Закрыть

Уважаемые слушатели! В продаже абонементы сезона 2016-2017
перейти к списку абонементов

    Оркестр «Консертгебау» (125 лет оркестру),
    дирижер Марис Янсонс

    10 ноября 2013, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Малер
    Симфония № 2 («Воскресение») для сопрано, контральто, смешанного хора и оркестра

                            

    5 января, Концертный зал имени П. И. Чайковского
    Солисты оркестра Консертгебау

    12+

    Королевский оркестр Консертгебау

    Королевский оркестр Консертгебау – один из лучших оркестров мира. Уникальный звук Консертгебау делает его узнаваемым среди тысяч других симфонических коллективов. Описать его словами сложно: маститые критики характеризуют звучание струнных как «бархатное», говорят о «золоте» меди, прозрачном и выразительном тембре деревянных духовых и всемирно признанном мастерстве группы ударных инструментов. Конечно, большое значение для формирования особенного тембра оркестра имела идеальная акустика зала Concertgebouw, созданного видным архитектором XIX века А. Л. ван Гендтом. Ни один оркестр не звучит так, как оркестр Консертгебау в своем зале.

    Другое важное обстоятельство, определившее неповторимый тембровый облик оркестра, заключается в том, что за всю 125-летнюю историю у коллектива было только шесть главных дирижеров. В составе оркестра 120 музыкантов из двадцати стран. По гибкости и филигранности звучания, умению оркестрантов слышать друг друга Консертгебау часто сравнивают с камерными оркестрами. Эти навыки требуют не только высочайшего профессионализма и личной ответственности каждого участника коллектива, но и большого взаимодоверия. Источники такой доверительной атмосферы сами музыканты видят в особенной творческой обстановке, в традициях голландской культуры, а также в организационной структуре коллектива: многие из них входят в Правление оркестра. Каждый музыкант – блестящий солист, но в то же время каждый чувствует ответственность перед коллективом. Главной целью всех участников творческого процесса является эталонное звучание произведения. Именно поэтому каждый концерт неповторим и незабываем.

    Шесть главных дирижеров

    Марис Янсонс занял пост главного дирижера Консертгебау в 2004 году. До него оркестром руководили Виллем Кес (1888-1895), Виллем Менгельберг (1895-1945), Эдуард ван Бейнум (1945-1959), Бернард Хайтинк (1963-1988) и Риккардо Шайи (1988-2004). Все эти музыканты внесли свою лепту в звучание коллектива и его репертуарный фонд. Под управлением В. Менгельберга Консертгебау прославился как непревзойденный носитель малеровской традиции. Э. ван Бейнум расширил художественную палитру оркестра симфониями Брукнера и французской музыкой. Рождественские дневные концерты под управлением Б. Хайтинка транслировались на многие страны Европы, что значительно увеличило круг поклонников коллектива (в 1999 году маэстро Хайтинку был присвоен титул «почетного дирижера»). Риккардо Шайи (в 2004 также удостоенный почетного титула) пополнил оркестровый репертуар огромным количеством современной музыки. Под руководством Мариса Янсонса Консертгебау сосредоточил свое внимание на произведениях А. Брукнера, Г. Малера, Р. Штрауса, И. Брамса, а также сочинениях великих композиторов ХХ века – Д. Шостаковича и О. Мессиана, творчеству которых были посвящены крупные художественные проекты.

    Сотрудничество с композиторами

    В течение 50 лет руководства Виллема Менгельберга оркестром дирижировали лучшие композиторы своего времени. За всю историю существования оркестра Консертгебау за его пультом стояли Рихард Штраус, Густав Малер, Клод Дебюсси, Игорь Стравинский, Бруно Мадерна, Витольд Лютославский, Отто Кеттинг, Лучано Берио, Пьер Булез, Ханс Вернер Хенце, Джон Адамс, Джордж Бенджамин, Оливер Нассен, Тань Дунь, Томас Эдис.

    Репертуар

    Репертуарная политика оркестра Консертгебау основана на двух важнейших принципах: традиция и новация. Много хвалебных отзывов оркестр снискал за исполнение музыки Малера и Брукнера. Коллектив имеет свои устоявшиеся концертные традиции, к примеру, дневные страстные и рождественские выступления. Кроме того, создаются специальные литерные проекты – “ААА” (“Alive, Adventurous, Alluring” – «Живой, Отважный, Очаровательный»), – в которых произведения группируются вокруг определенных тематических блоков. К участию в своих концертах оркестр часто привлекает всемирно известных приглашенных дирижеров и солистов. Среди них – авторитетный эксперт в области старинной музыки Николаус Арнонкур, который в 2000 году был назван почетным приглашенным дирижером.

