Закрыть

Уважаемые слушатели! В продаже абонементы сезона 2017-2018
Перейти к списку абонементов

    И. С. Бах
    «Хорошо темперированный клавир»

    28 апреля 2016, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Пьер-Лоран Эмар (фортепиано)
    В программе:
    И. С. Бах
    «Хорошо темперированный клавир» – 24 прелюдии и фуги (I том), BWV 846-869


    12+

    Абонемент №43:

    Звёзды европейского фортепианного искусства

    Пьер-Лоран Эмар

    Пианистом «незастывших форм и неожиданных ракурсов» называют Пьера-Лорана Эмара — одного из крупнейших мастеров фортепианного искусства наших дней и, несомненно, одного из самых оригинальных интерпретаторов классики и современной музыки.

    Пьер-Лоран Эмар родился в 1957 году в Лионе, там же окончил консерваторию. В дальнейшем учился в Парижской консерватории у Ивонны Лорио (супруги Оливье Мессиана), брал уроки в Лондоне у Марии Курчо — последней ученицы и последовательницы Артура Шнабеля. В конце 70-х – начале 80-х годов активно сотрудничал с венгерскими музыкантами и брал уроки у Дьердя Куртага.

    Блестящая международная карьера пианиста началась в 1973 году, после победы на Международном конкурсе Оливье Мессиана. С тех пор он ежегодно дает десятки сольных концертов, играет в ансамблях, выступает с оркестрами Бостона, Чикаго, Лос-Анджелеса, Сан-Франциско, Кливленда, филармоническими и симфоническими оркестрами Лондона, Берлина и Вены, оркестрами Штутгартского и Французского радио, Национальным оркестром Лиона и Королевским оркестром Консертгебау, Зальцбургской Камератой и Камерным оркестром Европы. Сотрудничает с такими знаменитыми дирижерами, как Николаус Арнонкур, Пьер Булез, Франц Вельзер-Мест, Кристоф фон Донаньи, Шарль Дютуа, Филипп Жордан, Джеймс Ливайн, Зубин Мета, Инго Мецмахер, Джонатан Нотт, Сейджи Озава, Андре Превен, Дэвид Робертсон, сэр Саймон Рэттл, Эса-Пекка Салонен, Дэниэл Хардинг, Петер Этвеш, Кристоф Эшенбах, Владимир Юровский.

    Выступления пианиста проходят в лучших залах мира: Карнеги-холле и Линкольн-центре в Нью-Йорке, венском Концертхаусе, зальцбургском Моцартеуме, залах Берлинской филармонии, Сите де ля мюзик, Палас Гарнье и Театре Шатле в Париже, Саутбэнк-центре в Лондоне, Концертном зале им. П.И. Чайковского и Доме музыки в Москве, Концертном зале Мариинского театра в Санкт-Петербурге и многих других; на самых престижных фестивалях (в Люцерне, Тэнглвуде, Зальцбурге, Берлине, ВВС Промс в Лондоне, «Штириарт» в Граце, Руре, Рок-д’Антероне и др.).

    Эмар был приглашенным артистом Берлинской филармонии и Зальцбургского Моцартеума. В 2007 году он был музыкальным руководителем фестиваля в г. Охай (Калифорния, США), в 2008 — художественным руководителем фестиваля к 100-летию О. Мессиана в Лондоне. Является арт-директором знаменитого фестиваля в Олдборо, основанного в 1948 году Б. Бриттеном.

    С юности Пьер-Лоран увлечен музыкой композиторов-современников. Он очень рано обратился к ней в своем творчестве и достиг на этой стезе колоссальных успехов. В 12 лет Эмар был представлен Оливье Мессиану и впоследствии стал одним из выдающихся интерпретаторов его сочинений. В 1976 году, по приглашению Пьера Булеза, он вошел в состав знаменитого Ensemble InterContemporain. Через год 20-летний музыкант дебютировал в США, исполнив сольную партию в симфонии Мессиана «Турангалила» с Чикагским симфоническим оркестром, и с тех пор регулярно играет это сочинение.

    В 1981 году пианист дал уникальный «полуподпольный» концерт в Москве: в концертном зале ФИАН (Физического института Академии наук) он сыграл цикл Мессиана «Двадцать взглядов на лик младенца Иисуса».

    При участии Эмара прошли премьеры многих сочинений П. Булеза, К. Штокхаузена, Д. Лигети, Дж. Бенджамина, С. Райха, М. Строппа, Э. Картера, П. Этвеша и других авторов. Более 15 лет пианист сотрудничал с Дьердем Лигети, записал все его произведения для фортепиано.

