Оркестр Московской филармонии, Юрий Симонов, Штефан Владар : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Оркестр Московской филармонии,
    Юрий Симонов, Штефан Владар

    28 октября 2017

    Большой зал Консерватории

    В программе:
    Моцарт
    Концерт № 20 для фортепиано с оркестром
    Бетховен
    Симфония № 9 для солистов, хора и оркестра

    12+

    Абонемент №59:

    Юрий Симонов
    Владимир Федосеев
    Владимир Спиваков

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом. 

    Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошел в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижеров. Первым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вэна Клайберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.

    Кирилл Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998). 

    За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижерский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Даниил Шафран, Яков Флиер, Николай Петров, Мстислав Ростропович, Владимир Крайнев, Маурицио Поллини, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман и многие другие. Оркестр записал более 350 пластинок и CD, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор. 

    Новый этап в истории оркестра Московской филармонии начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни, часто выступает в городах России (за последние десять лет они дали концерты в более чем 40 городах), успешно гастролирует в Великобритании, Германии, Испании, Японии, Гонконге, Китае, Корее. 

    В последние десятилетия с оркестром выступали выдающиеся музыканты современности: Марк-Андре Амлен, Валерий Афанасьев, Юрий Башмет, Борис Березовский, Юйцзя Ван, Максим Венгеров, Штефан Владар, Хибла Герзмава, Давид Герингас, Барри Дуглас, Лилия Зильберштейн, Суми Чо, Лора Клейкомб, Александр Князев, Сергей Крылов, Джон Лилл, 

    Николай Луганский, Константин Лифшиц, Олег Майзенберг, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Виктория Муллова, Даниэль Поллак, Вадим Репин, Сергей Ролдугин, Дмитрий Ситковецкий, Виктор Третьяков; дирижеры Лучано Акочелла, Семен Бычков, Александр Ведерников, Михаэль Гюттлер, Александр Дмитриев, Марко Замбелли, Томас Зандерлинг, Александр Лазарев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Бенжамин Пьоннье, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Саулюс Сондецкис, Антонино Фольяни, Марис Янсонс и многие другие. 

    Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» коллектив сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов. Оркестр – неизменный участник международных и Всероссийских мастер-курсов для молодых дирижеров Юрия Симонова, организованных Московской филармонией. 

    Деятельность маэстро Симонова и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звезд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Валерий Баринов, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Ирина Пегова, Юлия Пересильд, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Григорий Сиятвинда, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Евгений Стычкин, Виктория Толстоганова, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер и оркестр». 

    В последние годы коллектив представил ряд московских, российских и мировых премьер. Прозвучали сочинения Андрея Эшпая, Бориса Тищенко, Кшиштофа Пендерецкого, Филипа Гласса, Александра Чайковского, Сергея Слонимского, Валентина Сильвестрова, Эдуарда Артемьева, Геннадия Гладкова, Софии Губайдулиной, Алексея Рыбникова, Ефрема Подгайца, Кузьмы Бодрова и других композиторов.

    Юрий Симонов

    Юрий Симонов родился в 1941 году в Саратове. Окончил Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова в 1965 году по специальности «альт» (класс Юрия Крамарова), в 1969 году – по специальности «симфоническое дирижирование» (класс Николая Рабиновича). В 1966 году стал лауреатом II Всесоюзного конкурса дирижеров в Москве, в 1967-м был назначен главным дирижером оркестра Кисловодской филармонии. В 1968 году завоевал I премию на V Международном конкурсе дирижеров в Риме, организованном Национальной академией Санта-Чечилия, став первым советским дирижером – победителем международного конкурса. В том же году по приглашению Евгения Мравинского был принят ассистентом в Заслуженный коллектив Республики Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии.

    В январе 1969 года дебютировал в Большом театре СССР оперой «Аида» Верди, спустя год, после триумфального выступления на гастролях театра в Париже, был назначен главным дирижером театра и занимал этот пост в течение пятнадцати с половиной лет. Под его управлением состоялись премьеры опер «Руслан и Людмила» Глинки, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Так поступают все женщины» Моцарта, «Кармен» Бизе, «Замок герцога Синяя Борода» Бартока, балетов «Золотой век» Шостаковича, «Анна Каренина» Щедрина, «Деревянный принц» Бартока. В 1979 году им была поставлена опера «Золото Рейна», ознаменовав возвращение творчества Вагнера на сцену ГАБТа после почти 40 лет. В конце 1970-х годов Юрий Симонов организовал Камерный оркестр Большого театра. 