    Факты и цифры

    Оркестр Консертгебау был основан в 1888 году. Звание «королевского» было присвоено коллективу в 1988 в ознаменование его столетия. В 2013 году оркестр отмечает 125-ю годовщину. В честь юбилея Консертгебау предпринял годовое кругосветное путешествие по шести континентам: до него ни один оркестр не совершал таких гастролей. Ежегодно Консертгебау дает порядка 80 концертов на своей сцене, а также около 40 в самых известных залах мира. Оркестр выступает в залах-резиденциях в Париже (Pleyel), Брюсселе (Bozar), Лондоне (Barbican Centre), Франкфурте (Alte Oper). Только по приблизительным подсчетам, количество слушателей Консертгебау достигает 250 тысяч в год. Благодаря постоянным выступлением на радио и ТВ, сотрудничеству со СМИ, куда входит голландская широковещательная сеть AVRO, слушательская аудитория Консертгебау постоянно расширяется.

    За свою историю оркестр осуществил более 1100 успешных записей – от первых пластинок до CD и DVD, – многие из них были удостоены престижных международных премий. В 2004 году коллектив основал собственный лейбл RCO Live.

    Марис Янсонс

    В чем заключается секрет искусства Мариса Янсонса? Как музыканту удается добиваться того, что с его приходом каждый оркестр достигает небывалых художественных высот? «Моя задача – понять индивидуальные качества оркестра и сохранить их. В процессе совместного творчества происходит естественный обмен – что-то даю музыкантам я, что-то они мне, – и это прекрасно», – так Марис Янсонс охарактеризовал свой художественный подход журналу «Граммофон», самому авторитетному изданию в мире классической музыки. В 2004 году маэстро был приглашен на пост главного дирижера амстердамского Королевского оркестра Консертгебау – результаты этого творческого сотрудничества превзошли все ожидания.

    Марис Янсонс воспитывался в музыкальной семье. Его отец – народный артист СССР, дирижер Арвид Янсонс. Окончив с отличием Ленинградскую консерваторию, музыкант продолжил совершенствоваться у Ганса Сваровского в Вене и Герберта фон Караяна в Зальцбурге. В 1971 г. победил на знаменитом Международном конкурсе дирижеров Г. фон Караяна в Берлине и в 1973 году стал ассистентом Евгения Мравинского в оркестре

    Ленинградской филармонии, которым когда-то дирижировал его отец. В 1979-2000 годах М. Янсонс возглавлял Филармонический оркестр Осло – за это время художественный уровень коллектива стремительно вырос, а дирижер был удостоен Звезды Королевского норвежского ордена «За заслуги». В честь 70-летия, которое маэстро отмечал 14 января 2013 года, оркестр Консертгебау предоставил ему свободу выбора в формировании цикла концертов самых знаменитых оркестров мира World Famous Symphony Orchestras Series.

    Янсонс сотрудничает с лучшими симфоническими коллективами мира: он был приглашенным дирижером Берлинского, Венского и Лондонского филармонических оркестров, а также ведущих оркестров Соединенных Штатов Америки. В 1997-2004 годах маэстро был художественным руководителем Питтсбургского симфонического оркестра, а с 2003 возглавляет Симфонический оркестр Баварского радио. Первое выступление с Королевским оркестром Консертгебау состоялось в 1988 году, с тех пор Марис Янсонс ежегодно участвовал в концертах коллектива, а в 2004 стал его главным дирижером. Марис Янсонс – шестой дирижер за 125-летнюю историю оркестра, занимающий этот пост.

    Обширна дискография музыканта. Многие его работы, выпущенные на знаменитых лейблах EMI, Deutsche Grammophon, SONY, BMG, Chandos и Simax, отмечены престижными призами. Марис Янсонс записал все симфонии Шостаковича с несколькими ведущими оркестрами США и Европы. Запись Седьмой симфонии с Ленинградским филармоническим оркестром была награждена премией Эдисона (1989). Большую часть симфоний Шостаковича М. Янсонс записал с оркестром Баварского радио: эта работа получила первые призы на MIDEM-2007 в Каннах, а Тринадцатая симфония была удостоена «Грэмми-2006».

