Госоркестр России имени Е.Ф.Светланова, Кристоф Барати : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»

    Госоркестр России имени Е.Ф.Светланова,
    Кристоф Барати

    21 июня 2018

    Большой зал Консерватории

    В программе:
    Россини
    Увертюра к опере «Вильгельм Телль»
    Паганини
    Концерт № 1 для скрипки с оркестром
    Лядов
    «Кикимора» – народное сказание для оркестра, соч. 63
    Чайковский
    Концерт для скрипки с оркестром

    12+

    Абонемент №71:

    Великие инструментальные концерты

    Кристоф Барати

    Кристоф Барати родился в 1979 году в Будапеште в семье музыкантов. Его детство прошло в Венесуэле, где юный скрипач с восьми лет выступал с лучшими оркестрами страны. В 11 лет дал сольный концерт на фестивале Радио Франс в Монпелье. Вернувшись в Будапешт, поступил в Музыкальную академию имени Ференца Листа и обучался у известного скрипача и педагога Вильмоша Татраи. С 1996 года совершенствовался под руководством Эдуарда Вульфсона.

    Успехи музыканта были отмечены наградами престижных международных конкурсов: в Гориции (Италия, 1995), имени Маргерит Лонг и Жака Тибо в Париже (1996), имени королевы Елизаветы в Брюсселе (1997), на котором он, будучи самым юным участником, завоевал III премию и Приз зрительских симпатий. В 2010 году стал лауреатом конкурса имени Никколо Паганини в Москве. В 2019 году работал в жюри состязания скрипачей на XVI Международном конкурсе имени П. И. Чайковского. 

    Кристоф Барати признан одним из ведущих венгерских музыкантов своего поколения. В 2010 году он был удостоен премии Венгерской академии наук, в 2011-м – Премии Ференца Листа, в 2014 году – высшей награды Венгрии в области искусства – Национальной премии имени Лайоша Кошута (ранее ею были награждены такие выдающиеся венгерские музыканты, как Андраш Шифф, Дьёрдь Лигети, Иван Фишер). 

    Барати играл с ведущими оркестрами разных стран, в числе которых Будапештский фестивальный, Венгерский национальный филармонический, оркестр Мариинского театра, Лондонский Королевский филармонический, Национальный оркестр Франции, Немецкий симфонический оркестр (Берлин), филармонические оркестры Лос-Анджелеса, Мюнхена, Праги, Осло, Гааги, оркестры корпорации NHK (Токио), Венского, Западногерманского и Северогерманского радио, цюрихского Тонхалле, Филармонический оркестр Би-би-си, Шотландский симфонический оркестр Би-би-си и многие другие. 

    Артист сотрудничал с такими известными дирижерами, как Иржи Белоглавек, Лионель Бренгье, Гилберт Варга, Валерий Гергиев, Шарль Дютуа, Золтан Кочиш, Курт Мазур, Эндрю Манце, Андрес Ороско-Эстрада, Михаил Плетнёв, Юкка-Пекка Сарасте, Юрий Темирканов, Иван Фишер, Якуб Груша, Владимир Юровский, Марек Яновский. 

    Скрипач гастролирует по всему миру с сольными концертами и камерными программами. Его партнеры по ансамблю – пианисты Николай Луганский, Жан-Эффлам Бавузе, Золтан Кочиш, Денеш Варьон, Люка Дебарг, Сергей Бабаян, Энрико Паче, скрипачка Александра Конунова, альтисты Юрий Башмет, Ким Кашкашьян, Демут Поппен, виолончелисты Миша Майский, Миклош Переньи, Иштван Вардаи, Андрей Ионица, кларнетист Александр Тасич, валторнист Бен Голдшайдер. 

    Барати – участник престижных музыкальных фестивалей в России («Звезды белых ночей», Московский Пасхальный), США, Италии, Мексике и других странах. В 2016 году он дебютировал на фестивале в Вербье, где исполнил все сонаты и партиты И. С. Баха для скрипки соло (канал Medici транслировал этот концерт и снял документальный фильм с записью сонат). По приглашению Юрия Башмета принимал участие в фестивалях «Эльба – музыкальный остров Европы» и «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в Москве, выступал с камерным ансамблем «Солисты Москвы» в Большом зале Московской консерватории. С 2015 года Кристоф Барати совместно с Иштваном Вардаи возглавляет ежегодный Международный фестиваль камерной музыки Kaposfest в Капошваре (Венгрия). 

    В дискографии скрипача – все сольные сонаты и партиты И. С. Баха, сонаты Изаи, сонаты Бетховена и Брамса (с пианисткой Кларой Вюртц), концерты Моцарта и Паганини, произведения Корнгольда, Бартока, Равеля, Чайковского, Форе, Франка и др. 

    Играет на скрипке работы Антонио Страдивари «Леди Хармсворт» (1703), предоставленной Обществом Страдивари в Чикаго.

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова – один из старейших симфонических коллективов страны: в 2024 году ему исполнилось 88 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.

    В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). В 2005-м коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. В 2024 году художественным руководителем оркестра стал Филипп Чижевский.

    Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Вэн Клайберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.