    В 1980-е и 1990-е годы выступал с крупнейшими симфоническими оркестрами Европы, США, Канады, Японии. Участвовал во многих международных фестивалях, осуществил ряд оперных постановок в крупнейших театрах мира. В 1982 году дебютировал с оперой «Евгений Онегин» Чайковского в лондонском Королевском театре Ковент-Гарден, четыре года спустя там же поставил «Травиату» Верди. Далее последовали «Аида» в Бирмингеме, «Дон Карлос» Верди в Лос-Анджелесе и Гамбурге, «Сила судьбы» Верди в Марселе, «Так поступают все женщины» Моцарта в Генуе, «Саломея» Р. Штрауса во Флоренции, «Хованщина» Мусоргского в Сан-Франциско, «Евгений Онегин» в Далласе, «Пиковая дама» Чайковского в Праге, Будапеште и Париже (Опера Бастий), оперы Вагнера в Будапеште. 

    В начале 1990-х годов Юрий Симонов был главным приглашенным дирижером Филармонического оркестра Буэнос-Айреса, в 1994–2002 гг. – музыкальным директором Бельгийского национального оркестра в Брюсселе (ONB). В 2001 году основал оркестр «Лист – Вагнер» в Будапеште. Более 30 лет был постоянным приглашенным дирижером Венгерского государственного оперного театра, в котором поставил десять музыкальных драм Вагнера, включая тетралогию «Кольцо нибелунга», а также «Пиковую даму» Чайковского. Кроме того, в 1994–2008 гг. проводил летние международные мастер-курсы (Будапешт и Мишкольц), которые посетили более 100 молодых дирижеров из 30 стран мира. Венгерское телевидение посвятило Юрию Симонову три фильма. 

    Дискография маэстро представлена альбомами, выпущенными фирмами «Мелодия», EMI, Collins Classics, Cypres, Hungaroton, Le Chant du Mondе, Pannon Classic, Sonora, Tring International, а также видеозаписями спектаклей Большого театра (Kultur, США). 

    С 1998 года Юрий Симонов – художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Московской филармонии. Под его управлением коллектив исполнил около трехсот программ в Москве, состоялись многочисленные гастроли оркестра по России, США, Великобритании, Германии, Испании, Китаю, Южной Корее, Японии и другим странам. Восторженная зарубежная пресса отмечала: «…Визит оркестра Московской филармонии стал бесспорным триумфом, когда музыканты с наслаждением исполняли музыку их родины и демонстрировали свои лучшие качества, а выразительное дирижирование Юрия Симонова отражало его страсть и погружение в эту музыку. Ошеломляющее выступление русских исполнителей – оркестра мирового класса – и два часа величия музыкального идеала». 

    4 марта 2021 года Юрий Симонов отметил 80-летие концертом в Зале имени П. И. Чайковского, где оркестром Московской филармонии вместе с маэстро дирижировали его молодые коллеги и ассистенты Игорь Манашеров, Димитрис Ботинис, Алексей Рубин, Николай Цинман и Андрей Колясников. 

    Активную творческую деятельность дирижер сочетает с преподавательской: в 1978–1991 гг. он вел класс оперно-симфонического дирижирования в Московской консерватории (с 1985 года – профессор). С 2006 года преподает в Санкт-Петербургской консерватории, с 2009 года – в ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова. В 2016 году удостоен звания почетного профессора Саратовской консерватории, в 2019 году – Санкт-Петербургской консерватории и ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова. 

    Маэстро проводил дирижерские мастер-классы в разных городах России, а также в Цюрихе, Лондоне, Тель-Авиве, Будапеште, Алма-Ате, Риге; неоднократно делился опытом с молодыми дирижерами на международных и всероссийских мастер-курсах, организованных Московской филармонией. Участвовал в работе жюри конкурсов во Флоренции, Токио, Москве и Будапеште. В 1983 году был председателем жюри V Всесоюзного конкурса дирижеров, в 2011, 2015 и 2019 годах возглавлял жюри по специальности «оперно–симфоническое дирижирование» на Всероссийском музыкальном конкурсе в Москве. 

