Открытие V Большого фестиваля РНО. Элен Гримо (фортепиано) : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»

    Открытие V Большого фестиваля РНО. Элен Гримо (фортепиано)

    6 сентября 2013

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Российский национальный оркестр
    Михаил Плетнёв, дирижёр
    Элен Гримо (фортепиано, Франция)

    Художественный руководитель фестиваля – Михаил Плетнев

    В программе:
    Рахманинов
    Симфония № 2
    Брамс
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром

    12+

    Абонемент №13:

    13. Большой фестиваль РНО. Российский национальный оркестр

    По сложившейся традиции, сезон Московской филармонии открывается Большим фестивалем Российского национального оркестра. В нынешнем году эта уникальная для России культурная акция проводится уже в 5-й раз. За прошедшие годы фестиваль стал одним из самых заметных музыкальных событий Москвы, точкой отсчёта нового сезона и одновременно одной из его вершин. Исключительное разнообразие жанров (симфонические и камерные программы, хоровые и балетные вечера, оперные постановки, литературно-музыкальные композиции, джазовые концерты), изысканные программы и участие звёзд мирового музыкального искусства снискали фестивалю высокую репутацию у московской публики и не менее восторженные отзывы специалистов и критиков.

    Фестиваль 2013 года, отмечающий ныне свой первый юбилей, не станет исключением. Среди его участников — скрипачи Гидон Кремер с оркестром «Кремерата Балтика» и Изабель Фауст (Германия); одна из самых обаятельных пианисток современности француженка Элен Гримо; оперные дивы Микаэла Карози (Италия), Миша Брюггергосман (Канада), Анита Хартиг (Румыния), Бернарда Финк (Аргентина); Московский камерный хор под управлением Владимира Минина; дирижёры Миша Дамев (Швейцария), Хориа Андрееску (Румыния), Ален Альтиноглу (Франция).

    Вершинами фестивальной афиши, несомненно, станут исполнения редко звучащей оратории Ж. Массне «Мария Магдалина» и Второй симфонии «Воскресение» Г. Малера.

    Художественный руководитель и главный дирижёр РНО Михаил Плетнёв выступит в трёх амплуа: как художественный руководитель фестиваля, дирижёр и пианист.

    Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность, признание публики и критики. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории симфонических коллективов нашей страны, получившим премию Grammy. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе музыкальный журнал Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрел государственный статус. В 2022 году художественным руководителем оркестра стал Александр Рудин.

    Российский национальный оркестр сотрудничал с выдающимися солистами и дирижерами, в числе которых Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Дмитрий Хворостовский, Мстислав Ростропович, Джошуа Белл, Максим Венгеров, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда и многие другие. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО.

    В 2009–2020 гг. в Москве проходил Большой фестиваль РНО с участием ведущих исполнителей современности. С 2024 года Фестиваль РНО проходит в обновленном формате под руководством Александра Рудина.

    РНО – участник знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившим там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военного конфликта в Югославии. Весной 2010 года оркестр стал главным участником международного проекта «Три Рима». Эта культурно-просветительская акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием стал концерт русской музыки в зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI.

    В 2014 году РНО и Михаил Плетнёв открыли в Милане российскую часть перекрестного Года туризма Италии и России; с Московским Синодальным хором выступили в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне; провели фестиваль музыки Рахманинова в музее-усадьбе композитора в Ивановке Тамбовской области; стали главными участниками гала-концерта, посвященного 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова). Осенью 2016 года в Ивановке был проведен второй фестиваль музыки Рахманинова. 

    Совместно с всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более ста альбомов. Многие работы получили престижные международные награды, включая Diapason d'Or и Grammy.

    В 2023–2024​ гг. Александр Рудин провел свой первый полноценный сезон с РНО в новом статусе, представляя разноплановые программы в столичных залах, а также в рамках масштабных гастролей коллектива по России. Именной абонемент РНО и Александра Рудина в Концертном зале имени П. И.​ Чайковского открылся исполнением «Немецкого реквиема» Брамса с участием Альбины Латиповой (сопрано), Владислава Сулимского (бас) и вокального ансамбля Intrada. В концертные программы сезона на главных московских площадках вошли также шедевры Берга, Сибелиуса, Хиндемита, Шуберта – Листа, Бетховена, Рахманинова, Респиги.