    Госоркестр впервые представил публике многие произведения отечественных композиторов: Симфонию № 25 Мясковского, симфонию «Памяти Чайковского» Гречанинова, Симфонию № 5, сюиту «1941 год» и «Балладу о мальчике, оставшемся неизвестным» Прокофьева, симфонии №№ 8 и 11, Концерт № 2 для виолончели с оркестром Шостаковича, Симфонию № 1 Мурадели, «Молдавскую рапсодию» Вайнберга, Симфонию № 4 Пейко, Симфонию № 3 Шебалина, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Хренникова, Симфонию № 2 и «Карпатскую рапсодию» для скрипки с оркестром Бойко, «Автопортрет» Щедрина и другие.

    В последние годы список музыкантов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами дирижеров Димитриса Ботиниса, Михаила Грановского, Фёдора Леднёва, Михаила Татарникова, Дмитрия Юровского, певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Юлии Лежневой, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Элизабет Кульман, Александрины Пендачанской, Альбины Шагимуратовой, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Хосе Куры, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Рудольфа Бухбиндера, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Симона Трпчески, Мицуко Учиды, скрипачей Кристофа Барати, Ильи Грингольца, Алины Ибрагимовой, Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Сергея Крылова, Неманьи Радуловича, Юлиана Рахлина, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Томаса Цетмайра, Николая Цнайдера, Пинхаса Цукермана, альтиста Максима Рысанова.

    Значительное внимание уделяется также совместной работе с новымпоколением талантливых исполнителей, среди которых дирижеры Иван Никифорчин, Алексей Рубин, Арсентий Ткаченко, пианисты Иван Бессонов, Сергей Давыдченко, Александр Ключко, Филипп Копачевский, Дмитрий Маслеев, скрипачи Равиль Ислямов, Павел  Милюков, Иван и Михаил Почекины, виолончелисты Нарек Ахназарян, Мария Зайцева, Александр Рамм и Василий Степанов.

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

    В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, на фестивалях «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Валерия Воронова, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XVII Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.

    С 2016 года Госоркестр реализовывал спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году удостоен премии Gramophone за диск с записью скрипичных концертов Шостаковича (солистка – Алина Ибрагимова, дирижер – Владимир Юровский).

    Петер Феранец

    Петер Феранец родился в 1964 году в Братиславе. В 1985 году, по окончании Академии музыки в Братиславе, получил стипендию Министерства культуры СССР на обучение в Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, где до 1990 года занимался в классе Мариса Янсонса. Одновременно в 1985–1987 годах посещал семинары профессора Петера Этвёша на Международном фестивале Белы Бартока в Сомбатхее (Венгрия), где исполнял современную музыку. В 1991–1993 гг. проходил стажировку у профессора Карла Остеррайхера в Вене. К этому же времени относятся конкурсные успехи молодого дирижера: он получил золотую медаль на Форуме молодых артистов в Вене, стал финалистом состязаний в Токио и Будапеште.

    В 1991 году занял должность дирижера Словацкой национальной оперы в Братиславе, через два года – Венской камерной оперы. В 1995 году приглашен в Большой театр, где после дебюта в постановке «Свадьбы Фигаро» Моцарта был назначен главным дирижером театра (став первым иностранцем и самым молодым маэстро на этой должности в истории ГАБТа). В Большом театре осуществил постановки опер «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, «Богема» Пуччини, «Травиата» и «Аида» Верди, «Пиковая дама» Чайковского, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева. Под его руководством коллектив театра гастролировал по США, Европе, Японии, ОАЭ. 

    В 1997–2000 гг. – приглашенный дирижер Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. В 2009–2011 гг. – главный дирижер и художественный руководитель Михайловского театра в Санкт-Петербурге (с 2018 года – главный приглашенный дирижер театра). Музыкальный руководитель постановок балетов «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» Чайковского, оперы «Русалка» Дворжака, «Иудейка» Галеви (номинирована на премию «Золотая маска»), «Катя Кабанова» Яначека, «Бал-маскарад» Верди, «Богема» Пуччини. В 2015–2017 гг. руководил Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром. 

    В разные годы Петер Феранец занимал должности главного дирижера Словацкого национального театра, Словацкого филармонического оркестра, Чешского национального театра в Праге, Национального оперного театра имени Леоша Яначека в Брно, Чешского камерного филармонического оркестра. 

    Выступал с симфоническими и камерными оркестрами России, Великобритании, Франции, Германии, США, Японии, Кореи, Чехии, Словакии, Норвегии, Португалии, Бразилии, Эстонии, Греции, Израиля, в том числе с Лондонским филармоническим, Берлинским симфоническим, оркестрами Мюнхенской филармонии, лейпцигского Гевандхауса, Капитолия Тулузы, Филармоническим оркестром Осло, Тонкюнстлер-оркестром Вены и многими другими. Проводил спектакли в оперных театрах Цюриха, Берлина, Мюнхена, Лейпцига, Франкфурта, Генуи, Вероны, Осло, Стокгольма, Хельсинки, Копенгагена, Любляны, Стамбула, Мехико, Буэнос-Айреса. 

    Профессор Музыкальной академии Братиславы, приглашенный профессор Санкт-Петербургской консерватории. Директор Словацкого института в Москве.