Миры современной музыки.
    «Музыкальные константы»
    (лекция-концерт № 1).
    Хельмут Лахенман,
    Галина Уствольская

    12 декабря 2017, начало в 19:00

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Рауф Фархадов (лектор)
    ГАМ-АНСАМБЛЬ / Ансамбль «Галерея актуальной музыки»

    Мона Хаба (фортепиано)
    Юлия Мигунова (виолончель)

    В программе:
    Лахенман
    Child’s Play (Детская игра) для фортепиано
    Wiegenmusik (Колыбельная) для фортепиано
    Уствольская
    Большой дуэт для виолончели и фортепиано


    Хельмут Лахенман: «Когда на улице сталкиваются две машины, вы слышите много звуков. Но вы не восклицаете “какие красивые звуки!”, вы спрашиваете “что случилось?”. Восприятие звука в перспективе “что случилось?” и есть конкретная инструментальная музыка».

    Галина Уствольская: «Пишут, что я от Веберна, что моя музыка имеет древнерусские корни, пишут про композиторов, фамилии которых я вообще не знаю… У меня есть мое творчество, моя музыка, только моя!»

    12+

    Купить билеты

    Абонемент №157:

    Миры современной музыки (лекции-концерты)

    Лекция-концерт № 1. «Музыкальные константы»

    Два выдающихся музыкальных имени, два самобытных композиторских творчества. Первый – Лахенман: человек, создавший не только новое направление «инструментальной конкретной музыки», породивший целую плеяду последователей и эпигонов, на десятилетия вперёд определивший один из путей музыки, но во многом перевернувший, казалось, незыблемые каноны и представления о музыкальной звучности, эстетике и композиции. Второй – Уствольская: даже влияя на музыкальные процессы, Уствольская, всё одно, так и осталась где-то там, в отдалении, одиночной неприступной вершиной, музыкальный мир которой не имел ни аналогов, ни повторений.

    Что же такое «инструментальная конкретная музыка» Лахенмана? Если коротко, то это музыка, в которой отсутствует традиционный для нас музыкальный материал в виде звуков и созвучий, где нет привычных мелодий, аккордов, ритмов и тембров, где совершенно другое, как правило, неудобное и резкое для слуха звукоизвлечение и игра на инструментах. Искусство, когда музыкальным материалом может стать любой, извлекаемый из инструмента звук: шум, треск, скрежет, шуршание, визг, призвук, вдох, выдох, удар…, и где актом искусства может быть не знакомый для нас набор из симфоний, квартетов, сюит, сонат, прелюдий, песен, но сам процесс игры на инструменте, сам приём звукоизвлечения, сам принцип игры на том или ином инструменте.

    Творчество Уствольской – это разговор даже не о музыке, звуках, ритмах, фактурах и структурах… ну как, допустим, ураган, цунами, землетрясение, которые не зависимы от времени, проявляют себя вне связи с ним, не имеют срока давности и их невозможно объять ни логикой, ни причинно-следственными связями. Поэтому и речь о творчестве Галины Уствольской, в какой-то степени, будет за рамками не только музыкальной логики, но и музыки самой.

    Убедиться во всём этом можно, посетив 12 декабря Камерный зал филармонии. Ровно в 19.00.


    Современная музыка – явление удивительно разнообразное и многообразное. В ней есть места всему: от радикального новаторства и эксперимента до традиционализма и консерватизма. Картина складывается не только многополярная, многоликая, но и противоречивая, полная антагонизмов и противоположностей. Цикл лекций-концертов музыковеда Рауфа Фархадова и ГАМ-АНСАМБЛЯ (Галерии актуальной музыки – художественный руководитель Олег Пайбердин), рассчитанный на широкий круг музыкальной аудитории, посвящён самым разным композиторским именам, стилям, технологиям и направлениям. И возможно, посетив лекции-концерты, что-то в современной музыке станет ближе и понятнее, а что-то, напротив, отдалится и не примется. Приходите и решайте сами.

    ГАМ-АНСАМБЛЬ / Ансамбль «Галерея актуальной музыки»

    Ансамбль «Галерея актуальной музыки» создан в 2010 году композитором Олегом Пайбердиным. В репертуаре ансамбля – произведения классиков отечественного и зарубежного авангарда XX века. Одна из главных задач коллектива – развитие актуальных областей современного музыкального творчества, где свободно сосуществуют новейшая камерная музыка, импровизация, визуально-акустические перформансы и видеоарт. Основная миссия ансамбля – исполнение новой музыки с акцентом на произведениях, написанных за последние 15-20 лет, проекты на пересечении музыкального, визуального и театрального искусства. ГАМ-ансамбль сотрудничает с современными композиторами, художниками, хореографами, режиссерами, аниматорами, мастерами слова и театра. ГАМ-ансамбль неоднократно принимал участие в фестивалях и абонементах Московской филармонии: «Другое пространство», «Филармонический дебют», «Молодые таланты», «Живая дорожка».

    Коллектив тесно сотрудничает с Союзом композиторов России, Московским Союзом композиторов, Государственным центральным музеем музыкальной культуры имени Глинки, Государственным музеем истории ГУЛАГа, Государственным центром современного искусства (ГЦСИ), Благотворительным фондом Юргенсона, с целым рядом российских и зарубежных партнеров, в том числе – Немецким Гёте-институтом, Польским культурным центром в Москве, Новосибирской, Нижегородской и Уральской государственными консерваториями, Свердловской государственной филармонией, Музеем современного искусства PERMM в Перми, Галереей современного искусства «Стерх» в Сургуте. Коллектив многократно выступал на гастролях в России (Абакан, Барнаул, Екатеринбург, Калининград, Кемерово, Москва, Новосибирск, Нижний Новгород, Пермь, Санкт-Петербург, Сургут, Томск, Сыктывкар, Улан-Удэ) и за рубежом (Франция, Польша, Украина, Казахстан).

    В 2012 году проект «ГАМ-ансамбль: Новая Россия – Новая Европа» получил поддержку Музыкального фонда Эрнста фон Сименса (Ernst von Siemens Musikstiftung, Германия) и был включен в программу «Всероссийские филармонические сезоны» Министерства культуры Российской Федерации. Одна из программ ансамбля по поддержке молодых авторов – приглашение ежегодных «композиторов-резидентов» (подобная инициатива в России появилась впервые). Гостем ГАМ-ансамбля в 2011 году стал молодой российский композитор Александр Хубеев, в 2012 году – Любовь Терская, в 2013 году – Сергей (Сэ Хёнг) Ким, в 2015 году – Николай Попов, в 2018 году – Андрей Бесогонов.

    Другие концерты этого абонемента
    Камерный зал Филармонии
    13 февраля в 19:00
    Камерный зал Филармонии
    29 марта в 19:00