    В течение сезона Александр Рудин и РНО выступили на​ открытии IV Всероссийского музыкального конкурса по специальности «камерные ансамбли» в Уфе и на открытии юбилейного 80-го концертного сезона Оренбургской филармонии; 25 сентября, в день рождения Шостаковича, приняли участие в​ IV Международном фестивале искусств «Шостакович. Над временем» в Самаре; в рамках Всероссийского марафона «Мой Рахманинов», приуроченного к 150-летию со дня рождения композитора дали концерты во Владикавказе, Махачкале, Грозном и Москве. Также выступления коллектива прошли в филармонических залах Великого Новгорода, Уфы, Петрозаводска и Санкт-Петербурга, на фестивале «Стрелка» в Нижнем Новгороде (с программой музыки Шнитке к 90-летию со дня рождения композитора) и open-air фестивалях в Новом Иерусалиме и Ясной Поляне. 

    Михаил Плетнёв

    Михаил Плетнёв сочетает в себе незаурядные таланты пианиста, дирижера и композитора. Музыкант родился в 1957 году в Архангельске. В 16-летнем возрасте стал лауреатом Международного юношеского фортепианного конкурса в Париже. В 1974–1979 гг. обучался в Московской государственной консерватории в классе профессора Якова Флиера, а после его смерти – в классе профессора Льва Власенко (у него же в 1981 году окончил аспирантуру). В 1977 году завоевал I премию на Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде, в 1978 году – I премию и Золотую медаль VI Международного конкурса имени Чайковского. С этого времени начинается интенсивная концертная деятельность артиста.

    Михаил Плетнёв представлял сольные программы на лучших сценах мира, выступал с известнейшими коллективами: филармоническими оркестрами Берлина, Лондона, Мюнхена, Израиля, Чехии, симфоническими оркестрами Сан-Франциско, Питтсбурга, Берлина, Национальным оркестром Франции и многими другими. Он играл под управлением выдающихся дирижеров современности, среди которых Клаудио Аббадо, Карло Мария Джулини, Бернард Хайтинк, Лорин Маазель, Зубин Мета, Курт Зандерлинг, Леонард Слаткин, Неэме Ярви, Риккардо Шайи, Рудольф Баршай, Валерий Гергиев, Шарль Дютуа. 

    В 1980 году Михаил Плетнёв дебютировал как дирижер. Взлет его дирижерской карьеры пришелся на 1990-е годы, когда музыкант основал Российский национальный оркестр, который возглавлял в 1990–1999 и в 2003–2022 гг. Плетнёв выступает как приглашенный дирижер с Малеровским камерным оркестром, Королевским оркестром Консертгебау, Оркестром Итальянской Швейцарии, лондонским оркестром «Филармония», Симфоническим оркестром Бирмингема, Филармоническим оркестром Лос-Анджелеса, Токийским филармоническим, Симфоническим оркестром корпорации NHK (Япония) и многими другими. 

    В октябре 2007 года Михаил Плетнёв дебютировал как оперный дирижер в Большом театре России с «Пиковой дамой» Чайковского. В ноябре того же года на сцене Зала Чайковского осуществил концертное исполнение опер Рахманинова «Алеко» и «Франческа да Римини». В 2008 году в музее-усадьбе «Архангельское» под его управлением была исполнена опера «Майская ночь» Римского-Корсакова, в 2009-м в Зале Чайковского – «Кармен» Бизе. «Оперная линия» получила продолжение и в рамках Большого фестиваля РНО, где под управлением Плетнёва состоялись концертные исполнения опер «Волшебная флейта» Моцарта, «Золушка» Россини, «Евгений Онегин» и «Иоланта» Чайковского, «Майская ночь» и «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова.

    Значительное место в творческой деятельности Михаила Плетнёва занимает композиция. Среди его сочинений – Триптих для симфонического оркестра, «Классическая» симфония, Фантазия для скрипки с оркестром, Концерт для альта с оркестром, Каприччио для фортепиано с оркестром, Fantasia Elvetica для двух фортепиано с оркестром, Квинтет для фортепиано, флейты, скрипки, альта и виолончели, фортепианные переложения сюит из балетов Чайковского, Щедрина, Прокофьева, переложение для кларнета Скрипичного концерта Бетховена. 