    Маэстро проводит также мастер-классы для студенческих оркестров консерваторий Санкт-Петербурга, Саратова, Екатеринбурга. В сентябре 2008 года подготовил программу и провел концерты с Молодежным симфоническим оркестром СНГ в Москве, Баку, Душанбе и Алма-Ате. 

    В 2017 году учредил ежегодную премию «Стремись стать рыцарем и защитником классической музыки» для лучшего выпускника саратовской Центральной музыкальной школы, которую сам окончил в 1956 году. С родным городом его также связывают постоянное участие в Собиновских фестивалях и выступления с Академическим симфоническим оркестром Саратовской филармонии. В июле 2021 года удостоен звания «Почетный гражданин Саратова». 

    Юрий Симонов – народный артист СССР (1981), кавалер ордена Почета (2001), удостоен ордена Заслуг Венгерской Республики (офицерский крест, 2001), ордена Звезды Румынии (командор, 2003), ордена Заслуг перед Республикой Польша (1988). Лауреат Премии мэрии Москвы в области литературы и искусства (2008). Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени. В 2016 году Международным союзом музыкальных деятелей удостоен Золотой медали «Заслуженный деятель музыкального искусства».

    Штефан Владар

    Штефан Владар – австрийский пианист и дирижер. Выступает как солист и ансамблист, аккомпанирует певцам, играет с лучшими оркестрами мира. В сезоне 2015/16 в честь 50-летия музыканта на сцене венского Концертхауса прошла серия концертов, где Владар выступил во всех амплуа.

    Штефан Владар родился в 1965 году в Вене. Обучался в Венском университете музыки и исполнительского искусства у Ханса Петермандля. В 1985 году одержал победу на Международном конкурсе пианистов имени Бетховена в Вене, став в 19 лет самым молодым лауреатом в его истории. C тех пор выступает в лучших залах музыкальных столиц Европы, Азии, США. Он сотрудничал с Клаудио Аббадо, Кристофом фон Донаньи, Владимиром Федосеевым, Кристофером Хогвудом, Луи Лангре, Нэвиллом Марринером, Иегуди Менухиным, Сейдзи Озавой, Саймоном Рэттлом, Кристианом Тилеманом и другими крупнейшими дирижерами. Играл в сопровождении таких коллективов, как Баварский государственный оркестр, Венский симфонический и Венский филармонический оркестры, Королевский оркестр Консертгебау (Амстердам), оркестр цюрихского Тонхалле, Камерный оркестр Европы, Чикагский симфонический, оркестр японской корпорации NHK и других. 

    С 1990-х годов развивается дирижерская карьера музыканта. Он выступает с Венским симфоническим оркестром, Гаагским филармоническим оркестром «Резиденси», Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Штутгартским филармоническим, Бамбергским симфоническим, оркестрами Датского и Венгерского радио, «Камерата Зальцбург», камерными оркестрами Базеля, Цюриха, Кельна, Праги. С 2008 года возглавляет Венский камерный оркестр, с которым ведет активную концертную и гастрольную деятельность.

    Как дирижер и пианист Владар сотрудничал со многими известными солистами, среди них – пианисты Цимон Барто, Магда Амара, скрипачи Жанин Янсен, Виктория Муллова, Юлиан Рахлин, альтистка Изабель ван Кейлен, виолончелист Генрих Шифф, певцы Иэн Бостридж, Йохан Бота, Йонас Кауфман, Ангелика Кирхшлагер, Томас Квастхофф, Рамон Варгас, Притти Йенде, Бо Сковхус. 

    Владар регулярно участвует в Рурском фортепианном фестивале, «Шубертиаде» в Шварценберге, фестивалях в Зальцбурге, Бремене, Шлезвиг-Гольштейне, Людвигсбурге, Шветцингене, Рейнгау, Экс-ан-Провансе, Бергене, Боготе, Эдинбурге, Гштааде, Гонконге, Осаке, а также в парижской Опера Бастий и венском Музикферайне. В 2010 году был артистом-резидентом фестиваля на Боденском озере (Германия), в сезоне 2012/13 – Дуйсбургской филармонии. Более 20 лет Владар – художественный руководитель фестиваля Neuberger Kulturtage в Нойберге (Австрия). 

