Закрыть

Уважаемые слушатели! Абонементы сезона 2016-2017 в продаже до 20 октября
перейти к списку абонементов

    Симфонический оркестр
    Белгородской филармонии,
    Рашит Нигаматуллин,
    Владимир Овчинников

    15 октября 2014, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    П. И. Чайковский
    Концертная фантазия для фортепиано с оркестром, op. 56
    Рахманинов
    Симфонические танцы, op. 45

    К 20-летию коллектива

    12+

    Абонемент №20:

    Шедевры русской симфонической музыки

    Симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии

    Симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии — один из ведущих оркестров России. Его выступления не раз были отмечены выдающимися творцами отечественного музыкального искусства. Композитор Сергей Слонимский писал: «Я восхищен талантливостью дирижера Рашита Нигаматуллина и столичным уровнем прекрасного Белгородского симфонического оркестра. Сложная, разнообразная, даже контрастная по стилям современная программа симфонических новинок разучена дирижерами Р. Нигаматуллиным и Д. Филатовым по-настоящему высокопрофессионально, с тонкой нюансировкой и динамикой, с глубоким пониманием музыки. Белгород может гордиться своей высокой музыкальной культурой!»

    Симфонический оркестр Белгородской филармонии был создан в октябре 1993 года по инициативе директора и художественного руководителя филармонии И. Г. Трунова на базе камерного оркестра (дирижер – Лев Арштейн). Главными дирижерами коллектива были Александр Сурженко и Александр Шадрин. В 2006 году его возглавил заслуженный деятель искусств Украины Рашит Нигаматуллин и с этого момента мастерство оркестра неуклонно росло.

    За 20-летнюю историю в Симфоническом оркестре Белгородской филармонии сформировалась собственная репертуарная политика. Ежегодно коллектив представляет около 40 концертных программ, в основе которых – лучшие образцы отечественной и зарубежной классики. Оркестр исполняет произведения В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, И. Брамса, Г. Малера, А. Брукнера, Р. Штрауса, Г. Холста, П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича. Важным направлением деятельности музыкального коллектива является знакомство белгородских слушателей с оперным и балетным репертуаром. Оркестр с успехом представил концертные и сценические версии опер «Алеко» С. Рахманинова, «Иоланта», «Евгений Онегин», «Пиковая дама» П. Чайковского, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Колокольчик», «Дон Паскуале» Г. Доницетти, исполнил музыку балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» П. Чайковского, «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная» И. Стравинского, «Сотворение мира» А. Петрова, «Болт», «Золотой век» Д. Шостаковича, «Спартак» А. Хачатуряна, «Анюта» В. Гаврилина, «Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. Щедрина. Оркестр принимает участие в филармонических просветительских абонементах для детей и студентов.

    Тесные творческие контакты связывали оркестр с выдающимися композиторами и исполнителями Б. Чайковским, Т. Хренниковым, К. Хачатуряном, А. Петровым, В. Казениным, И. Архиповой. Современная концертная жизнь оркестра включает в себя исполнение произведений ярких композиторов В. Кикты, Р. Леденева, С. Слонимского, А. Эшпая; выступления со звездами исполнительского искусства Т. Алихановым, А. Гиндиным, В. Горностаевой, Д. Крамером, Д. Мацуевым, А. Наседкиным, В. Пьявко, Ю. Розумом, А. Севидовым, Д. Хворостовским. В концертах коллектива принимают участие молодые талантливые российские исполнители – Н. Борисоглебский, С. Главатских, Р. Замуруев, Г. Казазян, А. Коробейников, Р. Кудояров, С. Кузнецов, Е. Мечетина, Г. Муржа, И. Федоров, И. Федотов, К. Шамрай, Ю. Игонина и другие музыканты. С оркестром плодотворно работают приглашенные дирижеры – Е. Бушков, В. Венедиктов, В. Вербицкий, А. Галанов, А. Дашунин, К. Жарко, Э. Ледюк-Баром, А. Медведев, В. Онуфриев, А. Оселков, В. Понькин, Е. Шестаков. Большое значение для коллектива имели концерты, которые проходили под управлением Фуата Мансурова.

    Среди постоянных творческих партнеров оркестра Белгородской филармонии – Тамбовский камерный хор имени С. В. Рахманинова, Камерный хор Харьковской филармонии, хор Воронежской государственной академии искусств.

    «Белгородский коллектив замечателен своей собранностью, “управляемостью” – вместе с тем чужд рутины; игра оркестрантов пластична, сердечна, звук красив и хорошо сбалансирован. Теплота, ненавязчивое полнозвучие струнных – важное достоинство коллектива, медные точны, “вокальны” – что вообще встречается редко. Рашит Нигаматуллин нашел то равновесие, при котором разворот симфонической мысли Шостаковича увлекателен, разнообразен. Целое разворачивается с естественностью увлекательного повествования» («Музыкальная академия»).