    В 2006 году музыкант создал Фонд поддержки национальной культуры Михаила Плетнёва. Целью фонда, наряду с обеспечением жизнедеятельности Российского национального оркестра, является также поддержка наиболее важных культурных и социально значимых проектов самого высокого уровня, таких как Волжское турне или Мемориальный концерт РНО в Беслане для матерей и родственников жертв трагедии. Плетнёв – основатель Международного фестиваля имени С. В. Рахманинова, прошедшего в музее-усадьбе композитора в деревне Ивановка Тамбовской области в 2014 и 2016 гг.

    Михаил Плетнёв – народный артист России, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» IV, III и IIстепени, лауреат множества государственных и международных премий, включая премии «Грэмми» и «Триумф». В 2007 году был удостоен Премии Президента РФ, ордена Даниила Московского, пожалованного Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В 2013 году стал обладателем Платоновской премии – «за глубину и гармоничность интерпретации мирового музыкального наследия».

    Элен Гримо

    Элен Гримо родилась в 1969 году в Экс-ан-Провансе. Училась у Жаклин Куртэ в Эксе и у Пьера Барбизе в Марселе. В 13 лет поступила в класс Жака Рувье в Парижскую консерваторию, где в 1985 году получила первую премию по фортепиано. Сразу же после окончания консерватории Элен Гримо записывает диск с сочинениями Рахманинова (2-я соната и Этюды-картины соч. 33), который получает Grand Prix du disque (1986). Затем пианистка продолжила обучение с Жоржи Сандор и Леоном Флейшером.

    1987 год знаменует решительный поворот в карьере Элен Гримо. Она выступила на фестивалях MIDEM в Каннах и в Рок д' Антерон, дала сольный концерт в Токио и получила приглашение от Даниэля Баренбойма выступить с Оркестром Парижа. С этого момента Элен Гримо начала сотрудничать со многими ведущими оркестрами мира под управлением самых прославленных дирижеров.

    В 1988 году игру Элен Гримо услышал знаменитый музыкант Дмитрий Башкиров, который оказал на нее сильное влияние. На творческом становлении пианистки также сказалось общение с Мартой Аргерих и Гидоном Кремером, по приглашению которого она выступила на фестивале в Локенхаусе.

    В 1990 году Элен Гримо впервые сыграла сольный концерт в Нью-Йорке, дебютировала с ведущими оркестрами США и Европы. С тех пор Элен Гримо приглашают к сотрудничеству ведущие коллективы мира: Берлинский филармонический и Немецкий симфонический оркестры, Государственные Капеллы Дрездена и Берлина, симфонические оркестры Гётеборга и радио Франкфурта, Камерные оркестры Германии и Баварского радио, Лондонский симфонический, «Филармония» и Английский камерный оркестры, ЗКР Симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии и Российский национальный оркестр, Оркестр Парижа и Страсбургский филармонический, Венский симфонический и Чешский филармонический, Молодежный оркестр Густава Малера и Камерный оркестр Европы, амстердамский Консертгебау и оркестр Театра Ла Скала, Израильский филармонический и фестивальный оркестр Люцерна... Среди американских коллективов, с которыми играла Элен Гримо, — оркестры Балтимора, Бостона, Вашингтона, Далласа, Кливленда, Лос-Анджелеса, Нью-Йорка, Сан-Франциско, Сиэттла, Торонто,Чикаго, Филадельфии...

    Ей посчастливилось сотрудничать с такими выдающимися дирижерами, как Клаудио Аббадо, Владимир Ашкенази, Михаэль Гилен, Кристоф Донаньи, Курт Зандерлинг, Фабио Луизи, Курт Мазур, Юкка-Пекка Сарасте, Юрий Темирканов, Майкл Тилсон-Томас, Риккардо Шайи, Кристоф Эшенбах, Владимир Юровский, Нэеме Ярви. Среди ансамблевых партнеров пианистки — Марта Аргерих, Миша Майский, Томас Квастхофф, Трюльс Мёрк, Лиза Батиашвили, Хаген-квартет.