    Народный артист России Марис Янсонс удостоен множества наград. Он – почетный член Королевской академии музыки в Лондоне и «Общества друзей музыки» в Вене, обладатель Австрийского почетного креста «За науку и искусство» и высшей награды Латвии – ордена «Трех звезд» (2006). В октябре 2011 года музыкант был назван журналом Opernwelt «дирижером года» за исполнение «Евгения Онегина» с оркестром Баварского радио в Нидерландской опере, удостоен баварского Ордена Максимилиана «За достижения в науке и искусстве», а также Prix d’Amis общества друзей Нидерландской оперы. В 2013 году Марис Янсонс награжден престижнейшей премией Эрнста фон Сименса.

    Государственный академический хор «Латвия»

    Один из самых признанных хоровых коллективов в мире, Государственный академический хор «Латвия» отметит в 2017 году свое 75-летие.

    Хор был основан в 1942 году дирижером Янисом Озолиньшем и являлся одним из лучших музыкальных коллективов бывшего Советского Союза. С 1997 года художественным  руководителем и главным дирижером Хора является Марис Сирмайс.

    Латвийский хор плодотворно сотрудничает с ведущими симфоническими и камерными оркестрами мира: Королевского Консертгебау (Амстердам), Баварского радио, Лондонским филармоническим и Берлинским филармоническим, Латвийским национальным симфоническим оркестром, Камерным оркестром Густава Малера, многими другими оркестрами Германии, Финляндии, Сингапура, Израиля, США, Латвии, Эстонии, России. Его выступления проходили под руководством таких знаменитых дирижеров, как Марис Янсонс, Андрис Нелсонс, Неэме Ярви, Пааво Ярви, Владимир Ашкенази, Давид Цинман, Валерий Гергиев, Зубин Мета, Владимир Федосеев, Симона Янг и других.

    Коллектив дает много концертов на родине, где также проводит ежегодный Международный фестиваль духовной музыки. За свою деятельность по популяризации латвийской музыкальной культуры Хор «Латвия» был семикратно удостоен Высшей музыкальной награды Латвии, премии Правительства Латвии (2003), ежегодной премии Министерства культуры Латвии (2007) и Национальной премии в области звукозаписи (2013).

    Репертуар Хора поражает своим разнообразием. Он исполняет произведения кантатно-ораториальных жанров, оперы и камерные вокальные произведения, датируемые от раннего Ренессанса до наших дней.

    В 2007 году на Бременском музыкальном фестивале совместно с Бременским филармоническим оркестром под руководством Тыну Кальюсте был впервые исполнен «Русский реквием» Леры Ауэрбах. В рамках X Международного фестиваля духовной музыки рижской публике была представлена месса Леонарда Бернстайна.  В 2008 году состоялись несколько премьер произведений современных композиторов - Арво Пярта, Рихарда Дубры и Георгия Пелециса. В 2009 году на фестивалях в Люцерне и Рейнгау коллектив исполнил сочинение Р. Щедрина «Запечатленный ангел», после чего композитор  назвал  Хор  одним из лучших в мире. В 2010 году коллектив успешно дебютировал в нью-йоркском Линкольн-центре, где спел  мировую премьеру композиции К. Свейнссона Credo в сотрудничестве с известной исландской группой Sigur Ros. В том же году на фестивалях в Монтрё и Люцерне Хор исполнял «Песни Гурре» А. Шёнберга под управлением Давида Цинмана. В 2011 году участвовал в исполнении Восьмой симфонии Малера под управлением Мариса Янсонса с оркестрами Баварского радио и Амстердамского консертгебау.

    В 2012 году коллектив вновь выступил на фестивале в Люцерне, представив сочинения С. Губайдулиной «Страсти по Иоанну» и «Пасха по Св. Иоанну». В ноябре 2013 г. хор участвовал в исполнении Второй симфонии Малера с Королевским оркестром Консертгебау под управлением Мариса Янсонса в Москве и Санкт-Петербурге. В июле 2014 года это же сочинение прозвучало с Израильским филармоническим оркестром под управлением Зубина Меты в Концертном зале «Мегарон» в Афинах.

    Хор принимал участие в записи саундтрека к знаменитому фильму «Парфюмер». В 2006 году музыка из кинофильма была выпущена на компакт-диске  (EMI Classics), в записи принимали участие Берлинский филармонический оркестр и дирижер Саймон Рэттл. Другие альбомы Латвийского хора вышли на лейблах Warner Brothers, Harmonia Mundi, Ondine, Hyperion Records и других звукозаписывающих компаниях.

