В рамках этого цикла проходит молодежная программа, представляющая лауреатов европейских международных конкурсов, а также ежегодные «Виолончельные ассамблеи», к участию в которых маэстро Рудин приглашает своих коллег-виолончелистов.

    Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, в их числе Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Владимир Юровский, Андраш Адориан, Роберт Левин, Андреас Штайер, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Джулиано Карминьола, Изабель Фауст, Руль Дильтинс, примадонны мировой оперной сцены: Джойс ДиДонато, Анник Массис, Вивика Жено, Дебора Йорк, Сюзан Грэм, Малена Эрнман, Стефани д`Устрак, Хибла Герзмава, Юлия Лежнева и другие. С оркестром выступали всемирно известный хор Collegium Vocale, хор «Латвия».

    Musica Viva — постоянный участник международных музыкальных фестивалей. Оркестр гастролировал в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Бельгии, Японии, Латвии, Чехии, Словении, Финляндии, Турции, Индии, на Тайване. Ежегодно гастролирует по городам России.

    Оркестром записано более двадцати дисков, в том числе для лейблов «Русский Сезон» (Россия-Франция), Olympia и Hyperion (Великобритания), Тudor (Швейцария), Fuga Libera (Бельгия), «Мелодия» (Россия). Последней работой коллектива в области звукозаписи стал альбом с музыкой Дворжака (2013), выпущенный бельгийским лейблом Fuga Libera. 

    Александр Рудин

    Александр Рудин — один из самых многогранных российских музыкантов. Виолончелист с мировым именем, дирижер, сотрудничающий как с симфоническими, так и с камерными оркестрами, пианист, педагог, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений, составитель уникальных тематических циклов. В своем творчестве музыкант строго следует избранному пути — пути поисков и экспериментов в русле «чистой» академической традиции.

    Интерес к малоизвестной или вовсе неизвестной музыке и новое прочтение произведений, являющихся своего рода классическими шлягерами, — сочетание, характерное для большинства концертных программ исполнителя. А. Рудин впервые представил московской публике виолончельные сочинения К. Давыдова, А. Крафта, Ж.-Б. Триклира, И. Фациуса, Р. Фолькмана, А. Дворжака. Оркестром Musica Viva, который А. Рудин возглавляет с 1988 года, впервые в современной России были исполнены сочинения К. Ф. Э. Баха, А. Вивальди, А. Сальери, И. Плейеля, Я. Дюссека, К. Диттерсдорфа, Й. Гайдна, О. Козловского, В. Пашкевича, А. Алябьева, С. Дягтерева, М. Глинки.  Путь стилевых экспериментов привел Александра Рудина к увлечению аутентичным исполнением старинной музыки: в своей сегодняшней концертной практике А. Рудин совмещает игру на современном инструменте и на виоле-да-гамба, играет музыку романтиков в «традиционной манере» и произведения эпохи барокко и шедевры классиков в «исторически корректном» стиле. Аутентичная линия работы с оркестром привела к тесному сотрудничеству с признанными мэтрами в этой области, среди которых Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Кристофер Мулдс, Андреас Штаер, Алексей Любимов.

    Педагогическая деятельность Александра Рудина связана с Московской государственной консерваторией. Профессор консерватории, он преподает камерный ансамбль, считая, что именно в этой сфере может дать студентам больше, чем обучая их игре на виолончели. Помимо этого, А. Рудин дает мастер-классы по всему миру, а также сотрудничает с молодежными коллективами в качестве дирижера и солиста.

    Дискография Александра Рудина насчитывает несколько десятков дисков. Знаковыми работами музыканта можно назвать записи шести сюит Баха (Naxos), виолончельных концертов Ж.-Б. Триклира и К. Ф. Э. Баха, Концерта для виолончели Н. Мясковского. «Григ-альбом» знакомит слушателей с А. Рудиным не только дирижером и виолончелистом, но и мастером оркестровки. В числе последних работ — диски из произведений А. Дворжака, А. Алябьева, А.  Черепнина, а также live-альбом — запись Третьей симфонии Бетховена и виолончельного концерта А. Крафта из Большого зала консерватории.

    Вокальный ансамбль «Интрада»

    Вокальный ансамбль Intrada под руководством Екатерины Антоненко ― коллектив нового поколения, чьи выступления отличают не только высокий профессиональный уровень, но и свой узнаваемый исполнительский стиль. Intrada регулярно сотрудничает с ведущими коллективами и музыкантами России и Европы, среди них Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова и Владимир Юровский, вокальный ансамбль The Tallis Scholars и Питер Филлипс, Российский национальный оркестр и Михаил Плетнев, Государственный академический камерный оркестр России и Алексей Уткин, ансамбль старинной музыки Lе Poème Harmonique и Венсан Дюместр, Московский камерный оркестр Musica viva и Александр Рудин, Фридер Берниус, Петер Нойман. Коллектив с успехом представлял нашу страну на европейских музыкальных фестивалях, в частности, в сентябре 2015 года в знаменитой Дрезденской капелле состоялся концерт ансамбля в рамках Дрезденского фестиваля искусств.