    География гастролей Симфонического оркестра Белгородской филармонии включает в себя города центральной части России, Урала, Украины, Франции, Швейцарии, Китая.

    Оркестр – неоднократный участник белгородских фестивалей: «Шереметьевские музыкальные ассамблеи» (2012–2014), в рамках которого были организованы совместные проекты с «Имперским Русским Балетом» под управлением Г. Таранды или же с солистами арт-проекта «ТенорА XXI века»; Фестивалей современной музыки, где, в частности, звучали произведения белгородских композиторов. Коллектив постоянно выступает на российских и международных фестивалях: «Московская осень», «Музыкальное обозрение», «Композиторы России — детям», «И звезда с звездою говорит: Д. Шостакович и Г. Свиридов», Фестивале музыки А. Петрова, «Панорама музыки России», «С. В. Рахманинов и украинская культура».

    В 2008 году Симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии был принят в «Ассоциацию руководителей симфонических и камерных оркестров России» (АСКОР). В том же году десять молодых музыкантов коллектива вошли в состав Объединенного российского симфонического оркестра, выступившего в День независимости России на III Фестивале симфонических оркестров мира под управлением Валерия Гергиева.

    На следующий год оркестр Белгородской филармонии наряду с 50-ю другими коллективами и организациями, принял участие в юбилейных мероприятиях, посвященных 20-летию национальной газеты «Музыкальное обозрение».

    Самыми яркими и знаменательными событиями 2012 года для симфонического оркестра под управлением главного дирижера Р. Д. Нигаматуллина стали выступления на II Симфоническом форме России в Екатеринбурге, на II Международном музыкальном фестивале «Дни высокой музыки на Южном Урале» в Челябинске, а также в Большом зале Московской консерватории в рамках международного фестиваля «Московская осень-2012» с программой «Композиторы России – юбиляры года».

    В 2013 году симфонический коллектив из Белгорода и его главный дирижер с большим успехом выступили в концертах, посвященных 100-летию со дня рождения Тихона Хренникова в Ельце и Липецке.

    «В лице Рашита Нигаматуллина композиторы нашли чуткого интерпретатора. Дирижер имеет вкус к современной музыке, ему подвластны хитросплетения сложных партитур, в своем исполнении он стремиться выявить индивидуальные черты музыки каждого композитора. Качество звучания оркестра – очень высокое, что, конечно, не достигается без большой и тщательной работы» («Музыкальная жизнь»).

    Юбилейный сезон 2013/14 Симфонического оркестра Белгородской филармонии запомнился слушателям концертами, в которых были исполнены грандиозные симфонические произведения – Девятая симфония Г. Малера, «Реквием» Дж. Верди, «Колокола» С. Рахманинова, Четвертая С. Прокофьева, «Альпийская симфония» Р. Штрауса, а также премьеры концертов С. Прокофьева, В. Лютославского, С. Барбера и другие сочинения. Знаковым событием в юбилейном году для оркестра стало выступление в зале Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга.

    Оркестр Белгородской филармонии открыл сезон 2014/15 выступлением на Всероссийском фестивале «Музыкальное обозрение – 25». Одним из самых важных проектов сезона стал гастрольный тур по Городам воинской славы в рамках федерального проекта «От Победы в Прохоровке к Великой Победе!» с заключительным концертом в Белгороде – Городе первого салюта.

    В декабре 2015 года коллектив принял участие во всероссийской музыкальной акции, посвященной 100-летию со дня рождения выдающегося композитора Георгия Свиридова, выступив с концертом на его родине – в Курске.

    В 2010 году Белгородскому симфоническому оркестру была присуждена Премия Центрального федерального округа в области литературы и искусства. Впервые с момента учреждения премии ее был удостоен крупный концертный коллектив.

    В 2010 году филармония награждена Международной общественной Премией в области культуры и искусства «Виват, Маэстро!». За высокую гуманитарную и просветительскую миссию филармонии присвоен статус «Национальное достояние – 2010». В этой награде – большая доля труда Симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии под управлением Рашита Нигаматуллина.

    Рашит Нигаматуллин

    Рашит Нигаматуллин – заслуженный деятель искусств Украины, главный дирижер Симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии. Искусство талантливого музыканта отличается высоким профессионализмом, а исполнительские трактовки внимательным прочтением и глубиной.