    Вероника Джиоева

    Вероника Джиоева – одна из самых востребованных певиц  не только в России, но и далеко за ее пределами. Она выступала с концертами в Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Испании, Италии, Чехии, Швеции, Эстонии, Литве, США, Китае, Венгрии, Финляндии, Южной Корее и Японии. Певица воплотила на сцене образы Мими  («Богема» Пуччини), Графини («Свадьба Фигаро» Моцарта), Фьордилиджи («Так поступают все» Моцарта), Донны Эльвиры («Дон Жуан» Моцарта), Гориславы («Руслан и Людмила» Глинки), Ярославны («Князь Игорь» Бородина), Марфы («Царская невеста» Римского-Корсакова), Татьяны («Евгений Онегин» Чайковского), Микаэлы («Кармен» Бизе), Виолетты («Травиата» Верди), Елизаветы («Дон Карлос» Верди), Леди Макбет («Макбет» Верди), Таис («Таис» Массне), Лиу («Турандот» Пуччини), Марты («Пассажирка» Вайнберга). Она является ведущей солисткой Новосибирского театра оперы и балета и приглашенной солисткой Большого и Мариинского театров.

    Вероника Джиоева родилась в Южной Осетии. В 2000 году окончила Владикавказское училище искусств (класс Н. И. Хестановой), а в 2005-м – Санкт-Петербургскую государственную консерваторию (класс профессора Т. Д. Новиченко). Оперный дебют певицы состоялся в  2004 году в партии Мими в опере «Богема» (дирижер  А. Шахмаметьев). 

    Признание столичной публики пришло к ней после исполнения партии Фьордилиджи в опере «Так поступают все» Моцарта под руководством маэстро Теодора Курентзиса (Московский международный Дом музыки, 2006). Резонансным событием стала премьера хоровой оперы Р. Щедрина «Боярыня Морозова», где Вероника Джиоева спела партию Княгини Урусовой. В  2007 году певица дебютировала в партии Земфиры («Алеко» Рахманинова) с Российским национальным оркестром под руководством Михаила Плетнёва. 

    Участие в премьерной постановке  оперы «Алеко» на сцене Мариинского театра (режиссер  Мариуш Трелинский), а также в Баден-Бадене под управлением маэстро Валерия Гергиева принесло певице большой успех. В  2009 году в Сеуле состоялась премьера «Кармен» Бизе в постановке Алексея Степанюка, где Вероника выступила в партии Микаэлы.

    Певица успешно сотрудничает с европейскими театрами, в числе которых Teatro Petruzzelli (Бари), TeatroComunale (Болонья), TeatroReal (Мадрид).  В палермском Teatro Massimo она исполнила заглавную партию в опере Доницетти «Мария Стюарт», а в Гамбургской опере – партию Ярославны («Князь Игорь»). В TeatroReal с успехом прошла премьера оперы «Сестра Анжелика» Пуччини с участием Вероники Джиоевой. В США артистка дебютировала на сцене Хьюстонской оперы в партии Донны Эльвиры («Дон Жуан»). 

    В  2011 году В. Джиоевой рукоплескала публика Мюнхена и Люцерна: она спела Татьяну в опере «Евгений Онегин» с Симфоническим оркестром Баварского радио под управлением Мариса Янсонса. Сотрудничество с маэстро продолжилось во время исполнения Симфонии № 2  Малера с Королевским оркестром Консертгебау в Амстердаме, Санкт-Петербурге и Москве. 

    Не менее богата концертная жизнь певицы. Вероника сотрудничает с выдающимися музыкантами и дирижерами, среди них  –  Валерий Гергиев, Михаил Плетнёв, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Марис Янсонс, Родион Щедрин,  Тревор Пиннок, Инго Метцмахер, Симона Янг.  Она исполняла  партии сопрано в Реквиемах Верди и Моцарта, в Симфонии № 2 Малера, Симфонии № 9  Бетховена, «Большой мессе» Моцарта, кантате «Колокола» Рахманинова. Значительными событиями в ее творческой биографии стали исполнение «Четырех последних песен»  Р. Штрауса, а также выступление в Реквиеме Верди  во Франции (с Национальным оркестром Лилля под руководством Жан-Клода Казадезюса)  и в Швеции  (с дирижером Лоуренсом Ренесом).

    В 2016 году Вероника спела сопрановые партии в Реквиеме Сен-Санса и Te Deum Брукнера. С Чешским филармоническим оркестром  она выступила в зале  «Рудольфинум». Впереди у певицы несколько концертов в Праге с лучшими симфоническими оркестрами страны. Она готовит партии Елизаветы («Тангейзер» Вагнера), Маргариты («Фауст» Гуно) и Аиды в одноименной опере Верди для выступлений на сценах российских и европейских театров.