    Ансамбль неоднократно принимал участие в фестивале «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». В 2015 году на этом форуме коллектив выступит с Юлией Лежневой, Максом Ценцичем и оркестром Il Giardino Armonico под управлением Джованни Антонини. Коллектив также выступал на фестивалях Earlymusic в Санкт-Петербурге, столичных фестивалях – «Возвращение», «Посольские дары» в музеях Московского Кремля, Рождественском фестивале.

    Вокальный ансамбль Intrada неоднократно принимал участие в концертных исполнениях опер Генделя («Геркулес», «Альцина»), Глюка («Орфей и Эвридика» в парижской версии 1774 года) в Концертном зале им. П. И. Чайковского. Под руководством Петера Ноймана коллектив исполнил Реквием В. А. Моцарта (2014), а также принял участие в концертном исполнении оперы Генделя «Ацис и Галатея» в Светлановском зале ММДМ (2013).

    Вокальный ансамбль Intrada выступал на церемонии вручения премии Montblanc de la Culture Валерию Гергиеву (2011).В перекрестный год культуры России и Великобритании Intrada и прославленный британский ансамбль The Tallis Scholars Питера Филипса организовали фестиваль памяти сэра Джона Тавенера: в сентябре 2014 года концерты состоялись в Рахманиновском и Большом залах Московской консерватории.

    К 330-летию со дня рождения И. С. Баха в июне 2015 года вокальный ансамбль Intrada исполнил все мотеты немецкого гения под управлением Фридера Берниуса в Рахманиновском зале консерватории. В октябре 2015 года состоялись концерты коллектива со знаменитым ансамблем старинной музыки Lе Poème Harmonique под управлением Венсана Дюместра, познакомившие московскую публику с шедеврами французской и итальянской музыки раннего барокко.

    Вокальный ансамбль Intrada осуществил ряд российских премьер: So you want to write a fuge Г. Гульда на фестивале «Возвращение» (2010), Four2 Дж. Кейджа на открытии международного фестиваля «Musicircus Джона Кейджа» (2012), Lied А. Волконского в рамках концерта «Посвящение Андрею Волконскому» (2013), а также московскую премьеру сочинения Дэвида Лэнга «Страсти по девочке со спичками» на фестивале «Код эпохи» (2013) и его сценическую премьеру в Гоголь-центре (2014, художник — Вера Мартынова). Российская премьера мессы для двойного хора а капелла Ф. Мартена состоялась на фестивале «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» (2013).

    Записи концертов вокального ансамбля Intrada транслировались телеканалом «Культура», радиостанциями «Орфей», «Свобода», «Говорит Москва», «Радио России» и «Голос России».



    Екатерина Антоненко – художественный руководитель и дирижер вокального ансамбля Intrada.

    Екатерина постоянно сотрудничает с ведущими европейскими коллективами. В июле 2011 года по приглашению Питера Филлипса она дирижировала знаменитым ансамблем The Tallis Scholars в Соборе Церкви Христа в Оксфорде. В составе Кёльнского камерного хора под руководством Петера Ноймана гастролировала во Франции, Норвегии и Германии. Дирижировала Штутгартским камерным хором во французском Везон-ла-Ромене (2014).В 2015 году в качестве ассистента дирижера Е. Антоненко работала с Камерным хором RIAS под руководством Ханса-Кристофа Радемана и с Дрезденским камерным хором под управлением Пола Гудвина.

    Екатерина Антоненко окончила Московскую консерваторию по классу хорового дирижирования в классе профессора В.В.Суханова, а также аспирантуру историко-теоретического факультета консерватории (научный руководитель — доцент Р.А.Насонов).В 2010 году Екатерина выиграла стипендию DAAD (Германской службы академических обменов), которая позволила музыканту стажироваться в Лейпцигской, а затем в Кёльнской Высшей школе музыки у выдающегося дирижера Маркуса Крида.Екатерина принимала участие в мастер-классах Фридера Берниуса (2010, Дания), Марка Минковского (2011, Франция), Ханса-Кристофа Радемана («Баховская академия» 2013, Германия). Она является лауреатом VI Международного конкурса молодых хоровых дирижеров в Венгрии и стипендиатом фонда Noel Minet Fund (2011).

    С 2012 года Е. Антоненко преподает на кафедре хорового дирижирования Московской консерватории. По ее инициативе в консерватории прошли мастер-классы Питера Филлипса, Петера Ноймана, Майкла Чанса, Дэйм Эммы Керкби и Деборы Йорк.