    В сотрудничестве с компаниями Harmonia Mundi Sony и Sony Classical записал как пианист и дирижер более 30 CD с произведениями Гайдна, Шумана, Шуберта, Шопена, Прокофьева и Скрябина. В 2015 году стал артистом австрийской компании Capriccio, диск с фортепианными произведениями Равеля был номинирован на Премию немецких критиков. В 2016 году Владар записал все инструментальные концерты Бетховена с Венским камерным оркестром, также выступив как солист и дирижер. 

    Штефан Владар – профессор Венского университета музыки и исполнительского искусства. Удостоен почетного знака «За заслуги перед Австрийской Республикой» степени «Рыцарский крест I степени (золотой крест)».

    Начиная с сезона 2019/20, Владар – главный дирижер городского театра и филармонического оркестра Любека (Германия). В течение сезона под управлением Владара идут оперы «Травиата» и «Симон Бокканегра» Верди, «Русалка» Дворжака, «Гензель и Гретель» Хумпердинка, проходят концерты, посвященные 250-летию со дня рождения Бетховена. Его произведения входят также в программы гастролей Владара с Симфоническим оркестром Гонконга и Камерным оркестром Лозанны, которые состоятся весной 2020 года.

    Екатерина Морозова

    Екатерина Морозова родилась в Омске. Окончила Омское музыкальное училище имени В. Я. Шебалина (класс Раисы Чебаненко). В 2004 году была удостоена именной стипендии «Юные дарования» Министерства культуры Омской области. Продолжила образование в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова и аспирантуре (класс Евгении Гороховской). 

    Дипломант Всероссийского открытого конкурса исполнителей русского романса во Владимире (2004). Лауреат Всероссийского конкурса молодых оперных певцов имени В. Я. Шебалина в Омске (2012, III премия), Всероссийского конкурса молодых оперных певцов имени Надежды Обуховой в Липецке (2012, I премия), международных конкурсов вокалистов имени Елены Образцовой (2013, III премия), имени Мирьям Хелин в Хельсинки (2014, II премия) и имени Хариклеи Даркле в Брэиле, Румыния (2015, I премия). Удостоена премии Фонда Елены Образцовой в номинации «За яркое начало в искусстве» (2016).

    В 2012–2014 годах была солисткой Академии молодых певцов Мариинского театра. Принимала участие в концертах солистов академии в России (Екатеринбург, Казань) и за рубежом (Италия, Франция, Германия, Великобритания, Финляндия, Австрия, Фарерские острова), фестивале «Лариса Гергиева приглашает» во Владикавказе. На сцене Мариинского театра исполняла партии Первой дамы («Волшебная флейта» Моцарта) и Графини Чепрано («Риголетто» Верди). 

    В 2014 году дебютировала в Большом театре России, исполнив партию Фьордилиджи в опере «Так поступают все женщины» Моцарта. В 2014–2016 годах – артистка Молодежной оперной программы Большого театра, принимала участие в гастролях солистов программы в Швейцарии и Лихтенштейне. С сезона 2016/17 – солистка оперной труппы ГАБТа. В репертуар певицы на главной российской сцене вошли партии Мюзетты («Богема» Пуччини), Графини («Свадьба Фигаро» Моцарта), Мерседес («Кармен» Бизе), Иоланты в одноименной опере Чайковского, Донны Анны («Каменный гость» Даргомыжского), Настасьи Филипповны («Идиот» Вайнберга, первая исполнительница в Большом театре), Русалки в одноименной опере Дворжака, Татьяны («Евгений Онегин» Чайковского, премьера 2019 года), Монахини («Огненный ангел» Прокофьева), Половецкой девушки («Князь Игорь» Бородина) и другие. 

    В 2017 году исполнила роль Иоланты на Оперном фестивале в Савонлинне (дирижер Туган Сохиев) и дебютировала в дрезденской Земпер-опере в партии Джульетты («Сказки Гофмана» Оффенбаха), которую поет на этой сцене на протяжении всего сезона 2019/20. В 2018 году спела партию Татьяны в новой постановке оперы «Евгений Онегин» на сцене Национальной Рейнской оперы в Страсбурге (дирижер-постановщик Марко Летония, режиссер-постановщик Фредерик Уэйк-Уокер).

    Полина Шамаева

    Полина Шамаева получила образование в Воронежском музыкальном колледже имени Ростроповичей (дирижерско-хоровое отделение) и Академии хорового искусства имени В. С. Попова, которую окончила по двум специальностям – «хоровое дирижирование»(2011)и «сольное пение»(2016). Победительница пятого сезона телепроекта «Большая опера» на телеканале «Россия – Культура» и обладатель приза зрительских симпатий (2017).