    В концертном репертуаре Вероники Джиоевой значительное место занимают произведения современных авторов. Российской публике были представлены  вокальные циклы «Бег времени» Бориса Тищенко, «Плач гитары» Марка Минкова, а в Европе - фантазия «Разлучница-зима» молодого петербургского композитора Антона Танонова, прозвучавшая в Болонье под руководством бразильского дирижера Османа Джойи. 

    Среди многочисленных записей певицы особой популярностью пользуется альбом «Оперные арии». В  2007 году вышел CD, записанный в сотрудничестве с Камерным оркестром Новосибирской филармонии. Голос Вероники Джиоевой часто звучит в телевизионных фильмах («Монте-Кристо», «Васильевский остров» и других). В 2010 году на  телеэкран вышел фильм режиссера П. Головкина «Зимнее соло волны», посвященный творчеству певицы. 

    Вероника Джиоева – лауреат многочисленных международных конкурсов, в числе которых Maria Callas Grand Prix (Афины, 2005), «Янтарный соловей» (Калининград, 2006),  конкурсы имени Клаудии Таэв (Пярну, 2007), имени М. И. Глинки (Астрахань, 2003), Всероссийский конкурс оперных певцов (Санкт-Петербург, 2005), World Vision и  конкурс имени П. И. Чайковского в Москве. Певица является обладателем множества театральных премий, в числе которых «Золотая маска», «Золотой софит». За исполнение партии Леди Макбет в совместной российско-французской постановке оперы Верди «Макбет» (режиссер Дмитрий Черняков) и за партию Марты в «Пассажирке» Вайнберга она была удостоена премии «Парадиз», а в 2010 году – Национальной премии Чехии EURO Pragensis Ars за заслуги в области искусства. В  2011 году Вероника Джиоева стала победительницей телепроекта «Большая опера» на канале «Культура». В последние годы певица уже сама  принимает участие в работе жюри различных Всероссийских и международных конкурсов.

    В 2009 году Веронике Джиоевой присвоены почетные звания «Заслуженная артистка Республики Северная Осетия – Алания» и «Заслуженная артистка Республики Южная Осетия». В 2014 году она была удостоена звания «Народная артистка Республики Северная Осетия – Алания», получила премию «Человек года» Республики Южная Осетия, а также была номинирована на премию «Золотая маска» в категории «лучшая женская роль» за исполнение партии Елизаветы Валуа  («Дон Карлос») в Большом театре России.

    Анна Ларссон

    Придворная певица Шведского королевского двора Анна Ларссон снискала международное признание в малеровском и вагнеровском репертуаре. Сегодня она выступает в самых престижных залах и оперных театрах.

    Анна Ларссон получила образование в Стокгольмском Оперном университете. Международный дебют певицы состоялся в 1997 году: она исполнила сольную партию во Второй симфонии Густава Малера с Берлинским симфоническим оркестром под управлением Клаудио Аббадо. Впервые на оперной сцене А. Ларссон выступила в Берлине – в Государственной опере под управлением Даниэля Баренбойма она исполнила партию Эрды в опере «Золото Рейна». В дальнейшем Анна Ларссон воплотила других вагнеровских героинь (Вальтраута, Фрикка), а также пела партии Орфея («Орфей и Эвридика» Глюка) и Далилы («Самсон и Далила» Сен-Санса) в театрах Ла Скала, Венской и Баварской государственных операх, Королевских оперных театрах Лондона, Копенгагена и Стокгольма, Финской национальной опере, на фестивалях в Зальцбурге, Экс-ан-Провансе, «Флорентийский музыкальный май», во Дворце искусств в Валенсии. В 2011 году певица впервые исполнила партию Кундри в «Парсифале» Вагнера: ее выступление в брюссельском Ла Монне имело большой успех.

    В обширном концертом репертуаре А. Ларссон едва ли не все контральтовые партии вокально-симфонического репертуара. Она постоянно выступает с лучшими оркестрами мира: Венским, Берлинским, Нью-Йоркским, Лос-Анджелесским филармоническими, Лондонским и Чикагским симфоническими, оркестрами Люцернского фестиваля и Римской академии «Санта Чечилия». Среди дирижеров, с которыми Анне Ларссон довелось сотрудничать, – Зубин Мета, Эса-Пекка Салонен, Владимир Юровский, Саймон Рэттл, Антонио Паппано, Густаво Дудамель, Сейдзи Озава, Курт Мазур, Лорин Маазель, Алан Гилберт, Николаус Арнонкур.

    В декабре 2010 года Король Карл XVI Густав удостоил Анну Ларссон чести именоваться придворной певицей.

    В 2011 г. она открыла свой собственный концертный зал Vattnäs Concert Barn неподалеку от шведского города Мора.