    В 2013 году Екатерина защитила кандидатскую диссертацию на тему «Духовная музыка Бальдассаре Галуппи: вопросы изучения и исполнения».

    Лора Бинон

    Лора Бинон (сопрано, Бельгия) начала свое музыкальное образование как скрипачка. Она окончила Королевскую консерваторию в Брюсселе и стала лауреатом нескольких исполнительских конкурсов. Во время учебы в консерватории она начала заниматься вокалом в классе Беатрис Дево и по окончании консерватории за большие успехи была удостоена премии "Cardon".  В 2008-2009 годах Лора Бинон училась  в Высшей школе музыки в Барселоне (педагог — Маргарита Кодина де Нативидаде), а в 2011 году получила степень магистра в Амстердамской консерватории (педагог — Валери Гийорит).

    Певица постоянно сотрудничает с ансамблями Il fondamento, Collegium Vocale (Гент), Ictus, Spectra, с которыми  записала несколько альбомов и совершила гастрольные турне. Она выступала под управлением таких дирижеров, как Филипп Херревеге, Эрве Нике, Бо Холтен, Поль Домбрехт, Жоэль Леви и многими другими.

    Среди ее ангажементов —  партия Барбарины в опере «Свадьба Фигаро» Моцарта с Фрайбургским барочным оркестром (дирижер Рене Якобс), участие в исполнении сочинения Drumming  Стива Райха с ансамблем  Ictus в европейских городах;  участие в исполнении «Страстей по Матфею» Баха с оркестром Амстердамского Консертгебау и хором Нидердандского Баховского общества (дирижер  Йос ван Вельдховен) в городах Нидерландов. Л. Бинон также исполняет сольные партии в оратории «Семь последних слов Спасителя на кресте» Гайдна, Реквиеме Форе, «Песни любви» и «Новые песни любви» Брамса.

    В минувшем сезоне певица выступила на  фестивалях  в Страсбурге (Франция) и на о. Схирмонниког (Нидерланды),  где участвовала в исполнении произведений «Дидона и Эней» Пёрселла (Белинда), «Лунный Пьеро» Шёнберга и «Сирены» Л. Франческони (с Брюссельским филармоническим оркестром, дирижер М. Табачник). 

    Значительное место в творческой деятельности певицы занимает камерная музыка. В 2011 году она выступила с сольной программой из песен Шуберта на  Оксфордском песенном фестивале, в мае 2013 года — дала несколько сольных концертов в Англии.  Кроме того, Лора Бинон является одной из основателей ансамбля "Revue blanche" (арфа, флейта, скрипка и голос), с которым исполняет самые неординарные программы.


    Лилия Гайсина

    Лилия Гайсина – солистка-стажер Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. В ее репертуаре партии Царевны-Лебедь («Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова), Олимпии («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха), Пастуха («Тангейзер» Р. Вагнера).

    Лилия Гайсина с отличием окончила Колледж имени Гнесиных по специальности «хоровое дирижирование». Продолжила обучение на вокальном факультете Московской консерватории имени П. И. Чайковского, сначала у народной артистки РСФСР, профессора И. И. Масленниковой, а с 2013 г. – у народной артистки СССР, профессора Б. А. Руденко.

    Певица выступала с Липецким симфоническим оркестром, Пермским камерным оркестром «Фрески», Камерным оркестром студентов Московской консерватории Veritas под управлением М. Емельянычева, оркестром Pratum integrum под управлением П. Сербина, ансамблем «Академия старинной музыки» под руководством Т. Гринденко, с Московским камерным оркестром Musica Viva под управлением А. Рудина. Участвовала в фестивалях старинной музыки в Австрии (Гмунден) и в Италии (Рим), российских фестивалях «Возвращение» и «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». Принимала участие в открытии выставки современного искусства в Королевской библиотеке города Копенгагена (Дания).

    Лилия Гайсина сотрудничала с режиссерами Кириллом Серебренниковым (проект «Арии»), Андреем Бартеневым («Три сестры»), Ксенией Петренко (Liquid Theatre), Давидом Бобе.

    В 2012 году молодая певица стала лауреатом II премии Международного студенческого конкурса вокалистов Bella Voce.

    Дарья Телятникова

    Дарья Телятникова родилась в г. Коркино Челябинской области. В 2005 г. поступила в Санкт-Петербургский музыкальный колледж, в 2008 г. — в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова. В 2010-12 гг. была солисткой Академии молодых певцов Мариинского театра, где спела партии Николетты («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева) и Керубино («Свадьба Фигаро» Моцарта).