    Р. Д. Нигаматуллин родился 28 декабря 1958 года в городе Горьком. С отличием окончил Горьковскую государственную консерваторию имени М. И. Глинки по классу хорового дирижирования у доцента М. А. Саморуковой (1983), Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского на кафедре оперно-симфонического дирижирования по классу Г. Н. Рождественского (1989). Выдающийся мастер так отзывался о своем ученике: «Рашит Нигаматуллин – чрезвычайно одаренный дирижер. В нем удачно и гармонично сочетаются два слагаемых – яркое артистическое исполнительское дарование и способность к аналитике, острый интерес к проблемам стиля. Нигаматуллин обладает виртуозной и естественной дирижерской техникой, его оркестровый слух остр и точен».

    С 1987 года Р. Д. Нигаматуллин выступает в Советском Союзе и за рубежом. Его дирижерский дебют состоялся в 1987 году в Москве на закрытии пленума Союза композиторов СССР в Колонном зале Дома Союзов. Будучи ассистентом Геннадия Рождественского в Симфоническом оркестре Министерства культуры СССР, Рашит Нигаматуллин выступал в Концертном зале имени П. И. Чайковского в Москве с Четвертой симфонией Ч. Айвза, «Весной священной», Симфонией ор. 1 и Вариациями памяти Олдоса Хаксли И. Стравинского.

    С 1989 года музыкант был главным дирижером симфонического оркестра филармонии города Ниш (Югославия, ныне – Сербия).

    Важный период в творчества Р. Нигаматуллина связан с коллективами Украины и Республики Татарстан. Он был главным дирижером Ворошиловградской областной филармонии (1990), главным дирижером и художественным руководителем симфонического оркестра Харьковского национального академического театра оперы и балета имени Н. В. Лысенко (1996), приглашенным дирижером Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан (1996–1998), главным дирижером Харьковского молодежного академического симфонического оркестра «Слобожанский» (2000) и Государственного академического эстрадно-симфонического оркестра Украины (2003). Критики писали о Рашите Нигаматуллине как об уникальном, масштабном таланте, творчески зрелом музыканте, потрясающем слушателей своими смелыми и самобытными трактовками, умением отлично работать с оркестром и добиваться превосходных результатов.

    По инициативе Р. Д. Нигаматуллина был организован фестиваль «Музыкальные премьеры Украины» (Луганск, 1993), он также стал главным дирижером этого события. Музыкант был главным дирижером и входил в состав оргкомитета Международного фестиваля «С. В. Рахманинов и украинская культура», Международного конкурса пианистов имени В. Крайнева и Международного конкурса скрипачей имени Б. Которовича в Харькове (1998–2002), принимал участие в зарубежных событиях – Международном фестивале симфонических оркестров в Копенгагене (1997), международных музыкальных фестивалях в Испании и Голландии (2000–2004).

    В эти годы музыкант завоевал I премию и специальный приз на I Международном конкурсе дирижеров имени С. Турчака (1994), был удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств Украины» (1995) и серебряного ордена Славы Международного академического рейтинга популярности «Золотая фортуна» (2002).

    В качестве приглашенного дирижера Рашит Нигаматуллин выступал с Академическим симфоническим оркестром Воронежской филармонии (2005), Ярославским академическим губернаторским симфоническим оркестром (2006), симфоническими коллективами Великобритании, Дании, Голландии, Испании, Польши, Югославии, Японии.

    С Симфоническим оркестром Белгородской государственной филармонии Р. Д. Нигаматуллин выступал с 1995 года. С 2006 он занимает пост художественного руководителя и главного дирижера этого коллектива, исполнительский уровень которого с этого момента постоянно растет. Под его руководством оркестр успешно выступил с программами «Прощание с XX веком», «Бессмертные имена», «Шедевры мировой классики», где прозвучали произведения П. Чайковского, С. Рахманинова, Д. Шостаковича, Б. Бартока, Дж. Гершвина. Вместе с тем, Рашит Нигаматуллин исполняет в Белгороде крупные симфонические произведения, сочинения современных авторов, постоянно представляет просветительские программы для детей и студентов.

    В 2010 году Симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии под управлением Р. Нигаматуллина и Д. Филатова успешно выступил в Московском доме композиторов в концерте, посвященном 50-летию Союза композиторов России и приуроченном к Х съезду Союза композиторов России. Прозвучали произведения С. Слонимского, В. Кикты, Ш. Чалаева, Г. Мая, белгородских композиторов Ю. Мишина (симфония-поэма «К истокам времени», I часть), Н. Бирюкова и Е. Бирюковой (фрагменты исторической оперы «Белгородский полк»).