    С 2016 года – солистка Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, с 2017 года – Венгерского государственного оперного театра в Будапеште. Приглашенная солистка Михайловского театра в Санкт-Петербурге и Новосибирского театра оперы и балета (НОВАТ). Лауреат Национальной оперной премии «Онегин» в номинации «Фаворит» (2021).

    В качестве солистки выступала с различными коллективами в Большом театре России,Концертном зале имени П. И. Чайковского, залах Московской консерватории и Московского международного Дома музыки, на Красной Площади и в Государственном Кремлевском дворце, Дворце музыки в Афинах (Греция), Симфони-холле в Осаке и Минато-Мирай-холле в Иокогаме (Япония), Аудитории Тенерифе на Канарских островах, Зале Стравинского в Монтрё (Швейцария) и на других известных концертных площадках.

    Принимала участие в фестивалях в Рейнгау (Германия), Кольмаре (Франция), «Владимир Спиваков приглашает» в Москве и регионах России, Московском Пасхальном фестивале, Opera Art Динары Алиевой, «Опера Live» Василия Ладюка, «Преображение» (Ярославль), «Кремлевские вечера» (Рязань), «Кружева» (Вологда), Concordi имени Софии Губайдулиной (Казань), на Канарских островах.

    Сотрудничала с такими выдающимися дирижерами, как Владимир Спиваков, Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Владимир Юровский, Михаил Плетнёв, Александр Сладковский, Томас Зандерлинг, Андрес Мустонен и многие другие.

    Принимала участие в записи «Свадебки» Стравинского (Мать, дирижер – Геннадий Дмитряк) и оперы «Евгений Онегин» Чайковского (Няня, дирижер – Владимир Спиваков), Реквиема Моцарта (дирижер – Олег Романенко), «Всенощного бдения» Рахманинова и Реквиема Слонимского (дирижер – Лев Конторович).

    В репертуаре певицы – более 20 оперных партий, среди которых Любаша («Царская невеста» Римского-Корсакова), Кармен в одноименной опере Бизе, Композитор («Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса), Ольга и Лаура («Евгений Онегин» и «Иоланта» Чайковского), Маддалена и Фенена («Риголетто» и «Набукко» Верди), Зибель («Фауст» Гуно), Кристина («Пассажирка» Вайнберга), Марина Мнишек («Борис Годунов» Мусоргского)и другие, а также свыше 55 произведений кантатно-ораториального жанра.

    Сергей Радченко

    Сергей Радченко родился в 1988 году в Брянске. Обучался в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Алексея Мартынова) и Академии хорового искусства имени В. С. Попова (класс профессора Дмитрия Вдовина). Завоевал первые премии на Открытом конкурсе юных вокалистов имени Ф. И. Шаляпина в Москве (2008) и Международном конкурсе вокалистов Бибигуль Тулегеновой в Астане (Казахстан, 2011), где получил также спецприз «За лучшее исполнение арии Моцарта». 

    В 2011–2014 гг. был участником Молодежной оперной программы Большого театра, на сцене которого дебютировал в «Волшебной флейте» Моцарта. В настоящее время – приглашенный солист театра, где исполняет партию Фомы Назарыча в опере «Садко» Римского-Корсакова. Также выступал на сцене ГАБТа в ролях Самозванца и Юродивого («Борис Годунов» Мусоргского), Дон Жуана («Каменный гость» Даргомыжского), Михайло Тучи, Лыкова («Псковитянка», «Царская невеста» Римского-Корсакова), Владимира Игоревича («Князь Игорь» Бородина), Альфреда («Летучая мышь» И. Штрауса), Церемониймейстера («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева) и многих других.

    В 2013 году проходил стажировку в Молодежной оперной программе Доминго – Карфица в Вашингтонской национальной опере. Исполнял партии Ленского («Евгений Онегин» Чайковского) в Мариинском театре и театре Сан-Карло в Неаполе, Моцарта («Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова) на фестивале в Люцерне, Гусара («Мавра» Стравинского) в Филармонии Брно. В Золотом зале венского Музикферайна участвовал в концертных исполнениях опер «Дон Кихот» Массне и «Ундина» Чайковского. 