    С сезона 2012/13 — артистка Международной оперной студии в Цюрихе. На сцене Цюрихской оперы исполнила партии альта («Волнения на Таити»Бернстайна), Пажа и Цветочной девы («Парсифаль» Вагнера), Амитты («Терпеливый Сократ» Телемана). В 2012 г. спела партию Альцины в концертном исполнении оперы «Неистовый Роланд» Вивальди на сцене Театра Комунале Феррары (Италия).

    В 2013 г. дебютировала в Большом театре в опере «Дитя и волшебство» Равеля, в том же году исполнила партию Лауры в «Иоланте» Чайковского.

    С 2013 года Дарья Телятникова – солистка Пермского академического театра оперы и балета, где исполнила партии Ольги («Евгений Онегин» Чайковского) и Церлины («Дон Жуан» Моцарта). Выступала с Госоркестром России под управлением Владимира Юровского («Реквием» Моцарта и «Саломея» Р. Штрауса), Московским камерным оркестром Musica Viva под управлением Александра Рудина и Петера Ноймана .

    Маркус Шафер

    Маркус Шафер – лауреат конкурса имени Карузо в Милане, обладатель премии «Грэмми». Широчайший стилистический охват, умение точно отразить исполнительскую манеру эпохи, интерес к музыкальным раритетам делают Шафера одним из самых универсальных и востребованных певцов современности. Свои первые контракты он заключил с Цюрихским оперным театром (1985-1986) и Немецкой оперой на Рейне (1987-1993) и вскоре стал петь в ведущих европейских театрах – венецианском Театре Ла Фениче и Оперном театре Лисео в Барселоне, Опере Лиона, Баварской и Берлинской государственных операх, – а также на известных фестивалях – Зальцбургском и фестивале Россини в Пезаро.

    Маркус Шафер выступает в жанрах оперы, оратории и немецкой Lied, легко воплощая барочные партии, классические роли, вокальные циклы современных композиторов. Особенную привязанность Шафер испытывает к музыкальному наследию своей страны. За ним закрепилась слава непревзойденного исполнителя партий Евангелиста в пассионах И. С. Баха, в его репертуаре также несколько кантатно-ораториальных сочинений и опер Г. Ф. Генделя, известные и редко звучащие оперы и оратории венских классиков, Девятая симфония Л. ван Бетховена, вокальные циклы Шуберта и Шумана, а также композиторов ХХ века – Ханса Вернера Хенце и Вильгельма Кильмайера. Немецкий композитор Вольфганг Рим посвятил Шаферу цикл песен на слова Эдуарда Мёрике.

    Певец востребован в моцартовском репертуаре, выступая в партиях Тамино в «Волшебной флейте», Феррандо в «Так поступают все», Оттавио в «Дон Жуане», Бельмонта в «Похищении из сераля», Господина Фогельзанга в «Директоре театра». Одна из последних его работ – теноровая партия в кантате «Кающийся Давид» Моцарта, а также премьера оратории «Мессия» Генделя в моцартовской редакции в Лейпцигском Гевандхаузе под управлением Рейнхарда Гёбеля.

    Живой интерес у Маркуса Шафера вызывает музыка Йозефа Гайдна: вместе с известными ораториями «Сотворение мира» и «Времена года» он представил на суд публики оперы «Роланд-паладин» и «Лунный мир», ораторию «Возвращение Тобиаса», а также мессы, в том числе «Мариацельскую».

    Вместе с тем, среди недавних работ Шафера – такие далекие друг от друга по философии и стилистике сочинения, как «Воццек» А. Берга (партия Андреса) в Берлинской Комической опере и «Летучая мышь» И. Штрауса (партия Альфреда) в нидерландском Nationale Reisoperaand.

    Среди творческих партнеров Шафера – выдающиеся интерпретаторы старинной музыки – Рене Якобс, Сигисвальд Кёйкен, Франц Брюгген, Пол Маккриш, Николаус Арнонкур, Филипп Херревеге, Тон Коопман, Густав Леонхард, – мастера классико-романтического стиля – Мартин Хазельбёк, Фабио Луизи, Герберт Бломштедт, Рафаэль Фрюбек де Бургос, – а также признанные исполнители современной музыки – Михаэль Гилен, Кент Нагано и другие. Запись «Страстей по Матфею» Баха, осуществленная с Арнонкуром и его ансамблем Concentus musicus Wien (лейбл Teldec), была удостоена «Грэмми», а оратория «Иов» Карла Диттерса фон Диттерсдорфа (лейбл CPO) под управлением Германа Макса получила Приз немецких критиков в области звукозаписи. Из новых релизов с участием М. Шефера – кантата Angenehmes Widerau И. С. Баха с Густавом Леонхардом (Sony).

    В последние годы растет интерес музыканта к педагогике – с 2008 он является профессором вокала в Ганноверской Высшей школе музыки и театра.