Музыка войны. Сталинские премии. Камерная музыка 1941–1945 : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Музыка войны. Сталинские премии. Камерная музыка 1941–1945

    27 января 2015

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Андрей Устинов (комментарии)
    Полина Осетинская (фортепиано)
    Романтик-квартет

    Владислав Народицкий (скрипка)
    Михаил Болховитин (скрипка)
    Андрей Усов (альт)
    Сергей Асташонок (виолончель)

    В программе:
    Прокофьев
    Соната № 7 для фортепиано си-бемоль мажор, соч. 83 (1942)
    Сталинская премия II степени (1943)
    Шостакович
    Соната № 2 для фортепиано си минор, соч. 61 (1943)
    Вайнберг
    Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели фа минор, соч. 18 (1944)

    12+

    Абонемент №142:

    Музыка войны и Победы. Сталинские премии. Камерная музыка 1941–1945. К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

    Андрей Устинов

    Андрей Устинов – музыкальный и общественный деятель, журналист, критик, издатель, продюсер. Родился в 1959 году. Окончил Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Московский полиграфический институт. 

    Один из основателей (1989) и с 1991 года – главный редактор национальной газеты «Музыкальное обозрение». Инициатор, куратор, автор, продюсер, художественный руководитель, арт-директор, режиссер, ведущий более 100 фестивальных, концертных, конкурсных, выставочных, композиторских проектов, филармонических абонементов, круглых столов, научных конференций. Среди них абонементы Московской филармонии «Персона – композитор», «www.баян.ru», Instrumentarium, «DSCH. Дмитрий Шостакович. Камерная музыка», «Альфред Шнитке. К 90-летию со дня рождения композитора. “Лабиринты”», «Тайны филармонического дома».

    Инициатор проведения Года Мечислава Вайнберга и Всероссийского фестиваля, посвященного 100-летию со дня рождения композитора (2019). Инициатор и куратор Международного форума и научной конференции «Мечислав Вайнберг. Возвращение» (совместно с Большим театром России, 2017). Куратор проекта по выпуску собрания сочинений Мечислава Вайнберга (с 2017), в рамках которого вышло две серии (20 томов, 22 тетради). 

    Организатор Ассоциации музыкальных конкурсов России (2000), Председатель Совета АМКР. Руководитель пресс-центров Международного конкурса имени П. И. Чайковского, съездов композиторов России. Работал в жюри 40 всероссийских и международных конкурсов по разным специальностям. 

    Выступает с мастер-классами и лекциями по музыкальной журналистике. Ведет авторский курс «Основы музыкальной журналистики» в музыкальных вузах России. Организатор и куратор Академии Арт-журналистики на Транссибирском Арт-Фестивале в Новосибирске (2018, 2019). 

    Обладатель Гранта Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства: на издание альбома «Instrumentarium. Фотографии» (2013) и на проведение Всероссийского научно-практического информационного форума «Современная музыкальная журналистика: образ музыкального пространства России XXI века» (2017). Получатель грантов и субсидий Министерства культуры РФ на проведение фестивалей «Кружева» в Вологде (2008–2022), «Сотворчество» в Саратове (2021), «Музыкальное обозрение – Opus» (2010–2023) и др. 

    Заслуженный деятель искусств России. Член экспертных советов Министерства культуры РФ, Союза журналистов России, Союза театральных деятелей России. Почетный деятель Союза композиторов России, лауреат учрежденной СКР Премии имени Д. Д. Шостаковича.

    Полина Осетинская

    Полина Осетинская начала играть на фортепиано с пяти лет, в шесть дала свой первый сольный концерт в зале Вильнюсской филармонии. Год спустя состоялся дебют пианистки с Литовским камерным оркестром под управлением Саулюса Сондецкиса. Окончила школу-лицей при Санкт-Петербургской консерватории, затем Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (класс Марины Вольф) и ассистентуру-стажировку Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Веры Горностаевой).

    Выступала с ведущими камерными и симфоническими коллективами (такими как musicAeterna, оркестр Мариинского театра, ГСО Республики Татарстан, ЗКР Симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Токийский филармонический оркестр и другие) под управлением Теодора Курентзиса, Лорана Петижерара, Василия Синайского, Андрея Борейко, Герда Альбрехта, Ян-Паскаля Тортелье, Томаса Зандерлинга, Тугана Сохиева, Александра Сладковского. 