    Принимал участие в исполнении «Маленькой торжественной мессы Россини» во Фрауэнкирхе в Дрездене, поэмы «Колокола» Рахманинова и Первой симфонии Скрябина в Национальной академии Санта-Чечилия в Риме, опер «Король Лир» Слонимского и «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса, Второй симфонии Мендельсона и «Коронационной кантаты» Глазунова в Концертном зале имени П. И. Чайковского, ораторий Генделя и Гайдна, Девятой симфонии Бетховена и оперы-оратории «Бабий Яр» Кривицкого в Большом зале Московской консерватории, Реквиема Моцарта в Тверской филармонии. В 2016 году исполнил вокальный цикл Бриттена «Озарения» в Соборе Богоматери в Антверпене. 

    Сотрудничал с Национальным филармоническим оркестром России (в 2012 году был стипендиатом фонда НФОР) и «Виртуозами Москвы», Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, ГСО «Новая Россия», БСО имени П. И. Чайковского, оркестрами Московской филармонии и Министерства обороны РФ. Выступал с дирижерами Владимиром Федосеевым, Василием Синайским, Владимиром Спиваковым, Юрием Симоновым, Владимиром Юровским, Семёном Бычковым, Кристофером Мулдсом, Хансом-Кристофом Радеманом, Джанандреа Нозедой, Туганом Сохиевым, Феликсом Коробовым, Павлом Сорокиным, Филиппом Чижевским. Принимал участие в фестивалях «Орфео» в Випитено (Италия), «Киссингенское лето» в Бад-Киссингене, «Спасская башня», «Черешневый лес», «Владимир Спиваков приглашает...», оперном фестивале имени Ирины Архиповой, Рождественском фестивале духовной музыки в Московском международном Доме музыки, Шаляпинском фестивале в Казани, «Славянском базаре» в Витебске и других. 

    В 2018 году дебютировал в партии Германа («Пиковая дама» Чайковского) на Зимнем фестивале искусств Юрия Башмета в Сочи. В 2019 году принимал участие в премьерах опер «Русалка» Дворжака в Большом театре (Принц) и «Огненный ангел» Прокофьева в Римской опере (Агриппа), а также исполнил партию Пинкертона в опере «Мадам Баттерфляй» Пуччини в Савоне (режиссер – Рената Скотто), в 2020 году – партию Лыкова («Царская невеста») в Театре оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани. В числе ангажементов сезона 2021/22 – «Пиковая дама» Чайковского (Чаплицкий) в миланском театре Ла Скала (дирижер – Валерий Гергиев) и «Мертвый город» Корнгольда (Пауль) в Мехико. 

    Сотрудничает с композитором Александрой Пахмутовой, первый исполнитель ее песни «Зачарованная даль». Записал вокальный цикл «Песни паладина» Георгия Дмитриева на стихи Блока (2009). Принимал участие в музыкальных телепрограммах.

    Александр Уткин

    Александр Уткин родился в Черкесске. Окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (класс вокала Д. Карпова). В оперной студии консерватории исполнял партии Эбн-Хакиа в «Иоланте» Чайковского, Гульельмо в опере «Так поступают все» Моцарта и Дюфоля в «Травиате» Дж. Верди.

    С 2016 года – солист оперной труппы Большого театра. В 2017 году принимал участие в концертном исполнении оперы «Путешествие в Реймс» Дж. Россини, исполнив партию Антонио (дирижёр – Туган Сохиев). Летом 2017 года участвовал в Accademia Rossiniana имени Альберто Дзедды в рамках Россиниевского оперного фестиваля в Пезаро, принимал участие в концертах и спектакле «Путешествие в Реймс».

    Государственный академический Московский областной хор имени А. Д. Кожевникова

    Государственный академический московский областной хор имени А. Д. Кожевникова был создан в 1956 годународным артистом СССР, профессором Московской консерватории Владиславом Соколовым. В 1988–2011 гг. коллективом руководил народный артист России Андрей Кожевников, чье имя сейчас носит коллектив. После него ансамбль возглавляла Жанна Колотий. С 2014 года хором руководит Николай Азаров.

    Московский областной хор участвовал в премьерных исполнениях многих произведений.  В их числе «Иван Грозный» Прокофьева, Реквием Кабалевского, Литургия Алябьева, духовные концерты Дегтярёва и Титова, Месса бельгийского композитора Жозефа Йонгена, Реквием памяти Леонида Когана Франко Маннино. Значительное место в репертуаре хора занимают народные песни. Многие аудиозаписи коллектива вошли в фонд радио и телевидения и выпущены фирмой «Мелодия».