    Обладая богатым исполнительским опытом и педагогическим даром, Р. Д. Нигаматуллин воспитал целую плеяду молодых дирижеров. Среди его учеников Вук Петрович (Югославия), Янг Кук (Корея), Михаил Переплеснин (Россия).

    Владимир Овчинников

    «Тот, кто когда-либо слышал исполнение Владимира Овчинникова – самого тонко чувствующего и экспрессивного пианиста – осознает совершенство формы, чистоту и мощь звука, которые воспроизводят его пальцы и интеллект», – это высказывание «Дейли телеграф» в значительной степени отражает яркость и самобытность искусства музыканта-продолжателя знаменитой нейгаузовской школы.

    Владимир Овчинников родился в 1958 году в Башкирии. Окончил Центральную специальную музыкальную школу при Московской консерватории по классу А. Д. Артоболевской, а в 1981 году – Московскую консерваторию, где учился в классе профессора А. А. Наседкина (ученика Г. Г. Нейгауза).

    Он – лауреат Международного конкурса пианистов в Монреале (Канада, II премия, 1980), Международного конкурса камерных ансамблей в Верчелли (Италия, I премия, 1984). Особенно важными являются победы музыканта на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве (1982) и на Международном конкурсе пианистов в Лидсе (Великобритания, 1987), после которых состоялся триумфальный дебют Овчинникова в Лондоне, куда он был специально приглашен играть перед Ее Величеством Королевой Елизаветой.

    Пианист выступает со многими крупнейшими оркестрами мира, среди которых Королевский филармонический оркестр и Оркестр Би Би Си (Великобритания), Шотландский королевский оркестр, симфонические оркестры Чикаго, Монреаля, Цюриха, Токио, Гонконга, Оркестр «Гевандхаус» (Германия), Национальный оркестр Польского радио, Гаагский Резидент-оркестр, Оркестр Французского радио, Оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Большой симфонический оркестр и Государственный академический симфонический оркестр России.

    Творческими партнерами В. Овчинникова были многие известные дирижеры: В. Ашкенази, Р. Баршай, М. Бамерт, Д. Бретт, А. Ведерников, В. Веллер, В. Гергиев, M. Горенштейн, И. Головчин, А. Дмитриев, Д. Конлон, Я. Крайцберг, А. Лазарев, Д. Лисс, Р. Мартынов, Л. Печек, В. Полянский, В. Понькин, Г. Рождественский, Г. Ринкявичюс, Е. Светланов, Ю. Симонов, С. Скровашевский, В. Федосеев, Г. Шолти, М. Шостакович, М. Янсонс, Н. Ярви.

    Артист имеет обширный сольный репертуар и гастролирует в лучших залах мира. Среди них – Большой зал Московской консерватории и Большой зал филармонии Санкт-Петербурга, Карнеги-холл и Линкольн-центр в Нью-Йорке, Альберт-холл и Роял Фестивал-холл в Лондоне, Геркулес-холл и Гевандхаус в Германии, Мюзикферайн в Вене, Консертгебау в Амстердаме, Сантори-холл в Токио, Театр Елисейских Полей и Зал Плейель в Париже.

    Пианист принимал участие в известных международных фестивалях, проходивших в разных странах мира: в Карнеги-холл, Голливуд Боул и Вэна Клайберна в Форт-Уэрте (США); в Эдинбурге, Челтенхеме и BBC Proms (Великобритания); Фестивале земли Шлезвиг-Гольштейн (Германия); в Синтре (Португалия); в Стрезе (Италия); на Сингапурском фестивале (Сингапур).

    В разное время В. Овчинников записал на компакт-диски произведения Чайковского, Танеева, Н. Рубинштейна, Листа, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Мусоргского, Регера, Барбера, которые выходили на лейблах EMI, «Коллинз Классикс», «Русские сезоны», «Шандос», «Голд Клаб», «Олимпия».

    Значительное место в жизни артиста занимает педагогика. В течение нескольких лет В. Овчинников работал в Королевском Северном колледже музыки в Великобритании. С 1996 г. началась его преподавательская деятельность в Московской консерватории, с 2001 пианист также работает в университете Сакуе в Японии, а с 2005 – на факультете искусств МГУ имени М. В. Ломоносова в качестве приглашенного профессора фортепиано. С 2011 по 2016 год Владимир Овчинников возглавлял Центральную музыкальную школу при Московской консерватории.

    В. Овчинников многие годы выступает в концертах Московской филармонии. Он также народный артист России (2005), член жюри многих престижных международных конкурсов пианистов – в том числе имени Чайковского в Москве, имени Вианы да Мотта в Лиссабоне, имени Бузони в Италии, Схевенинген в Гааге, конкурса PETINA в Токио, имени А. Д. Артоболевской в Москве.