    В июне 2013 года на фестивале в Олдборо состоялась премьера «Эпиграмм» — последнего сочинения Эллиота Картера (для фортепиано, скрипки и виолончели), написанного специально для Эмара. Годом позже пианист исполнил мировую премьеру нового сочинения Харрисона Пола Бёртуистла Responses (в двух частях: Sweet Disorder и The Carefully Careless). Осенью 2014 года Эмар принял участие в мировой премьере

    Фортепианного концерта Бёртуистла с Симфоническим оркестром Баварского радио (исполнения в Порту, Лондоне и Бостоне). Весной 2015 года состоялось гастрольное турне Эмара с сербской пианисткой Тамарой Стефанович, в ходе которого исполнялись все фортепианные произведения П. Булеза (проект был приурочен к 90-летию композитора). В феврале 2016 года Эмар принял участие в юбилейных концертах к 90-летию Д. Куртага.

    В то же время творческие интересы Эмара не ограничиваются современной музыкой. Пианист известен оригинальным прочтением сочинений Баха, Моцарта, Бетховена, Шумана, Дебюсси, Равеля, Стравинского, Бартока, Берга, Веберна.

    Пьер-Лоран Эмар нередко выступает и как дирижер, сотрудничая в этом качестве с Камерными оркестрами Густава Малера (Австрия), Европы (Лондон), Сент-Пола (Миннесота, США). В 2005 году П.-Л. Эмар принял участие в Третьем международном фестивале «Владимир Спиваков приглашает...» в Москве, сыграв с Малеровским камерным оркестром Концерт № 18 Моцарта.

    Пьер-Лоран Эмар уделяет много внимания преподавательской и просветительской деятельности. Он — профессор Парижской консерватории и Высшей школы музыки в Кельне, приглашенный профессор и почетный член Королевской академии музыки в Лондоне. Пианист проводит мастер-классы и выступает с лекциями-концертами по всему миру, представляя слушателям и молодым музыкантам авторский взгляд на музыку разных эпох и стилей. В частности, он провел цикл концертов-лекций «Фортепиано в ХХ веке» в Париже и Лионе.

    В 2015 году в сотрудничестве с Фортепианным фестивалем в Руре и меценатом Винсентом Мейером Пьер-Лоран Эмар основал интернет-ресурс, посвященный фортепианной музыке Д. Лигети (www.explorethescore.org). Сайт содержит видеоверсии лекций и мастер-классов, записи этюдов и других фортепианных сочинений композитора.

    Начиная с 1992 года, Эмар много записывается на CD. Альбомы 1990-х гг. в основном были посвящены современной музыке (квартет «На конец времени» Мессиана, Этюды, фортепианный концерт и другие произведения Лигети, сочинения Булеза, Дюсапена, Дютийе, Лахенмана, Ксенакиса…). Среди его более поздних записей — «Искусство фуги» Баха, Концерты №№ 6, 15, 17, 18, 27 Моцарта, все концерты Бетховена, Симфонические этюды и «Карнавал» Шумана, фортепианный концерт Дворжака, Этюды и «Образы» Дебюсси, «Ночной Гаспар» Равеля.

    С 2006 года у пианиста эксклюзивный контракт с Deutsche Grammophon. Многие записи Эмара получили престижные премии: Prix Caecilia, Cannes Classical Award, Edison Prize, Gramophone Award, Echo Award, Schallplattenkritik Honorary Prize.

    CD «Искусство фуги» Баха отмечен премиями Diapason d'Or и Choc du Monde de la Musique и завоевал первую позицию в самых популярных чартах и рейтингах записей академической музыки. Записи всех концертов Бетховена с Камерным оркестром Европы под управлением Н. Арнонкура и диск «Посвящение Мессиану» удостоены премии ECHO Classic, диск с сочинениями Ч. Айвза («Конкорд-соната» и «Песни») — премии Grammy.

    В последние годы Эмар записал на Deutsche Grammophon альбомы «Лист-проект» (2011, к 200-летию композитора), Прелюдии Дебюсси (2012), сделал новую запись первого тома «Хорошо темперированного клавира» Баха (2014).

    В сезоне 2015/2016 Эмар — артист-резидент Венского симфонического оркестра, с которым исполняет все концерты Бетховена под управлением Филиппа Жордана. Среди наиболее заметных событий сезона — сольные концерты во Франкфурте, Амстердаме, Сиднее, Токио и Лондоне. Музыкант остается верен музыке XX–XXI вв.: выступает с проектом, посвященным К. Штокхаузену в Мюнхене, Амстердаме и Париже, играет сочинения Мессиана, а также Стравинского, Берга, Бартока, Обухова, Лигети, Куртага, Лахенмана… В июне на фестивале в Олдборо состоится премьера нового фортепианного сочинения Джулиуса Андерсона.

    В 2005 году Пьер-Лоран Эмар он был удостоен премии Королевского филармонического общества «За достижения в области инструментального исполнительства». В 2007 он был назван «Инструменталистом года» по версии издания

    Musical America. В 2009 году получил премию Victoires de la musique как лучший инструменталист Франции. Снимался в документальных фильмах Note by Note: The Making of Steinway L1037 (2007) и Pianomania (2010). Является членом Баварской Академии изящных искусств.