    Хор активно гастролирует по России и за ее пределами, неоднократно выступал во всех республиках бывшего СССР, а также в Австрии, Швеции, Нидерландах, Германии, Франции, Финляндии, Польше, Румынии, Греции, Корее, Японии.

    В последнее десятилетие ансамбль участвовал во многих крупных культурных событиях, среди которых празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского в Сергиевом Посаде и 200-летия со дня рождения Михаила Лермонтова в усадьбе Серебряково, Международный хоровой фестиваль имени Бориса Тевлина в Большом зале Московской консерватории, юбилей премии «Русский Нобель» в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, Рождественский фестиваль духовной музыки в ММДМ, Пасхальный фестиваль, Международный фестиваль Мстислава Ростроповича и другие.

    Хор сотрудничал с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Национальным филармоническим оркестром России, Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония», с известными дирижерами, в числе которых Владимир Федосеев, Владимир Спиваков, Александр Вакульский, Александр Ведерников, Джанлука Марчиано, Ядер Биньямини.

    Хор Академии хорового искусства имени В. С. Попова

    Первое в истории высшее учебное заведение вокально-хорового искусства, Академия хорового искусства, создана в 1991 году на базе Московского хорового училища имени А. В. Свешникова по инициативе и благодаря настойчивым усилиям профессора В. С. Попова. С самого начала работы Академии хорового искусства руководимый В.С. Поповым смешанный хор вуза определился как многофункциональный певческий коллектив, выступающий с обширными сольными программами, а также участвующий вместе с оркестрами в исполнении крупных вокально-симфонических произведений.

    Сводный хор Академии (около 250 певцов) включает в себя хор мальчиков (7-14 лет), хор юношей (16-18 лет), студенческие вокально-хоровые ансамбли (юноши и девушки 18-25 лет) и мужской хор. Отличная музыкальная подготовка, высокая профессиональная компетентность и полнота разновозрастных групп хоров Академии позволяют выполнить художественные задачи любой сложности, включая исполнение многохорных партитур, требующих участия грандиозных певческих составов. Так, хор Академии исполнил треххорную ораторию К.Пендерецкого «Семь врат Иерусалима» на московской премьере сочинения в Московском международном Доме музыки (декабрь 2003). Выдающимся событием в мире музыки стало исполнение в Москве при участии Большого хора Академии монументальной оратории Ф. Листа «Христос» под управлением Е. Светланова в Большом зале консерватории (апрель 2000).

    Хоры Академии регулярно выступают с концертами в России и за ее пределами - в странах Европы, Азии (Япония, Тайвань), США и Канаде. В числе несомненных достижений коллектива - многократное участие в ряде престижных музыкальных фестивалей: в Брегенце (Австрия, 1996, 1997), Кольмаре (Франция, 1997-2009), Рейнгау (Германия, 1995-2010) и, конечно, в Москве («Московская осень», «Московский Пасхальный фестиваль», «Черешневый лес», «Моцариана»).

    С хорами Училища и Академии сотрудничали прославленные российские и зарубежные дирижеры: Г. Абендрот, Р. Баршай, А. Гаук, Т. Зандерлинг, Д. Кахидзе, Д. Китаенко, К. Кондрашин, И. Маркевич, Е. Мравинский, М. Плетнев, Х. Риллинг, А. Рудин, Г. Рождественский, С. Самосуд, Е. Светланов, В. Спиваков, Ю. Темирканов, В. Федосеев. Многие современные композиторы доверяют исполнителям премьеры своих сочинений. Хоры Академии подготовили к исполнению и записали более 40 компакт-дисков.

    Отдельные хоры Академии, периодически объединяемые в Большой хор, представляют собой уникальный по своим исполнительским возможностям и тембровой палитре певческий коллектив, которому под силу яркие, полноценные художественные интерпретации всей классической и современной хоровой литературы. Полнокровная творческая жизнь – отличительная черта Академии хорового искусства, занявшей сегодня достойное место на мировой концертной сцене.

    С 2008 года сводным хором Академии руководит воспитанник Училища и Академии, ученик В. Попова, Лауреат первой премии Первого московского конкурса хоровых дирижеров – Алексей Петров.