    Элен Гримо — участница престижных фестивалей в Экс-ан-Провансе, Вербье, Люцерне, Гштааде, Пезаро, BBC-Proms в Лондоне, в Эдинбурге, Бреме, Зальцбурге, в Стамбуле, «Карамур» в Нью-Йорке...

    Весьма обширна дискография пианистки. Первый свой диск она записала в 15 лет. Среди основных записей Гримо — Первый концерт Брамса с Берлинской государственной капеллой под управлением Курта Зандерлинга (диск назван «классической записью года» в Каннах, 1997), Концерты Бетховена — № 4 (с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Курта Мазура, 1999) и № 5 (с Дрезденской государственной капеллой под управлением Владимира Юровского, 2007). Критика выделяла также её исполнение сочинения Арво Пярта Credo, давшего название одноимённому диску, в который также вошли произведения Бетховена и Джона Корильяно (запись получила призы «Шок» и «Золотой диапазон», 2004). Запись Концерта № 3 Бартока с Симфоническим оркестром Лондона под управлением Пьера Булеза получила Приз немецких критиков, Приз Академии дисков Токио и Премию Midem Classic (2005). В 2005 году Элен Гримо записала альбом «Отражения», посвященный Кларе Шуман (в него вошли Концерт Роберта Шумана, песни Клары Шуман и камерная музыка Иоганнеса Брамса); эта работа получила приз «Эхо», а пианистка была названа «инструменталистом года». В 2008 году вышел ее диск с сочинениями Баха и транскрипциями Бузони, Листа и Рахманинова произведений Баха. Кроме того, пианисткой записаны сочинения Гершвина, Равеля, Шопена, Чайковского, Рахманинова, Стравинского для фортепиано соло и с оркестром.

    Одновременно с окончанием консерватории получила диплом по этологии со специализацией по поведению животных в естественной среде обитания.

    В 1999 вместе с фотографом Генри Фэйром основала Центр сохранения волков (Wolf Conservation Center) — небольшой заповедник, в котором жили 17 волков и проводились просветительские мероприятия, направленные, как объясняла Гримо, на демифологизацию образа волка как врага человека.

    В ноябре 2003 в Париже выходит ее книга «Дикие гармонии: Жизнь с музыкой и волками» (Wild Harmonies: A Life of Music and Wolves), где она рассказывает о своей жизни музыканта и экологической работе с волками. В октябре 2005 вышла ее вторая книга «Собственные уроки». В вышедшем несколько лет назад фильме «В поисках Бетховена», который объединил всемирно известных ведущих музыкантов и специалистов по творчеству Бетховена с целью взглянуть по-новому на этого легендарного композитора, Элен Гримо появляется вместе с Дж.Нозедой, сэром Р.Норрингтоном, Р.Шайи, К.Аббадо, Ф.Брюггеном, В.Репиным, Ж.Янсен, П.Льюисом, Л.Фогтом и другими знаменитыми исполнителями.

    В 2010 пианистка совершает мировое турне с новой «австро-венгерской» программой, в которую вошли сочинения Моцарта, Листа, Берга и Бартока. Готовится к выпуску диск с записью этой программы, сделанной в мае 2010 с концерта в Вене. Ангажементы Э.Гримо 2010 года включают гастроли по Европе с Симфоническим оркестром Шведского радио п/у Б. Хардинга, выступления с оркестром Мариинского театра п/у В. Гергиева, Сиднейским симфоническим оркестром п/у В. Ашкенази, сотрудничество с Берлинским филармоническим, лейпцигским «Гевандхаус», оркестрами Израиля, Осло, Лондона, Детройта; участие в фестивалях в Вербье и Зальцбурге (концерт с Р. Виллазоном), Люцерне и Бонне (концерт с Т. Квастхоффом), в Руре и Рейнгау, сольные концерты в европейских городах.

    Элен Гримо имеет эксклюзивный контракт с Deutsche Grammophone. В 2000 году удостоена премии Victoire de la music как лучший инструменталист года, а в 2004 получила эту же премию в номинации Victoire d’honneur («За заслуги перед музыкой»). В 2002 году удостоена Ордена Искусств и литературы Франции.

    С 1991 Элен Гримо жила в США, с 2007 проживает в Швейцарии.