    Концертировала в нью-йоркском Карнеги-холле, венском Музикферайне, лондонском Барбикан-центре, римском Театро Арджентина, многих других крупнейших залах России, Германии, Польши, Израиля. Участвовала в фестивалях Du Wallonie, Mainly Mozart, Chopin Festival, «Декабрьские вечера», Crescendo, «Звезды на Байкале» (Иркутск), «Территория», Левитановском фестивале (Плёс), «Звезды белых ночей», Дягилевском фестивале в Перми и других музыкальных форумах в России, Европе и Америке.

    Лауреат молодежной премии «Триумф». В 2008 году издала автобиографическую книгу «Прощай, грусть!», ставшую бестселлером (готовится к переизданию). Приверженец и популяризатор творчества композиторов-современников поставангардного направления: Валентина Сильвестрова, Леонида Десятникова, Владимира Мартынова, Георгса Пелециса, Павла Карманова. Записи пианистки выпускают фирмы Sony Music, Naxos, Bel Air, Quartz, «Мелодия».

    В числе наиболее значительных событий сезона 2020/21 – премьеры музыкальных спектаклей «Я – жена гения» и «Дягилев. Последние дни» (в последнем Полина Осетинская дебютировала в качестве драматической актрисы в роли Миси Серт). Среди предстоящих ангажементов – выступления на российских и международных фестивалях с сольными и камерными программами, а также концерты с оркестрами.

    Романтик-квартет

    «Романтик-квартет» по праву можно считать одним из лучших камерных коллективов России. Музыканты являются преемниками лучших традиций русского квартетного искусства — своим рождением и творческим ростом «Романтик-квартет» обязан профессору В. А. Берлинскому, музыканту и педагогу мирового масштаба, виолончелисту прославленного Государственного квартета имени Бородина. Сотрудничество с В. А. Берлинским обусловило высокий исполнительский уровень «Романтик-квартета» с самого начала творческого пути — в 1999 году коллектив стал победителем V Международного конкурса струнных квартетов имени Д. Д. Шостаковича в Москве. (Авторитетное жюри единогласно присудило тогда квартету Первую премию и семь специальных призов).

    Безупречное исполнительское мастерство позволяет музыкантам исполнять произведения композиторов различных эпох и стилей. Особый приоритет артисты квартета отдают русской музыке — шедевры Чайковского и Шостаковича, а также редко исполняемые произведения Танеева, Мясковского, Вайнберга постоянно звучат в их концертных выступлениях. С удивительным чувством времени и стиля музыканты играют и сложнейшие произведения современных российских и зарубежных композиторов. География выступлений квартета включает не только культурные центры России и ближнего зарубежья — музыканты побывали с гастролями во многих культурных столицах Европы.

    «Романтик-квартет» — участник музыкальных фестивалей имени Д. Ойстраха в Пярну (Эстония), «Орландо-фестиваля» (Нидерланды — Германия), «Звезды XXI века» в Москве, «Искусство — детям и молодежи» в Минске, фестиваля современной музыки Arena в Риге, «Молодая российская культура в Италии» (Верона), Organum в г. Сумы (Украина), в Баку, фестиваля Ю. Башмета и многих других. 

    Об авторитетности коллектива в музыкальном мире свидетельствуют совместные концертные выступления с выдающимися музыкантами современности  Государственным квартетом им. Бородина, Николаем Петровым, Борисом Березовским, Стефаном Метцем, Томасом Вавиловым, Андреем Диевым, Борисом Петрушанским, а также с талантливыми молодыми музыкантами: Вадимом Холоденко, Андреем Ярошинским, Сергеем Кузнецовым, Петром Дмитриевым, Михаилом Безносовым и др.

    Музыканты квартета находятся в непрерывном творческом общении с ведущими зарубежными исполнителями и совершенствуют свое мастерство. В 2000 году они прошли стажировку в Италии у выдающихся музыкантов Саймона Роллана-Джонса, Марианны Сирбу, Хью Мейгуайра и других. В мае 2006 года «Романтик-квартет» занимался с музыкантами Ардитти-квартета и выдающимся композитором современности Хельмутом Лахенманом в рамках Летней школы современной музыки в Швейцарии.

    В 1999 году «Романтик-квартет» был принят в состав Московской государственной академической филармонии. С 2003 года Квартет — стипендиат фонда «Русское исполнительское искусство».

    Коллектив осуществил ряд записей на СD.